Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

В тени кораблей-экспонатов

Люди издавна стремились освоить морские глубины. Но слишком сложным и длинным оказался путь человека в царство Нептуна. Первая подводная лодка родилась в Англии в 1620 г. Ее построил голландец Корнелий ван Дреббелъ. В России, еще в эпоху Петра I, крепостной крестьянин Ефим Никонов соорудил и испытал «потаенное, судно» — прототип подводной лодки, которая «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли».

Проходили десятилетия и века, а путь в глубины морские для человека оставался закрытым. Попытки отдельных смельчаков-одиночек использовать пучину вод для вооруженной борьбы не давали ощутимых результатов. Правда, они что-то мастерили, изобретали, строили, но в конечном итоге все это оказывалось на свалке. Даже тогда, когда Жюль Верн создавал мир [54] удивительных приключений капитана Немо на «Наутилусе», подводные лодки, походившие на большие перевернутые ванны, только начинали «ходить». Сила человеческих мышц передавалась через рычаги и педали на винты, и этой силы едва хватало, чтобы «ванну» продвинуть под водой на 200—300 метров. В то время казалась несбыточной мечта великого фантаста.

Но приближался взрывной XX век. Век мировых войн и революций. Человеческая мысль с необыкновенной энергией обратилась к совершенствованию подводных лодок. На них устанавливали двигатели, работающие на сжатом воздухе, на водяном паре, от энергии гальванических батарей. Потом появились двигатели внутреннего сгорания: бензиновые, спиртовые, дизеля. Всего через 90 лет после пророческого предвидения Жюля Верна в пучину океана ушла первая атомная подводная лодка. Американцы заимствовали у великого французского романиста и название корабля, окрестив ее «Наутилусом».

Само подводное кораблестроение достигло громадных масштабов. К примеру, только одна Германия за годы второй мировой войны построила более 1150 подводных лодок. И в настоящее время человечество продолжает затрачивать огромные средства на строительство все новых поколений подводных кораблей.

Так что же такое подводная лодка?

Ответить, что это боевой корабль, способный всплывать и погружаться, длительное время скрытно действовать в подводном положении — значит, почти ничего не сказать.

Подводная лодка — это воплощение самых современных достижений научной, конструкторской и инженерной мысли.

Сигарообразный водонепроницаемый корпус, разделенный поперечными переборками на отсеки, способен при погружении выдерживать большое давление воды. В прочном корпусе размещаются двигатели корабля, механизмы для маневрирования, приборы управления. Каждая лодка оснащается средствами радиосвязи, гидроакустическими станциями, радиолокацией, устройствами оптического наблюдения. В ней заложен целый арсенал. Это могут быть торпеды и мины, артиллерийские орудия и пулеметы, ракеты и стрелковое оружие. Здесь должны храниться источники энергии, запасы воды, продовольствия и воздуха, так как подводная лодка — это еще и дом для моряков, где они живут, питаются, учатся и отдыхают. Здесь созданы условия для удовлетворения всех человеческих потребностей.

Каждый отсек лодки до предела начинен механизмами, моторами, приборами и по внутреннему виду удивительно напоминает лабораторию исследовательского института или цех современного завода. Здесь теряется чувство пространства. На новичка со всех сторон давят вентили, рукоятки, краны, причудливые переплетения трубопроводов и кабелей. Кругом блеск металла и красок, мигание электрических лампочек. Под ногами шум моторов и компрессоров, шипение воздуха в трубопроводах и [55] клапанах, звуки циркуляции воды в емкостях.

О том, что подводные лодки есть, известно всем. Многие даже знакомы с историей подводного кораблестроения. По схемам, описаниям и моделям могут судить как о «потаенном судне», так и об атомоходе.

А вот увидеть подлинную подводную лодку, осмотреть ее снаружи и внутри, как говорится — пощупать своими руками, удается далеко не каждому. На современные подводные лодки, начиненные всевозможными «секретами», не принято допускать посторонних. Всеобщему обозрению доступны лишь несколько «старушек» — подлодок второй мировой войны, по разным причинам и с различными целями поднятых на сушу.

В капиталистическом мире эти корабли-экспонаты служат либо приманкой для готовых раскошелиться любознательных туристов, либо инструментом милитаристской пропаганды.

Известна, например, сенсация вокруг финской подводной лодки «Весихииси» («Водяной»). По мирному договору 1944 г. Финляндия лишалась права строить и приобретать подводные лодки, а те пять, что имелись у нее, подлежали разоружению. Несколько лет ржавые корпуса разоруженных лодок простояли в доке, пока один бельгийский предприниматель не решился купить их на слом.

Когда эти лодки прибуксировали в Антверпен, выяснилось, что за резку корпусов придется уплатить намного большую сумму, чем покупатель рассчитывал выручить от проданного металла. Вскоре, однако, предприимчивому бельгийцу пришла в голову «спасительная» идея. Не желая больше бросать на ветер собственные деньги, он поручил художнику на рубке «Весихииси» написать несмываемое краской „U-17" а рядом с лодкой установил будку с надписью «Касса». Получилось подобие аттракциона. Любознательные туристы повалили валом. В те годы многим хотелось побывать на «известной немецкой субмарине», причем всего за 20 бельгийских франков!

Обман скрывался целых шесть лет! Штатская публика не могла знать, что настоящая „U-17" принадлежала совсем к другому типу лодок и что немцы взорвали ее в мае 1945 г. в Вилъгельмсхафене...

«Дело» предприимчивого бельгийца процветало. Только с 1954 г. внезапно разразился скандал. Среди финских туристов оказалось несколько бывших морских офицеров, которые сразу опознали свою лодку. Они доказательно разоблачили аферу. Финское правительство выступило с официальным протестом, после чего бельгийские власти прикрыли аттракцион.

Видимо, с этой же целъю демонстрируется на смотровой площадке Музея науки и техники в Чикаго (США) немецкая подводная лодка „U-505".

В красочном проспекте чикагского музея об этом экспонате сообщались весьма скудные сведения: «Немецкая подводная [56] лодка „U-505" является первым трофеем ВМС США начиная с 1812 г.»

Такое скупое пояснение интригует посетителя. Он теряется в догадках и, будучи человеком практичным, приходит к выводу, что вытаскивать на берег субмарину «просто так» не имело смысла. Видимо, что-то есть в ее биографии. Возможно, „U-505" прославилась громкими победами, и этого «именитого» врага поставили у чикагского музея из престижных соображений?! И посетитель идет к трофею.

Однако „U-505" явно не потрафило с боевой славой. В октябре 1942, г. эта субмарина в составе «стаи» действовала у берегов Бразилии. Стая подводных лодок в этом районе за один месяц потопила 25 судов союзников. Не везло только „U-505", которая никак не могла открыть счет.

Однажды летчик американского патрульного самолета, совершая облет заданного района, обнаружил подводную лодку. Пилот, к сожалению, не смог определить, что вражеская субмарина в этот момент всплывала. На бреющем полете он сбросил на нее серию глубинных бомб. Одна из них угодила в кормовую пушку подлодки и взорвалась у поверхности воды. От взрыва собственной бомбы самолет упал в море. Но и лодка получила тяжелые повреждения. Экипажу, после долгих усилий, удалось исправить систему погружения-всплытия. Потребовалось несколько недель «костыляния» через Атлантический океан, прежде чем „U-505" пришла в Бискайский залив. На одном из заводов оккупированной Франции ее восстановили. Отремонтированная субмарина получила приказ вновь идти «на охоту» в Атлантический океан. На этот раз безуспешный поход закончился позорным пленом. Американский миноносец обнаружил ее и успешно атаковал. Поврежденная „U-505" всплыла. Произошло это у островов Зеленого Мыса 4 июня 1944 г. Американцы пленили субмарину и, как говорят моряки, «зацепив за ноздрю», отвели на буксире к своим берегам.

Ответ на вопрос, с какой целью стоит „U-505" рядом с представительным зданием музея, построенного в конце прошлого века, можно найти в том же проспекте. В нем сказано: за осмотр „U-505" взрослый должен уплатить 45 центов, а ребенок — 25 центов. Вот где собака зарыта!

Возможность погреть руки на интересе туристов к подводным лодкам, видимо, пришлась по душе и кое-кому в Финляндии.

Из пяти финских лодок четыре купил на слом бельгийский делец. А пятая подводная лодка — «Весикко» («Норка») — осталась в Финляндии. История ее поучительна.

Фирма «Крихтон-Вулкан» в Турку построила в 1932 г. малую подводную лодку „S-707". Официальная версия гласила: для торговой рекламы! На самом деле лодка строилась по немецкому проекту и по германскому заказу. Игнорируя Версальский договор, который запрещал Германии иметь подводный флот, немцы [57] тайно готовились к развернутому строительству лодок. В Голландии, в кабинетах конструкторского бюро одной кораблестроительной фирмы, работали немецкие конструкторы-подводники. Отсюда чертежи направлялись на иностранные верфи, где и строились подводные лодки по фиктивным заказам от имени голландской фирмы.

Летом 1934 г. „S-707" ускоренно проходила ходовые испытания близ Турку, причем ее обслуживали немецкие инженеры и офицеры, которые прибывали в Финляндию под видом дельцов, студентов и монтеров.

16 марта 1935 г. Гитлер сбросил «оковы» Версальского мирного договора и ввел всеобщую воинскую повинность. А уже через 3 месяца перед изумленным миром закачалась на воде подводная лодка„U-1 , сошедшая с эллинга в Киле! За ней, с чисто немецкой пунктуальностью, с интервалом в 2 недели, последовали одна за другой несколько подводных лодой. Все они были точной копией „S-707", которая стояла теперь без надобности у причала финской судоверфи. В 1936 г. правительство Финляндии купило эту лодку и назвало ее «Весикко».

«Весикко» — однокорпусная лодка длиной 40 м, вооруженная 3 торпедными аппаратами, размещенными в носовой части. Она относится к классу «Малюток» и имеет водоизмещение всего 250 т. Лодка эта активно участвовала в боевых действиях 1939 — 1949 и 1941 — 1944 гг. в Финском заливе.

Теперь она стоит на бетонных кильблоках у самого уреза воды, в восточной части острова Cycucaaр (Волчий), где раскинулись бастионы хорошо известной в истории крепости Свеаборг (Суоменлинна).

Как музейный экспонат, «Весикко», помимо дивидендов, на которые, видимо, рассчитывали устроители «выставки», напоминает людям о необходимости политической бдительности. Она — красноречивый свидетель тайной подготовки немецкого милитаризма ко второй мировой войне и преступного соучастия международного капитала в вооружении агрессора. Человечество обязано помнить этот урок истории, чтобы он не мог повториться.

Особо следует отметить подобные «мемориалы» в ФРГ, где на пьедесталах стоят подлодки гитлеровского флота.

Так, в местечке Лабое (недалеко от Киля), у памятника немецким морякам, в 1971 г. поставили на пьедестал фашистскую подводную лодку „U-995". На счету экипажа не одно транспортное судно союзников по антигитлеровской коалиции, которые шли с грузом в Мурманск.

Конец войны застал „U-995" в норвежском порту Тронхейм, и в качестве трофея она была передана Норвегии. Плавая под норвежским флагом и получив имя «Каура», лодка принимала участие во всех маневрах НАТО с 1957 по 1963 г. Из чувства солидарности к партнеру по агрессивному военному блоку норвежские власти подарили в 1965 г. "U-995" Федеративной [58] Республике Германии. Сейчас на «мемориале» развевается флаг Немецкого военно-морского союза (НВМС) — милитаристской организации, пропагандирующей пиратские традиции неограниченной подводной войны. Ежегодно «мемориальный комплекс» посещает свыше 300 тыс. человек, в основном молодежь и школьники. И это не единственный «экспонат» в ФРГ, увековечивающий «подвиги» гитлеровцев.

В Мюнхене в музее демонстрируется фашистская подводная лодка-малютка «Зеехунд» («Тюлень»), в Эккернферде стоит одноместная человеко-торпеда гитлеровского флота типа «Нигер», а в Нетитадте — карликовая подлодка типа «Мольх» («Карапуз»). Подобные экспонаты призваны воскресить дух прошлого, пропагандировать милитаристские традиции гитлеровского флота. Не случайно в ФРГ называют их «символом отношения немцев к воинскому долгу».

В нашей стране также есть подводные лодки, установленные на берегу. Наши подводные лодки — это память о поколении советских людей, опаленных войной, совершивших исторический подвиг по разгрому злейшего врага человечества — германского фашизма.

Подводные лодки на пьедесталах, как свидетельства непревзойденного мужества и массового героизма советских подводников, несут в себе идеологический заряд особой силы. В их биографиях — торжество коммунистических идей, ленинских принципов дружбы народов страны, их боевого братства, величие моральных качеств, присущих новому человеку, взлелеянному социалистической действительностью.

К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне во Владивостоке в 1975 г. на пьедестал Вечной Славы установлена подводная лодка «С-56». С тех пор на берегу бухты Золотой Рог не иссякает поток посетителей на корабль-музей.

«С-56» привлекает к себе внимание не только тем, что является представительницей знаменитой серии «С» — средних дизельных подводных лодок ВМФ СССР, которые активно участвовали в боевых действиях в годы войны. Эти лодки отечественной конструкции и постройки имели водоизмещение до 1 Тыс. т, длину около 80 м и вооружались 6 торпедными аппаратами (4 носовых, 2 кормовых) и 2 орудиями (100-мм и 45-мм калибра).

«С-56» вступила в строй в октябре 1941 г. Через год она получила приказ: совершить переход с Тихоокеанского флота на Северный.

Сто пятьдесят суток пути через Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, через моря: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Гренландское, Норвежское и Баренцево прошли советские подводные лодки, преодолевая штормы и ураганы, тропический зной и полярную пургу, прорываясь через минные поля, уклоняясь от торпедных атак и бомбовых[59] ударов противника. А это 16 700 миль (31 тыс. км)! Уже в марте 1943 г. из Полярного «С-56» вышла в первый боевой поход и потопила 2 вражеских транспорта. Всего за 1943—1945 гг. лодка совершила 8 боевых походов на морские коммуникации противника. На ее счету 13 потопленных и 2 поврежденных боевых корабля и транспорта врага.

За исключительное мужество и героизм личного состава лодка была награждена орденом Красного Знамени (31 марта 1944 г.), а позже она стала гвардейской (23 февраля 1945 г.). Весь личный состав лодки награжден орденами и медалями, а командир — капитан 2-го ранга Г. И. Щедрин — стал Героем Советского Союза.

После окончания боевых действий «С-56» вернулась на Тихоокеанский флот, только на этот раз — Северным морским путем, завершив «кругосветку».

На Краснознаменном Северном флоте, в Североморске, стоит на пьедестале подводная лодка «К-21». Она из семейства самых больших (по водоизмещению), наиболее быстроходных и мощных по вооружению дизельных подводных лодок, построенных до войны.

Крейсерская (типа «К») лодка водоизмещением более 2 тыс. т и длиной около 100 м имела на вооружении 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых), 2—100-мм и 2—45-мм орудия, 2 пулемета и брала с собой 24 торпеды и 20 морских мин.

Осенью 1941 г. «К-21» совершила переход по внутренним водным путям из блокированного врагом Ленинграда в Баренцево море. Командовал лодкой прославленный полярный подводник Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин.

Это «К-21» смело вышла в атаку на вражескую эскадру, состоявшую из линкора «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Хиппер» и 9 эскадренных миноносцев, которую немецкое командование послало для разгрома конвоя союзников «PQ-17», следовавшего из Исландии в Мурманск. Дерзкая атака советских подводников хотя и не нанесла потерь врагу, но заставила гитлеровцев вернуть свою эскадру обратно...

На счету «К-21» минный заградитель, сторожевой и противолодочный корабли, миноносцы и несколько транспортов противника. Всего лодка одержала 15 побед и Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени.

Теперь на Балтийском флоте, на вечной стоянке в Таллине, стоит и Краснознаменная подводная лодка «Лембит».

В нашей стране подводные лодки на пьедесталах, так же как и танки, самолеты, артиллерийские орудия, знаменитые «катюши» установлены на века. Это памятники Великой Отечественной войны. Они будут вечно напоминать людям о тех 20 миллионах жизней, которые советский народ потерял в жестокой войне с фашизмом.

Дальше