Общее устройство танка БТ-2
Компоновка танка
Танк БТ-2 имел классическую схему компоновки, которая предусматривала четыре отделения: управления, боевое, моторное и трасмиссионное и состоял из следующих основных частей: бронированного корпуса, бронированной башни, вооружения, силовой установки, трансмиссии, ходовой части, электрооборудования и комплекта ЗИП. Экипаж машины состоял из двух трех человек. Механик водитель располагался в центре отделения управления в носовой части корпуса. Командир машины, он же наводчик и заряжающий, располагался в боевом отделении в средней части корпуса и башне. Экипаж из трех человек, как правило, имели танки с пушечным оружием. В этом случае командир машины выполнял функции наводчика, третий член экипажа заряжающего и пулеметчика. Посадка и выход экипажа производились через люк механика-водителя и люк в крыше башни.
В отделении управления возле сидения механика-водителя размещались приводы управления силовой передачей, трансмиссией и щиток с контрольно-измерительными приборами (КИП). В боевом отделении размещалось рабочее место командира танка (и заряжающего при трех членах экипажа), вооружение, приборы наблюдения, стеллажи для боекомплекта, противопожарные средства и инструмент. Боевое отделение было изолировано от моторного глухой перегородкой с шиберами (дверцами). В отделении размещались карбюраторный двигатель «Либерти», радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея. От трансмиссионного отделения оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора. В трансмиссионном отделении устанавливалась перегородка для крепления кронштейна коробки передач.
Броневая защита. Корпус и башня
Броневая защита танка противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. При переходе Ижорского завода в сентябре 1932 г. на изготовление брони марки «ПИ», максимальная толщина броневых листов корпуса и башни стала составлять 15 мм. Броневой корпус машины служил одновременно и каркасом, на котором монтировались все механизмы танка. Он имел коробчатую форму и собирался на заклепках из отдельных броневых листов. Передняя часть корпуса для обеспечения поворота передних управляемых колес была с боков сужена. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой приклепывались и приваривались передние броневые листы и днище. Кроме того, отливка служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. [15]
Через отливку была продета стальная труба, которая снаружи приваривалась к броневым листам и служила для крепления кривошипов ленивцев. По бокам с обеих сторон приваривались консоли (в виде треугольных листов брони), которые служили скрепляющей частью трубы с носом корпуса. На консолях имелись по одной площадке для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых опорных катков. Над консолями к боковой броне крепилось по одному буксирному крюку.
Для увеличения поля зрения механика-водителя и уменьшения мертвого пространства при стрельбе передний лобовой лист был расположен под большим углом наклона. В нем был сделан люк с открывающейся броневой крышкой и рубка для головы механика-водителя с открывающимся передним щитком со смотровой щелью.
Боковые стенки корпуса были двойными между ними размещались топливные баки и элементы подвески. Внутренний лист боковых стенок из конструкционной стали (не броневой). Каждый из них имел по три отверстия для прохода стальных труб, предназначенных для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам крепились по пять подкосов для крепления спиральных пружин подвески. Топливные баки размещались между третьими и четвертыми подкосами. К задним нижним частям внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых редукторов, а к верхним шестые подкосы для крепления спиральных пружин задних подвесок.
Наружные броневые листы крепились к кронштейнам спиральных пружин подвески на болтах с гайками. Каждый наружный лист имел: два выреза для доступа к гайкам струн полуосей средних опорных катков; два круглых отверстия для доступа к масленкам пальцев штока вертикальных пружин подвески средних опорных катков; два выреза для движения осей средних опорных катков и вырез до заднего конца брони для оси ведущего катка колесного хода и доступа к гитаре. Снаружи, с обеих сторон, с помощью четырех кронштейнов, к корпусу крепились надгусеничные полки, предназначенные для укладки гусениц при движении танка на колесном ходу, а также «для перехвата брызг и грязи» от катков и гусениц. С осени 1932 г. на танке стали устанавливаться передние грязевые щитки («крылья»), которые крепились к надгусеничным полкам и консолям.
Корма танка состояла: из двух картеров бортового редуктора, надетых и приваренных на стальную трубу, и приклепанных к железным бортовым листам; двух листов вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам, причем к вертикальному листу были приклепаны две буксирных скобы и съемного заднего щитка, закрывающего отделение трансмиссии сзади. В вертикальной стенке щитка имелись два отверстия для выхода выхлопных труб, с наружной стороны на щитке крепился глушитель.
Днище корпуса сплошное. В нем имелся люк, расположенный под двигателем и предназначавшийся для удобства демонтажа масляного насоса при ремонте, а также две пробки в передней и задней части, для слива соответственно охлаждающей жидкости и масла.
Крыша корпуса в передней части имела большое круглое отверстие для башни с прикрепленным нижним погоном шариковой опоры башни. Крыша моторного отделения съемная, состоящая из среднего листа с люком для доступа к двигателю, закрываемым откидной крышкой (с помощью ручки) на петлях и запираемой изнутри задвижкой. Снаружи танка задвижка открывалась ключом с внутренним четырехгранником. В середине крышки имелось отверстие для выхода трубы, через которую засасывался воздух к карбюраторам. Над отверстием устанавливались: для зимнего времени защитный грибок, для летнего времени воздухоочиститель. По бокам съемного листа на стойках с помощью двух болтов крепились радиаторные щитки, прикрывающие с обеих сторон отверстия для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам системы охлаждения двигателя. Крыша над трансмиссионым отделением имела квадратный люк для выхода горячего воздуха, перекрываемый двумя поворачивающимися листами (жалюзи).
Два продольных листа брони над пространством между двумя листами боковых стенок корпуса крепились к кронштейнам спиральных пружин подвески с помощью шпилек с гайками. Каждый лист имел: три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов спиральных пружин подвески, а среднее над заправочной горловиной топливного бака); одно отверстие со сквозной прорезью над пробкой со штуцером топливопровода бака и три скобы для ремней крепления гусениц на надгусеничной полке.
Бронированная башня цилиндрическая, клепаная была смещена своей кормовой частью назад на 50 мм. В кормовой части башни размещалось приспособление для укладки артиллерийских выстрелов. Передняя часть крыши башни была скошена. Под скосом на боковой стенке имелась амбразура для установки основного оружия, а справа от нее амбразура под шаровую опору автономного 7,62-мм [16] пулемета ДТ. В крыше башни помимо люка для посадки и выхода членов экипажа из боевого отделения, слева от него имелся лючок для флажковой сигнализации, закрытый броневой заслонкой.
Боковая стенка башни была выполнена из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Нижний погон имел внутренние боковые зубья для зацепления с ведущей шестерней механизма поворота башни, которые закрывались на три четверти окружности специальным кожухом, закрепленным на верхнем погоне вместе с кольцом захвата башни, которое обеспечивало надежное крепление башни на погоне.
В бортах башни имелись смотровые щели для наблюдения за полем боя, а на части машин, кроме того, были сделаны отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.
Вооружение
Основным оружием танка БТ-2 являлась 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором, устанавливаемая в подвижной бронировке. Она имела ствол моноблок с люлькой обойменного типа, складной приклад гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Углы вертикального наведения пушки составляли от 8° до + 25°. Пушка позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 м с боевой скорострельностью 12–15 выстр./мин. Бронебойный снаряд пушки имел начальную скорость 700 м/с и на дальности 1500 м пробивал по нормали 13-мм броню. Вспомогательным оружием танка являлся 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в отдельной шаровой опоре справа от пушки. Наведение пушки и пулемета в вертикальной плоскости производилось плечевыми упорами, а поворот башни в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью планетарного механизма поворота с ручным приводом. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. В боекомплект танка входили 92 выстрела и 2709 патронов (43 диска по 63 патрона).
Боекомплект размещался в боевом отделении: артиллерийские выстрелы на правой стенке и в корме башни, пулеметные диски на левой стенке. В боевом отделении выстрелы размещались в специальных обоймах, расположенных в 10 рядов под углом 75° к борту. В каждой обойме, имевшей коробчатый профиль, укладывались по три выстрела в ряд. Причем 30 выстрелов располагались головной частью вперед по ходу машины, а 30 выстрелов головной частью к корме машины. Эти 60 выстрелов могли быть или все осколочные, или все бронебойные, или 30 осколочных и 30 бронебойных. В башне выстрелы располагались вертикально в один ряд, укладка состояла из 32 обойм. Пулеметные диски размещались в 39 гнездах (3 ряда по 13 гнезд).
Всего было выпущено 180 танков БТ-2 вооруженных пушкой Б-3, из них 65 машин не имели автономной установки пулемета ДТ.
Как уже отмечалось ранее, большая часть танков имела в качестве основного оружия спаренную пулеметную установку ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных установкой ДА-2 была сохранена установка автономного 7,62-мм пулемета ДТ. Однако, впоследствии, из-за [17] неудобства использования двух пулеметных установок автономный пулемет ДТ был демонтирован и вместо него установлена броневая заглушка. Углы наведения установки по вертикали составляли от 25° до + 22°. Конструкция маски пулеметной установки позволяла без вращения башни осуществлять стрельбу из спаренных пулеметов в горизонтальной плоскости в секторе 20°. Прицел для стрельбы устанавливался по правому пулемету. В этом случае боекомплект к пулеметам был увеличен на 2520 патронов (40 дисков).
Силовая установка
Силовая установка танка состояла из двигателя и систем, обеспечивавших его работу: топливной системы, системы воздухоочистки, системы выпуска отработавших газов, системы смазки, системы охлаждения, системы зажигания и системы пуска.
Двигатель авиационный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, V-образный с углом развала цилиндров 45°, жидкостного охлаждения, марки «Либерти», с дополнением заводного механизма, воздушного вентилятора и маховика. Максимальная мощность двигателя составляла 400 л. с (294 кВт) при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся двумя электрическими стартерами «МАЧ» мощностью 1,3 л. с. (0,96 кВт) каждый, установленные на коробке передач (или одним электростартером «Сцинтилла» мощностью 2 л. с. (1,47 кВт), а также вручную с помощью заводной рукоятки.
Топливная система принудительная. В нее входили: два бензиновых бака, расположенных по бокам двигателя между стенками бортовой брони, емкостью по 180 л каждый; механический бензиновый насос шестеренчатого типа: редуктор для поддержания постоянного давления топлива в системе; манометр; бензопроводы различного диаметра из отожженной красной меди; поршневой воздушный насос для создания избыточного давления в правом бензобаке при пуске двигателя; четыре водяных подогревателя рабочей смеси; два двойных карбюратора «Зенит» модели Д-52 или И5–52.
Система смазки принудительная. Она состояла из: масляного бака емкостью 20 л; масляного шестеренчатого насоса; двух фильтров, расположенных на двигателе и указателя манометра, расположенного справа, в верхнем ряду щитка КИП механика-водителя.
Система охлаждения жидкостная, принудительная емкостью около 90 л. Она состояла из: двух [18] радиаторов сотового или трубчатого типа; центробежного насоса крыльчатого типа, производительностью 550 л/мин.; двенадцати стальных рубашек цилиндров общей емкостью 25 л; четырех рубашек подогревателей рабочей смеси; алюминиевого вентилятора и трубопроводов.
В систему зажигания входили: аккумуляторная батарея марки 6СТА УШБ положительный полюс которой был подключен к корпусу танка; динамо (генератор) «Сцинтилла» или «Делько»; регулятор напряжения с реле; амперметр-переключатель; два трансформатора-распределителя, выполнявших роль индукционных катушек и прерывателей-распределителя; вибратор; провода и свечи.
Трансмиссия
Все узлы и агрегаты трансмиссии располагались в трансмиссионном отделении в кормовой части танка. К механизмам трансмиссии относились: главный фрикцион, коробка передач, два бортовых фрикциона с тормозами, два бортовых редуктора и два шестеренчатых редуктора (гитары) колесного хода.
Многодисковый главный фрикцион (три ведущих и четыре ведомых диска) сухого трения (сталь по стали) устанавливался на конце коленчатого вала двигателя вместе с маховиком; на его втулке был расположен вентилятор. Смазка шариковых подшипников производилась солидолом через каждые 50 часов работы.
Коробка передач располагалась за главным фрикционом и соединялась с ним с помощью фланца, расположенного на ведущем валу коробки передач. Коробка передач трехходовая, четырехступенчатая, обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. Доливку масла в коробку передач производили через каждые 30 часов работы, а его замену через 100 часов.
Левый и правый бортовые фрикционы сухого трения (сталь по стали) устанавливались на концах главного вала коробки передач. Тормоза ленточные, простого типа, воздействующие на наружные барабаны бортовых фрикционов. Ширина стальной тормозной ленты составляла 160 мм, диаметр тормозного барабана 393 мм, максимальный тормозной момент 233 кгм.
Бортовые редукторы шестеренчатые, располагались симметрично по обеим сторонам корпуса в задней части трансмиссионного отделения. Передаточное отношение 1:4,5. Смазка бортовой передачи производилась автолом Т через каждые 30 часов работы, а ее замена не реже чем через 100 часов.
Вращение ведущим колесам колесного хода передавалось от полуосей бортовых редукторов через шестеренчатые редукторы (гитары), ведущие шестерни которых крепились на осях ведущих колес гусеничного движителя. Картера гитар также выполняли роль балансиров ведущих катков колесного хода.
Ходовая часть
Особенностью танка БТ-2 являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя.
Гусеничный движитель располагался по обеим сторонам корпуса. Он состоял из: двух стальных многозвенчатых гусениц с открытым металлическим шарниром; двух ведущих колес кормового расположения; двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков.
Каждая гусеница состояла из 23 плоских и 23 с выступами (гребнями) штампованных траков, соединявшихся между собой с помощью стальных цементированных пальцев. Каждый трак имел 13 проушин (7 с одной стороны и 6 с другой). Стопорение пальцев в проушинах траков осуществлялось с помощью шплинтов. Наружная поверхность трака гладкая, места соединения звеньев траков выступали и играли роль шпор. Плоские траки имели отверстия для крепления дополнительных шпор. Ширина трака составляла 260 мм, шаг 225 мм, масса трака с гребнем около 10 кг и без гребня около 6 кг.
Ведущие колеса двухдисковые, стальные, литые с наружными резиновыми бандажами, гребневого зацепления с гусеницами. Диски соединялись между собой с помощью четырех пальцев, на осях которых симметрично располагались ролики, с помощью которых ведущие колеса за гребни траков вращали гусеницы. Диаметр ведущего колеса составлял 640 мм.
Направляющие колеса двухдисковые, стальные, литые, с наружными резиновыми бандажами, вместе с механизмами натяжения гусениц (кривошипами колес) располагались в передней части танка на кронштейнах передней трубы. Диаметр направляющего колеса составлял 550 мм. Эксцентриситет кривошипа направляющего колеса составлял 80 [19] мм. Стопорение механизма натяжения в заданном положении осуществлялось с помощью зубчатых дисков, установленных на кронштейне передней трубы и кривошипе направляющего колеса.
Опорные катки двухдисковые с наружными резиновыми бандажами. Диаметр опорного катка 815 мм. На машине применялись катки двух типов: литые дисковые с отверстиями и «спицованные», а также дисковые сплошные штампованные, которые устанавливались на танках БТ-2 после организации серийного производства танка БТ-5 при проведении ремонта. Диски катков соединялись друг с другом с помощью шести болтов.
Для движения по дорогам с твердым покрытием на танке использовался колесный движитель, который состоял из: задней пары ведущих опорных катков колесного хода; передней пары управляемых катков и двух пар средних опорных катков.
При переходе с гусеничного движителя на колесный каждую гусеницу разъединяли на четыре части, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями в трех местах. В ступицы задней пары опорных катков вставляли блокирующие кольца, соединявшие их с ведущими валами гитар, а в отделении управления на шток рулевой колонки устанавливали рулевое колесо (штурвал). Время перехода с одного типа движителя на другой силами экипажа, как правило, не превышало 30 минут.
Конструкцией не было предусмотрено выравнивание окружных скоростей ведущих колес гусеничного и колесного движителей, поэтому прямолинейное движение танка с гусеницей на одном борту и включенным ведущим катком колесного хода на другом борту было невозможно.
Подвеска танка индивидуальная, пружинная («свечная»), обеспечивавшая динамический ход опорного катка до 287 мм. Шесть вертикальных пружин были расположены по бокам корпуса между наружным броневым листом и внутренней стенкой корпуса, а две пружины располагались горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные с передними управляемыми катками. При переходе с гусеничного хода на колесный, требовалась регулировка пружин всех опорных катков с целью выравнивания машины и обеспечения клиренса 350 мм.
Обслуживание ходовой части было наиболее трудоемким, так как через каждые 10 часов работы или ежедневно необходимо было производить смазку всех бронзовых втулок (подшипников) опор балансиров солидолом, а через каждые 30 часов работы всех шарикоподшипников.
Приводы управления
Приводы управления танком были механические. Поворот танка на гусеничном ходу осуществлялся с помощью двух рычагов управления, расположенных в отделении управления справа и слева от сидения механика-водителя. Для обеспечения поворотов танка на колесном ходу использовался деревянный штурвал, воздействующий через передаточный механизм на передние опорные катки. Для плавного торможения и удержания танка на подъемах и спусках применялся ножной тормоз со стопором. Педаль тормоза располагалась с правой стороны рулевого механизма и могла стопориться щеколдой (храповиком). С левой стороны рулевого механизма располагалась педаль управления главным фрикционом. Педаль подачи топлива (газа) располагалась правее педали тормоза на одном валике с ней. Управление переключением скоростей в коробке передач осуществлялось с помощью кулисного механизма, установленного с правой стороны сидения механика-водителя. Установка раннего или позднего зажигания осуществлялась механиком-водителем с помощью зубчатого сектора с рычажком, расположенного правее кулисного механизма.
Электрооборудование
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме с «+» на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Источниками электроэнергии являлись аккумуляторная батарея 6СТА УШБ напряжением 12 В и емкостью 128 А-ч, а также динамо (генератор) «Сцинтилла» 190Ц-1,5 или «Делько» мощностью 190 Вт с реле-регулятором «Сцинтилла» 60W-200W. Потребителями электрической энергии были два стартера «МАЧ»; правый и левый распределители к свечам двигателя; вибратор «Делько»; передние фонари «Сцинтилла» 74817 двойного света; задний сигнальный фонарь; гудок (сигнал) «Сцинтилла» Хелла 12V вибраторного типа; лампочка освещения щитка КИП механика-водителя; переносная лампа и две лампочки освещения боевого отделения фирмы «Бош».
Вспомогательное оборудование: центральный переключатель «Сцинтилла», установленный на щитке КИП механика-водителя, предназначенный для управления всем электрооборудованием; амперметр «Либерти»; две штепсельные розетки «Сцинтилла» 73879; контрольная лампочка центрального переключателя и бронированные провода (провода проложенные в металлических трубках).
Радиосредств для внешней связи танк не имел. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью световой сигнализации. [20]