Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Япония

Первая попытка военного применения воздухоплавательных средств в Японии относится к 1877 году. В 1890 году там появились первые образцы привязных аэростатов, закупленных во Франции, и только в 1910 году, с приобретением в Германии мягкого дирижабля типа «Парсеваль», Япония вошла в число стран, имеющих дирижабли. Построенный в 1909 году самими японцами мягкий дирижабль «Ямадо I» стал продуктом копирования европейских образцов и скоро вышел из строя. Построенный в 1911 году «Ямадо II» был вскоре продан Китаю. К середине 1914 года в Японии имелось всего 2 дирижабля, купленных за границей.

Работа по постройке мягких дирижаблей носила нерегулярный характер. Также Япония не освоила конструирование и жестких дирижаблей. Строившийся в 1912 году большой жесткий дирижабль по типу цеппелина так и не был закончен. Его объем составлял около 16 000 куб. м — достаточно большой для своего времени, а длина — 40 м. Он должен был быть снабжен четырьмя 300-сильными двигателями, позволяющими ему совершать тридцатичасовые рейсы со скоростью 72 км/ч. Экипаж насчитывал 20 человек. Бомбовый запас — 750 кг.

Доставшийся Японии после окончания Первой мировой войны немецкий дирижабль L-37 был разобран еще в Германии и никогда больше не собирался, так и не послужив отправной точкой для разработки собственных конструкций. Только одно, чем с пользой воспользовались японцы, — это эллинг, который был демонтирован в Ютеборге, а затем перевезен в Казумигаура и там установлен. Эта единственная база дирижаблей длительное время являлась местом сосредоточения всего японского управляемого воздухоплавания. В частности, в эллинге в Казумигаура базировался дирижабль «Граф Цеппелин» во время своего кругосветного полета.

Успех применения малых мягких дирижаблей в Европе несколько сдвинул с мертвой точки положение с дирижаблями и в Японии. Из Англии были получены 2 малых дирижабля типа S.S., один из которых взорвался и погиб в 1922 году. Два дирижабля собственной аналогичной конструкции сделали на верфи Ёокосуки. Во время выполнения полета в 1924 году японский дирижабль SS-33 мягкой системы загорелся в воздухе и был уничтожен огнем. Экипаж в составе шести человек погиб. Причины катастрофы неизвестны.

Не были освоены в Японии и французские конструкции. Закупленный в качестве образца дирижабль фирмы «Астра-Торрес» АТ-18 (10 700 куб. м) не вызвал попыток к его копированию. Таким образом, несмотря на наличие производственной базы — верфь Ёокосуки и электротехническую компанию [471] «Фужикура», занимавшуюся постройкой дирижаблей, Япония так и не сумела освоить эксплуатацию купленных образцов и не развернула собственного строительства.

Следующим этапом японского дирижаблестроения стала попытка совместить приобретение иностранных образцов с покупкой опыта производства и эксплуатации. В Италии был куплен дирижабль полужесткой инструкции N-3, причем его кубатура, благодаря вставке цилиндрической части, была увеличена с 7800 до 8000 куб. м. Прибывшие в Италию японские инженеры шаг за шагом следили за постройкой дирижабля, его сборкой и разборкой перед отправкой в Японию. Сборка дирижабля и его испытательные полеты при участии итальянских и японских специалистов были выполнены в Японии. На последних стадиях работы в ней принял участие и конструктор дирижабля Умберто Нобиле, только что закончивший арктический перелет на дирижабле «Норвегия».

Однако и этот дирижабль, несмотря на его хорошие технические качества и на несомненные положительные стороны его предшественников N-1 «Норвегия» и N-4 «Италия» (опыт которых их конструктор Нобиле перенес на N-3), быстро выбыл из строя. В 1927 году он был сорван бурей с временной швартовой стоянки и погиб.

Подражание купленному итальянскому образцу особого успеха не имело. В течение последующих пяти лет было построено всего 2 полужестких дирижабля. В 1932 году в строю находилось только 2 дирижабля — полужесткий N-8 и мягкий SS-9, потерпевший в середине года аварию.

Несомненно, что Япония, готовясь к борьбе за гегемонию на Тихом океане, очень хотела иметь у себя на вооружении воздушные корабли. Однако ей пришлось выбирать между многими средствами ведения войны на море. Поэтому в соперничестве среди линкоров, авианосцев и подводных лодок, дирижабли оказались проигравшей стороной. [472]

Дальше