Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Примечания

{1} О немецких железнодорожных артиллерийских установках, использовавшихся против блокадного Ленинграда, см. на стр.332–335.
{2} «Шарашки» — широко распространенные в 20–30-е годы в Советском Союзе специальные конструкторско-технологические бюро, в которых ученые и инженеры, находясь в заключении, продолжали свою профессиональную деятельность, главным образом в интересах военных ведомств. В «шарашках» в свое время трудились авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, В. М. Мясищев, Р. Л. Бартини, Д. П. Григорович, В. М. Петляков, конструктор ракет С. П. Королев, конструктор ракетных двигателей В. П. Глушко, электротехник и богослов П. А. Флоренский, кораблестроители Н. В. Алякринский, С. А. Базилевский, В. П. Костенко, Б. М. Малинин, создатель порохов для «Катюши» Д. И. Гальперин и многие другие.
{3} Здесь следует отметить, что русская промышленность сама обладала как творческой, так и производственной способностью, а также соответствующими кадрами рабочих, для того, чтобы самостоятельно изготовлять самые мощные орудийные стволы. Например, Обуховским заводом за период 1900–1917 гг. было изготовлено 198 12-дюймовых (305-мм калибра) орудийных стволов. Размещение заказов для русского флота на иностранных предприятиях объясняется прежде всего чрезвычайно высокими темпами развития военно-морского флота России в начале прошлого века.
{4} При этом необходимо сделать следующее уточнение. В документах, связанных с 305-мм артустановками, а также в исторической и военной литературе, посвященной железнодорожным транспортерам этого типа, как правило, их шифр прописывается с использованием арабской цифры «3» — «ТМ-3–12». Автор отказался от этой традиции и последовал за А. Г. Дукельским, главным конструктором этих систем, который обозначал их, применяя римские цифры «III»: «ТМ — III -12».
{5} Краснофлотского форта
{6} В 1938 году В. М. Орлов был репрессирован. Годом раньше был расстрелян Иван Мартынович Лудри. Оба посмертно реабилитированы.
{7} Береговой обороны Балтийского моря
{8} выделено мной — В. Б.
{9} выделено мной — В. Б.
{10} Немецкий сборник документов того времени: «Средиземноморская дивизия» относила «Императрицу Марию» к категории «выдающихся кораблей», отмечала первоклассную точность ее орудий, которые на расстоянии 24 км сразу накрывали цель в отличие от немецких линкоров, которые могли достигать такого результата с расстояния 19–21 км, и английских кораблей — с 22 км.
{11} Иногда называется и другая цифра — 228 человек.
{12} А. Н. Крылов. Мои воспоминания. Л.: Судостроение. 1979. c.241.
{13} А. Н. Крылов. Мои воспоминания. Л.: Судостроение. 1979. c.462.
{14} Автор должен извиниться перед читателями за то, что как в этом, так и в ряде последующих случаев, не указываются инициалы некоторых героев этой книги. Причина совсем не в нашей небрежности. Дело в том, что документы довоенных и последующих десятилетий, как правило, пренебрегали такими «мелочами». «Товарищ Иванов», «товарищ Сидоров» — и этого тогда казалось вполне достаточно.
{15} РГАВМФ, ф. Р-891, оп. 1, д. 922, л. 52
{16} В последующем аббревиатура «ОТЖДАБ» утратила букву «Т « и в документах военных ведомств морские «отдельные тяжелые железнодорожные артиллерийские батареи» стали сокращенно обозначаться «ОЖДАБ».
{17} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 271, л. 82.
{18} Весной 2002 года автору довелось побывать внутри последнего из сохранившихся к тому времени на форте «Красная Горка» таких вагонов. Об обстоятельствах этого путешествия речь впереди.
{19} Под закрытой позицией подразумевается такая, при стрельбе с которой по основным направлениям морской противник не видит огня и дыма выстрелов; полузакрытая позиция такая, расположенные орудия на которой не видимы с моря при максимальном угле возвышения. Для калибра 356 мм видимая длина огня и дыма — около 105 метров; высота дульного среза над головкой рельсов при угле возвышения 50 градусов — около 16 метров. Эти величины подлежит учитывать при выборе позиций (РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 271, л. 8).
{20} Как правило, на одной позиции в шахматном порядке сооружались три основания, в ста пятидесяти метрах одно от другого.
{21} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 416, л. 48.
{22} РГАВМФ, фонд Р-92, оп. 2, д. 416, л. 422–423.
{23} Отец Павел и третий из братьев Флоренских — Александр Александрович, известный геолог, профессор — были расстреляны НКВД в конце 30-х годов.
{24} Читатель, несомненно, в полной мере восхитился, читая вышеприведенное письмо, высочайшей степенью гражданского духа и готовности обоих братьев к служению Отечеству.
{25} В июле 1941 года А. А. Флоренский и его коллеги по разработке артиллерийского вооружения эвакуируются в г. Сталинград, на завод № 221. При приближении фронта к Волге, в августе 1942 года, KБ переводится на завод № 75 (ст. Юрга Кемеровской области). Затем, с мая 1943 года, А. А. Флоренский работает начальником конструкторского отдела Центрального артиллерийского конструкторского бюро в городе Калининграде Московской области. В июле 1944 года А. А. Флоренский возвращается в Ленинград, в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро.
{26} с июня 1927 года. — В. Б.
{27} этот вердикт относится к концу 30-х годов. — В. Б.
{28} Лейнер — особого рода заменяемая тонкостенная труба, которая вставляется в ствол пушки в холодном состоянии с минимальным зазором и служит для предохранения стенок основного ствола от быстрого изнашивания от стрельбы, значительно повышая его живучесть, т. е. продолжительность практического использования.
{29} Зимняя война 1939–1940. Книга 1. с.151.
{30} Зимняя война 1939–1940. Книга 1. с.150.
{31} С малых школьных лет у меня в памяти осталась тоненькая пропагандистская брошюрка из времени советско-финляндской войны — «Тракторист Койда». В ней рассказывалось, как этот самый Койда на своей машине в густом лесу давил «трусливых белофинов», а они в страхе разбегались, бросая оружие...
{32} С. 53
{33} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 497, л. 4.
{34} РГАВМФ, Р-92, оп. 2, д. 496, л. 1.
{35} выделено мной. — В. Б.
{36} Т. е. полуостров Ханко, о котором речь впереди.
{37} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 496, л. 2.
{38} выделено мной. — В. Б.
{39} стиль автора сохранен. — В. Б.
{40} С. И. Кабанов — командир советской военно-морской базы на полуострове Ханко. А. Л. Расскин — заместитель командира базы по политической части, а затем комиссар базы.
{41} выделено мной. — В. Б.
{42} Справедливости ради, следует сказать, что в Финляндии был организован сбор общественных пожертвований на этот памятник. В итоге России было передано 179 тысяч финских марок.
{43} Архивный документ «Схема расположения батарей ВО КБФ [Береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота. — В. Б.]», датированный мартом 1937 года, указывает точку расположения «объекта 700» в самой верхней части (ближе к восточному берегу) полуострова Колгонпя (РГАВМФ, фонд Р-92, оп. 2, д. № 367, л. 1).
{44} Другие архивные данные подтверждают эту ситуацию. Даже в январе 1940 года личный состав батареи продолжал жить в неотапливаемых вагонах (РГАВМФ, ф. Р-1979, оп. 3, д. 42).
{45} ЦГАВМФ, ф. Р-1901с, оп. 1с, д. 5.
{46} Остров Сескар (фин.: Сейскаари) находится на расстоянии около 25 километров от бывшей стационарной боевой позиции 305-мм железнодорожных артустановок 9-й батареи («объект 700») на оконечности полуострова Колгонпя.
{47} Только за декабрь 1939 года потери Красной армии на советско-финляндском фронте составили 69 986 человек, из них 11 676 убитыми и умершими от ран и болезней, 5965 — пропавшими без вести и 35 800 — ранеными (Книга Памяти. Т. VI. с. 31).
{48} Выборг. — В.Б
{49} Ф. Р-92, оп. 2, д. 497, л. 10.
{50} последнее слово смутило писаря, он его зачеркнул и написал не в положенное — В.Б.
{51} Из-за сильных морозов, чтобы привести орудия в технически оптимальное для производства выстрелов состояние, приходилось перед началом боевой стрельбы выпускать один-два так называемых «согревающих» снаряда.
{52} Таамала(?) — в 7–8 километрах западнее Лоунатиоки. — В. Б.
{53} Черкасово, в 4 километрах к юго-востоку от Выборга. — В. Б.
{54} Юго-восточный пригород Выборга. — В. Б.
{55} Р-92, оп.2, д. 638, л. 1.
{56} РГАВМФ. ф. Р-1903, оп.1, д. 44, л. 16.
{57} Данные Ю. Г. Переверзева, приведенные в его книге «Советская береговая артиллерия» (М: «Наука», 1976), о том, что в 1941 году Н. Н. Крайнев командовал 19-й батареей, а затем, с 8.08.1941 года, был назначен командиром 18-й батареи и руководил ею до 22.01.1942 г. (с. 322), не подтверждаются аттестационными данными, полученными мною в ЦВМА.
{58} В «Отчете о работе железнодорожной службы желдорартиллерии Западного укреп. района Краснознаменного Балт. флота в период военных действий с белофинами» в связи с этим имеется такая доподлинная запись: «В целях маскировки весь подвижной состав и транспортеры были окрашены известью. На ст. Перк-Ярви в 1,5 килом. был установлен макет батареи. Обману противник поддался. Он обстреливал макет».
{59} Эти данные взяты нами из книги «Зимняя война. 1939–1940. Книга 1. Политическая история. М.: Наука. 1999. с. 324.

Исследование «Гриф секретности снят: потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах», опубликованное в 1993 году, определяет общие потери Красной Армии в «Зимней войне» в 333 000 человек. Однако даже эти цифры не у всех вызывают доверие. Например, в фильме «Александра Коллонтай», показанном по российскому каналу «ТВ-3» ноября 2004 года) утверждалось, что в Советско-финляндской войне 1939–1940 гг. Красная Армия потеряла «150 000 убитыми и сотни тысяч ранеными».

{60} выделено мной. — В. Б.
{61} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 638, л. 1.
{62} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 475, л. 119
{63} 9-й ОЖДАБ — В. Б.
{64} т.е. снова заняли позиции на «объекте 500» — В. Б.
{65} Например, дочь командира 9-й ОЖДАБ Л. М. Тудера Алиса Львовна хорошо помнит, что их семья вместе с отцом длительное время жила в Мукково, но где географически находится это место, указать не в состоянии.
{66} О том, какую роль сыграл этот человек в судьбе одного из железнодорожных артиллерийских транспортеров ТМ-III-12 читатель узнает позже.
{67} Сергей, как выпускник легендарной «Можайки», нынешнего военно-космического университета имени Можайского, всегда имел самый живой интерес к теме моих изысканий, во всем помогал мне и поэтому тоже решил ехать на поиски Мукково.
{68} Это обстоятельство показалось мне символичным. Почти семьдесят лет назад в Мукково краснофлотцы и командиры ласково называли железнодорожные артустановки ТМ-III-12, ТМ-I-180 и другие по первым буквам их шифра — «Татьяна Михайловна». Теперь здесь несет воинскую службу симпатичная реальная женщина — Татьяна Марковна — тоже «ТМ».
{69} Слышала эта земля и германскую речь. Немцы, используя разветвленную систему железнодорожных коммуникаций в этих местах, в период блокады Ленинграда наладили здесь массовую заготовку и вывозку деловой древесины.
{70} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 271, л. 1.
{71} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 271, л. 66.
{72} Подпись на документе густо зачеркнута чернилами. Так проявляли в период сталинских репрессий отношение к «врагам народа».
{73} РГАВМФ, ф. З-92, оп. 2, д. 271, л. 15–16.
{74} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 281, л. 17.
{75} выделено мной. — В. Б.
{76} выделено мной. — В. Б.
{77} выделено мной. — В. Б.
{78} выделено мной. — В. Б.
{79} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 271, л. 30–31
{80} подпись неразборчива — В.Б.
{81} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д 281, л. 8.
{82} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д 281, л. 8.
{83} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 281, л. 30.
{84} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 416, л. 364.
{85} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 268, л. 1.
{86} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 268, л. 3.
{87} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 268, л. 1.
{88} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 416, л. 62.
{89} комиссия, назначенная Приказом Начальника Морских сил РККА № 0012сс от 17.10.1935 г. — В. Б.
{90} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 422, л. 27.
{91} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 416, л. 65.
{92} Да не покажется читателю вычурной некая, лично для меня ясная, символическая связь «объекта 700» 30-х годов на полуострове Колгонпя, с одноименным «объектом 700» послевоенных годов на острове Новая Земля, где 30 октября 1961 года был произведен самый мощный, в 50 мегатонн, ядерный взрыв, из когда-либо осуществленных на земле.
{93} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 280, л. 1.
{94} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 314, л. 1.
{95} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 314, л. 3.
{96} Не исключено, что маршал Ворошилов мог по ходу своей поездки побывать и в «Мукково».
{97} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 2, д. 314, л. 4.
{98} РГАВМФ, ф. Р-1901, оп. 1, д. 1, л. 14.
{99} Здесь и далее стиль и пунктуация документов полностью сохранены.
{100} средние — В.Б.
{101} Разумеется, советской стороной были предприняты все необходимые меры по маскировке платформ с агрегатами железнодорожных артсистем. Главные балки транспортеров были укрыты брезентом, стволы перевозились на платформах внутри штабелей бруса.
{102} так в автобиографии — В.Б.
{103} Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины — В.Б.
{104} 9-й и 17-й ОЖДАБ — В.Б.
{105} выделено мной. — В. Б.
{106} Это наверняка бы заметили, будь они живыми, 305-мм пушки со старого русского линкора, видевшие и слышавшие матросов, гардемаринов, мичманов и старших офицеров, ушедшего в небытие дореволюционного русского флота.
{107} Данная аттестация дает оценку за период с 1 июня по 15 ноября 1939 года — В. Б.
{108} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 19–23.
{109} РГАВМФ, ф. Р-92, оп.5, д.130, л. 8.
{110} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 3.
{111} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 9.
{112} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 10.
{113} батареи — В.Б.
{114} предназначенных также для обустройства боевых позиций артустановок ТМ-I-180. — В. Б.
{115} Эта дата взята нами из хранящегося в военно-морском архиве в городе Гатчина личного дела А. Б. Елисеева. Она означает, что он до осени 1940 года служил на Ханко при командире базы С. Ф. Белоусове. 20 ноября 1940 года последний уехал с Ханко в Ленинград на курсы высшего начальствующего состава и только после этого А. Б. Елисеев остается на должности командира базы. Однако весной 1941 года новым командиром ВМБ назначается С. И. Кабанов.
{116} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 8.
{117} Впоследствии 2 боевой участок был разбит на пять локальных районов обороны.
{118} формула из идеологического обихода того времени — В. Б.
{119} выделено мной — В. Б.
{120} выделено мной — В. Б.
{121} РГАВМФ, ф. Р-2, оп. 5, д. 130, л. 16.
{122} Советско-финляндская война. 1939–1940. Т. 1. С. 65.
{123} Советско-финляндская война. 1939–1940. Т. 1. С. 66–67.
{124} РГАВМФ, ф. Р-92, оп. 5, д. 130, л. 17.
{125} выделено мной — В. Б.
{126} выделено мной — В. Б.
{127} Тогда это было модно и звучно: «Линия Керзона», «Линия Зигфрида», «Линия Маннергейма»!.. И в ответ советское — «Линия Кабанова»!
{128} выделено мной — В. Б.
{129} Мы хотим обратить внимание читателя на этот факт. 54 скоростных бомбардировщка в тот момент, когда наши войска, оборонявшиеся под Ригой, на ленинградском направлении остро нуждались в поддержке с воздуха, были направлены бомбить страну, остававшуюся к тому моменту нейтральной.
{130} Ветеран ханковских событий, артиллерист-зенитчик, полковник в отставке Павел Васильевич Репка в разговоре с автором определил потери советских войск от обстрелов противника за весь период обороны полуострова, тем не менее, как «небольшие» и назвал цифры: 800 убитых и 2500 тяжело раненых.
{131} Silvast Pekka. Hangon Rannikkopatteristo. 1921–98. Gummerus Kirjapaino. Oy. Jyvaskyla. 1998 (Пекка Силваст. Ханковский артиллерийский дивизион береговой обороны. 1921–98. Ювяскюля. 1998). с. 92.
{132} А. Л. Тудер не вполне уверенно, но, тем не менее, высказывалась о том, что М. А. Дудин как артиллерист был даже в подчинении ее отца, т. е. какое-то время служил на 9-й железнодорожной батарее, однако нам документально подтвердить это не удалось.
{133} ЦВМА, ф. 3572, оп. 12, д. 54, л. 500
{134} выделено мной — В. Б.
{135} ЦАМО, ф. ЗЗ, оп. 690306, д. 3043, л. 176, 177.
{136} Во всех отношениях это было чрезвычайно ответственным делом. В августе 1941 года при эвакуации главной базы Балтфлота — Таллина была крайне неудачно подорвана 305-мм башенная батарея № 334 на острове Аэгна. Одно из ее четырех орудий после этого сохранило боеспособность, а остальные подлежали ремонту. Немцы восстановили эту батарею и включили ее в состав своего военно-морского флота.
{137} Дмитриев Иван Николаевич родился 19 сентября 1901 года в городе Верхне-Уфалей Челябинской области. В 1914 году окончил двухклассное министерское училище. После этого работал конторщиком, инструктором по внешкольному и профтехническому образованию.

С февраля 1922 года по ноябрь 1924 года служил рядовым, политруком и военкомом на бронепоезде № 98 «Советская Россия», бронепоезде № 27 «Буря», в отряде бронедрезин №2 «Гарфорда». С 1924 года по 1932 год И. Н. Дмитриев проходил службу в Шлиссельбургской группе береговых батарей, в форте «Красная Горка» и в других подразделениях артиллерии береговой обороны Балтийского флота.

В 1935 году окончил Особый курс Военно-Морской академии имени Ворошилова. С июля 1935 по октябрь 1939 года служил в Керченском, Южно-Кавказском и Северо-Западном укрепленных районах Черноморского флота. С декабря 1939 года по июнь 1941 года он — начальник НИМАП.

На Ханко, на должность Коменданта сектора береговой обороны, генерал-майор береговой службы И. Н. Дмитриев прибыл за неделю до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и оставался там до последнего дня пребывания гарнизона советской ВМБ. Руководил операцией по захвату острова Хорсен и другими островными операциями.

После участия в защите Ленинграда, с февраля 1944 год, был назначен командиром 12 железнодорожной артиллерийской бригады Тихоокеанского флота.

Был награжден девятью орденами и многими медалями. Скончался 10 июня 1963 года. Похоронен на кладбище города Феодосии.

{138} Финский военный историк Ове Энквист утверждает, что 17-я ОЖДАБ вела огонь по противнику и в этот день.
{139} турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» — В.Б.
{140} Комиссаром корабля был капитан 2 ранга Каганович. О его судьбе автору ничего не известно.
{141} капитан турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» Н. С. Степанов — В. Б.
{142} это были те самые катера, на которых командование ВМБ Ханко во главе с генерал-майором С. И. Кабановым эвакуировалось с полуострова — В.Б.
{143} выделено мной — В. Б.
{144} Встретив свою фамилию среди ханковских защитников, автор, понятное дело, не мог остаться равнодушным к этому факту. По моей тверской родословной вполне получалось, что В. А. Брагин мог быть не только моим однофамильцем. Грех было оставлять это обстоятельство непроясненным. Я обратился в Подольский архив с запросом о биографических данных ханковского героя. В результате выяснилось, что Брагин Виктор Андреевич родился 12 апреля 1915 года в Пермской области.
{145} с. 102
{146} с. 408
{147} речь в данном случае идет о Восточной Карелии — В.Б.
{148} с. 423
{149} По данным Н. П. Муру, на борту корабля находилось в тот момент 5589 человек. Журнал «Гангут», №28/2001, с. 98. Однако в некоторых исследованиях называется и другая цифра: 6–7 тысяч человек.
{150} по финским данным — В. Б.
{151} После окончания войны неподалеку от деревни Тяктом было образовано общее кладбище красноармейцев, погибших, умерших и захороненных до этого в разных местах на Ханко и прилегающих островах (по данным П. Силваста).
{152} Как мы уже успели убедиться — это непременный удел всех людей, так или иначе связанных с русскими линкорами «Императрица Мария» и «Александр III», с транспортерами ТМ-III-12.
{153} с. 148
{154} т. е. 30 ноября или 1 декабря 1941 года — В. Б.
{155} с. 274
{156} с. 291
{157} с. 292
{158} Здесь мы, несмотря на сопереживание с нашими защитниками базы драматизма ситуации и горечи от того, что у них не было иного выхода, как уничтожать транспортеры, конечно же, испытываем чувство гордости за русских мастеров. Вот это орудия изготовили они еще в 1916 году на Обуховском заводе!
{159} с. 291
{160} с. 291
{161} Это полностью укладывается в наши представления о ситуации, которая сложилась на полуострове перед эвакуацией частей Красной Армии. Затратив основные усилия на разрушение 305-мм артустановок, команда подрывников С. И. Кабанова, видимо, просто уже не нашла времени, чтобы по-настоящему заняться приведением в негодность 180-мм транспортеров. По данным Ове Энквиста 17-я отдельная железнодорожная батарея произвела последний выстрел (залп) 2 декабря 1941 года.
{162} Такое понимание вполне читается в письме Председателя Совета Министров Финляндии г-на Ю.К. Паасикиви, направленном им 12 декабря 1944 года заместителю председателя Союзной Контрольной Комиссии (более обстоятельно о деятельности СКК в Финляндии мы поведем разговор позже) генерал-лейтенанту Г.М. Савоненкову: «Вопрос идет и здесь о военном оборудовании, перешедшем, по общепринятому в государственных отношениях принципу международного права, в виде военного захвата непосредственно во владение Финского государства, а потому не являющимся имуществом, входящим под ст. 14 Соглашения о перемирии» (т. е. не подлежащего возвращению).
{163} 305-мм стволы Обуховского завода и оборудование к ним не являлись для финнов секретом. Подобные орудия оставались в Финляндии после 1918 года. Они, в частности, были на батарее форта «Эре».
{164} РГАВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 589.
{165} Мы не можем не сделать весьма важного для нас замечания, потому что со стволом № 127 мы еще очень близко встретимся. На казенной части этого орудия дата изготовления выбита: «1915 г.» (выделено мной — В. Б.)
{166} Эту дату мне сообщил Ове Энквист со ссылкой на книгу «Minis. The Making of a Battery» (Colin Partridge and John Wallbridge. The Ampersnd Press Ltd. Alderney, 1983).
{167} Эта артустановка — питерская сестра нашей московской пушки — в настоящее время находится на площадке железнодорожного музея на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. После того, как Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. уладил с командованием ВМФ России все организационные вопросы о передаче нам транспортера № 1, и, когда мы, решая задачи перебазирования его в Москву, обратились в МПС с просьбой о помощи, железнодорожники, надо отдать им в этом должное, «подсуетились» и, в качестве компенсации за безвозмездную перевозку транспортера до Поклонной Горы, выпросили у ВМФ для своего музея в Шушарах артустановку TM-III-12 № 2, тоже находившуюся тогда в законсервированном состоянии на «Красной Горке». Спустя некоторое время музей из Шушар, а вместе с его экспонатами и морской артиллерийский железнодорожный транспортер №2, перебазировали на Варшавский вокзал Санкт-Петербурга (вокзал после этого перестал использоваться по своему первоначальному назначению).

Конечно, мы не можем не испытывать удовлетворения оттого, что наши действия, инициатива ЦМ ВОВ, по спасению одной 305-мм артустановки, стали примером, вызвали энергию по спасению другой. Таким образом, отчасти благодаря нам, и у Санкт-Петербурга теперь есть не меньшая гордость — такая же артустановка TM-III-12! Она, так же, как и ее сестра на Поклонной Горе, пользуется особым вниманием у посетителей музея, хотя и установлена гораздо менее эффектно.

{168} В середине 90-х годов, сразу после посещения Кронштадта, мне довелось побывать в финской крепости Свеаборг, расположенной у самого входа в гавань Хельсинки. Можно было только позавидовать и восхититься тому, как наши соседи, бывшие наши сограждане по Российской империи, берегут свою, а в немалом смысле и нашу, военно-морскую историю. На Свеаборге я вспомнил разоренные и оскверненные форты нашей прославленной кронштадтской крепости... Без орудий и батарейного оснащения... С исписанными стенами, выдранным металлом и деревом... На душе от такого сравнения было прескверно, горько и обидно. Когда же придет к нам чувство уважения к своему прошлому?
{169} Г. М. Савоненков — генерал лейтенант интендантской службы, заместитель председателя Союзной Контрольной Комиссии в Финляндии. — В. Б.
{170} стр.188
{171} см. стр.226 настоящего издания.
{172} Финские источники указывают на следующее огорчительное для нас обстоятельство. Около двух недель финнам помогал в освоении сложной техники, взятый ими в качестве трофеев вместе с орудиями, «бывший командир советской батареи» старший лейтенант Щукин.
{173} Финские войска, после их выхода в конце августа — начале сентября 1941 года на старую (существовавшую до ноября 1939 года) границу с Советским Союзом на Карельском перешейке, закрепились на этих рубежах и до конца войны оставались там.
{174} г. Миккели — В. Б.
{175} Центральная часть Карельского перешейка, в 6–7 километрах северо-восточнее Кивеннапа (Первомайского). — В. Б.
{176} Вышеприведенные данные о расходе боеприпасов 180-мм батареей в последних боях лета 1944 года находятся в документах, которые финны позже представили советской стороне. Данные советских специалистов совсем другие. Например, из орудия № 54 26 июля было сделано около 30 выстрелов. Из орудия № 86 4 июля — около 220 выстрелов. Из орудия № 102 (также 4 июля) — около 110 выстрелов. Эти цифры, на наш взгляд, свидетельствуют не только о гораздо более активном участии батареи 180-мм установок в боевых действиях против советских войск, но и о стремлении финской стороны преуменьшить значение этого факта, дабы не вызывать у победителя излишнего раздражения.
{177} Совет Народных Комиссаров — В. Б.
{178} читай — И. В. Сталина. — В.Б.
{179} Цитируется по тексту стенограммы первого совещания Союзной Контрольной Комиссии в Финляндии, 5 октября 1944 года.
{180} выделено мной — В. Б.
{181} По всей вероятности речь здесь идет о С. И. Жуке, который написал в «Автобиографии»: «Приказом командующего КБФ я был назначен членом комиссии по приему мат. части арт. на полуострове Ханко. Находился в Финляндии с 26.12.1944 года по 3.1.1945 года».
{182} выделено мной — В. Б.
{183} выделено мной — В. Б.
{184} Ханко — В. Б.
{185} в составе трех 305-мм и четырех 180-мм артустановок — В. Б.
{186} РГАВМФ, Р-92, оп. 5, д. 130, л. 35
{187} РГАВМФ, Р-92, оп. 5, д. 130, л. 35.
{188} капитан 1 ранга М. С. Клевенский — командир Либавской военно-морской базы — В. Б.
{189} На станции Палдиски в состав 12-й ОЖДАБ были включены 2 вагона-погреба и паровоз «ЭМ» от 17-й железнодорожной батареи. Перед началом войны они ремонтировались на «материке» и соединиться со своей батареей, находившейся на финском полуострове Ханко, теперь уже не могли...
{190} стр. 87
{191} стр. 100
{192} стр. 102–103
{193} Удивительная символика! Только Богу было известно, что через четыре года мы будем праздновать победу над германским фашизмом, который в то время уже изготовился к нападению на нашу страну.
{194} 10 августа 1941 года батарея получила «во временное пользование» артиллерийскую мастерскую 9-й ОЖДАБ. Мастерская перед самой войной прибыла на ремонт с полуострова Ханко да так и застряла вдали от родной батареи.
{195} К сожалению, мы пока не располагаем данными об этом человеке. Н. Н. Богданов сообщил только его фамилию. На повторное наше обращение ответил, что имя и отчество Борисенко вспомнить не может. В ответ на наш запрос по этому поводу в Центральный военно-морской архив (г. Гатчина, Ленинградской области) мы получили письмо от начальника архива капитана 1 ранга И. В. Щетина, в котором он сообщил, что «без указания имени и отчества Борисенко установить сведения о прохождении им службы в ВМФ не удалось».
{196} Напомним читателю, что 11-я 356 мм ОЖДАБ из трех артустановок TM-I-14 активно участвовала в финской кампании, выполняла важные боевые задания, пробивала бреши в «линии Маннергейма». Для Н. Н. Богданова служба в 11-й батарее под началом командира батареи М. И. Мазанова была еще одной отличной школой.

Нельзя не заметить, однако, что информацию о службе Н. Н. Богданова в 11-й ОЖДАБ мы получили из вышеуказанного письма самого Николая Николаевича. Сведения об этом в его аттестационной карточке, копия которой получена нами из Центрального военно-морского архива, отсутствуют.

{197} Можно только поразиться памяти Н. Н. Богданова, который спустя многие годы сохранил имена своих боевых товарищей (низкий ему за это поклон!), фамилии которых и мы, в свою очередь, постарались бережно удержать на этих страницах. Ведь каждый человек, ратным трудом послуживший нашему любезному Отечеству, не должен уходить из жизни бесследно, растворяться в безвестности.
{198} В 1975 году прах погибших артиллеристов-железнодорожников был перенесен в общую братскую могилу возле средней школы № 20 в с. Шепси.
{199} Когда среди защитников Ленинграда развернулось снайперское движение, артиллеристы-железнодорожники и здесь, что называется, не подкачали. Первыми свой личный счет подстреленных врагов открыли комендор Лубенков и разведчик Ефремов. Затем в группу истребителей оккупантов вошли сержант Колесников и матрос В. В. Васильев. К маю 1943 года матрос Степан Никишин и младший сержант Василий Васильев уничтожили по 62 гитлеровца, матрос Михаил Парфенов — 67, сержант Валентин Калинин — 61, Василий Геращенко — 66...

За период 1942–1943 гг. снайперы бригады отправили на тот свет около 2,5 тысяч солдат и офицеров противника (личный архив Л. М. Тудера).

{200} Архив семьи Л. М. Тудера.
{201} В 1944 году во время прорыва блокады советские войска захватили в качестве трофея железнодорожную гаубицу Н(Е)871 (f).
{202} После начала советскими войсками операции по прорыву блокады Ленинграда оба 800-мм орудия были экстренно эвакуированы на территорию германского рейха, в Баварию, где в апреле 1945 года они были взорваны при приближении американских войск.
{203} «Санкт-Петербургские ведомости», 4 декабря 2003 года.
{204} «Ленинградская правда», 3 апреля 1980 года.
{205} Пушкари-железнодорожники в своем обиходе именовали его «Эйфелевой башней». Артиллеристы-разведчики железнодорожных батарей имели свои посты наблюдений также на домах в Автово, на крыше Дворца Советов на Московском шоссе, на вышке мясокомбината имени С. М. Кирова, на разрушенном здании Пулковской обсерватории... — В. Б.
{206} Архив семьи Л. М. Тудера.
{207} Из воспоминаний Л. М. Тудера. «Ленинградская правда» 3 апреля 1980 года.
{208} Из воспоминаний Л. М. Тудера. «Ленинградская правда» 3 апреля 1980 года.
{209} здесь автор имеет в виду канун Дня Октябрьской революции, отмечавшегося тогда всей страной 7 ноября — В. Б.
{210} В. Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы вступают в бой» относит участие 19-й ОЖДАБ в обстреле вражеских позиций из Кронштадта к августу 1941 года (с. 89).
{211} см. о нем на стр. 314
{212} Теперь, благодаря Интернету, я знаю, что этот ствол принадлежал когда-то русскому линкору «Императрица Мария». Орудие в 1937 году было перестволено на заводе «Баррикады» и после этого находилось в качестве запасного в арсенале ВМФ в Новосибирске.
{213} 13 сентября 2004 года по Первому каналу телевидения прошел сюжет о гибели на Дальнем Востоке бесценных реликвий отечественной военной истории — башенных артиллерийских установок. Они были проданы военным ведомством на металлолом в частные руки, и дельцы, словно они без роду и племени, не найдя более достойного применения этим уникальным, без всякого преувеличения сказать, бесценным инженерно-техническим сооружениям, безжалостно изрезали их автогеном на куски, чтобы затем перепродать эту бронированную сталь по дешевке в Китай. Экономическая выгода от этой сделки была минимальна. Моральные потери — неисчислимы.

На экране можно было видеть разбросанные фрагменты стволов, изуродованные корпуса башенных колпаков. Всякое патриотическое русское сердце содрогнулось при лицезрении этих ужасных и позорных кадров! Такое же безумие ожидало и артустановки ТМ-III-12, если бы мы не спаси их.

{214} выделено мной — В. Б.
{215} председатель его — Президент Российской Федерации В. В.Путин — В. Б.
{216} выделено мной — В. Б.
{217} выделено мной — В. Б.
{218} см. стр. 129
{219} Далее в моем выступлении следовало название в общем-то уважаемой мной организации. Я не считаю целесообразным называть ее в данном контексте, потому что о ней не велось разговора на страницах этой книги.
{220} см. стр. 390–392
{221} выделено мной — В. Б.
{222} выделено мной — В. Б.
{223} выделено мной — В. Б.
{224} выделено мной — В. Б.
Список иллюстраций