Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

История создания танка БТ-2

Выбор ХПЗ для организации серийного производства легкого колесно-гусеничного танка БТ («Кристи» М.1940) был не случаен, так как производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. По кооперации планировалось изготавливать лишь радиаторы, конические шестерни коробки передач и литые детали из высокосортной стали.

Здесь необходимо отметить, что ХПЗ начал организацию танкового производства не на пустом месте. Коллектив завода получил определенный опыт ремонта зарубежных трофейных танков уже в 1920–1923 гг., когда завод отремонтировал около 30 трофейных танков. С 1924 г. на заводе серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар»; разрабатывалась конструкция более мощного и совершенного трактора «Коминтерн». С 1925–1926 гг. началось внедрение в паровозо — и котлостроение газо — и электросварки. За эти годы выросли кадры рабочих, руководителей, конструкторов, металлургов, технологов.

В 1928 г. начались проектные работы по опытному танку А-12 (Т-12). Специализация ХПЗ была определена в 1929 г. Постановлением Совнаркома СССР об организации на заводе танкового производства. Было создано танковое специальное конструкторское бюро (СКБ), в тракторном цехе создан участок сборки танков; начаты проектные работы по танку Т-24. В том же 1929 г. начальником специального участка сборки и испытания опытных танков был назначен С. Н. Махонин.

В это время на заводе уже шло строительство корпусов и цехов танкового производства. Был создан танковый отдел (Т2), в состав которого вошли механический, сборочный, сдаточный, опытный и другие цеха, а также СКБ, технологическое бюро подготовки производства, отдел сварки корпусов и башен, необходимые службы. По приказу НКВМ, начальник УММ РККА 17 мая составил план выполнения решений правительства по организации производства танка БТ («Кристи» М.1940) на ХПЗ.

Этим планом предусматривалось:

«1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С. А. Гинсбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г. К. В. № 8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскина в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает тридцатью копировщиками.

2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша.

3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.

4. Изготовить опытные образцы в количестве трех штук к 15.09.31 г. два образца изготавливает ХПЗ и один — опытный цех завода «Большевик» с подачей отливок и поковок с ХПЗ.

5. Изготовление первой партии 100 штук. Двух машин к 1.XI.31 г., 30 штук — к 30.XII.31 г., 50 штук — к 1.I.32 г.» [РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 505, л. 131].

Практически все пять пунктов данного плана легли в основу Приказа ВСНХ СССР № 73 от 21 мая 1931 г. об обеспечении организации производства танка БТ на ХПЗ и создания конструкторского бюро. Окончательное же решение по организации производства танка «Кристи М.1940» было отражено в Протоколе № 6 КО «О танкостроении» от 23 мая 1931 г.

В пятом пункте этого протокола было записано: «Разрешить РВС СССР ввести танк «Кристи» в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (БТ).

Ворошилову и Орджоникидзе, в декадный срок окончательно договориться какое максимальное количество БТ (в имеющемся образце, без всяких изменений) может быть изготовлено в 1931 г. на ХПЗ, имея в виду полное снятие заказа Т-24.

Одновременно обязать РВС форсировать работы по модернизации танка «Кристи». [10]

Проектированием, организацией и подготовкой производства танка БТ на ХПЗ, начиная с 25 мая, занималось, как это уже было отмечено выше, сформированное танковое СКБ. Это СКБ возглавлял военинженер 2-го ранга Николай Михайлович Тоскин, который был откомандирован УММ РККА на завод из Москвы. В СКБ работало 22 конструктора, большинство из которых не имело инженерного образования. Проектирование силовой установки танка было возложено на Давыденко, Михайлова, Флерова и Андрыхевича. Разработкой трансмиссии занимались Куприн, Давиденко и Серковский. Ходовая часть проектировалась Каштановым, Мариным, Дорошенко и Гуревичем. За чертежи общего вида машины отвечал Скворцов.

1 июня 1931 г. председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову, утвержденное начальником УММ РККА И. А. Халепским, задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ. Согласно заданию машина должна была иметь следующие характеристики:

Боевая масса, т 14,0
Скорость движения, км/ч:  
на колесном ходу 70
на гусеничном ходу 40
Запас хода, ч не менее 4
Вооружение: 1–76,2-мм противоштурмовая пушка (временно);
1–37-мм пушка большой мощности;
2 — пулемета ДТУ.
Боекомплект:  
к 76,2-мм пушке, выстр 40
к 37-мм пушке, выстр 100
к пулеметам ДТУ, патр 5000
Броневая защита, мм:  
лоб, башня, корма не менее 20
борт 13
дно, крыша 6
Команда (экипаж), чел не менее 3

Согласно этому заданию танк БТ должен был быть поставлен на серийное производство, без каких бы то ни было конструктивных изменений, улучшений и т. п. Машина должна была быть запущена в производство в точной копии с имеющимся образцом, что значительно упрощало организацию производства и особенно важно — не давало повода ссылаться на недоработанность конструкции, как это было в случае с танком Т-24.

Справедливости ради необходимо отметить, что не все работники ХПЗ были довольны решением о выпуске танка БТ вместо танка Т-24. По заявлению помощника начальника УММ РККА Г. Г. Бокиса «директор завода Бондаренко с целью дискредитации быстроходной машины открыто называл ее «вредительской». Вот почему «Стоило очень больших усилий, нажимов и постановлений, вплоть до Правительства, чтобы заставить ХПЗ строить танк БТ и в порядке производства устранять отдельные недочеты, которые имелись в чертежах и конструкциях танка БТ».

Преодолевая сопротивление руководства ХПЗ, УММ РККА 20 сентября 1931 г. выдало заказ под № 70900311, согласно которому заводу предписывалось уже к 1 ноября изготовить 6 опытных образцов танка БТ. Но к указанному сроку были изготовлены лишь три машины, которые приняли участие в ноябрьском параде в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь два танка, так как третий из-за возгорания двигателя был остановлен еще на подходе к ней. Два оставшихся БТ, из-за неполадок в коробках передач, еле смогли покинуть главную площадь страны.

Согласно Постановлению КО СССР № 6 от 23 мая 1931 г. ХПЗ к весне 1932 г. должен был подготовить танковое производство по танку БТ с годовой программой 2000 шт. Причем завод к 1 января 1932 г. должен был сдать 25 и подготовить к приемке еще 25 танков и 25 комплектов деталей и собранных механизмов с расчетом выпуска первых 100 танков не позднее 15 февраля 1932 г. Такой высокий темп выпуска танков был вызван начавшейся в 1930 г. реорганизацией РККА. По плану реорганизации уже к 1 декабря 1932 г. в войска должно было быть поставлено 2000 танков БТ. Всего к концу реорганизации на вооружении РККА планировалось иметь 4497 танков типа БТ.

Освоение серийного производства нового танка на ХПЗ шло очень медленно. Связано это было не только с нежеланием руководства выпускать «чужую», навязанную заводу машину, но и с ограниченными возможностями производственной базы, которая изначально не была рассчитана на изготовление такого большого количества танков. Строительство же новых цехов задерживалось не только из-за отсутствия строительных материалов, но и из-за отсутствия необходимого специального оборудования, которое в основном изготавливалось за границей. Так, специальные металлорежущие станки были закуплены в Германии, Швейцарии и США.

Кроме того, на Ижорском заводе (ИЗ) столкнулись с рядом проблем при изготовлении бронелиста для корпуса и, особенно, башни нового танка. Вместо заданных 50 комплектов корпусов и башен ИЗ в 1931 г. смог отправить на ХПЗ лишь 3.

Вот почему к концу 1931 г. вместо запланированных 25 танков, ХПЗ удалось изготовить только 3 машины.

После изготовления первых опытных образцов танка БТ Н. М. Тоскин был отозван в Москву, а танковое СКБ ХПЗ с 6 декабря 1931 г. возглавил талантливый инженер с дореволюционным стажем Афанасий Осипович Фирсов.

С запуском танка БТ в серийное производство количество дефектов не уменьшилось, а даже возросло. [11] Дефекты были как в силовой установке, так и в основных агрегатах трансмиссии и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти» был капризным, трудно пускался, имел большой расход масла, не редко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Слабым местом силовой установки длительное время являлся воздухоочиститель, который недостаточно полно очищал воздух, поступающий в двигатель, от пыли, значительно сокращая срок его службы. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скоростей коробки передач были неудовлетворительного качества. Критическое положение сложилось и с производством траков, так как Крамоторский завод на протяжении всего 1933 г. поставлял ХПЗ некондиционную сталь.

Конструкторы, производственники, работники ОТК, военной приемки ХПЗ и Научно-испытательного бронетанкового (НИБТ) полигона РККА сообща работали над устранением недостатков и осуществляли доводку танка БТ. В 1932 г. начальником танкового отдела Т2 был назначен Л. И. Зайчик, главным технологом К. И. Цереквицкий, начальником ОТК — С. Н. Махонин.

По мере развития на заводе танкостроения и возрастания его сложности водители-испытатели начали выполнять и функции исследователей. Поэтому одновременно с началом серийного производства танка БТ на ХПЗ был создан опытный отдел, который возглавил инженер А. К. Кулик. Он стал одним из важнейших подразделений танкового производства завода и активно участвовал во всех проводимых сборочным цехом и военными представителями проверках и специальных испытаниях танка.

В КБ Т2К (бывшее СКБ) под руководством А. О. Фирсова с привлечением молодых конструкторов Н. А. Кучеренко, В. М. Дорошенко и других велись работы по дальнейшему совершенствованию серийно выпускавшихся машин.

В особую проблему выделилось оснащение танка БТ двигателями. Дело в том, что в связи с окончательным переходом на выпуск танков Т-18 (МС-1) в 1930 г. на заводе «Большевик» налаженное на нем производство авиационных двигателей М-5, было прекращено. Поэтому предусматривалось оснащать быстроходные танки авиационными моторами мощностью 350–500 л. с., организация производства которых, была возложена на ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение). Но так как новый авиационный завод в срок построен не был, то для обеспечения выпуска первых 100 танков Правительством было разрешено приобрести в США 50 двигателей «Либерти» в октябре и еще 50 — в декабре 1931 г. Для их закупки в США от УММ РККА был отправлен В. Д. Свиридов.

Обеспечение выпуска остальных танков БТ двигателями сначала планировалось осуществить за счет возобновления серийного производства двигателя М-5 на одном из авиационных заводов. Но в связи с тем, что в авиационной промышленности перешли на выпуск более мощного карбюраторного двигателя М-17, то было принято решение не возобновлять серийное производство М-5, а закупить в США оставшиеся там неликвиды — авиационные двигатели «Либерти», которыми были оснащены все первые быстроходные танки.

Еще одной проблемой стал вопрос оснащения быстроходного танка вооружением.

Все дело в том, что при принятии на вооружение танка БТ в качестве основного оружия на нем должна была устанавливаться 37-мм пушка Б-3. Опытный образец этой пушки был изготовлен еще в начале 1929 г. и предназначался для установки в танк Т-18. Так как завод № 8 получил задание на изготовление 350 таких пушек, то летом 1931 г. было принято решение при проектировании танка БТ разместить в его башне спаренную установку этой пушки и пулемета.

В процессе производства танков БТ в 1931 г. окончательно выяснилось, что Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) РККА не справилось с изготовлением опытного образца спаренной установки и, вследствие этого, отказалось от постановки ее на серийное производство. В результате в I квартале 1932 г. пришлось менять чертежи башни, а первые 60 башен, изготовленных Ижорским заводом — приспосабливать паллиативными мерами под раздельную установку 37-мм пушки Б-3 и 7,62-мм пулемета ДТ, к тому же в этих башнях оказалось технически невозможно вырезать отверстие под автономную шаровую опору пулемета ДТ. В таком виде башни вместе с танками и поступили в войска.

Еще 240 башен под раздельную установку 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета ДТ были выпущены Ижорским (120 шт.) и Мариупольским (120 шт.) заводами.

Начиная с 301-й машины, планировалась установка в башню танка БТ 45-мм пушки 20К, спаренной с пулеметом ДТ. Конструкторские проработки показали, что 45-мм пушку установить в серийную башню БТ не представлялось возможным. Для установки этих пушек была спроектирована единая для танков БТ и Т-26 башня большего размера, которая позднее устанавливалась на танке БТ-5.

Пока в верхах решали вопрос о возможных вариантах установки вооружения на танк БТ, в целях загрузки производственных мощностей заводов, Зам. Наркома тяжелой промышленности Павлуновский дал приказание изготавливать для первых 610 танков БТ старые башни, спроектированные под пушку Б-3. В связи с тем, что завод № 8 всего смог поставить ХПЗ 190 пушек Б-3, Правительством в мае 1932 г. было принято решение о постановке, на [12] оставшиеся 440 танков БТ, вместо этих пушек спаренной установки 7,62-мм пулеметов ДТ — ДА-2.

Эти спаренные пулеметные установки поступили в РККА в течении IV квартала 1933 г. Причем монтаж спарки ДА-2 осуществлялся ремонтными органами войсковых частей.

Танки БТ с пулеметным вооружением отдельные авторы, особенно за рубежом, ошибочно называют БТ-1. В действительности же танками БТ-1 назывались первые два закупленных опытных образца танка «Кристи» М. 1940 — «Оригинал — I» и «Оригинал — II». Танки с 37-мм пушкой или спаренной пулеметной установкой ДА-2, начиная с февраля 1933 г. официально стали именоваться БТ-2.

В ходе серийного производства в период декабрь 1931 г. — сентябрь 1932 г. в КБ ХПЗ под руководством [13] А. О. Фирсова была разработана модификация танка БТ-2 — танк БТ-3, который отличался от предыдущего переходом с дюймовой резьбы на метрическую. Фактически с конца 1932 г. в серийном производстве находился танк БТ-3, но в войсках и в официальных документах эта модификация сохранила свое прежнее название — БТ-2.

В 1932 г. на ХПЗ было изготовлено 396, а в 1933 г. еще 224 танка БТ-2. Причем 13 первых выпущенных танков в целях ускорения освоения серийного производства и обучения личного состава танковых войск имели корпуса и башни, выполненные из простого железа. 10 танков были отправлены в учебные заведения и части, а 3 машины находились на ХПЗ и использовались для проведения опытно-конструкторских работ. Кроме того, еще 53 железные башни было установлено на первые танки БТ. Изготовление железных башен было вызвано тем, что Мариупольский завод своевременно не освоил производство броневых башен из стали «Д» (Дыренкова) и все выпускаемые заводом башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевых машинах.

В конце 1932 г. броня «Д», которая при испытаниях показала отличные качества по пулестойкости, была снята с производства в виду ничтожного выхода годных бронедеталей и ее нерентабельности. Большинство деталей, изготовленных из брони «Д», имели трещины и отбраковывались при ее изготовлении на Мариупольском заводе. Поступавшие на сборку бронированные листы работниками ОТК ХПЗ также браковались в большом процентном отношении. Отдельные же корпуса, изготовленные из брони «Д» после такой двойной отбраковки имели хорошие технические показатели.

Все машины, отправленные в войска, были учебными и имели отличительный знак (башни и корпуса окрашивались внутри белой краской, на которую наносилась красная полоса). Во время эксплуатации и ремонта в некоторых частях были отмечены случаи закрашивания белой краской отличительных полос.

К концу 1934 г. на 15 танках были заменены железные башни на бронированные. В первом квартале 1935 г. планировалось заменить в войсках 10 корпусов и 48 башен, но это не было сделано из-за перехода ХПЗ на выпуск танка БТ-5.

В конце 1932 г. вместо брони «Д» Мариупольский завод стал изготавливать бронекорпуса и башни из брони «МИ» собственной разработки («МИ» — Мариуполь — Ильич). Эта броня представляла собой тип двухслойной стали, которая имела твердую лицевую сторону и мягкую вязкую тыльную. Сложная технология изготовления приводила к очень большому проценту брака (из 12 тонн произведенной брони 11 тонн составлял брак). Но по пулестойкости эта броня в 1933 г. превосходила броню «ПИ» Ижорского завода. [14]

Дальше