Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Вместо эпилога

Уважаемый читатель! Мы вместе с Вами почти уже и прошли этот удивительный, полный ярчайших событий путь, вслед за уникальным орудием России...

Будем надеяться, что все беды и напасти, выпавшие на долю 305-мм «Царь-Пушки», на этом закончились и она начала свою новую жизнь — ветерана военно-морских, артиллерийских сил России, полную достоинства и уважения...

Вскоре нам предоставилась возможность проверить впечатление, которое производит на людей наша «Царь-Пушка» уже как полноправный музейный экспонат. Причем экспертиза была на высочайшем уровне!

11 ноября 2001 года в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Министерством Обороны Российской Федерации совместно с Правительством Москвы была проведена информационно-пропагандистская акция «Мы верим в тебя, Солдат!» В ней приняли участие члены коллегии Министерства обороны Российской Федерации, командующие войсками военных округов, флотами, участники ежегодного сбора руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, члены Правительства столицы, префекты ее административных округов, лучшие военнослужащие, призванные на военную службу из Москвы и проходящие службу во всех военных округах, на флотах и в «горячих» точках.

Когда, после завершения официальной части этого собрания, его участники в автобусах последовали на торжественный обед, я, находясь в головной машине вместе с начальником Генерального штаба генералом армии А. В. Квашниным, Начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковником В. М. Азаровым и другими высшими офицерами, завернул всю колонну к 305-мм артустановке!

Вряд ли нужно говорить о том, что видели, знают и понимают эти люди в военном деле! Но, когда они увидели (практически все — впервые!) артиллерийский железнодорожный транспортер из времен Великой Отечественной войны, то были удивлены и восхищены! Мы восприняли это как высшую оценку наших трудов! [431]

(Надо было видеть в тот момент лицо, глаза и губы Первого заместителя мэра Москвы Л. И. Швецовой, находившейся в состоянии нескрываемой внутренней неловкости, а может быть и стыда... Но она сама сделала себя чужой на этом пиру!)

Теперь в биографию 305-мм артсистемы будут вписываться новые мирные страницы... О некоторых из таких событий этой жизни я и хочу рассказать в заключение...

22 января 2002 года состоялось заседание Правительства Москвы, на котором были рассмотрены «Перспективы развития Поклонной горы». Все вопросы, которые на протяжении длительного времени ставил Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. были решены:

а) музею выделена дополнительная территория для размещения тяжелой боевой техники (7,5 га);

б) расширена территория под экспозицию военно-морской техники;

в) узаконено соединение воедино экспозиций тяжелой сухопутной и военно-морской техники;

г) подтверждено решение о размещении в зоне военно-морской экспозиции 305-мм артустановки;

д) музею разрешено обнести оградой всю экспозицию боевой техники;

е) с территории Поклонной Горы выведены организации — «прилипалы», мешавшие деятельности ЦМ ВОВ;

ж) поддержана просьба ЦМ ВОВ о возведении фондохранилища и его сооружение включено в первую очередь строительства объектов на Поклонной горе...

15 февраля 2002 года «Парламентская газета» опубликовала мое письмо, адресованное ее главному редактору Леониду Петровичу Кравченко. Этим письмом Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. воздавал свою благодарность всем гражданам, которые нам помогли в эпопее с 305-мм пушкой.

Вот выдержки из него:

Патриотическое выступление «Парламентской газеты» в защиту легендарного орудия и позиций музея, яркое журналистское слово совместно с голосом общественности склонили чашу весов в сторону государственного подхода к судьбе исторической реликвии. [432]
Драматическая и печальная ситуация, созданная усилиями людей, на наш взгляд, равнодушных к интересам возрождения России, вокруг уникальной 305-мм артиллерийской системы, в конце концов благополучно разрешилась.
Теперь эта артсистема — свидетельство несокрушимой мощи нашей страны, уникальный памятник великому таланту российских военных ученых и инженеров, заводских мастеров, моряков, артиллеристов и железнодорожников — навеки водружена на постаменте в музейной военно-морской экспозиции на Поклонной Горе, на том месте, которого добивался Центральный музей.
...Все противники действий музея, направленных на увековечение 305-мм артустановки, жестоко посрамлены! Ну, да Бог им судья! Главное в том, что эта история показала огромную силу патриотического сознания, которое возрождается и укрепляется в нашем Отечестве, и все те, кто хотел бы принизить наши святыни, и впредь будут терпеть поражения!
...Мира и добра, здоровья и благополучия всем, кто сердцем откликнулся на дела Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. [433]

«Круглый стол» с учеными Финляндии

Работа, проводимая ЦМ ВОВ по доставке на Поклонную Гору 305-мм артсистемы, и наши контакты с финскими учеными Ове Энквистом и Пекка Силвастом в сборе военно-исторических материалов, связанных с боевым применением железнодорожной артиллерии, привлекли активное внимание финской стороны.

19 февраля 2002 года посол Финляндии в России господин Рене Нюберг обратился к директору ЦМ ВОВ с предложением «организовать в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вечер с участием г-на Ове Энквиста и его коллеги, г-на Пекка Силваста». Посольство любезно выразило желание взять на себя расходы по их переезду туда и обратно, а также по пребыванию в Москве.

Естественно, музей энергично поддержал такое предложение!

(К этому времени мы уже имели первый опыт научной популяризации своих недавних уникальных приобретений — железнодорожных артиллерийских транспортеров. На научно-практической конференции «Поисковое движение — 2001 год», проведенной в ЦМ ВОВ 6 декабря 2002 года, заведующий музейным сектором вооружения и техники ВМФ В. В. Алешин выступил с сообщением: «Морские артиллерийские железнодорожные установки в экспозиции на Поклонной Горе»).

После ряда встреч с секретарем посольства Республики Финляндии в Российской Федерации г-жой Ханнеле Малмс мы решили обозначить встречу военных историков России и Финляндии как «Круглый стол» и согласовали его программу.

В специальном «Пригласительном билете» Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Посольства Финляндии в Российской Федерации эта программа предполагала следующее:

Сообщение директора музея В. И. Брагина «История поступления 180-мм и 305-мм морских железнодорожных артиллерийских установок в музейную экспозицию». [434]
Лекция военного историка Пекки Силваста «Русская военная база на полуострове Гангут в 1940–1941 гг.»
Лекция капитана 2 ранга Ове Энквиста «Финляндская железнодорожная артиллерия».

Научное заседание состоялось 16 апреля 2002 года в главном музейном здании на Поклонной Горе.

Ханнеле Малмс вместе с Ове Энквистом и Пекка Силвастом прибыли на Поклонную Гору днем раньше. Мы показали им музей, экспозицию тяжелой боевой техники и, конечно же, 180-мм и 305-мм железнодорожные артустановки, которые произвели на них большое впечатление...

Надо ли говорить, сколь приятна была наша первая личная встреча с Ове Энквистом и Пекка Силвастом после значительного периода переписки. Оба они оказались исключительно симпатичными, очень контактными и интересными людьми. Мы фактически обходились без переводчика. Пекка Силваст почти свободно объяснялся по-русски. Вечером на небольшом товарищеском ужине мы закрепили наши отношения.

В «Круглом столе» принял участие Чрезвычайный и Полномочный посол Финляндии в Российской Федерации г-н Рене Нюберг. Это было высокой честью для музея, для авторитета нашего общего научного мероприятия. Посол с интересом осмотрел музейную экспозицию, проявил большое внимание к 305-мм артустановке, заметив, что «много о ней читал и слышал, но реальность его просто поразила».

По столь высокому представительству финской стороны в нашем «Круглом столе» видно было, что финны придают этому событию большое значение и в полной мере осознают всю значимость своей непосредственной причастности к истории 305-мм артиллерийского транспортера ТМ-III-12.

В работе «Круглого стола» также приняли участие атташе по вопросам культуры г-жа Ханнеле Малмс, военный, военно-морской и военно-воздушный атташе Финляндии капитан 1 ранга Пертти Инкинен и его помощник майор Юха Тыоминен...

Научная встреча удалась, что называется, по все азимутам. Она стала по-настоящему большим событием в жизни музея. Доклады финских ученых, сопровождаемые демонстрацией слайдов, вызвали большой интерес. Перед заседанием участникам были показаны два документальных фильма о событиях на Ханко во время Второй мировой войны и о восстановлении финнами советских артиллерийских транспортеров. [435]

Мы впервые увидели действия боевых расчетов по приведению установок в боевое положение, функционирование различных агрегатов, производство выстрелов...

Ове Энквист и Пекка Силваст передали музею много самых разнообразных материалов: серию книг, отдельные публикации на английском, шведском и финском языках, блоки фотографий о разрушениях в городе Ханко после оставления военно-морской базы частями Красной Армии, об испытаниях стрельбой 305-мм артустановок, о современных раскопках на местах захоронения советскими артиллеристами зимой 1941 года снарядов от 305-мм артсистем.

Я в ответ вручил финским коллегам на нескольких листах очередную серию своих вопросов по железнодорожным транспортерам.

На «Круглом столе» по теме: «Береговая артиллерия военно-морского флота России в 1900–1945 гг.» выступил московский историк, давно и увлеченно занимающийся изучением железнодорожных артиллерийских установок, референт Минобороны России Николай Вадимович Гаврилкин.

Весьма важную роль в успешном проведении «Круглого стола» сыграл Александр Иванович Белов — советник депутатской группы Государственной Думы Российской Федерации по связям с Парламентом Финляндской Республики. Удивительно обаятельный человек, в совершенстве владеющий финским языком, отлично знающий историю Финляндии, в частности, период деятельности в этой стране Союзной Контрольной Комиссии, Александр Иванович неожиданно (его вывела на музей г-жа Ханнеле Малмс) стал совершенно незаменимым человеком при проведении нашей научной встречи.

К тому же, А. И. Белов передал мне ксерокс полезнейшей для моих изысканий статьи бывшего военного переводчика Контрольной Комиссии С. В. Смирнова, под названием «Люди из башни», опубликованной в Хельсинки на финском языке. [436]

Прощание с «Красной Горкой»

В свое время, одновременно с 305-мм артустановкой, в службах Военно-Морского Флота Центральному музею Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. был оформлен наряд и на получение с форта «Красная Горка» вагона-арсенала, вагона электростанции и штабного вагона из состава 305-мм железнодорожной батареи. Если бы процесс перебазирования в Москву транспортера TM-III-12 проходил в спокойной обстановке, в оптимальном режиме, то, можно не сомневаться, что музей получил бы от ВМФ и указанные вагоны. Однако в той ситуации, о которой теперь наш читатель имеет полное представление, у нас до этих вагонов просто не дошли руки. А когда весной 2002 года я вновь получил возможность вернуться к этой задаче и 11 апреля вновь приехал на «Красную Горку», командир форта В. В. Хохлов только и мог мне с горечью сказать:

— Что же Вы, Вячеслав Иванович! Надо бы хоть немного пораньше приехать! У нас тут теперь все разорено! Сам не знаю, осталось ли что-нибудь ценного для вас!

По «Красной Горке» действительно, словно «Мамай прошел». Из того, что было интересно музею, осталось мало. В железнодорожном тупике у самого берега Финского залива нам показали донельзя распотрошенный изнутри штабной вагон, порушенный вагон-электростанцию и более-менее сохранившийся бронированный вагон-снарядный погреб...

Даже в охраняемой зоне все, что только можно было сломать или оторвать, было сломано и исковеркано... Весь металл с остальных вагонов железнодорожной батареи, которые передали какой-то фирме под разделку на металлолом, был выбран, выдран... Я с душевным содроганием подумал о том, что подобная судьба ждала и железнодорожные артиллерийские транспортеры, если бы мы не успели их спасти...

На путях, где когда-то стояли и по которым маневрировали грозные артсистемы, валялись горы мусора... Снаряды и заряды к 180-мм транспортерам штабелями и вразброс были беззаботно оставлены между вековых сосен...

Я досконально обследовал все три вагона. Пробрался сквозь завал от обрушенного потолка в штабной... Подумать только! Когда-то в нем [437] на этих дерматином обитых скамейках обсуждали боевые операции Л. М. Тудер, Н. 3. Волновский, П. М. Жилин и другие командиры 9-й и 17-й железнодорожных батарей!

В вагоне-электростанции собрал большую кипу технической документации... Чертежи и дежурные журналы были безжалостно разбросаны по полу среди битого стекла и изувеченных приборов... Я взял для музея несколько манометров... Родные приборы железнодорожных батарей!

На фотосъемку этих старых вагонов во всех возможных ракурсах я истратил две пленки. Снял и общие виды и различные фрагменты. К тому времени ЦМ ВОВ заключил договор на изготовление для основной военно-исторической экспозиции действующего макета 305-мм железнодорожной батареи в полном наборе ее составляющих, и нужен был точный исторический материал... [438]

Дальше