Типы и модификации самолетов{7}
По данным Handbuch der Luftfahrt, 1939 (которые, конечно, нельзя считать исчерпывающими) составлена табл. 4, характеризующая число модификаций самолетов, находящихся в производстве на самолетных заводах США, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии. [13]
США
Моторостроительные фирмы США | Райт | Аллисон | Пратт-Уитней | Аэронка | Континенталь | Франклин | Джиберсон | Хиф | Джекобс | Киннер | Ламберт | Леблонд | Ленейп | Лайкоминг | Менаско | Мильвоки | Попер | Ренджер | Секюрити | Уорнер | Всего |
Моторы мощностью до 500 л. с. | 5 | | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 8 | 5 | 1 | 3 | 2 | 12 | 8 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 37 |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | 17 | 2 | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | 28 |
ГЕРМАНИЯ
Моторостроительные фирмы Германии | Аргус | BMW | Даймлер-Бенц | Хирт | Юнкерс | Кребер | Брандербург Моторен Верке | Всего | Примечание |
Моторы мощностью до 500 л. с. | 3 | | | 6 | | 1 | | 10 | Основные фирмы имеют по нескольку заводов, например: Юнкерс 3 завода; Даймлер 2 завода; Хирт 2 завода; Брамо 2 завода [14] |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | | 3 | 4 | | 9 | | 3 | 19 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Моторостроительные фирмы Великобритании | Аэро-Энджинс | Аэронка | Альвис | Армстронг-Сидделей | Остин | Бристоль | Карден | Циррус | Ковентри-Виктор | Даймлер | Де-Хавилянд | Лютон Анзани | Непир | Побджой | Ролльс-Ройс | Рутс | Ровер | Виккерс | Стандарт | Всего | Примечание |
Моторы мощностью до 500 л. с. | 1 | 1 | 1 | 6 | Части и узлы моторов Бристоль | | 1 | 3 | 1 | Части и узлы моторов Бристоль | 5 | 1 | 1 | 2 | | Части и узлы моторов Бристоль | Части и узлы моторов Бристоль | 1 | Части и узлы моторов Бристоль | 24 | Основные фирмы имеют по нескольку заводов: Бристоль 3; Ролльс-Ройс 2. Кроме того, в Канаде имеется 5 заводов и в Австралии 1 |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | | | 5 | 3 | 12 | | | | 1 | | 2 | | 7 | | 30 |
ИТАЛИЯ
Моторостроительные фирмы Италии | Альфа-Ромео | CNA | Фиат | Изотта-Фраскини | Пиаджио | Всего | Примечание |
Моторы мощностью 500 л. с. | 3 | 3 | | 1 | 3 | 10 | Основные фирмы имеют по нескольку заводов: Изотта-Фраскини (Капрони) 3; Альфа-Ромео (Бреда) 2 [15] |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | 4 | | 8 | 6 | 3 | 21 |
ФРАНЦИЯ
Моторостроительные фирмы Франции | Ава | Буатель | Клерже | Фарман | Гном-Рон | Испано-Сюиза | Лоррен | Менжин | Потез | Ренье | Рено | Сальмсон | Трен | Лилуаз | Всего | Примечание |
Моторы мощностью до 500 л. с. | 2 | 1 | | 4 | | | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | | 33 | Основные фирмы имеют по нескольку заводов: Гном-Рон 2; Испано-Сюиза 2 |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | | | 1 | | 9 | 5 | 3 | | 1 | | | 1 | | 1 | 21 |
ЯПОНИЯ
Моторостроительные фирмы Японии | Аици | Кавасаки | Митцубиси | Накаджима | Шова | Токио Газу-Денки | Исикавадзима | Каваниши | Ташикава | Т. Е. С. | Ниппон Дизель | Всего | Примечание |
Моторы мощностью до 500 л. с. | 2 | | | - | | 4 | | | | | | 6 | Кроме того, авиамоторы строятся в арсеналах армии и флота в Хиро, Опиама, Оомура и в Майдзуру [16] |
Моторы мощностью свыше 500 л. с. | | 1 | 2 | 2 | | | 1 | | | 6 |
США (по данным Handbuch der Luftfahrt, 1939)
Типы самолетов | Фирма | |||||||||||
Белль | Грумман | Боинг | Брюстер | Консолидейтед | Кертисс | Дуглас | Локхид | Мартин | Норт-Америкен | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | 2 | 5 | 3 | 2 | 1 | 14 | 4 | 1 | | 4 | 19 | 55 |
Бомбардировщики | | | 2 | | | | 5 | 2 | 4 | 2 | 8 | 23 |
Гидросамолеты | | 1 | 1 | | 5 | | 2 | | 3 | | 8 | 20 |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | | | 1 | | | 2 | 3 | 4 | | 1 | 27 | 33 |
Итого | 2 | 6 | 7 | 2 | 6 | 16 | 14 | 7 | 7 | 7 | 62 | 136 |
ГЕРМАНИЯ
Типы самолетов | Фирма | ||||||||||||
Арадо | Дорнье | Фокке-Вульф | Гамбургер | Хейнкель | Юнкерс | Мессершмидт | Блом и Фосс | Бюкер | Гота | Зибель | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | | | | | 3 | 16 |
Бомбардировщик | | 2 | | 1 | 1 | 4 | | | | | | | 8 |
Гидросамолеты | 1 | 3 | 1 | 1 | 5 | | 2 | | | | | 13 | |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | 2 | 2 | 3 | | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 | 9 | 12 | 36 |
Итого | 5 | 8 | 6 | 3 | 12 | 10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 15 | 73 [17] |
АНГЛИЯ
Типы самолетов | Фирма | ||||||||||||
Армстронг-Уитворт | Блэкберн | Бультон-Поль | Бристоль | Де-Хавилянд | Фейри | Глостер | Хендли-Пейдж | Хаукер | Виккерс | Шорт | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | | 2 | 1 | | | 5 | 3 | | 2 | 1 | | 4 | 18 |
Бомбардировщики | 4 | 1 | 1 | 3 | | 4 | | 6 | 2 | 4 | | | 25 |
Гидросамолеты | | | | | | 1 | | | | 1 | 2 | 5 | 9 |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | 1 | | | 1 | 6 | | | | | | 3 | 23 | 34 |
Итого | 5 | 3 | 2 | 4 | 6 | 10 | 3 | 6 | 4 | 6 | 5 | 32 | 86 |
ФРАНЦИЯ
Типы самолетов | Фирма | |||||||||||
Амио | Латекоер | Блок | Бреге | Девуатин | Фарман | Анрио | Моран-Солнье | Потез | Лиоре-Оливье | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | | | 2 | 2 | 4 | | 3 | 2 | 3 | | 10 | 26 |
Бомбардировщики | 4 | | 6 | | | 2 | | | 1 | 2 | 2 | 17 |
Гидросамолеты | 1 | 6 | 1 | 2 | | | | | 3 | 4 | 12 | 29 |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | 1 | | 4 | | 3 | 2 | 1 | | 2 | | 7 | 20 |
Итого | 6 | 6 | 13 | 4 | 7 | 4 | 4 | 2 | 9 | 6 | 31 | 92 [18] |
ИТАЛИЯ
Типы самолетов | Фирма | |||||||||
Бреда | Кант | Капрони | Фиат | Макки | Пиаджио | Ромео | Савойя-Маркетти | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | 2 | | 2 | 3 | 1 | | 4 | | 2 | 14 |
Бомбардировщики | 2 | 2 | 1 | 2 | | 3 | | 5 | | 15 |
Гидросамолеты | | 4 | 2 | 4 | 4 | 1 | 2 | 2 | | 19 |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | 1 | 1 | 1 | 2 | | | | 5 | 9 | 19 |
Итого | 5 | 7 | 6 | 11 | 5 | 4 | 6 | 12 | 11 | 67 |
ЯПОНИЯ{8}
Типы самолетов | Фирма | |||||||
Митсубиши | Накаджима | TGD | Аитши | Каваниши | Кавасаки | Все прочие фирмы | Всего | |
Истребители и разведчики | 1 | 4 | | 1 | | 3 | 5 | 14 |
Бомбардировщики | 3 | | | | | | | |
Гидросамолеты. | | 1 | | | 3 | | | |
Учебные, пассажирские и прочие самолеты | 2 | 1 | 2 | | | | | 5 |
Итого | 6 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 10 | 32 [19] |
Наименование типов самолетов | Количество модификаций и конструкций самолетов | % к общему количеству модификаций |
Истребители и разведчики | 144 | 29,7 |
Бомбардировщики | 95 | 19,6 |
Гидросамолеты | 94 | 19,3 |
Учебные, пассажирские и пр. | 152 | 31,4 |
Итого | 485 | 100,0 |
Видно, что на 188 самолетных заводах находится в производстве 485 модификаций и конструкций самолетов.
Суммарные показатели по шести странам по отдельным типам самолетов представлены в табл. 5.
США. По числу самолетов, находящихся на производстве, фирмы США располагаются в следующей последовательности: Кертисс 16; Дуглас 14; Локхид 7; Мартин 7; Норт-Америкен 7; Боинг 7; Консолидейтед 6; Грумман 6.
Всего по США находится в производстве 136 модификаций, из которых на истребители и разведчики приходится 55, т. е. больше 40% всех находящихся в производстве самолетов. На долю бомбардировщиков приходится 23 модификации, или около 17% всех находящихся в производстве самолетов.
Интересно отметить, что в США имеется в производстве 20 конструкций гидросамолетов.
Германия. Германские самолетостроительные заводы строят 73 конструкции самолетов. Общее число конструкций истребителей достигает 16, или 21,8% общего числа изготовляемых модификаций самолетов.
Производство бомбардировщиков сконцентрировано на четырех немецких заводах: Дорнье, Гамбургер, Юнкерс и Хейнкель. Изготовляется 8 конструкций бомбардировщиков.
Гидросамолеты изготовляются на шести заводах. Общее число модификаций их составляет 13, или 17,8% общего количества модификаций самолетов в Германии.
Англия. Англия на своих самолетостроительных заводах изготовляет 86 конструкций самолетов. Среди военных самолетов превалируют бомбардировщики. Их изготовляют 25 конструкций, или 29% общего числа конструкций самолетов, изготовляемых в Англии. Второе место занимают истребители и разведчики 18 конструкций, или 21% всех типов самолетов.
На производстве имеется 9 конструкций гидросамолетов, что составляет 10,5% всего числа изготовляемых конструкций самолетов.
Франция. Французские самолетостроительные заводы выпускают 92 различных конструкции самолетов.
Первое место по числу конструкций занимают гидросамолеты 29 конструкций, или 31,5% всего [20] количества изготовляемых конструкции самолетов.
Второе место занимают истребители и разведчики 26, или 28,3% всего количества конструкций. Бомбардировщики изготовляются 17 типов, что составляет 18,6% всего количества конструкций.
Следует отметить, что на заводе Блок находится в производстве 13 конструкций самолетов; завод Потез изготовляет 9 конструкций самолетов.
Италия. Итальянская самолетостроительная промышленность выпускает 65 конструкций самолетов. На семи заводах строятся 17 конструкций гидросамолетов, или 26,2% общего числа всех конструкций самолетов.
На шести заводах строятся 15 конструкций, или 23,2% всего числа самолетов. Итальянские заводы строят 14 типов истребителей, составляющих 21,5% всего количества конструкций самолетов.
Япония. В Японии находится в производстве 32 конструкции самолетов. Первое место занимают истребители и разведчики 14 конструкций, или 43,6% общего числа конструкций.
Второе место принадлежит бомбардировщикам 8 типов, или 25% всего количества конструкций. Выпускается также 5 типов гидросамолетов. [21]