Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Популяризация военных знаний{50}

При наших сокращенных сроках вневойсковой подготовки необходимым условием боеспособности армии является широкое распространение военных знаний не только в ее кадрах, не только в обучающемся призывном возрасте, но и среди более молодых годов, проходящих допризывную подготовку. Необходимо длительное соприкосновение с военным делом, необходимо заранее проникнуться хотя бы простейшими представлениями о свойствах родов войск и об их элементарной тактике для того, чтобы затем в короткий срок, в течение нескольких месяцев, пройти полный курс военных знаний, необходимых для каждого красноармейца, и чтобы при этом прошедший курс вневойсковой школы был бы не хуже подготовлен, чем прошедший кадры нашей армии.

План милитаризации{51} допризывных годов намечается в широких размерах. Предполагается милитаризация гражданских учебных заведений, при которых учащиеся во всякой школе будут отдавать некоторое количество часов военным предметам. Таким путем мы откроем себе широкую дорогу не только в деле быстрой подготовки рядового красноармейца, но и в ответственнейшем деле выработки хорошего командного состава. Намечается широкое распространение военно-научных организаций не только в войсковых частях, но и в партийных, советских и профессиональных организациях, для того чтобы популяризировать военное дело, для того чтобы сделать его близким трудящимся массам, не отрывая их от своего непосредственного труда. Наконец, важнейшим фактором в деле такой широкой милитаризации должна явиться наша литература. Все популярные издания: газеты, журналы, сборники — должны отвечать этой идее, т. е. помогать рабочему и крестьянину, продолжая занятия своим мирным трудом, из года в год усовершенствоваться в военном деле и следить за всем тем новым, что появляется в области военной техники и тактики.

Особенно важна популяризация новой тактики пехоты. Это нужно не только для нашего молодняка, но и для наших старших возрастов, уволенных в бессрочный отпуск, которые имеют богатейший опыт империалистической и гражданской войн, но которые [233] практически прошли курс тактики пехоты в составе рот старой организации, действовавших по основам старой тактики. Одного краткого призыва для переобучения этих возрастов было бы недостаточно. Требуется опять-таки систематическая работа по популяризации идей новой тактики в самой общедоступной форме, понятной для каждого рабочего и крестьянина.

Эта пропаганда военных знаний не должна ни в какой мере носить характера надуманных, вымученных статей, искусственно подсовываемых всем изданиям, какого бы характера и назначения они ни были. У нас достаточно разработанных методов для проведения в жизнь своей задачи. Одним из самых ярких и полезных видов популяризации военного дела является фотохроника. Даже и не подозревая, что такая хроника, такой подбор специальных фотографий с военным содержанием могут иметь какую-то воспитательную цель, читающий журнал и рассматривающий его картинки невольно и с интересом знакомится с новостями военной техники и тактики. Фотографии и иллюстрации с военным содержанием всегда просматриваются с особым вниманием, интересом и увлечением. Если, кроме того, эти фотографии сопровождались бы интересными комментариями, то значение их еще более увеличилось бы. Разумеется, помещение ряда интересных статей военного содержания, написанных живо, увлекательно, но правдиво, по вопросам военного дела, хотя бы и в беллетристической форме, точно так же является чрезвычайно желательным и необходимым.

На эту работу военно-научным организациям необходимо обратить самое серьезное внимание. Наиболее характерные эпизоды из тактического обучения, а также случаи, характеризующие вообще наше строевое и политическое воспитание, должны фиксироваться на фотографиях, и этот материал должен собираться и обрабатываться ВНО для помещения в соответствующих изданиях. За эту работу должно взяться именно ВНО, так как те иллюстрации и фотографии, которые сейчас помещаются в наших журналах, не только не могут послужить на пользу дела допризывной и вневойсковой подготовки, но определенно идут во вред последней, так как зачастую коверкают сущность и формы военного дела и учат вовсе не тому, чему на самом деле надо учиться. Как на пример можно указать на фотографии, помещенные в журнале «Огонек» № 44 (83) от 26 октября 1924 г., изображающие действия десанта, высаженного Балтийским флотом.

Трудно себе представить что-либо более убогое, в смысле военной подготовки, чем те примеры, которые мы видим на страницах «Огонька». Если взять журналы времен русско-японской войны, то мы увидим там точь-в-точь такие же картинки, и даже внешнее сходство подчеркивается тем совпадением, что фотографии как тогда, так и теперь принадлежат фотографу Булла. Прежде всего мы видим действия небольшой группы пехоты, по-видимому отделения по новой организации, которое вступило в бой с противником.

Казалось бы, что это является интересным моментом для того, [234] чтобы оттенить все особенности новой тактики, все характерные черты современного боя пехоты. Мы видим как раз обратное. Командир стоит на одном колене, красноармейцы точно так же в большинстве случаев стреляют с колена, совершенно не применившись к местности и, очевидно, выполняя не то, чему их всегда учат, а то, что хотелось видеть привычным глазам фотографа. Повторяю, картина такая, какую мы можем видеть во всех журналах времен русско-японской войны. Но ведь если русские войска вышли с такими приемами на эту войну, то даже с этой войны они уже вернулись обученными наново. Они уже умели применяться к местности и знали, что стрельба с колена — самая ненадежная и бесцельная стрельба. Конечно, требовать от фотографа, чтобы он интересовался новостями военного дела, нельзя, но не могу понять, как решился командир снять свою часть в таком нелепом, опереточном положении.

На той же странице, внизу, помещен снимок обстреливания самолетов из «зенитных орудий».

Как видит читатель, «зенитные орудия» представляют собой всего только станковые пулеметы. Как полезно допризывнику посмотреть такую картинку!

Пулеметы поставлены, по-видимому, так, как это представлялось наиболее красивым фотографу. Растяпистые фигуры, их окружающие, своим видом выявляют величайшую скуку, апатию, и, по-видимому, никто из них и не помышляет о борьбе с воздушным противником.

Я думаю, что не стоит много распространяться о достоинствах такого сорта популяризации. Надо только поскорее покончить с подобным озорством и положить начало энергичной и целесообразной популяризации военных знаний.

Эта задача чрезвычайно важная; ее будущее велико. Необходимо, чтобы наши военно-научные организации своевременно взялись за это дело и поставили его повсеместно на правильные и твердые основания.

Дальше