Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Список иллюстраций

Глава I.

Большая пушечная серия

Опытный образец бронеавтомобиля БА-27 в цеху завода АМО. Москва, март 1928 года (АСКМ). (стр. 9)

Испытание опытного образца бронеавтомобиля БА-27. Москва, март 1928 года (АСКМ). (стр. 11)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-27 на заводе АМО. Москва, март 1928 года (АСКМ). (стр. 13)

Копия рабочего чертежа с разрезом бронеавтомобиля БА-27 (АСКМ). (стр. 14)

Бронеавтомобиль БА-27 третьей партии выпуска 1930 года. (стр. 17)

Бронеавтомобили БА-27 на маневрах. Ленинградский военный округ, 1931 год (АСКМ). (стр. 18)

Экипаж БА-27 на маневрах Московского военного округа. Лето 1931 года. Виден заводской номер, нанесенный на внутренней стороне двери (АСКМ). (стр. 21)

Бронеавтомобиль БА-27 на шасси «Форд-АА». Москва, зима 1930 года (фото из архива Я. Магнуского). (стр. 22)

Из-за высокого центра тяжести БА-27 часто опрокидывались при крутых поворотах. Маневры Московского военного округа, 1932 год (АСКМ). (стр. 24)

Бронеавтомобиль Д-13, вид спереди. Он оснащен двойными колесами с шинами разного диаметра для улучшения проходимости (АСКМ). (стр. 26)

Бронеавтомобиль Д-13, вид сзади. Лето 1931 гада (АСКМ). (стр. 27)

Бронированный «Форд-Тимкен» Ижорского завода («собачий ящик») с башней от БА-27. Москва, зима 1931 года (АСКМ). (стр. 29)

Опытный образец бронеавтомобиля Д-13, вид слева. Лето 1931 года. Хорошо видна зенитная авиационная турель (АСКМ). (стр. 30)

Бронеавтомобиль Д-9 (на шасси «Мореланд») конструкции Дыренкова, вид справа. Москва, 1931 год (АСКМ). (стр. 31)

Бронеавтомобиль Д-9, вид спереди. 1931 год (АСКМ). (стр. 32)

Опытный образец бронеавтомобиля Д-13 (с шинами разного диаметра). (стр. 34)

Серийный вариант бронеавтомобиля Д-13 с башней новой конструкции, без зенитной турели и бортовых пулеметных установок. (стр. 35)

Бронеавтомобиль Д-9, вид сзади. Крышка задней пулеметной установки открыта (АСКМ). (стр. 36)

Бронеавтомобиль БАД-1, вид слева. Ленинград, 1931 год (АСКМ). (стр. 38)

Бронеавтомобиль БАД-1, вид сзади. На внутренней стороне двери маховички для включения приборов дымопуска (АСКМ). (стр. 39)

Бронеавтомобиль БАД-1, вид справа. Ленинград, 1931 год (АСКМ). (стр. 40)

Бронеавтомобиль БАД-1, вид спереди. Хорошо видна конструкция жалюзи защиты радиатора (АСКМ). (стр. 41)

Бронеавтомобиль БАИ на параде. Москва, 7 ноября 1934 года. На правом борту виден ящик для гусеничных цепей «Оверолл» (РГАКФД). (стр. 43)

Испытание опытного образца БАИ на НИБТ полигоне. Лето 1932 года (АСКМ). (стр. 44)

Испытание бронеавтомобиля БДИ с радиостанцией 71-ТК. НИБТ полигон, зима 1935 года (АСКМ). (стр. 46)

Бронеавтомобиль БАИ с радиостанцией 71-ТК. НИБТ полигон, зима 1935 года. Поручневая антенна установлена на корпусе (АСКМ). (стр. 47)

Бронеавтомобиль БАИ с радиостанцией 71-ТК, вид сзади. НИБТ полигон, зима 1935 года (АСКМ). (стр. 48)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-3 преодолевает подъем. НИБТ полигон, лето 1934 года (АСКМ). (стр. 49)

Бронеавтомобиль БАИ выпуска начала 1934 года с ящиком на правом борту для укладки вездеходных цепей «Оверолл». (стр. 50)

Бронеавтомобиль БАИ-М на шасси ГАЗ-ААА. (стр. 51)

Бронеавтомобиль БА-3 на марше во время проведения больших Киевских маневров. Сентябрь 1935 года (АСКМ). (стр. 52)

Бронеавтомобиль БА-6 преодолевает канаву. Лето 1935 года. Хорошо видно отсутствие двери в кормовом листе корпуса (АСКМ). (стр. 53)

Бронеавтомобиль БА-3 с установленным 12,7-мм пулеметом ДК вместо 45-мм пушки (АСКМ). (стр. 54)

Застрявший в речушке бронеавтомобиль БА-6. Лето 1935 года. На заднем плане виден второй БА-6 (РГВА). (стр. 56)

Бронеавтомобиль БА-6 завяз при преодолении брода через речушку. Лето 1935 года (РГВА). (стр. 57)

При попытке вытащить завязший броневик другим БА-6 застряли оба. Лето 1936 года (РГВА). (стр. 59)

Бронеавтомобиль БА-6. (стр. 60)

Бронеавтомобиль БА-6 преодолевает бугор. Лето 1935 года. Видна работа запасных колес при наезде на препятствие (РГВА). (стр. 62)

Бронеавтомобиль БА-6 во время испытаний на ЛБТКУКС имени Бубнова. Лето 1935 года (РГВА). (стр. 63)

Бронеавтомобиль БА-6 преодолевает подъем во время испытаний на ЛБТКУКС имени Бубнова. Лето 1935 года (РГВА). (стр. 64)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-5, вид сбоку. Ижорский завод, весна 1935 года (музей Ижорского завода). (стр. 65)

Бронеавтомобиль БА-5, вид сзади. Виден люк водителя кормового поста управления (музей Ижорского завода). (стр. 66)

Проект бронеавтомобиля БА-6С («Кегресс снежный») на шасси полугусеничного автомобиля НАТИ-3. (стр. 69)

Бронеавтомобиль БАД-2 на железнодорожном ходу. Лето 1932 года. Видно, что при движении по рельсам автомобильные колеса снимались (АСКМ). (стр. 70)

Бронеавтомобиль БАД-2 при движении по суше, вид спереди. Май 1933 года. На машине установлены фары большего диаметра (АСКМ). (стр. 71)

Бронеавтомобиль БАД-2 при движении по суше. Май 1933 года. На задние колеса одета резиновая лента для повышения проходимости (АСКМ). (стр. 72)

Бронеавтомобиль БАД-2 при движении на рельсах, вид сзади. Виден трехлопастной гребной винт. Май 1933 года (АСКМ). (стр. 74)

Бронеавтомобиль БАД-2 при движении по рельсам, вид сбоку. Лето 1932 года. Виден кожух для вентиляции боевого отделения (АСКМ). (стр. 76)

Бронеавтомобиль БАД-2 в первоначальном виде с фарами малого диаметра и кожухами для вентиляции боевого отделения. (стр. 77)

Бронеавтомобили БАД-1 и БАД-2 проходят по площади Урицкого (ныне Дворцовая) во время парада. 1 мая 1933 года (АСКМ). (стр. 78)

Бронеавтомобиль БАД-2 переплывает Неву во время испытаний. Лето 1932 года (АСКМ). (стр. 79)

Один из трех первых бронеавтомобилей ПБ-4. Зима 1933 года. Деревянные поплавки установлены вдоль всего корпуса (АСКМ). (стр. 80)

Модернизированный образец ПБ-4 во время испытаний на НИБТ полигоне. Лето 1935 года. Длина деревянных поплавков сокращена (АСКМ). (стр. 81)

Модернизированный вариант бронеавтомобиля ПБ-4. (стр. 82)

Бронеавтомобиль ПБ-7 преодолевает вплавь Неву. Осень 1936 года (АСКМ). (стр. 83)

Один из первых трех образцов ПБ-4, вид сзади. Зима 1933 года. На задней части башни виден люк для съема пушки (музей Ижорского завода). (стр. 85)

Бронеавтомобиль ПБ-7 во время ходовых испытаний. Ноябрь 1937 года. Видна работа запасных колес при преодолении препятствий (АСКМ). (стр. 86)

Бронеавтомобиль ПБ-7 во время ходовых испытаний в окрестностях Ижорского завода. Ноябрь 1937 года (АСКМ). (стр. 87)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7. Показан вариант с двумя пулеметами ДТ в башне. (стр. 88)

Вид сверху на бронеавтомобиль ПБ-7. Ижорский завод, осень 1937 года. Видны люки для посадки экипажа (АСКМ). (стр. 89)

Место водителя бронеавтомобиля ПБ-7: руль и приборная доска, под ними видны педали и рычаги (РГВА). (стр. 90)

Бронеавтомобиль ПБ-7 в цеху Ижорского завода, вид сзади. Виден трехлопастной гребной винт и задние мосты (АСКМ). (стр. 91)

Бронеавтомобиль БА-6м. Осень 1936 года. Двери и люки моторного отделения установлены на наружных петлях (АСКМ). (стр. 93)

Бронеавтомобиль БА-9. Осень 1936 года. Кроме вооружения, никаких внешних отличий от БА-6м не заметно (музей Ижорского завода). (стр. 94)

Бронеавтомобиль БА-9 во время заводских испытаний пробегом. Осень 1936 года (музей Ижорского завода). (стр. 95)

Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 — первой половины 1939 годов, вид справа (АСКМ). (стр. 96)

Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 — первой половины 1939 годов, вид слева. Видно крепление вездеходных цепей «Оверолл» (АСКМ). (стр. 97)

Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 — первой половины 1939 годов, вид спереди. Фары закрыты броневыми крышками (АСКМ). (стр. 99)

Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 — первой половины 1939 годов, вид сзади. Виден ящик ЗИП на кормовом листе корпуса (АСКМ). (стр. 100)

Место водителя БА-10А: щиток с контрольными приборами и ящик с сухими анодными батареями для радиостанции (АСКМ). (стр. 101)

Место стрелка-радиста БА-10А: виден приемник и передатчик радиостанции 71-ТК-1 (АСКМ). (стр. 102)

Боевое отделение БА-10А: «веерная» боеукладка на 30 снарядов, стойка на 7 снарядов и стеллажи пулеметных дисков (АСКМ). (стр. 103)

Бронеавтомобиль БА-10М выпуска 1940 года. (стр. 105)

Бронекорпус БА-10А после сварки. Ижорский завод, 1938 год. Сборка корпусов велась на специальных деревянных козлах (АСКМ). (стр. 106)

Лючок для демонтажа орудия в башне БА-10А, вид изнутри. В центре отверстие для стрельбы из револьвера (АСКМ). (стр. 108)

БА-10 на шасси ГАЗ-АА в качестве контрольно-пропускного пункта. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года (РГАКФД). (стр. 111)

БА-10 на шасси ГАЗ-АА на одной из дорог. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года. На машине надпись: «Подвижной КПП» (РГАКФД). (стр. 111)

Общий вид бронеавтомобиля БА-10А с развернутой 4-метровой антенной (АСКМ). (стр. 112)

Бронеавтомобиль БА-10 на шасси ГАЗ-АА (вверху) и ЗИС-5 (внизу), реконструкция. (стр. 114)

Бронеавтомобили БА-10 на параде в Киеве. 1 мая 1940 года (ЦМВС). (стр. 114)

Бронеавтомобиль БА-10М. Хорошо видны наружные бензобаки и дополнительная бронезащита пулемета в лобовом листе корпуса (РГАКФД). (стр. 116)

Бронеавтомобиль БА-22, вид сзади (АСКМ). (стр. 118)

Бронеавтомобиль БА-22, вид спереди (АСКМ). (стр. 119)

Бронеавтомобиль БА-22, вид слева (АСКМ). (стр. 120)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-11, вид справа. НИБТ полигон, лето 1939 года. Штыревая антенна поднята (АСКМ). (стр. 121)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-11, вид слева. НИБТ полигон, лето 1939 года. (АСКМ). (стр. 122)

Вид спереди опытного образца БА-11 с радиаторными жалюзи (АСКМ). (стр. 124)

Вид спереди серийного БА-11 с радиаторной решеткой (АСКМ). (стр. 126)

Шасси ЗИС-6к для бронеавтомобиля БА-11, вид сбоку (АСКМ). (стр. 129)

Шасси ЗИС-6к для бронеавтомобиля БА-11, вид сверху (АСКМ). (стр. 130)

Серийный вариант среднего бронеавтомобиля БА-11. (стр. 131)

Опытный образец бронеавтомобиля БА-11, застрявший на грязной проселочной дороге. НИБТ полигон, лето 1939 года (АСКМ). (стр. 132)

Вид сзади опытного образца бронеавтомобиля БА-11. НИБТ полигон, лето 1939 года. Видна укладка вездеходных цепей «Оверолл» (АСКМ). (стр. 135)

Проект бронеавтомобиля БА-13 на шасси ГАЗ-34 (реконструкция на основе заводских чертежей). (стр. 136)

Испытание серийного образца бронеавтомобиля БА-11 с дизельным двигателем Д-7. НИБТ полигон, осень 1940 года (АСКМ). (стр. 137)

Химический бронеавтомобиль КС-18, уничтоженный летом 1941 года. Видна установка пулемета и остатки стоек поручневой антенны (АСКМ). (стр. 139)

Химический бронеавтомобиль КС-18 на шасси ЗИС-6. (стр. 140)

Бронеавтомобиль БА-27М, вид справа. Зима 1938 года. На бортах установлены запасные колеса (АСКМ). (стр. 142)

Бронеавтомобиль БА-27М, модернизированный бронерембазой № 2. (стр. 145)

Бронеавтомобиль БА-27М, вид сзади. Зима 1938 года. На месте кормового поста управления установлен бензобак (АСКМ). (стр. 146)

Глава II.

Для разведки и связи

Легковой автомобиль «Форд-А», вооруженный пулеметом Максима на маневрах. Московский военный округ, октябрь 1929 года (АСКМ). (стр. 150)

«Колесная танкетка», изготовленная на Ижорском заводе, вид слева. Январь 1931 года (АСКМ). (стр. 151)

«Колесная танкетка», изготовленная Экспериментальным заводом НКПС. Январь 1931 года. Корпус машины сварной (АСКМ). (стр. 152)

Общий вид «колесной танкетки», изготовленной на Экспериментальном заводе НКПС. Январь 1931 года (АСКМ). (стр. 153)

«Колесная танкетка», изготовленная Экспериментальным заводом НКПС, застрявшая на грязном проселке в ходе испытаний. Весна 1931 года (АСКМ). (стр. 154)

Застрявшая «колесная танкетка» Экспериментального завода НКПС. Весна 1931 года (АСКМ). (стр. 156)

Экипаж откапывает застрявшую «колесную танкетку». Весна 1931 года (АСКМ). (стр. 158)

Первый образец бронеавтомобиля Д-8 в цехе Экспериментального завода НКПС. Февраль 1931 года. На заднем плане виден бронеавтомобиль Д-12 (АСКМ). (стр. 161)

Корпус первого образца бронеавтомобиля Д-12, установленный на шасси «Форд-А», во дворе Экспериментального завода НКПС. Январь 1931 года (АСКМ). (стр. 162)

Серийный образец бронеавтомобиля Д-12. вид слева. Февраль 1933 года. Шаровые установки в бортах отсутствуют (АСКМ). (стр. 164)

Бронеавтомобили Д-12 на параде. Ленинград, 1 мая 1933 года. Хорошо видно, что пулеметная установка в корме корпуса есть только у левого броневика (АСКМ). (стр. 166)

Общий вид Экспериментального завода НКПС, на котором работало опытно-конструкторское бюро Н. Дыренкова. Лето 1933 года (РГАКФД). (стр. 167)

Серийный образец бронеавтомобиля Д-8, вид слева. Зима 1932 года. Хорошо видно, что форма бронекорпуса отличается от первого образца Д-8 (АСКМ). (стр. 168)

Бронеавтомобили перед выходом на Красную площадь. Москва. 7 ноября 1934 года. На переднем плане броневики Д-8, на заднем — ФАИ и БАИ (АСКМ). (стр. 169)

«Форд-А» Рожкова во дворе Экспериментального завода НКПС. Москва, январь 1931 года. Хорошо виден колпак над головой водителя (АСКМ). (стр. 170)

Первый образец ФАИ Ижорского завода на испытаниях. НИБТ полигон, июнь 1933 года (музей Ижорского завода). (стр. 171)

Выксунский завод дробильно-размольного оборудования — единственное предприятие в СССР, выпускавшее легкие бронеавтомобили в 1933–1941 годах. Фото 1934 года (РГАКФД). (стр. 172)

Бронеавтомобили перед парадом по случаю окончания Киевских маневров. Сентябрь 1935 года (РГАКФД). (стр. 173)

Бронеавтомобили ФАИ перед парадом по случаю окончания Киевских маневров. Сентябрь 1935 года. На переднем плане видны броневики БАИ (ЦМВС). (стр. 174)

Бронеавтомобили ФАИ на параде по случаю окончания Киевских маневров. Сентябрь 1935 года. Машины из состава 45-го механизированного корпуса (ЦМВС). (стр. 175)

Бронеавтомобили ФАИ на параде. Ленинград, 7 ноября 1936 года. На фото бронеавтомобили выпуска 1935–1936 годов (АСКМ). (стр. 176)

Бронеавтомобиль ФАИ выпуска 1934–1935 годов, вид сверху. Машина была захвачена финнами в ходе «Зимней войны» и использовалась в полиции (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 177)

Колонна бронеавтомобилей ФАИ и БА-3 (на заднем плане) на марше. Киевские маневры, сентябрь 1935 года (ЦМВС). (стр. 178)

Немецкие солдаты осматривают перевернутый бронеавтомобиль ФАИ. Лето 1941 года. Хорошо видно, что машина на шасси ГАЗ-А (АСКМ). (стр. 179)

Бронеавтомобили ФАИ на параде в Киеве. 1 мая 1936 года (ЦМВС). (стр. 180)

Бронеавтомобиль ГАЗ-ТК, вид спереди. НИБТ полигон, июнь 1935 года. Хорошо видна поручневая антенна и ограничитель углов склонения пулемета (АСКМ). (стр. 183)

Бронеавтомобиль ГАЗ-ТК, вид сзади. НИБТ полигон, июнь 1935 года (АСКМ). (стр. 184)

Бронеавтомобиль ГАЗ-ТК, вид слева. НИБТ полигон, июнь 1935 года. Хорошо видно крепление антенны и антенный ввод, а также запасное колесо (АСКМ). (стр. 186)

Первый бронеавтомобиль ФАИ-М, прошедший модернизацию на броневой ремонтной базе № 6, на НИБТ полигоне. Ноябрь 1938 года (АСКМ). (стр. 188)

Первый ФАИ-М, модернизированный бронерембазой № 6, на испытаниях. НИБТ полигон, ноябрь 1938 года (АСКМ). (стр. 189)

Броневик ФАИ-М, вид сверху. Хорошо видна бронировка заднего бензобака и дополнительный нижний лист корпуса, установленные на заклепках (фото из архива Е. Муикку). (стр. 190)

Один из первых серийных вариантов БА-20 во время испытаний на НИБТ полигоне, вид слева. Лето 1936 года (АСКМ). (стр. 192)

Серийный образец бронеавтомобиля БА-20, вид спереди. НИБТ полигон, лето 1936 года (АСКМ). (стр. 193)

Бронеавтомобили БА-20 (выпуска до октября 1937 года) и БА-10 (на заднем плане) на улице освобожденного Юхнова. Январь 1942 года (РГАКФД). (стр. 194)

Командир бронеавтомобиля БА-20 А. Чукичев докладывает комиссару Н-ской части о готовности к переходу эстонской границы. 10 октября 1939 года (АСКМ). (стр. 195)

Перед парадом. Москва, 7 ноября 1939 года. На переднем плане радийные бронеавтомобили БА-20 с конической башней и поручневой антенной (РГАКФД). (стр. 196)

Бронеавтомобиль БА-20 (с конической башней) на службе в финской армии (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 197)

Еще один трофей «Зимней войны» — радийный бронеавтомобиль БА-20 с конической башней. Снимок сделан летом 1941 года (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 199)

Колонна бронеавтомобилей БА-20М на марше. Действующая армия, июль 1941 года (РГАКФД). (стр. 201)

Ремонт бронеавтомобилей БА-20М на одном из заводов Москвы. Январь 1942 года. На передней машине сняты крылья и башня (РГАКФД). (стр. 203)

Бронеавтомобиль БА-30 во время испытаний на НИБТ полигоне, общий вид. Июнь 1937 года (АСКМ). (стр. 205)

Бронеавтомобиль БА-30 преодолевает канаву. НИБТ полигон, весна 1937 года. Хорошо видно, что гусеницы упираются в крылья машины (АСКМ). (стр. 207)

БА-30 во время испытаний на НИБТ полигоне, вид слева. Июнь 1937 года. На заднем крыле видна лыжа, одеваемая при движении по снегу (АСКМ). (стр. 209)

Бронеавтомобиль БА-30 во время испытаний на НИБТ полигоне, вид спереди. Июнь 1937 года. Хорошо видны ролики для облегчения преодоления препятствий (АСКМ). (стр. 211)

Бронеавтомобиль ЛБ-23, вид слева и справа. Хорошо виден ввод антенны на левом борту, установка которого была аналогична БА-20М (АСКМ). (стр. 213)

Бронеавтомобиль ЛБ-23, вид слева и справа. Хорошо виден ввод антенны на левом борту, установка которого была аналогична БА-20М (АСКМ). (стр. 213)

Бронеавтомобиль БА-21 на испытаниях. НИБТ полигон, февраль 1938 года. Видны колеса под днищем для облегчения преодоления препятствий (АСКМ). (стр. 214)

Бронеавтомобиль ЛБ-23 во время испытаний застрял на грязной проселочной дороге. НИБТ полигон, октябрь 1939 года (АСКМ). (стр. 215)

Продольный разрез бронеавтомобиля ЛБ-23 (копия заводского чертежа). (стр. 216)

Общий вид бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ. НИБТ полигон, осень 1939 года (АСКМ). (стр. 219)

Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, вид справа и слева (АСКМ). (стр. 221)

Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, вид справа и слева (АСКМ). (стр. 221)

Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ преодолевает снежную целину. НИБТ полигон, декабрь 1939 года (АСКМ). (стр. 223)

Бронеавтомобиль ЛБ-62 с односкатными колесами (машина № 713). Январь 1941 года. Обращает на себя внимание форма бронекорпуса с большими углами наклона листов к вертикали для повышения пулестойкости (АСКМ). (стр. 225)

Бронеавтомобиль ЛБ-62 с односкатными колесами (машина № 713). Январь 1941 года. Обращает на себя внимание форма бронекорпуса с большими углами наклона листов к вертикали для повышения пулестойкости (АСКМ). (стр. 225)

Бронеавтомобиль ЛБ-62 с задними двухскатными колесами (машина № 714). Январь 1941 года. На колеса одеты цепи противоскольжения (АСКМ). (стр. 227)

Внутренний вид бронеавтомобиля ЛБ-62: видно рулевое управление, рычаги и щиток приборов, курсовой пулемет, укладки пулеметных дисков к ДТ, запасного ДТ, огнетушителя, ящиков ЗИП и сиденье пулеметчика (АСКМ). (стр. 228)

Внутренний вид бронеавтомобиля ЛБ-62: видно рулевое управление, рычаги и щиток приборов, курсовой пулемет, укладки пулеметных дисков к ДТ, запасного ДТ, огнетушителя, ящиков ЗИП и сиденье пулеметчика (АСКМ). (стр. 229)

Бронеавтомобиль ЛБ-62 с односкатными колесами (машина № 713) во время испытания пробегом. Апрель 1941 года (АСКМ). (стр. 231)

Бронеавтомобиль ЛБ-62 с односкатными колесами (машина № 713) форсирует реку. Апрель 1941 года (АСКМ). (стр. 233)

Железнодорожный вариант бронеавтомобиля ФАИ-жд, изготовленный мастерскими военного склада № 60. 1936 год (фото из коллекции Г. Петрова). (стр. 235)

Железнодорожный вариант радийного БА-20-жд, вид сзади. Видно железнодорожное сцепное устройство (РГВА). (стр. 236)

Железнодорожный вариант радийного БА-20-жд при движении по рельсам. Автомобильные колеса сняты и закреплены на бортах и корме машины (РГВА). (стр. 237)

БА-20-жд отправляется в разведку, весна, 1942 год (АСКМ). (стр. 238)

Глава III.

Служба и боевое применение бронемашин довоенной постройки

Бронеавтомобили БА-27 проходят во время парада по Красной площади. Москва, 1 мая 1932 года (РГАКФД). (стр. 242)

Бронеавтомобили БАИ выходят на Красную площадь. Москва, 1 мая 1934 года (АСКМ). (стр. 245)

Бронеавтомобили ФАИ и БАИ 45 перед парадом по случаю окончания Киевских маневров. Украинский военный округ, сентябрь 1935 года (АСКМ). (стр. 248)

Бронеавтомобиль Д-8 на маневрах. Московский военный округ, 1935 год (ЦМВС). (стр. 249)

Бронеавтомобиль Д-8 на подвеске ПГ-12 под бомбардировщиком ТБ-3 для десантирования посадочным способом (фото из коллекции Г. Петрова). (стр. 251)

Экипаж бронеавтомобиля Д-8 отцепляет машину от бомбардировщика ТБ-3. Киевские маневры, сентябрь 1935 года (АСКМ). (стр. 253)

Испытания серийного образца бронеавтомобиля БА-11 на НИБТ полигоне. Осень 1940 года. Машина преодолевает грязный участок проселочной дороги (АСКМ). (стр. 255)

Солдаты армии Франко осматривают захваченный в бою республиканский броневик БА-6. Испания, весна 1937 года (АСКМ). (стр. 259)

Бронеавтомобиль ФАИ танковой бригады республиканской армии. Центральный фронт, конец 1936 года (АСКМ). (стр. 260)

БА-6 на улице одного из испанских городов. Весна 1937 года (АСКМ). (стр. 261)

Тот же БА-6, что на предыдущем фото. Видна надпись «Viva Espania». (стр. 262)

Разбитый в бою республиканский бронеавтомобиль БА-6, сброшенный с дороги. Каталония, 1938 год (АСКМ). (стр. 263)

Разбитый артиллерией и разрушенный внутренним взрывом республиканский бронеавтомобиль БА-6 (АСКМ). (стр. 264)

Брошенный на площади одного из испанских городов республиканский бронеавтомобиль БА-6. Испания, 1938 год (АСКМ). (стр. 265)

Бронеавтомобиль ФАИ на улице одного из городов Астурии. Весна 1937 года. На борту машины различима надпись «El peque» (АСКМ). (стр. 266)

Бронеавтомобиль ФАИ республиканской армии, подбитый в боях под Гранадой. 1937 год (фото из архива Я. Магнуского). (стр. 267)

БА-6 армии генерала Франко на параде по случаю освобождения Каталонии. 21 февраля 1939 года (АСКМ). (стр. 269)

Бронеавтомобиль БА-6 армии генерала Франко направляется на парад. Барселона, 21 февраля 1939 года (АСКМ). (стр. 270)

Экипаж бронеавтомобиля БА-6 7-й мотоброневой бригады у своей боевой машины. Июль 1939 года (АСКМ). (стр. 273)

Бронеавтомобиль БА-6 7-й мотоброневой бригады. Июль 1939 года (АСКМ). (стр. 274)

Экипаж М. С. Кочетова у бронеавтомобиля БА-6. 9-я мотоброневая бригада, июль 1939 года (АСКМ). (стр. 274)

Экипаж бронеавтомобиля БА-10 П. Мороза (крайний справа). 9-я мотоброневая бригада, июль, 1939 год (АСКМ). (стр. 276)

Бронеавтомобиль БА-6 (радийный) из состава 9-й мотоброневой бригады, захваченный японцами в ходе боев 6–7 июля 1939 года (АСКМ). (стр. 278)

Командиры 8-й мотоброневой бригады у бронеавтомобиля БА-20. Халхин-гол, июль 1939 года (АСКМ). (стр. 279)

Бронеавтомобиль ФАИ из состава бронедивизиона 6-й кавдивизии армии МНРА. Халхин-гол, июль 1939 года (АСКМ). (стр. 280)

Экипаж БА-20 7-й мотоброневой бригады наблюдает за воздушным боем. Халхин-гол, июль 1939 года (АСКМ). (стр. 282)

Экипаж БА-10 старшего лейтенанта Мукасеева раздает газеты местному населению. Белорусский фронт, сентябрь 1939 года (АСКМ). (стр. 284)

Немецкие солдаты осматривают бронеавтомобиль БА-10А из состава 29-й танковой бригады Красной Армии. Брест, сентябрь 1939 года (АСКМ). (стр. 285)

Немецкие солдаты у бронеавтомобиля БА-20 в Бресте. Сентябрь 1939 года (РГАКФД). (стр. 287)

Бронеавтомобиль БА-20 во время встречи частей Красной Армии и вермахта в Бресте. Сентябрь 1939 года (РГАКФД). (стр. 288)

Бронеавтомобиль БА-10А, подорвавшийся на мине и сгоревший. Украинский фронт, сентябрь 1939 года (фото из коллекции Я. Магнуского). (стр. 289)

Бронеавтомобили БА-10 на улице Выборга. Северо-Западный фронт, 13 марта 1940 года (АСКМ). (стр. 291)

Бронеавтомобили БА-10А патрулируют дорогу в районе Суоярви. Январь 1940 года (АСКМ). (стр. 292)

Бронеавтомобиль БА-6, брошенный на дороге в месте разгрома 44-й стрелковой дивизии 9-й армии. Январь 1940 года (АСКМ). (стр. 293)

Бронеавтомобиль БА-10А, захваченный финнами в полосе 8-й советской армии, действовавшей севернее Ладожского озера (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 295)

Бронеавтомобили БА-10М на марше. Ленинградский фронт, сентябрь 1941 года (АСКМ). (стр. 297)

Бронеавтомобиль БА-11, подбитый и сгоревший на одной из дорог Украины. Юго-Западный фронт, июль 1941 года (фото из архива Я. Магнуского). (стр. 298)

Брошенный экипажем бронеавтомобиль БА-11. Юго-Западный фронт, июнь 1941 года (РГАКФД). (стр. 300)

Бронеавтомобиль БА-20М из состава 20-й танковой бригады. Западный фронт, ноябрь 1941 года (АСКМ). (стр. 301)

Танкисты 1-й гвардейской танковой бригады уточняют боевую задачу. Западный фронт, январь 1942 года (АСКМ). (стр. 302)

Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года (АСКМ). (стр. 303)

Колонна бронеавтомобилей БА-10 из состава 1-го отдельного автоброневого батальона на марше. Ленинградский фронт, январь 1944 года (АСКМ). (стр. 304)

Командир БА-20М наблюдает за противником. Сталинградский фронт, август 1942 года (АСКМ). (стр. 307)

Бронеавтомобиль БА-10А «Орловские партизаны». Центральный фронт, август 1943 года (АСКМ). (стр. 308)

Бронеавтомобиль БА-10А, использовавшийся партизанами. Центральный фронт, август 1943 года (АСКМ). (стр. 309)

Экипаж бронемашины БА-10А в минуту отдыха. Западный фронт, лето 1942 года (АСКМ). (стр. 311)

Экипаж БА-10 гвардейской части читает боевой листок. Западный фронт, лето 1943 года (РГАКФД). (стр. 312)

Колонна бронеавтомобилей БА-10А и БД-10М на улице освобожденного Выборга. Июль 1944 года (АСКМ). (стр. 315)

Экипаж БА-10 получает боевую задачу. Ленинградский фронт, лето 1944 года (АСКМ). (стр. 316)

Экипажи БА-27 из состава броневого дивизиона войск ОГПУ перед началом маневров. Казахстан, сентябрь 1932 года (АСКМ). (стр. 318)

Экипажи бронемашин БА-6 и БА-27 Монгольской Народно-Революционной Армии на построении перед началом учений. 1940 год (АСКМ). (стр. 320)

Трофейный финский ФАИ на пути к линии фронта. Лето 1941 года (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 321)

Бронеавтомобиль БА-20 одной из немецких полицейских частей. Лето 1943 года (фото из коллекции Я. Магнуского). (стр. 322)

Трофейный бронеавтомобиль БА-10М одной из частей вермахта. 1941 год. На башне нанесен крест большого размера (РГАКФД). (стр. 324)

Глава IV.

Бронеавтомобили в годы войны

Бронированный грузовик ЗИС-5 Ижорского завода, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 года (АСКМ). (стр. 326)

Бронированный грузовик ЗИС-5 Ижорского завода, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК, в составе отряда ленинградских рабочих. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 года (АСКМ). (стр. 327)

Трофейный бронированный грузовик ГАЗ-АА Ижорского завода на службе в финской армии. Петрозаводск, 12 октября 1941 года (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 328)

Бронированный грузовик ЗИС-5 Ижорского завода, подбитый на ближних подступах к Ленинграду. Осень 1941 года (АСКМ). (стр. 329)

Бронированный грузовик ЗИС-5 Ижорского завода, брошенный частями Красной Армии западнее Петрозаводска. Осень 1941 года (фото из коллекции Е. Муикку). (стр. 330)

Бронемашина на шасси ГАЗ-АА, изготовленная с использованием передней части корпуса БА-10 (АСКМ). (стр. 331)

Тот же броневик, что и на предыдущем фото — машина была захвачена частями вермахта под Ленинградом и использовалась ими зимой 1941–1942 годов (АСКМ). (стр. 331)

Броневик ЗИС-6 Ижорского завода. (стр. 332)

Бронеавтомобили на учениях. Ленинградский фронт, лето 1942 года. На переднем плане БА-10М, в центре (показан стрелкой) импровизированный броневик Ижорского завода на шасси ЗИС-6 (РГАКФД). (стр. 334)

Самоходная установка ЗИС-41–57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 на шасси грузовика ЗЙС-22 — во время заводских испытаний. Горький, ноябрь 1941 года (Государственный архив Нижегородской области). (стр. 336)

Самоходная установка ЗИС-43–37-мм зенитная пушка образца 1939 года в кузове грузовика ЗИС-42 с бронированной кабиной (АСКМ). (стр. 340)

Самоходная установка КСП-76 во время проведения испытаний на Гороховецком артиллерийском полигоне (АСКМ). (стр. 343)

Первый опытный образец бронеавтомобиля ГАЗ-64–125. Январь 1942 года (РГАЭ). (стр. 345)

Колонна броневиков БА-64 после ремонта. Февраль 1943 года. На первой машине пулемет в положении для зенитной стрельбы (РГАКФД). (стр. 346)

Бронеавтомобили БА-64 выдвигаются к линии фронта. Июль 1943 года (ЦМВС). (стр. 348)

Сравнительные испытания опытного ширококолейного броневика БА-64 (на первом плане) с узкоколейным (АСКМ). (стр. 349)

Бронеавтомобиль БА-64Б выпуска февраля 1944 года (АСКМ). (стр. 350)

Бронеавтомобиль БА-64Б выпуска февраля 1944 года, вид слева. Хорошо виден боковой лючок водителя (АСКМ). (стр. 352)

Бронеавтомобили БА-64 и английский бронетранспортер «Универсал» (во главе колонны) отправляются в разведку. Белорусский фронт, февраль 1944 года (РГАКФД). (стр. 355)

Бронеавтомобиль БА-64Б в Кенигсберге. 3-й Белорусский фронт, апрель 1945 года (РГАКФД). (стр. 357)

Бронеавтомобили БА-64Б на улице Бухареста. 1944 год (РГАКФД). (стр. 358)

Бронеавтомобиль БА-64В на испытаниях. Март 1943 года (РГАЭ). (стр. 360)

Бронеавтомобиль БА-64Г на испытаниях. Апрель 1943 года (РГАЭ). (стр. 361)

Бронеавтомобиль БА-64Д. вид слева. Апрель 1943 года. Пулемет ДШК на максимальном угле возвышения (РГАЭ). (стр. 362)

Бронеавтомобиль БА-64Е на фронтовых испытаниях. Зима 1944 года (ЦАМО). (стр. 363)

Бронеавтомобиль БА-64Е, второй вариант (без крыши). Сентябрь 1944 года (АСКМ). (стр. 364)

Бронеавтомобиль БА-64Б, вооруженный пулеметом СГ-43. Апрель 1944 года (АСКМ). (стр. 365)

Установка пулемета СГ-43 в башне БА-64Б. Апрель 1944 года (АСКМ). (стр. 366)

Бронеавтомобиль БА-64З. Февраль 1943 года (РГАЭ). (стр. 368)

Бронеавтомобиль БА-64З на испытаниях. На заднем плане различим полугусеничный вездеход ГАЗ-60. Февраль 1943 года (РГАЭ). (стр. 369)

Бронеавтомобиль БА-64, переделанный в бронированный штабной автомобиль. Румыния, Батошаны, 1944 год (РГАКФД). (стр. 370)

Содержание