Характер пограничных операций{200}
Старые, привычные представления о сосредоточении массовых армий по железным дорогам к границам и о массовом характере пограничных сражений уже не могут соответствовать действительным условиям и средствам войны, сложившимся на сегодняшний день.
Пограничная полоса стала очень уязвимой со стороны противника. В первую очередь эту уязвимость создают воздушные силы, во вторую механизированные соединения, усиливаемые пограничной конницей и стрелковыми частями на автомобилях.
Действия мехвойск опираются на сковывание тыла противника, на разрушения его железнодорожных средств, на массовую выброску авиадесантов, производимых воздушными силами.
Этот новый характер пограничных действий, во-первых, может сорвать производство мобилизации в пограничной полосе и, во-вторых, сорвать сосредоточение к границам массовой, многомиллионной армии.
Само собой понятно, что такое положение делает мало реальным и отмобилизование в крупном масштабе войск прикрытия, в связи с чем самая система прикрытия должна быть совершенно перестроена.
Необходимо последовательно, по элементам и этапам, рассмотреть этот вопрос.
Производство мобилизации
Организовать надежную противовоздушную оборону районов мобилизации в пограничной полосе практически невозможно.
В первую очередь отпадает организация сборных пунктов в связи с трудностью их обороны. Если сборные пункты стали пережитком и с точки зрения самой техники мобилизации, то в связи с угрозой авиации в пограничных районах их организация совершенно отпадает. Иначе мобилизуемые массы были бы деморализованы и частично уничтожены еще до прибытия в части.
Наиболее выгодным приемом является персональная приписка мобилизуемых контингентов к частям. Это касается также и поставки лошадей, и всех видов транспорта. Таким путем может быть достигнута максимальная децентрализация и минимальная уязвимость мобилизации с воздуха. [212]
Однако эта меньшая уязвимость почти исчезает, если районы мобилизации достаточно велики и требуют железнодорожных перевозок. В этом случае не менее сборных пунктов будут уязвимы станции погрузки, на которых не будет ни времени, ни средств для организации сколько-нибудь надежной противовоздушной обороны (ПВО). Станции выгрузки обычно в районе расположения кадровых войсковых частей будут защищены более надежно.
Движение мобилизованных людских масс, как без сборных, так и со сборных пунктов, вплоть до войсковых частей производится без их вооружения. Движение больших масс без строгой организации и вооружения чревато большими опасностями и неожиданностями. В современных условиях вполне осуществимо организовать массовый, но широко разбросанный сильно вооруженный десант, который будет сильнее вооруженных сил местных властей и против которого будут совсем беспомощны мобилизованные массы населения. Пропаганда и деморализация, которые принесет авиация противника, могут полностью сорвать и развалить мобилизацию.
Кадры войсковых частей могут, конечно, вступить в бой с десантами, но, во-первых, они сами могут быть атакованы мехчастями и конницей из-за границы, в условиях полной изолированности, создаваемой десантами, и, во-вторых, шансы на успех в действиях против авиадесантов, которые будут применять подвижную партизанскую тактику, невелики. Кадры должны будут, главным образом, охранять свои мобилизационные базы.
Как же должна строиться теперь система прикрытия мобилизации?
На этот вопрос обстоятельный ответ можно будет дать лишь дальше, после рассмотрения условий стратегического сосредоточения и глубины полос авиационного поражения.
Пока что можно сделать лишь следующие выводы:
1. Войсковые соединения в пограничной полосе должны иметь штаты, близкие к штатам военного времени.
2. Приписка людей, лошадей и всех видов транспорта к этим частям должна быть основана на коротком сборе их пешим порядком, без использования железнодорожного транспорта, т. е. в районе до полуперехода.
3. Использование основной массы людей приграничных полос может предназначаться только для второочередных формирований.
4. Конские и транспортные ресурсы могут быть использованы подходящими с тыла войсковыми соединениями.
Стратегическое сосредоточение
Противовоздушная оборона железнодорожных перевозок может быть более или менее успешно осуществлена в районах железнодорожных узлов, но почти не осуществима на перегонах. [213] Зенитное вооружение воинских и прочих эшелонов не может быть очень серьезным, особенно против внезапно атакующих штурмовиков, так как с поезда трудно заметить или услышать приближение самолетов, летящих укрыто, используя складки местности. Авиационные десанты еще более прочно могут закрепить этот срыв сосредоточения как путем создания крушений эшелонов, так и путем взрывов мостов.
Чем длительнее и массивнее будет сосредоточение по железным дорогам, тем больше шансов будет иметь авиация для его дезорганизации. Казалось бы, что выход из положения следует искать в сокращении сроков сосредоточения, но это потребовало бы максимально напряженного графика движения, а при таком напряжении и при наличии аварий, причиняемых авиацией, транспорт может быть совсем охвачен параличом. Поэтому современная практика период сосредоточения не только не сокращает, но, наоборот, удлиняет путем создания факультатива, т. е. путем неиспользования графика движения в очень больших процентах. Таким образом, выход из положения стараются найти в архипассивном средстве факультативе, который растягивает наиболее рискованную и ненадежную современную операцию, стратегическое сосредоточение.
Если смотреть на дело здраво, то станет ясным, что факультатив это не выход из положения, что это ни больше ни меньше как страусовая тактика. В самом деле, гарантирует ли факультатив, помимо планово гарантированной затяжки сосредоточения, возможность окончания самого сосредоточения?
Сделаем расчет.
Для производства крушения идущего эшелона днем достаточно штурмовой атаки одного звена (3 самолета, 24 бомбы).
Для восстановления движения на перегоне, где совершено крушение поезда, при наличии готовой летучки и путевой роты требуется 5–6 часов, а при заражении места крушения поезда отравляющими веществами (OB) 7–8 часов.
Таким образом, штурмуя эшелоны на какой-либо дороге через каждые шесть часов, мы можем при наличии четырех звеньев (12 штурмовиков) совершенно прекратить на этой дороге движение при условии, что летчики будут иметь лишь один вылет в сутки. Положим, далее, что в основном стратегическое сосредоточение должно быть закончено в течение одного месяца. Потери авиации за год войны исчисляются до 400 процентов. Предположим, что штурмовики будут нести большие потери, например 100 процентов в месяц. Тогда мы получим, что на данной железной дороге можно сорвать все сосредоточение при наличии 12 самолетов в строю и 12 в резерве (12 самолето-потерь на каждую дорогу).
Если, например, к какой-либо границе ведет 10 железных дорог, то для срыва стратегического сосредоточения, производимого [214] этими дорогами, надо иметь 120 самолетов в строю и 120 в резерве (120 самолето-потерь).
Если даже увеличить принятую выше норму потерь, то все же станет ясным, что любая страна, имеющая сильную авиацию, может сорвать стратегическое сосредоточение вне зависимости от того, построено оно или не построено на наличии факультатива.
Глубина возможного срыва мобилизации будет рассмотрена дальше.
Помимо борьбы с составами следует нарушать стратегическое сосредоточение и путем бомбардировок узловых станций, особенно важнейших.
На перегонах железных дорог следует разрушать проволочную связь.
Сочетание штурмовых действий и действий авиадесантов даст наиболее верный, наиболее обеспеченный успех.
Глубина полосы авиационного поражения
Необходимо определить глубину полосы от границы, которую современная авиация может постоянно и надежно держать под ударами штурмовиков, легких бомбардировщиков и авиадесантов.
С другой стороны, следует определить нормальную глубину полосы расположения аэродромов и посадочных площадок, обеспечивающих выполнение первой задачи.
Польские источники дают следующую характеристику глубины полос (поясов) воздействия различных типов самолетов:
1-й пояс до 250 километров могут применяться все виды авиации;
2-й пояс 250–400 километров полоса действий дневных бомбардировщиков и ночных по важнейшим объектам;
3-й пояс 400–500 километров полоса действий ночных бомбардировщиков;
4-й пояс 500–700 километров отдельные ночные бомбардировщики с добавочными баками при бомбовой нагрузке не свыше 400 килограммов.
Если мы возьмем для примера Р-5, как штурмовик и легкий бомбардировщик, и примем, что практически надежный радиус его действий равен 450 километрам, то должны будем сделать вывод, что глубина полосы надежного авиационного поражения (от границы) будет равна глубине 1-го пояса, по польским взглядам. В самом деле, в условиях европейских театров военных действий трудно найти необходимое число аэродромов и посадочных площадок в полосе глубиною менее 150 километров. Если учесть, что штурмовики ходят не по прямой линии, а по «скрытым подступам», то надежную глубину поражения осторожнее определить в 250 километров. [215]
Польские, румынские, а также и японские самолеты, пригодные для штурмовых и легкобомбардировочных действий, в основном не превосходят по своим качествам наши Р-5.
Само собой понятно, что действиями по отдельным, более глубоко расположенным железнодорожным узлам можно и более глубоко сковывать железнодорожное движение противника, но это сковывание не будет уже столь систематическим и непрерывным.
Глубина полосы авиадесантного поражения могла бы быть и более глубокой, чем полоса штурмового поражения железнодорожного транспорта, в силу того, что для этого не требуется только регулярно систематических налетов, однако следует считать их примерно равными, так как погрузка людей в самолеты, в целях безопасности, потребует большей удаленности аэродромов это во-первых, и, во-вторых, желательно достигнуть тесных взаимных действий штурмовиков и десантов по парализованию железнодорожного транспорта противника.
Опять-таки отдельные крупные, особенно механизированные авиадесанты могут производиться и на большую глубину, но это не будет постоянным и общим правилом.
Итак:
1. Глубина полосы надежного, систематического поражения железнодорожного транспорта противника штурмовиками и авиадесантами достигает 250 километров.
2. Глубина полосы аэродромов и посадочных площадок, обеспечивающих авиации выполнение первой задачи, достигает 150–200 километров.
Пограничное сражение
Расчеты, произведенные в предыдущих разделах, говорят о том, что в полосе 250 километров глубиною, считая от границы, стратегическое сосредоточение может быть надежно сорвано, если не предпринять каких-либо особых предупредительных мер.
Положим, что таких новых, пока еще практически не изведанных мероприятий не будет принято ни той ни другой стороной. Тогда железнодорожное сосредоточение будет сорвано в обе стороны от границы, и отмобилизованным армиям придется сгружаться разделенными пятисоткилометровой полосой.
Внутри этой полосы будут вестись беспорядочные боевые столкновения между пограничными гарнизонами и местными войсками, с одной стороны, и десантными и прорвавшимися отрядами противника с другой.
Главным силам обеих сторон, выгрузившимся из эшелонов, придется совершать сложный марш-маневр с ведением непрерывных авангардных боев и стычек с авиадесантами и отдельными отрядами противника, с восстановлением мостов, линий связи и проч. Если даже предположить, что главные силы все же будут делать [216] по 20 километров в сутки, что сомнительно, то столкновение главных сил сторон произошло бы лишь через полмесяца где-либо в районе границы.
Предположим, далее, что одна из сторон, лучше подготовившаяся к новым формам войны, предпримет ряд мер, которые сорвут усилия противника по нарушению стратегического сосредоточения. Тогда главные силы сторон к моменту сгружения из эшелонов окажутся разделенными полосой глубиною до 250 километров и столкновение главных сил могло бы произойти примерно через неделю, но уже глубоко на территории противника. В этом случае, частично, сгружение более глубоких эшелонов могло бы произойти даже на территории противника.
Что же произойдет, если обе стороны будут одинаково подготовлены к новым формам войны и примут, каждая со своей стороны, необходимые предупредительные мероприятия, которые, как это вполне понятно, должны заключаться в нападении на авиацию противника, расположенную в полосе глубиною 150–200 километров от границы?
В этом случае районы выгрузки эшелонов сторон будут определяться исходом боевой деятельности авиации. Если, положим, авиация одной из сторон нанесет другой уничтожающее поражение, то, очевидно, противной стороне придется выгружаться в глубине своей территории, в то время как победившая сторона произведет сосредоточение до границы. Если предположить, что решающего успеха в столкновении авиации не достигнет ни одна сторона, то картина стратегического сосредоточения сторон станет пестрой. Частично войска будут сгружаться в глубине, частично будут подаваться в эшелонах до границы и т. д.
Из всего сказанного выше с полной очевидностью вытекает, что пограничное сражение будут вести не главные силы армии, как это было в прежних войнах, а особые части, особая передовая армия, дислоцированная в приграничной полосе. О составе такой армии разговор будет в следующем разделе.
Развивая предыдущую мысль, можно сказать, что прикрытие мобилизации в приграничной полосе и производство стратегического сосредоточения возможно лишь при условии новой организации пограничного сражения.
В чем же будет заключаться это новое пограничное сражение?
Оно должно сочетать:
1. Авиационное бомбардировочное и штурмовое нападение на систему аэродромов и посадочных площадок противника в полосе от 150 до 200 километров от границы, усиленной широкой выброской авиадесантов.
2. Широкую выброску авиадесантов в полосе глубиною до 250 километров для срыва мобилизации противника, подрыва его железных и шоссейных дорог, для изоляции его гарнизонов и уничтожения местных войск.
3. Организацию систематических штурмовых налетов на железнодорожную [217] сеть противника для полного срыва его стратегического сосредоточения.
4. Последовательное, а частью и одновременное уничтожение гарнизонов противника в полосе глубиною до 250 километров, основанное на сковывании и изоляции этих гарнизонов авиадесантами и на решительных ударах бомбардировочной авиации, механизированных войск и, где возможно, конницы и стрелковых войск на автомобилях. Отсутствие сплошного фронта и изолированное положение гарнизонов позволяют смелое маневрирование и последовательное уничтожение этих гарнизонов. Но для выполнения этой операции нужны не только новые оперативно-тактические методы, но и особая структура пограничной или передовой армии.
Передовая армия
В период мобилизации и стратегического сосредоточения передовая армия должна последовательно уничтожить гарнизоны противника в его приграничной полосе, которая была выше определена глубиною до 250 километров, сорвать мобилизацию и стратегическое сосредоточение. Успех в выполнении этих задач возможен лишь при условии координированных и чрезвычайно быстрых действий авиации, как штурмовой и легкобомбардировочной, так и десантной, с одной стороны, и механизированных соединений, поддержанных конницей и пехотой на автомобилях, с другой.
Отсюда вытекает, что состав и дислокация передовой армии должны в первую очередь подчиняться возможности перехода границы немедленно с объявлением мобилизации. Само собой понятно, что это условие должно соблюдаться для такого состава и численности соединений, которых достаточно для выполнения задач передовой армии.
Авиация, входящая в состав передовой армии, должна будет действовать главным образом из полосы аэродромов и посадочных площадок, глубина которой выше была определена до 150–200 километров. Частично авиация будет работать и из большей глубины, особенно тяжелая десантная (тяжелая бомбардировочная будет выполнять особые задачи).
Подвижность авиации позволяет дислоцировать авиасоединения в мирное время значительно глубже этой полосы. При условии хорошей подготовки аэродромно-посадочной полосы и высокой мобилизационной готовности авиации необходимое сосредоточение ее сил может быть осуществлено очень быстро. Однако значительная часть авиации все же должна быть дислоцирована в передовой аэродромно-посадочной полосе.
Расчет необходимых авиационных сил и средств не может быть произведен стандартно для всех фронтов. Он должен вытекать из оперативно-стратегических планов, основанных на конкретной обстановке. [218]
Расчеты, приведенные во втором разделе, показывают, что теоретически достаточно 12 самолетов в строю и 12 в резерве для полного срыва штурмовыми действиями сосредоточения, производимого по одной железной дороге.
Десантные операции имеют к настоящему времени огромные возможности. Так, например, тяжелый самолет типа ТБ-3 может выбросить на парашютах до 35 вооруженных бойцов, снабженных и артиллерией, хотя бы типа минометов Стокса. Если же такой самолет сделает десант с производством посадки, то число бойцов может быть доведено до 50. Эти способы десантов необходимо сочетать: парашютисты захватывают заранее разведанные посадочные площадки, на которых в дальнейшем могут быть осуществлены посадки.
Успехи планеризма, доказанная возможность двигаться на большие расстояния «воздушными поездами», могут позволить, если к этому серьезно подготовиться, осуществлять огромные десанты. Но даже если пользоваться только одними самолетами, то и тогда размеры десантов могут достигнуть таких величин, о которых все еще мало привыкли думать. Например, одна бригада в составе 50 тяжелых самолетов может в один конец высадить 2500 вооруженных бойцов. Таких концов одна бригада в течение первых дней мобилизации может сделать несколько, допустим четыре. Тогда одна бригада выбросит в тыл противнику 10 тыс. бойцов. Что означает в тылу такая масса людей, вооруженных пулеметами и артиллерией, сейчас еще не все себе отдают отчет. А ведь самолеты могут снабжать эту массу винтовочными патронами, снарядами и проч.
Само собой понятно, что приведенное выше число бойцов увеличивается пропорционально числу авиабригад.
Механизированные корпуса, предназначенные для пограничной операции, должны располагаться обязательно близ границы. Иначе их удар запоздает и может создаться разрыв между их действиями и действиями авиадесантов. А это могло бы подвергнуть авиадесанты возможности отдельного поражения и срыва всего пограничного сражения.
Мехсоединения должны дислоцироваться в мирное время не далее 50–70 километров от границы с тем, чтобы они с первого же дня мобилизации имели бы возможность перейти границу.
Отсюда также следует, что мехсоединения должны содержаться в штатах, близких к военному времени. Призыв по мобилизации не должен осуществляться из района далее 10 километров.
Конница, которая должна закреплять успехи мехсоединений, точно так же в составе, близком к военному времени, должна располагаться в непосредственной близости к границе.
В таком же составе следует содержать и те части пехоты, которые на автомобилях будут развивать и закреплять успехи мехвойск и конницы.
Для усиления всех этих войск крайне необходимо иметь подвижную самоходную артиллерию.
Хорошо проведенная пограничная операция может сорвать возможность производства противником срыва нашего стратегического сосредоточения. Однако даже при полном общем успехе нельзя исключить отдельных, даже многочисленных, по всей вероятности, авиадесантов противника. Поэтому приграничные театры должны быть подготовлены к самообороне. Должны быть развернуты и хорошо вооружены местные войска. Учитывая возможность появления танковых десантов, эти части должны иметь противотанковое вооружение, а также должны иметься местные, хорошо обученные, моторизованные отряды.
Осоавиахим должен играть большую роль в этом деле. Изучение дорог, возможных посадочных площадок, объектов для нападений авиадесантов противника все это должно быть предметом повседневных упражнений.
Организация и дислокация передовой армии не может базироваться на прежних основаниях. Предстоящие задачи требуют решительной и полной перестройки соотношения родов войск, их организации и дислокации. В первую очередь необходимы быстрое и решительное развитие мехсоединений и дислокация этих последних в непосредственной близости к границе.
Марш-маневр сгруженных главных сил
В случае успешно проведенного пограничного сражения нового стиля, стратегическое сосредоточение армии по железным дорогам может быть в основном осуществлено беспрепятственно до самых границ. Иногда отдельные части смогут высаживаться даже на территории противника.
Если же пограничное сражение будет выиграно недостаточно решительно, то основная масса мобилизованной армии должна будет сгружаться в глубине угрожаемой полосы. При неудаче почти всю армию придется выгружать вне угрожаемой полосы.
В мирное время, даже в том случае, если подготовка к новому виду пограничного сражения ведется хорошо и пограничные действия будут обеспечиваться всеми необходимыми средствами, все же нельзя исключать неуспеха, а потому, на худой конец, следует обеспечить возможный срыв стратегического железнодорожного сосредоточения оборудованием всей угрожаемой полосы разгрузочными средствами и платформами и широкой сетью шоссейных и грунтовых дорог для движения войск к границам походным порядком.
Привычные старые методы требуют развития шоссейно-грунтовых путей для развертывания войск, сгружаемых из эшелонов, от тех выгрузочных станций, которые намечены графиком сосредоточения. В настоящих условиях это является крайне опасным и неосторожным. Развитие сети дорог должно быть тщательно продумано [220] с таким расчетом, чтобы даже малоожидаемый успех противника по нарушению стратегического сосредоточения не мог бы превратить сгружаемую армию в малоподвижную и беспомощную массу, не вмещаемую наличными дорожными путями. При силе современной штурмовой и легкобомбардировочной авиации такие скопления могут оказаться гибельными.
Успешно или неуспешно окажется пограничное сражение для одной из сторон, все равно главным силам обеих сторон придется проделать марш-маневр походным порядком с боями, о чем уже говорилось выше, по полосе с разрушенными средствами сообщений и связи, насыщенной десантными и прорвавшимися отрядами.
Осуществляя это стратегическое сближение, обе стороны будут усиленно готовиться к большим глубоким операциям, в которых удар главных сил с фронта и во фланг будет сочетаться с выброской в тыл противнику крупных десантных масс, которые должны будут отрезать ему пути отступления, уничтожить его тылы и изолировать его резервы.
VII
Характер пограничных сражений при громадном различии обстановки на наших разбросанных возможных фронтах будет неодинаковым. Он будет изменяться в соответствии с теми техническими средствами, которые могут столкнуться на фронтах. Чем более обе стороны будут вооружены современными средствами борьбы, тем более резко будут складываться те формы пограничного сражения, которые были изложены выше.
Обстановка лучше всего подскажет необходимые решения во всем их многообразии. Однако все столкновения с хорошо вооруженными армиями неизбежно будут принимать вышеописанные формы. Утешать себя тем, что наши возможные противники медленно перестраиваются по-новому, не следует. Противник может перестроиться внезапно и неожиданно. Лучше самим предупредить врагов. Лучше поменьше делать ошибок, чем на ошибках учиться.