От автора
Автор этой книги принадлежит к поколению, которое встретило Великую Отечественную войну за школьной партой. Мы были детьми сурового военного времени и первых послевоенных лет — времени полного лишений, потерь, каждодневного героизма и веры. Именно оно — это время — воспитывало и формировало наши души и устремления. Память о подвигах народа в прошлом помогала выстоять в настоящем. Вот почему все, о чем мы слышали на школьных уроках истории или читали в книгах о прошлом нашей Родины, о борьбе с иноземными захватчиками, невольно «осовременивалось» в нашем сознании, проходя через призму войны, которую страна вела с фашизмом. А какими близкими и современными стали романы А. Новикова-Прибоя «Цусима» и А. Степанова «Порт-Артур», как по-новому зазвучали столь знакомые песни о «Варяге» и вальс «На сопках Маньчжурии», когда началась война с милитаристской Японией, завершившаяся ее полной капитуляцией.
Именно в это время у меня возник живой интерес к истории русско-японской войны и особенно к войне на море в период 1904—1905 гг. Это увлечение в какой-то мере способствовало и выбору профессии — я стал студентом Ленинградского кораблестроительного института. И здесь случилось так, что мои яркие, но все же почерпнутые из литературы — «книжные» — представления об этой войне чудесным образом дополнила и осветила все новым светом встреча с людьми, принимавшими самое непосредственное участие в событиях той эпохи.
Одним из самых близких мне людей в пору учебы в Ленинградском кораблестроительном институте был доцент кафедры конструкции корпуса Борис Викторович Яшуржинский, чьи эрудиция, доброта, культура и педагогический талант покорили меня с первой лекции. Это .был типичный представитель старой русской интеллигенции. Он много работал на верфях и в проектных бюро, принимал участие в организации судостроительного техникума в Ленинграде, строил первые лесовозы на Балтийском заводе. Однажды в его старинной квартире на Гангутской улице мне довелось увидеть фотографии и письма времен русско-японской войны — подлинные документы той эпохи. Большая часть реликвий имела отношение к одному из героических кораблей русского флота — крейсеру «Рюрик» и его команде. Оказалось, что жена Б. В. Ящуржинского, Мария Евгеньевна, была дочерью командира корабля — Евгения Александровича Трусова. Мария Евгеньевна много и подробно рассказывала [6] Борису Викторовичу об обстоятельствах боя «Рюрика» 1 августа 1904 г., о которых ей стало известно от оставшихся в живых офицеров крейсера. Передо мной раскрывалась трагическая история «Рюрика»: исключительный по упорству и тяжести пятичасовой бой, в котором одинокий «Рюрик», исчерпав все возможности к сопротивлению, погиб под огнем окруживших его кораблей противника, и несправедливость забвения этого подвига. И вот теперь — подлинные документы, рождавшие ощущение прямой сопричастности к обстоятельствам войны и этого боя, реальные человеческие судьбы, так внезапно раскрывшиеся. Все это укрепляло желание восстановить историческую справедливость, вернуть из забвения имя «Рюрика», на долю которого не выпало такой громкой всероссийской и мировой славы, какая, например, стала уделом героического крейсера «Варяг». Тому было несколько причин. Если варяжцы вернулись на родину сразу после боя, в самом начале русско-японской войны и на гребне вспыхнувшего тогда патриотического подъема удостоились неслыханных по размаху официальных и стихийных народных чествований, то рюриковцы увидели Россию после японского плена, в разгар охватившей страну первой русской революции, то есть в период совсем иного общественного настроения. Страна была подавлена кровавой расправой царизма с восставшими моряками Черноморского флота и казнью П. П. Шмидта и его соратников. О чествовании рюриковцев, понятно, не могло быть и речи... Правда, имя «Рюрика» было присвоено новому, строившемуся в Англии броненосному крейсеру, в Харбине вышла небольшая книжка Б. Тагеева «Гибель славного «Рюрика»» <23>. Но ни она, ни первое подробное донесение о бое, опубликованное в марте 1906 г., не вызывали того общественного резонанса, который сопровождал подвиг «Варяга». В советское время подвиг рюриковцев был по достоинству оценен в обстоятельном исследовании профессора В. Е. Егорьева «Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904 — 1905 гг.» <9>. Но эта работа давно стала библиографической редкостью. Стремление узнать все о «Рюрике» привело автора в 1964 г. в Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГАВМФ) в Ленинграде. Собрание материалов о «Варяге» и «Рюрике», а также о других кораблях Тихоокеанской эскадры оказалось там огромным. Очень скоро стало понятным многое, и как-то вдруг полностью утратило смысл известное из дореволюционной литературы мнение (оно какое-то время казалось справедливым и автору) о якобы несоразмерной с заслугами славе, выпавшей на долю «Варяга». В новом свете явилась та вечная истина, что жизнь человеческая неповторима, что нет ей ни цены, ни эквивалента и что нельзя сравнивать, чей подвиг выше — «Варяга» или «Рюрика». Оба корабля прошли через тяжкое испытание. Люди равно стояли насмерть под жестоким огнем, героями погибали на палубах своих кораблей и равно заслуживают высокого уважения и памяти. А что одним досталось наград больше, чем другим, что же — оценка фактов не всегда бывает справедливой, но преклонение перед подвигом и вечная память потомков все же приходят, и эта награда вневременная.
Чтобы восстановить справедливость, извлечь, из прошлого исторические уроки, нужен тщательный анализ обстоятельств, предшествовавших [7] подвигу. Ведь часто случается так, что людям приходится погибать из-за чьих-то недомыслия, недобросовестности, профессиональной некомпетентности, отсутствия гражданского мужества... Здесь надо разбираться до конца. То, что в течение долгих лет история «Варяга» не была серьезно исследована, подтверждал поверхностный характер современных публикаций о героическом крейсере. В результате незнание действительных обстоятельств боя и свойственное людям стремление к канонизации подвига приводили к его дискредитации. Об этом и было сказано в первой публикации автора о крейсере «Варяг» в газете «Красная звезда» от 26 сентября 1964 г. Так в тему «Рюрика» прочно вошла тема «Варяга», и судьбы этих двух кораблей стали для автора неразделимы. Задача во всем разобраться досконально, отделить факты от легенд, сделала работу над «Варягом» первоочередной. Но и во время надолго затянувшейся и полностью захватившей автора работы над «Варягом» тема «Рюрика» не уходила из нее.
И вот теперь читателю предлагается книга, в которой с возможной полнотой, на основании материалов ЦГАВМФ и Ленинградского государственного исторического архива (ЛГИА) рассказывается история «Рюрика», раскрываются многие неизвестные страницы его жизни, начиная от создания проекта и кончая описанием боя и последних минут крейсера. Читатель найдет здесь также сведения о боевых собратьях «Рюрика» — крейсерах «Россия» и «Громобой», построенных с учетом опыта проектирования и создания «Рюрика». Ведь именно эти корабли вошли в знаменитый Владивостокский отряд крейсеров — единственное боевое соединение русского флота в Тихом океане, которое с честью выдержало все испытания и до конца войны сохранило боеспособность. Кстати, этот отряд и представлял наш флот во время заключения перемирия на море в августе 1905 г.
Значительное место в книге уделено людям: государственным и военным деятелям, инженерам, строителям и. конечно, героическим экипажам «Рюрика», «России» и «Громобоя».
Автор надеется, что, познакомившись с книгой, читатель сможет составить общую картину русского судостроения и флота той эпохи. На рубеже XIX-XX вв. военный корабль представлял собой настолько сложное инженерное сооружение, что по нему можно судить о научно-техническом, экономическом и общественном потенциале России того времени. Перед читателем раскрывается богатейшая сокровищница реального исторического опыта, действительные обстоятельства, в которых протекала жизнь и деятельность людей той эпохи. А ведь именно это прежде всего и так неудержимо влечет нас, когда мы обращаемся к истории: возможность постижения и осмысления исторических уроков, добытых, как правило, дорогою ценой.
Предлагаемая читателю книга о «Рюрике», «России» и «Громобое» дает богатую пищу для подобных размышлений. Она учит нас не забывать уроков истории и не повторять сделанных когда-то ошибок. [8]