Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Раздел II.

Характеристика современных самолетов и моторов

В прилагаемых таблицах собраны характеристики современных самолетов и моторов, сведения о которых опубликованы к 1940 г. в иностранной печати.

Часть этих характеристик относится к несколько устаревшим по своим техническим данным самолетам. Тем не менее, сведения о таких самолетах могут представить известный интерес, поскольку в ряде стран они еще находятся на вооружении или используются как тренировочные и т. п.

Для составления таблиц использована преимущественно иностранная справочная литература и периодика.

Точно установить, как подсчитана площадь крыла, т. е. с учетом подфюзеляжной поверхности или без нее, составители настоящей работы не могли. Точно так же нельзя было определить, относится ли помещенное в таблицах значение посадочной скорости к самолету с открытыми закрылками или к случаю посадки без пользования закрылками.

Читателю необходимо это иметь в виду и относиться к приведенным характеристикам критически, учитывая, что данные некоторых самолетов могут быть завышены.

Следует учесть, что, как правило, почти все авиационные фирмы в своих проспектах указывают допуск ± 3–5% на максимальную скорость. Составители старались пользоваться несколькими источниками, с тем чтобы получить по возможности объективные сведения. [70]

Принятые сокращения

Характеристики самолетов

Назначение самолета

И — истребитель

МИ — морской истребитель

P — разведчик

Ш — штурмовик

ИС — истребитель-сопроводитель

ЛБ — легкий бомбардировщик

ИП — истребитель-перехватчик

ТИ — тренировочный истребитель

ПБ — пикирующий бомбардировщик

Б — бомбардировщик

Т — торпедоносец

ПЛЛ — патрульная летающая лодка

ДР — дальний разведчик

ТБ — тяжелый бомбардировщик

С — спортивный

Ту — туристский

Па — пассажирский

А — акробатический

Тр — тренировочный

Ку — курьерский

Го — гоночный

Пч — почтовый

Сф — стратосферный

Мц — многоцелевой

БР — ближний разведчик

Л — легкий

О — опытный

Тп — транспортный

Транс — трансатлантический

В — высотный

Сост. — составной

КИ — катапультный истребитель

СБ — средний бомбардировщик

МБ — морской бомбардировщик

Гр — грузовой

M — морской

ДД — для дальних рекордных перелетов [71]

Схема конструкций; материал, шасси

Бп — биплан

Нп — свободнонесущий моноплан с низкорасположснным крылом

Сп — свободнонесущий моноплан с среднерасположенным крылом

Вп — свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом

Пс Вп — полусвободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом

ПП — полутораплан

М — металлический

Д — деревянный

ЛM — из легких металлов

Ст — стальной

Ну — неубирающееся шасси

ОШ — шасси закрытое обтекателями

ЛЛ — летающая лодка

Амф — Амфибия

Уб — убирающееся шасси

ТШНу — трехколесное неубирающееся шасси

ТШУ — трехколесное убирающееся шасси

См — смешаная конструкция (дерево, металл, полотно)

Пм — из пластических масс

Попл — поплавки

Характеристики моторов

Пр — мотор с противоположно расположенными цилиндрами

Рад — радиальный (звезда)

Рядн — мотор с рядным расположением цилиндров

ПРядн — перевернутый рядный

H — Н-образный

Рядн Н — Рядный Н-образный

ДЗ — двухрядный звездообразный

В — воздушного охлаждения

Ж — жидкостного охлаждения

V — V-образное расположение цилиндров

Ди — (дизель), если нет такого обозначения, то двигатель карбюраторный

Сдв V — сдвоенный V-образный

GR — мотор Райт с редуктором

Райт Ц — мотор Райт-Циклон

Уосп Дж — мотор Уосп-Джюниор

Уосп Тв — мотор Твин-Уосп

Дт — двухтактный, если в графе «Конструкция» нет такого обозначения, то двигатель четырехтактный

Бк — бесклапанный

W — W-образный [72]

Дальше