Прикрытие войск
В годы Великой Отечественной войны прикрытие войск на поле боя и в тактической глубине являлось для истребительной авиации одной из важнейших боевых задач. На выполнение ее фронтовые истребители произвели 47,4% всех боевых вылетов, выполненных за годы войны{91}.
Накануне войны считалось, что войска будут нуждаться в прикрытии истребителями, главным образом на маршруте и в районах сосредоточения, а также при вводе в прорыв и действиях в глубине группы развития успеха{92}. Прикрытию войск непосредственно на поле боя не было уделено должного внимания.
Опыт войны заставил решительно пересмотреть это положение. С первых же дней войны усилия авиации обеих воюющих сторон сосредоточились там, где находились главные силы войск, на поле боя и в ближайшем тылу, в 15–20 км от линии фронта. Именно в этой зоне располагались основные объекты, которые пришлось прикрывать нашей истребительной авиации.
В операциях начального периода войны невозможно было организовать надежное прикрытие наших войск от атак с воздуха. Это объяснялось недостатком сил истребительной авиации, распыленностью их применения и недоработкой вопросов взаимодействия и управления авиации и сухопутных войск. В тот период задача прикрытия войск решалась в основном способом непрерывного патрулирования истребителей в воздухе. Вылеты на [91] патрулирование составляли свыше 90% всех вылетов, затраченных на прикрытие{93}.
Непрерывное патрулирование небольшими группами на широком фронте не могло обеспечить прикрытие войска от нападения авиации противника, даже в случае когда мы имели количественно равные с ним силы.
Дело в том, что командиры дивизий использовали свои истребители равномерно в течение всего дня, поднимая в воздух через определенные промежутки времени группы по 4–6 самолетов. Противник, намечая себе цель, поднимал, как правило, в воздух группу из 10–12 бомбардировщиков и 6–10 истребителей. Что могли сделать 4–6 наших истребителей против такого количества самолетов противника?
При идеально благоприятных условиях воздушного боя им удавалось рассеять противника и уничтожить несколько самолетов.
Но такое соотношение сил заставляло наших истребителей вести бой в неравных условиях, что приводило к неоправданным потерям, в лучшем случае они при самых дерзких действиях, атаках с коротких дистанций могли только сорвать прицельное бомбометание. Задача надежного прикрытия войск не решалась. Прикрытие патрулированием небольшими силами было нецелесообразно. Кроме того, нужно иметь в виду, что противник вел воздушный бой только тогда, когда он был ему выгоден. В других случаях, используя преимущество в скорости, выходил из боя. Однако даже в той сложной воздушной обстановке было немало случаев, когда истребители срывали атаки фашистских бомбардировщиков по нашим войскам.
Примером может служить воздушный бой на Северо-Западном фронте в июне 1942 г. Части 239 иад прикрывали войска на поле боя. 16 июня по вызову с ВПУ ВА группа 485 иап в составе 8 самолетов во главе с автором этих строк (в то время командиром полка) вылетела на прикрытие наземных войск на поле боя. Один самолет из-за неполадок в материальной части произвел посадку на свой аэродром.
Над линией фронта мы на высоте 2500 м встретили 12 Ю-87 под прикрытием 4 Ме-109. [92]
Самолеты противника следовали в колонне шестерок на увеличенных дистанциях, шестерки в растянутом правом пеленге звеньев, звенья в строю «клин самолетов». Группа Ю-87 перестраивалась в правый пеленг для бомбометания с пикирования. Истребители сопровождали бомбардировщиков сзади, справа и выше их на 1000–1200 м. Группа наших истребителей была выше бомбардировщиков противника на 200–300 м.
Боевой порядок бомбардировщиков был удобен для атаки наших истребителей с ходу с передней полусферы при индивидуальном прицеливании каждым летчиком. Это использовали наши летчики и атаку производили под ракурсом около 2/4 со стороны пеленга самолетов противника. Учитывая боевой порядок наших истребителей (звено в правом пеленге пар), я передал по радио, что атакую ведомый самолет второго звена первой шестерки, ведомой паре своего звена приказал атаковать ведущее звено, а звену капитана Лазарева (находившемуся выше в группе прикрытия) обеспечить прикрытие от атак истребителей противника, после чего атаковал противника. То же самое выполнили и все летчики головного звена. Выход из атаки истребители производили над строем бомбардировщиков на максимальной скорости с набором высоты в левом развороте под строй истребителей сопровождения противника, которые первую внезапную атаку, скорее всего, не видели.
После разворота наши истребители вторую атаку производили по замыкающей шестерке Ю-87 сзади сверху под ракурсом 0/4, строго в хвост колонны, ведя огонь до самых предельных дистанций 20–30 м. Только после второй нашей атаки истребители сопровождения противника произвели первую атаку, но были перехвачены звеном капитана Лазарева.
На усиление противнику подошло 11 Ме-109. Теперь он, имея значительное превосходство в силах, вынудил наших истребителей прекратить атаки бомбардировщиков и принять бон. Бой этот был исключительно тяжелым для нас, напряженным и затяжным. Инициатива в бою была на стороне противника, имевшего значительное превосходство в силах. Его резерв (не менее 4–6 самолетов) был выше наших самолетов на 1500–2000 м и, имея запас высоты, в удобные моменты боя атаковывал нас и снова занимал положение со значительным превышением над нами. Бой велся с применением практически всех [93] тактических приемов, но преимущественно горизонтального маневра. Выручала наших истребителей отличная слетанность и хорошая боевая выучка, летчики умело сохраняли свое место в боевом порядке, что обеспечивало четкое взаимодействие и взаимную выручку в парах, между парами в звеньях и между звеньями. Управление осуществлялось по радио. Противник непрерывно стремился расколоть нашу группу на отдельные самолеты, пытался втянуть в воздушный бой только на вертикальном маневре, чтобы лишить наших летчиков огневого взаимодействия и огневой поддержки.
В ходе боя фашистские летчики имитировали выход из боя пикированием, применяли падение и штопор, при этом такой имитированный выход сопровождался густыми клубами дыма за самолетом, чтобы показать, что самолет подбит, и завлечь наших летчиков на «легкую победу».
Когда у нас горючего оставалось на пределе, я дал команду на оттягивание боя в направлении ближайших фронтовых аэродромов для выхода из боя.
Кончились боеприпасы, на исходе было горючее. Выдержав 45-минутный бой с превосходящими силами врага, мы уничтожили 10 и подбили 3 фашистских самолета.
В наиболее ответственные периоды боевых действий фронтовые истребительные авиационные соединения главные свои усилия сосредоточивали на прикрытие основных группировок войск.
Одним из таких периодов является наступление. В это время войска особенно остро нуждались в прикрытии с воздуха, поскольку противник пытался ударами с воздуха сорвать это наступление.
Основным способом перехода наших войск в наступление в годы войны был прорыв подготовленной обороны противника. Если противник переходил к обороне поспешно и оборона его была неглубокой, прорыв такой обороны осуществлялся с ходу.
Танковые и механизированные корпуса, как правило, предназначались для развития прорыва и превращения тактического успеха в оперативный. Для организации наступления и ввода в прорыв корпуса назначались выжидательные районы (в 10–20 км от линии фронта). Перед вводом в прорыв они из выжидательных районов переходили в исходные районы (5–10 км от линии [94] фронта). После прорыва они сразу устремлялись в оперативную глубину.
Различные способы наступления наземных войск накладывали отпечаток и на действия истребительных авиационных дивизий.
Порядок и объем работы командиров и штабов авиационных истребительных дивизий но организации прикрытия наступления наземных войск зависели от боевой задачи, наличия времени на подготовку, уровня подготовки летного состава, характера действий авиации противника и других условий наземной и воздушной обстановки.
Рассмотрим это на примере 240 иад, которая прикрывала наступление войск 1-го Прибалтийского фронта в сентябре 1943 г.
В составе дивизии находилось три истребительных авиаполка, полностью укомплектованных летным составом и самолетами Як-9 с 37-мм пушкой. Значительная часть летного состава имела хороший боевой опыт воздушных боев с авиацией противника.
После сосредоточения полков на фронтовые аэродромы и ознакомления с районом боевых действий командир дивизии получал боевую задачу от командующего 3 ВА, в состав которой входила 240 иад, на прикрытие войск фронта в полосе наступления армии, действовавшей на главном направлении.
Во время сосредоточения войск фронта для наступления и особенно в период наступления авиация противника резко повысила свою активность. Бомбардировщики большими группами под прикрытием истребителей в течение всего светлого времени суток наносили удары по боевым порядкам наступающих войск фронта. Истребителям, прикрывающим наземные войска фронта, не всегда удавалось сорвать налеты противника.
Одной из причин невысокой эффективности действий истребителей была недостаточная организация оповещения о воздушном противнике. Посты ВНОС, не имея радиолокационных станций, обнаруживали цели только на расстоянии 10–12 км от линии фронта, т. е. за 1–2 мин до подхода их к нашим войскам. Передача сигнала для вызова истребителей с аэродромов занимала около 1 мин. Дежурные группы истребителей могли прибыть в район прикрытия через 5–7 мин после команды на вылет. Такая система оповещения не обеспечивала дежурным истребителям [95] возможность для своевременного наращивания усилии в районах прикрытия. Они нередко вылетали «вхолостую», т. е. появлялись в ионах прикрытия после того, как противник успевал нанести удары и уйти на свою территорию. Воздушных боев было мало, и их эффективность оставалась невысокой.
Для увеличения боевых возможностей дивизии командующий 3 ВА передал в распоряжение командира дивизии единственную в воздушной армии и фронте радиолокационную станцию «Редут». Для управления боевыми действиями истребителей был организован командный пункт дивизии. Он располагался в полосе наступления главной группировки наземных войск в 2 км от линии фронта. Для связи и управления были установлены три радиостанции: одна для управления и наведения истребителей, находившихся в воздухе, вторая для вызова истребителей, дежуривших на аэродроме, третья для связи с командующим 3 ВА.
На единый кодированный планшет КП дивизии наносились данные о воздушном противнике, поступающие от радиолокационной станции «Редут», от летчиков, ведущих воздушную разведку и разведку аэродромов противника, и от командиров групп истребителей, ведущих воздушные бои.
Все эти данные обеспечивали принятие решения на своевременный подъем истребителей в воздух и определение наряда сил.
По указанию командира дивизии пункты наведения были приближены к линии фронта, В периоды интенсивных действий авиации противника по боевым порядкам наступающих войск фронта согласно приказу командующего 3 ВА командир 240 иад имел право привлекать истребителей, выполнявших задачи обеспечения действий других видов авиации.
Для нанесения неожиданных ударов по боевым порядкам бомбардировщиков до подхода их к линии фронта на глубину до 50–70 км высылали несколько пар истребителей для «свободного поиска» вражеских самолетов и заблаговременного сообщения о них на КП дивизии. Группы истребителей, выделяемые для этой цели, состояли из наиболее подготовленных к ведению воздушного боя летчиков, умеющих отлично ориентироваться и пользоваться средствами радиосвязи в полете. Они должны были самостоятельно искать самолеты противника на вероятных [96] подходах к полю боя, своевременно подавать сигналы об угрозе нападения и при благоприятной воздушной обстановке уничтожать одиночные или замыкающие боевой порядок самолеты врага.
При выполнении боевой задачи в районах прикрытия эти истребители вели поиск на высотах, несколько превышающих высоты полета вражеских самолетов. Во избежание поражений от огня зенитной артиллерии над территорией противника и в районе линии фронта обычно ниже 1000 м они не снижались. Избегали также полета под нижней кромкой облачности, высота которой была известна зенитчикам противника.
При поиске воздушного противника истребители строили свой маршрут полета ломаными курсами и уклонялись от боя с превосходящими силами вражеских истребителей. При обнаружении бомбардировщиков противника наши истребители немедленно сообщали на КП их координаты и, максимально используя возможные средства маскировки, наносили внезапный удар.
Так, 4 сентября 4 Як-9 вылетели в целях поиска самолетов противника в район Ярцево, Смоленск. Подойдя к Смоленску, они обнаружили в воздухе до 20 Хе-111, которые шли в направлении на Духовщииу. Командир группы сообщил об этом на КП дивизии, а сам со стороны солнца внезапно атаковал и сбил один самолет противника, расстроив боевой порядок бомбардировщиков, в результате чего удар бомбардировщиков был сорван.
Единственный «Редут» часто отказывал и не обеспечивал надежного предупреждения о налете.
Непрерывное патрулирование резко снижало возможности дивизии при отражении больших групп бомбардировщиков противника. На весь фронт была одна 240 иад, которая прикрывала войска фронта и вела борьбу за господство в воздухе. Нужно было экономить силы и иметь в готовности на земле наибольшее количество истребителей к немедленному взлету по команде с КП дивизии.
Для этого командир дивизии посылал пары самолетов в целях разведки и наблюдения за взлетом авиации противника с аэродромов. Используя облака, солнце, дымку, летчики наблюдали взлет, сбор в группу над аэродромом бомбардировщиков противника и сбор их в общую колонну с нескольких аэродромов. Эти данные они по радио передавали на КП дивизии, что позволяло командиру дивизии [97] принимать своевременное решение на отражение авиации противника.
На отражение налетов противника в течение дня приходилось поднимать дивизию в полном составе два три раза. Разведка аэродромов не только дублировала РЛС «Редут» и повышала надежность оповещения, но и намного раньше позволяла предупреждать о начале вылета бомбардировщиков, что давало возможность поднимать полки в полном составе во главе с их командирами.
В период наиболее напряженных боевых действий в глубину территории, занятой противником, высылались целые подразделения самолетов с задачей сковать действия истребителей противника и нанести первый удар по его бомбардировщикам.
Как показал опыт, этот способ использования истребителей вполне себя оправдал. Перехватывая бомбардировщиков противника на подходах к линии фронта, наши истребители расстраивали их боевые порядки, и бомбардировщики противника вынуждены были возвращаться обратно, не выполнив задания. Те небольшие группы и одиночные самолеты противника, которым удавалось проникнуть к полю боя, уничтожались истребителями, заблаговременно поднятыми в воздух со своих аэродромов.
Заслуживает внимания решение командира 203 иад, принятое им при прикрытии наземных войск, во время Ржевско-Сычевской операции в ноябре декабре 1942 г.
На этом участке фронта авиация противника со свойственной фашистам методичностью в первую половину дня появляется над полем боя мелкими группами. С 13 до 15 ч воздушный противник, как правило, не действовал, что отмечалось несколько дней подряд, зато в период с 15 до 17 ч наносил мощные удары по переднему краю наших войск. Учитывая такой «распорядок дня» противника, 17.12.42 г. командир дивизии в 15.00 поднял в воздух 16 Як-1 и ЛаГГ-3. При подходе истребителей к переднему краю наземная радиостанция КП дивизии сообщила им о появлении группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Наши истребители немедленно атаковали врага. Завязался ожесточенный воздушный бой. Большую помощь истребителям оказал КП 203 иад, который наводил группы истребителей на цели, предупреждал их об опасности и сообщал о результатах атак. [98]
Работа КП имела большое значение особенно потому, что бой происходил в условиях сильной дымки и ограниченной видимости (4–5 км). Бой продолжался 30–40 мин. Бомбардировщики противника были рассеяны и сбросили свои бомбы куда попало. Значительная часть из них упала на передний край противника. 9 Ме-109, деморализованные неожиданной встречей с нашей мощной группой, поспешно покинули поле боя. Всего в этом бою было сбито 3 Ю-87, 2 Ме-109, 2 ФВ-190, 1 Хе-111 и два самолета врага были подбиты. Истребители дивизии понесли небольшие потери.
Вернемся снова к боевым действиям 240 иад.
Рассмотрим несколько характерных примеров из опыта ее боевых действий по прикрытию войск Калининского, а затем 1-го Прибалтийского фронтов в период август октябрь 1943 г.
Авиация противника на этом участке боевых действий в течение сентября 1943 г. проявляла значительную активность{94}.
По мере того как повышалась эффективность наших истребителей по прикрытию наступающих войск фронта, фашистское командование стало менять тактику своих ударов с воздуха.
Нередко бомбардировочная авиация врага наносила удары по нашим наземным войскам эшелонирование с интервалом между группами до 2 мин и на высотах 2000–4000 м, действуя, как правило, с 6 до 9 и с 15 до 19 ч. При наличии облачности бомбардировщики шли за облаками, в районе цели снижались ниже облаков и производили бомбометание: Хе-111 с горизонтального полета, Ю-88 и Ю-87 с пикирования. Уход от цели производили: Ю-87 на бреющем полете, Ю-88 и Хе-111 со снижением. Иногда самолеты противника к линии фронта подходили на малых высотах и на удалении 30–40 км от цели начинали набор высоты. Были отмечены случаи, когда бомбардировщики противника при наличии наших истребителей в районе цели шли «ломаным курсом» и в стороне от цели ждали ухода наших истребителей{95}.
Командир 240 иад, исходя из обстановки, стал на патрулирование вместо одной группы, состоящей из 12–16 самолетов, выделять 3–4 группы по 4–6 самолетов в каждой. [99]
В районе патрулирования группы эшелонировались по высотам с таким расчетом, чтобы превышение или принижение было не более той высоты, какую способен набрать истребитель за боевой разворот. Уменьшение состава групп и эшелонированное построение их по высотам, а также постоянное дежурство истребителей на аэродромах позволили значительно повысить эффективность прикрытия наших войск. Свидетельство этому следующий воздушный бой (приложение 5).
4.09.43 г. эскадрилья 42 иап в составе 8 Як-9 по данным самолетов, ведущих разведку в районе Смоленска, вылетела на отражение бомбардировщиков противника в район Плюшево, Ельково, Степанково. При подходе к району Духовщины группа встретила три группы бомбардировщиков, всего до 20 10–88, Хе-111 и До-215 на высоте 2000–3000 м. Атаку эскадрилья произвела одновременно двумя звеньями. Первое звено, являясь ударной группой, используя высоту, произвело атаку сверху в лоб под ракурсом 0/4. Сковывающая группа, воспользовавшись отсутствием истребителей прикрытия, также произвела атаку в лоб под ракурсом 2/4.
После первой атаки наших истребителей у бомбардировщиков противника нарушился боевой порядок, они рассыпались по звеньям, развернулись на 180° и, не сбросив бомб, попытались уйти в сторону своих войск в направлении Смоленска.
Наши истребители после первой одновременной лобовой атаки по бомбардировщикам противника вышли из нее боевым разворотом вверх попарно, с последующей атакой отдельных групп бомбардировщиков сверху сзади.
Командир эскадрильи старший лейтенант Бражнец и его ведомый младший лейтенант Королев после первой атаки в лоб вышли боевым разворотом вверх и перешли в атаку сверху сзади по ведущему звену самолетов Ю-88. Бражнец после третьей атаки с дистанции 150 м сбил один Ю-88. Его ведомый, прикрывая атаки ведущего, одновременно атаковал второй Ю-88 и с дистанции 180–200 м сбил его.
Лейтенант Герман вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Чалмеевым, атакуя второе звено До-215, сбил два До-215.
Бой с бомбардировщиками вели все группы эскадрильи при хорошем огневом взаимодействии между парами [100] и отдельными самолетами при зрительной связи между звеньями. При ведении атаки одной парой вторая пара находилась выше и прикрывала ее атаку. При выходе из атаки первой пары вторая пара производила атаку. Группа истребителей, оттеснив бомбардировщиков противника на линию Бережияны, возвратилась в указанный район и продолжала прикрывать свои войска{96}.
Разделение групп патрулей на более мелкие упростило и управление группами в воздухе. В обязанности командира каждой группы входила организация взаимодействия только 2–3 пар, которые постоянно находились в поле его зрения. Маневр не был стеснен, как прежде, большим количеством самолетов в группе.
В случае участия в бою командиров эскадрилий или полков принцип управления не нарушался. Старший командир, не ограничивая инициативу командиров групп, распределял свои силы и организовывал первую атаку, а с момента вступления в бой, как правило, непосредственно руководил действиями только своей группы.
Например, 7.9.43 г. (приложение 6) командир 42 иап подполковник Шинкаренко во главе группы 6 Як-9 вылетел на прикрытие своих войск в районе Быхов, Паново, Кулагино, Сельцо. При подходе к району южнее Духовщины группа встретила 2 ФВ-190 на высоте 4500 м. Ведущий первой пары старший лейтенант Бражнец и его ведомый младший лейтенант Королев, находясь на высоте 4600 м, внезапно сзади атаковали 2 ФВ-190. Бражнец выполнил атаку с дистанции 50–100 м под ракурсом 0/4, сбил ФВ-190.
В это время к району Духовщины на высоте 4300 м подошла группа бомбардировщиков противника без прикрытия истребителей. Подполковник Шинкаренко дал команду атаковать бомбардировщиков и во главе пары вступил в бой. Наши истребители атаку Ю-88 осуществляли одновременно всей группой, попарно атакуя в заднюю полусферу сверху под ракурсом 1/4–2/4, открывали огонь с дистанции 50–100 м. В результате группа бомбардировщиков рассыпалась. Наши истребители стали уничтожать одиночные самолеты противника.
В конце боя со стороны солнца появились 4 ФВ-190, которые атаковали наших истребителей. Завязался бой. Его вели преимущественно на вертикалях. На третьей минуте [101] боя лейтенант Герман, зайдя в хвост ФВ-190, под ракурсом ¼ с дистанции 150 м сбил его. Старшина Кулагин, находясь выше самолетов, ведущих бой, атаковал с пикирования ФВ-190 и с дистанции 100–150 м сбил его. Оставшиеся два ФВ-190 от боя уклонились и ушли с набором высоты.
Патрулирование истребителей несколькими группами, эшелонированными по высотам, уменьшило угрозу внезапного нападения на них. Если противнику удавалось иногда внезапно атаковать одну из групп наших истребителей, то эффективность такой атаки была незначительной. Этому способствовали повышенная маневренность каждой группы и взаимное их прикрытие от атак сверху.
Избавившись от необходимости непрерывного наблюдения за воздухом в верхней полусфере, наши истребители при патрулировании в средних ярусах получили возможность уделять больше внимания дальнему поиску бомбардировщиков противника и оказывать им организованное противодействие еще на подступах к полю боя.
Для командира дивизии эшелонированное по высотам построение истребителей облегчало управление и наведение их на воздушную цель.
Для отражения нападения истребителей противника или его бомбардировщиков при патрулировании мелких групп командир дивизии мог свободно использовать часть сил своих истребителей, т. е. одну или две группы, в то время как при патрулировании группами большого состава это выполнить было более затруднительно.
При патрулировании мелкими группами, эшелонированными по высоте, представлялась возможность одновременно меньшими силами связать боем вражеских истребителей, а главный удар направить на отражение налета бомбардировщиков противника.
Подтверждает это следующий пример. Три звена 900 иап 8.10.43 г. вылетели в зоны патрулирования. Управление и наведение осуществлялось с КП 240 иад. Первое звено под командованием старшего лейтенанта Данилина в составе 4 Як-9 (приложение 7) прикрывало наши войска в районе о. Езерище. На высоте 4000–4500 м ими были обнаружены две группы бомбардировщиков противника по 9 До-217 под прикрытием 8 ФВ-190, которые находились немного выше бомбардировщиков. С КП дивизии была подана команда «На Невель идут три группы бомбардировщиков атакуйте». Старший лейтенант [102] Данилин повел группу с набором высоты в район Невеля, развернувшись в нижнем слое облачности, подал команду «Атакуем четверкой попарно». Внезапной атакой по противнику сзади из-за облаков (каждый летчик выбрал себе цель) с дистанции 200–150 м прицельным огнем были подожжены 3 До-217, а один До-217 взорвался в воздухе. Старший лейтенант Данилин и его ведомый младший лейтенант Василисин были атакованы двумя ФВ-190. Прикрывающие 2 Як-9, ведущие лейтенант Кожанов и младший лейтенант Сериков, атаку истребителей отбили. При этом один из ФВ-190 был сбит летчиком Сериковым.
Второе звено Як-9 под командованием старшего лейтенанта Просяника было нацелено с КП дивизии на группу самолетов противника (до 40 Ю-87, под прикрытием 8 ФВ-190). Пара старшего лейтенанта Просяника пошла в атаку на бомбардировщиков противника. Те заметили наших истребителей, начали разворот влево и стали уходить на юго-запад. Одна группа Ю-87 встала в круг и одновременно уходила в сторону своих войск, беспорядочно сбрасывая бомбы. Наши истребители атаковали эту группу. Бой велся преимущественно на виражах при хорошем огневом взаимодействии между парами. В результате этого боя наши истребители сбили 3 Ю-87.
Группа из 8 ФВ-190 находилась выше бомбардировщиков и при выходе наших истребителей атаковала их. Всего за этот бой звено сбило 3 Ю-87 и 1 ФВ-190, своих потерь звено не имело.
Третье звено под командованием лейтенанта Лисецкого патрулировало в районе о. Сенница. С КП дивизии сообщили о подходе группы бомбардировщиков. Ведущий на высоте 3000 м обнаружил 10 Ю-88 под прикрытием 4 ФВ-190, идущих бомбить передний край обороны наших войск. Наши истребители атаковали бомбардировщиков противника. Те, заметив наших истребителей, беспорядочно сбросили бомбы и со снижением начали уходить на свою территорию.
Немецко-фашистское командование изучало нашу тактику. Так, противник, непрерывно наблюдая за деятельностью наших самолетов при дежурстве в зонах, для действий своих бомбардировщиков стал выбирать такие моменты, когда у наших истребителей в конце дежурства оставался ограниченный запас горючего; при этом он [103] стремился связать их в это время боем с более крупными силами своих истребителей.
Для устранения пауз в патрулировании во время смены в организацию патрулирования в 240 иад были внесены некоторые изменения. Если по данным радиолокационных станций «Редут» обстановка над полем боя была не напряженной, состав группы уменьшался. Если же авиация противника действовала активно и большим количеством самолетов, то количество в группе увеличивалось до выгодного соотношения сил. В зависимости от обстановки в воздухе интервалы между вылетами отдельных групп также уменьшались или увеличивались.
В тех случаях, когда противник действовал большими группами, следовавшими к линии фронта непрерывной колонной, задача их отражения выполнялась подъемом дежурных истребителей с аэродромов. Перед вылетом на отражение налета истребителям указывались район и высота с таким расчетом, чтобы принцип эшелонированного построения групп по высотам сохранился, а на наиболее вероятных высотах появления вражеских бомбардировщиков было наибольшее насыщение нашими истребителями. При необходимости боевой порядок истребителей уточнялся с КП дивизии.
Группы истребителей, расположенные в нижнем эшелоне, обычно выполняли задачу уничтожения бомбардировщиков противника. Верхний эшелон должен был сковывать истребителей противника, а также прикрывать те группы, которые уничтожали бомбардировщиков.
В районе боевых действий, если истребители прибывали туда раньше противника, каждая группа стремилась построить свой маршрут по треугольнику, направленному своим острием в сторону солнца, а основанием к району патрулирования. После разворота от солнца летчики увеличивали скорость за счет небольшой потери высоты и набирали высоту после разворота в сторону солнца уже за счет приобретенной ранее скорости.
Таким образом, не расходуя дополнительно горючего, наши истребители постоянно располагали необходимым запасом скорости и правильно использовали солнце в качестве маскировки.
В целом в результате проведенных изменений в организации прикрытия войск количество сбитых самолетов противника в полосе действий 240 иад за один групповой воздушный бой увеличилось в 1,3 раза, а удары бомбардировщиков [104] противника стали иенее успешными. Потери наших истребителей при этом сократились в 1,7 раза{97}.
При ведении боевых действий в течение длительного времени весьма важным моментом является сохранение постоянной боевой готовности сил дивизии. Заслуживает внимания решение этого вопроса в 240 иад.
Летчикам хорошо известно, насколько утомительно дежурство в кабине самолета в готовности № 1 в полной летной экипировке летом в жаркий день и зимой в сильный мороз. Летом продолжительность светлого времени составляет 14–16 ч. А это значит, что при дежурстве поэскадрилыю, а их было три в полку, каждый летчик должен был просиживать в кабине самолета ежедневно 5–6 ч. К концу дежурства он сильно уставал и часто при получении команды на вылет действовал недостаточно четко, даже после вылета.
Командир 240 иад ввел в полках способ боевого дежурства, который применялся в ходе боев у о. Хасан и в процессе боевого дежурства на Дальнем Востоке по охране государственной границы. Суть этого способа заключалась в следующем. Летчики, находясь у самолетов, имели все летное снаряжение (парашют, шлемофон, кислородную маску, летные перчатки, планшет с полетной картой и т. д.) в таком положении и порядке, который обеспечивал бы быстрое их надевание и посадку в самолет. Установленные нормативы для взлета из готовности № 1 выдерживались постоянными тренировками каждого летчика и техника самолета.
Летчики, которые не укладывались в нормативы, дежурили по-прежнему в самолетах и продолжали тренироваться до достижения нужных результатов.
С таким способом боевого дежурства на земле ознакомился командующий ВВС главный маршал авиации Новиков А. А. Он дал ему положительную оценку, рекомендовал распространить опыт в других истребительных авиационных соединениях.
Полки 240 иад располагались на отдельных аэродромах рассредоточение по эскадрильям в укрытиях с соблюдением правил маскировки, с тем чтобы обеспечивалась быстрота вылета и ввода в бой. Командир дивизии большое значение придавал состоянию аэродромной сети, которая обеспечивала бы базирование полков дивизии на [105] отдельных аэродромах, а также наличие запасных аэродромов и аэродромов «подскока» для организации засад.
Особенно большое значение при прикрытии наземных войск имело правильное определение момента подъема в воздух своих истребителей. В 240 иад командиры полков и эскадрилий время вылета групп рассчитывали обычно заранее. При этом учитывали предполагаемые районы встречи с противником и базирование своих истребителей, возможную продолжительность полета, время набора высоты, сбора и выхода в район боя, а также местонахождение аэродромов, где истребители должны были произвести посадку после боя.
В тех случаях, когда система наведения обеспечивала встречу с противником на большой глубине, а продолжительность полета не являлась лимитирующей, командир дивизии старался поднять истребители в воздух несколько ранее установленного времени. Нужно заметить, что наиболее пагубным для наших войск являлось опоздание с подъемом истребителей, так как при этом противник мог пройти к линии фронта и истребители встречали его лишь после выполнения удара.
Я уже говорил ранее, что для успешных действий истребителей в воздушных боях важно было организовать их хорошую подготовку на земле.
Так, в 240 иад в каждом полку имелись наборы схем и расчетов для проведения следующих занятий:
по тактике одиночного и группового воздушного боя истребителей с различными типами самолетов противника (схемы силуэтов самолетов противника с огневыми точками и углами обзора и обстрела);
по воздушно-стрелковой и бомбардировочной подготовке;
по аэродинамике, технике пилотирования и штурманской подготовке.
Схемы чертились на ватмане размером 25X50 см, крепились на дюрале, сверху накрывались плексигласом и крепились зажимами. Они складывались в дюралевый ящик такого же размера, комплект получался компактным и легким. Таких ящиков в каждом полку было два. Это позволяло каждому командиру полка проводить занятия с летным составом оперативно и в различных условиях.
В ходе занятий анализировались сильные и слабые стороны своих самолетов и самолетов противника и делались практические выводы, как выгоднее атаковать тот [106] или иной тип самолета противника и с учетом высоты боя.
Вначале эти занятия некоторые летчики считали ненужной затеей, полагая, что на войне теорией некогда и незачем заниматься, нужно воевать.
Однако опыт вскоре показал, что качество подготовки к каждому боевому вылету и боевому заданию в частях дивизии значительно повысилось. Особенно это наглядно было видно по количеству сбитых самолетов противника, наших боевых потерь и летных происшествий, т. е. небоевых потерь.
Вот итоги боевой работы 240 иад за сентябрь 1943 г. Летчики дивизии провели 71 групповой воздушный бой, в которых участвовало в общей сложности 380 наших самолетов и 743 самолета противника. В результате проведенных воздушных боев сбито 153 самолета противника. Свои потери 49 самолетов. Соотношение составило 1: 3,1. В октябре летчики дивизии провели 39 групповых воздушных боев, в которых участвовало всего 128 наших самолетов и 388 самолетов противника. В результате проведенных воздушных боев сбито 69 самолетов противника. Свои потери 20 самолетов. Соотношение составило 1: 3,4{98}.
Разборы боевых вылетов, особенно отдельных неудач и неоправданных боевых потерь, которых можно было избежать, проводились также с использованием этих материалов и макетов самолетов.
Когда летчики возвращались после тяжелого воздушного боя и были сильно возбуждены, для того чтобы объективно проанализировать прошедший бой, в дивизии проводились плановые занятия по одной из учебных дисциплин. Даже если после тяжелого боя летчикам: дать просто свободное время для отдыха, то они все равно будут заняты прошедшим боем. Поэтому и переключали их внимание на вещи, не связанные с прошедшим боем. Часто это была подготовка к выполнению планируемого нового боевого задания, или штурманская подготовка к предстоящему перелету на другой аэродром, или занятие по аэродинамике применительно к своему самолету и т. п. Затем после некоторого перерыва в спокойной обстановке проводился тщательный и подробный разбор действий каждого летчика в прошедшем воздушном бою. [107]
Прикрытие подвижных войск при вводе в прорыв и действии их в оперативной глубине
Успех действий истребительной авиации по прикрытию танковых армий во многом зависел от организации взаимодействия с прикрываемыми войсками и управления.
Наземная и воздушная обстановка при действиях войск в глубине прорыва менялась очень быстро. Трудно было заранее многое предвидеть, чтобы спланировать боевую работу истребителей и организовать взаимодействие.
Разберем боевые действия по выполнению этой задачи на примере 193 иад, прикрывавшей действия 11-го и 8-го танковых корпусов в Висло-Одерской наступательной операции 1-го Белорусского фронта в январе 1945 г.{99}.
Заблаговременно, до начала наступательной операции фронта, командующий 16 ВА еще в ноябре 1944 г. поставил боевую задачу командиру 193 иад быть готовым прикрыть движение 11-го и 8-го танковых корпусов, которые вводились в прорыв в полосе наступления 69-й и 33-й армий.
Боевой опыт совместных действий истребителей с подвижными войсками показал, что там, где взаимодействие было тщательно подготовлено, неизменно достигался успех, последствия которого весьма положительно сказывались на успехе развития наступательной операции в целом.
С учетом этих требований командир 193 иад уделял большое внимание подготовке и организации взаимодействия с 11-м и 8-м танковыми корпусами, а также штурмовыми авиационными дивизиями, обеспечивавшими ввод их в прорыв.
Вначале командир и офицеры штаба дивизии установили личные контакты с руководящим составом прикрываемых корпусов.
На совместном совещании командования взаимодействующих соединений были составлены в соответствии с указаниями командования 1-го Белорусского фронта и командующего 16 ВА специальные планы подготовки [108] и организации взаимодействия путем проведений совместных занятий, учений, игр с последующей практической отработкой всех вопросов взаимодействия на местности в условиях, приближенных к боевой обстановке.
Была составлена плановая таблица взаимодействия истребителей с танковыми частями на фоне района предстоящих действий и рубежей, которые должны будут преодолевать подвижные войска. Особое внимание в ней было уделено вопросам взаимодействия со штурмовой авиацией с началом ввода подвижных соединений в прорыв и до выхода на рубеж, позволяющий танкам маневрировать.
В период подготовки к операции были проведены совместные занятия командиров авиаполков истребительной и штурмовой авиации с командирами частей 11-го и 8-го танковых корпусов.
Летный состав 193 иад обучался умению отыскания и опознавания группировок и своих подвижных войск, которые ему следовало прикрывать.
В дивизии с летчиками были проведены занятия, на которых отработали порядок вступления в связь с подвижными войсками, опознавания сигналов своих войск, целеуказания, а также порядок получения задач от авиационных командиров, находящихся в составе подвижных войск. По картам масштаба 1: 200 000 летчики изучили район предстоящих боевых действий подвижных войск, В подвижные войска выделялись авиационные представители. Была разработана инструкция, определяющая их обязанности.
С офицерами инженерных батальонов, танковых корпусов и офицерами аэродромного инженерного батальона было налажено взаимодействие по вопросам отыскания и строительства посадочных площадок для истребительной авиации на территории, освобожденной от противника подвижными войсками.
На совместных занятиях истребителей со штурмовиками, обеспечивающими прорыв и поддержку подвижных войск в глубине, особое внимание было уделено вопросам управления истребителями в процессе прикрытия войск при ожидаемых высоких темпах продвижения наземных войск в ходе операции.
Было уделено внимание вопросам использования радиосвязи. Опыт предыдущих операций показал, что нередко маломощные радиостанции у авиационного командира, [109] находящегося на наблюдательном пункте командира подвижных войск, не обеспечивали хорошей связи с самолетами. Это затрудняло управление ими в тех случаях, когда наблюдательный пункт командира подвижных войск при их продвижении удалялся на значительное расстояние от аэродромов базирования частей дивизии. Для устранения этого недостатка на наблюдательном пункте командира 193 иад было предусмотрено иметь мощную радиостанцию «РАФ» для связи со штабом дивизии и вызова истребителей в зависимости от обстановки и требований командира подвижных войск. Кроме того, для командира дивизии предусматривалось выделение радиостанции «РСБ» для управления авиацией в воздухе над полем боя. Помимо указанных средств радиосвязи для командира дивизии была подготовлена небольшая оперативная группа в составе офицера оперативно-разведывательного отдела, помощника начальника связи по радио, шифровальщика и офицеров наведения. Офицеры наведения, которые намечались в танковые части и передовые отряды подвижных войск, должны были обеспечиваться радиосредствами танковых частей. Штабом 193 иад совместно со штабами танковых корпусов были разработаны документы но скрытому управлению и сигнальные таблицы.
К началу наступательной операции активность авиации противника значительно повысилась. Над полем боя стали появляться группы по 6–12 ФВ-190, которые пытались наносить удары по нашим наземным войскам, и в том числе по танковым группировкам. Одиночно и парами вражеские самолеты усиленно вели воздушную разведку группировки войск фронта, атаковали узлы управления и штабные автомашины.
16 января 1945 г. началось наступление войск 1-го Белорусского фронта. Командир 193 иад находился с оперативной группой и средствами связи на наблюдательном пункте командира 11-го танкового корпуса. После того как части этого корпуса были введены в прорыв, в первый же день продвижения его передовых отрядов и основных сил в глубину у командира 193 иад возник ряд трудностей в управлении своими истребителями. Командиру дивизии не хватало времени для развертывания своих радиосредств и организации связи со своим штабом, потому что части танкового корпуса находились в непрерывном движении. Кратковременные остановки (на 25–30 мин) [110] также были недостаточны для вступления в связь со своим штабом. По этой же причине командир дивизии не всегда успевал войти в связь с группами истребителей, прикрывавшими движение частей танкового корпуса.
Положение усугублялось еще и тем, что части танкового корпуса двигались впереди пехоты на 20–40 км, а между ними и пехотой находились остатки разбитых частей противника. Это не давало командиру дивизии возможности сделать длительную остановку и вступить в связь со штабом для постановки дополнительных задач своим полкам. Такая остановка потребовала бы выделения специального наряда от танкового корпуса для охраны его оперативной группы, что было явно нецелесообразно, так как это положение привело бы к ослаблению темпов движения танковых частей.
В этих условиях командир дивизии вынужден был использовать радиостанции, установленные на танках как для связи с самолетами, находящимися в воздухе, так и передачи через них задач своим истребителям, которые находились на аэродромах, и штабу дивизии. Со своей стороны начальник штаба дивизии, не получая от командира систематической информации об обстановке в районе боевых действий, принял правильное решение направлять все самолеты, вылетающие на боевое задание, таким маршрутом, чтобы они пролетали над основной группировкой танков, где находился командир дивизии, вступали с ним в связь, уточняли обстановку и получали новые указания. Кроме того, по мере продвижения один самолет-истребитель командир дивизии стал систематически использовать в качестве ретранслятора для передачи приказаний начальнику штаба дивизии. При атом экипаж самолета, получивший от командира информацию об обстановке или новую задачу, немедленно передавал ее в дивизию с борта самолета, а затем дублировал устно после посадки самолета на аэродром. При таком способе организации управления успешно выполнялась задача по прикрытию подвижных войск (приложение 8).
Быстрое продвижение подвижных войск в оперативную глубину расположения противника приводило к необходимости частой передислокации авиации на новые аэродромы, непрерывной смены узлов связи и организации командных пунктов. Штаб 193 иад при прикрытии частей 11 тк в течение января 1945 г. неоднократно [111] был вынужден менять дислокацию своих авиаполков и пять раз перемещать узлы связи.
Прикрытие танковых соединений в оперативной глубине осуществлялось небольшими группами истребителей, которые в зависимости от обстановки действовали либо из положения дежурства в воздухе, либо дежурства на аэродромах (по вызову). Главной их боевой задачей было уничтожать бомбардировщики противника и не допустить прицельных ударов по танковым войскам.
Из опыта боевых действий 3 иак в первой Будапештской операции весьма показателен пример взаимодействия 6 и 13 иад с 2 и 4 КМГ, действующих с рубежа р. Тисса в направлении Кечкемет Будапешт. В этой операции истребители, базировавшиеся на аэродромах, более удаленных от линии боевого соприкосновения, использовались преимущественно для дежурства в зонах по графику, а истребители с передовых аэродромов действовали по вызову командира авиасоединения со своего КП, организованного на ПН командира 2 КМГ.
В начале операции по вызову работали истребители 6 иад, а в последующем после перебазирования и истребители 13 иад.
Таким образом в данной операции при прикрытии подвижных войск применялся комбинированный способ прикрытия.
Командир 6 иад, находясь вместе с командиром КМГ, вошедшей в прорыв, продвигался с подвижными войсками. Имея при себе мощную радиостанцию, он поддерживал непрерывную связь с полками своей дивизии, что позволяло наращивать силы истребителей{100}.
Подвижные войска, войдя в прорыв, быстро продвигались вперед, а истребители при слабо развитой аэродромной сети оставались на прежних аэродромах, расстояние между ними быстро увеличивалось. Если в начале наступления аэродромы истребителей находились на расстоянии 25–40 км от линии фронта, то в ходе преследования противника их удаление иногда доходило до 200 км. В этих условиях были случаи, когда истребители из-за выработки горючего производили вынужденные посадки на соседних аэродромах{101}.
Одной из наиболее сложных проблем была организация [112] аэродромного маневра вслед за наступающими войсками и прежде всего за танковыми соединениями и объединениями. Это было вызвано большими трудностями изыскания площадок для строительства аэродромов в узкой полосе наступления танковой армии (КМГ, танкового корпуса) и недостаточной производительностью имевшейся тогда инженерно-строительной техники.
Этот пример является частным случаем взаимодействия ИА и подвижных войск. В целом же в годы Великой Отечественной войны в целях улучшения базирования авиации, действовавшей в интересах подвижных войск, воздушные армии выделяли усиленные инженерно-аэродромные батальоны, которые следовали в боевых порядках танковых войск и предназначались для восстановления и строительства аэродромов на освобожденной от противника территории. Для этой же цели привлекались силы и средства танковых войск и местное население.
В некоторых операциях танковые соединения получали специальные задачи по захвату аэродромов и удержанию их до подхода частей авиационного тыла.
Так, при наступлении войск 1-го Белорусского фронта в Висло-Одерской операции, как только передовые части 2 ТА 16 января 1945 г. вышли в район Сохачево, захватили аэродром врага, туда вылетели истребители 402 иап во главе с командиром 3 иак. Часть истребителей произвела на него посадку, а другая прикрывала их огнем с воздуха; затем приземлились и остальные истребители. Вокруг аэродрома еще шел бой с гитлеровцами, а на летном поле инженерные части танковой армии уже помогали авиаторам заделывать воронки и ямы. Вскоре транспортные самолеты начали переброску на аэродром технического состава и материальных средств. К концу дня перебазирование авиаполка было закончено, и он приступил к прикрытию 2-й танковой армии. Все это происходило в тылу противника. На западной окраине аэродрома танковые части продолжали громить мотопехоту врага{102}.
Для изыскания аэродромов начали создавать специальные рекогносцировочные группы, которые следовали вслед за танковыми армиями. В соответствии с директивой Ставки ВГК от 22 января 1942 г. до начала операции выделялось в резерв несколько батальонов аэродромного [113] обслуживания, которые двигались вместе с передовыми частями танковых и общевойсковых армий. Эти батальоны немедленно занимали освобождаемые от противника аэродромы и приступали к обслуживанию авиачастей.
В некоторых операциях (например, Висло-Одерская) в качестве взлетно-посадочных полос использовались автострады{103}.
Как правило, над районами прорыва вражеской обороны и ввода в сражение подвижных войск развертывались ожесточенные воздушные бои. Так, за первые пять дней, когда общевойсковые и танковые армии 1-го Белорусского фронта прорывали оборону, истребители 16 ВА провели 599 воздушных боев и сбили 564 самолета противника{104}.
Взаимодействие истребительной авиации зенитной артиллерии ПВО фронта в ходе прикрытия войск
Успех боевых действий истребителей при выполнении боевой задачи по прикрытию наземных войск, как об этом было сказано выше, во многом зависел от правильной, хорошо продуманной организации тесного и непрерывного взаимодействия наземных войск и истребительной авиации.
Как правило, командир и штаб истребительной авиационной дивизии при прикрытии войск на поле боя взаимодействие организовывали с командованием и штабом наземных войск в районах сосредоточения и полосах наступления общевойсковых соединений, а также со средствами ПВО фронта или армии. Взаимодействие организовывалось по задачам, рубежам и времени.
Важнейшим условием непрерывности взаимодействия авиации с наземными войсками было установление сигналов обозначения переднего края, местонахождения передовых частей и опознавание своих самолетов. [114]
В битве под Москвой в основу взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией был положен принцип разграничения зон боевых действий по местности. Зона боя истребителей начиналась на дальних подступах к Москве и доходила до зоны зенитного огня, в которую истребители могли входить только днем для завершения начатой атаки самолетов противника. В этих случаях зенитная артиллерия прекращала огонь.
В октябре 1943 г. при проведении Невельской операции 1-го Прибалтийского фронта основной задачей 240 иад являлось прикрытие поля боя наступающих войск 4-й ударной армии. Для организации тесного взаимодействия с командованием армии командир дивизии свой КП разместил на направлении главного удара армии в 3–5 км от переднего края рядом с КП командующего 4-й армией. КП командира дивизии обеспечивался радиолокационной станцией «Редут» и тремя радиостанциями. С командным пунктом армии была прямая проводная связь.
Для организации взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией штабом 240 иад и штабом командующего артиллерией 1-го Прибалтийского фронта была разработана инструкция по организации взаимодействия истребителей дивизий и частей ЗА{105}. В ней предусматривался порядок оповещения о полетах самолетов противника и своих истребителях службой ВНОС фронта.
В зоне обстрела ЗА истребителям дивизии предоставлялось право атаки любой цели (группы) самолетов противника. В этом случае ЗА прекращала огонь по сигналу истребителей короткое пикирование в направлении цели. Истребители начинали атаку через 20–25 с после этого сигнала.
В случае неблагоприятной для истребителей воздушной обстановки воздушные цели противника «передавались» для обстрела ЗА с таким расчетом, чтобы ЗА могла начать стрельбу у границы зоны огня и успевала поразить противника до выполнения им боевой задачи. Сигналом передачи воздушной цели ЗА служил отход истребителя от цели.
В случае налета больших групп самолетов противника, [115] когда были необходимы совместные действия истребителей и ЗА, преимущество в выборе целей предоставлялось истребителям, а ЗА обстреливала не атакованные истребителями цели. Наведение истребителей на цели производилось как с пунктов наведения ИА, так и с помощью разрывов снарядов ЗА. Пункты наведения по разрывам снарядов выполняли целеуказания. При совместных действиях ИА и ЗА в условиях облачной погоды ЗА поражала цели ниже облаков, а ИА за облаками. Если соотношение сил в воздушном бою было в пользу противника, то истребители стремились увлечь противника в зону ЗА, с тем чтобы она своим огнем отсекала самолеты противника и обеспечила выход из боя своим истребителям.
Интересен один из примеров взаимодействия ИА 4 ВА и ЗА. По личной договоренности командира 216 сад со штабом 56-й армии в марте 1943 г. на Кубани вдоль шоссе Абинская Крымская были расставлены зенитные средства для отсечения истребителей противника от наших самолетов при их возвращении с задания. Зенитчики сзади наших самолетов ставили завесу огня, отсекая этим истребителей противника{106}. [116]