Критический очерк
Изложение доктрины и очерк полемики дали читателю возможность ознакомиться со всеми идеями Дуэ. До сих пор изложение велось совершенно объективно; автор систематически воздерживался от высказывания своего личного мнения.
Будучи теперь во всеоружии, я приступаю к критическому разбору доктрины. Последующие главы будут, само собой разумеется, иметь только цену личных суждений; другого веса им придавать не следует.
Четвертая часть будет содержать, во-первых, очерк эволюции доктрины, которую как будто выявило изучение трудов Дуэ с 1921 г.
Затем будут рассмотрены критические замечания французских авторов, выступавших в печати после 1930 г. и которым Дуэ не мог ответить.
Наконец, мы постараемся выявить специфически итальянские части доктрины, спорные ее идеи и части, носящие общий характер.
В этом критическом очерке мы будем говорить только о доктрине в ее окончательной форме, придерживаясь следующего порядка:
Эволюция доктрины.
Французская критика доктрины.
Специфически итальянские идеи.
Спорные идеи.
Идеи общего характера. [166]
Эволюция доктрины
Из глав, излагающих доктрину в ее окончательной форме, можно составить себе неправильное представление о монолитном блоке. В действительности же чтение трудов Дуэ, появившихся с 1921 г., повидимому, вскрывает эволюцию, правда, не коснувшуюся сути воздушной доктрины, окончательно наметившейся в своих основных чертах еще в 1921 г., но касающуюся некоторых приемов, а главное выразившуюся в изменении плана. Дуэ, стоявший сперва на частной точке зрения воздушника, постепенно поднялся до самой общей точки зрения государственной обороны. Доктрина, первоначально касавшаяся почти исключительно воздушных сил, распространилась на всю совокупность вооруженных сил. Но уже с самого начала она содержала в зародыше то, что должно было стать ее окончательной стадией.
1-я стадия 1921 г.
В 1921 г. «Господство в воздухе» было написано с основной мыслью об эффективности (коэфициенте полезного действия). Эту мысль мы встречаем на каждой странице. В главе I «Господства в воздухе» мы читаем:
«Поскольку война (мировая) окончена, постольку исчезла крайняя необходимость стремиться к скорейшему получению хотя бы и минимального коэфициента полезного действия; сейчас необходимо работать совершенно иным методом, а именно изучать способ получения максимального коэфициента полезного действия с минимальными средствами» (1921 г.).
Но изучаемый коэфициент полезного действия касается главным образом воздушных сил. Уже в главе II «Господства в воздухе» мы находим вопрос, который непрестанно будет повторяться до конца, так и не находя ответа:
«При современном состоянии воздушного флота сможет ли самая сильная армия, развернутая в Альпах, и самый сильный флот, крейсерующий в наших морях, действительно помешать в будущей войне подготовившемуся соответствующим [167] образом противнику разрушить, если ему вздумается, Рим, Милан, Венецию или любой из наших ста городов?» (1921 г.){154}.
В основу новой доктрины положен переворот, вызванный авиацией, переворот, вытекающий из наступательных свойств нового боевого средства, которые лишают неподготовленного противника времени и средств для принятия необходимых мер. Никакой обороны нельзя противопоставить этому новому оружию, которое способно поражать противника в самое сердце, нанося ему смертельный удар.
В 1921 г. дается точное определение господства в воздухе, о котором Дуэ говорил еще в 1909 г. При этом подчеркивается значение господства в воздухе, а также возможность теперь же добиться его и огромные последствия завоевания его.
«Завоевать господство в воздухе значит победить, а потерпеть поражение в воздухе значит быть побежденным» (1921 г.).
Конечный вывод заключается в том, что государственная оборона может быть обеспечена только воздушными силами, способными в случае войны завоевать господство в воздухе. В этой идее ясно сказывается ведомственная точка зрения воздушника.
Орудием, предназначенным для завоевания господства в воздухе, будет воздушная армия главное орудие государственной обороны, способное сражаться в воздухе и бомбардировать наземные цели.
Еще в 1921 г. Дуэ отмечает, что все свойства, основанные на скорости самолетов, имеют неустойчивый характер, [168] а следовательно, ненадежны: преимущество в скорости может в один прекрасный день исчезнуть. Если все расчеты строились на скорости, то с исчезновением скорости все рушится.
Подробно указаны отличительные особенности воздушной войны: преобладание наступления, бессилие обороны.
Организация должна обусловливаться намеченной целью. И Дуэ уже отмечает, что «средства, которые страна выделяет на свою оборону, распределяются при помощи эмпирических методов таким путем, что правильное соотношение может получиться лишь вследствие благоприятного стечения обстоятельств» (1921 г., стр. 126–127).
Поэтому он требует:
1) органа, который устанавливал бы наиболее правильное соотношение между сухопутными, морскими и воздушными силами и распределял бы в этом же соотношении средства на оборону;
2) органа, который был бы готов в случае войны принять командование над совокупностью всех трех видов вооруженных сил для согласования их действий.
Дуэ поднимается уже до понимания государственной обороны в целом: здесь эта идея остается чисто теоретической и ограничивается организационными проблемами.
В 1922 г. Дуэ еще определеннее требует создания единого министерства, ведающего подготовкой вооруженных сил, с тремя вице-статс-секретарями (армия, флот, авиация), и, кроме того, единого командования всеми вооруженными силами. Известно, что в Италии единое министерство было осуществлено в 1927 г., упразднено в 1929 г. и восстановлено в 1933 г.; с другой стороны, с 1927 г. маршал Бадольо состоит начальником объединенного генерального штаба. Итак, созданы все органы управления и командования, требуемые Дуэ.
В 1921 г. Дуэ допускает одновременное существование воздушной армии и вспомогательной авиации, первой независимой, второй подчиненной соответственно командующим сухопутной армии и морских сил. Очень выпукло выступает преимущественное значение воздушной армии, предназначенной для завоевания господства в воздухе.
Что же касается воздушной обороны экскадрильями истребителей [169] или зенитной артиллерией, то он считает ее мало действительной.
Некоторые мысли уже прокладывают дорогу доктрине в ее начальной форме. Дуэ требует, «чтобы воздушным силам начали придавать то значение, которого они заслуживают..., и чтобы была признана следующая идея компромиссного характера: стремиться к постепенному уменьшению сухопутных и морских сил и к постепенному росту воздушных сил, способных завоевать господство в воздухе» (1921 г., см. стр. 74).
Это туманная идея и вместе с тем опасная, поскольку она является в действительности лишь приемом исполнения без какой-либо руководящей идеи, кроме стремления повысить удельный вес авиации только потому, что ей придается большое значение.
2-я стадия 1927 г.
В 1927 г. теория Дуэ проделывает эволюцию в направлении, наметившемся еще в 1921 г., и попрежнему с идеей о коэфициенте полезного действия воздушных сил.
Добавление к «Господству в воздухе» от 1927 г. начинается признанием:
«Я хотел доказать существенное значение независимой авиации, но я допускал одновременное существование вспомогательной авиации, которое теперь я считаю несовместимым с существованием воздушной армии. Я сознаюсь, что это было малодушием, но чего не сделаешь, чтобы обеспечить торжество здравого смысла?» (1927 г.){155}.
Упразднение вспомогательной авиации и есть новая идея 1927 г., основанная на рассуждении, объявляющем эту авиацию излишней, бесполезной и вредной. [170]
Целью ее упразднения является усиление воздушной армии, на которую возлагается завоевание господства в воздухе.
Борьба в воздухе попрежнему характеризуется двойной способностью, требующейся от воздушной армии: сражаться в воздухе и поражать наземные объекты. Основным условием является нападение на наземные цели. «Меньшим из двух зол было бы отсутствие средств воздушного боя: однако, воздушная армия, обладающая только бомбардировочными средствами, является лишь зародышем воздушной армии».
Оборона в воздухе попрежнему считается бессильной: воздушная оборона потому, что она требует больше сил, чем нападение; противовоздушная потому, что потребовалось бы слишком много сил, чтобы достичь хоть некоторой эффективности. Дуэ считает, что средства, затраченные на создание противовоздушной обороны, гораздо целесообразнее было бы использовать для усиления воздушной армии, так как единственный действительно эффективный способ, чтобы обеспечить свою территорию и свое море от воздушных нападений, заключается в завоевании господства в воздухе.
Вновь приводятся технические данные самолетов; они, примерно, те же, что и в 1921 г. в отношении самолетов воздушного боя и бомбардировщиков.
Но успехи самолетостроения открывают перед Дуэ новую возможность, которую он немедленно и использует. Основой воздушной армии должен быть новый тип самолета боевой самолет (тяжелый бомбардировщик); боевой самолет сочетает в себе способность к воздушному бою и способность поражать наземные объекты (боевую мощь и бомбардировочную мощь).
Дуэ требует от самолетов нового качества, которое он называет эластичностью свойств. Оно заключается в способности брать в дальний полет много горючего и мало бомб и, наоборот, когда предстоит ближний перелет, брать мало горючего и много бомб; необходимо иметь возможность варьировать груз.
По мнению Дуэ, боевой самолет легко может быть создан уже в настоящее время, но на эксплоатацию он может поступить только в ближайшем будущем: [171]
«...Если бы мы заявили, что современные воздушные силы различных государств могут решить судьбы войны, мы высказали бы мысль не парадоксальную, а прямо абсурдную. Но это ровно ничего не значит, ибо вовсе не сказано, что современные воздушные силы являются тем, чем они в действительности должны были бы быть» (1927 г., см. стр. 206).
3-я стадия 1928–1930 гг.
Третья стадия дает нам доктрину в ее законченной форме, ищущей максимального коэфициента полезного действия всей совокупности вооруженных сил; только теперь теория поднялась до уровня военной доктрины. Это уже доктрина, так как представляет собой совокупность идей, охватывающих все общие проблемы, которые ставятся применением и организацией всех трех видов вооруженных сил. Быть может, это единственная существующая в настоящее время доктрина столь общего характера. Она была изложена и обсуждена в ряде статей, опубликованных Дуэ с декабря 1927 г. по март 1930 г. К этому времени Дуэ окончательно отказывается от ведомственной точки зрения офицера-воздушника: он становится противником всякого партикуляризма.
Дуэ с большой четкостью повторяет основную идею, высказанную им еще в 1921 г., а именно, что существует только одна сфера войны или, скорее, что война представляет собою единое целое, которое нельзя произвольно делить перегородками. Отсюда он делает новые выводы. Деление войны, мало оправдываемое логикой, когда борьба могла происходить только на суше или на море, становится совершенно бессмысленным с того времени, как борьба распространилась и на воздух, так как воздух господствует и над сушей и над морем; воздушные операции переплетаются с сухопутными и морскими.
Дуэ устанавливает, как правило, что, прежде чем переходить к изучению частностей, необходимо разрешить самую общую проблему: государственной обороны в целом.
И он сам приступает к изучению этой общей задачи. Это приводит его к распределению кредитов между тремя [172] видами вооруженных сил уже не на основании неясных соображений, а в строгой зависимости от их задач.
Он изучает опыт мировой войны и выводит из него определение образа действий, которого можно придерживаться в каждой их трех сфер. Самыми легкими обсчитает: на суше и на море оборону, в воздухе наступление.
Изучение коэфициента полезного действия, которого он добивается для всей совокупности вооруженных сил, подтверждает ему, что наивысший коэфициент полезного действия можно получить при следующем распределении задач: сопротивляться на земной поверхности, чтобы вести наступление с воздуха.
Решение вопроса о подготовке заключается в том, чтобы выделить наземным силам средства, строго необходимые им для возможности сопротивляться, а весь остаток средств предоставить воздушным силам, на которые возлагается задача добиться решения.
Поэтому все ресурсы, выделенные на воздушные силы, должны быть использованы для создания возможно более сильной воздушной армии.
Исполнительницей наступательной задачи в воздухе является «боевая» авиация. Она будет применяться в массе для нападения на наземные объекты, причем она не должна искать воздушного сражения, но должна быть готова принять его, если к нему представится случай.
Общий синтез обороны страны приводит к определению четырех сфер: сухопутных операций, морских операций, воздушных операций против тыла противника, воздушной обороны своей территории.
В полемике Дуэ все время возвращает своих оппонентов к своей основной идее: добиваться высокого коэфициента полезного действия всей совокупности сил, хотя бы в ущерб отдельным частным коэфициентам полезного действия, вытекающим из малоэффективных ведомственных точек зрения.
Эволюция, проделанная Дуэ, свидетельствует о неизменности его точки зрения. Доктрина в ее окончательной форме составляет одно целое, которому нельзя отказать в связности. [173]