Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

История создания танка БТ-5

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых свойств танка БТ-2 (БТ-3). Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в процессе испытаний первых опытных образцов быстроходного танка БТ-2 выявился и ряд серьезных как конструктивных, так и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. У. Кристи танки «М.1940» были еще «сырыми» и, по сути являлись лишь опытными шасси, собранными небольшой группой высококвалифицированных американских рабочих в единичных экземплярах с использованием высококачественных материалов (сталь, дюралюминий, каучук и т. п.).

При постановке танков «Кристи» М.1940 на серийное производство в СССР под маркой БТ-2 они оказались не совсем технологичны, так как требовали рабочих высокой квалификации, которых, как известно, в начале 30-х гг. в нашей стране еще не хватало. Ведь развернутая в это время широкая индустриализация страны только набирала темпы. В этот период велись интенсивные работы по созданию броневой стали, износостойких материалов (сталь для траков гусениц, резина для бандажей катков, феродо для дисков сцепления и т. п.). И наконец, возникли проблемы с основным оружием для танков. Мало того, что снаряд 37-мм пушки Б-3 обладал недостаточным фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал в необходимых количествах потребностей танковой промышленности.

Вот почему параллельно с серийным выпуском колесно-гусеничного танка БТ-2 конструкторы, технологи, рабочие, представители военной приемки (ВП) ХПЗ в тесном взаимодействии с представителями НИБТ полигона работали над устранением недостатков и дальнейшим совершенствованием машины.

Результатом данной работы явился улучшенный образец — колесно-гусеничный танк БТ-5, который был запущен в серийное производство в 1933 г. Этот танк кроме выполнения главной своей функции — оперативного танка самостоятельных механизированных соединений стал основной базой для проведения большого объема опытно-конструкторских и исследовательских работ, связанных с установкой ракетного и химического вооружений, решения вопросов преодоления водных преград как на плаву, так и под водой. Кроме того, была проведена значительная работа по повышению проходимости танков БТ-5 и возможности преодоления ими естественных и искусственных препятствий, включая минно-взрывные заграждения.

В основном все работы по совершенствованию танков серии БТ-5 велись в опытном цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О ( «Т» — танковый отдел, «2» — порядковый номер отдела, «О» — опытный цех) был создан в марте 1932 г. в виде опытно-исследовательской секции Т-2Ки при технической конторе Т-2К. На момент создания опытный цех Т-2О для проведения исследований располагал лишь первым закупленным образцом танка «Кристи» — «Оригиналом — I».

В январе 1932 г. под руководством начальника КБ Т-2К А. О. Фирсова привлеченными молодыми конструкторами Н. А. Кучеренко, В. М. Дорошенко и А. А. Морозовым начались работы по усовершенствованию танка БТ-2 — созданию танка БТ-5.

Первоначальный проект танка БТ с установкой 45-мм пушки был выполнен на ХПЗ уже летом 1932 г. Для установки новой расширенной башни планировалось удлинить корпус танка по отношению к БТ-2 на 225 мм в районе боевого отделения. Причем в целях упрощения производства корпуса танка расстояния между тремя парами неуправляемых опорных катков остались неизменными.

Руководство УММ РККА отвергло данный проект, так как изменения размеров корпуса танка привели бы к перестройке производства и, естественно, к срыву выполнения «большой танковой программы». Поэтому для серийного производства был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным более мощным вооружением. Кроме того, в проекте усовершенствованного танка, получившего обозначение БТ-5, двигатель «Либерти» был заменен на двигатель М-5, увеличен объем топливных и масляного баков, улучшена конструкция узлов и агрегатов трансмиссии, усилены элементы ходовой части.

Согласно требованиям УММ РККА все работы по созданию нового танка должны были быть окончательно выполнены к первой половине сентября 1932 г. Одновременно с завершением всех проектных работ ХПЗ должен был изготовить 10 опытных образцов танка БТ-5. Причем выпуск корпусов и башен танка БТ-5 в 1932 г. планировался на Мариупольском заводе им. Ильича, но этим планам не суждено было сбыться.

Опытный образец танка БТ-5 был собран лишь 21 октября 1932 г., да и то без оборудования башни, установки вооружения и укладки боеприпасов. В ноябре 1932 г. на ХПЗ была произведена закладка 5 корпусов и заказано на Мариупольском заводе изготовление 25 башен (20 из конструкционной стали и 5 из закаленной) под установку 45-мм танковой пушки. В это же время в КБ завода по заданию УММ РККА приступили к разработке проекта командирского танка на базе БТ-5.

Переход на серийный выпуск новых танков БТ-5 руководство ХПЗ планировало осуществить с 1 января 1933 г. начиная с 601-й машины БТ. Вопрос «о переделках в корпусе БТ в выпущенных машинах в связи с установкой 45-мм пушки» рассматривался на совещании у начальника танкового управления (НТУ) УММ РККА Свиридова, состоявшемся 1 января 1933 г. Интересы ХПЗ на этом совещании представлял начальник Т-2К А. А. Фирсов, который доложил, «что при замене вооружения с 37-мм на 45-мм пушку на выпущенных машинах БТ-2, подлежат [53] [замене] следующие узлы: 1) верхний подбашенный броневой лист; 2) арка над водителем; 3) укладка боеприпасов». Начальник КБ также подчеркнул, что «указанные переделки с технической стороны затруднений не вызывают и не требуют специального оборудования».

По требованию представителей НТУ УММ в протоколе совещания было записано, что «указанные переделки должны проводиться, не вклиниваясь в серийное производство во избежание срыва программы выпуска танков БТ». На этом же совещании было принято решение о переходе на новую, овальную (эллиптическую) башню, предназначенную для установки 45-мм пушки.

В то время, когда в Москве печатался протокол совещания, на ХПЗ был проведен испытательный 300-км пробег (на гусеницах) окончательно собранного первого опытного образца танка БТ-5. Этот пробег оказался не совсем удачным, так как на 220-м километре пробега вышел из строя вентилятор системы охлаждения двигателя. Эта поломка, а также отсутствие полного комплекта рабочих чертежей и невыполнение заводом сроков изготовления 10 запланированных машин еще на месяц отодвинули начало серийного выпуска танка БТ-5.

В марте 1933 г., после сдачи представителям ВП последних 37 танков БТ-2, ХПЗ приступил к изготовлению танков БТ-5. На 22 марта представителям ВП заводом было предъявлено к приемке 16 машин, 55 танковых корпусов находились на конвейере в сборочном цеху, причем 50 из них собирались под особым контролем, так как этим танкам БТ-5 предстояло участвовать в Первомайском параде на Красной площади в Москве. Руководству РККА и НКТП хотелось как можно быстрее продемонстрировать возросшую огневую мощь танков БТ.

Установленная на танк БТ-5 45-мм пушка 20К обладала большим разрушительным действием и бронепробиваемостью по сравнению с 37-мм пушкой Б-3, устанавливаемой на части танков БТ-2. Эта 45-мм пушка была создана в КБ завода № 8, расположенном близ подмосковной ж/д станции Подлипки и именуемым МОЗ — Московский орудийный завод им. М. И. Калинина. Танковая пушка 20К («К» — Калинин) была создана на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и после успешно проведенных испытаний во II квартале 1932 г. была принята к серийному производству. Технический проект монтажа в танк спаренной установки 45-мм пушки и 7,62-мм пулемета ДТ был разработан КБ этого же завода под руководством Беринга (ведущий конструктор И. А. Лялин) в начале 1933 г. Серийное же производство танков БТ-5, для которых и разрабатывалась пушка 20К, как уже отмечалось, началось на ХПЗ лишь во второй половине марта 1933 г.

Первые 10 танков БТ-5 в период освоения производства с разрешения руководства УММ РККА имели отдельные детали корпуса и башни, изготовленные из незакаленной («сырой») броневой стали. Причем только 3 условно бронированных танка БТ-5 были отправлены в войска — в 5-й механизированный корпус им. К. Б. Калиновского. Остальные же небронированные БТ-5 были направлены: 3 — в 5-й учебный полк; 1 — в Орловскую бронетанковую школу; 1 — на НИБТ полигон; 1 — на Химический полигон для установки огнемета; 1 — в Реактивный Институт для установки «реактивной» (газодинамической) пушки.

В производстве танков БТ-5 это был не единственный случай, когда вместо броневой стали применялась обычная конструкционная сталь. Такое положение объяснялось переходом Мариупольского завода на выпуск новой (эллиптической) башни. Эта башня была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе им. Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.

В двадцатых числах января 1933 г. КБ ХПЗ на основании распоряжения УММ РККА получило с завода им. Ворошилова чертежи эллиптической башни, которые были творчески переработаны под установку башни на танк БТ-5. Более сложная конфигурация эллиптической башни потребовала от специалистов Мариупольского завода значительных усилий для организации ее серийного производства. На первом этапе для отработки технологии производства и изготовления оснастки вместо броневой стали применялось более податливое простое железо. Всего из этой «технологической брони» было изготовлено 30 башен, большинство из которых на танках БТ-5, находящихся в эксплуатации в войсках, к началу 1935 г. были заменены на башни, изготовленные из броневой стали.

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на налаженную благодаря железным башням технологию, производство бронированных башен осуществлялось с большой выбраковкой. Это привело к тому, что число выпускаемых башен уступало числу выпускаемых корпусов. И только в 1934 г. благодаря подключению к производству брони для танков БТ Ижорского завода эта проблема была решена.

Все серийно выпускаемые танки БТ-5 (за исключением 10 танков из «сырой» брони и 30 — с башнями [54] из конструкционной стали) до середины 1934 г. изготавливались из брони «МИ» Мариупольского завода или «ПИ» Путиловско-Ижорского завода.

Броня марки «МИ» представляла собой тип двухслойной стали и из-за сложной технологии давала очень большой процент брака при ее производстве. Но, несмотря на это, производство данной брони продолжалось, так как по сравнению с «ПИ» броня «МИ» в 1933 г. имела более высокую пулестойкость. И лишь после того, как в июне — июле 1934 г. было установлено, что броня «МИ» обладает рядом скрытых дефектов (трещины, расколы, недержание кромок), ее производство было прекращено.

Весной 1934 г. металлургам Ижорского завода удалось выплавить новую броневую сталь, получившую название «ИЗ». Эта сталь во время сравнительных испытаний при снарядном обстреле оказалась более стойкой, чем броня «ПИ». Кроме того, броня «ИЗ» имела большую вязкость и поэтому не давала отколов и трещин. Эта кремне-марганцево-молибденовая сталь обладала хорошей «свариваемостью» и была наиболее экономически выгодной по сравнению с другими броневыми сталями, так как в своем составе не имела импортного никеля и хрома и при ее производстве все отходы могли поступать обратно в шихту для повторного использования, чего нельзя было делать с отходами других сталей из-за наличия в них хрома.

По совокупности вышеперечисленных качеств сталь марки «ИЗ» Постановлением Броневого Совета НКТП от 25/27 мая 1934 г. была признана пригодной для бронирования танков БТ. Начиная с августа 1934 г. и до окончания серийного производства танки БТ-5 оснащались корпусами и башнями, изготовленными из стали марки «ИЗ».

За два года серийного производства ХПЗ было выпущено 1884 танка. Причем первоначально по заданию Правительства завод должен был в 1933 г. изготовить лишь 700 боевых машин, но 25 октября 1933 г. танковая программа на 1933 г. по выпуску БТ была увеличена до 1000 боевых машин. Здесь необходимо отметить, что ХПЗ, несмотря на трудности, связанные прежде всего с переходом на выпуск новой модификации танка — БТ-5, успешно справился с правительственным заданием. В 1933 г. было изготовлено 1005 танков БТ (224 — БТ-2 и 781 — БТ-5). Правда, из-за вынужденной спешки, особенно в конце 1933 г., страдало качество выпускаемых танков, о чем свидетельствует выписка из доклада, представленного ВРИД начальника УММ РККА Г. Г. Бокиса Народному комиссару по военным и морским делам и председателю РВС СССР К. Е. Ворошилову: «По танку БТ, несмотря на выполнение программы — качество сдаваемых машин нельзя признать всегда хорошим. ...Забраковано в пробеге машин: март — 5%, апрель — 5%, май — 8%, июнь — 6%, июль — 5%, август — 10%, сентябрь — 11%, октябрь — 9%, ноябрь — 33%, декабрь — 41%. Что указывает на снижение внимания к качеству, особенно по сборке».

В следующем году качество сборки улучшилось, что позволило заводу дать гарантию на бесперебойную работу танков БТ-5 в течение девяти месяцев их эксплуатации, что в соответствующем переводе на километраж выражалось в 2000 км пробега.

Правда, зачастую ХПЗ подводили предприятия-смежники, поставлявшие отдельные комплектующие и материалы по кооперации. Так, низким качеством обладали резинотехнические изделия (бандажи опорных катков, направляющих и ведущих колес и др.) завода «Красный Треугольник», нередко некондиционную сталь для траков поставлял Краматорский завод, броня, поставляемая Мариупольским заводом до августа 1934 г., часто имела трещины. И все же, в 1934 г. ХПЗ удалось изготовить 1103 танка БТ-5, причем 243 из них были командирскими [55] и оснащались радиостанцией 71-ТК-1 и имели марку БТ-5РТ. Этой же радиостанцией были оснащены 20 танков, выпущенных в конце 1933 г.

Решение об установке на танк радиостанций было принято Постановлением Правительства в мае 1932 г., а в сентябре того же года ХПЗ было выдано задание на изготовление в декабре 1932 г. опытных образцов танков с установкой радиостанций 71-ТК и 72-ТК.

Первая отечественная танковая радиостанция 71-ТК была разработана в 1932 г. группой радиоинженеров под руководством И. Г. Кляцкина. Однако из-за ряда эксплуатационных недостатков указанная радиостанция в серийное производство не пошла.

В 1933 г. радиостанция была модернизирована и под маркой 71-ТК-1 поставлена на серийное производство. Проблема улучшения работоспособности радиостанции в танке БТ-5 решалась совместными усилиями КБ ХПЗ и московского завода № 3.

Так, 20 марта 1933 г. представителями обоих заводов были проведены совместные испытания по выяснению работоспособности радиостанций 71-ТК и 72-ТК, установленных на танках БТ-5. Проведенные испытания показали, что из-за неудачной экранировки высоковольтных проводов системы зажигания двигателя, в головных телефонах при работающем двигателе из-за треска и шума, практически ничего не слышно.

Работы по оснащению танков средствами связи несколько ускорились после того, как 14 апреля 1933 г. КО СССР было принято Постановление по радиооборудованию танков РККА. Согласно этому Постановлению под радиостанцию 71-ТК должны были оборудоваться каждый пятый и шестнадцатый выпускаемые ХПЗ танки БТ-5, а каждый пятидесятый — под радиостанцию 72-ТК. Уже к 20 июля 1933 г. планировалось оснастить пятнадцать танков БТ-5 радиостанциями 71-ТК и три танка — радиостанциями 72-ТК. К концу года планировалось иметь двести танков, оснащенных радиостанциями 71-ТК-1 и двадцать — радиостанциями 72-ТК. Реально же совместными усилиями двух заводов (ХПЗ и № 3) к концу 1933 г. удалось оснастить только 20 танков БТ-5 радиостанциями 71-ТК-1.

В феврале 1934 г. были проведены очередные испытания, в результате которых было окончательно установлено, что радиостанция 72-ТК ощутимых преимуществ перед радиостанцией 71-ТК-1 по дальности связи не имеет и в марте 1934 г. для оснащения танков БТ-5 была принята (под шифром «Шакал») радиостанция 71-ТК-1.

В особую проблему выделилось оснащение танков БТ-5 двигателями. Дело в том, что все приобретенные в США авиационные двигатели «Либерти» были установлены на танках БТ-2, а для танков БТ-5 пришлось использовать отработавшие летный ресурс авиационные моторы М-5, выпуск которых в 1930 г. на ленинградском заводе «Большевик» был прекращен.

Капитальный ремонт двигателей М-5 был организован на пяти заводах: № 35, 43, 45, 47 и «Красный октябрь». Причем, так как на заводах № 35 и № 45 отсутствовала ВП, приемка отремонтированных моторов осуществлялась непосредственно на ХПЗ с проверкой их работы на испытательном стенде в течение двух часов. Однако вскоре в связи с низкой надежностью и ограниченным количеством поступающих на ремонт двигателей М-5 руководство УММ РККА дало задание ХПЗ разработать танк БТ-5 с двигателем М-17, находящимся на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. в цехе Т2О велись опытные работы, результатом которых стало появление очередной модификации — танка БТ-7 с двигателем М-17. [57]

Дальше