Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Глава VII.

Деятельность английских торпедных катеров против советской России в период интервенции 1918–1920 гг.

1. Балтийское море

Боевая деятельность Балтийского флота в период август — октябрь 1919 г. не только не уменьшилась в сравнении с весной, но приняла еще более интенсивный и плановый характер.

Вызывалось это все усиливавшейся деятельностью английского империализма, стремившегося уничтожить Красный флот и нанести удар Петрограду наступлением северо-западной армии Юденича при поддержке Эстонии и Финляндии и английских морских сил с моря. Это стремление получило свое яркое выражение в организованном 18 августа 1919 г. налете торпедных катеров на Кронштадтскую гавань с целью потопления боевых судов.

Атаке Кронштадта торпедными катерами в 1919 г. предшествовал ряд боевых эпизодов, характеризующих деятельность катеров на театре Финского залива. В течение марта, апреля и мая 1919 г. Англия не располагала достаточно исчерпывающими агентурными сведениями о ходе дел в России, главным образом в отношении состояния и степени обороноспособности на данный момент. Получить эти сведения было крайне необходимо, и с этой целью из Англии в Балтику, как одно из средств., были посланы два торпедных катера типа СМВ 40 футов.

Состав команды катеров был набран из добровольцев, и сам процесс переброски как катеров, так и личного состава происходил с соблюдением полной скрытности. Переброска катеров состоялась раздельно на грузовых пароходах в Швецию и затем оттуда в Або и Гельсингфорс, причем личный состав был переброшен совершенно отдельно от катеров под видом коммерческих агентов и яхтсменов. На пути в море катеры были взяты эсминцами на буксир и 8 июня доставлены в Биорке. 11 июня торпедные катеры были приведены в готовность и своим ходом [47] проследовали через минные поля Советской России в пограничный пункт Терриоки. В Терриоках в помещении бывшего русского яхтклуба была устроена стоянка катеров и приступлено к выполнению задачи, которая была поставлена перед ними морским министерством Англии.

Таким образом, впервые Красному флоту пришлось столкнуться с новым оружием интервентов. По английской версий; для получения агентурных сведений катер малым ходом проходил северным фарватером, мимо фортов Кронштадта, затем, форсированным ходом следовал до устья Невы, где под прикрытием ночи или предрассветной мглы в заранее обусловленном месте (в частности на островах) имел встречи с нужными ему людьми. В Петрограде в это время весьма деятельно действовал английский агент, некий сэр Пауль Дюкс, который являлся одним из основных поставщиков шпионских сведений. Катер помимо торпеды брал тузик, при помощи которого производилась высадка агентов на берег, или же таковые принимались на борт для обратной переброски. Рейсов, подобных этому, было совершено 13, и только дважды катер был замечен и обстрелян фортами.

Рейс обычно начинался тотчас после полуночи, обратный же путь совершался на рассвете.

7 июня дозорный тральщик видел в заливе на меридиане батареи «Серая Лошадь» быстроходные моторные катеры. Как [48] видно из последующего, этому факту не было придано никакого значения.

13 июня произошел мятеж белогвардейцев на форту «Красная Горка». Положение Петрограда в связи с переходом в лагерь белых мощного форта «Красная Горка» и других стало крайне тяжелым.

Коммендер Эгар, командир отряда английских торпедных катеров, в таких словах выразил значение этого факта после подавления мятежного форта: «Если бы эта крепость, командующая входами в Невскую губу, находилась в наших руках, то общее стратегическое положение могло бы измениться и все последующие события в Балтике и в России могли принять совершенно иные очертания».

Для подавления мятежа на «Красной Горке» были высланы линкор «Петропавловск», линкор «Андрей Первозванный» и крейсер «Олег», обстрелявшие с моря восставшие форты. Одновременно велось наступление сухопутными силами и отрядами моряков». К утру 17 июня сводка гласила: «в море без перемен, в 0 час. 30 мин. частями ударного отряда занята «Красная Горка». Днем были заняты остальные форты. В руки Советской России вновь перешли форты, защищающие мощной артиллерией подступы к Петрограду.

Находившийся в Терриоках коммандер Эгар лично наблюдал бомбардировку советскими кораблями мятежных фортов, и он пришел к решению, «не имея на это полномочий», воспользоваться случаем и произвести атаку на линкор «Петропавловск».

15 июня один из катеров вышел в море, но, получив в пути повреждение винта, был вынужден возвратиться, отказавшись от атаки. На следующий день один из катеров вышел вновь в море. Выходу катера 16 июня предшествовало: «вечером для наблюдения за морем был выдвинут к Толбухину маяку крейсер «Олег» при охране из двух эсминцев (угольщики) и двух сторожевых судов. Крейсер стоял на SSO от Толбухина маяка на створе Кронштадтских маяков против Крестовой вехи».

Катер, следуя к месту атаки, незаметно пройдя между двумя эсминцами, застопорился из-за повреждения торпедного аппарата. Через 15 минут дали ход, и катер самой малой скоростью двинулся к «Олегу». Подойдя на дистанцию 2,5–3 каб., выпустили торпеду. После поворота катера на курс ухода через 10–20 секунд после выстрела он был замечен, причем его очертания в тумане были приняты за рубку подводной лодки, и он был моментально обстрелян, но неудачно. Около 4 часов 18 минут раздался громадный взрыв. Торпеда попала по левому борту около кочегарки, «крейсер начал быстро крениться, освещение погасло». Тотчас после взрыва к борту был подозван эсминец «Гайдамак». Миноносец «Всадник» был послан вслед за подводной лодкой (катером), но вследствие быстро увеличивавшегося крена агонизировавшего «Олега» был отозван назад и, подойдя вплотную к «Олегу», принимал команду к себе на борт. Быстро принятые меры в борьбе за спасение корабля не дали результатов, [49] и через 12 минут крейсер затонул на глубине 34 футов. Погибло 5 человек, тяжело ранено 2 и легко — 3 человека. Катер же после атаки под артогнем, делая частые зигзаги, полным ходом ушел на вест, скрывшись, лег на норд и возвратился в базу.

Мелкие эпизоды действия катеров в Балтийском море и продолжение разведывательной деятельности

22 июня в 4 часа утра северные форты обнаружили быстроходный моторный катер со шлюпкой на буксире, идущий с финского берега.

Батарея форта, обстреляв артиллерией катер, заставила его повернуть обратно и бросить шлюпку.

В следующем месяце, а именно 30 июля, в 6 часов 30 минут со стороны Шепелевского маяка показался быстро идущий торпедный катер. Тральщик «Невод», стоявший в дозоре у Толбухина маяка, тотчас снялся с якоря и открыл по нему огонь. Катер, подойдя к тральщику на расстояние 1,5–2 каб., обстрелял его из пулемета и выпустил по тральщику торпеду, от которой тот отвернул. В 6 часов 48 минут катер повернул и быстро удалился. Смысл данной атаки установить трудно. Но нелепость выпуска торпеды по столь ничтожному кораблю налицо.

23 августа тральщик «Якорь», стоявший в дозоре у Толбухина маяка, сообщил, что был атакован «неприятельским катером, который после» открытия огня скрылся».

30 августа ознаменовалось 5 налетами самолетов интервентов на Кронштадт, в тот же день «около 17 часов 30 минут от острова Сескар вошли в Капорскую губу в сопровождении миноносца 2 моторных катера, обстреляли из пулеметов Устинский мыс и затем все скрылись на W.

3 сентября «около полуночи к району Толбухина подходили 2 моторных катера, скрывшихся затем к Ино».

14 сентября фортом Обручев были обнаружены 2 моторных катера, которые после освещения их прожекторами скрылись.

В 5 часов 20 минут катеры появились в районе фортов Тотлебен и Северная № 2. С 5 часов до 6 часов 30 минут на Кронштадт был произведен налет аэропланов и сброшены бомбы в гавани у пароходного завода, у Толбухина маяка и в городе.

2 октября около 13 часов в Капорском заливе наблюдались неприятельские эсминцы и у финского берега 2 неприятельских быстроходных катера.

3 ноября днем пост Сан-Галли наблюдал до 6 неприятельских эсминцев и 3 моторных катера.

Эти зафиксированные факты говорят о том, что после налета 18 августа деятельность английских торпедных катеров полностью не свернулась, они упорно ищут возможности — бреши для нового удара, но повсюду встречают высокую бдительность наших дозорных кораблей, фортов и постов.

Деятельность торпедных катеров, как нового вида оружия, в условиях Финского залива в войне с Советской Россией показала [50] необходимость их усиления в качественном и количествен ном отношении.

Английское правительство торопилось. С целью сократить время переброски до минимума доставка катеров была возложена на эсминцы типа Вульстон. Эсминцы, имея на буксирах торпедные катеры, форсировали Северное море при скоростях до 20 узлов. В пути их застал шторм, личный состав катеров перешел на борт эсминцев. В проливе Скагена торпедный катер № 67 затонул, будучи протаранен миноносцем, у которого он шел на буксире.

При рывке на волне лопнул буксир, и миноносец, желая подойти к катеру, ткнул его носом. Способ буксировки — на одном буксире нескольких катеров — оправдал себя. Оставив за кормой 1400 миль, по прибытии в Биорке все 7 торпедных катеров через 48 часов были в готовности к выходу. Таким, образом, помимо все увеличивающегося с каждым днем состава флота Великобритании в водах Балтийского моря, к августу 1919 г. мы имели еще одного серьезного противника — соединение торпедных катеров.

Налет английских катеров на гавань Кронштадта 18 августа 1919 г.

Появление торпедных катеров и их деятельность вызвали со стороны советского командования ряд мероприятий по усилению бдительности постов наблюдения — повышение готовности фортов и охрану подступов к рейду дозорным миноносцем.

Прорыв торпедных катеров в гавань советским командованием не предполагался, и боновых и сетевых заграждений выставлено не было.

С приходом в Балтморе английских торпедных катеров, помимо англо-белогвардейского наступления на суше, назрело решение «провести в жизнь план комбинированной атаки на большевистские суда в Кронштадте как с моря, так и с воздуха», так как «операции надводными силами против Кронштадта были невозможны как по причине трудности проникновения через, минные поля, находившиеся под защитой береговых батарей, так и благодаря риску атаки со стороны советских подводных лодок и эсминцев» (из доклада коммендера Эгара, Морской сборник 1929 г., № 1).

Итак, тщательно готовится и разрабатывается операция, держащаяся под большим секретом, имеющая основную цель «вывести ядро советского флота из строя».

Атаку Кронштадтской гавани было решено провести совместно торпедными катерами и авиацией. Элементы внезапности, точной согласованности действий и скоротечности атаки ставились решающими условиями успешности операции. Точность времени начала атаки требовала соблюдения минутных сроков. Так, налет самолетов на Кронштадт должен был быть произведен «за 5 минут до прихода катеров с тем, чтобы привлечь этим самым внимание на себя для более свободной деятельности торпедных [51] катеров». Объектами атаки намечались линкоры: «Петропавловск», «Андрей Первозванный», броненосный крейсер «Рюрик», база подводных лодок, старый крейсер «Память Азова», минный заградитель «Нарова» и батопорты доков.

Финский порт Биорке-Зунд, защищенный от подводных лодок специальным оборудованием и отстоящий в 35 милях от Кронштадта, служил отличной базой для английских торпедных катеров и авиации (авиаматка «Виндиктив» с 12 самолетами). Прибывшие 30 июля 7 торпедных катеров были препровождены в Биорке с тем, чтобы максимально приблизить базирование данного соединения к противнику. Следующей не менее благоприятной, но находящейся под непосредственной угрозой Кронштадтской крепости базой являлось местечко Терриоки, где, как известно, уже были два торпедных катера.

Непрерывно прибывавшие в Балтику подкрепления английских военно-морских сил настолько увеличили флот, что «положение действительно изменилось, и мы смогли перейти к наступательным действиям», так определил этот период деятельности английских интервентов коммендер Эгар.

Для атаки судов Красного флота предполагалось использовать 7 торпедных катеров типа 55 фут. и 1 катер типа 40 фут., прибывший ранее, и авиацию для обеспечения атаки в составе 12 самолетов, базирующихся на авиаматку «Виндиктив», и нескольких «Муромцев», базирующихся на порт Биорке. [52]
Таблица 5. Тактические данные катеров.
Тип Год постройки Скорость миль Водоизм. т Вооружение Запас топлива литр. Дальн. плав. Механизмы Размеры Осадка м Экипаж
Торп. Артил. Глуб. бомбы Дым. аппар. Число Мощн. HP Длина м Ширина м
СМВ 40 ф 1915–16 34–36 5 I — 18'' II-пул. 2 или 4  — 378 160 1 250–275 13,7 2,6 0,56 3
СМВ 55 ф 1917–18 38–40 11 II — 18'' IV-пул. спарен. 2 или 4 1 1134 200 4 750 16,8 3,4 0,9 5

Катеры, сведенные в дивизион, приступили к тщательной подготовке материальной части и к изучению района.

Авиация, начиная с 26 июля, почти ежедневно, а в некоторые дни по нескольку раз в день, совершала воздушные налеты на Кронштадт с целью бомбардировки кораблей, доков и складов, а также производства тщательной разведки. Таким образом, английское командование постоянно имело у себя ясную картину расположения кораблей, судов в гавани и обстановку охраны базы. Ночные совместные полеты сколотили соединение авиации, тем самым подготовив ее к выполнению предстоящей операции.

С своей стороны советской авиацией было произведено несколько бомбардировок английских авиационных баз и аэродромов на финском побережье.

Английское командование вполне ясно представляло, что проход через северный фарватер требует судов с малой осадкой. Подводные брекватеры в спокойную воду лежали на 3 фута ниже поверхности моря. Осадка же катеров была 3–3,5 фута, следовательно необходимо было выбрать момент повышения воды.

17 августа 1919 г. с веста продолжительно дул ветер, нагнавший воду в восточную часть Финского залива. Уровень над подводным брекватером и ряжами повысился до 5 футов, следовательно настал ожидаемый англичанами подходящий момент для безопасного прохода и атаки, которая и была назначена на предрассветные часы 18 августа.

В основу проведения операции был положен тщательно, со всеми деталями разработанный план действий каждой отдельной боевой единицы, памятуя о большой взаимозависимости друг от друга. Задание, данное каждому командиру, не было догмой и ни в коей мере не сковывало проявления разумной инициативы в ходе атаки. Атака гавани предусматривалась в трех вариантах:

1) Атака при отсутствии бокового заграждения у входа в гавань.

2) Атака в случае, если обнаружен бон и его удалось уничтожить или развести.

3) Действия катеров в случае обнаружения в воротах гавани бона при невозможности его развести или уничтожить. [53]

В полночь с 17 на 18 августа было приказано всем катерам быть в точке рандеву у мыса Инонеми. Строй клина до линии фортов, проход фортов и остальной путь до военного угла в строю кильватера в следующем порядке: 7, 8, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Зная о том, что рассвет наступает в 04 часа 30 минут, начальный (нулевой) час операции был назначен на 1 час ночи. Расчет сводился к тому, что к этому моменту головной катер должен был миновать северные форты.

Детально план налета предусматривал частные действия катеров: «взорвать бон подрывными патронами и затем атаковать торпедами базу подводных лодок «Память Азова». Торпедному катеру № 2 атаковать линкор «Андрей Первозванный», катеру № 3 атаковать крейсер «Рюрик», торпедному катеру № 4 атаковать линкор «Петропавловск», катеру № 5 атаковать батопорт дока линкоров. Катеру № 6 — выполнение задания катера № 2 или № 4 в случае неудачи с их стороны. Катеру № 7 — обеспечить безопасность ударных катеров на случай попыток эсминцев выйти из восточной гавани. Торпедному катеру № 8 атаковать дежурный эсминец на малом рейде. Общее задание сводилось: 1) к взаимной поддержке и, в случае катастроф, аварий, — подбору личного состава катеров и экипажей самолетов. Причем каждый самолет мог принять на себя в случае необходимости, кроме летчика, еще 7 человек, но с этим числом он уже подыматься не мог и должен был идти по воде. 2) Указания по облегчению поисков объектов цели уже атаковавшими торпедными катерами. 3) Интенсивный пулеметный огонь катерами, ворвавшимися внутрь гавани, по судам и стенке. Задачи, стоящие перед самолетами, — отвлечь на себя внимание, тем самым способствовать налету торпедных катеров, пулеметным обстрелом загнать прислугу орудий на кораблях под прикрытие. Налет самолетов совершить за пять минут до прихода катеров к месту атаки. Произвести также бомбардировку пароходного завода, топливных цистерн, военных кораблей и т. д. Отдельным самолетам давалась задача по спасению личного состава в случае гибели торпедных катеров и по указанию им пути. Шум моторов аэропланов должен был сливаться с шумом моторов катеров при их прорыве через северную цепь фортов. [54]

Точно в назначенное время катеры, выйдя из Биорке, подошли к мысу Инонеми, где к ним присоединился торпедный катер, вышедший из Терриок. «Была спокойная ночь, луна в третьей четверти, но пологая зыбь препятствовала удерживать места в строю». Послав вперед два катера с заданием пройти между фортами №№ 9 и II{5}, остальные в строю клина продвигались вплоть до линии северных фортов. Через полчаса, определив свое место нахождения, группа изменила курс к осту, так как приблизилась слишком близко к северному побережью о. Котлина. Идя вдоль фортов №№ 5, 6 и 7{6}, затем катеры большим ходом резко повернули вправо и прошли между фортами №№ 7 и 10 в строе кильватера. Торпедный катер № 3, предназначавшийся для атаки крейсера «Рюрик», не дошел, так как, когда он приблизился к фортам, на нем произошла порча мотора. Катеры, следовавшие вместе с ним, без всякой задержки, не теряя времени на оказание помощи, проследовали дальше. Отряд, пройдя форты, стремительно направился на зюйд. Группа, высланная вперед, вместо заданного прохода между фортами №№ 9 и 10, проскочила между фортами №№ 8 и 11, подойдя к военному углу несколько позже, чем основная группа.

В 3 часа 45 минут с наблюдательного пункта зенитной батареи Обручев было сообщено, «что со стороны Финляндии слышен звук моторов». В проблеск луны по самолетам противника был открыт интенсивный огонь (самолетов вначале было видно 2 типа «Муромца»). Как только был услышан шум моторов, Кронштадт насторожился и был готов к отпору воздушного врага. Самолеты, приблизившись к Кронштадту, произвели бомбежку и обстрел пулеметным огнем стоящих кораблей в гавани, и особенно ожесточенной атаке был подвергнут сторожевой эсминец «Гавриил», который в эту ночь стоял на Малом рейде. В 4 часа 15 минут в треугольнике фортов Риф и Обручев и северной батареи № 1 были пойманы прожекторами три катера, находившиеся в мертвом пространстве шестидюймовой артиллерии Обручева и Рифа. Когда катеры вышли затем под обстрел трехдюймовой северной батареи № 4, они были обстреляны. Гарнизон 3 и 4-й батарей на пулеметный огонь катеров отвечал ружейными залпами.

Стремящиеся к зюйду катеры, дойдя до военного угла несколькими разрозненными группами, ринулись на прорыв в гавань и атаку сторожевого эсминца «Гавриил».

В 4 часа 20 минут, т. е. через пять минут после прохода фортов, с эсминца «Гавриил», стоявшего в дозоре, в процессе отражения неприятельских самолетов было замечено «слева по носу, по направлению от Ораниенбаума, последовательно два быстро идущих неприятельских моторных катера» (выдал шум моторов, ясно слышимый). Одному из них удалось выпустить торпеду, но торпеда прошла мимо и взорвалась от удара об южную стенку средней [55] гавани, немного разрушив ее. Открыв огонь по катерам, «Гавриил» быстро потопил один у восточного створного знака Морского канала. Следовавший с ним в паре катер резко повернул и ушел к военному углу. Тотчас за этим из-за военного угла вышли и направились к Лесным воротам еще три катера. Катеры быстро следовали вдоль стенки и, входя в ворота, открыли пулеметный огонь. Из опасения обстрелять суда, стоящие в гавани, по этой группе катеров «Гавриил» артиллерийского огня не открывал, а ограничился пулеметным обстрелом, который все же не помешал их прорыву. Одновременно, «кроме этого, были замечены еще катеры, пытавшиеся прорваться на малый рейд из-за военного угла». Эскадренный миноносец «Гавриил», пропустив в гавань первую колонну, обрушился всей силой артогня на эти катеры, заставив их вернуться. Таким образом, прорыв в гавань, несмотря на губительный огонь сторожевого миноносца, все же частично катерам удался.

Катер № 1, подойдя ко входу в гавань и не обнаружив бона, подал условленный ракетный сигнал, означающий, что проход свободен. В дальнейшем события разворачивались крайне стремительно. Буквально каждая полуминута была насыщена целым рядом событий. Торпедный катер № 1, действуя согласно приказу и не встретив на своем пути бонов, ворвался в гавань и, найдя плавучую базу «Память Азова», стоявшую у дока Сургина, выпустил по ней две торпеды, из которых одна попала. Катер отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других, предварительно сбросив на воду смоляную горящую бочку, после чего выскочил из гавани, ни на минуту не прекращая пулеметного обстрела.

Катер № 2, ворвавшийся в гавань, тотчас за катером № 1 произвел атаку линкора «Андрей Первозванный», стоявшего у стенки Усть-Рогатка. Судя по взрыву, характерному для попадания, катер отошел, ведя пулеметный огонь по кораблям, и затем вышел из гавани. Катер № 4, проходя через ворота, потерял убитыми командира и 2 матросов. Командир дублер [56] немедленно бросился к штурвалу и произвел атаку, выпустив две торпеды по линкору «Петропавловск», но безрезультатно.

За короткий промежуток времени в дальнейшем с момента прорыва первых трех катеров прорыв к воротам осуществили следующие катеры: катер № 5, у которого при подходе к воротам было сбито стреляющее приспособление, и он был вынужден, не использовав торпеду, возвратиться. В 4 часа 25 минут катер № 6 приближался к гавани, но в этот момент из ворот гавани выскочили с короткими интервалами торпедные катеры №№ 1, 2 и 4. Катер № 1 столкнулся с катером № 6.

Личный состав быстро тонувшего катера № 1 перескочил на торпедный катер № 6.

Командир катера № 1 лейтенант Бремнер, имея несколько ранений (по данным английской печати 11 ран), взял на себя командование катером № 6.

Выпустив две торпеды, которые прошли мимо, катер под управлением Бремнера, получив попадание снаряда с «Гавриила» в бензиновую цистерну, быстро гибнет.

Катер № 7, опоздав на несколько минут с приходом к военному углу, увидя взрыв на катере № 8 и приняв его за взрыв дежурного миноносца, решил выполнить атаку с целью обеспечения на случай выхода эсминца из восточной гавани. Подойдя к входу восточной гавани, катер № 7 выпустил две торпеды по стоящим внутри гавани миноносцам (торпеды попали в стенку).

Самолеты успешно взаимодействуют с торпедными катерами, подчиняя все свои действия главной задаче: обеспечить успеха таких катеров.

Один из самолетов, заметив, что катер попал в луч прожектора и ему трудно выйти из него, вылетел в освещенный сектор, низко пролетая над водой, дабы отвлечь на себя внимание.

В 4 часа 35 минут самолеты, сбросив последние бомбы, ушли по направлению к Ино. Торпедные катеры, израсходовав торпеды, также стремительно, но мало организованно начали отход. Обратный путь был выбран тот же, что и при налете, а именно — северным фарватером. Отход прикрывался поставленными дымовыми завесами с катеров; две группы проследовали между 3 и 4-й батареями, 3-й группа — между 5 и 6-й батареями и фортами Обручев и Тотлебен. Проход катеров для батарей не был неожиданным и был встречен усиленным огнем зенитных орудий и пулеметов при непрерывном освещении прожекторами. С Обручева был организован обстрел вдогонку уходящим катерам примерно до 8 км из 10» орудий шрапнельными снарядами. Катеры в свою очередь, прорываясь сквозь узкие проходы между фортами, обстреливали их из пулеметов. Пройдя форты, один катер отделился и ушел по направлению к Терриокам. Катер № 5 подошел к покинутому в первой фазе налета катеру № 3, подобрал его команду, пытаясь некоторое время буксировать полузатонувший катер. Но катер находился в безнадежном состоянии и через некоторое время затонул. [58]

Толбухин маяк доносил, что видел два катера, шедших малым ходом с северного фарватера на вест, и один самолет, который долго кружился, очевидно ища катер.

Операция дала лишь частичный успех. Основная задача, стоявшая перед атакой, — уничтожение ядра флота советской России на Балтморе не удалась.

Линейный корабль «Андрей Первозванный» получил попадание по левому борту около 9-го шпангоута. С большим диферентом на нос (углубление форштевня 33 фута) «Андрей Первозванный» остался на плаву и вскоре был введен в док (см. рис. 29). В «Петропавловск» и «Гавриил» попаданий не было. Также безрезультатным оказался выпуск торпед во внутрь восточной гавани. Авиация, приземляясь, «едва не касаясь рангоута судов», производила ураганный обстрел из пулеметов и сбрасывание бомб. Попадания бомб были в Петровский парк, Петровский док, Пароходный завод, Деловой двор, на углу Купеческой улицы, средней гавани у транспорта «Кама», у дежурного миноносца и затем в баржу, повредив сходню, стоявшую у «Андрея Первозванного». В корабли попаданий авиабомб не было. Пулеметный обстрел с самолетов и катеров заставил прислугу артиллерии уйти под прикрытие и поражал лишь надстройки на кораблях.

С английской стороны потеря свелась к следующему: артогнем «Гавриила» потоплено 3 торпедных катера и один взорвался при подходе к фортам и вскоре затонул.

Впоследствии один из 3 потопленных английских катеров удалось найти и поднять.

Авиация подвергалась ответному огню, но без потерь. Подобрано из воды с погибших катеров 9 человек, из них 3 офицера и 6 рядовых.

Основной принцип налета на защищенную гавань — внезапность выполнения и быстрое, энергичное развитие действий — был осуществлен. Кратковременность всей операции (30 минут) чрезвычайно характерна для такого вида средств, как торпедные катеры и авиация. Несмотря на предшествующую операцию и тщательную разведку, англичане не предусмотрели эксплуатацию успеха и не организовали артиллерийской поддержки с кораблей.

Условия ночи позволяли вполне удачно применить маскирующие способы прохода, как то: уменьшение хода, движение под одним мотором, постановка парусов, глушителей и т. д. Надежда только на скорость не всегда полезна, необходимо применять военную хитрость. Плохо организованным оказался выход из гавани, результатом чего было столкновение катеров. Крупной ошибкой следует считать недооценку боеспособности и повышенной бдительности дежурного корабля при входе в гавань. Действия миноносца «Гавриил» сковали деятельность катеров, прорвавшихся сквозь цепь фортов. Назначение для атаки охранения одного катера очевидно недостаточно. Успешный огонь «Гавриила» разбил уверенность «непопадаемости» [59] в торпедные катеры на ходу. «Гавриил» поставил рекорд по количеству уничтоженных артогнем торпедных катеров. Ни один случай до этого времени не принес такой громадной потери, как 3 из 7 торпедных катеров. Один из пленных офицеров, участник атак на английских торпедных катерах Зеебрюгге и Остенде, говорил: «Англичане будут очень удивлены, узнав о таких больших потерях в катерах при Кронштадтской операции. Действие русской артиллерии блестяще».

Большим промахом нужно считать для организаторов налета непредусмотренное скрытие прорыва главной «ударной» группы (атакующей линкор) постановкой дымовой завесы. Поставленная вдоль стенки гавани дымовая завеса образовала бы прекрасный коридор, скрывающий движение катеров от дежурного миноносца. Вторая группа катеров при попытке пройти была возвращена назад к военному углу артогнем «Гавриила». При наличии дымовой завесы и эта группа могла бы удачно проскользнуть.

Каждая атака кораблей противника в порту усложнена помимо трудности ориентации для командира еще и тем, что большинство кораблей, подлежащих атаке, стоят в таких местах у стенок, подход к которым усложнен и чрезвычайно ограничен выбор нужного курсового утла цели в момент залпа.

Крупное значение имеет следующий вывод: мощность торпедного удара одного катера (две 45-см торпеды) не решает дела. Современные боевые суда для своей гибели требуют повышения числа попаданий и повышения взрывчатого вещества, несомого торпедой.

2. Каспийское море

После овладения внутренними районами (Волжско-Камский и Волжско-Каспийский театры) перед речными силами молодой Советской республики встала во весь рост срочная задача: не допуская перерыва своей активности, немедленно приступить [60] к переносу решительной борьбы на подступы к Каспийскому морю, а затем и на море.

Стремление овладеть Каспийским морем как можно быстрее диктовалось общим ходом наших побед на всех фронтах и имело под собой, помимо этого, материальную основу. Прежде всего, в результате ликвидации морских сил белогвардейцев и интервентов страна получала нефть. Еще в самом начале революции англичане постарались закрепить в своих грязных руках золотое дно (азербайджанская нефть), для чего ввели в Баку свои войска и вооружили имевшиеся суда. Флот, созданный англичанами, получал все свое снабжение через Персию и Батум и до конца 1919 г. являлся английской правительственной организацией. Все корабли носили английский флаг, были под командой английских офицеров и почти целиком были укомплектованы английской командой. Только 5% на этих судах было белогвардейцев. Состав флота состоял к этому времени из 17 больших коммерческих пароходов, вооруженных артиллерией до 6» включительно, громадного торгово-каботажного флота числом до 200 судов и 13 торпедных катеров. Эти последние были доставлены из Англии морем в Батум и затем переброшены в Баку по Закавказской железной дороге.

Красная Каспийская флотилия базировалась на Астрахань, явно не отвечавшую своему назначению базу, вследствие трудности выхода из нее, меняющихся глубин, сильных ветров, мелководья и т. д.

Действия красной флотилии в лето 1919 г. ограничились выходами на рейд плавучих батарей, вооруженных барж и буксиров для обстрела появляющихся кораблей противника, который имел своей базой порт Петровск и о. Чечень. Задержка прибытия из Балтики миноносцев (4 миноносца и 5 сторожевых кораблей вышли 24 октября 1919 г.) и затем миноносцев с Волги и Камы не давала красной флотилии возможности развить энергичные наступления. В операции по захвату о. Чечень и порта Александровск в 1919 г. был потерян единственный миноносец «Москвитянин».

Предпринимая многочисленные вылазки на катерах с целью разведок и посыльной службы, англичане не провели ни одной крупной операции. Достойна внимания лишь атака плавучей батареи. На 12-футовом рейде, вблизи деревни Ганюшкина, стоявшая на якоре плавучая батарея (баржа, вооруженная 6» артиллерией) была внезапно атакована торпедным катером. Атака происходила в условиях тумана, и катер был обнаружен на чрезвычайно малой дистанции уже уходившим. Торпеда попала в корму, но своевременные, быстро и энергично принятые меры предотвратили потопление. Пловучая батарея, оставаясь на плаву, была отведена в базу. Интересно то, что со стороны защитников Северо-Каспия в ответ на активную вылазку торпедного катера были оборудованы три «рыбницы-торпедоносцы», т. е. те же рыбацкие лодки (парусные), вооруженные торпедой Уайтхеда. Торпеды укреплялись специальными бугелями вдоль борта на [62] некотором углублении в воде. Идея использования их обещала успех благодаря обманчивому виду. Снаряженный импровизированный миноносец поздней осенью 1919 г. вышел в море для атаки, но использовать торпеду не удалось.

К концу 1919 г., в связи с переменой взглядов Антанты на политику официального невмешательства в русские дела, английская команда на кораблях была заменена исключительно белогвардейцами, и вскоре флот перешел в руки добровольческой организации белых на юге.

К началу навигации 1920 г. на Каспии было следующее соотношение военных сил флота обеих сторон:

РСФСР — отряд обороны 12-футового рейда: крейсер «Каспий» (III 100-мм орудия), канонерские лодки «Карамыш» (II 120-мм орудия), «Альтфатер» (III 4» орудия), «Бела-Кун», «Маркин», «Воля» и плавучие батареи №№ 1 и 3.

Белогвардейский флот: 13 морских боевых судов, 9 вспомогательных судов, 15 транспортов, 20 торпедных катеров, 1 миноносец (бывш. «Москвитянин»), 1 плавучая батарея, 30 рыбниц и «Волга».

6 февраля 1920 г. Красная армия занимает Красноводск и в середине марта — Кизлярский район с о. Чечень.

В конце марта победоносными красными войсками взят порт Петровск, что обеспечило флотилии широкие оперативные возможности.

1 апреля на нашем минном заграждении гибнет белогвардейский крейсер «Князь Пожарский», 2 апреля там же гибнет канлодка «Прилив».

4 апреля состоялся бой Волжско-Каспийской флотилии у порта Александровск с канонерскими лодками белых «Милютин» и «Опыт».

5 апреля десантом с миноносца -Карл Либкнехт» занят порт Александровск. 24 апреля 1920 г. Баку и Азербайджан провозглашены советскими.

С потерей баз белогвардейский флот был вынужден идти в Энзели, занятый английскими войсками. Надежды белых найти там новую базу для своего флота встретили со стороны английского командования категорический отказ. Не имея больше прибежища на всем Каспии, командующий белым флотом вынужден был ввести его в Энзелийскую бухту и интернировать. Таким образом, весь флот фактически оказался в руках англичан.

Естественно, никто не мог дать гарантии, что не найдется охотников при поддержке капиталистических стран, заинтересованных в бакинском нефтяном районе, вновь попытать счастья в военной авантюре на Каспии.

База Красного флота тотчас была перенесена в Баку.

«Переход Азербайджана в лагерь Советов нанес сильный моральный удар белой организации. Весь флот белых, интернированный в Энзели, в значительной степени морально обессиленный, находился под охраной отряда английских войск, стоящих в Энзели и Реште на территории Персии». [63]

18 мая наш флот в составе 4 миноносцев, бригады вспомогательных крейсеров и дивизиона канонерских лодок подошел к Энзели. В подтверждение ультиматума о сдаче английским командованием Энзели и находившихся там кораблей и военного имущества с судов Красного флота был открыт огонь.

При этом со стороны белых была совершена последняя попытка использования торпедных катеров. Блокировавшая Энзели Красная Каспийская флотилия находилась от берега примерно в 30–40 кабельтовых. Неожиданно был замечен идущий от берега полным ходом минный истребитель — английский торпедный катер. Направление стремительного движения приходилось прямо на флагманский корабль, вспомогательный крейсер «Роза Люксембург». Тотчас находящийся на подбойном борту сторожевой катер «Дерзкий» получил приказание воспрепятствовать движению катера. В первоначальный момент не предполагали, что катер идет в атаку, так как на его короткой мачте развевался белый флаг. С приближением катера стал совершенно очевиден маневр, и сторожевой катер «Дерзкий» бросился навстречу. С дистанции 20–25 кабельтовых «Дерзкий» дал первый залп (47-мм пушка). Всплески были близко за кормой. Следующие залпы ложились все ближе и ближе к цели. Минный истребитель дважды изменял курс и, видя, что прорваться нет возможности, повернул обратно,, не дойдя до кораблей 15–18 каб. При подходе к базе катер выпустил торпеду в свой же транспорт, но она, выйдя из аппарата, не взорвалась и затонула, после чего катер выбросился на берег. На этом незначительном эпизоде кончается деятельность торпедных катеров под английским флагом. [64]

В результате операции по занятию Энзели было захвачено: 10 вспомогательных крейсеров и 7 морских транспортов, большое количество военного имущества и 9 торпедных катеров, из них часть с повреждениями механизмов и корпусов.

Мотор и арматура одного наиболее исковерканного катера были использованы для ремонта других с целью ввода их в строй на службу Советской России. Через некоторое время катеры в количестве 7 единиц были водным путем эвакуированы в Баку, а один временно был оставлен в Энзели.

Из Баку все катеры, погруженные на баржу, были доставлены, в Астрахань, откуда два получили назначение в Балтику, а остальные — в Мариуполь на Азовское море. Помимо девяти взятых в Энзели, при эвакуации англичанами в Баку было покинуто два катера, которые и были влиты в общую массу катеров, перебрасываемых на другой театр. Судьба остальных катеров из общего числа 20 бывших, на Каспии, — неизвестна. Путешествие по железной дороге на платформах от Астрахани было чревато многочисленными трудностями, так как проходили через фронтовые полосы и районы деятельности бандитских отрядов белых. Путь до станции Волноваха занял около двух месяцев. К приходу в Волноваху Мариуполь оказался в руках белых, что заставило несколько изменить маршрут: катеры последовали в Таганрог, и только впоследствии несколько торпедных катеров попали в Мариуполь. В состав Азовской флотилии входили так называемые «истребители» — сторожевые катеры: типа «Зоркий» — 7 штук, типа «Ловкий» — 7 штук, типа «Бесстрашный» — 4 штуки и один бывший английский торпедный катер. Затем прибыло еще 4 торпедных катера, из которых удалось собрать только один, остальные, мало приспособленные для перевозки по железной дороге, сильно пострадали в пути. Применение этих катеров требовало специально подготовленного личного состава, и практическое значение их было мало, хотя командование противника учитывало их как грозную силу (Морской сборник 1923 г.).

С наступлением зимы торпедные катеры в составе дивизиона истребителей проследовали с многочисленными мытарствами в Новороссийск.

Два катера в 1921 г. были перегружены на борт канонерской лодки типа «Эльпидифор», которая, основательно нагруженная боеприпасами и людьми, отправилась в Севастополь. Вблизи Анапы канонерская лодка была вынуждена принять бой с французскими миноносцами. Получив ряд попаданий, канонерская лодка отошла под прикрытие береговой батареи и затем выбросилась на берег. Катеры остались целы и вскоре при посредстве стрел были благополучно сняты. К концу 1921 г. «дивизион сторожевых торпедных катеров» прибыл в Севастополь.

Создание в системе морских сил Советского Союза из трофеев гражданской войны соединения торпедных катеров явилось началом освоения данного новейшего оружия и организации своего отечественного строительства. [65]

Дальше