Строительство малых минных судов в России и других странах
После русско-турецкой войны русское морское командование, правильно оценив роль минных катеров, обратило на них особое внимание. Тотчас было приступлено к строительству 100 малых миноносок на Балтийском море. Строительство катеров и миноносок шло по двум линиям: постройка специально минных судов и строительство судовых шлюпок с приспособлением для вооружения шестовыми минами и частично для мин Уайтхеда. В шестовой мине значительно увеличена ее взрывательная эффективность. Таким образом, несмотря на очевидность устарелости шестового вооружения, оно сохранилось в ряде стран на вооружении миноносцев 2-го и 3-го классов и минных катеров до 1904 и даже до 1909 года.
Паровые судовые катеры в России вооружались минами Уайтхеда, остальные же шлюпки снабжались шестовыми и метательными минами.
На каждом борту укреплялся в вилке «В» деревянный шест «С» длиной 40 футов, на конец которого насаживалась шестовая мина «К», прикрепленная при помощи системы бугелей -Л».
Мина состояла из медного цилиндрического корпуса с зарядом в 40 фунтов пироксилина, автоматического замыкателя и запального стакана с запальным патроном. Для взрыва мин необходим был удар о поражаемый объект, или же взрыв производился коммутатором. [26]
Катеры, выходящие в атаку, должны были заблаговременно выдвинуть при помощи дюймового троса вперед шест и затем спустить мину на глубину. Таким образом, шестовая мина в боевом положении находилась в 18 футах от форштевня по горизонту и на глубине 6–8 футов. Экипаж подобного парового минного катера состоял из одного офицера, одного старшины (он же рулевой), двух матросов, двух минеров, кочегара и машиниста.
Катеры, вооруженные минами Уайтхеда, были несколько большего размера.
Паровые катеры, вооруженные метательными, не имеющими своего двигателя минами, особое развитие получили с 1885 года в русском и американском флотах. Метательная мина имела форму стальной сигары длиной от 7 до 8» и диаметром 10». Вес заряда у русских мин 25 кг, а у американских мин до 160 кг. Взрывчатое вещество пироксилин или динамит. Плавучесть мины от 3 до 8 кг. Аппараты для стрельбы на чугунных платформах. Вес аппарата с платформой около 240 кг.
Мина использовалась на корабле или берегу.
Дальность стрельбы не превышала 100 футов.
Родоначальником паровых минных катеров явился катер, построенный в 1873 г. в Англии.
Этот катер впервые развивал по тому времени весьма большую скорость до 16 узлов, что послужило толчком к бурному росту катеров вообще и после русско-турецкой войны со специальным назначением, как минные катеры, вооруженные минами Уайтхеда.
К 1878 г. все страны имели на вооружении в больших количествах свои типы минных катеров. К этому времени аппарат выбрасывания мин Уайтхеда с катеров заключался в устройстве «накидных банок с рамами». Подобное устройство позволяло брать две мины, находившиеся в безопасном положении, и они могли быть использованы даже при волнении.
Начатое после русско-турецкой войны строительство минных катеров по чертежам Макарова вскоре было закончено. Минный катер «Меч» был построен из тонкой стали без киля, замененного утолщением обшивки нижнего листа. Шпангоуты очень тонкие, поставленные через два фута. Нос укреплен особыми горизонтальными связями, что обеспечивало возможность таранить сторожевые шлюпки. Два руля: передний впереди винта представляет по своей форме продолжение корпуса, задний балансирный. Оба руля поворачивались одновременно. Минный аппарат для 10-футовой мины Уайтхеда облегченного вида. Ценность катера повышалась еще тем, что он мог быть поднимаем на судно «с миной, людьми и готовыми парами». Для повышения мореходности придано приспособление в виде парусинового прикрытия и фальшборт. Скорость хода катера определялась в 11,а узла при водоизмещении 5 т, учитывая при этом вооружение и людей (см. рис. 14).
В последующие годы катеры претерпевают значительное конструктивное изменение тактического порядка на основе опыта [27] прошлых войн, и, следуя в ногу с техникой, в 1888–1890 гг. появляется ряд катеров: Крейтон, Ярроу, Торникрофт, Берда, Уайта, Шихау, Нормана и т. д.
Наименован. | Год постр. | Размеры | Водоизмещение | Мощн. HP | Скорость | Арт. вооруж. | Минное воор. | Экипаж | Страна |
№251 Ярроу | 1880 | 29,3 X 3,4 X 1.8 | 43 | 500 | 15,25 | 1–37-мм | 2 | 21 | Россия |
№19 | 1880 | 25,9 X 3,9 X 1,2 | 40 | 500 | 20 | 3 скор, и 1 м. ск. пушки | 3 | | Англия |
1880 | 20,7 X 2,7 X 1,5 | 38 | 450 | 20 | II м | 2 | | Дания | |
1881 | 30,4 X 3,6 X 1,8 | 35 | 400 | 18 | IV м | 4 | - | Чили | |
59 т. | 1880 | 30,7 X 3,3 X 1,5 | 40 | 300 | 21 | I м | 1 | 10 | Италия |
№ 48 | 1890 | 18,2 X 2,7 X 0,6 | 16 | | 16 | | 2 | Англия | |
№ 13 | 1889 | 23,7 X 2,7 X 0,6 | 26 | 350 | 17,5 | 1 ск. | 2 | Дания | |
№ 73 | 1889 | 27,7 X 3,5 X 1,0 | 40 | 450 | 18 | пушка 1 маш. | 2 | Швеция | |
1891 | 33 X 3,8 X 1,8 | 45 | 500 | 19 | 1–37-мм | 2 | Норвегия | ||
Эсса-ри-Тераки | 1887 | 30,4 X 3.3 X 1,2 | 39 | 400 | 18 | | 2 | Турция | |
1891 | 24,9 X 3,0 X 1,2 | 37 | 456 | 18 | 1–37-мм | 1 | 12 | Голландия | |
1888 | 20,7 X 3,3 X 0,9 | 31 | | 18,2 | | 2 | | США | |
№ 11 | 1889 | | 25 | | 21 | | 2 | | Италия |
Характерно, что во всех странах была своя номенклатура минных сил, и именование отдельных групп класса миноносцев было самое разнообразное. Так, например, малые минные суда Италия называла минным катером водоизмещением от 9,4 до 14 т; Норвегия миноносцем, водоизмещением в 36 т; Франция сторожевым миноносцем, водоизмещением 12 т; миноносцем 4-го класса, водоизмещением 27 т, и миноносцем 3-го класса, водоизмещением от 27 до 36 т; Англия миноносцем 2-го класса, водоизмещением 12 т; миноносцем 1-го класса, водоизмещением 28 т; Италия прибрежным миноносцем 1-го класса, водоизмещением 40 т. [28]
Все эти различные малые минные суда в дальнейшем мы будем именовать минными катерами, при условии непревышения тоннажа в 50 т.
Наиболее распространенным, привившимся в России, был катер типа Крейтон.
Наряду со строительством катеров типа Крейтон строились прибрежные миноносцы типа Ярроу (80 штук) для Балтийского и Черноморского флотов.
Прицельная стрельба миной Уайтхеда в то время дала следующие результаты: действительная дистанция выстрела 150 саж., процент попадания в щит длиной 40 футов при 600 выстрелах достигает 90, при максимальной скорости 25 узлов.
Количество минных аппаратов на минных катерах колеблется от одного до четырех. Так, например, чилийский минный катер постройки 1881 г. имел 4 мины Уайтхеда при 35 тоннах водоизмещения и скорости хода 18 узлов. Основная масса катеров имела одну-две мины Уайтхеда (см. таблицу 2).
Артиллерийское вооружение минных катеров чрезвычайно разнообразно, с использованием различных типов артиллерийского оружия.
На вооружении были: 1–3-фунтовая скорострельная и 1 мелкокалиберная скорострельная пушка, 1 скорострельная пушка, 2 скорострельные пушки, 1 скорострельная пушка Гочкиса; 2–37-мм, 1–45-лш и 2 пулемета, и часть катеров совершенно без артиллерийского вооружения.
Основным видом артвооружения минных катеров после русско-японской войны явилась 37-мм пушка.
В 1886 г. Россия располагала 130 миноносками, из них: в Черном море 30 штук, в Балтийском море 94 и в Дальневосточном флоте - 6 штук.
Германия выполняла план строительства 150 миноносок, из них к 1886 г. было спущено 8 и остальные в строительстве.
Англия имела 129 миноносок, из них 26 водоизмещением от 27 до 33 т и 103 от 11 до 14 т.
Франция имела 77 миноносок, из них 10 маленьких, 44 средних и 23 больших. В проекте дополнительно намечалось строительство 200 штук.
Австрия имела 70 миноносок, из них 28 находились в стадии строительства.
Италия имела 58 миноносок, из них 30 водоизмещением от 30 до 39 т, 21 от 13 до 21 т и 2 от 23 до 25 т.
Все европейские державы имели в массовом количестве миноноски, среди которых большое число малых до 20 т.
Элементы | Россия | Англия | Италия | Франция | Австрия | Голландия | Чили | |||||
1892 | 1909 | 1892 | 1904 | 1892 | 1904 | 1892 | 1904 | 1909– | 1909 | 1909 | 1909 | |
ТИП КАТЕРА | ||||||||||||
№ 251 | № 1 | № 19 | № 20 | № 25 | № 55 | № 64 | № 63 | С | 1, f | Michael Cardipa | Claura | |
Год постр. и место | 1880 Яр. Англия | 1905 Никсон | 1880 | 1880 | Ярроу | 1887 | | 1885 | 1894 | 1908 Ярроу | 1905 Ярроу | 1881 Poplar |
Материал | Сталь | Сталь | | | | Сталь | | | Алюм. | Сталь | Сталь | |
Размеры: Дл.Х шир. X осад. | 21.3Х ХЗ,4Х1,8 | 31Х Х4Х1,9 | 25.9Х Х3.2Х1.2 | 26,5Х Х3.4Х1.2 | 30,4 X Х3.8Х1.2 | 30,3хХ3,4Х1,9 | 33 X Х3.1Х1.8 | 32,9 X ХЗХ1.8 | 20, IXх3х1,1 | | 29.8Х Х3,3Х1,5 | 30.4Х Х3.6Х1.2 |
Водоизмещ. Тонн. | 43 | 33 | 28 | 28–30 | 40 | 39 | 44 | 45 | 14 | 36,5 | 48 | 35 |
Мощн. маш. HP. | 500 | 600 | 500 | 450 | 620 | 430 | 400 | 400 | 210 | 400 | 500 | 400 |
Запас топлива | 1 т. | газол. | | 7 т. | 7 т. | 7 т. | 10 т. | 10 т. | | | 5 т. | 9 т. |
Скорость | 15,25 | 20 | 20 | 20–21 | 20–21 | 21.8 | 20 | 19 | 20,5 | 21 | 18 | 18 |
Арт. вооруж. | 1–37 мм | 1–47 мм 2 пул. | 3 фунт. ск. 1 мелкокал. ск. пушка | 1 Norden | 1 маш. | 1 маш. | | 2 -37 мм | | | 2–37 мм | 4 маш. |
Минн. вооруж. (Уайтх.) | 2 | 1 | 3 | 2 | - | 1 | | 2 | 1 | | 1 | 4 |
Экипаж | 21 | 8 | | 15 | 11 | 10 | | 16 | | | 12 | |
Страна | Общее кол-во судов миноносного флота не свыше 615 тонн | Общее кол-во минн. катеров менее 45 тонн | Проц. отношение минн. кат. к общему кол-ву судов минон. флота не свыше 615 тонн |
Россия | 233 | 83 | 35,8 |
Италия | 185 | 59 | 32,4 |
Англия | 309 | 54 | 17,4 |
Голландия | 75 | 33 | 44,0 |
Австро-Венгрия | 77 | 33 | 42,8 |
Франция | 352 | 26 | 7,3 |
Греция | 30 | 15 | 50,0 |
Дания | 27 | 14 | 51,8 |
Швеция | 43 | 14 | 32,5 |
Норвегия | 29 | 14 | 48,2 |
Арг. республика | 29 | 12 | 41,3 |
Чили | 24 | И | 45,8 |
Бразилия | 21 | 7 | 33,3 |
Китай | 12 | 6 | 50,0 |
Турция | 25 | 6 | 24,0 |
Испания | 16 | 3 | 18,7 |
САСШ | 50 | 2 | 4,0 |
Португалия | 6 | 0 | 0 |
Германия | 143 | 0 | 0 |
Япония | 120 | 0 | 0 |
Итого 20 стран | 1806 | 392 | 21,7 |
Массовая постройка минных катеров производилась с большой быстротой, сравнительной дешевизной и не требовала создания специального дорогостоящего заводского оборудования. Боевое использование минных катеров сводилось к следующим задачам:
1) защите рейдов и подступов к ним;
2) минным атакам кораблей в устьях рек, рейдах, бухтах и шхерных фарватерах.
Водоизмещение катеров с 8–9 т в связи с предъявлением к ним новых требований росло большими темпами. Так, например, Россия уже в 1880 г. строила катер «Батум» в 43 т, а в 1883 г. два миноносца в 66 и 73 т. Увеличение тоннажа исходило из требования, прежде всего, улучшения мореходных качеств для участия в бою в море.
Основным материалом для постройки минных катеров повсюду являлись сталь и железо.
Двигателями на всех катерах являлись паровые машины двойного и тройного расширения, а топливом уголь, запад которого на некоторых катерах достигал 7 и даже 10 т. [31]
В 1904 г. Франция приступила к постройке минных катеров в 40 т, где двигателем являлась уже турбина, с расчетом получить скорость 35 узлов.
Турбинный двигатель применяет и Австро-Венгрия, строя 5 сторожевых миноносцев для Дуная в 30 т водоизмещения.
Общий ход развития минных катеров можно с исчерпывающей полнотой проследить по таблице 3, характеризующей это развитие вплоть до 1909 года. Необходимо заметить, что русско-японская война с ее чрезвычайно малыми боевыми результатами атак минных катеров значительно понизила как интерес к этому классу кораблей, так и строительство самих минных катеров. В процессе развития минного катера произошла длительная задержка, и лишь в мировую войну 1914–1919 гг. напрасно дисквалифицированный минный катер вновь появляется в виде торпедного катера.