Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Последняя служба

В первых числах января 1945 года три возвратившихся из финского плена 305-мм морских железнодорожных артиллерийских установки TM-III-12 прибыли на станцию Пионерская, расположенную на северо-западной окраине Ленинграда.

В соответствии с директивой Главного штаба Военно-Морского Флота СССР № 1 ОМ/9с от 09. 01. 1945 г. и циркуляром ГШ ВМФ № 154 от 2 февраля 1945 г. на основе этих многострадальных орудий в Лебяжьем было начато формирование новой батареи как военного организма. Прежняя 9-я батарея канула в Лету. Подрыв транспортеров в конце ноября — начале декабря 1941 года на полуострове Ханко, оставление их противнику, трехлетний финский плен завершили историю 9-й батареи. Теперь 305-мм транспортеры TM-III-12 бывшей 9-й ОЖДАБ начинали новую жизнь в составе отдельной железнодорожной артиллерийской батареи № 294 (в/ч 90448) 1-й Гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской бригады КБФ.

Батарея была официально сформирована в соответствии с Директивой № 10М/180с от 7 февраля 1945 г. приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 0156 от 24 марта 1945 года. Командиром ее был назначен майор С. И. Жук{211}.

Первыми командирами транспортеров 294-й ОЖДАБ после их возвращения из финского плена были назначены ст. лейтенант С. Н. Кучеров (№ 1), ст. лейтенант А. Ф. Якунин (№ 2) и майор И. М. Кондрашов (№ 3).

Хотя финские мастера и инженеры, вроде бы, и добротно восстановили советские транспортеры TM-III-12, сразу после возвращения на родную землю их отправили на ОСЗ (Обуховский сталелитейный завод, он же «Большевик») в длительный ремонт: с января 1945 по июнь 1947 гг.

За это время батарея несколько раз меняла свою приписку. Вначале приказом Командующего Флотом № 0551 от 25 сентября 1945 года она была исключена из 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады (1 ГвМЖАБр) и передана в состав 2-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады береговой обороны [351] Юго-западного морского оборонительного района (2ГвМЖАБр БО ЮзМОР).

В соответствии с приказом НК ВМФ СССР от 25 февраля 1946 г. № 0017/ОВ о разделе Краснознаменного Балтийского флота на Северо-Балтийский флот и Юго-Балтийский флот приказом командующего ЮБФ от 26 марта 1946 года № 0021 батарея вошла в состав Юго-Балтийского флота.

В соответствии с приказом МВС ССС от 17 января 1947 г. № 001 Северо-Балтийский флот переименован в 8-й Военно-Морской флот. Юго-Балтийский флот стал именоваться 4-й ВМФ.

С 26 марта 1947 года батарея на основании циркуляра Главного Морского Штаба включена в состав полка береговой обороны КВМК (Кронштадтской военно-морской крепости) и дислоцирована на «объекте 100» — на самой западной части советского побережья Балтийского моря, на ВМБ в г. Балтийске (бывший Пиллау). Если быть более точным, то огневая позиция батареи размещалась в районе поселка Мечниково (бывший Найхозер).

Июнь 1947 года стал для батареи праздничным. Транспортеры TM-III-12 перебазировали в Палдиски, на военно-морскую базу Краснознаменного Балтийского флота под Таллином. Здесь был проведен «отстрел» — учебные стрельбы. Они были первыми после окончания Великой Отечественной войны. Это были и первые советские стрельбы 305-мм транспортеров TM-III-12 после испытательных стрельб финских артиллеристов, восстановивших на Ханко эти артустановки в 1943 году. Следующий отстрел был 16 ноября того же года.

И снова мы не можем не подметить весьма символичного обстоятельства: первые залпы артустановок TM-III-12 после их возвращения на родину прогремели буквально напротив, фактически в непосредственной близости от Ханко (от Палдиски по прямой до финского полуострова чуть более 80 километров). Ровно четыре года тому назад с огневых позиций в Тяктоме финские снаряды с этих установок летели в сторону советского берега... Теперь 305-мм снаряды, только уже из арсеналов СССР, взрывались, вздымая к небу огромные массы воды, в тех же волнах, которые омывали и берег бывшей военно-морской базы Красной Армии, откуда совсем недавно были эвакуированы эти могучие сухопутные броненосцы. Это был своеобразный прощальный боевой привет славной для русского воинства гангутской земле... [352]

Из Палдиски 9 июня 1948 года батарея возвратилась на объект «100».

Благодаря материалам, которые нам предоставил Центральный военно-морской архив ВМФ (г. Гатчина), мы можем назвать имена командиров батареи 305-мм артустановок TM-III-12 в последующие годы:

— в 1945–1947 гг. майор Коптев Григорий Васильевич, 1909 года рождения, уроженец ст. Батайск Ростовской обл.;

— в 1948–1950 гг. майор Белохвостов Иван Степанович, 1919 года рождения, уроженец г. Городок БССР;

— в 1950–1951 гг. майор Жегунов Виталий Николаевич, 1914 года рождения, уроженец г. Ярославля;

— в 1951–1957 гг. майор Пушай Иван Васильевич, 1919 года рождения, уроженец пос. Рогань Харьковского района Харьковской обл.;

— в 1957 году майор Рудик Федор Корнеевич, 1919 года рождения, уроженец Петряковского района Днепропетровской обл. УССР;

— в 1957–1961 гг. майор Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской области.

С огромным удовольствием мы называем и командиров нашего, установленного ныне на Поклонной Горе, транспортера № 1, которые командовали этой артустановкой в послевоенные годы:

— в 1945–1947 гг. ст. лейтенант Кучеров Степан Николаевич, 1918 года рождения, уроженец с. Аксай Ворошиловского района Сталинградской обл.;

— в 1948–1950 гг. капитан Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской обл.;

— в 1950–1951 гг. ст. лейтенант Малышев Анатолий Дмитриевич, 1926 года рождения, уроженец села Мадога Молчановского района Новосибирской области;

— в 1951–1952 гг. ст. лейтенант Иванов Александр Федорович, 1912 года рождения, уроженец дер. Бутовская Некоузского района Ярославской области;

— в 1952–1955 гг. лейтенант Ремов Владимир Георгиевич, 1930 года рождения, уроженец д. Сорвино Межевского района Костромской обл.;

— в 1955–1956 гг. лейтенант Ваценко Василий Васильевич, 1927 года рождения, уроженец с. Владимировка Павловского района Сталинградской обл.;

— в 1956–1960 гг. капитан Придатко Василий Антонович, 1925 года рождения, уроженец, с. Кальнов Киевской обл. УССР [353]

В августе 1951 года бывшая 9-я ОЖДАБ совершила марш-переход с учебной целью в город Гдов (Псковская область) и возвратилась обратно на «объект 100».

Уважаемый читатель! Автор вполне сознает изрядную перегруженность «сухим» материалом данной части повествования. Но, как говорится, никуда не денешься! Формуляр нашей пушки должен быть заполнен возможно более точно!

Директивой Морского Генерального штаба № Орг/2/22266сс от 22 октября 1951 года 294-я батарея 305-мм арттранспортеров была переформирована в 1574 отдельный гвардейский железнодорожный артиллерийский дивизион 8-го ВМФ.

С ноября 1952 года по декабрь 1953 года артустановки дивизиона снова проходили ремонт на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) после чего были переданы в 4-й ВМФ.

В феврале — марте 1954 года дивизион совершил марш-переход по маршруту: «объект 100» — Ленинград — Псков — Резекне — Даугавпилс — Советск — Калининград — Балтийск.

После этого 1574-й ОЖДАД произвел отстрел позиции, выполнил поставленные задачи по боевой подготовке и «был введен в боевое ядро» Главной базы 4-го ВМФ.

10 июня 1954 года стало еще одним большим событием в летописи 305-мм железнодорожных артустановок TM-III-12. В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР дивизион за успехи в боевой и политической подготовке личного состава, за образцовую боеготовность был отмечен Боевым Красным Знаменем и Почетной Грамотой.

Это, пожалуй, стало последней значительной вехой в биографии этих уникальных артсистем. На подходе были новые, более прогрессивные виды вооружений, прежде всего ракетные системы, и железнодорожным транспортерам — этим ветеранам прежней классической артиллерии — пришло время оставлять свою полувековую боевую службу. Они еще какое-то время то переименовывались в своем составе, то переводились из одного подразделения береговой обороны Балтийского моря в другое...

В 1955 году дивизион был допущен к проведению состязательной стрельбы на первенство флота и занял первое место по стрельбам в Береговой обороне Главной базы 4-го ВМФ. [354]

На основании приказа командира 1574-го ОЖДАД от 16 декабря 1954 года артиллерийская железнодорожная установка №1 (т. е. та, которая установлена на Поклонной Горе) одним эшелоном совершила марш-маневр с постоянной огневой позиции в поселке Мечниково в Ленинград, (на ст. Ржевка) по маршруту: Калининград — Вильнюс — Минск — Орша — Витебск — Дно — Ленинград...

Это был последний боевой поход транспортера! И эта честь была оказана нашему — № 1, т. е. тому, который ныне стоит на Поклонной Горе! Напомним читателю, что его командиром в то время был лейтенант Владимир Георгиевич Ремов.

25 марта 1955 года артустановки TM-III-12 стали именоваться 159-м отдельным гвардейским железнодорожным артиллерийским дивизионом (войсковая часть 90440).

18 марта 1957 года они вошли в состав 300 отдельной артиллерийской бригады (ОАБр) ВМБ, приписанной к Балтийску.

Еще трижды они прошли ремонт. В апреле 1956 года на заводе № 52 в Кронштадте и в марте 1957 года — на калининградском заводе № 69 АУ КБФ... 25 июня 1958 года дивизион передислоцирован с позиции Мечниково в поселок Лебяжье Ленинградской области «для производства ремонта силами госпромышленности».

Однако ничто не вечно в системах вооружения. Тяжелые железнодорожные транспортеры, которые, казалось бы, совсем еще недавно представляли собой высший уровень технического и военного совершенства, переместились в категорию ветеранов традиционной отечественной артиллерии. Им на смену приходили ракеты. Но опыт создания и применения в боевой обстановке «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия. Многие свои уникальные свойства железнодорожные артиллерийские транспортеры первой половины XX века передали, в частности, нынешним стратегическим ракетным комплексам мобильного базирования «Тополь М» и боевым железнодорожным ракетным комплексам «Скальпель»...

Пропел последний горн и для 305-мм морских артиллерийских железнодорожных установок TM-III-12.

В соответствии с Законом «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960 года 159-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион 300-й отдельной артиллерийской бригады ВМБ Балтийск КБФ 14 февраля 1961 года был расформирован. [355]

Красное Знамя и Грамота на знамя 1574-го ОЖДАД 19 января 1961 года были направлены начальнику Центрального военно-морского музея (г. Ленинград) исходящим № 073.

Из личного состава расформированных артиллерийских частей береговой обороны (одновременно были расформированы 159-й, 489-й, 491-й ОЖАД 180-мм артустановок) была образована 16-я батарея консервации.

Последними командирами 305-мм морских железнодорожных артиллерийских транспортеров TM-III-12 были: капитан Придатко Василий Антонович (№ 1), старший лейтенант Горлатов Аркадий Спиридонович (№ 2) и капитан Овчинников Анатолий Васильевич (№ 3).

5 мая 1961 года после ремонта на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) железнодорожные артсистемы были переведены на объект «100» для проведения консервации.

Завершающие строчки этой главы мы хотим взять из официального документа, полученного нами на Красной Горке: «25.09.1961 г. консервация закончена. 10.1961 материальная часть переведена с объекта 100 на Красную Горку на склад 2777» (пунктуация документа сохранена). [356]

Дальше