Судьбы лембитовцев
Время бежит неудержимо. Уже более 40 лет прошло со времени Великой Отечественной.
Бывшие лембитовцы давным-давно распрощались с тельняшками и бескозырками. Они стали, как говорят во флоте, «сугубо штатскими», многие годы трудятся в народном хозяйстве, обзавелись внуками, а то и правнуками. Но ничто — ни повседневные житейские заботы, ни привязанность к любимому делу, ни само Время — не в силах оборвать или затушевать фронтовое братство.
Нет-нет да и соберутся вместе бывшие подводники, чаще всего в Ленинграде, вспоминают о былом, по-братски погрустят о безвременно ушедших, порадуются настоящему. И ничего предосудительного в том, что такой «мальчишник» обычно скрашивают две «особы» женского рода: скромная фронтовая чарка и песня. Без них встреча — не встреча.
В канун 66-й годовщины Великого Октября лембитовцы приехали в Таллин. Их пригласили учащиеся 12-й средней школы, которые в многолетнем поиске разыскали адреса всех 68 человек, служивших на «Лембит» во время войны.
Теперь ребята открывали школьный музей, где нашли почетное место документы, фотографии, фронтовые письма, личные вещи бывших подводников и другие реликвии войны. Коллектив преподавателей во главе с директором Владимиром Ивановичем Корниенко и комсомольцы штаба «Поиск», который возглавляет учитель истории Лариса Владимировна Шишкевич, вместе с учащимися школ № 12 и 13, радушно встретили ветеранов Балтики.
Три дня осенних школьных каникул запомнились как большой и светлый праздник. Помимо торжеств по открытию музея, состоялись и уроки мужества, и встречи с военными моряками, и экскурсии по городу, и десятки добрыр знакомств с таллинцами. Но самая большая радость — встречи друг с другом.
Не все лембитовцы дожили до наших дней, а некоторые, по состоянию здоровья, не смогли приехать в Таллин. Но все же 22 члена экипажа «Лембит», впервые (в таком составе) увиделись после войны.
— А ты помнишь моториста Абдулу Садыхова?
— Конечно! Ведь это он на одной из торпед написал: «Адольфу от Абдулы!»[49]
— Точно! А мы этой торпедой угодили в фашистский транс
порт...
Так вот, умер Абдула Садыхович, в 1955 году...
Это из разговора Я. Ш. Ошеровича с Н. М. Толочко.
Когда закончилась война, Яков Шлемович носил погоны старшего лейтенанта и был командиром минно-торпедной и артиллерийской боевой части лодки, а Николай Митрофанович — командиром поста.
Сейчас капитан 1-го ранга в отставке Я. Ш. Ошерович работает старшим инженером в научно-производственном объединении в Ленинграде. Н. М. Толочко — живет в Калининграде, работает мастером производственного обучения.
Отдельной группой стоят трое лембитовцев и оживленно беседуют между собой. Это Тойво Бернхардович Сумера, Иван Яковлевич Помозан и Федор Константинович Шульженко.
Мичман Т. Б. Сумера более 40 лет назад учил краснофлотцев Федора Шульженко и Ивана Помозана обращаться с английской техникой. Оба оказались достойными учениками.
Иван 7 лет прослужил на «Лембит», стал старшиной группы электриков. Потом пошел учиться в военное училище. Продолжил службу на подводных лодках, но уже в качестве заместителя командира по политической части. Уволился в запас в 1972 г., в звании капитана 2-го ранга. Его грудь украшают три ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», Ушакова и другие награды. Сейчас он работает в Ленинградском метрополитене.
Федора в марте 1944 г. перевели с «Лембит» на другую подлодку, а после войны он демобилизовался и стал работать мастером на часовом заводе в Ленинграде. Более 30 лет проработал на участке автоматов. Если за подвиги на войне он был удостоен ордена Красной Звезды, медали Ушакова и других юбилейных и памятных медалей, то за трудовой подвиг в 1966 г. он был награжден орденом Ленина.
Тойво Бернхардович Сумера покинул «Лембит» в октябре 1941 г. Он продолжил службу в Эстонским стрелковом корпусе, а затем в Эстонском штабе партизанского, движения. Награжден медалями «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной войны I степени» и другими. Много энергии и труда вложил в социалистическое обновление Советской Эстонии, работая на различных государственных и партийных постах. Удостоен двух Почетных грамот Президиума Верховного Совета ЭССР и серебряной медали ВДНХ СССР. В настоящее время персональный пенсионер.
Вспомнили друг друга и крепко обнялись эстонец Альфред Сикемяэ и украинец Дмитрий Яцко. Давно не виделись побратавшиеся на войне подводники. Теперь они бегло разговаривают между собой на эстонском языке.
А. Я. Сикемяэ прошел весь путь в рядах Эстонского стрелкового корпуса. Закончил войну старшим лейтенантом. Награжден[50] орденом Красной Звезды и добрым десятком медалей. До последнего времени трудился в рыболовецком колхозе им. Кирова. Кстати, в этом же колхозе работает заведующим Дворцом культуры его сын — Райво.
Д. С. Яцко летом 1943 г. направили на курсы усовершенствования, и он покинул «Лембит». В дальнейшем продолжал воевать, но уже техником связи авиации КБФ. После демобилизации остался в Таллине и работал комсоргом ЦК ЛКСМ Эстонии в Балтвоенморстрое. Затем — начальником политотдела МТС, парторгом машинно-экскаваторной станции, инструктором Тапаского райкома партии. В последнее время начальником цеха п/о «Флора» в Кадрина.
В годы войны удостоен ордена Красной Звезды и медалей, а на фронте мирного труда заслужил три Почетные грамоты Президиума Верховного Совета ЭССР и медаль ВДНХ.
Дмитрий Степанович — персональный пенсионер и самый желанный гость в домах сына и дочери, где дедушку с бабушкой ждут пятеро внучат.
Примечательна судьба Э. М. Аартеэ. После службы на «Лембит» он воевал на Калининском фронте. Под Новый, 1943 год был ранен. После выздоровления — воевал на Ленинградском фронте. В боях получил тяжелое ранение. В ноябре 1944 г. Эдуард Михкелевич был уволен в запас в звании старшего лейтенанта. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и другими медалями. Умер в 1963 г.
Не так уж много на подводной лодке людей. За 4 года войны на «Лембит» служило всего 68 человек, по войсковым понятиям это взвод, от силы полтора. Но как примечательны их послевоенные судьбы!
А. М. Матиясевич после службы в ВМФ пошел работать в океанографию, составлял и корректировал лоции полярных морей, активно занялся литературным трудом; избран действительным членом Географического общества СССР.
Вместе с Алексеем Михайловичем приехала в Таллин его жена Валентина Николаевна. Она инженер-химик. Много потрудилась в годы войны над рецептурой различных взрывчатых веществ для боеприпасов защитников Ленинграда. Две его дочери и сын — инженеры. Внуки тоже стали инженерами.
Пусть простит меня читатель за затянувшийся рассказ о судьбах лембитовцев, но нельзя обойти вниманием биографии еще нескольких из них.
Мичман М. И. Дмитриев начал службу подводника в 1935 г. Служил рулевым-сигнальщиком на подводной лодке «Треска», а потом — старшиной группы рулевых-сигнальщиков, боцманом на подводной лодке «С-5». Здесь и застала его война. Когда флот по приказу командования оставлял Таллин, подводная лодка «С-5» шла в кильватер за крейсером «Киров», а за ней [51] следовали остальные подлодки. До сих пор не выяснена точная причина гибели «С-5»: то ли вражеская мина, то ли торпеда гитлеровской подлодки преградили дальнейший путь корабля. Мощный взрыв в один миг разворотил борт «С-5», и она погрузилась на дно, почти со всем экипажем. Силою взрыва находившихся на мостике людей, в том числе и Дмитриева, сбросило в море. Идущая следом «Лембит» подобрала сигнальщика, боцмана подняли из воды на борт катера. Михаил Иванович в Кронштадте получил назначение служить боцманом на «Лембит». После окончания войны М. И. Дмитриев продолжил флотскую службу. В 1952 г. политотдел КБФ выпустил листовку, в которой указывалось, что за образцовое служение Родине командование объявило Михаилу Ивановичу 85 поощрений!
На груди ветерана-подводника 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, 2 медали «За боевые заслуги» и ряд других наград. Сейчас М. И. Дмитриев на пенсии, живет в Ленинграде. Вырастил двух сыновей, оба работают инженерами.
Совсем по-другому сложилась биография еще одного лембитовца — Ивана Алиевича Оглы. Молодой врач-хирург служил на береговой базе бригады подводных лодок. В сентябре 1944 г. ему предложили идти врачом на «Лембит», и он участвовал в последнем боевом походе лодки. После войны служил на линкоре «Октябрьская Революция» и ушел в запас в 1959 г. в звании подполковника медицинской службы. Много и плодотворно трудился на поприще охраны здоровья трудящихся. Принимал участие в создании атласа «Анатомия сосудов сердца». За этот уникальный труд удостоен большой серебряной медали в Лейпциге и бронзовой медали ВДНХ. В последнее время работал директором Ленинградского отделения издательства «Медицина». На груди ветерана-лембитовца сияют 2 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени и более десяти медалей. Примечательно, что жена ветерана — Вероника Петровна — кандидат медицинских наук, а его дочь Татьяна и зять Анатолий работают научными сотрудниками в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
Приехали в Таллин также В. А. Полещук и Н. Н. Собколов. Читатель знает, что это командир и комиссар «Лембита». Они одновременно пришли на лодку и, по сути дела, вместе и ушли. Произошло это после того, как корабли КБФ, покинув Таллин, прорвались в Кронштадт. В. А. Полещук получил повышение и стал командиром дивизиона лодок, а Н. Н. Собколова взяли в политуправление флота старшим инструктором.
Послевоенные судьбы этих людей сложились по-разному. Владимир Антонович Полещук окончил академию и прослужил еще более 30 лет на флоте. Много сил отдал педагогической деятельности — преподавал во флотских училищах и академии. Успешно защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом.[52] В 1976 г. в звании капитана 1-го ранга ушел в отставку. Сейчас ведет большую общественную работу в военно-научном обществе при ЦДСА, возглавляет историческую секцию совета ветеранов Балтийского флота.
Что касается П.П. Собколова, то он ушел со службы в 1947 г. с должности заместителя начальника политотдела бригады подводных лодок. Политическая работа с людьми — его стихия. Сначала в ряде райкомов Ленинграда, а с 1951 г. в Ленинградском обкоме партии — заведующим сектором агитации. Когда создавался Музей обороны Ленинграда{19}, ему поручили ответственный участок работы — назначили заместителем директора по научной части. И сейчас капитан 2-го ранга в отставке Н. Н. Собколов активно участвует в общественно-политической работе.
Среди лембитовцев находился и человек, которого с первого взгляда никак нельзя было назвать ветераном. Стройная фигура, живость в движениях, моложавое лицо и добрая улыбка явно противоречили понятию «ветеран». Особенно бросалась в глаза его прическа. Густые длинные волосы — в поэтическом беспорядке прикрывали половину лба и уши. На первых порах этого человека можно было принять за эстрадного артиста. Оказалось, что это Сергей Константинович Гипп, — гидроакустик с «Лембит». Он действительно самый молодой в экипаже — родился в 1926 г. Поэтому и служил на «Лембит» до декабря 1947 г. Когда вернулся домой, снял морскую форму — и за учебу. Весной 1948 г. экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости, а осенью уже слушал лекции в Московском геологоразведочном институте им. Серго Орджоникидзе. Потом — научная работа, сначала в области геологии, затем — в Институте океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР. Выбрал нелегкую тему: «Геология Атлантического океана». Неоднократно участвовал в экспедициях на исследовательских судах «Седов» и «Михаил Ломоносов». Написал более 30 научных работ. Ему присвоена ученая степень кандидата геолого-минералогических наук.
Сергею Константиновичу приятно было узнать, что современные балтийские подводники-гидроакустики соревнуются за право быть удостоенным и почетного звания: «Последователь классного специалиста военных лет гидроакустика с «Лембит» старшины 2-й статьи Сергея Гиппа».
Среди ветеранов-подводников, приехавших на встречу, один человек выделялся своей армейской формой одежды. Как-то непривычно для глаз: собрались военные моряки — а среди них форма цвета хаки?! Это бывший главный старшина В. И. Грачев — старшина группы мотористов «Лембит». С 1939 г. Василий Иванович Грачев служил , мотористом на подводной лодке «Щ-322», которой командовал капитан-лейтенант В. А. Полещук. Эта подлодка потопила вражеский транспорт во время советско-финляндской [53] войны. Когда же Владимир Антонович получил назначение на «Лембит», он взял с собой знающего и исполнительного моториста, которого назначили командиром отделения.
В. И. Грачев участвовал во всех боевых походах «Лембит». Демобилизовался из флота в 1946 г. Трудное тогда было время. Приходилось учиться и работать. Заочно окончил среднюю школу, затем — финансово-экономический институт. В 1963 г. партия направила Василия Ивановича на работу в органы внутренних дел, откуда и ушел в отставку в звании подполковника. На груди ветерана-лембитовца ордена Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медали Нахимова, «За боевые заслуги» и многие другие, в том числе и «Ветеран труда».
Если бы существовала необходимость продолжить рассказ о судьбах лембитовцев, можно было бы написать еще немало страниц. Вполне допускаю восклицания некоторых читателей:
— Что же удивительного в этих биографиях? Они же заурядны...
А удивительное есть, и оно рядом с нами. Эти матросы и офицеры — простые труженики войны. На их долю выпали суровые испытания: и штормы, и бомбы, и голод блокадного Ленинграда, и трудности послевоенной разрухи, и срочная служба, растянувшаяся почти на 10 лет. Но ничто не могло поколебать их веру в правоту дела Коммунистической партии. Они шли за ней и сами стали коммунистами. Они не только служили и воевали. Они одновременно учились, и любили, и растили детей.. Фронтовики гордятся своими делами и судьбами.