Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Примечания

{1} III Всесоюзный Съезд Советов. Происходил с 13/V по 20/V 1925 года.

Тов. Рыков, оценивая международную обстановку, отметил, что положение характеризуется тем, что «во- первых, изо- дня в день идет рост вооружений во всех странах... во-вторых, параллельно с этими воружениями наблюдаются всякого рода попытки соглашений между отдельными государствами, по существу являющиеся попытками расстановки сил на случай войны». Т. Рыков отметил кампанию клеветы, которая велась против СССР после взрыва Софийского собора, и заявил, что, повидимому, ведется «психологическая подготовка на возможный случай военного нападения на нас». Т. Рыков также остановился в своем докладе на военных соглашениях граничащих с нами государств. Эти соглашения, несомненно, направлены были своим острием против СССР. Последнему обстоятельству (совещанию генеральных штабов в Риге, конференции Прибалтийских стран в Гельсингфорсе) придавал весьма серьезное значение в своем докладе (19/V — 1925 г.) на III Съезде и т. Фрунзе.

{2} Лига Наций, положение о которой было утверждено еще 28 апреля 1919 г., имеет целью обсуждать все вопросы, «которые затрагивают всеобщий мир».

Органами Лиги являются: общие собрания всех членов Лиги, Совет и секретариат. До сих пор ничего конкретного в деле разоружения и обеспечения мира Лигой не сделано. Нижеследующая справка дает представление о работе Лиги.

Резолюцией Совета Лиги, принятой 9 мая 1920 года, была учреждена постоянная совещательная комиссия по разоружению.

В ноябре — декабре 1920 года общее собрание Лиги Наций приняло резолюцию об учреждении временной смешанной комиссии для разработки докладов и предложений относительно сокращения вооружений. Постановлением Совета Лиги от 3 октября 1924 года эта смешанная комиссия была преобразована в комиссию координирования. По инициативе этой комиссии: 1) были сделаны попытки урегулировать международную торговлю оружием (не давшие никаких результатов), 2) был назначен комитет технических экспертов дня изучения химической и бактериологической [50] войны, представивший в 1924 г. доклад по этому вопросу, осуждающий этот способ ведения войны. Пятое собрание Лиги Наций в октябре 1924 г., ознакомившись с докладом, выразило свое определенное отношение к этому роду оружия, но, кроме туманных советов и пожеланий, никаких действительных мер против химической войны не приняло. Конференция по урегулированию международной торговли оружием высказалась несколько определеннее, приняв протокол, ограничивающий торговлю.

Собрание Лиги Наций в 1920 году приняло пожелание, чтобы все члены Лиги не увеличивали своих военных расходов в ближайшем будущем. Это пожелание повторялось и в дальнейшем вплоть до пятого собрания в 1924 году, которое, однако, его не подтвердило, но постановило, чтобы эта проблема была перенесена на общую конференцию.

В сентябре 1922 года собрание Лиги приняло резолюцию о распространении принципов Вашингтонского морского соглашения на страны, не участвовавшие в нем. Во исполнение этой резолюции в феврале 1924 г. была созвана в Риме морская подкомиссия постоянной совещательной комиссии, в работах которой принимала участие и РСФСР. В результате этих работ пятым собранием Лиги в октябре 1924 г. была принята резолюция, гласящая следующее:

а) Созыв новой технической конференции по морскому разоружению представляется излишним.

б) Вопрос о морском разоружении должен обсуждаться как часть общего вопроса о разоружении, который будет рассматриваться на общей конференции по разоружению.

Шестое собрание Лиги Наций в сентябре 1925 г. приняло резолюцию, предлагающую Совету Лиги приступить к подготовительным работам для организации конференции по ограничению вооружения.

Подготовительная комиссия по подготовке конференции по разоружению собралась на первое заседание в мае 1926 года.

Пленарные заседания этой комиссии происходили в мае 1926 года в сентябре 1926 года и в марте 1927 года. Главный спор шел вокруг вопросов: а) нужно ли рассматривать все вооружения, сухопутные, морские и воздушные, как одно целое; б) нужно ли принимать во внимание военный потенциал (военные и экономические ресурсы) стран. Работы подготовительной комиссии никаких положительных результатов не дали в виду разногласий представителей Англии и Франции.

{3} Вашингтонская конференция была созвана 12 ноября 1921 г. 6 февраля 1922 года было подписано соглашение между САСШ, Англией, Францией и Японией об ограничении постройки линейных судов (была принята пропорция между Англией, САСШ и Японией, выражающаяся в цифрах 5:5:3). По соглашению, запрещалась постройка линейных судов с водоизмещением выше 35.000 тонн и установка артиллерии калибра крупнее 16 дюймов. Однако строительство легких сил (крейсеров и подводных лодок) ограничено не было. Это вызвало бурный рост этих сил, что видно из нижеследующей таблицы: [51]

Страны Было боеспособных на 1922–23 г. Всего будет к 1932–33 г. Увеличение против 1922–23 г. в % (с округлением)
Надводные легкие силы Подводные Надводные легкие силы Подводные Надводные легкие силы Подводные
В тоннах
Брит. империя 416.000 87.000 642.000 126.000 + 54 + 45
САСШ 485.000 93.000 604.000 106.000 + 24 + 14
Япония 226.000 66.000 413.000 114.000 + 80 + 72
Франция 63.000 30.000 248.000 89.000 + 300 + 200
Италия 87.000 18.000 187.000 40.000 + 115 + 122

В феврале 1927 года САСШ возбудили вопрос о необходимости ограничить строительство легких морских сил. Это предложение по существу обозначает, что САСШ стремятся обеспечить сохранение своего превосходства на море с затратой наименьших средств, ибо державы, не обладающие первоклассным линейным флотом, будут лишены права строить и легкий флот. Предложение Америки вызвало негодование Франции и других стран. Вашингтонская конференция ни в какой степени не разрешила проблемы сокращения вооружений на море.

{4} Приведем некоторые цифры для иллюстрации роста военно-производственных возможностей капиталистических государств. Во время мировой войны 1914–18 г. французская промышленность по окончании развертывания дала следующую максимальную месячную продукцию:

патроны 100.000.000 шт.
снаряды 75 мм 7.000.000 шт.
снаряды 155 мм 1.500.000 шт.
винтовки 100.000 шт.
пулеметы станковые 6.000 шт.
пулеметы ручные 20.000 шт.
пушки 75 мм 250 шт.
стволы 75 мм пуш. 500 шт.
гаубицы 155 мм 200 шт.
пушки 155 мм 100 шт.
самолеты 2.900 шт.
авиац. моторы 4.500 шт.
танки 400 шт.
порох 10.000 тонн
взрывчатые веществ 27.000 тонн

Ныне, благодаря развитию французской промышленности после мировой войны, присоединению Лотарингии, проведению ряда мероприятий по экономической подготовке страны к войне и т. д., — военно-производственные возможности Франции необычайно возросли. В области производства орудий и снарядов для артиллерии, в деле изготовления самолетов и авиамоторов военно-производственные возможности Франции превышают возможности любого из остальных государств Европы. [52]

В Англии во время мировой войны максимальная месячная военная продукция выражалась в следующих цифрах:

патроны 270.000.000 шт.
снаряды для легкой артиллерии 6.300.000 шт.
винтовки 100.000 шт.
пулеметы станковые 6.000 шт.
пулеметы ручные 6.000 шт.
пушки легкие 500 шт.
самолеты 3.000 шт.
авиационные моторы 2.000 шт.
танки 200 шт.
порох и взрывчатые вещества 40.000 тонн.

После мировой войны сильно, хотя не в такой степени, как во Франции, возросли возможности в области производства танков и отравляющих веществ.

{5} Генри Дуглас Кинг, капитан, член парламента с 1918 г., член Военного совета при военном министре и финансовый секретарь Военного совета (financial secretary).

Военный совет, числящийся при военном министре, состоит из четырех гражданских лиц (из них три члена парламента и четвертый — постоянный товарищ военного министра) и четырех военных (начальника генерального штаба, дежурного генерала, начальника снабжений и начальника артиллерии). Военный совет руководит всей текущей жизнью армии.

Капитан Кинг, наблюдая за отделом военных заготовок, выступает в парламенте по всем вопросам, связанным с финансами армии и с вопросами военного снабжения. Собственно же финансовыми вопросами в армии (денежное довольствие, сметы и проч.) ведает постоянный (не парламентский) товарищ военного министра (permanent under secretary) Герберт Криди, но он в парламенте, по установившемуся обычаю, не выступает, так как не является членом Палаты общин.

{6} Вортингтон-Эванс, «достопочтенный сэр Лэминг», в 1917 году пожалован титулом баронета. В 1890 г. был принят в адвокатское сословие» в котором состоял до 1906 г. С 1910 по 1918 г. член палаты от Кольчестера, а с 1918 г. от Эссекса. Принадлежит к составу консервативной партии, однако до последнего времени не причислял себя к числу «твердокаменных».

Служебная карьера Вортингтона-Эванса протекала блестяще. В 1916 г. он исполнял обязанности контролера департамента министерства иностранных дел, в 1916–18 г. он парламентский секретарь министерства снабжений, а уже в 1919–20 г. министр пенсий, 1920–21 г. — министр без портфеля. Впервые он был назначен военным министром в 1921–22 г., позднее [53] был министром почт и телеграфов — в 1923–24 г., а затем вновь был назначен военным министром в кабинете Болдуина.

Военная подготовка и военный стаж Эванса незначительны. В молодости он служил во 2 Мидльсекском полку, откуда ушел в отставку в чине капитана в 1898 г. Во время мировой войны он состоял зауряд-майором в действующей армии (октябрь 1914–15 г.).

Эванс — умный, но не блестящий политик. Особенной популярностью даже в рядах своей партии не пользуется. Однако, работоспособность, хороший организаторский талант, трезвый ум выдвинули его на пост военного министра. Последние антисоветские выступления Эванса весьма симптоматичны: они свидетельствуют о том, что в отношении к СССР даже умеренные консерваторы начинают усваивать психологию и тактику твердокаменного, реакционного крыла консерваторов.

{7} Нокс, сэр Альфред Вильям, Фортекс, генерал-майор, родился 30 октября 1870 г.

Начал военную службу в 1891 г. в полку Королевских Ирландских стрелков. С 1898 г. по 1903 г. был адъютантом лорда Керзона в Индии с 1911 по 1918 г. был военным атташе английского посольства в Ленинграде. Во время мировой войны он был в ставке главнокомандующего Свои впечатления и наблюдения он изложил в книжке «С русской армией в 1914–17 гг.». После Февральской революции Нокс принимал активное участие в попытках побудить русскую армию перейти в наступление. Нокс вместе с Керенским объезжал фронт и выступал на митингах, убеждая солдат сохранить верность «союзникам».

Особенную известность приобрел Нокс, будучи начальником британской миссии в Сибири, при белогвардейском правительстве Колчака (1918–20). Вот как его характеризует цитированный тов. Ворошиловым Гинс:

«Генерал Нокс нередко поругивал Омскую власть, но всегда по-дружески. Он искренне ненавидел большевиков, понимал тяжесть борьбы с ними и оказывал полную поддержку Омскому правительству» (Г. К. Гинс. «Сибирь, союзники и Колчак». Пекин 1921 т. т. II стр. 60).

Нижеследующая телеграмма, посланная Ноксом адмиралу Колчаку, дает яркую характеристику политической физиономии нынешнего твердолобого депутата английского парламента. Вот что телеграфировал Нокс 8 февраля 1918 года. «Верховному правителю: Выражаю Вам, адмирал, полную надежду о счастливой успешной поездке на фронт. Глубоко уверен, что Ваше пребывание там ободрит и вольет новую энергию в сердца лучших людей Сибири, которые дерутся не только за Россию, но и за весь цивилизованный мир против ужасного большевистского кошмара» (ibidem, стр. 124).

Во время выборов в 1924 г. Нокс прошел в парламент от консервативной партии. Нокс, как человек, долго живший в царской России и у белогвардейцев в Сибири, считается у консерваторов «знатоком» русских вопросов. В парламенте Нокс занял место в рядах наиболее реакционного [54] крыла «твердокаменных» консервативной партии. Консерваторы не поручают Ноксу крупных политических выступлений или речей, но он очень активен в «запросах» по делам СССР в парламенте. Непримиримый враг СССР, Нокс вместе с командором Локкер-Лемсоном специализируется в деле распространения клеветы и инсинуаций против Республики рабочих и крестьян.

{8} Французская армия, достигшая наибольших результатов и успехов в машинизации, и та отводит существенное место моральным факторам и качеству подготовки войск.

Так, во французском наставлении о действиях крупных войсковых соединений, изданном еще в 1921 г. — в докладе Комиссии по составлению устава, работавшей под председательством маршал Петэна, пишется: «Опыт войны подтвердил еще раз, что, чем более усовершенствовано оружие, тем более тщательной должна быть подготовка; он показал также первостепенную важность моральных факторов: смелость, дисциплина, патриотизм остались главнейшими силами армии, а дух самопожертвования и воля к победе являются всегда залогом конечного успеха».

{9} Приводим некоторые примеры, иллюстрирующие достижения в боевой подготовке частей Красной армии:

1) Средняя продолжительность подготовки батареи к открытию огня с закрытой позиции в 1925 г. была: при уточненной стрельбе — около 1 ½ часов, а при обыкновенной 25–30 минут. В настоящем учебном году мы ставим задачей соответственно: для уточненной стрельбы — 20–25 минут, а для обычной 3–4 минуты.

2) Пристрелка цели при помощи летчика в 1925 г. требовала около 1 часа, а в прошлом году 20–25 минут. Наше требование для этого года — 10–15 минут.

3) Телеграфист бывшей царской армии, после службы в 3 года, передавал 60 знаков в минуту, а красноармеец, после окончания двухлетнего срока, в среднем передает 80 знаков.

4) Саперные части ставились на работы, по соглашению с местными властями, по постройке мостов и дорог; работы, кроме того, что предоставили частям необходимую практику, заслужили отличные отзывы. Всего за лето 1926 г., не считая работы по железной дороге Орша-Лепель, инженерными частями произведено полезных работ: мостов около 3.000 пог. метров и на дорожных работах свыше 25.000 кб. метров земляных отрывок.

5) Железнодорожные войска построили железно-дорожную ветку Орша-Лепель, длиною 132 км; успешность этой работы, отмеченная награждением 4 желдорполков орденами трудового Красного Знамени, повела к тому, что все железнодорожные полки в этом году ставятся на другую большую работу, с привлечением части саперных батальонов.

6) Понтонеры наводят свои мосты со скоростью, не уступающей иностранным армиям и превышающей старую армию. Мост на Днепре под Киевом был наведен в 38 минут. [55]

{10} Следующие цифры из опыта мировой войны характерны для определения потребного размера резервов на случай вооруженного столкновения (цифры с округлением):

Главные участники мировой войны Перед войной Всего до окончания войны
Россия 1.300 т. 18.000 т.
Франция 880 т. 9.000 т.
Великобритания 240 т. 9.000 т.
САСШ 100 т. 3.800 т.
Германия 750 т. 13.000 т.

{11} Сверх цифр, которые имеются в письменном докладе и иллюстрируют рост технических средств, приводим следующие данные:

Количество артиллерийских выстрелов израсходованных:

1) В Франко-Прусскую войну 1870–71 г. германская армия — 817.000

2) В Русско-Японскую войну в 1904–1905 г. — русская армия — 1.200.000

3) Империалистическая война 1914–18 г. (приблизительно)

Антанта — 450.000.000

Союзники — 350.000.000

Эти 800 миллионов снарядов стоят, примерно, 40 миллиардов довоенных рублей, что, при общей величине расхода на мировую войну в 160 миллиардов довоенных рублей, составит 25% всей стоимости войны.

{12} «Закон об организации нации на время войны» утвержден французским парламентом 7 марта 1927 г. и входит основной частью в общую систему военного законодательства, охватывающую: 1) закон об общей организации армии, 2) закон о кадрах и действительной службе, 3) закон о воинской повинности, 4) закон о продвижении по службе личного состава армии, 5) закон о Главном штабе, 6) закон о службе штабов, 7) закон об общей организации нации во время войны, 8) закон о военносудебных учреждениях, 9) закон о кадрах резерва.

«Закон об организации нации во время войны» разбивается на следующие отделы: 1) основные принципы, 2) об использовании личного состава и материальных ресурсов, 3) о руководстве военными действиями, 4) об организации экономики во время войны, 5) о районировании.

«Мобилизация нации» понимается, как совокупность мероприятий, предусмотренных еще в мирное время, направленных к плановому переходу от мирного времени к организации военного времени. [56]

В первой главе закона определяются обязанности всех граждан Франции и французского правительства в деле подготовки страны к обороне; в каждом министерстве организуется специальный орган по подготовке, под руководством которого министерства прорабатывают план и журнал мобилизации.

Национальная мобилизация охватывает:

1) Использование всех средств сообщения (транспорт и связь) для удовлетворения военных нужд и совокупности потребностей страны;

2) мероприятия по удовлетворению потребности в предметах снабжения вооруженных сил страны в целом и неотложных нужд гражданского населения;

3) мероприятия, предусматривающие внесение изменений в действующее законодательство, регламентирующие взаимоотношения граждан между собою и с государством;

4) создание соответствующего настроения, способствующего использованию ресурсов страны в интересах обороны.

Во второй главе закона предусматривается право государства на отчуждение необходимых ему материальных ценностей и изобретений.

В третьей и четвертой главах фиксируется организация всей подготовки к обороне, а также формы руководства во время войны.

В пятом разделе закона формулируется общее положение по районированию страны, при чем объяснительная записка по этому разделу указывает, что в результате осуществления мероприятий, намеченных в законе, явится слияние военных, экономических и административных районов.

Следует отметить, что, по указанному закону, все легальные рабочие организации в определенных случаях, а также во все время войны переходят в подчинение соответствующим правительственным аппаратам.

{13} Приводим краткие справки о законах, определяющих подготовку государств к войне в других (кроме Франции) странах:

1) В САСШ с 1920 г. действует «Акт о национальной обороне» который включает в себя не только положения о численности и организации вооруженных сил, но и положения о подготовительной работе по мобилизации всей частной промышленности.

2) В конце 1925 г. и в Италии принят правительством специальный закон «об организации нации для войны». Этот закон совпадает в целом с изложенным выше французским законом.

3) В конце 1926 г. японский Генеральный штаб дал прессе сведения о мероприятиях по подготовке к войне, из коих вытекает, что и там ведется громадная и очень упорная работа по мобилизации всех средств страны. При каждом министерстве созданы мобилизационные органы. При военном министерстве учреждено Управление всеобщей мобилизацией во главе с ген.-майором Матсуки (бывший генеральный секретарь Военно-экономического комитета).

4) Комитет обороны государства в Польше ведет аналогичную работу и уже дал всем министерствам необходимые указания по мобилизации всех средств государства. [57]

{14} На Западе уже имеются значительные практические достижения в деле вовлечения общественных организаций в военное строительство. Так:

а) В Англии в военном строительстве участвуют: Кадетский корпус, 120.000 человек — это части по допризывной подготовке молодежи при низших школах, заводах и учреждениях; получает от государства субсидии (15.000 фун. стерл. в 1926 г.); частные военные организации религиозной молодежи численностью 50.000 человек (от государства субсидий не получают); бойскауты — численностью 300.000 человек (субсидии от государства не получают); стрелковые клубы (1.500 клубов) — численностью около 150.000 человек (субсидий не получают).

Во всех доминионах и крупных колониях широко развит стрелковый спорт.

б) В Америке существуют 3 категории общественных организаций, участвующих в военном строительстве страны: чисто военные — гражданские лагеря военного обучения, полувоенные — бой-скауты и национальные стрелковые общества, гражданские — американский легион и патриотические и военно-политические союзы и общества. Гражданские лагеря военного обучения — численностью 35.000. Цель — военно-политическая и военная подготовка молодежи вне школы. Получают субсидии от военного ведомства (2,8 милл. долларов в 1926 г.). Бой-скауты — численность 570.000. Цель — военно-политическая и допризывная подготовка юношей. Стрелковые общества — 4.600 организаций, численность 237.000 членов; получают субсидии (102.000 долл. в 1926 г.).

Гражданские общественные организации (800 разных патриотических, спортивных, общественных организаций) насчитывают несколько миллионов членов.

Американский легион, это — организация участников войны, насчитывает 638.500 человек.

в) Во Франции имеется около 10.000 спортивных и стрелковых организаций. Получают субсидии (в 1926 г. до 8.101.000 франков).

г) В Италии, кроме фашистской молодежи (300.000), имеется еще два фашистских общества: «Баллил», охватывает детей от 9 до 13 лет, и «Авангард фашизма» — от 13–18 лет.

д) В Финляндии, Эстонии и Латвии существуют мощные военные союзы, организация коих однотипна:

В Финляндии «Щуцкор» 95.000 чл.
В Эстонии «Лига защиты» 25.000 чл.
В Латвии «Организация защиты» 30.000 чл.
Итого 150.000 чл.

Все эти организации находятся в тесной связи с военным ведомством и получают правительственные субсидии. [58]

е) В Польше существует целый ряд союзов, способствующих делу обороны:

Союз стрелковый около 280.000 чл.
Сокол около 60.000 чл.
Гарцер около 80.000 чл.
Союз Галлеровцев около 20.000 чл.
Союз довборчиков около 15.000 чл.
Союз повстанцев и воинов около 30.000 чл.
Союз колонистов около 30.000 чл.
Союз офицеров и унтер-офицеров запаса около 50.000 чл.
Итого около 565.000 чл.

Их деятельность сводится к развитию физкультуры, военной подготовке и политическому воспитанию членов в духе великодержавного государства.

Подобные же организации имеются и в других капиталистических странах.

{15} Бюджеты взяты в червонных рублях; при перечислениях принят коэффициент 1.90.
{16} Процентное соотношение вычислено, исходя из 3.875 милл. руб., фактически израсходованных, по предварительным данным НКФ, в 1925/26 г. и утвержденных сессией ЦИК СССР в 5.002 милл. руб. на текущий год.
{17} Цифры по Англии не показательны, вследствие резкого падения производства во время угольной забастовки.
{18} С Канадой и Австралией.
{19} С Канадой, Австралией и Индией.
Список иллюстраций