«Поликарпов-2» кто же этого самолета не знает?
Машины, как и люди, имеют свою судьбу. В наш век непрерывного прогресса техники любая машина, в момент своего появления представлявшая собой последнее достижение технической мысли, быстро устаревает и заменяется новой, более совершенной.
Это в полной мере относится и к летательным машинам.
Но бывают и исключения из этого правила. Примером такого исключения может служить созданная выдающимся советским авиационным конструктором Николаем Николаевичем Поликарповым маленькая летательная машина У-2, переименованная после смерти конструктора в «Поликарпов-2» или, сокращенно, По-2.
Самолет У-2 (По-2) был сконструирован в 1927 году, построен и прошел испытания в 1928–1929 годах, в эксплоатацию вступил в 1930 году.
Таким образом, поликарповская машина живет уже более двух десятков лет возраст для самолета неслыханный!
За двадцать с лишним лет своего существования По-2 стал самым популярным самолетом в нашей стране. Можно сказать без преувеличения, что нет в СССР такого уголка, где бы не знали, не видели этой машины. Ее знают и в селениях глухой тайги, отстоящих от железных дорог на сотни километров, и в охотничьих юртах далекого Заполярья, и на высокогорных пастбищах Киргизии, не говоря уже о городах и селах европейской части СССР.
Созданный первоначально для учебных занятий в летных школах и аэроклубах, самолет У-2 скоро стал универсальной машиной, широко и разнообразно применяемой в народном [4] хозяйстве. У-2 стал самолетом-тружеником, самолетом участником нашего грандиозного социалистического строительства. И повсюду, где бы ни появилась эта машина, ее встречают радостно, приветливо, как желанного гостя. Особенно любят ее в советской деревне. Колхозники придумывают для У-2 самые ласковые клички: «колхозник», «воздушный сеятель», «воздушный агроном».
Что же представляет собой этот самолет и чему он обязан своим длительным и прочным успехом?
У-2 самолет деревянной конструкции, с перкальной обшивкой, биплан с расчалками. Мотор конструкции А. Д. Швецова в 125 лошадиных сил. Грузоподъемность самолета до 250 килограммов. Берет на борт только двух человек, включая и пилота. Может совершать беспосадочные полеты до 500 километров, его бак вмещает 150 килограммов бензина.
Своим успехом этот маленький самолет обязан замечательным конструктивным качествам легкости и простоте управления, безопасности полета, а самое, пожалуй, главное его взлетно-посадочным свойствам. Для взлета и посадки ему не нужны большие, специально оборудованные площадки ему достаточно для этого небольшого клочка земли.
Самолет У-2 конструировался и строился Н. Н. Поликарповым в тот период, когда у нас еще только создавалась авиационная промышленность. Надо было выбрать для самолета материалы легкие, обработка которых не требовала сложного оборудования. Конструктор выбрал дерево и полотно. Конструктор думал о безопасности людей, которые будут обучаться на его машине, он стремился сделать ее наиболее легкой и простой, прочной и надежной. Все это Поликарпову удалось воплотить в своей машине.
Как учебная машина По-2 хорошо знакома подавляющему большинству советских летчиков, вступивших в авиацию до Великой Отечественной войны. Почти все они, за небольшим исключением, свои первые «шаги» в воздухе сделали на У-2. Но и те из летчиков, кто обучался летному делу на других самолетах, не обошлись без этой маленькой летательной машины, остающейся во многих отношениях и поныне непревзойденной.
О многих возможностях этой машины конструктор и не предполагал они были для него раскрыты замечательными нашими летчиками в процессе ее освоения. И прежде всего эта честь принадлежит ближайшему другу, помощнику и постоянному техническому консультанту Николая Николаевича Валерию Павловичу Чкалову.
Широко известен эпизод с В. П. Чкаловым, пролетевшим [5] однажды на У-2 с пассажиром между двух сосен, отстоявших одна от другой на расстоянии меньше размаха плоскостей самолета. Чтобы не зацепиться за деревья, Валерий Павлович пролетел с большим креном, продемонстрировав столько же свое летное мастерство, сколько и блестящие свойства машины. Об этом эпизоде было много толков, В. П. Чкалова пытались обвинить в «ухарстве», но дело было не в этом. В. П. Чкалов летал на У-2 при всяких условиях, чтобы показать молодым летчикам, как широко можно использовать эту прекрасную машину.
То же самое продемонстрировал и старейший русский летчик, заслуженный пилют-авиатор СССР Борис Илиодорович Россинский. Произошло это неожиданно и для самого Россинского. Дело было так.
В 1934 году, в связи с 50-летием со дня рождения, правительство подарило Б. И. Россинскому самолет конструкции Поликарпова «СП» это тот же У-2, приспособленный для специальных сельскохозяйственных надобностей. Самолет был испытан В. П. Чкаловым и найден вполне надежным. После этого самолет по распоряжению Н. Н. Поликарпова был выкрашен в красный цвет, а на фюзеляже сделана надпись белой краской «Россинский». [6]
В первый же авиационный праздник Б. И. Россинский прилетел на этом самолете на Тушинский аэродром и перед самыми трибунами сделал несколько «мертвых петель». Н. Н. Поликарпов пришел в ужас: в формуляре этого самолета было записано, что он не предназначается для фигур высшего пилотажа.
Но старейший пилот Б. И. Россинский вышел из самолета цел и невредим, еще раз подтвердив, что эта конструкция самолета надежна при всех обстоятельствах.
Маленький У-2 в довоенные годы сыграл роль лучшего агитатора за авиацию. Из биографий многих наших прославленных летчиков известно, что мечта об овладении воздушной стихией захватила их после того, как они увидели в воздухе машину Поликарпова.
Яков Форостенко работал помощником машиниста на паровозе. Однажды он вместе со своим шефом старым машинистом Иваном Егоровичем Устиновым вел тяжеловесный состав. Форостенко, высунувшись из окна паровоза, глядел в степь.
Послушай-ка, парень! сказал машинист своему помощнику. Сейчас путь пойдет под уклон, надо немного притормозить.
Но Яков как будто ничего не слышал. Вместо тормоза он прибавил ходу, и паровоз с бешеной скоростью помчал под уклон все пятьдесят восемь вагонов, груженых каменным углем. «Что случилось с парнем?» подумал Устинов и поспешил сбавить ход. И только тут он увидел, что к железнодорожному полотну на небольшой высоте приближается самолет У-2. Самолет быстро догнал поезд, помахал ему крыльями и полетел вдоль полотна по направлению к Таганрогу. Старый машинист понял, что так увлекло его помощника.
Смотри, Иван Егорович, какая техника, обратился к Устинову Яков, когда самолет скрылся из виду, я-то думал, что быстрее нашего паровоза нет ничего на свете...
С этого памятного летнего вечера 1933 года Форостенко овладела мечта пересесть с паровоза на самолет. И он осуществил свою мечту. Яков Форостенко вскоре окончил в Ростове летную школу Осоавиахима и теперь хорошо известен как замечательный летчик-спортсмен, установивший несколько мировых рекордов скорости и дальности полета на спортивных самолетах.
Таких примеров можно привести сотни.
Но кто мог бы подумать, что У-2 эта самая мирная из всех машин, созданных в авиации, сможет сыграть хоть какую-нибудь [7] роль в военных действиях? Машина совершенно беззащитная, машина, которую можно легко подбить из обыкновенной винтовки, что делать такой машине на войне? Как она может устоять против тяжелых бомбардировщиков, быстроходных штурмовиков и истребителей?
Но тут проявились новые качества машины и на помощь пришло еще одно ее замечательное свойство ее способность к модификации и модернизации. На самолет оказалось несложным поставить вооружение, увеличить его грузоподъемность, расширить его радиус действия. И в умелых руках наших летчиков, благодаря их тонкому мастерству и беспримерной отваге, маленький фанерно-полотняный самолет сыграл в военных действиях не только подсобную роль, но и превратился в гроз ное боевое оружие.
В 1943 году работники печати обратились к Н. Н. Поликарпову с просьбой рассказать о своей работе как авиаконструктора. Вот что написал для них Поликарпов:
«Немцы однажды отозвались об одном нашем самолете следующим образом:
«Пролетая на нем под окнами дома, можно разглядеть, имеются ли внутри солдаты...»
Имелся в виду самолет У-2. Этот самолет может приземляться на маленьком клочке земли и тем оказывать неоценимую услугу фронту, подбирая раненых чуть ли не с самого поля боя. Во время боев за Кавказ он использовался как транспортный самолет, в Сталинградской операции успешно принимал участие как ночной бомбардировщик, а позже вылетал для выполнения дневных заданий.
...Самолет У-2 был построен более чем 15 лет назад и, естественно, может считаться теперь устаревшей машиной. Однако благодаря своим основным качествам безопасности полета и грузоподъемности он еще живет и успешно работает. За его отличные летные и посадочные качества, простоту управления его особенно любят молодые пилоты. Советские люди совершают чудеса на этой машине».
Об этих чудесах самолета в годы войны мы и расскажем в следующих главах нашей книги. [8]