Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Опытные и экспериментальные образцы, созданные на базе танка БТ-5

Параллельно с освоением серийного производства быстроходного танка БТ-5 практически уже с первых дней по заданиям УММ РККА постоянно велись работы, направленные на повышение огневой мощи, защищенности и подвижности боевой машины. В середине 30-х гг. на базе танка БТ-5 были разработаны различные экспериментальные образцы, такие как: танки повышенной проходимости и живучести — БТ-ИС; химический танк — ХБТ-5; танки-мостоукладчики и танки с ракетным вооружением. Кроме того, в этот период на танке БТ-5 испытывались отдельные опытные узлы и агрегаты, такие как: шестицилиндровый дизель — прототип двигателя В-3 мощностью 300 л. с. (221 кВт); оборудование для подводного вождения танка и плава, а также различные приспособления, повышающие проходимость машины на грунтах с низкой несущей способностью.

Работы по повышению огневой мощи танка БТ-5 начались в октябре 1933 г., после того как начальником УММ РККА командармом 2 ранга И. А. Халепским было выдано задание начальнику ВАММ бригадному инженеру Лебедеву на разработку проекта установки 250-кг танковых торпед (ТТ) на быстроходный танк БТ. За счет установки на танк ракетного вооружения предполагалось решить проблему по борьбе с тяжелыми танками противника и преодолению сильно укрепленных полос обороны, узлов сопротивления и отдельных ДОТов. Ведь по мощности фугасного действия 250-кг ракеты не уступали снаряду 305-мм орудия.

Первые успешные стрельбы ТТ (такое наименование в то время было присвоено ракетам) навесным огнем на короткие дистанции (300–1800 м) были произведены в 1931–1932 гг. на НИАПе АНИИ в Ленинграде и на полигоне ВОХИМУ (Кузьминки), после чего командованием УММ было принято решение об их установке на танки.

Всего на основании ТТТ в научно-исследовательском отделе (НИО) ВАММ военным инженером 2 ранга Тверским было разработано два проекта ракетного вооружения танка: установка 250-кг ТТ и спаренная установка 250-кг ТТ на танке БТ-5.

Более удачным был признан второй вариант проекта легкого колесно-гусеничного ракетного танка, получившего наименование РБТ-5. Этим проектом, разработанным Тверским в конце 1933 г., в качестве дополнительного вооружения танка предусматривалась установка двух 250-кг ТТ. Опытный образец установки был изготовлен на московском заводе № 37, а ее монтаж на опытный танк БТ-5 был осуществлен уже на ХПЗ.

Танк РБТ-5 отличался от серийного танка БТ-5 размещением снаружи башни двух установок для пуска 250-кг ТТ (ракет) с сохранением основного оружия — 45-мм танковой пушки. Клепаная конструкция пусковой установки была выполнена по типу фермы, собранной из швеллеров.

Каждая ракета хвостовой частью устанавливалась в направляющую втулку и автоматически стопорилась. Уравновешивание установки осуществлялось с помощью специального пружинного механизма. Перед пуском ракеты на поражение производилась предварительная пристрелка цели из 45-мм [64] штатной пушкой и с помощью переходных таблиц вводился поправочный коэффициент в вертикальные углы наведения установки.

Наведение установки в вертикальной плоскости осуществлялось изнутри машины с помощью рукоятки специального подъемного механизма, имевшего две передачи. В горизонтальной плоскости наведение обеспечивалось поворотом башни. Максимальный угол возвышения, составлявший 48°, позволял поражать различные цели на дальности до 1500 м. Выстрел производился с помощью электрозапала.

Ракета длиной 1805 мм и диаметром 420 мм состояла из головной части с зарядом взрывчатого вещества (ВВ) (130 кг) и хвостовой части с реактивным зарядом (13,5 кг). Для подрыва ВВ использовались взрыватели от авиационных бомб (мгновенного и замедленного действия). Головная часть взрывателя для защиты от поражения пулями и осколками имела броневой колпак.

Малая дальность стрельбы, низкая вероятность поражения цели и высокая уязвимость от пуль и осколков послужили причиной прекращения дальнейших работ над совершенствованием танка РБТ-5. В августе — декабре 1934 г. также велись работы по установке на танке 100-кг и 300-кг торпед.

Результаты работ по танку РБТ-5 легли в основу новых ТТТ, утвержденных начальником НТУ АБТУ РККА Лебедевым 29 января 1935 г.

Согласно новым ТТТ в качестве дополнительного вооружения на штатной башне танка БТ-5 необходимо было установить 132-мм реактивную орудийную установку, состоящую из двух «орудий» (направляющих). Причем в требованиях особо подчеркивалось, что «установка должна допускать круговой обстрел на дальности до 4-х км. ...Придание углов возвышения для установок — раздельное. ...Наружные части изготовить с учетом непоражаемости от пуль огня противника».

Установка на танк БТ-5 в качестве дополнительного оружия 132-мм реактивных снарядов (РС) производилась в Ракетном научно-исследовательском институте (РНИИ) с привлечением инженера АБТУ В. И. Александрова, работавшего в то время в НИИ № 3. Совместными усилиями представителей обоих НИИ уже в апреле 1935 г. были разработаны проекты и изготовлены опытные образцы установки 132-мм РС (ракет) на танке БТ-5.

Для проведения экспериментальных работ 132-мм ракетное орудие, состоящее из двух направляющих планок, было закреплено с помощью болтов только на левой стороне башни танка. Установка позволяла иметь два фиксированных угла возвышения — 0° и + 20°. Задачей экспериментальной установки было выявление действия газовой струи, образующейся при выстреле, на механизмы и экипаж танка. Пристрелка, как и на танке РБТ-5, производилась с помощью 45-мм танковой пушки, а стрельба на поражение цели осуществлялась 132-мм фугасными РС.

Испытания экспериментальной установки были осуществлены в три этапа на артиллерийском полигоне вблизи станции Софрино. На первом этапе (28 апреля 1935 г.) в присутствии заместителя начальника 5-го отдела АБТУ РККА Сакса начальником 2-го сектора РНИИ Петровым и ведущим инженером 1-го отдела НИИ № 3 Александровым было произведено три выстрела. Причем третий выстрел был произведен при работающем двигателе и с экипажем. Необходимо отметить, что кроме Александрова и Петрова, находившихся во время эксперимента в боевом отделении танка, в отделении управления контролировал работу силовой установки механик-водитель Горынов.

Участники эксперимента отметили, что во время стрельбы «сотрясений нет. Слабый запах пороховых газов. Звук глухой». И хотя эксперимент прошел успешно, дальнейшие испытания из-за опасности возникновения пожара пришлось приостановить. Дело в том, что смоченная в бензине и установленная на расстоянии 0,5 м от танка в направлении струи тряпка при выстреле сгорела.

На втором этапе (22 мая 1935 г.) был произведен всего один выстрел, во время которого струя сорвала защитный кожух над воздухоочистителем и входными жалюзи, а также пробку с заправочной горловины правого топливного бака. На изготовление [65] нового кожуха и подготовку танка к третьему этапу испытаний ушло четыре дня.

26 мая 1935 г. был проведен третий, заключительный, этап испытаний. В присутствии представителей АБТУ РККА — начальника 5-го отдела Андреева и инженера 7-го отдела Ряузова, а также начальника 1-го отдела РНИИ Победоносцева был осуществлен успешный пуск четырех фугасных и двух агитационных реактивных снарядов. Испытания показали, что стрельба реактивными снарядами с танка безопасна для экипажа, не наносит механических повреждений механизмам танка и, при внесении небольших конструктивных изменений, безопасна в пожарном отношении.

Опытные работы продолжались до февраля 1936 г. и велись с отработкой меткости стрельбы данным типом снаряда. Несмотря на положительные результаты работы, командование АБТУ в лице Бокиса и Ольшанского на основании доклада инженера АБТУ Сыча дальнейшие работы приостановило, отказавшись даже принять участие в испытании опытного образца и его приемке. Испытания машины были прекращены до внесения изменений в конструкцию исходя из требований пожарной безопасности.

Руководство НИИ № 3 тем не менее считало целесообразным продолжить работы по оснащению танков ракетным вооружением. Причем эти работы предполагалось вести по трем направлениям: создание танков со специальной башней для ракетной установки (при этом ракетное оружие считалось основным); создание телетанков с ракетной установкой (эти работы велись в 1937–1938 гг. в НИТИ РККА совместно с НИИ № 3); установка ракетного вооружения в качестве дополнительного к уже имеющемуся основному оружию танка (что позволяло осуществить установку нескольких крупнокалиберных снарядов с большим количеством ВВ).

В результате проведенных в течение 1934–1936 гг. работ Александровым были разработаны три варианта проекта установки ракетного вооружения на танках БТ-5 и БТ-7. В основу проектов была положена ракетная установка калибра 132 мм, представляющая собой трубу длиной 2000 мм с тремя направляющими, расположенными равномерно внутри трубы по кругу. Для удержания снаряда в трубе использовались два стопора, убиравшиеся при выстреле.

В первом варианте проекта основное оружие танка было сохранено, а ракетное оружие рассматривалось как дополнительное. Две ракетных орудия калибра 132 мм с механизмами наводки, прицелом и механизмом подачи снарядов устанавливались по бортам вращающейся башни. Вертикальный угол [66] составлял от — 5° до +25°. В магазине, размещенном в кормовой части башни вместе с механизмом подачи, укладывались 8 снарядов. Заряжание орудий осуществлялось при нулевом угле возвышения. Выстрел производился с помощью электрозапала, питание к которому подавалось от аккумуляторной батареи машины. Скорострельность согласно расчетам должна была составлять 4 выстр./мин., а масса всей установки не превышать 650 кг.

Во втором варианте на танк БТ-5 устанавливалась специальная прямоугольная башня с основным ракетным оружием и простыми механизмами управления. В качестве вспомогательного оружия на танке предполагалась установка 7,62-мм пулемета ДТ. Боекомплект танка состоял из 18 РС для пусковой установки и 36 пулеметных дисков. Заряжание ракетного орудия производилось вручную изнутри башни через специальные закрывающиеся окна. Углы возвышения орудию придавались с помощью подъемного механизма, а наведение по горизонту — поворотом башни.

Третий вариант машины был разработан на базе танка БТ-7. Результаты проделанной работы были использованы при оснащении ракетным вооружением опытного тяжелого танка КВ-1К в годы Великой Отечественной войны.

Для расширения фронта работ по повышению огневой мощи боевых машин в 1934 г. представителями УММ РККА были разработаны ТТТ на установку на танки и автомашины динамореактивных (безоткатных) пушек, спроектированных инженером Л. В. Курчевским. Наиболее интересным являлся проект по установке 152-мм динамореактивной мортиры на танк БТ-5. Предлагаемая боевая машина предназначалась «для действия в составе танковых и механизированных отрядов в качестве тяжелого пушечного истребителя для борьбы на ближних дистанциях со средними и тяжелыми танками противника».

Проектом предусматривалось следующее: «стрельба должна вестись осколочно-фугасным снарядом массой 24–25 кг с начальной скоростью 250 м/с. Скорострельность составляет 5–6 выстр./мин., боекомплект — 15 выстрелов». Огонь должен был вестись в секторе 240° за счет поворота башни. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от — 5° до + 15°. Время приведения орудия в боевое положение согласно расчетов составляло не более двух минут. К сожалению, данные о дальнейшей судьбе этого проекта отсутствуют.

В конце 1935 г. специалистами НИО ВАММ им. Сталина было выдвинуто предложение и разработаны ТТТ на установку в танк БТ-5 165-мм газодинамического миномета, созданного в Артиллерийском научно-исследовательском институте. Машины с таким вооружением предполагалось использовать в качестве мощного средства поддержки мотомеханизированных войск и прежде всего, для борьбы с узлами сопротивления, артиллерийскими батареями противника и другими крупными целями, встречающимися при проведении глубокого рейда вышеуказанными войсками, а также для выполнения самостоятельных задач. Для самообороны танк планировалось оснастить или 7,62-мм пулеметом ДТ или 45-мм танковой пушкой. Миномет должен был устанавливаться в башне и иметь углы наведения по вертикали от +40° до +80°. Грубая наводка в горизонтальной плоскости должна была производиться за счет поворота танка, а точная — за счет поворота башни в секторе + 30° от продольной оси машины. Боекомплект танка состоял из 50 комплектов зарядов и мин. Предполагалось оснастить установку специальным механизмом для приведения миномета в положение, удобное для заряжания, обеспечивающее скорострельность 3–4 выстр./мин. Однако из-за несовершенства конструкции 165-мм газодинамического миномета и развертывания работ по созданию более надежной и эффективной самоходной установки СУ-14 с 203-мм гаубицей дальнейшие работы по данному виду вооружения танков были прекращены.

Помимо работ по повышению огневой мощи танков для борьбы с наземными целями в середине 30-х гг. предпринимались неоднократные попытки использовать основное оружие танка для борьбы с самолетами противника. Так, в 1935 г. проводились проектные работы по универсальной установке 45-мм пушки для зенитной стрельбы с углом возвышения до 80°. Кроме того, еще в сентябре 1933 г. военным представителем УММ РККА на ХПЗ Чернявским была предложена идея расположения на танке БТ-5 съемной пулеметной установки для стрельбы по зенитным целям из 7,62-мм пулемета ДТ.

В октябре 1934 г. во Всесоюзном электротехническом институте проводились работы по установке и испытанию на танке БТ-5 в качестве основного оружия центробежного пулемета (ЦП). Были изготовлены опытный образец пулемета и эскизный проект танка. В качестве источника электрической энергии использовался штатный генератор танка. Масса установки ЦП достигала 2000 кг, а ее техническая скорострельность для тех лет была просто фантастической — 3000–6000 выстр./мин. Начальная скорость полета стального шарика (пули) диаметром 13,5 мм составляла всего 360 м/с и позволяла поражать цели на дальности не более 1000 м. Пулеметная установка занимала все боевое отделение танка БТ-5 и не оставляла места командиру. При установке ЦП демонтировался весь комплекс вооружения машины. Проведенные испытания центробежного пулемета и предварительные эскизные проработки его установки в танк БТ-5 показали необходимость проектирования и изготовления новой башни, установки в ней дополнительного генератора ЦП мощностью 60 кВт для обеспечения работы более мощного электромотора (60 кВт при 6000 об/мин) пулеметной установки. Для получения генератором ЦП требуемой скорости вращения (4000 об/мин) необходима была установка дополнительного [67] повышающего редуктора с приводом отбора мощности от двигателя М-5. Причем величина отбора мощности на привод генератора ЦП достигала 100 л. с. (73,6 кВт). В результате установки ЦП масса танка возрастала на 1000–1200 кг. Дальнейшие работы в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В связи с ограниченным количество моторов М-5, отработавших на самолетах свой 100-часовый ресурс, руководство УММ РККА начало поиск другого серийно выпускаемого промышленностью двигателя, пригодного для установки в танк БТ-5 без серьезной переделки последнего. В создавшейся обстановке было решено использовать уже отслужившие моторесурс авиамоторы М-17, производившиеся в нашей стране по лицензии немецкой фирмы БМВ (BMW). Таких авиамоторов было значительно больше, чем имеющихся двигателей М-5.

Опытные работы по установке в танк БТ-5 двигателя М-17 были организованы на основании договора № 157249 от 28 января 1933 г., заключенного между УММ РККА и ХПЗ. Согласно этому договору завод к 10 апреля 1933 г. должен был разработать проект танка БТ-5 с двигателем М-17 и уже в июне того же года изготовить опытный образец машины.

Реально же чертежи, да и то в карандаше, были выполнены инженерами Гребенем, Бондаренко, Алферовым, Веселовым, Райхелем и Саранчей лишь к концу июня 1933 г.

Изготовление опытного образца задерживалось из-за отсутствия на ХПЗ двигателя М-17 по вине Рыбинского завода № 26, на котором велась работа по отладке технологического процесса капитального ремонта двигателя и его дросселированию до мощности 500 л. с. (370 кВт). Только 27 ноября 1933 г. отремонтированный двигатель с укороченным на 160,9 мм коленчатым валом поступил в цех Т2О для монтажа его в опытный танк.

В феврале — марте 1934 г. собранный опытный образец танка прошел заводские испытания, результаты которых легли в основу разработки технических требований на установку в танк БТ-5 двигателя М-17Б. Согласно этим требованиям, утвержденным начальником УММ РККА И. А. Халепским 13 апреля 1934 г., «установка двигателя М-17 должна [была] быть произведена без изменений основных габаритов машинного [моторного] отделения танка». Уже на следующий день управляющим Спецмаштрестом Нейманом было издано распоряжение, в котором «...директору ХПЗ тов. Бондаренко... [предписывалось] изготовить один образец БТ-5 с мотором М-17 с увеличенными (до 840 л.) бензобаками ... Срок изготовления — 1.08.34 г.». В связи с применением нового двигателя на опытном образце танка БТ-5 был установлен вентилятор системы охлаждения большего диаметра, что привело к необходимости изготовления в днище корпуса машины специального люка с выштамповкой и, естественно, к уменьшению на 50 мм клиренса машины. Но и этот вентилятор повышенной производительности не обеспечивал поддержание нормального температурного режима работы двигателя. Так, при испытании машины в июне 1934 г. с совершением 400-км марша было выявлено увеличение температурного режима двигателя (температура масла доходила до 117°С, а воды — до 105°С). Дальнейшие работы по установке двигателя М-17 в опытном отделе ХПЗ с переменным успехом велись до начала серийного выпуска танка БТ-7.

Параллельно с работой по установке двигателя М-17 на ХПЗ по заданию УММ РККА велась большая работа по оснащению танка БТ-5 дизелем. Эта работа являлась продолжением опытной работы по [68] установке дизеля БД-2 в танк БТ-2. Проект установки дизеля в моторное отделение танка БТ-5 был выполнен уже весной 1933 г. инженерами КБ Т2О Зарициным, Офенгендиным, Третенем и Сериковым. А вот установить дизель в БТ-5 удалось лишь в середине 1934 г. Причиной этому была еще слишком «сырая» конструкция отечественного первенца — дизеля БД-2.

После испытаний на стенде и в танке БТ-2 первого опытного образца БД-2 конструкторы приступили к разработке улучшенной конструкции дизеля первой серии. Для повышения коэффициента наполнения цилиндра и достижения заданной мощности в каждом цилиндре вместо одного поставили уже по два впускных и два выпускных клапана, провели ряд других усовершенствований. Всего с апреля 1933 по октябрь 1934 гг. было внесено свыше 1150 конструктивных изменений.

К концу 1934 г. было изготовлено восемь дизелей первой серии и кроме стенда их установили для испытаний на опытный тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец», на два военных катера ПК-1 и на два танка (один — на БТ-5, другой — на БТ-7). БТ-5 с дизелем БД-2 первой серии осенью 1934 г. демонстрировался в Москве руководителям партии и правительства. Правительство СССР приняло решение параллельно с доводкой этого дизеля вести подготовку к их серийному производству — строить на ХПЗ новые корпуса и цеха. К концу 1938 г. заводом были изготовлены первые пятьдесят дизелей. Причем четыре из них были установлены в опытные танки БТ-5, подвергшиеся большой и малой модернизации. Основной задачей обоих вариантов модернизации танка было проверить возможность замены устаревших бензиновых двигателей М-5 на перспективный дизель типа В-2.

Согласно программе большой модернизации на заводе № 183 (так со второй половины 1936 г. стал именоваться ХПЗ) были изготовлены три танка: №№: 221–94, 151–72 и 116–44, получивших обозначение БТ-5/В-2.

Все три машины отличались от серийных танков БТ-5 прежде всего установкой дизелей В-2 мощностью 500 л. с. (368 кВт) вместо карбюраторных двигателей М-5. В связи с установкой дизеля и увеличением массы машины до 13 т серийные детали и механизмы ходовой части, трансмиссии и приводов управления как не соответствующие возросшей передаваемой мощности дизеля В-2 были заменены на детали и механизмы танков БТ-7 и БТ-7М. Емкость топливных баков составляла 230 л. В трансмиссии танка использовалась трехскоростная коробка передач. Кроме того, по типу танка БТ-7 в днище машины был сделан аварийный люк и забронированы бортовые редукторы. В боевом отделение была введена боеукладка «чемоданного» типа, что позволило увеличить боекомплект орудия до 178 выстрелов и 2205 патронов к пулемету ДТ. В качестве внутреннего переговорного устройства устанавливалось ТПУ-2. По грунтовой дороге на гусеничном ходу машина развивала скорость до 65,4 км/ч и имела запас хода 225 км.

В это же время на заводе № 183 была произведена малая модернизация танка БТ-5 № 19–22. Основная задача малой модернизации заключалась в установке задросселированного по крутящему моменту на 150 кгм дизеля В-2 мощностью 300 л. с. (221 кВт) вместо карбюраторного двигателя М-5. При испытании танка устанавливались два типа дизеля В-2 — двенадцатицилиндровый и одноблочный шестицилиндровый, переделанный из двухблочного. Вместе с установкой двигателя были заменены узлы и детали системы охлаждения, электрооборудования, системы выпуска отработавших газов, трансмиссии, ходовой части, смотровые приборы танка БТ-5 на применяемые в танке БТ-7М. Одновременно были установлены мелкозвенчатые гусеницы. Общая емкость четырех топливных баков была доведена до 330 л. Введение новой укладки позволило увеличить боекомплект орудия до 178 выстрелов. Боекомплект пулеметов составлял 1827 патронов. Без изменений была использована четырехскоростная коробка передач. В результате проведенных мероприятий боевая масса машины возросла до 12470 кг, а запас хода увеличился до 320 км. После проведения испытаний на машину был установлен шестицилиндровый одноблочный дизель В-2 (прототип В-3). Танк БТ-5 с дизелем типа В-3 имел такой же внешний вид, как и серийный танк БТ-5, но у него отсутствовала установка в корме цилиндрического глушителя, а надмоторный люк без установки воздухоочистителя имел прямоугольную форму.

Еще один вариант модернизированного танка БТ-5 в середине 1939 г. был изготовлен на Харьковском ремонтном заводе № 48. Изготовление опытного образца танка БТ-5/М-5 проводилось в целях [69] проверки целесообразности проведения модернизации серийных танков БТ-5, которая должна была осуществляться на ремонтных заводах при капитальном ремонте машин. Эти мероприятия прежде всего предусматривали улучшение броневой защиты рубки механика-водителя за счет приварки с наружной стороны броневых листов толщиной 13 мм. Кроме того, были выполнены: дополнительное бронирование (по типу танка БТ-7) слабо защищенных мест машины, установка синхронизированных редукторов, обеспечивавших движение танка на одной гусенице, усиление качающихся рычагов управляемых передних катков, а также установлены мелкозвенчатые гусеницы. Двигатель М-5 и коробка передач танка остались без изменений. Сравнительные испытания всех трех вариантов модернизации танка БТ-5 были проведены в августе — сентябре 1939 г. Причем для всесторонней проверки были представлены четыре танка БТ-5: три танка, изготовленных согласно объему большой модернизации; один танк — согласно объему малой модернизации с дизелем В-2 в двух вариантах и один танк завода № 48 с двигателем М-5.

За время испытаний танки прошли около 2500 км. Лучшие результаты показали танки большой модернизации, которые «по своей надежности стояли гораздо выше серийного БТ-5 и танка с малой модернизацией».

По результатам проведенных испытаний в АБТУ РККА был поднят вопрос перед промышленностью о прекращении серийного производства танков БТ-7 с бензиновым двигателем М-17, организации выпуска танков БТ-7М с дизелем В-2 и развертывании производства танка БТ-5 большой модернизации с дизелем В-2.

Установка на танк дизеля позволяла не только значительно снизить пожароопасность в танке, но и существенно (почти в 1,5 раза) повысить запас хода по топливу (без увеличения емкости топливных баков). А проблема повышения оперативной подвижности, как известно, всегда являлась камнем [70] преткновения при создании танков, особенно оснащенных карбюраторными двигателями. Напомним, что запас хода по топливу (на гусеничном ходу по шоссе) у танка БТ-5 составлял всего 120–150 км. Вот почему, не дожидаясь принятия на вооружение танков БТ с дизелем, в 30-е гг. велись интенсивные работы по установке на танки БТ дополнительных топливных баков.

Так, в мае 1933 г. на ХПЗ был закончен проект по увеличению запаса топлива за счет «двойного» дна машины, а также был рассмотрен вопрос по установке дополнительного топливного бака в корме машины.

В 20-х числах августа 1934 г. в мастерских технической базы 11-го МК (ЗабВО) по предложению инженера-конструктора Иванова (ВАММ) были проведены опытные работы по установке на танк БТ-5 (заводской № 2873) десяти дополнительных топливных баков общей емкостью 270 л. Причем восемь дополнительных баков устанавливались на две (четыре — на левую и четыре — на правую) дополнительные металлические полки, расположенные вдоль бортов корпуса танка. Сверху дополнительные баки были закрыты надгусеничными полками, перенесенными относительно своего штатного расположения на 150 мм вверх. Полученная таким образом своеобразная ниша шириной 240–250 мм снаружи закрывалась откидными металлическими дверцами толщиной 5 мм на петлях и крепящихся болтами. В перспективе предполагалось заменить их на бронированные такой же толщины. Еще два дополнительных бака емкостью по 25–30 л каждый располагались в свободном межбортовом пространстве между третьими и четвертыми пружинами подвески. Масса всей установки с топливом достигала 300 кг (при массе баков 60–80 кг). Подача топлива из дополнительных баков в топливную систему производилась через отводные топливопроводы. Поднятие надгусеничных полок на 150 мм привело к невозможности полной укладки на них гусениц танка при его движении на колесном ходу и, что самое главное, затруднило круговое вращение башни. Кроме того, при повреждении хотя бы одного дополнительного бака происходила полная потеря топлива из всех баков. Вот почему дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.

В опытных работах, проводившихся в целях повышения проходимости и живучести танков БТ, заслуживает особого внимания творчество военного изобретателя-самоучки Н. Ф. Цыганова. Благодаря своему природному таланту и клокочущей энергии Цыганов с группой энтузиастов-сослуживцев в рекордно короткие сроки смог изготовить опытный колесно-гусеничный танк БТ-2-ИС. Для улучшения ходовых качеств танка при движении на колесах ведущими были сделаны три пары опорных катков. (Подробно история создания и особенности конструкции этой опытной машины изложены в первой главе книги).

Пытаясь еще больше повысить боевые свойства танков БТ, Н. Ф. Цыганов в начале 1936 г. приступает к созданию опытного образца танка БТ-5-ИС. Работы по созданию танка БТ-5-ИС были направлены прежде всего на повышение проходимости серийного танка БТ-5, увеличение его запаса хода и обеспечение возможности движения танка на одной гусенице.

Основным конструктивным отличием танка БТ-5-ИС от базовой машины было наличие трех пар опорных катков, являющихся ведущими при движении на колесном ходу. Переход на колесный движитель производился за 13–15 минут и не требовал «губительной» остановки танка во время боя и выхода из машины экипажа под огнем противника. Уравнивание скоростей движения на колесах и гусеницах осуществлялось специальным механизмом — синхронизатором. Танк мог двигаться на всех передачах на гусеницах при включенном колесном ходе. Поворот машины на месте при воздействии на рычаг управления был одинаковым как на колесах, так и на гусеницах, но от возникавшего при перемещении бокового сдвига появлялись перенапряжения в резиновых бандажах опорных катков.

Дополнительная трансмиссия для подвода мощности к ведущим опорным каткам была расположена в межбортовом пространстве под съемными наружными бортовыми листами. Отбор мощности производился от бортового редуктора к синхронизатору, далее через полужесткую зубчатую муфту к [71] валу угловой коробки и через муфту на промежуточный валик и вторую муфту к валу первой верхней распределительной коробки. От первой верхней распределительной коробки крутящий момент передавался последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок через телескопические карданные валы крутящий момент передавался к колесным редукторам опорных катков.

В результате установки дополнительной трансмиссии в межбортовом пространстве, новых подкосов, а также дополнительного топливного бака в корме танка, корпус машины претерпел некоторые изменения. Кормовая часть корпуса была выполнена по типу танка БТ-7. Кроме того, была введена бронировка картеров бортовых редукторов дополнительного привода. Помимо дополнительной трансмиссии в межбортовом пространстве были установлены дополнительные баки (по одному с каждого борта).

В ходовой части машины были изменены балансиры опорных катков, элементы подвески и ведущие колеса гусеничного хода.

Вооружение машины осталось неизменным, за исключением боекомплекта к 7,62-мм пулемету ДТ, который был уменьшен до 2016 патронов. Радиостанция и танковое переговорное устройство на опытной машине не устанавливалось.

Благодаря увеличению емкости топливных баков до 650 л запас хода возрос до 250–300 км при движении на гусеницах и до 450–500 км — на колесном ходу. Скорость машины на колесном ходу достигала 80 км/ч. [72]

В 1936 г., после успешного проведения испытаний первого опытного образца под руководством Н. Ф. Цыганова, на ремонтном заводе № 48, расположенном в Харькове, были разработаны чертежи для изготовления опытной серии машин. Первоначально планировалось изготовить три образца машины на ХПЗ и три машины на заводе им. Кирова в Ленинграде. Реально же опытная серия танков БТ-5-ИС в количестве десяти машин во второй половине 1936 г. была изготовлена на заводе № 48. Причем три танка из этой опытной серии приняли участие в пробеге по маршруту Харьков — Москва. По результатам этого пробега в конструкцию трех танков [75] БТ-5-ИС: №№ 05, 06 и 010 были внесены изменения и в мае — июне 1937 г. эти доработанные машины подверглись войсковым испытаниям в ХВО.

Войсковые испытания трех танков БТ-5-ИС проводились на основании приказа начальника УММ РККА № 015 от 31 января 1937 г. Возглавлял комиссию по войсковым испытаниям начальник 1-го отделения АБТО ХВО полковник Шнепп. В состав комиссии входили начальник штаба 5-й танковой бригады полковник Зеленцов, представитель НИБТ полигона капитан Кульчицкий, инженер 5-й танковой бригады военинженер 3 ранга Дик, воентехник 2 ранга Цыганов, начальник КБ завода № 48 Спецмаштреста Ревин.

За время испытаний танки БТ-5-ИС прошли от 1500 до 2500 км (в основном на колесном ходу). Они показали значительно лучшую проходимость и живучесть по сравнению с танками БТ-5, так как «хорошо передвигались при потере одной гусеницы, одного или двух катков». Несмотря на ряд выявленных недостатков — «слабость шестерен синхронизаторов, перегрузка резины задних колес, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии», — члены комиссии пришли к выводу, что танк «БТ-ИС на вооружение следует принять». Начальник АБТУ РККА комдив Г. Г. Бокис незамедлительно отдал распоряжение: «изготовить в 1937 г. установочную партию в 5 машин БТ-ИС», провести войсковые испытания и устранить выявленные недостатки с таким расчетом, что уже в 1938 г. выпустить 300 танков БТ-5-ИС на заводе № 48. Но этим планам не суждено было сбыться.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что и на этот раз и руководство ХПЗ, и руководство завода № 48 отнеслись с прохладцей к очередному «чужому» улучшению ходовой части танка БТ-5. Подтверждением данному факту служат как неоднократные требования руководства УММ РККА «о направлении конструкторов на испытания для получения опыта», так и гневное письмо воентехника 2 ранга Н. Ф. Цыганова, направленное «в Политбюро ЦК ВКП(б) тов. Сталину и тов. Ворошилову». В этом письме «О вредителях при изготовлении БТ-ИС», отправленном 26 октября 1937 г., в частности, он писал, что «изготовление затягивалось из-за: вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. ...Фарманьянц — Зам. начальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС. ...Необходимо ваше вмешательство».

Данное письмо, а точнее, «крик души» Цыганова на некоторое время сдвинуло с мертвой точки работы по танкам БТ-ИС. Так, на ХПЗ скорректировали сроки изготовления и проведения испытаний опытного танка БТ-7-ИС, а на заводе № 48 ускорили изготовление модернизированного варианта опытного танка БТ-5-ИС. Еще в июле 1937 г. Цыганов для улучшения защищенности танка БТ-5 предложил располагать бортовые листы корпуса не вертикально, а под углом. [76]

К осени 1938 г. завод № 48 смог изготовить в единственном экземпляре улучшенный опытный образец танка БТ-5-ИС. В период ноября 1938 г. — января 1939 г. проводились испытания танка БТ-5-ИС с наклонными броневыми листами. Машина была создана на базе танка БТ-5 и отличалась от танка БТ-5-ИС обр. 1936 г. уменьшенной до 570 л емкостью топливных баков и установкой четырехтактного, двенадцатицилиндрового V-образного карбюраторного двигателя М-17Т мощностью 400 л. с. (294 кВт). Вооружение и боекомплект танка остались без изменений.

Модернизация корпуса заключалась в частичном увеличении толщины брони и введении наклонных листов. В носовой части корпуса были установлены дополнительные листы толщиной 13 мм с наклоном в двух плоскостях. Дополнительные листы приклепывались и приваривались к основным листам носовой части. Суммарная толщина брони в верхней части носа, расположенной под углом 61°, достигала 26 мм, в бортовую часть корпуса был введен лист толщиной 13 мм расположенный под углом 24° к вертикали. Толщина листов брони нижней части бортов корпуса, [77] расположенных вертикально, составляла 15 мм. Кормовые листы корпуса танка были изготовлены из брони толщиной 13 мм и располагались под углом 33°.

Кроме того, на корпусе танка БТ-5-ИС было увеличено межброневое пространство и установлены новые подкосы, выхлопные патрубки были выполнены по типу выхлопных патрубков танка БТ-7, передняя труба направляющих колес была усилена за счет установки более надежной консоли. Дополнительно были забронированы места напротив вырезов в бортовой броне, а также картера бортовых редукторов и кормовая труба в месте расположения радиальных подшипников. Усиление лобовой брони позволило обеспечить защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от пуль 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК при обстреле со всех дистанций. Бортовые и кормовые листы защищали экипаж от 7,62-мм бронебойных пуль на любых дистанциях, а от 12,7-мм бронебойных пуль — на дистанции свыше 1000 м. Боевая масса танка возросла до 13,8 т.

Машина развивала максимальную скорость на гусеницах до 53,3 км/ч и на колесах — до 84,1 км/ч. Запас хода по шоссе на колесном ходу составлял 550 км. При потере гусеницы одного из бортов машина могла продолжать движение на другой — со скоростью до 17 км/ч и на расстояние до 190 км.

Испытания машины обстрелом и подрывом на мине показали, что при частичном разрушении ходовой части танк БТ-5-ИС сохраняет подвижность, для защиты узлов ходовой части и дополнительной трансмиссии от поражения бронебойными пулями пулеметов ДТ и ДК, а также от поражения снарядами пушек малого калибра необходимо на ступицы всех колес ввести броневые колпаки, а на наружные диски управляемых и ведущих колес — броневые накладки. Однако бронирование ходовой части было признано нецелесообразным, так как главная опасность заключалась не в поражении ходовой части, а в поражении экипажа и внутреннего оборудования танка.

Удачное решение повышения защищенности танка за счет рационального наклона броневых листов легло в основу не только следующего созданного на базе танка БТ-7 Цыгановым опытного танка (БТ-СВ), но и тактико-технических требований на разработку по заданию УММ нового легкого танка БТ-20, явившегося прообразом легендарной «тридцатьчетверки». [78]

Для обеспечения боевых действий линейных танков, а также выполнения специальных боевых заданий на базе танка БТ-5 в 30-е гг. были разработаны и изготовлены огнеметные и химические танки.

Химический танк ХБТ-5 был разработан специальным конструкторским бюро завода «Компрессор» в январе 1933 г. Опытный образец машины был изготовлен заводом «Компрессор» в 1936 г. и в октябре того же года он прошел войсковые испытания. Танк предназначался для заражения местности, постановки дымовых завес и дегазации зараженной местности. До начала Великой Отечественной войны в войсках находилось 13 танков ХБТ-5.

Машина отличалась от серийного танка БТ-5 установкой съемного танкового дымового прибора ТДП-3. Прибор дымопуска был изготовлен по чертежам завода «Компрессор». Монтаж прибора осуществлялся силами мастерских мотомеханизированных частей.

Оборудование дымопуска включало в себя два баллона (резервуара) емкостью 40 л каждый, реактивную камеру, распределительный кран, форсунки, трубопроводы и сектор управления.

Дымопуск производил командир машины с помощью рычагов управления, установленных в боевом отделении и связанных с баллонами тросовым приводом. Продолжительность дымопуска — до 12 минут. В качестве основного вооружения на танке использовался 7,62-мм пулемет ДТ, установленный вместо демонтированной спаренной установки 45-мм танковой пушки и 7,62-мм пулемета ДТ.

После проведения войсковых испытаний с учетом выявленных недостатков сотрудниками склада № 136 в 1936 г. опытный образец танка был переработан и была уточнена чертежно-техническая документация по машине.

Как уже было отмечено выше, на основе проекта химического танка ХБТ-2 (БХМ-2) на базе танка БТ-2, выполненного в 1935 г., опытный образец машины был изготовлен в том же году на базе танка [79] БТ-5. В августе 1935 г. опытный образец БХМ-2 прошел полигонные испытания. Проектирование и изготовление химического оборудование было выполнено московским заводом «Компрессор». Производство машины планировалось организовать на ремонтном заводе № 48. Но на вооружение машина не принималась и в серийном производстве не состояла. Всего было выпущено три опытных образца танка БХМ-2.

В отличие от проекта на изготовленном опытном образце огнеметное оборудование не устанавливалось. На нем было размещено только оборудование для заражения или дегазации местности и постановки дымовых завес. С машины были демонтированы 45-мм пушка и ее боекомплект. В качестве вспомогательного оружия в башне были установлены два 7,62-мм пулемета ДТ. Экипаж машины состоял из двух человек.

Резервуар боевой химической машины емкостью 1000 л позволял при движении танка со скоростью 12 км/ч, произвести заражение местности площадью 25000 кв. м с плотностью заражения 50 г/кв. м. Ширина полосы заражения равнялась 25 м. При заправке резервуара дымовой смесью ширина непросматриваемой дымовой завесы составляла 10 м. Дымопуск продолжительностью до 50 минут производился за счет испарения смеси S-IV выхлопными газами.

В результате испытаний опытного образца были обнаружены недостатки, которые потребовали доработки машины, в частности, необходимости бронирования резервуаров с огнесмесью, а также решения вопросов по укладке гусениц при движении танка на колесном ходу, так как укладка гусениц производилась на резервуары и ограничивала возможность кругового обстрела из башни танка.

Характеристики подвижности танка ХБТ-2 были сохранены на уровне базовой машины — танка БТ-5.

По результатам испытаний танка БХМ-2 в 1936–1937 гг. СКБ завода «Компрессор» был разработан химический танк ХБТ-5 (ХБТ-1), который в отличие от танка БХМ-2, предназначался для проведения огнеметания. В 1937 г. был изготовлен единственный опытный образец, который был забракован во время проведения полигонных испытаний.

Танк отличался от линейной машины отсутствием основного оружия — 45-мм танковой пушки и ее боеукладки, а также радиостанции и антенны. Вместо пушки был установлен брандспойт огнеметного оборудования и 7,62-мм пулемет ДТ.

Химическое оборудование машины КС-34, изготовленное заводом «Компрессор», включало резервуары емкостью 1000 л, насос с приводом, трубопроводы, брандспойт с устройством поджига огнесмеси, тринадцатилитровый воздушный баллон и контрольно-измерительные приборы. Брандспойт имел задвижку «Пито», отсекающую струю огнесмеси с помощью пневматического клапана. Насадка брандспойта, одновременно являвшаяся устройством для поджига, была заключена в специальный металлический кожух. Поджиг струи огнесмеси производился двумя свечами с питанием от аккумуляторных батарей машины. Установленное оборудование позволяло производить огнеметание на дальность до 70 м.

Для повышения маневренности в 30-е гг. необходимо было решить такую важнейшую проблему, как инженерное обеспечение наступательных действий войск. Большая глубина наступления требовала обеспечения маневра и продвижения механизированных частей, преодоления водных преград сходу, причем в ряде операций — с последовательным их форсированием. Работы в этом направлении в тот период велись очень интенсивно не только на НИИТ и НИБТ полигонах РККА, но и непосредственно в войсках. С помощью разработанных приспособлений различного типа танки БТ-5 получили возможность форсировать водные преграды на плаву, преодолевать заболоченные участки местности и глубокий снежный покров. [80]

В 1935–1936 гг. в понтонно-переправочном отделении НИИТ полигона РККА были изготовлены и испытаны опытные образцы разработанных приспособлений для индивидуальной переправы танков БТ-5, а также опытные образцы аналогичных приспособлений, предложенных инженерами Бельганским, Кравцевым и Алексеевым. Кроме того, в БВО были сконструированы приспособления для плава с помощью вспомогательных приспособлений (два навесных короба водоизмещением 2,44 т и гребной винт с приводом от храповика коленчатого вала двигателя).

Приспособление для плава легких танков, предложенное А. Ф. Кравцевым, было изготовлено в 1935 г. в войсковых мастерских Приморской группы и в сентябре того же года прошло испытания на танках БТ-5 и Т-26. Необычность испытания заключалась в том, что танкам пришлось вплавь преодолеть Амурский залив на северо-западе от Владивостока. В 14.00 29 сентября 1935 г. два оборудованных приспособлениями для плава танка (БТ-5 и Т-26) под руководством начальника 2-го отдела АБТВ Приморской группы Тутушкина отчалили от берега в направлении полуострова Песчаный. При скорости ветра, достигавшей 3,5 баллов, танк БТ-5 за 4 часа успешно преодолел вплавь 14 км. В этом историческом переходе участвовали: инженер-конструктор изобретатель А. Ф. Кравцев, командир танка БТ-5 Маньковский, механики-водители танка БТ-5 Новиков и Фомин.

В начале июля 1936 г. приспособление Кравцева, установленное на танк БТ-5, прошло полигонные испытания на НИИТ полигоне на озере Ново-Никольское. Приспособление состояло из двух лодок А-3, прикрепленных к расположенным поперек корпуса танка двум балкам. Передвижение на плаву осуществлялось с помощью вращения гусениц, оснащенных двойными «автоматическими» траками конструкции А. Ф. Кравцева. Двойные «автоматические» траки предназначались и для преодоления танком участков местности с низкой несущей способностью. Управление на плаву осуществлялось с помощью бортовых фрикционов. Для лучшей управляемости на плаву в корме танка устанавливался наружный штурвал, связанный тягами с пером водоходного руля. [82]

Общее время на сборку приспособления (с учетом разгрузки с автомобиля) группой из шести — восьми человек составляло 20 минут. Время разборки — 5 минут при работе этой же команды. Скорость движения на воде при установленных двойных траках составляла 2,5 км/ч. При установке траков с увеличенными лопатками скорость движения на третьей передаче возросла до 6 км/ч. На основании полученных во время испытаний на НИИТ полигоне результатов, данное приспособление было признано громоздким, сложным по конструкции и не дающим по времени никаких преимуществ перед имеющимися в РККА паромными переправами. Дальнейшие работы по данному приспособлению были прекращены.

Другой тип приспособления для переправы танков БТ-5 на плаву был предложен командиром саперного батальона 74-й стрелковой дивизии Алексеевым. Это приспособление было разработано и изготовлено весной 1936 г. в мастерских батальона. Приспособление состояло из двух надувных поплавков, прикрепленных по бокам танка с помощью приваренных к корпусу кронштейнов и механизма складывания. Длина приспособления составляла 5 м, масса 770 кг. Заполнение поплавков воздухом осуществлялось с помощью двух мехов в течение полутора часов.

Опытный образец приспособления во второй декаде июня 1936 г. прошел полигонные испытания на НИИТ полигоне, которые показали, что «приспособление имело громоздкий и сложный механизм складывания. Фанерные щиты в поперечном направлении прогибались и в некоторых местах давали трещины. После преодоления водной преграды [83] механизм складывания поплавков без выпуска воздуха работать не может». После преодоления водной преграды танк со сложенными поплавками прошел 700 м. Во время движения по пересеченной местности было отмечено «неизбежное повреждение поплавков». Таким образом, предположения Алексеева о возможности повторного использования приспособления для преодоления нескольких водных преград не оправдались. Реализация его предложения была признана нецелесообразной и дальнейшие работы над приспособлением данного типа были, естественно, прекращены.

Приблизительно в это же время были проведены испытания другого типа приспособления для индивидуальной переправы танков БТ-5 (ПБТ). Это приспособление по предложению НИИТ полигона РККА было разработано в проектно-конструкторском бюро (ПКБ) 1-го отделения института и изготовлено летом 1936 г. в мастерских полигона НИИТ. Приспособление состояло из двух надувных поплавков [84] (длиной 5 м и диаметром 1,05 м), изготовленных заводом «Каучук», кронштейнов с лежнями и упорными досками, а также легкосъёмными креплениями. Корпус танка при установке приспособления не требовал дополнительных переделок. Монтаж приспособления на танк группой из шести человек осуществлялся не более чем за 10 минут. Перевозка приспособления в разобранном виде производилась на надгусеничных полках машины или транспортом батальона.

Движение танка на воде обеспечивалось двумя изготовленными из бронзы гребными винтами диаметром 400 мм, имевших привод от ведущих колес. Для этой цели использовалась пара конических шестерен, устанавливаемая с внутренней стороны на ведущие колеса танка без изменения в его конструкции. Причем большая коническая шестерня и кронштейн передачи могли находиться на танке постоянно. Гребные винты с валами и малыми коническими шестернями устанавливались на кронштейнах [85] непосредственно перед преодолением водной преграды. Масса двух гребных винтов с приводом составляла 86 кг. Время установки одного винта двумя членами экипажа не превышало 4-х минут.

Полигонные испытания танка БТ-5, оснащенного ПБТ, были проведены в июне 1936 г. на пруду НИИТ полигона РККА личным составом танковой роты под руководством военинженера 3 ранга И. Ф. Королева. Перед преодолением водной преграды с танка был снят глушитель, вместо которого установили две выхлопные трубы с выгнутыми вверх концами, после чего танк под управлением водолазного специалиста — воентехника 2 ранга Отбоева плавно вошел в воду, проплыл около 100 м и благополучно вышел на берег. Повороты на воде осуществлялись с помощью бортовых фрикционов. Скорость движения на плаву достигала 8 км/ч. Максимальная скорость движения на местности с установленным приспособлением составляла 30 км/ч. После выхода танка из воды на берег, на скорости 7 км/ч было произведено два успешных сброса поплавков [86] без выхода экипажа из танка.

В случае отсутствия огневого воздействия противника для переправы танков БТ-5 был разработан упрощенный вариант приспособления, в котором отсутствовал привод на водоходный движитель. Движение на плаву в этом случае осуществлялось или за счет буксировки машины катером, или с помощью весел, или по канату. Запас плавучести приспособления (около 33%) обеспечивал перевозку на танке еще 6–8 пехотинцев. Сборка приспособления с заполнением поплавков воздухом и их навешивание группой, состоящей из восьми человек, занимали 16 минут, а его разборка — 7 минут. Общая масса приспособления для упрощенного варианта составляла 350 кг. В случае необходимости после преодоления танком водной преграды по команде механика-водителя мог производиться автоматический сброс поплавков на скорости 4–7 км/ч. Недостатком данной конструкции являлся малый клиренс (200 мм) поплавков и их уязвимость от огня противника.

Одновременно с разработкой различных приспособлений для преодоления водных преград на плаву в середине 30-х гг. в частях и на НИБТ полигоне проводились испытания оборудования для подводного вождения (хода) танков (ПХТ). По результатам этих испытаний в апреле 1936 г. были разработаны ТТТ к данному оборудованию для танка БТ-5 (БТ-ПХ), которое предназначалось для преодоления танком водных преград по дну глубиной до 5 м и протяженностью до 3 км при углах входа — выхода машины до 30° и продолжительностью работы двигателя под водой до 45 минут. Время установки приспособления не должно было превышать 60 минут, а время демонтажа — 40 минут. Изготовление десяти комплектов данного оборудования было поручено заводу № 48.

Танк БТ-5ПХ с оборудованием для подводного вождения был изготовлен в мастерских 5-го учебного [87] полка БВО в 1933 г. Опытный образец машины осенью того же года прошел войсковые испытания. Герметичность танка обеспечивалась резиновыми уплотнениями с дополнительной прокраской сварных швов и стыков свинцовым суриком. Маска пушки герметизировалась с помощью сальника и чехла (при испытании пушка на машине не устанавливалась). Погон башни герметизировался резиновой трубкой диаметром 10–15 мм, в которую ручным насосом закачивался воздух до давления 1–2 кгс/кв. см. Полученная таким способом герметичность обеспечивала поворот башни (подобным образом осуществляется уплотнение погона башни на современном английском танке «Чифтен» Mk5). Боковые жалюзи над радиаторами были закрыты герметично двумя металлическими 5-мм листами с двумя патрубками (диаметром 175 мм), соединенными с трубой диаметром 300 мм для подвода охлаждающего воздуха. Жалюзи над трансмиссией также герметично были закрыты металлическим листом, на котором для отвода нагретого воздуха, устанавливалась вторая труба диаметром 300 мм. Длина отводящей и подводящей труб составляла 2 м. При установке оборудования с машины снимался глушитель, а выхлопные трубы заменялись более длинными (до 1400 мм). На концах выхлопных труб устанавливались обратные клапана для предотвращения проникновения забортной воды в цилиндры двигателя в случае его остановки. Воздухопитающая труба для экипажа диаметром 200 мм была установлена на крыше башни вместо перископического прицела. С помощью установленного оборудования танк мог преодолевать водные преграды глубиной до 4 м и шириной до 40 м на первой передаче и нахождении экипажа в респираторах типа С-Ш-1. Связь с экипажем осуществлялась с помощью проводного телефона.

Первые испытания танка БТ-5ПХ проходили 31 октября 1933 г. на р. Березина в районе Борисова. На время испытаний место командира танка занял командир 5-го танкового полка А. Тылтынь. В состав экипажа также вошли механик-водитель Перестый и моторист Маслов. На первом этапе испытаний (без погружения танка в воду) в течение 20 минут проверялся температурный режим работы двигателя и физическое состояние экипажа. Экипаж чувствовал себя отлично. Температура воды в системе охлаждения двигателя не превышала 80°.

Во время проведения второго этапа «машина, отойдя от берега на 15 м, попала в обрыв. Мотор работал под водой до затопления рабочего места водителя через открытый верхний люк. Машина отбуксирована на берег».

Через три дня 4 ноября 1933 г. испытания танка БТ-5ПХ были продолжены. Машина на первой передаче вошла в воду, но через 30 секунд, отойдя от берега на 50 метров, наскочила на подводный плот. Двигатель был заглушен. В течение 45 минут, пока велись подготовительные работы, в боевое отделение танка поступала вода, максимальный уровень которой к моменту эвакуации достиг подушки сиденья механика-водителя. После протаскивания танка через плот двигатель вновь завели и машина самостоятельно вышла из воды. Полученные положительные результаты позволили уже на следующий год силами мастерских 5-го танкового полка изготовить улучшенный вариант оборудования для подводного вождения и провести его войсковые испытания.

Он отличался от предыдущего варианта следующими конструктивными изменениями. На люке крыши башни устанавливалась труба-лаз прямоугольного сечения (450x550 мм), предназначенная для обеспечения жизнедеятельности экипажа, охлаждения водяных радиаторов и выхода экипажа в случае аварии. Выходные жалюзи над трансмиссионным отделением герметично закрывались 5-мм [88] металлическим листом, на котором устанавливалась воздухоотводящая труба большого диаметра (500 мм). Для принудительного удаления угарного газа в трубе устанавливался вентилятор. Жалюзи над водяными радиаторами были герметично закрыты двумя 5-мм металлическими листами.

С помощью установленного оборудования танк БТ-5 мог преодолевать водные преграды глубиной до 4 м и шириной до 40 м при нахождении экипажа в респираторах типа С-Ш-1. Связь с экипажем осуществлялась с помощью проводного телефона. До водной преграды с установленным оборудованием танк мог двигаться в течение 30 минут на расстояние до 500 м. Время движения танка на суше ограничивалось временем достижения предельной температуры воды в системе охлаждения.

Работы по преодолению танками БТ-5 водных преград по дну велись и на НИБТ полигоне. На первом этапе в 1934 г. была проведена опытная подводная буксировка танка БТ-5. На втором этапе в 1935 г. было создано два варианта оборудования для подводного вождения и продолжены начатые еще в 1934 г. психо-физиологические исследования по изучению физиологического состояния экипажа при форсировании водной преграды.

Опытный образец танка БТ-5ПБ (подводного буксирования) был разработан и изготовлен в мастерских НИБТ полигона в 1934 г. Танк БТ-5ПБ предназначался для преодоления водных преград по дну без экипажа путем его буксировки однотипной машиной, находящейся на другом берегу. Полигонные испытания машины были проведены на р. Нара 8 августа 1934 г. За 15 минут буксируемый танк прошел под водой 1000 м, но испытания были прекращены, так как закипела вода в системе охлаждения двигателя.

Герметизация буксируемой машины производилась силами экипажа с использованием водонепроницаемых материалов: брезента, резины, сурика и других материалов, закрепляемых с помощью специальных планок в течение 1 часа. Скорость буксирования машины составляла 2–5 км/ч. Для демонтажа приспособления на противоположном берегу требовалось всего 5–8 минут. Танк, подготовленный для подводного буксирования, мог находиться под водой в течение 20 минут, при этом уровень воды, просочившейся в танк за это время, достигал 300–350 мм.

В 1935 г. в мастерских НИБТ полигона был разработан и изготовлен первый вариант оборудования для подводного вождения танка (БТ-5ПХ). Опытный образец оборудования в том же году прошел полигонные испытания. Во время испытаний танк БТ-5ПХ преодолел р. Нара глубиной 3 м. Конструкция оборудования для преодоления водных преград по дну представляла собой деревянный [89] каркас обтянутый брезентом, пропитанным свинцовым суриком, обеспечивавший герметизацию машины. Подвод воздуха для питания и охлаждения двигателя осуществлялся с помощью аналогичных устройств каркасного типа. Монтаж приспособления на танк силами экипажа занимал 1,5–2 часа. Скорость движения танка под водой составляла 3 км/ч. С помощью приспособления машина могла форсировать водные преграды по дну глубиной до 3 м и шириной до 1000 м. Время нахождения танка под водой ограничивалось в связи с повышением температуры охлаждающей жидкости выше допустимого и поэтому не превышало 20–25 минут. Танк с установленным оборудованием не мог вести огонь из основного вооружения. Демонтаж оборудования осуществлялся на сборном пункте машин в течение 25–30 минут.

Второй вариант оборудования для подводного вождения танка БТ-5ПХ был разработан и изготовлен в том же 1935 г. Все работы были выполнены под руководством начальника КБ полигона Фролова. Герметизация люков башни и корпуса, вооружения и приборов танка производилась с помощью губчатой резины. Герметизация погона башни осуществлялась с помощью резинового бандажа, затяжка которого производилась механиком-водителем из боевого отделения с помощью специального приспособления с тросовым приводом. При выходе танка из воды трос ослаблялся и башня могла свободно вращаться. Герметизация маски вооружения осуществлялась с помощью металлической прижимной и резиновой рамок, канал ствола орудия герметизировался специальной муфтой с лабиринтом для фетрового сальника и резиновой пробкой, пулемет — с помощью резинового чехла. Герметизация крыши моторного и трансмиссионного отделений обеспечивалась деревянными вставками в воздушные отверстия воздухозаборников, специальными закрывающимися дверцами с уплотнениями из губчатой резины и специальной броневой крышкой, устанавливаемой вместо сетки над трансмиссией. Все уплотнения, съемные узлы, стыки и сварные швы промазывались свинцовым суриком. Подвод воздуха производился через металлическую трубу, которая собиралась из двух колен. Воздухопитающая труба устанавливалась с помощью соединительной муфты в специальном отверстии в левом люке башни. Выпуск отработавших газов производился в воду через предохранительный клапан.

С помощью установленного оборудования танк мог преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Время нахождения танка под водой составляло 20 [90] минут при условии нахождения членов экипажа в респираторах и не более 8 минут без них, в противном случае наступало отравление экипажа углекислым газом. Связь с берегом осуществлялась по телефону. Два члена экипажа готовили танк к преодолению водной преграды всего за 4 минуты. На изготовление приспособления силами войсковых мастерских требовалось до 350 человеко-часов.

Во время полигонных испытаний танк с оборудованием на второй и третьей передачах прошел 12 км по суше и неоднократно преодолевал р. Москва. В отчете по испытанию танка БТ-5 со специальным приспособлением для подводного хождения (ПХ) начальник испытательного отдела НИБТ полигона Е. А. Кульчицкий отметил: «Данная конструкция обеспечивает решение вопроса о преодолении водных преград [глубиной] до 4-х метров».

В связи с началом работ по подводному вождению танков в июле 1934 г. специалистами НИИ Санитарного института в БВО были проведены испытания по изучению условий работы экипажа при преодолении [91] водных преград по дну, а в декабре 1935 г. аналогичные испытания проводились и на НИБТ полигоне. Проведенные испытания показали, что пребывание в танке экипажа без защитных приспособлений — фильтрующих респираторов типа С-Ш-1 приводило к отравлению угарным газом с очень тяжелыми последствиями. Респиратор С-Ш-1 или его второй вариант СП-1 обеспечивал пребывание экипажа под водой при работающем двигателе до 60 минут.

Для преодоления искусственных и естественных препятствий в виде рвов, траншей и эскарпов на танке БТ-5 устанавливались специальные приспособления, сбрасываемые деревянные мосты и различные типы фашин.

Одно из первых приспособлений, предназначавшееся для преодоления танком БТ-5 рвов шириной до четырех метров, было разработано в КБ ХПЗ в 1933 г. Оно представляло собой установку на танк, в целях увеличения его длины, дополнительных съемных «хвоста» и «носа», которые позволяли танку преодолевать ров шириной 4 м. При установке приспособления на танке БТ-5 демонтировались передние грязевые щитки и глушитель. Передняя часть приспособления («нос») крепилась к подкосам с помощью специальных стержней, а задняя часть («хвост») — к корме танка с помощью пальца с дугообразным кронштейном, закрепленном на двух форкопах. [92]

В декабре 1933 г. танк БТ-5 с установленным приспособлением прошел испытания в БВО, а затем, зимой 1934 г., — на НИБТ полигоне. В результате проведенных испытаний ст. инженером Клепацким и начальником испытательного отдела Воробьевым было установлено, что при преодолении различных препятствий (особенно эскарпов) при скорости движения свыше 8 км/ч приспособление работало на удар, в результате которого происходило не только разрушение его конструкции, но и повреждение самого танка. Вот почему дальнейшие работы по данному типу приспособлений начальником НИБТ полигона Шатагиным были прекращены.

В 1934 г. в мастерских НИИТ полигона РККА и инженерного склада в Жулянах (КВО) по проекту Александрова был изготовлен деревянный мост для танка БТ-5 (ДМБТ), который предназначался для преодоления линейными танками БТ-2 и БТ-5 рвов шириной до 6 м и эскарпов высотой до 2,5 м. В том же году танк БТ-5 со сбрасываемым деревянным мостом прошел испытания на НИБТ полигоне. Установка моста на препятствие производилась без выхода экипажа из танка с помощью подкидного деревянного бруса с двумя тросами. Брус, расположенный в передней части моста, автоматически сбрасывался, захватывался гусеницами танка, тросы натягивались, мост приподнимался и опрокидывался на препятствие. Конструкция моста была ненадежна и после пятикратного применения к дальнейшему использованию была непригодна. Дальнейшие работы были признаны нецелесообразными, поскольку установка деревянного моста на танке затрудняла маневрирование машины и ограничивало ведение огня из основного вооружения. Кроме того, использование радиостанции для ведения радиопереговоров было невозможно. [93]

Еще одна конструкция деревянного моста по проекту Александрова в январе 1935 г. была изготовлена в г. Смоленске в мастерских 5-й отдельной механизированной бригады. Мост имел двояковыпуклую форму ферм и при монтаже на танк требовал проведения ряда конструктивных изменений в корпусе машины. В марте — апреле 1935 г. деревянный мост, установленный на танке БТ-5, прошел испытания на НИИТ полигоне РККА. Мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) имел длину 7 м. Установка моста на препятствия производилась аналогичным образом. Ведение огня из основного вооружения танка с установленным мостом было возможно только в ограниченном секторе — между фермами моста. Передвижение машин по наведенному мосту допускалось на первой передаче со скоростью 6–7 км/ч. Укладка моста на танк производилась расчетом из 15 человек за 10 минут. В ходе проведения испытаний конструкция моста была признана ненадежной, так как после пятикратного применения к дальнейшему использованию была непригодна. Дальнейшие работы также были признаны нецелесообразными.

В 1937 г. на НИИТ полигоне РККА на танке БТ-7 проводились испытания 7,5-метрового деревянного моста, разработанного в 1936 г. военным инженером 2-го ранга Богалевым. Сброс моста осуществлялся за 3–3,5 м до препятствия также с помощью сбрасываемого бруса. В ходе испытаний была выявлена ненадежная работа механизма сбрасывания.

Аналогичный мост был разработан и изготовлен для танка Т-26. Он предназначался для обеспечения преодоления линейными танками рвов шириной до 5,5 м. Дальнейшие работы по этим мостам были признаны нецелесообразными.

Для преодоления двухметровых рвов и эскарпов танками БТ-5 в мастерских НИБТ полигона в 1934 г. были разработаны и изготовлены хворостяные фашины. Фашины диаметром 1,2–1,3 м устанавливались на башне или надгусеничных полках танка и сбрасывались при подходе машины к препятствию. Крепление фашин на башне танка приводило к снижению устойчивости и значительному демаскированию машины, а их крепление на надгусеничных полках ограничивало угол обстрела из основного оружия сектором в 40° — 50°.

После испытания первых конструкций фашин НИБТ полигоном были разработаны универсальное крепление и устройство для их автоматического сбрасывания. Кроме того, с целью повышения долговечности фашин вместо хворостяных были разработаны деревянные фашины с аналогичными устройствами.

Для преодоления танками БТ-5 заболоченных участков местности или снежной целины в 1934 — [94] 1935 гг. в мастерских НИИТ полигона РККА были разработаны и изготовлены различные варианты специальных ковриков, дополнительных деревянных и брезентовых гусениц, а также специальных «уширителей» и «автоматических» траков.

Специальные брезентовые коврики для повышения проходимости танка БТ-5 на грунтах со слабой несущей поверхностью прошли испытания в 1934 г. Установка приспособления на танк осуществлялась с помощью УКСТП, которые ограничивали передний сектор стрельбы из основного оружия. После применения приспособления и его сброса круговой обстрел восстанавливался. Наблюдение механика-водителя было ограничено из-за стоек и барабанов приспособления. Коврики перед установкой на машину наматывались на специальные барабаны. Укладка ковриков на грунт производилась без выхода экипажа из машины с использованием подкидного бруса с тросовым приводом. Скорость движения танка при укладке ковриков составляла 5 км/ч. Движение танка осуществлялось только по прямой. После прохождения препятствия барабаны при необходимости сбрасывались или производилась укладка брезентовых ковриков обратно на машину командой из двух человек за 30 минут.

Испытания танка БТ-5 с дополнительными деревянными гусеницами проводились на НИБТ полигоне в Кубинке в 1934 г. Оснащенный дополнительными гусеницами танк мог двигаться по заболоченному участку или снежной целине протяженностью до 4 км со скоростью до 5 км/ч, правда, только по прямой. В исключительных случаях допускался поворот машины, но не более чем на 12°. Дополнительные деревянные гусеницы надевались экипажем танка в течение 6–8 минут. Снятие гусениц и их укладка на надгусеничные полки занимали до пяти минут.

В октябре 1935 г. на озере Палецкое в районе Кубинки проводились испытания танка БТ-5 с дополнительными деревянными гусеницами, крепящихся на основные гусеницы машины с помощью специальных скоб. Использование дополнительных гусениц позволило снизить среднее давление на грунт с 0,585 до 0,350 кгс/кв. см. В ходе испытаний было преодолено болото с растительным покровом шириной 80 м и глубиной 1,5 м. Скорость движения [95] танка достигала 5 км/ч. Демонтаж гусениц силами экипажа составлял 3 часа 40 минут. Изготовление дополнительных гусениц производилось силами войсковых мастерских и требовало времени до 36 человеко-часов.

Использование при преодолении расположенного в районе Кубинки болота другой вездеходной гусеницы конструкции НИИТ полигона РККА позволило незначительно увеличить подвижность машины, однако расположенные на болоте деревья, диаметр которых достигал 0,5 м, явились тем главным препятствием на пути танка, которое он так и не смог преодолеть. Монтаж этой вездеходной гусеницы на танк силами экипажа составлял 1 час.

В это же время на НИБТ полигоне вблизи деревни Нара-Осана проводились испытания по преодолению болотных массивов танками БТ-5 с установленными на них дополнительными болотными брезентовыми гусеницами конструкции инженера НИИТ полигона Богачева. Ширина дополнительной гусеницы, изготовленной силами войсковой мастерской, составляла 300 мм. Скорость движения по болоту достигала 10 км/ч, а минимальный радиус поворота — 25 м. Брезентовые гусеницы крепились на основных гусеницах с помощью скоб и удлинителей. Во время испытаний экипаж танка потратил два часа, чтобы установить их на машину. В отчете по испытаниям было записано: «Предложенная конструкция гусеницы оказалась сложной в производстве и неудобной в транспортировке». Дальнейшие работы над дополнительными гусеницами, предложенными Богачевым, были прекращены.

Значительно повысить проходимость танка во время испытаний удалось за счет установки дополнительных накладных траков, которые крепились сверху на основные траки гусениц машины. Конструкция таких траков была разработана специалистами мастерских НИИТ полигона и НИБТ полигона. Среднее давление при погружении гусениц с накладными траками в грунт на 100 мм уменьшилось до 0,31 кгс/кв. см. Эти дополнительные траки для машины могли быть легко изготовлены в батальонной мастерской. Танк, оснащенный дополнительными траками конструкции НИИТ полигона мог преодолевать болото со скоростью 10 км/ч и разворачиваться с минимальным радиусом 10–15 м. Масса комплекта болотоходных гусениц составляла 250 кг. Монтаж накладных траков на гусеницы машины командой из трех человек составлял 2,5 часа. Лучшие результаты на испытаниях показала установка дополнительно к основным тракам гусениц отдельных металлических траков (92 шт.) конструкции КБ НИБТ полигона. Дополнительные траки шириной до 250 мм с помощью специальных кронштейнов устанавливались на основные траки. Их монтаж силами экипажа занимал 2 часа. Комплект запасных траков (до момента их использования) [96] мог перевозиться на надгусеничных полках. Скорость движения по болоту составляла 10 км/ч, а радиус поворота — 30 м. Однако дальнейшего развития эти приспособления не получили.

Для увеличения сцепления при движении танка на грунтах со слабой несущей поверхностью изобретателем А. Ф. Кравцевым была предложена конструкция специальных «автоматических» траков, обеспечивавших надежное сцепление гусениц с грунтом. Эти «автоматические» траки устанавливались на основные траки гусениц и приводились в рабочее состояние при помощи специального приспособления с места механика-водителя.

Для преодоления различных инженерных заграждений перед передним краем обороны противника специалистами НИИТ полигона РККА в конце 1936 г. был разработан специальный съемный растаскиватель проволочных заграждений (препятствий) и минированных завалов — РПП. Данное приспособление могло быть установлено на линейные танки БТ-5 силами мастерских воинских частей. Испытания опытных образцов были проведены в 1936–1937 гг. на НИИТ полигоне РККА в Нахабино. Всего было изготовлено 10 опытных образцов. РПП устанавливался в кормовой части корпуса танка на левом щитке защиты радиатора и состоял из: барабана, кошки (якоря), троса и приспособления для отцепления троса («тросоотключателя»). Барабан служил для укладки от одного до двух рядов тросов (диаметр 10,5 мм) длиной 30–35 м. Внутри барабана располагался ствол, в котором размещался заряд ВВ (35 или 50 г) для производства выстрела в целях выброса кошки с тросом. Приведение в действие взрывателя ВВ осуществлялось с места механика-водителя с помощью тросового привода. Трос кошки и тросоотключатель крепились к буксирной серьге на корме танка. Выстрел кошки производился на расстоянии 5–6 м от препятствия. Длина троса обеспечивала падение кошки за препятствием. После выстрела танк разворачивался и, двигаясь назад, зацеплял препятствие кошкой и растаскивал его. Приспособление обеспечивало проделывание прохода шириной 10–15 м. При необходимости тросоотключатель обеспечивал отсоединение кошки с тросом от танка после растаскивания завала или проволочного заграждения. В его состав входили фигурная серьга с отверстием для пробки, а также пробка с рукояткой и тросовым приводом.

Для вторичного использования приспособления требовалось 30 минут времени подготовки. Масса РПП составляла 50 кг, время установки его на танк — 2–4 минуты, а время демонтажа — 2–2,5 минуты. После проведения испытаний дальнейшие работы над приспособлением были прекращены.

Для преодоления минно-взрывных заграждений танками БТ-5 в середине 30-х гг. проводились работы по созданию различных типов минных тралов. Так, в ноябре 1934 г. в ВЭТА в Ленинграде под руководством Б. Ушакова и Н. В. Цейца (от Опытного завода Спецмаштреста им. С. М. Кирова) был разработан проект бойкового трала для танка БТ-5. Его конструкция обеспечивала сплошное траление мин. В 1936 г. был изготовлен опытный образец бойкового трала, который обеспечивал траление непосредственно перед гусеницами танка. Трал был установлен на танке Т-26 и прошел полигонные испытания.

В результате проведенных испытаний различных типов тралов были выявлены преимущества катковых (нажимных) тралов. Одновременно был получен большой опыт в разработке минных тралов других принципов действия. [97]

В целях защиты от нападения собак-подрывников, широко применявшихся в те годы для уничтожения бронированных объектов, в феврале — марте 1935 г. были проведены работы по установке на танках Т-26 и БТ специальных ограждений. Разработанное ограждение состояло из двух кронштейнов, прикрепленных к переднему наклонному броневому листу, и шарнирно подвешенной на них вертикальной прямоугольной рамки (1500 х 800 мм), сваренной из труб диаметром 1/2'' (12,7 мм). Сверху и снизу рамки вставлялись и закреплялись стальные 3-мм прутья длиной 1300 мм. Причем снизу рамки прутья выступали наружу на 300 мм, а сверху — на 200 мм. Благодаря тому, что шарнирные соединения были установлены выше линии центра тяжести, рамка стремилась принять вертикальное положение. Нижние прутья, постоянно касаясь грунта во время движения, не позволяли собакам подлезть под них, а верхние прутья не давали им возможность запрыгнуть на танк. Пространство под днищем машины было защищено двумя (передним и кормовым) листами фанеры, подвешенными на шарнирах. Свободное пространство между первыми тремя парами опорных катков машины было защищено с помощью стальных 3-мм шпилек. Эти шпильки закреплялись в 30-мм уголках, которые устанавливались подвижно на балансирах первого, второго и третьего опорных катков. Установка приспособления, имевшего массу 30 кг, осуществлялась двумя членами экипажа за 15 минут, а его демонтаж занимал не более 10 минут. Параллельно с механическим ограждением в этот период испытывались и электрические ограждения, представлявшие собой сетки с вертикально расположенными токопроводящими нитями, изготовленными из стальной проволоки диаметром 1 мм и расположенными по периметру машины. Конструкция всех сеток была одинакова. Верхняя часть сетки натягивалась между двумя кронштейнами, а нижняя — свисала свободно и находилась на расстоянии 30–50 мм от грунта. Расстояние между находившимися под напряжением проволоками составляло 50–60 мм. Высокое напряжение подавалось от специального (изготовленного на НИБТ полигоне) умформера, установленного в танке. При касании любых двух проволок сетки происходил разряд через соприкоснувшийся объект. Сила тока в момент разряда составляла 12 А, а величина напряжения достигала 10000 В.

«При проведении испытаний, — как отмечал начальник испытательного отдела НИБТ полигона Коробов, — два заезда дали положительный результат. Собаки танк не атаковали, а обходили». Дальнейшая судьба работ в этом направлении пока остается неизвестной.

Боевые и технические характеристики танка БТ-5 и машин на его базе приведены в таблице на стр. 182. [98]

Дальше