Список иллюстраций
Список схем и чертежей
Желтое море и Квантунский полуостров
Действия Владивостокской эскадры крейсеров
Теоретический чертеж крейсера «Рюрик»: а —
бок; б —
полуширота; в — корпус. Шпация на шпангоутах от 23 до 95-го — 4 фута (1,21 м), на остальных — 3 фута (0,91 м). ВП — верхняя палуба; КВЛ — конструктивная (грузовая) ватерлиния
Боковой вид крейсера «Рюрик» с парусным вооружением (по чертежу из фондов ЛГИА)
Общее расположение крейсера «Рюрик»: а
— продольный разрез; б — план верхней палубы; в —
план жилой палубы. 1
— карапасная (сводчатая) броневая палуба, опускающаяся к бортам и оконечностям; 2 —
жилая палуба; 3 —
батарейная палуба; 4 —
верхняя палуба; 5 — бизань-мачта; 6
— комингс люка; 7 — кормовой мостик с бортовыми крыльями, рубкой и площадкой под компас; 8 —
фальшборт; 9 —
шахта машинного отделения; 10 —
грот-мачта; 11 — вентиляционная шахта; 12
— угольная яма; 13 —
кожух дымовой трубы; 14 —
шахта котельного отделения; 15
— носовой мостик с бортовыми крыльями, ходовой и боевой рубками и их компасами и приборами управления; 16
— фок-мачта; 17 —
полубак; 18 —
бронзовый форштевень с горизонтальными внутренним и наружными приливами; 19
— котельные отделения; 20 —
машинное отделение; 21 —
спасательный буй; 22 —
малокалиберные орудия; 23
— световой люк; 24 —
швартовные кнехты; 25 —
203-мм орудия; 26
— забортный трап; 27 —
120-мм орудия; 28 —
коечные сетки; 29
— кильблоки под паровой катер с приводами вываливания шлюпбалок; 30 —
умывальники; 31
— бушприт; 32
— обух в палубе; 33
— деревянный такелажный кнехт; 34
— надводный минный (торпедный) аппарат; 35 —
рельсовый путь подачи к минным аппаратам; 36
— офицерские каюты; 37
— офицерская кают-компания; 38
— офицерский буфет; 39 —
вспомогательный котел; 40 —
лазарет; 41 —
отделение шпилевой машины; 42
— минная каюта; 43
— каюты содержателей корабельного имущества; 44 —
упорный подшипник гребенчатого типа; 45
— главный холодильник; 46
— вспомогательный холодильник и помпа (насос); 47 —
главный пожарный насос; 48 —
донка; 49
— вспомогательный пожарный насос; 50
— главные донки; 51
— скуловой (боковой) киль; 52
— деревянная наружная и медная обшивка поверх стальной; 53 — наружный деревянный киль.
Общее расположение крейсера «Рюрик»: г — двигательно- движительная установка (продольный разрез)
Общее расположение крейсера «Рюрик»: д —
план трюма
Общее расположение крейсера «Рюрик»: е
— сечение по 59-му шпангоуту (см. в корму); ж —
сечение по 67-му шпангоуту (см. в корму); з
— сечение по 110-му-шпангоуту (см. в корму).
Продольный разрез крейсера «Россия». 1
— офицерские каюты; 2 — 152-мм орудия; 3 —
малокалиберные пушки; 4
— салон адмирала; 5 —
шпиль; 6 —
рубка адмирала; 7 — 203-мм орудия; 8 —
кормовая ходовая рубка с площадкой главного компаса и приборами управления; 9 — надводные минные (торпедные) аппараты; 10 — штурвал привода вываливания шлюпбалки; 11 — броневой гласис машинного отделения; 12 —
продольный мостик; 13 —
75-мм пушки; 14
— запасная лопасть гребного винта кормовой машины; 15
— ходовая и боевая рубки; 16
— выходы шахт подачи боеприпасов; 17 —
отделение шпилевой машины; 18 —
провизионный погреб; 19 —
погреба боеприпасов; 20
— цепной ящик; 21
— корпус запасной мины Уайтхеда (торпеды); 22 —
котельное отделение; 23 —
валиковая передача рулевого управления; 24, 25 — бортовая и кормовая главные машины; 26
— линия гребного вала бортовых машин; 27 —
штурвальное отделение; 28 —
линия вала кормовой машины; 29
— румпельное отделение
Схема снятия «России» с мели у кронштадтского фарватера между фортами Павел и Николай 26 октября — 15 декабря 1896 г. I — IV — положение вех, ограждающих южную и северную сторону фарватера. Глубины — в футах (1 фт = 0,305 м)
Кривые бронепробиваемости снарядов русской и японской (английской) артиллерии. Сплошная линия для русских пушек; пунктир для японских пушек. Цифры над кривыми указывают калибр орудия
Общее расположение крейсера «Громобой»: а —
продольный разрез. 1, 2 — броневая (жилая) и батарейная палубы; 3 —
152-мм орудия; 4 —
верхняя палуба; 5 — 75-мм орудия; 6
— блок помещений адмирала (от 113-го шпангоута до кромки кормы); 7
— сходная адмиральская рубка; 8 —
элеваторы подачи 75-мм патронов; 9 —
элеваторы подачи 37- и 47-мм патронов; 10 —
офицерская кают-компания; 11 — элеваторы подачи 203-мм снарядов и зарядов; 12 —
валиковый привод рулевого управления; 13 —
203-мм орудие; 14 —
элеваторы подачи 152-мм патронов; 15 —
вентиляционные шахты с раструбом; 16 —
продольный мостик; 17 —
47-мм орудия; 18 —
погреб 37 и 47-мм патронов; 19 —
погреба 75-мм патронов; 20 — погреба 152-мм патронов; 21
— погреб 203-мм снарядов и зарядов; 22 —
динамо-машина; 23 —
отделения подводного минного аппарата; 24 —
упорный подшипник гребенчатого типа; 25
— погреб сфероконических мин; 26, 27 —
штурвальное и румпельное отделения; 28 —
64-мм пушка Барановского на корабельной установке; 29 —
горловины ручной подачи боеприпасов; 30 -
кильблоки 14-весельного легкого катера; 31
— кильблоки 12-весельного легкого катера; 32—
37-мм орудие; 33 —
кильблоки парового катера; 34
— кильблоки 20-весельного баркаса с вставленным внутрь него шестивесельным ялом; 35
— умывальники команды; 36 —
кильблоки 16-весельного рабочего катера; 37 —
минный катер («миноноска»); 38 —
шестивесельный вельбот; 39
— шестивесельный ял; 40
— каюты офицера штаба; 41 —
броневые казематы 152-мм орудий; 42 —
подвесные обеденные столы команды; 43 —
линия подпалубных рельсов для движения подвешенных к ним беседок с боеприпасами; 44 —
блок помещений командира; 45, 46 —
одно- и двухместные каюты офицеров; 47 —
угольные ямы; 48 —
люки в погреб 75- и 152-мм патронов; 49 —
лазарет; 50 —
арсенал; 51 —
шпилевое отделение; 52
— канцелярия; 53
— каюты содержателей корабельного имущества; 54
— операционная; 55 — кают-компания содержателей; 56 — сушильня; 57
— баня команды; 58 — шахта светового и сходного люков в бортовые машинные отделения; 59 —
блок помещений старшего офицера; 60
— цепной ящик; 61 —
выгородка донки в котельном отделении; 62 —
бортовые креновые отсеки
Общее расположение крейсера «Громобой»: б — план верхней палубы
Общее расположение крейсера «Громобой»: в — план батарейной палубы; г — броневой (жилой) палубы; д —
трюма.
Схема боя 1 августа 1904 г.
Повреждения «Громобоя» в бою 1 августа 1904 г. Пробоины (по границе деформации обшивки) закрашены черным, пробоины левого борта обозначены штриховыми линиями
Список фотографий
Крейсер «Россия»
«Громобой» проходит Суэцкий канал
Порт-Артур. Вид с маяка на Перепелиной горе. Справа западный бассейн (углубленный в 1903 г. внутренний рейд) и Тигровый полуостров с эллингом для сборки миноносцев Невского завода, слева — Восточный бассейн с причальными стенками и расположенным на его северном берегу военным портом. За ним Золотая гора с приморской батареей Электрического утеса
«Рюрик» (с парусным рангоутом) в Нагасаки
Командир «Рюрика» капитан 1 ранга Е. А. Трусов.
Десантный отряд на палубе «Рюрика»
«Громобой» в боевой окраске во льду бухты Золотой Рог
Офицеры «Рюрика» вместе с командиром Е. А. Трусовым, его женой, дочерью и родственниками. С фотографии, сохранившейся в семье Е. А. Трусова.
Контр-адмирал К. П. Иессен, начальник Владивостокского отряда
Миноносцы Владивостокского порта, действовавшие совместно с отрядом крейсеров. На заднем плане слева крейсер «Россия», в центре транспорт «Алеут», справа крейсер «Богатырь». Фото из собрания Н. А. Залесского
«Рюрик», февраль-март 1904 г. Фото из собрания Н. А. Залесского
Крейсер «Богатырь» на скалах мыса Брюса. У борта — ледокол «Надежный»
Английский пароход «Чельтенхем», приведенный во Владивосток призовой командой «Громобоя» под командованием лейтенанта Б. Б. Жерве (был включен в состав нашего флота под названием «Тобол»)
Японский броненосный крейсер «Адзума», построенный во Франции в 1899 г.
Офицер «России» князь А. А. Щербатов
Броненосный крейсер «Идзумо» — флагманский корабль японской эскадры
Похороны погибших на «России» в море 2 августа 1904 г.
Из письма К. П. Иванова дочери Е. А. Трусова Марии Евгеньевне
Крейсер «Россия» на испытаниях аэростата в море
Лейтенант В. Е. Егорьев на «России». Справа — «Громобой». Фото из семейного альбома А. В. Егорьевой
«Россия» после ремонта 1909 г. Вместо трех мачт — две
«Громобой» после ремонта. Все орудия верхней палубы укрыты в отдельные казематы. В корме для установки концевого каземата орудий на батарейной палубе срезана часть корпусных конструкций