Предыстория «Лембит»
12 декабря 1934 г. правительство буржуазной Эстонии заключило с английской корпорацией «Виккерс-Армстронг» договор на постройку двух подводных лодок, общей стоимостью 360 тыс. фунтов стерлингов, или 6 млн. 611 059 эстонских крон. Поскольку за два эсминца{1} Эстония получила около 2,5 млн. (по изменившемуся к тому времени курсу) эстонских крон, то перед правительством встал вопрос: откуда взять еще свыше 4 млн. крон? Ответ был ясен с самого начала — с налогоплательщиков! А чтобы придать делу политическую окраску, решено было призвать к патриотическим чувствам эстонцев — по стране была проведена подписка: кто сколько пожертвует на подводный флот республики!
Почти 5 лет активисты «Кайтселийта»{2} ходили с кружками и подписными листами, а в городах разыгрывались лотереи. К началу 1939 г. собрали всего 400 тыс. крон! Эта смехотворная сумма — красноречивый ответ простых эстонцев на авантюрную затею правительства. В архивах хранятся подписные листы, свидетельствующие, что эстонские трудящиеся не проявили особого энтузиазма к затее властей. Торговцы, духовенство, домовладельцы тоже неохотно расставались с кронами, а 400 тыс. подписных крон были получены от правлений мануфактур, крупных судовладельцев, торговых фирм.
Тем не менее «Виккерс-Армстронг» подводные корабли спустила на воду. 7 июля 1936 г. состоялась торжественная церемония по крещению кораблей. Супруга эстонского посла в Англии Алиса Шмидт нажала на специальное устройство — и бутылка шампанского, укрепленная на тонких тросах, со звоном разбилась о стальной корпус лодки. Нарядная дама, мило улыбаясь представительным господам и морским офицерам, с умилением произнесла: «Нарекаю тебя «Лембит». Вторую лодку назвали «Калев». Здесь же директор главной конторы «Виккерс-Армстронг» обещал, что оба корабля будут построены к весне 1937 г. Фирма свое слово держала твердо: 1 июня 1937 г. «Калев» пришвартовался [4] у Таллинского причала, а 8 июля пришел и «Лембит».
После того, как 21 июля 1940 г. в Эстонии было сформировано новое демократическое правительство, возглавляемое писателем И. Варесом, в стране назначили подлинно демократические выборы в Государственную думу. Ровно через месяц новая Государственная дума приняла решение о вступлении Эстонии в состав Союза Советских Социалистических Республик.
6 августа 1940 г. на сессии Верховного Совета СССР Эстония была принята в состав Союза и стала равноправной Советской Социалистической Республикой.
Что касается вооруженных сил Прибалтийских республик, то они влились в Красную Армию и Красный Флот.
Разумеется, это был не простой и формальный акт. Буржуазные армии и флоты очищались от реакционных, классово враждебных элементов и реорганизовывались по советскому образцу.
На базе эстонской армии вскоре сформировался 22-й территориальный корпус, который вошел в состав Прибалтийского особого военного округа; а на боевых кораблях, в том числе и на подводных лодках «Лембит» и «Калев», затрепетали Советские Военно-морские флаги, и их зачислили в списки кораблей Краснознаменного Балтийского флота.