Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Приложение

Нежесткие дирижабли США (1945-1960)

Обозначение до 1954 года Обозначение с 1954 года Год выпуска Экипаж Объем оболочки, куб. м Длина, м Число моторов Фирма-изготовитель и тип Мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч
ZP2K, ZP3K ZSG-2, ZSG-3 1947 8 14915 81,4 2 P&WR-1340-46 550 120
ZP4K-1 ZSG-4 1953 8 14915 81,4 2 P&WR-1340-46 550 128
ZP5K-1 ZS2G-1 1954 10 18200 86,9 2 Райт R-1300-4 800 136
ZPN-1 ZPG-1 1951 14 24760 98,8 2 Райт R-1300-2А 800 144
ZP2N-1 ZPG-2 1953 14 27590 104,6 2 Райт R-1300-2А 800 140
ZP2N-1W ZPG-2W 1956 21 27590 104,6 2 Райт R-1300-2А 800 128
 — ZPG-3W 1958 24 42500 131,1 2 Райт R-1 820-88 1525 148

Жесткие дирижабли США

Обозначение Год выпуска Объем оболочки, куб. м Длина, м Диаметр, м Число моторов Фирма-изготовитель и тип Мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч
ZR-1 «Шенандоа» 1923 60000 208 24,4 6 «Паккард» 300 97
ZRS-4 «Акрон» 1931 194000 239 40,5 8 «Майбах» 560 127
ZRS-5 «Мэкон» 1933 194000 239 40,5 8 «Майбах» 560 127 [478]

Жесткие дирижабли Великобритании

Наименование Дата постройки Объем, куб. м Длина, м Максимальный диаметр, м Мертвый вес Полезная нагрузка, кг Мощность моторов, л. с. Максимальная скорость, км/ч
R.9 1915 25250 158,5 16,15 21900 5400 600 68,5
R.23 1916 26600 163 16,15 22800 5950 1000 83,6
R.29 1917 28000 164,2 16,15 21900 8350 1000 88,5
R.30 1920 35000 162 21,5  —  — 1000 101
R.31 1918 43800 187,3 19,95 31000 16300 1500 109,2
R.32 1918 43950 187 19,9 31100 16300 1250 101,3
R.33 1919 55500 196 24 33000 27000 1250 96,5
R.34 1919 55300 194 24 32900 26900 1250 96,3
R.36 1920 60000 212 24 32000 32800 1520 104,5
R.37 1921 59500 205 24 31850 32450 1570 96,5
R.38 1921 77600 212 26 37800 46000 2100 106
R.80 1920 35400 163 21,35 21500 16700 920 96,5
R.100 1929 140000 216,5 40,6 92200 59200 3960 132
R.101 1929 141600 219,5 40 10300 49925 2925 113

Примечание. Полная подъемная сила и полезная нагрузка приведены в таблице из расчета, что дирижабли наполнены водородом с подъемной силой 1 куб. м в 1, 08 кг (английский стандарт). [479]

Жесткие дирижабли, построенные заводами «Шютте-Ланц»

Наименование Объем газа, куб. м Длина, м Максимальный диаметр, м Мертвый вес Полезная нагрузка, кг Число моторов Фирма-изготовитель Мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч
SL-1 19500 131 18,4 17950 3100 2 «Мерседес» 250 71
SL-2 25000 144 18,2 20800 6200 4 «Майбах» 180 88,3
SL-3 32410 153,1 19,75 24150 10870 4 «Майбах» 210 84,6
SL-4 32410 153,1 19,75 23395 11625 4 «Майбах» 210 85
SL-5 32410 153,1 19,75 23090 11930 4 «Майбах» 210 83,2
SL-6 35130 162,9 19,75 24600 13360 4 «Майбах» 210 94
SL-7 35130 162,9 19.75 24840 13120 4 «Майбах» 210 90
SL-8 35130 174 20,1 21720 16240 4 «Майбах» 240 94
SL-9 35130 174 20,1 20560 17400 4 «Майбах» 240 94
SL-10 38780 174 20,1 23600 18350 4 «Майбах» 240 90
SL-11 38780 174 20,1 23600 18350 4 «Майбах» 240 91,8
SL-12 38780 174 20,1 23800 18150 4 «Майбах» 240 83
SL-13 38780 174 20,1 21450 17500 4 «Майбах» 240 90
SL-14 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
SL-16 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
Е-9 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
Е-10 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
Е-11 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
Е-12 38780 174 20,1 24450 17500 4 «Майбах» 240 90
SL-20 56000 198,3 22,92 29300 31200 5 «Майбах» 240 102,6
SL-21 56000 198,3 22,92 29200 31300 5 «Майбах» 240  —
SL-22 56000 198,3 22,92  —  — 5 «Майбах» 240 102,6

Примечание. Полная подъемная сила и полезная нагрузка приведены в таблице из расчета, что дирижабли наполнены водородом с подъемной силой 1 куб. м в 1, 08 кг (английский стандарт). [480]

Нежесткие дирижабли

Наименование Год выпуска Длина, м Максимальный диаметр, м Объем оболочки куб. м Мертвый вес, кг Полезная нагрузка, кг Число моторов Фирма-изготовитель Мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч
Франция
«Астра» 1916 90 16,45 14020 7820 7290 2 «С» 220 64,3.
«Астра» 1917  —  — 5950  —  — 2 «Рено» 170 75,0
«Астра» 1917  —  — 6630 4360 2790 2 «Испано-Сюиза» 200 80,5
АТ-0 1916 61 10,53 4990  —  — 2 «Сенбим» 150 74,0
AT-1-4 1917 68,3 13,56 6290  —  — 2 «Рено» 160 72,4
АТ-5-9 1917 71,4 14,9 6710  —  — 2 «Испано-Сюиза» 200 78,7
              2 «Рено» 160  
АТ-10-17 1917 75,3 14,9 8020  —  — 2 «Испано-Сюиза» 200 72,4
AT-18 1918 80,5 16,1 9570 5370 4950 2 «Рено» 250 78,8
AT-19 1918 80,0 16,5 9600 5830 4530 2 «Рено» 250 78,8
СМ-0 1918  —  — 5000 3450 1950 2 «Сальмсон» 160 80,5
СМ-1-4 1916 70,5 11,55 5500  —  — 2 «Сальмсон» 150 83,6
«СМ-5» 1918 80,0 13,9 9100 7140 2680 2 «Сальмсон» 230 78,8
СМ-6-8 1918 87,5 14,0 9130 7140 2710 2 «Сальмсон» 250 80,5
«Капитан Коссен» 1917 83,3 14,1 9130 4360 5490 2 «Сальмсон» 240 78,8
Т 1917 70,0 11,7 5500 3750 2180 2 «Сальмсон» 160 86,7
«Лоррен» 1916 93,3 15,1 10530 6280 5090 2 «Клеман-Байяр» 220 80,5
«Зодиак» 1916 98,6 14,8 13800  —  — 2 «Зодиак» 220 69,0
«Зодиак» 1916 92,3 16,1 14180 8320 6980 2 «Зодиак» 220 68,2
«Зодиак» 1916  —  — 2200  —  — 2 «Анзани» 70 69,0
«Зодиак» 1917  —  — 3750  —  — 2 «Рено» 60 80,5
«Зодиак» 1917  —  — 6210  —  — 2 «Испано-Сюиза» 220 80,5
«Зодиак» 1918 100 15,25 12180  —  — 2 «Зодиак» 225 80,5
VA-1-3 1918     2000  —  — 1 «Рено» 80 75,5
VA-4-5 1918 43,3 9,0 2000  —  — 1 «Роллс-Ройс» 85 59,5
VZ-1-15 1918 47,6 10,85 2750  —  — 2 «Рено» 80 69,1
VZ-16-23 1918 48,1 11,1 3100  —  — 2 «Испано-Сюиза» 150 77,1
VZ-1 1918 80,0 15,25 9300  —  — 2 «Рено» 220 78,7
ZD-1-5 1917 72,4 13,1 6175  —  — 2 «Испано-Сюиза» 200 78,7 [481]
ZD-6-8 1917  —  — 9350  —  — 2 «Рено» 220 80,5
«Зодиак U. S. N.» 1918 80,6 13,1 9250  —  — 2 «Рено» 250 78,7
«Зодиак Эколе» 1925 36 8,1 1200  —  — 1 «Анзани» 70 66,0
MBZ-2 1932 31 8 930  —  — 1 «Сальмсон» 60 50,0
Германия
PL-16 (Парсеваль) 1913 94,15 15,48 9830 7840 2760 2 «Майбах» 180 67,6
PL-17 1912 85,0 16,0 9830 8450 2150 2 «Майбах» 170 64,8
PL-18 1913 84,0 15,0 8800  —  — 2 «Майбах» 180  
PL-19 1914 92,0 15,0 9830 7940 2660 2 «Майбах» 180 76,6
PL-20-21 1914 92,0 15,0 9830  —  — 2 «Майбах» 180  
«PL-22» 1914 160, 16,5 22000  —  — 3 «Майбах» 200 74,8
PL-23 1914 92,0 15,0 9830 7940 2660 2 «Майбах» 200 69,6
PL-24 1914 110 16,4 14000 10920 4200 2 «Майбах» 210 61,6
PL-25 1915 110 16,4 14000 9985 5135 2 «Майбах» 210 69,8
PL-1 1921 47,5 9,78 2300 1668 817 1 «Майбах» 160 104,5
PL-2 1921 70,0 13,0 5980 4000 2450 2 «Майбах» 160 104,5
PL-3 1921 96,5 14,7 9000 5690 4020 2 «Майбах» 260 107,5
Англия
N.S.7 (AT)   79,9   10200 7680 3340 2 «Фиат» 260 92,5
S.S 1916 43,9 8,55 1840 1425 560 1 «Фиат» 80 72,3
«Парсеваль» 1917 91,6 15,55 10300 8520 2600 2 «Майбах» 180 68,3
S.S.Z 1917-1918 43,6 9,75 1980 1990 145 1 «Роллс-Ройс» 75 78.0
S.S.T 1918 50,3 5,1 2830 2295 765 2 «Роллс-Ройс» 75 92.5
С. 12 (AT)   59,6  — 4810 3630 1570 2 «Санбим» 150 83,5
«С.Стар»   66,5  — 5950 5070 1400 1 1 «Бреге» «Фиат» 110260 92,5
США
«Пони Блимп» 1917-1918 29,15 8,54 1000 659 421 1 «Ас» 40 64,3
ОА-1 1920 29,15 8,54 1000 676 404 1 «Лауренс» 60 72,3
U.S. М. В. 1921 33,25 9,09 1408 978 542 2 «Лауренс» 60 88,5 [482]
Морской А 1916-1917 53,4 10,7 3115 2633 727 1 «Стуртеван» 140 55,3
Морской В 1917 49,7 9,61 2377 1617 943 1 «Кертисс» 100 75,5
Морской С 1918 59,75 12,81 5125 3435 2100 2 «Испано-Сюиза» 150 96,5
Морской D 1919 60,4 12,81 5380 3850 1965 2 «Юнион» 125 93,0
Морской Е 1918 49,4 10,2 2690 2050 855 1 «Томас» 150 90,0
Морской F 1918 49,4 10,2 2690 1940 965 1 «Юнион» 125 83,5
Морской Н 1921 29,1 8,5 980 - - 1 «Лауренс» 50 70
Морской L 1938 45 12.1 3450 - - 2 «Уорнер» R-500-6 145 96
СВ-1 1922 28,9 9,39 1220 799 519 1 «Лауренс» 50 72.5
«МА» военный 1921 51,55 14,64 5096 3452 2048 2 «Аэромарин 130 104,5
Гудиер «J-1» 1922 52,0 13,73 4900 3172 2128 2 «Аэромарин 130  —
J-4 1927 56,9 13,7 5900  —  — 2 «Райт» HS8Ba 220 96
              2 «Райт» J-5 220  
              2 «Райт» J-6-7 225  
Гудиер «G» 1929 57,3 13 5130  —  — 2 «Райт» J-6 165 96
К-1 1931 66,5 16,5 8950  —  — 2 «Райт» J-6-9 330 104
К-2 1938 76,5 17,6 11300  —  — 2 P&WR-1340-AN-2 550 125
А-4 1919 49,4 10,2 2690 1895 1010 1 «Кертисс» 90 74,0
ТС-1-2-8 1922 59,8 13,58 5830 4435 1865 2 «Райт» 150 83.5
ТА-1-2 1923 49,4 12,0 3680 3122 848 2 «Кертисс» 80 72,3
ТС-6 1924 59,8 13,58 5680 4280 1860 2 «Лауренс» 190 93,2
ТЕ-1 1926 41,5 10,35 2275 1750 705 2 «Лауренс» 40 72,4
ТС-13, ТС-14 1933 71 16,5 10000     2 P&WR-1340 375 100
TF-1 1926 32,3 9,4 1480 1082 518 1 P&WR-1340 40 64,3
ZMC-2 1929 45,5 15,8 5660  —  — 2 «Райт» J-5 220 112

Примечание. Полная подъемная сила и полезная нагрузка приведены в таблице из расчета, что дирижабли наполнены водородом с подъемной силой 1 куб. м в 1, 08 кг (английский стандарт). [483]

Дирижабли России (1908-1916)

Наименование Тип Год постройки (приобретения) Объем, куб. м Длина, м Максимальный диаметр, м Число и мощность двигателей, л. с. Винты, число/диаметр, м Число и объем баллонетов, куб. м Полезная нагрузка, кг Максимальная скорость, км/ч Потолок, м Максимальная продолжительность полета, ч
«Учебный» Мягкий 1908 1200 40 6,55 1 Х 16 2 / — 110 250 21,6 800 3
«Лебедь» Полужесткий 1909 3700 61,4 11,1 1 х 70 2 / 2,65 1 х 800 920 36 2000 10
«Кречет» Полужесткий 1909 6000 70 11,4 2 х 85 2 / 4 2 х 500 2000 43 1500 10
«Беркут» Мягкий 1910 3500 56,2 10,6 1 х 105 1/ 5 1 х 1100 800 54 3100 10
«Голубь» Мягкий 1910 2270 42 9,8 1 х 75 2/ — 1 х 500 800 50 2000 4
«Ястреб» Мягкий 1910 2700 46 10 1 х 64 2/ 3 1 х 360, 1 х 335 1170 47 2400 6
«Коршун» Мягкий 1910 2140 47 9 1 х 60 1/ 3,5 2 х 175 400 47 1500 4
«Чайка» Мягкий 1910 2140 47 9 1 х 60 1/ 3,5 2 х 175 400 47 1500 4
«Гриф» Мягкий 1910 7300 70 14 2 х 110 2/ 4,2 2 х 900 3700 59 2300 20
«Киев» Мягкий 1911 1000 35,5 7 1 х 50 1/ — 1 х 150 180 40 1400  —
«Кобчик» Полужесткий 1912 2400 48 9,5 2 х 50 2/ — 1 400 50  — 4
«Сокол» Мягкий 1912 2500 50 10 1 х 80 2/ — 1 х 500 800 54 1800 4
«Альбатрос» Мягкий 1913 9600 77 14,8 2 х 160 2/ 4,75 2 х 1200 3530 68 2400 20
«Астра» Мягкий 1913 10000 78 15 2 х 200 1/ 5,5, 2/ 3,4 2 х 1750 5400 59 3500 15
«Кондор» Мягкий 1913 9600 88 16 2 х 180 2/ 6,3 2 х 1500 3200 55 3000 20
«Буревестник» Мягкий 1913 9600 86 16 2 х 180 2/ — 2 х 1350 3200 67 2700 20
«Гигант» Полужесткий 1915 20500 114 17 4 х 215 4/ — 3 х 1800 9000 58 2500 20
«Черномор-1» Мягкий 1916 4500  — 17 2 х 175 2/ — 4  — 80  — 10
«Черномор-2» Мягкий 1916 4500  —  — 2 х 175 2/ — 4   80   10
«Черномор-3» Мягкий 1916 4500  —  — 2 х 175 2/ — 4   80   10 [484]

Дирижабли СССР (1920-1947)

Наименование Тип Год постройки Дата первого полета Объем, куб. м Длина, м Максимальный диаметр, м Число и мощность двигателей, л. с. Число и объем баллонетов, куб. м Полезная нагрузка, кг Максимальная скорость, км/ч Потолок, м Примечание
«Красная звезда»{6} Мягкий 1920 3.1.1921 10000 78,0 15,0 2 х 200 2 х 1750 3530 59 3500  —
«VI Октябрь» Мягкий 1923 27.11.1923 1700 39,2 8,2 1 х 105  — 500 60  —  —
«Московский химик-резинщик» Мягкий 1924 16.6.1925 2458 45,4 10,3 1 Х 105  — 900 62  — МХР
«Комсомольская правда»{7} Мягкий 1930 29.8.1930 2500 46,5 10,3 1 Х 185 2 х 315 1034 80 2400  —
СССР В-1 Мягкий 1932 11.4.1932 2200 45,0 10,0 2 х 75 1 х 600 780 95 2600  —
СССР В-2 Мягкий 1932 Апрель 1932 5000 58,1 12,9 2 х 230 1 х 1680 1842 100 3300 «Смольный»
СССР В-3 Мягкий 1932 Апрель 1932 6500 63,5 14,1 2 х 240 1 х 2185 3008 100 3300 «Красная звезда»
СССР В-5{8} Полужесткий 1933 27.4.1933 2340 47,5 9,3 1 х 75 1 х 115, 1 х 345 867 80 1800  —
СССР В-6 Полужесткий 1934 5.11.1934 18500 104,5 18,8 3 х 270  — 8500 113 4500 «Осоавиахим»
СССР В-7 Полужесткий 1934 16.7.1934 9500 78,0 15,4 2 х 365  — 4270 100  — «Челюскинец»
СССР В-7бис Полужесткий 1935 24.10.1935 9500 78,0 15,4 2 х 365   4270 100  —  —
СССР В-8 Полужесткий 1936 20.7.1936 10000  —  — 2 х 350  —  —  —  —  —
СССР В-10 Мягкий 1937 14.1.1938 3600 48,3 12,5 2 х 100  — 1400 97,5  —  —
СССР В-12 Мягкий 1942 17.5.1942 2940 47,0 12,3 2 х 75  — 1100 71 2000  —
«Победа» Мягкий 1944 1.11.1945 5000 54,3 13,4 2 х 240  — 2138 102 3400  —
СССР В-12бис Мягкий 1947 8.8.1947 3400 47,0 11,8 2 х 150  — 1280 90 3000 «Патриот» [485]

Полужесткие дирижабли

Наименование Страна Год выпуска Длина, м Диаметр, м Относительное удлинение, λ Теоретический объем, куб. м Практический объем, куб. м Полная подъемная сила, кг Мертвый вес, кг Полезная нагрузка, кг Полезная нагрузка в % от полной подъемной силы Число моторов Фирма-производитель Мощность, л. с. Мощность всех моторов, л. с. Максимальная скорость км/ч
М-а Германия 1907 40,0 8,2 4,9  — 1800 1945 1600 345 17,75  —  —  — 24 32,5
M-I Германия 1908 65,5 11,1 5,9  — 6000 5400 4390 1010 20,4  —  —  — 150 46,0
М-II Германия 1909 81,5 13,0 6,3  — 7800 8420 6750 1670 10,8  —  —  — 300 59,0
M-III Германия 1911 96,6 14,0 6,9  — 11000 11890 9960 1930 16,25  —  —  — 600 61,0
M-IV Германия 1913 98,5 15,3 6,4  — 13500 14600 12320 2280 15,6  —  —  — 480 82,5
M-V Германия Проект 150,0 26,0 5,75  — 25000 27000 12750 14250 53,0  —  —  — 1000 112,0
M-VI Германия Проект 210,0 36,5 5,75  — 110000 118900 36500 82400 69,3  —  —  — 2000 128,0
PN-27 Германия 1929 40,0 8,6 4,65  — 1436 1550  —  —  — 2 «Анзани» 35 70 70,0
PN-28 Германия 1930 39,5 9,0 4,39  — 1700 1835 1355 480 28,2 1 «Сименс-Гальске» 80 80 80,0
PN-29 Германия 1931  —  —  —  — 2200 2375 1525 850 35,75 1 «Сименс-Гальске» 100 100 90,0
«P» Италия 1912 62,0 12,6 4,9 4750 4900 5290 3800 1490 28,2 1 «Сименс» 100 100 65,0
«PV» Италия 1918 62,0 12,9 4,8 5000 5200 5610 4000 1610 28,7 2 «SPA» 225 450 89,9
«М» Италия 1914 82.7 16,9 4,9 12110 12500 13500 8200 5300 39,3  —  —  — 390 70,0
«М» Италия 1916 82,7 16,9 4,9 12110 12500 13500 7200 6300 46,6  —  —  — 440 74,0
«М» Италия 1918 82,7 16,9 4,9 12110 12500 13500 8500 5000 37,0 3 «SPA» 225 675 83,4
V.2 Италия 1916 87,1 20,7 4,2 15360 15700 16950 11400 5500 32,8  —  —   540 78,0
«E» Италия 1916 48,4 10,1 4,8 2510 2600 2310 1800 1010 36,0  —  —   100 68,0
«DE» Италия 1918 48,5 10,3 4.71 2500 2500 2310  —  —  — 1 «Фиат» 100 100 64,0
«О» Италия 1918 54,2 10,8 5,0 3500 3600 3890 2650 1240 31,9 2 «Коломбо» 100 200 91,0
«О» Италия 1921 54.2 10,8 5,0 3500 3600 3890 2870 1120  —  —  —  — 240 96,0
«OS» Италия 1923 67,7 13,6 5,0 4850 4970 5370 3350 2020 37,6 2 «Коломбо» 120 240 85,0 [486]
«А» Италия 1918 98.0 18,5 5,3 17500 18000 19430 10000 9430 43,5  —  —  — 950 80,0
«SCA» Италия 1923 39,5 8,5 4,6 1500 1500 1620 1080 540 33,4 2 «Анзани» 40 80 82,5
«РМ» Италия 1923 67,1 13,6 4,9 5150 5270 5700 3120 2580 45,3 2 «SPA» 190 380 94,4
«U» Италия 1917 55,0 10,58 5,2  — 4000 4815 3000 1316 30,5  — «Ансальдо»  — 240 71,7
Т.34 («Рома») Италия 1919 125,0 22,7 5,5 34100 35100 37850 21400 16450 43,5 6 «Майбах» 400 2400 109,8
N-1 («Норвегия») Италия 1923 106,0 19,5 5,4  — 18500 19980 11250 8730 43,7 3 «Майбах» 250 750 100,0
N-2 Италия 1925 82.0 12,8 6,4 7000 7250 7330 4700 3130 40,0 2 «SPA» 200 400 90,0
N-3 Италия 1927 81 13,45 6,0 7500  —  —  — 3000  — 2 «Майбах» 250 500 120,0
N-4 («Италия») Италия 1927 104,9 19,5 5,38 18000  —  —  —  —  — 3 «Майбах» 250 750 90,0
N-51000 Италия Проект 173,6 24,28 7,15 51000  — 55000 29000 26000 47,4 6 «Анзани» 250 1500 120,0
Mr Италия 1924 32,3 7.7 4,2 1014 1050 1135 650 485 42,7 1  — 40 40 72,0
F.1 Италия  — 40,0 14,0 2,86  — 3265 3530 2800 730 20,65 1  —  — 40 50,0
F.2 Италия  — 72.0 18,0 4,0  — 11800 12730 8400 4330 34,1  —  —  — 170 63,0
F.3 Италия  — 90,0 18,0 5,0  — 13800 14900 10500 5500 36,9  —  —  — 400 75,0
F.4 Италия  — 90,0 18,0 5,0  — 13900 15000 9350 5700 38,0  —  —  — 320 73,0
F.5 Италия  — 90,0 20,0 4,5  — 17800 19230 9700 9530 49,6  —  —  — 480 70,0
F.6 Италия  — 90,0 20,0 4,5  — 17800 19230 10300 8930 46,4  —  —  — 760 75,0
F.7 Италия  — 110,0 23,0 4,8  — 28000 30200 15200 15000 49,7  — «Райт»  — 1400 80,0
RS-1 США 1925 86,0 21,3 4,0 18850 21100 22780 13800 8920 39,6 4  — 300 1200 112,0
BSR-1 Англия Проект 110,8 23,93 4,63 28600  — 30900 16200 13800 44,65 4 «Даймлер» 300 1200  —
«Республика» Франция 1908 65,0 10,8 6,0 3650 3700 4000 2600 1400 35,0 1 «Танар-Левассер» 75 75 50,4
«Зодиак V-10» Франция 1928 46,0 13,0 3,54  — 3400 3670  —  —  — 2 «Сальмсон» 120 240 100
«Зодиак Эскортер» Франция 1932 79,5 17,5 4,54 10000  —  —  —  —  — 2 «H.S.» 350 700 112

Примечание. Полная подъемная сила и полезная нагрузка приведены в таблице из расчета, что дирижабли наполнены водородом с подъемной силой 1 куб. м в 1, 08 кг (английский стандарт). [487]

Жесткие дирижабли, построенные заводами Цеппелина

Тип № на верфи Наименование Год первого полета Объем газа, куб. м Длина, м Максимальный диаметр, м Относительное удлинение, λ. Число отсеков Число гондол Полезная подъемная сила, кг Мертвый вес, кг Полезная нагрузка, кг Полезная нагрузка в % от полной силы Число моторов Фирма-изготовитель Мощность мотора, л. с. Общая мощность, л. с. Максимальная скорость км/ч Статический потолок, м Радиус действия, км
а 1  — 1900 11300 128 11,65 10,98 17 2 12200  —  —  — 2 «Даймлер» 14,7 30(294) 28,1  —  —
b 2  — 1905 11300 128 11,65 10,98 16 2 12200 10200 2000 16,4 2 «Даймлер» 85 170 39,6 850  —
3  — 1906 11300 128 11,65 10,98 16 2 12200 10200 2000 16.4 2 «Даймлер» 86 170 39,6 850  
Z-I  — 12200 136 11.65 11,67 17 2 12200 10100 2100 17,2 2 «Даймлер» 105, 115 210, 230 43,9 880  —
с 4   1908 15000 136 13 10,46 17 2 16200 12650 3550 21,9 2 «Даймлер» 105 210 48,6 1000  —
5 Z-II 1909 15000 136 13 10,46 17 2 16200 12600 3600 22,2 2 «Даймлер» 105 210 48,6 1000  —
d 6  — 1909 15000 136 13 10,46 17 2 16200 12850 3350 20,7 2 «Даймлер» 115 230 47,9 1000 200
«D»  — 16000 144 13 11,08 18 2 17290 14030 3260 18,95 21 «Майбах» 115 145 375 55,8 1800 200
е 7 «Дойчланд» 1910 19300 148 14 10,57 18 2 20850 15400 5450 26,1 3 «Даймлер» 120 360 60 1800 1600
8 «E-Дойчланд» 1911 19300 148 14 10,57 18 2 20850 15700 5150 24,7 3 «Даймлер» 120 360 59.4 1300 1600
f 9 Z-II 1911 16550 132 14 9,43 16 2 17880 14420 3460 19,35 3 «Майбах» 146 435 78.1 1400 1600
Z-II 17800 140 14 10 17 2 19220 14420 4800 25 3 «Майбах» 145 435 75,6 2450 1600
10 «Швабен» 1911 17800 140 14 10 17 2 19220 13920 5300 27,6 3 «Майбах» 145 435 75,6 1400 1600
12 Z-III 1912 17800 140 14 10 17 2 19220 13920 5300 27,6 2 «Майбах» 145 435 75,6 1600 1600
g 11 «Виктория-Луиза» 1912 18700 148 14 10,57 18 2 20200 15000 5200 25,75 3 «Майбах» 170 510 80 1600 1100
13 «Ганза» 1912 18700 148 14 10,57 18 2 20200 15200 5000 24,75 3 «Майбах» 170 510 79,2 3300 1100
h 14 L-1 1912 22465 158 14,86 10,63 18 2 24250 16420 7830 32,3 3 «Майбах» 165 495 76,3 1800 2800
15 LZ-1 1913 19550 142 14,86 9,56 16 2 21150 14250 6900 32,6 3 «Майбах» 170 510 78,5 1800 2700
16 Z-IV 1913 19550 142 14,86 9,56 16 2 21150 14850 6300 29,8 3 «Майбах» 170 510 77,2 1800 2700
17 «Саксен» 1913 19550 140 14,86 9,42 16 2 21150 15050 6100 28,85 3 «Майбах» 170 510 77,2 1900 2700
«Саксен» 20870 148 14,86 9,96 17 2 22550 16580 5970 26.5 3 «Майбах» 0,18 540 75,6 1800 2800 [488]
19 2EZ-1 1913 19550 140 14,86 9,42 16 2 21150 15250 5900 28,25 3 «Майбах 165 549 72 1800 2700
20 Z-V 1913 19550 140 14,86 9,42 16 2 21150 15250 5900 28,25 3 «Майбах» 165 495 73,8 1900 2700
Z-V 20870 148 14,86 9,96 17 2 22550 16250 6300 27,95 3 «Майбах» 180 540 72 2000 2800
i 18 L-2 1913 27000 158 16,6 9,58 18 2 29200 19900 9300 31,8 4 «Майбах» 180 720 75,6 1900 2100
k 21 Z-VI 1913 20870 148 14,86 9,96 17 2 22550 15200 7350 32,6 3 «Майбах» 180 540 73,8 1900 1900
I 22 Z-VII 1914 22140 156 14,86 10,49 18 2 23900 16550 7350 30,75 3 «Майбах» 180 54 72 2000 2000
23 Z-VIII 1914 22140 156 14,86 10,49 18 2 23900 16550 7350 30,75 3 «Майбах» 180 540 72 2000 2000
m 24 L-3 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16850 7450 30,7 3 «Майбах» 200 600 80.6 2000 2200
25 Z-IX 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16850 7450 30,7 3 «Майбах» 210 630 80.6 2000 2000
27 L-4 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16850 7450 30,7 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
28 L-5 1914 26470 158 14,86 10.63 18 2 24300 16850 7450 30,7 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
29 Z-X 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16850 7450 30,7 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
30 Z-XI 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24310 16650 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
31 L-6 1914 22480 158 14,86 10,63 18 2 24310 16600 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
m 32 L-7 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16650 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
33 L-8 1914 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16650 9650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
34 LZ-34 1915 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16650 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
35 LZ-35 1915 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16650 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80.6 2000 2200
37 LZ-37 1915 22470 158 14,86 10,63 18 2 24300 16650 7650 31,5 3 «Майбах» 210 630 80,6 2000 2200
26 Z-XII 1914 25000 161,2 16.0 10,08 15 2 27000 16650 10460 38,7 3 «Майбах» 210 630 81 2000 3300
n 36 L-9 1915 24900 161,4 16 10,08 15 2 26900 17550 9350 34,8 3 «Майбах» 210 630  — 2400 2800
o 39 LZ-39 1915 24900 161,4 16 10,08 16 2 26900 18650 8250 30,7 3 «Майбах» 210 630  — 2300 2800
38 LZ-38 1915 31900 163,5 18,71 8,74 15 2 34450 21750 12750 37 3 «Майбах» 210 630 90 2200 4300
p 40 L-10 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 96,1 2800 4300 [489]
41 L-11 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 96.1 2800 4300
42 LZ-42 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 94,6 2800 4300
43 L-12 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 96,1 2800 4300
44 LZ-74 1915 31900 163,6 18,71 874 16 2 34450 20500 13950 40.5 4 «Майбах» 210 840 96,1 2800 4300
45 L-13 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 98.1 2800 4300
46 L-14 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 96,1 2800 4300
47 LZ-77 1915 31900 163,4 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 210 840 96.1 2800 4300
48 L-15 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
49 LZ-79 1915 31900 163,5 18,71 18.74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
50 L-16 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
51 LZ-81 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20600 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
 — LZ-81 35800 163,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,4 2800 4300
52 L-18 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
53 L-17 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 3200 4300
54 L-19 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
55 LZ-85 1915 31900 163,5 18,71 9,78 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
LZ-85 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,4 2800 4300
56 LZ-86 1916 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
LZ-86 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
57 LZ-87 1915 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
LZ-87 35800 178,5 18,71 9,04 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
58 LZ-88 1916 31900 163,6 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97.2 2800 4300
L-25 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
60 LZ-90 1916 31900 163,6 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40.5 4 «Майбах» 240 960 972 3800 4300 [490]
LZ-90  — 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39.8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
63 LZ-93 1916 31900 163,5 18,71 8,74 16 2 34450 20500 13950 40,5 4 «Майбах» 240 960 97,2 2800 4300
LZ-93 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
q 59 L-20 1915 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39.8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
61 L-21 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
64 L-22 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
65 LZ-35 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23300 15400 39,8 4 «Майбах» 240 960 95,3 3200 4900
66 L-23 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 23250 15450 40 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
67 LZ-97 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22950 15750 40,65 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
68 LZ-98 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
69 L-24 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
71 LZ-101 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
73 LZ-103 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
77 LZ-107 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
81 LZ-111 1916 35800 178,5 18,71 9,54 18 2 38700 22750 15950 41,25 4 «Майбах» 240 960 95,5 3200 4900
r 62 L-30 1916 55200 198 23,93 8,27 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 3900 7400
72 L-31 1916 55200 198 23,93 8,27 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
74 L-32 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
75 L-37 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
76 L-33 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
78 L-34 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
79 L-41 1917 55200 196,5 28,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
80 L-35 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400 [491]
82 L-36 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
83 LZ-113 1917 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
84 L-38 1916 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
85 L-45 1917 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
86 L-39 1916 55200 196,5 28,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
87 L-47 1917 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59690 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
88 L-40 1917 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
89 L-50 1917 55200 196,5 23,93 8,25 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
s 90 LZ-120 1917 55200 196,5 23,93 8,35 19 4 59600 30950 28650 48,05 6 «Майбах» 240 1440 103 4100 7400
91 L-42 1917 55500 196,5 23,93 8,25 18 4 60000 27400 32600 54,32 5 «Майбах» 240 1200 99,7 5000 10400
t 92 L-43 1917 55500 196,5 23,93 8,25 18 4 60000 27400 32600 54,32 5 «Майбах» 240 1200 99,7 5000 10400
93 L-44 1917 55800 196,5 23,93 8,25 18 3 60300 26300 34000 56,4 5 «Майбах» 240 1200 104 5200 11600
u 94 L-46 1917 58800 196,5 23,93 8,25 18 4 60300 26300 34000 56,4 5 «Майбах» 240 1200 104 5200 11600
96 L-48 1917 55800 196,5 28,93 8,25 18 4 60300 25100 35200 58,4 5 «Майбах» 240 1200 108 5300 12200
96 L-49 1917 55800 196,5 23,93 8,25 18 4 60300 25100 35200 58,4 5 «Майбах» 240 1200 108 5300 12200
97 L-51 1917 55800 196,5 23,93 8,25 18 4 60300 25100 35200 58,4 5 «Майбах» 240 1200 108 5300 12200
98 L-52 1917 55800 196,5 23,93 8,25 18 4 60300 25100 35200 58,4 5 «Майбах» 240 1200 108 5300 12290
99 L-54 1917 66800 196,5 23,93 8,95 18 4 60300 25100 35200 58,4 5 «Майбах» 240 1200 108 5300 12200
v 100 L-53 1917 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 240 1200 109 5400 13509
101 L-55 1917 66000 196,6 23,93 8,26 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 240 1200 109 5400 13500
v 103 L-56 1917 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 240 1200 109 5400 13500
105 L-58 1917 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500
106 L-61 1917 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500
107 L-62 1918 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500 [492]
108 L-60 1917 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500
109 L-64 1918 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500
110 L-63 1918 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 115 5400 13500
111 L-65 1918 56000 196,5 23,93 8,25 14 4 60500 24400 36100 59,63 5 «Майбах» 260 1450 114.5 5400 13500
w 102 L-57 1917 68500 226,5 23,93 9,46 16 4 74000 26600 47400 64 5 «Майбах» 240 1200 103 6600 16000
104 L-69 1917 68500 226,5 23,93 9,46 16 4 74000 26600 47400 64 5 «Майбах» 240 1200 103 6600 16000
x 112 L-70 1918 62200 211,5 23,93 8,88 16 6 67200 28000 39200 58,4 7 «Майбах» 290 2030 131 6000 12000
113 L-71 1918 62200 211,5 23,93 8,88 16 6 62700 27000 40200 59,8 6 «Майбах» 290 1740 121 6200 12000
114 L-72 1920 62200 211,5 23,93 8,88 16 6 67200 27000 40200 59,8 6 «Майбах» 290 1740 121 6200 12000
y 120 Д-1 «Бодензее» 1920 20000 120,8 18,71 6,46 15 4 21600 13000 8600 59,8 4 «Майбах» 240 960 133 1900 2000
Д-1 «Бодензее»  — 22500 130,8 18,71 6,99 15 4 24300 14350 9950 41 4 «Майбах» 240 960 127 2000 2200
121 Д-II «Нордштерн» 1921 22500 130,8 18,71 6,99 15 4 24400 14350 9950 41 4 «Майбах» 240 960 127 2000 2200
z 126 ZR-3 (LZ-126) 1926 70000 200 27,64 7,24 14 6 75600 40500 35100 46,4 5 «Майбах» 400 2000 122,4  — 8400
  127 «Граф Цеппелин» (LZ-127) 1928 1 05005 236,6 30,6 7,7 17 6 113400 58950 54450 48 5 «Майбах» 530 2650 128   14000
  129 «Гинденбург» (LZ-129) 1935 1 90000 248 41,2 6  —  —  —  —  —  — 4 D В Diesel 1050 4200 135  —  —
  130 «Граф Цеппелин II» (LZ-130) 1938 190000 248 41,2 6  —  —  —  —  —  — 4 D В Diesel 1050 4200 135  —  —

Примечание. 1. Полная подъемная сила и полезная нагрузка приведены в таблице из расчета, что дирижабли наполнены водородом с подъемной силой 1 куб. м в 1,08 кг (английский стандарт).
2. Полная подъемная сила и полезная нагрузка дирижабля «Граф Цеппелин» приведены из расчета, что весь объем его заполнен несущим газом. [493]