Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Примечания

{1}Это выражение принадлежит т. Триандафиллову.
{2}"Характер операций современных армий". Гиз. М.-Л. 1929 г., стр. 54.
{3}Станковый (пулемет Максима обр. 1908 г. весит с водой и станком 64 кг; пулемет Браунинга обр. 1918 г. с водой и станком весит 33 кг; германский ручной пулемет обр. 1908—1918 гг. и итальянский — 1 А обр. 1918 г. весят 16—16,4 кг, американское ружье-пулемет Браунинга обр.. 1918 г. весит всего 7 кг.
{4}См. предисловие к книге Шварте, Техника в мировой войне, стр. 17.
{5}В Англии на опытные работы военно-химической станции в Портоне было отпущено в 1921 г. 54000 ф. ст., в 1924 г. — 103000 ф. ст., в 1925 г, — 115000 ф. ст. и в 1926 г, —132000 ф. ст. В Америке для Эджвудского арсенала отпущено в 1925 г. 720000 долл., а в 1926 г.—904000 долл. Япония за прошлый год отпустила на военно-химическое дело 5000000 иен.
{6}Конечно, перечислены не все.
{7}Свечин, Стратегия, изд. 1-е, стр. 172.
{8}За границей — Фуллер, Сект, Зольдэн и др., у нас на эту точку зрения стал А. И. Верховский. В последней своей книге "Основы нашей тактики", в разделе "Огонь, маневр и маскировка" он пишет (стр. 231): "Ясно, что при таком характере организации вооруженной силы массовая армия исчезнет, ее заменит небольшая армии рыцарей, которую можно построить по классовому принципу. Так строились рыцарские войска, где один только рыцарь участвовал в бою и был вооружен, а вся остальная масса должна была принять результат рыцарского боя и подчиняться безоговорочно".
{8}По некоторым данным, у одной Франции осталось примерно: легких полевых пушек 10000; тяжелых орудий—6000; винтовок и карабинов — около 3 млн; станковых пулеметов— 25000; ручных пулеметов—14000; танков—3000; ружейных патронов — около 600 млн.; снарядов легких — 60 млн. и тяжелых—10 млн.
{9}О кадрах мирного времени см. Зайончковский, Подготовка России к мировой войне, стр. 93; Новицкий, Мировая война 1914—1916 гг., том I, стр. 55- 56.
{10}Считая и стрелковые бригады.
{11}При этом вcе 29 новых резервных дивизий вышли на войну без пулеметов и со слабой артиллерией (перволинейные дивизии имели по 72 орудия, резервные — по 36).
{12}Состав французских резервных дивизий тождествен с составом кадровых полевых.
{13}Существует взгляд, что кадры мирного времени в мобилизацию 1914 г. были использованы нерационально, что нужно было решительнее использовать их и для второлинейных формировании. Мы не согласны с этой точкой зрения Активные действия вначале требовали войск высокого качества. При сильном разбавлении кадров немцы едва ли могли рассчитывать на такой теми боевой работы, на такую маневренность и напористость, которую проявили в кампанию 1914 г.
{14}В частности, поляки неоднократно прибегали к этой мере, в последний раз — в связи с литовским переворотом.
{15}См. Новицкий, Мировая война на западном фронте, т. I, стр. 78—79.
{16}Там же.
{17}Пехота второлинейной дивизии совсем не имела пулеметов.
{18}Свечин, Стратегия.
{19}К концу войны у Германии осталось всего 242 пехотных дивизии. Остальные 33 были расформированы в разное время из-за огромных потерь, которые они понесли в боях.
{20}Триандафиллов, Возможная численность будущих армий, "Война и революция", 1927 г., кн. 3.
{21}Tриандафиллов, Возможная численность будущих армий, "Война и революция", 1927 г., кн. 3.
{22}Предисловие Лапчинского к книге Гопнера, Война Германии в воздухе. Гиз, изд. 1924 г.
{23}"Как вооружаются империалисты", изд. IV Упр. Штаба РККА, 1926 г., стр. 74 и 76.
{24}"Французский военный воздушный флот", перевод с французского, изд. 1925 г.
{25}Конечно, цифры относятся к ближайшим годам. Со временем вся картина изменится. Польша может достигнуть этих цифр только при обильном снабжении материальной частью из-за границы, без этой поддержки рост ее авиации в ходе войны не может быть особенно значительным.
{26}Годовая потребность германской армии в 1917 г. при численности около 5 млн людей достигала: 2340 млн. патронов, 100 млн. снарядов. Для Франции эти цифры равнялись для того же года 2000 млн. патронов и 90 млн. снарядов. Численность и вооружение 1-го эшелона мобилизации будущих армий, примерно, таковы, как было во французской и германской армиях в 1917 г. Это означает, что будущая война потребует в первый же год такого напряжения, какого мировая война потребовала на третьем году ведения боевых действий.
{27}По переписи 1921 г., а значительной степени преуменьшающей численность национальных меньшинств, в Западной Белоруссии находилось: белорусов — 35,3%, украинцев — 5,9% и евреев — 8,4%; на Волыни украинцев — 68,4%, евреев — 10,5%; в Западной Украине украинцев — 52% и евреев — 6,2%. После 1921 г., в связи с возвращением беженцев, процент национальных меньшинств на окраинах увеличился еще на 5%.
{28}Шварте, Техника в мировой войне.
{29}Эрр, Артиллерия прошедшего, настоящего и будущего.
{30}Маниковский, Артиллерийское снаряжение русской армии.
{31}Эрр, Артиллерия прошедшего, настоящего и будущего.
{32}Дивизия нормально занимает в обороте до 8 км, что при наличии в дивизии 72 орудий дает 9 орудий на 1 км фронта. При включении корпусной артиллерии это количество орудий увеличивается до 10—11. Для борьбы с артиллерией противника нужно иметь двойное количество орудий, т.e. 20—22 (а с округлением 20) орудия на 1 км фронта.
{33}Пример — Россия в мировой войне. В то время как немцы и французы в период войны увеличили свою артиллерию примерно в 2½—3 раза, русские, опираясь на всех своих союзников, в том числе на Америку и Японию, смогли увеличить численность всей артиллерии только в 1½ раза
{34}Французская армия в 1914 г. имела 8 кавалерийских дивизий, теперь — 5. Царская Россия имела до войны 24 кавалерийских дивизии, СССР имеет только 13. Польская армия на 30 пехотных дивизий имеет только 4 кавалерийских дивизии и 5 отдельных кавалерийских бригад. Румынская на 15 пехотных дивизий — 2 кавалерийские.
{35}Количество организационных соединений танков в мирное время только по Франции доходит до 23 полков. В других же странах имеется всего по несколько батальонов танков: в Англии — 8 батальонов, в Польше — 3 батальона. Химические войска представлены еще слабее.
{36}Одна эскадрилья в составе 30 самолетов может прикрывать одновременно фронт протяжением 12 км (см. Меженинов, Воздушные силы в войне и операции, стр. 66).
{37}Польский полевой устав (ст. 269) считает, что в случаях, когда общий фронт по отношению к имеющимся силам отличается весьма большим протяжением, дивизия должна будет обороняться на фронте 30 и даже 40—150 км. По проведенному выше расчету, при таком расположении плотность огня и глубина расположения получаются настолько незначительными, что в этом случае мы будем иметь дело не с обороной, а с завесой, выполняющей задачи прикрытия и разведки.
{38}Грендаль, Огонь артиллерии
{39}Боевой устав артиллерии 1927 г, § 229.
{40}Кюльман, Общая тактика Госиздат, 1928 г., стр. 319.
{41}Боевой устав артиллерии 1927 г, § 207.
{42}Польский полевой устав, ст. 301.
{43}Польский полевой устав, ст. 303—304.
{44}Считая, что нужно подавить ⅔ всех ручных пулеметов и стрелковых звеньев. Подавление остальной ⅓ ручных пулеметов и стрелковых звеньев перелагается на средства пехоты.
{45}Что этот расчет не является преувеличенным, можно судить по тому, что в нашем артиллерийском уставе приведен боевой стример (приложение 9), по которому для атаки дивизии против противника, не имеющего искусственных препятствий, расход снарядов (разных калибров) предусмотрен в 7 959. Притом там же оговорено, что этот расчет "далеко не максимальный".
{46}Кроме того, на пристрелку и предварительное подавление артиллерии обороны потребуется еще до 1 часа. Итого на артиллерийскую подготовку уйдет до 5—6 часов, т. е. она займет всю первую половину дня. Для осуществления атаки и ее развития до полного прорыва оборонительной полосы (8—12 км) с трудом хватит второй половины суток.
{47}Kюльмaн дает в маневренной войне следующие нормы для корпуса: от 2½ до 4 км для главной атаки, до 8 км для вспомогательных; в позиционной войне полосы наступления суживаются соответственно до 1 200 и 2 000 м.
{48}Кюлыман, Общая тактика, стр. 320
{49}В авиационной бомбе в 100 кг весом, соответствующей 21-см артиллерийскому снаряду, вес заряда составляет 58% от веса бомбы, в то время как в артиллерийском снаряде соответственно только 6,8%.
{50}Лапчинский, Тактика авиации. Москва, 1926 г.
{51}Подготовительные работы, по нашему мнению, требуют меньше времени. Для многих ж.-д. станций они определяются минутами.
{52}Немцы хотя и сосредоточили огромное количество авиации в районе будущей операции, но в целях маскировки авиация начала полеты непосредственно перед началом боевых действий. Таким образом, авиация союзников имела возможность работать почти ежедневно. См. Базаревский. Кампания, 1918 г.
{53}Одна истребительная эскадрилья обеспечивает фронт 12 км (см. Меженинов "Воздушные силы в войне и операции", стр. 66). Фронт наступления ударной армии — 50-75 км. Надо полагать, что для некоторых корпусов, двигающихся по лесному району, достаточно будет своей зенитной артиллерии.
{54}Глубина боевых частей колонны стрелковой дивизии с одним полком добавочной артиллерии доходит, считая от головы охраняющих частей, до 25 км. Глубина корпусного или 4-го артиллерийского полка дивизии—3 км. Дивизионные тылы около 15 км. Всего глубина боевых частей и дивизионных тылов — около 38 км, все корпусные тылы имеют глубину 35 км. При распределении между тремя дивизиями на каждую дорогу следует считать еще 12 км. Итого до 50 км. Всюду дистанции между частями колонны включены в общий расчет.
{55}Наш "Боевой устав конницы", ч. 3, 1927, предусматривает выдвижение армейской конницы вперед до 100 км.
{56}Длина колонны с добавочной артиллерией 23—26 км. Скорость развертывания при высоком качестве войск равняется 5 км в час (1 км в 12 мин.). При слабо обученных войсках эта быстрота падает до 3 км в час (1 км в 20 мин.). Большое значение в этом деле имеет, помимо подготовки боевых частей, степень тренировки войсковых обозов.
{57}Глубина колонны из двух дивизий по одной дороге — 60—70 км. Нормально потребуется 3 дня для выдвижения дивизии 2-го эшелона на линию головных частей. При форсировании людских сил это развертывание может быть закончено и в 2 дня.
{58}Для преодоления тактического расположения противника (8— 10 км) потребуется двое суток, считая развертывания (при благоприятных условиях одни сутки). За это время в район боев прибудут резервы, удаленные от пункта прорыва на 25—40 км. При наличии автотранспорта подоспеют и резервы, расположенные за 100 км. Эти силы вместе с отошедшими образуют новый фронт глубиной опять в 6—8 км. Вместе с глубиной отхода 1-го эшелона (на дальность артиллерийского огня—10—15 км) общая глубина "поля сражения" образует до 25—35 км.
{59}Это, конечно, не означает, что все войска делают в день только 5—6 км. Наоборот, большинство дивизий и даже корпусов вынуждены будут делать до 30—40 км, с тем чтобы достигнуть тех пунктов, откуда они непосредственно вступят в бой. Не забудем, что глубина района, занимаемого современной армией для движения, доходит до 60—70 км. Указанная цифра (5—6 км суточного продвижения) касается темпа развития операции в целом при фронтальном столкновения.
{60}Ле Энаф и Борнек, Французские железные дороги и война.
{61}"Боевой устав артиллерии", 1927, стр. 72.
{62}Для укрепления 1 км позиции требуется то нашим справочным данным в маневренной войне для поспешно укрепленной позиции до 165 г материалов. Для дивизии, занимающей для обороны 20 км, потребуется 3 300 т материалов, для подвоза которых нужно б поездов. Для более солидных укреплений, даже без бетонных построек, количество материалов, потребных на 1 км фронта, увеличивается до 500 г, а с бетонными работами—3400 т, т. е. подвоз строительных материалов для дивизионного участка в 20 км потребует уже, смотря по характеру работ, от 15 до 100 поездов.

В германской армии различают четыре варианта оборонительных работ. 1-й вариант предусматривает возведение легких убежищ от осколков легкого типа, проволоки и огневых точек силами самих войск и требует 060 вагонов (5 поездов) материалов для дивизионного участка. 2-й вариант предусматривает возведение Г20 убежищ против 16-см снарядов и требует для дивизионного участка 1 600 вагонов (40 поездов) материалов. При 3-м варианте количество убежищ увеличивается до 220, а, число вагонов строительных материалов до 2 900 (до 58 поездов). Наконец, 4-й вариант включает возведение убежищ для половины всех резервов (400 убежищ), и тогда количество вагонов увеличивается до 5200 (100 поездов). Таким образом, для более или менее солидных укреплений надо подвозить не менее 40—60 поездов строительных материалов на каждый дивизионный участок.

{63}В этом вопросе большое значение имел темп, с которым люди выбывали из строя. Один и тот же размер потерь то может привести войсковую часть в полное расстройство, если они понесены в течение короткой, но жестокой схватки, то может быть перенесен почти незаметно, если люди выбывали из строя в течение долгого времени.
{64}Из них три поезда для стрелковых корпусов и добавочной артиллерии и один поезд для армейских частей и учреждений.
{65}Считая состав поезда с огнеприпасами в 30 вагонов.
{66}Выше уже указывалось, что базирование ударной армии на конный транспорт почти исключается. Армейское звено подвоза для нее должно быть построено преимущественно на автомобильном транспорте.
{67}Максимальная магистральная пропускная способность на первых трех железных дорогах — 36 пар поездов, (из них для воинских перевозок могут быть взяты 28 пар (75% общей пропускной способности). Польская дивизия, имеющая ограниченную артиллерию, может быть поднята этим количеством эшелонов, в особенности если принимать в расчет неизбежный некомплект в войсках во время боевых действий. Последнее направление — через Варшаву — на своем начальном участке (Копычинцы—Станиславов) имеет максимальную пропускную способность только в 22 пары поездов, т. е. может поднять около полдивизии в сутки.
{68}В начале развертывания левое французское крыло (3-я, 4-я и 5-я армии) имело в своем составе 11 корпусов, 3 кавалерийских дивизии и 9 резервных дивизий. В период пограничного сражения состав этих армий увеличился до 14 корпусов, 6 кавалерийских дивизий и 9 резервных дивизий. В сражении на Марне на левом фланге участвовала новая, 6-я армия, и в центре образовалась новая, 9-я армия. В левофланговых пяти армиях французы имели 15 корпусов, 9 кавалерийских дивизий и 12 резервных дивизий. Общее усиление за 24 дня — на 11 пехотных и 6 (кавалерийских дивизий; французские железные дороги могли бы справиться с гораздо более многочисленными перевозками.
{69}Развертывание дивизионной колонны требует до 4—5 часов времени. Дальность артиллерийского огня противника—до 12 км (основная масса неприятельской артиллерии). Для преодоления такой глубины под артиллерийским огнем потребуется от 4 до 5 часов, т. е. на развертывание и сближение уйдет от 8 до 10 часов времени. К этому надо прибавить еще 2—3 часа походное движения до начала развертывания, т. е. всего рабочего времени для войск 10—12 часов. Большего напряжения от войск требовать нельзя. В дни непосредственных боев продвижение не может превосходить 6—8 км (2½ — 3 часа артиллерийской подготовки и 4—5 часов боев). А в среднем, считая и сближение и атаку, 8—10 км в сутки.
{70}Бонч-Бруевич, Потеря нами Галиции, стр. 96.
{71}Один — с северо-западного фронта, второй — из состава 4-й армии и третий—с левого фланга 3-й армии. Это вместе с начавшим выгрузку XXIX корпусом давало четыре новых корпуса.
{7}Из 42 дней наступления Красной армии от Западной Двины и Вислы на бои приходится в общей сложности не более 8—9 дней.
{72}Ле Энаф и Борнек, Французские железные дороги в мировую войну; см. также Норман, Разрушение и восстановление путей сообщения.
{73}Нерман, Разрушение и восстановление путей сообщения.
{10}18-я армия с 8 августа по 11 ноября (около 90 дней) отошла всего на 190 км (Мондидье—Шиме), а 7-я армия с 18 июля по 11 ноября (около 110дней) — всего на170 км (Шато-Тьери—Ровен.)
{74}Для восстановления основательно разрушенных ж -д линий требуется на 1 км фронта рельсов длимой 12,5 м 24 штуки, шпал 200 штук Вместе с остальным материалом (костыли, накладки, болты, подкладки) это составляет груз, для поднятия которого нужно два вагона (для вновь укладываемого пути на 1 км пути требуется около 14 вагонов строительных материалов)
{75}Из этих технических данных имеют значение: применение более длинных рельсов (60 м), которые дают меньшее количество швов и меньшее сотрясение полотна; замена деревянных шпал чугунными, специальные машины для приготовления балласта (дробилки); легкая сталь для мостов, позволяющая иметь более легкие фермы и облегчающая восстановление крупных мостов; временная замена мостов ж -д паромами и подъездными путями на низком уровне и т. д.
{76}При восстановлении капитально разрушенных ж.-д. линий требуется на однопутных линиях при суточном восстановлении 5—6 км — 3 ж.-д. поезда строительных материалов, 4 автороты, 6 транспортных (конских) рот, 8 рабочих рот, 2 ж.-д. полка с плотничными батальонами, 2—3 горема. Головной участок железной дороги, пропускная способность которого в первые 7 дней по восстановлении не превышает 3—4 пар поездов, может справиться только с подвозом этого материала.

При восстановлении только одного пути на двухпутных линиях (вместо обоих) в сутки почти при том же количестве подвозимого материала и рабочей силе может быть восстановлено до 8—10 км. Для одновременного восстановления обоих путей на двухпутных линиях со скоростью в 8—10 км в сутки требуется около 6 ж.-д. поездов строительных материалов, 5 авторот, 8 транспортных рот, 4—5 горемов Для подачи 6 поездов строительных материалов головной участок железной дороги должен иметь пропускную способность до 8—10 пар поездов В настоящее время условия восстановления железных дорог (водоснабжение) такую пропускную способность не обеспечивают, и потому скорость восстановления в этом случае не может превосходить 5—6 км в сутки.

Введение в эксплуатацию тепловозов и изобретение легкой полевой блокировки могут в будущем обеспечить более быстрый темп восстановления и двухпутных линий.

{77}Эти данные, принятые для расчетов в нашей армии, совпадают с официальными справочными данными и других армий. Так, немцы считают, что при восстановлении капитально разрушенных двухпутных железных дорог норма восстановления при максимальном обеспечении рабочей силой (8 ж.-д. рот) равняется 5 км (считая и время, потребное на восстановление мостов); при среднем разрушении — 10 км и 20 км при минимальном разрушении.
{78}В самом деле — польско-советская граница от Западной Двины до Днестра, протяжением в 800 км, имеет всего 7 магистральных линии, т. е. одна железная дорога приходится на каждые 110—120 км фронта. Максимальная же ширина фронта атаки для армии в составе 5 корпусов с добавочной артиллерией не может превосходить 50 км. Нормальные условия базирования получаются только западнее линии Белосток—Брест—Ровно— Каменец-Подольск.
{79}Возможен и такой вариант работ: сначала восстанавливается один путь вместо обоих со скоростью, указанной выше, в среднем 8 км в сутки. Второй путь восстанавливается после того, как на первом пути достигнута пропускная способность в 17 пар поездов (через неделю). Восстановление второго пути потребует при самом широком развитии работ еще не менее 1 недели, т. е. головной участок второго пути будет отстоять от головного участка первого пути на 50 км. Тогда конечновыгрузочные станции для одних корпусов будут впереди, а для других — отстоять еще на 50 км в тылу. Но это не меняет существа вопроса. Размах операций а конечном итоге определяется темпом восстановления второго пути.
{80}Грузоподъемность одного поезда 400 т, 3-тонного автомобиля в среднем 2 ½ т (50 т на грузоотряд в 20 машин) и парной повозки 400— 500 кг (до 100 т на армейский транспорт в 200 парных повозок).
{81}Пилсудский, "1920 год".
Содержание