Характеристика современных самолетов и моторов
В прилагаемых таблицах собраны характеристики современных самолетов и моторов, сведения о которых опубликованы к 1940 г. в иностранной печати.
Часть этих характеристик относится к несколько устаревшим по своим техническим данным самолетам. Тем не менее, сведения о таких самолетах могут представить известный интерес, поскольку в ряде стран они еще находятся на вооружении или используются как тренировочные и т. п.
Для составления таблиц использована преимущественно иностранная справочная литература и периодика.
Точно установить, как подсчитана площадь крыла, т. е. с учетом подфюзеляжной поверхности или без нее, составители настоящей работы не могли. Точно так же нельзя было определить, относится ли помещенное в таблицах значение посадочной скорости к самолету с открытыми закрылками или к случаю посадки без пользования закрылками.
Читателю необходимо это иметь в виду и относиться к приведенным характеристикам критически, учитывая, что данные некоторых самолетов могут быть завышены.
Следует учесть, что, как правило, почти все авиационные фирмы в своих проспектах указывают допуск ± 3–5% на максимальную скорость. Составители старались пользоваться несколькими источниками, с тем чтобы получить по возможности объективные сведения. [70]
Принятые сокращения
Характеристики самолетов
Назначение самолета
И истребитель
МИ морской истребитель
P разведчик
Ш штурмовик
ИС истребитель-сопроводитель
ЛБ легкий бомбардировщик
ИП истребитель-перехватчик
ТИ тренировочный истребитель
ПБ пикирующий бомбардировщик
Б бомбардировщик
Т торпедоносец
ПЛЛ патрульная летающая лодка
ДР дальний разведчик
ТБ тяжелый бомбардировщик
С спортивный
Ту  туристский
Па пассажирский
А акробатический
Тр тренировочный
Ку курьерский
Го гоночный
Пч почтовый
Сф стратосферный
Мц многоцелевой
БР ближний разведчик
Л легкий
О опытный
Тп транспортный
Транс трансатлантический
В высотный
Сост. составной
КИ катапультный истребитель
СБ средний бомбардировщик
МБ морской бомбардировщик
Гр грузовой
M морской
ДД для дальних рекордных перелетов [71]
Схема конструкций; материал, шасси
Бп биплан
Нп свободнонесущий моноплан с низкорасположснным крылом
Сп свободнонесущий моноплан с среднерасположенным крылом
Вп свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом
Пс Вп полусвободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом
ПП полутораплан
М металлический
Д деревянный
ЛM из легких металлов
Ст стальной
Ну неубирающееся шасси
ОШ шасси закрытое обтекателями
ЛЛ летающая лодка
Амф Амфибия
Уб убирающееся шасси
ТШНу трехколесное неубирающееся шасси
ТШУ трехколесное убирающееся шасси
См смешаная конструкция (дерево, металл, полотно)
Пм из пластических масс
Попл поплавки
Характеристики моторов
Пр мотор с противоположно расположенными цилиндрами
Рад радиальный (звезда)
Рядн мотор с рядным расположением цилиндров
ПРядн перевернутый рядный
H Н-образный
Рядн Н Рядный Н-образный
ДЗ двухрядный звездообразный
В воздушного охлаждения
Ж жидкостного охлаждения
V V-образное расположение цилиндров
Ди (дизель), если нет такого обозначения, то двигатель карбюраторный
Сдв V сдвоенный V-образный
GR мотор Райт с редуктором
Райт Ц мотор Райт-Циклон
Уосп Дж мотор Уосп-Джюниор
Уосп Тв мотор Твин-Уосп
Дт двухтактный, если в графе «Конструкция» нет такого обозначения, то двигатель четырехтактный
Бк бесклапанный
W W-образный [72]