Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Примечания

{1} Шестовая мина представляла собой медный конический цилиндр, прикрепленный при помощи бугелей к концу деревянного или металлического шеста. В цилиндре помещалось взрывчатое вещество — пушечный порох и динамит или же пироксилин весом до 50 фунтов. Взрыв мог производиться от удара или гальванически. Подобная «мина», взорванная у самого борта корабля на глубине около 8 футов, т. е. там, где нет брони, выводила корабль из строя, производя громадную пробоину.
{2} Мина «крылатка» — буксирная мина, которая при атаке подводилась под корпус корабля противника.
{3} Недостатки шестовых мин сводились к следующему: 1) опасность для самого катера при взрыве мин; 2) трудность атаки на ходу (малый ход катеров); 3) потеря катером мореходных качеств; 4) вероятная поломка шестов даже при небольшой зыби и волнении; 5) снижение «хода катеров, и без того малого»; 6) неудобства подъема.

Недостатки подкильных (буксируемых) мин: 1) продолжительность маневра подводки мины под судно; 2) подводка мины требовала простора (если корабль на швартовах — мина не может быть использована); 3) при подводке мины на ходу корабля выступала со всей очевидностью угроза ошибки в месте бросания.

{4} Мина «крылатка» Макарова представляла буксируемую мину, но облегченную и с удобообтекаемой поверхностью. На корпусе мины приклепывались «крылья, увеличивающие площадь, необходимую для отхождения мины в сторону». Длина буксира составляла 85 метров. Испытание «крылатки» показало, что она легко подводима, способна проходить боны, безопасна для катера при взрыве, и возможно употребление одной и той же мины с любого борта. При длине буксира 30–45 м мина отходила на 30–35–40° от диаметральной плоскости катера.
{5} Нужно считать северными батареями 5 и 6-й.
{6} Нужно считать северными батареями 1, 2, 3-й.
Список иллюстраций