Приложения
Название предприятия (завода) |
Год основания |
Местонахождение |
Вид производства{*94} |
Число рабочих |
|
В 1900—1910 гг. | В 1914—1917 гг. | ||||
Казенные |
|||||
Главное, Адмиралтейство{*95} | 1704 | Петербург | Кк |
1880—3500 |
4500 |
Новое Адмиралтейство{*96} | 1800 | Петербург | Кк | ||
Галерный островок | 1830 | Петербург | Кк | ||
Балтийский | 1856 | Петербург | Кк; Мк | 5000 | 8000 |
Охтинская верфь{*97} | 1781 | Петербург | Кс | 800 | |
Ижорский | 1703 | Колпино | С; Ц; Б; Км; Мс | 3000-4500 | 5000—9500 |
Обуховский | 1863 | Спб | С; Ц; Б; А; БШ; П | 3300—4300 | 6000—12000 |
Мастерские и пароходный завод | 1703 1858 | Кронштадт | Р; Км; Мм; П | 1200—2000 | 3000 |
Мастерские | Ревель | Р | 300 | 200 | |
Мастерские | Либава | Р | 1200 | 300 | |
Николаевское Адмиралтейство{*98} | 1788 | Николаев | Кк; Мм | 2500-1200 | 4000 |
Лазаревское Адмиралтейство | 1849 | Севастополь | Кк:; Р | 1000—2500 | 5000 |
Механический | 1864 (1885) | Владивосток | Р; Км; Мм | 1100 | 1000 |
Мастерские{*99} | 1898 | Порт-Артур | Р | 1500 | — |
Частные |
|||||
Франко-Русский | 1881 | Петербург | Мк | 2400 | 6600 |
Невский | 1857 | Петербург | Кс; Мс | 3200-6200 | 5500—12000 |
Металлический | 1857 | Петербург | С; Км; Мк; А; Т; П | 2000 | 5000—6000 |
Путиловский | 1801 | Петербург | С; Ко Мс; БШ; А; Т | 8000—12000 | 17500—28600 |
Путиловская верфь | 1912 | Петербург | Кс |
— |
2400—4500 |
Меднопрокатный (бывший Розенкранца) | 1857 | Петербург | Ц | 1300 | 2400 |
Г. А. Лесснера | 1853 | Петербург | Мм; Т; А | 600 | 2500 |
«Феникс» | 1868 | Петербург | Мм; Т; А | 350 | 500 |
Людвига Нобеля | 1862 | Петербург | Мс; Т | 1000 | |
«Роб. Круг» | 1876 | Петербург | Мм | 60 | 150 |
Сан-Галли | 1853 | Петербург | С; Мм | 650 | 1000 |
Кабельный | 1879 | Петербург | Э | 500 | 1200 |
Электромеханический («Дюфлон и Константинович») | 1896 | Петербург | Мм; П; Э | 170 | 250 |
«Сименс и Гальске» | 1898 | Петербург | П; Э | 850 | 850 |
«Сименс-Шуккерт» | 1913 | Петербург | П; Э; Мм | — | 1400 |
Электромеханический и телефонный Н. К. Гейслера | 1878 | Петербург | П | 200 | 800 |
Телефонная фабрика Л. и М. Эриксона и К° | 1897 | Петербург | П | 300—500 | 1500—2200 |
Крейтона | 1842 | Або (Турку) | Км; Мм | ||
Мостостроительный | 1840 | Гельсингфорс | Км; Мм | 260 | 1600 |
Сандвикский корабельный док | Гельсингфорс | Км; Р | 1000 | ||
Бьернеборгский | Бьернеборг | Км | |||
Выборгский механический и судостроительный | Выборг | Км; Мм | |||
Варкауский | Нишлот | Км | |||
Русско-Балтийский | 1913 | Ревель (Таллин) | Кк; Мк | — | 3000—7500 |
Ревельский Беккера | 1913 | Ревель | Кк; Мк; БШ; С | — | 3000 |
«Ноблесснер» (Петровская верфь) | 1913 | Ревель | Кс | — | 600 |
«Вольта» | 1899 | Ревель | Мм; Э; П | 600 | 600 |
Рижский Беккера | 1882 | Рига | Км; М. | 1000—1900 | |
Николаевский судостроительный («Наваль») | 1896 | Николаев | Кк; Мк; С; БШ | 2000 | 5700—13500 |
Черноморский механический{*100} | 1896 | Николаев | Мм | 1000 | — |
Екатеринославский железоделательный и сталелитейный | 1887 | Екатеринослав (Днепропетровск) | С | 8200 | 8200 |
Адмиралтейство РОПиТ | 1904 | Одесса | Р | 900 | |
«Беллино — Фендерих» | 1857 | Одесса | Р; Мм; Км | 450 | 500 |
Сормовский | 1849 | Нижний Новгород | Кс; Мс; А | 12000 | 11000—20000 |
«Нижегородский теплоход» | 1913 | Нижний Новгород | Км; Мс | — | 300 |
Коломенский | 1862 | Коломна | С; Ц; Км;Мс | 10200 | 10000 |
Верфь Коломенского завода | 1871 | Муром | Км; Мс | 4000 |
Образец мины, год создания |
Длина (высота), м |
Диаметр, мм |
Вес, кг |
Давление воздуха в резервуаре, атм |
Скорость, уз |
Дальность хода, м |
|
в сборе | заряда взрывчатого вещества | ||||||
Мины шестовые{*101} |
|||||||
ок. 1880 | 0,38 | 165/240 | 12,3 | 6,1 | — | — | — |
ок. 1890 | 0,39 | 280 | 50 | 25 | — | — | — |
Мины заграждения{*102} |
|||||||
1851{*103} | 0,8 | 650 | 4 | — | — | — | |
1877{*104} | 0,8 | 450/825 | 175 | 30 | — | — | — |
1887 | 0,9 | 960 | 170 | 33 | — | — | — |
1898{*105} | 0,775 | 775 | 190 | 58 | — | — | — |
1905 | 1 | 750 | 64 | — | — | — | |
Мины самодвижущиеся (торпеды) |
|||||||
1868{*106} | 3,3 | 406 | 136 | 8,1 | 25 | 7 | 550 |
1876{*107} | 5,8 | 380 | 370 | 30,6 | 70 | 17 | 366 |
1880 | 4,72 | 380 | 336 | 32,8 | 70 | 21 | 366 |
1886{*108} | 5,7 | 380 | 400 | 41 | 70 | 24,5 | 550 |
1894 | 5,7 | 380 | 465 | 82 | 70 | 26,7 | 550 |
1897 |
5,2 |
380 |
450 |
66 |
100 |
28 | 550 |
25 | 914 | ||||||
1900{*109} |
4,27 |
380 |
345 |
49 |
100 |
27 | 366 |
26 | 550 | ||||||
1904 |
5,1 |
450 |
655 |
70 |
150 |
32 | 1000 |
26 | 2000 | ||||||
1905 |
5 |
450 |
636 |
90 |
150 |
32 | 1000 |
27 | 2000 | ||||||
Мины метательные, ок. 1890 | 2,34 | 252 | 67 | 29 | — | — | 46—60 |
Контрмины{*110}, ок. 1890 | 0,9 | 780 | 400 | 200 | — | — |
Владивостокский отряд крейсеров
Отделение отряда крейсеров от эскадры с базированием на Владивосток в качестве самостоятельно действующего соединения было предусмотрено еще в марте 1901 г. В этот отряд, до окончательного его формирования, вместе с тремя крейсерами серии «Рюрик» в разное время в зависимости от состава эскадры входили и другие крейсера («Адмирал Нахимов», «Варяг», «Аскольд»). Окончательно состав крейсерского отряда был уточнен на совещании в Порт-Артуре 17 апреля 1903 г. По разработанному Распределению морских сил в Тихом океане на 1903 г. в состав флота входили: 1) базирующиеся на Порт-Артур «Боевая эскадра» I и II отделения броненосцев, отряды дальних и ближних разведчиков (крейсера), 1-й отряд эскадренных миноносцев и оборонительный отряд; 2) базирующиеся на Владивосток отдельный крейсерский отряд и оборонительный отряд. Были также сформированы группы вспомогательных судов (транспорты) в Порт-Артуре и Владивостоке.
Отдельный крейсерский отряд во Владивостоке должны были составить броненосные крейсера «Россия» (флаг первого младшего флагмана эскадры) «Громобой», «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь» и пароходы (по прибытии их во Владивосток) Добровольного флота «Москва» и «Херсон». Оборонительный отряд Владивостока включал канонерские лодки «Кореец», «Манджур», «Бобр», «Сивуч» («в помощь крепости»), минный транспорт «Алеут» для постановки заграждений, военные транспорты «Камчадал» и «Якут» для охраны порта, миноносцы № 201, 202, 209 и шесть миноносок для охраны рейда и минных заграждений. В июле — августе во Владивосток прибыли (переведенные «Боярином» и «Рюриком») еще семь номерных миноносцев, но канонерские лодки и пароход «Москва» — лучший (после «Смоленска») 20-узловой крейсер Добровольного флота — во Владивосток не попали. Отсутствие «Москвы», как оказалось, сильно связало размах действий отряда: «Херсон» (переименован в «Лену») из-за дефектов котлов и невозможности из-за этого развивать полной 19,5-узловой скорости для серьезных операций не годился. Решенное в 1901 — 1903 гг. отделение крейсеров в самостоятельный отряд мотивировалось следующим: первое то, что они не линейные суда и построены специально для крейсерской войны, эффект их действия на широком театре должен быть значительно большим, чем в составе эскадры; второе — отвлекая на себя шесть японских броненосных крейсеров, отряд будет ослаблять перевес главных сил японского флота над русским. Все это подтвердилось опытом действий крейсеров в русско-японской войне.
Официально отдельный крейсерский отряд Владивостока был сформирован 7 июня 1903 г. после прибытия основных подкреплений эскадры весной этого года. Он получил название «Отряд крейсеров эскадры Тихого океана». Вследствие начала войны и присвоения начальнику эскадры прав командующего флотом отряд 25 февраля 1904 г. был преобразован в «Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана». С изменением структуры флота Тихого океана (к первой, Порт-Артурской эскадре должна была присоединиться вторая, формировавшаяся в Кронштадте) отряд крейсеров 12 мая 1904 г. получил название «Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры флота Тихого океана». 20 декабря 1904 г., после того как остатки эскадры в Порт-Артуре, переименованные в августе в «Отдельный отряд броненосцев и крейсеров 1-го ранга», прекратили свое существование под огнем японских осадных батарей. Владивостокский отряд был переименован в «Отряд крейсеров в Тихом океане». Летом в 1905 г. после Цусимского боя из-за угрозы распространения войны на материковую часть России (в июле 1905 г. японцы при поддержке флота захватили о. Сахалин) и ввиду создания объединенного командования обороной края во главе с комендантом Владивостокской крепости генералом Г. Н. Казбеком отряд крейсеров подчинили начальнику Отдельного отряда судов, назначенных для охраны вод Уссурийского края (во главе с командиром Владивостокского порта, контр-адмиралом Н. Р. Греве). 11 ноября 1905 г. в соответствии с телеграфным предписанием ГМШ (от 11 октября) отряд крейсеров вышел в Россию. 30 марта 1906 г. по прибытии в Либаву штаб отряда окончил кампанию, отряд был расформирован.
Начальники и командующие
1. Контр-адмирал Константин Павлович Кузьмич (1901 — 1903, апрель). Родился в 1846 г. В 1866 г. окончил Морской кадетский корпус; участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (ордена Св. Станислава 2-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом). Служил старшим офицером императорской яхты «Александрия» (1879), фрегатов «Герцог Эдинбургский» (1880—1884) и «Светлана» (1884—1887). Командовал корветом «Баян» (1887 — 1890), клипером «Стрелок» (1890—1891), эскадренным броненосцем «Георгий Победоносец» (1891 — 1898). В 1891 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1898 г. — в контр-адмиралы с назначением начальником штаба Черноморского флота. В 1901—1903 гг. по должности первого младшего флагмана Тихоокеанской эскадры обычно возглавлял плавания и боевую подготовку крейсеров, держа свой флаг преимущественно на «Рюрике». В 1903 г. назначен командиром Петербургского порта, в 1904 г. произведен в вице-адмиралы. Убит 1 мая 1906 г. во время революционных волнений в Новом Адмиралтействе.
2. Контр-адмирал Эвальд Антонович, барон Штакельберг (1903, июнь — 1904, 16 января). Родился в 1847 г. В 1871 г. окончил Морское училище, в 1876 г. — Минный офицерский класс; участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (награжден золотым оружием и орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени с мечами и бантом). Служил старшим офицером корвета «Аскольд» (1886), фрегата «Генерал-Адмирал» (1886—1889), корвета «Аскольд» (1889). Командовал канонерскими лодками «Гроза» (1890), «Гремящий» (1890—1892), учебным судном «Скобелев» (1893—1894), императорской яхтой «Полярная звезда» (1896—1901). В 1895 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1901 г. в контр-адмиралы. В сентябре 1902 г. был назначен командующим отдельным отрядом судов, идущих в Тихий океан (2 броненосца, 6 крейсеров, 8 миноносцев) и по прибытии в Порт-Артур вступил в должность второго младшего флагмана эскадры Тихого океана. 7 июня 1903 г. по приказу командующего морскими силами в Тихом океане адмирала Е. И. Алексеева вступил в командование отрядом в составе крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь» и транспорта «Лена». В сентябре 1903 г. передислоцировал крейсера из Порт-Артура во Владивосток, руководил предвоенной боевой подготовкой отряда. Из-за болезни сдал командование 16 января 1904 г. В качестве пассажира на флагманском крейсере «Россия» участвовал в первом боевом походе отряда 27 января — 1 февраля 1904 г. В 1904—1907 гг. — младший флагман Балтийского флота. Был председателем третейского суда офицеров флота, снявшего обвинения в адрес Н. Л. Кладо (которые выдвигал в печати В. И. Семенов), членом комиссий, разбиравших результаты боя 28 июля 1904 г. и Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. (Документы комиссий — Разбор боя 28 июля 1904 г. и исследование причин неудач действия 1-й Тихоокеанской эскадры и Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя — были опубликованы только в 1917 г.) С 1908 г. — вице-адмирал в отставке.
3. Капитан 1 ранга Николай Карлович Рейценштейн (1904 г., 16 января — 25 февраля). Родился в 1854 г. В 1871 г. окончил Морское училище, в 1875 г. — Минный офицерский класс. С 1886 по 1887 г. служил флагманским минным офицером штаба начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала В. П. Шмидта. В 1889 г. командовал на Балтике миноносцем «Нарва», в 1890 г. состоял старшим флаг-офицером штаба командующего отрядом судов Морского училища, с 1891 по 1895 гг. — старшим офицером клипера «Разбойник». В 1895 г. командовал канонерской лодкой «Ерш», был флагманским минным офицером штаба командующего Практической эскадрой Балтийского моря, с 1895 по 1898 г. командовал военным транспортом «Европа», в 1899—1904 гг. — крейсером «Аскольд». В 1899 г. произведен в капитаны 1 ранга. 16 января 1904 г. назначен начальником Владивостокского отряда крейсеров вместо заболевшего контр-адмирала Э. А. Штакельберга. По возвращении в Порт-Артур 17 марта вступил в командование отрядом крейсеров. В июле 1904 г. произведен за отличие в контр-адмиралы. Перед боем 28 июля дал своим командирам инструкцию прорываться во Владивосток во чтобы то ни стало «хотя бы одному судну». В исходе боя возглавил прорыв отряда, нанося огнем флагманского крейсера «Аскольд» повреждения [228] японским броненосным крейсерам «Асама» и «Якумо». Вследствие повреждений крейсер «Аскольд» перешел в Циндао, где был интернирован. В 1907—1909 гг. командовал учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. С 1909 г. — вице-адмирал, член Адмиралтейств-совета. В 1910—1912 гг. был председателем особого комитета по организации Амурской флотилии. В 1913 г. произведен в адмиралы, с 1912 по 1916 г. — председатель особого комитета по организации прибрежной обороны. Уволен со службы 21 июля 1916 г. Умер в 1916 г.
4. Контр-адмирал Карл Петрович Иессен (1904 г., 25 февраля — 1906 г., 30 марта). Родился в 1852 г. В 1875 г. окончил Морское училище, в 1881 — Минный офицерский класс по 1 разряду, в 1884 г. — Артиллерийский. В 1890 г. командовал черноморским миноносцем «Адлер», с 1891 по 1893 г. в должности старшего офицера крейсера «Адмирал Корнилов» плавал на Балтике и на Дальнем Востоке. В 1894—1895 гг. командовал военным пароходом «Нева», с 1895 по 1896 — крейсером «Азия», в 1898—1902 — крейсером «Громобой», на котором совершил переход на Дальний Восток. В 1897 г. произведен в капитаны 1 ранга, в январе 1904 г. — в контр-адмиралы. 17 февраля 1904 г. назначен младшим флагманом эскадры флота Тихого океана, поднял флаг на броненосце «Севастополь». 25 февраля назначен начальником Отдельного отряда крейсеров флота Тихого океана. Держал флаг на крейсере «Россия». За бой 1 августа награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и зачислен в императорскую свиту. 27 октября 1904 г. приказом по Морскому ведомству назначен командующим 1-й эскадрой флота Тихого океана и 3 октября вступил в командование. 20 декабря 1904 г. (в связи с гибелью эскадры в Порт-Артуре) назначен командующим Отрядом крейсеров в Тихом океане. Командовал отрядом в период пребывания во Владивостоке командующих флотом в Тихом океане вице-адмиралов Н. И. Скрыдлова (9 мая — 25 декабря 1904 г.) и А. А. Бирилева (3—29 июня 1905 г.) и командующего 1-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирала П. А. Безобразова. Летом 1905 г. был подчинен командующему Отдельным отрядом судов, назначенных для обороны Уссурийского края (контр-адмирал Н. Р. Греве). В соответствии с предписанием ГМШ 11 ноября 1905 г. — 26 марта 1906 г. совершил во главе отряда переход с Дальнего Востока на Балтику. По результатам инспекторского смотра, проведенного вице-адмиралом Н. И. Скрыдловым и морским министром (с 29 июня 1905 г.) А. А. Бирилевым, высочайшим приказом по флоту К. П. Иессену был объявлен выговор. После смены министра К. П. Иессен был назначен в число младших флагманов Балтийского флота, в 1908 г. уволен в отставку с производством в вице-адмиралы. Умер в 1918 г. в Петрограде.
5. Вице-адмирал Петр Алексеевич Безобразов (командовал отрядом крейсеров в боевом походе 31 мая — 7 июня 1904 г.). Родился в 1845 г. В 1864 — 1866 гг. плавал гардемарином на фрегате «Дмитрий Донской» в Атлантическом океане. Служил в Балтийском флоте, в 1883—1884 гг. — старший офицер фрегата «Светлана». В 1885—1888 гг. командовал на Балтике канонерскими лодками «Туча», «Гроза», шхуной «Компас», в 1888—1890 гг. — клипером «Крейсер» в составе Тихоокеанской эскадры. В 1890 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1892—1897 гг. командовал крейсером «Генерал-Адмирал» и броненосцем «Наварин». В 1897 г. произведен за отличие в контр-адмиралы. В 1898—1901 гг. начальник штаба Кронштадтского порта, младший флагман Балтийского флота, в 1901 — 1903 — младший флагман Черноморской флотской дивизии. 1 января 1904 г. произведен в вице-адмиралы, 19 апреля назначен командующим 1-й эскадрой флота Тихого океана, 27 сентября — старшим флагманом Балтийского флота, 29 ноября 1904 г. — исполняющим обязанности начальника ГМШ на время отсутствия 3. П. Рожественского. Умер в 1906 г. [230]
Состав |
Командующий отрядом | Штаб командующего отрядом{*112} | «Россия» | «Громобой» | «Рюрик» | «Богатырь»{*112} |
Итого |
|
Флагманы |
1 | — | — | — | — | 1 | ||
Флотские |
Штаб-офицеры | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||
Обер-офицеры | 3 | 13 | 11 | 12 | 10 | 49 | ||
Кондукторского звания | 1 | 6 | 8 | 3 | 4 | 22 | ||
Квартирмейстеры | 2 | 40 | 38 | 41 | 31 | 152 | ||
Музыканты | - | 7 | — | — | 7 | |||
Рядовые | 15 | 501 | 510 | 444 | 259 | 1729 | ||
Машинисты и кочегары | 240 | 258 | 187 | 263 | 948 | |||
Морской артиллерии |
Офицеры | 1 | — | — | — | 1 | ||
Квартирмейстеры | 5 | 6 | 2 | — | 13 | |||
Офицеры Корпуса флотских штурманов |
1 | — | — | 1 | — | 2 | ||
Инженеры-механики |
Офицеры | 1 | 6 | 6 | 4 | 4 | 21 | |
Квартирмейстеры | 52 | 53 | 38 | — | 143 | |||
Содержатели |
Офицеры | 1 | — | — | — | 1 | ||
Классные чиновники | 1 | 1 | 2 | — | 4 | |||
Квартирмейстеры | 4 | 4 | 4 | 1 | 12 | |||
Нестроевые |
Медики | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||
Квартирмейстеры | 4 | 4 | 4 | 4 | 9 | 25 | ||
Рядовые | 17 | 16 | 16 | 23 | 72 | |||
Священнослужители | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||
Итого |
офицеров | 1 | 6 | 26 | 23 | 24 | 19 | 99 |
рядовых | — | 22 | 869 | 904 | 739 | 589 | 3123 | |
Всего |
1 | 28 |
895 |
927 | 763 | 608 | 3222 |
Командное училище | Инженерное училище | Академия |
1701 — 1715 — Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа)
1715 — 1752 — Академия морской гвардии (Морская академия) 1752 — 1802 — Морской шляхетный кадетский корпус (объединил Навигацкую школу и Морскую академию) 1802 — 1867 — Морской кадетский корпус 1867 — 1891 — Морское училище 1891 — 1906 — Морской кадетский корпус 1906 — 1916 — Морской корпус (одновременно в 1914—1917 гг. существовали Отдельные гардемаринские классы) 1916 — 1918 — Морское училище |
1798 — 1826 — Училище корабельной архитектуры
1826 — 1827 — Рота корабельной архитектуры 1827 — 1856 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа 1856—1867 — Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства 1867 — 1872 — Инженерное училище Морского ведомства 1872—1898 — Техническое училище Морского ведомства 1898 — 1917 — Морское инженерное училище |
1827—1862 — Офицерский класс при Морском кадетском корпусе
1862—1877 — Академический курс морских наук 1877 — 1917 — Николаевская морская академия |
Лит.: 1. Г. М. Гельфонд и др. Там за Невой океаны. М., 1976. 2. Ф. Ф. Веселого. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. Спб., 1852. 3. А. И. Пароменский Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I. 1798 — 1898. Спб., 1898—1911. Вып. I — III. 4. Очерки истории Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии. Л., 1970.