Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Заключение

Советские Военно-Воздушные Силы являются ровесником Октября. Вся история их зарождения, становления и последующего роста неразрывно связана с именем В. И. Ленина и кипучей деятельностью нашей Коммунистической партии.

Партия и В. И. Ленин, по достоинству оценив огромное будущее авиации, гигантские перспективы ее развития, большую роль ВВС в обороне социалистического Отечества, уделяли неослабное внимание советскому Воздушному Флоту. По указанию В. И. Ленина был создан первый орган управления советским Воздушным Флотом — Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, формировались и направлялись на фронты гражданской войны социалистические авиационные отряды, восстанавливались и расширялись авиационные предприятия, организовывались научно-авиационные центры, создавались учебные заведения по подготовке летно-технических кадров.

В годы борьбы с иностранной военной интервенцией и гражданской войны под руководством В. И. Ленина росли и развивались советские Военно-Воздушные Силы, мужали и крепли авиационные кадры, зародилась и совершенствовалась теория боевого применения авиации. Военно-теоретические положения В. И. Ленина о защите социалистического Отечества, о характере и особенностях Советских Вооруженных Сил, его учение о советской военной науке и военном искусстве были положены в основу теории и практики боевых действий ВВС.

Уже в первом Полевом уставе РККА, утвержденном председателем ВЦИК Я. М. Свердловым в декабре 1918 г., в Наставлении по применению авиации на войне РККА, вышедшем в свет в 1919 г., а также в приказах и инструкциях общевойскового и авиационного командования того периода были сформулированы принципиальные положения [330] о едином (централизованном) руководстве и массированном применении авиации на направлении главного удара, о тесном взаимодействии авиации с сухопутными войсками и флотом при выполнении совместных боевых задач, о внезапности как одном из важнейших условий успешного использования авиации в бою и операции, об экономном расходовании авиационных сил и средств, о большой важности господства в воздухе и способах его завоевания и др. И хотя в те годы советская авиация была малочисленной, а ее боевые действия не вышли за рамки тактических масштабов, некоторые теоретические выводы, сформулированные на основе ленинского учения по вопросам военного искусства и опыта боевого использования ВВС в гражданской войне, имели уже оперативное значение. Они явились первоначальной базой для последующей разработки теории оперативного искусства Военно-Воздушных Сил.

В межвоенный период, особенно за годы предвоенных пятилеток, наша страна, руководимая по заветам Ленина Коммунистической партией и Советским правительством, превратилась в могучую авиационную державу. В результате индустриализации страны в СССР была создана мощная авиационная промышленность и налажен массовый выпуск вполне современных отечественных самолетов. Наша партия организовала научные центры, сформировала высшие и средние учебе заведения ВВС, воспитала многочисленную плеяду смелых и отважных летчиков, беспредельно преданных Родине и делу коммунизма, подготовила замечательные кадры ученых, конструкторов, инженеров. Бурного расцвета достигла авиационная наука.

Советские Военно-Воздушные Силы, сделав количественный и качественный скачок в своем развитии, заняли достойное место среди других видов Вооруженных Сил. Выдвинутый партией лозунг — «летать дальше всех, выше всех и лучше всех» — был воплощен в жизнь. Усилиями партии и всего советского народа наша социалистическая страна в невиданно короткий срок стала передовой авиационной державой, оставившей позади крупнейшие капиталистические государства.

Одновременно развивалась и теория боевого применения ВВС. Благодаря количественному и качественному росту авиации непрерывно повышались ее боевые возможности. Авиация оказалась способной решать не только [331] тактические, но и оперативно-стратегические задачи, причем как во взаимодействии с другими родами войск и видами Вооруженных Сил, так и самостоятельно. Роль Военно-Воздушных Сил в бою, операции и войне в целом резко увеличилась. Все эти факторы, а также бурный расцвет советской военной науки и военного искусства обусловили зарождение в середине 30-х годов теории оперативного искусства ВВС как составной части советского оперативного искусства.

К началу Великой Отечественной войны теория оперативного искусства ВВС достигла больших успехов. Она правильно определила роль и назначение авиации в операциях и войне, сформулировала вполне передовые взгляды на борьбу за господство в воздухе и многие другие вопросы оперативно-стратегического применения Военно-Воздушных Сил. Были развиты дальше теоретические положения, зародившиеся в годы гражданской войны, по вопросам боевых действий авиации. Однако в тот период многие проблемы оперативного искусства ВВС еще не поучили должного освещения. Они находились тогда лишь в стадии первоначальной разработки или общей постановки.

Новым, важнейшим этапом в развитии Военно-Воздушных Сил и их оперативного искусства явилась Великая Отечественная война. В ходе этой войны в полной мере раскрылись боевые возможности советских ВВС, которые внесли большой вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками.

В годы Великой Отечественной войны оперативное искусство ВВС не только проверило на практике свои предвоенные взгляды, но и сделало крупный шаг в своем развитии. Оно обогатилось многими новыми положениями по всем важнейшим проблемам оперативного применения авиации.

В наступательных операциях Великой Отечественной войны зародилась новая, более прогрессивная форма оперативного применения авиации — авиационное наступление, которое целеустремленно объединяло все задачи, выполнявшиеся соединениями фронтовой и дальней авиации в интересах наступавших войск фронта. Главная сущность авиационного наступления заключалась в непрерывной поддержке сухопутных войск массированными действиями авиации на всю глубину наступательной операции. [332]

Практика войны подтвердила, что переход от эпизодических, подчас бессистемных ударов, наносимых на большом удалении от своих войск, к непрерывным действиям, авиации по огневым средствам, войскам и другим объектам на поле боя и в тылу содействовал повышению темпов прорыва обороны и развитию успеха, способствовал достижению целей наступательных операций.

В ходе минувшей войны впервые получил разрешение вопрос оперативного применения авиации в интересах танковых армий (корпусов), использовавшихся в наступательных операциях как подвижные группы для развития успеха. Заслугой советского оперативного искусства ВВС было то, что оно правильно определило роль и задачи авиации при вводе танковых армий в сражение (прорыв) и действиях их в оперативной глубине; разработало эффективные способы авиационной поддержки и прикрытия танковых объединений в соединений в разнообразных условиях обстановки; нашло наиболее приемлемые формы и способы управления авиационными соединениями и их взаимодействия с танковыми войсками; изыскало рациональные пути обеспечения аэродромного маневра вслед за наступающими войсками.

Во время прошлой войны впервые была разработана проблема боевых действий авиации в наступательных операциях на окружение. Обладая высокой мобильностью, большой дальностью и мощью удара, авиация являлась одним из важнейших средств достижения целей операций на окружение. В них кроме общих задач воздушные армии и соединения АДД выполняли ряд специфических задач, связанных с окружением и уничтожением окруженных группировок противника. Разработка способов применения авиации при окружении вражеских войск, отражении контрударов противника на внешнем и внутреннем фронтах окружения, а также во время уничтожения окруженных; группировок, организация и осуществление воздушной блокады окруженных войск — вот то новое, что было достигнуто оперативным искусством ВВС при решении данной проблемы.

В наступательных операциях Великой Отечественной войны совершенствовались организация и проведение авиационной подготовки атаки, авиационной поддержки сухопутных войск при прорыве обороны и развитии успеха, улучшались способы борьбы с подходящими резервами, [333] развивались способы боевых действий авиации при форсировании сухопутными войсками крупных рек и овладении городами-крепостями, при высадке воздушных и морских десантов, в ходе преследования отступавших войск противника и при отражении контрударов.

Основными тенденциями, наметившимися в применении авиации в наступательных операциях фронта, являлись: увеличение размаха боевых действий авиации, возрастание степени массирования усилий воздушных армий на направлениях главных ударов фронтов и на выполнение важнейших задач, увеличение глубины воздействия авиации на объекты противника во время авиационной подготовки и авиационной поддержки (сухопутных войск, более умелое сочетание в зависимости от обстановки и объектов поражения различных способов боевых действий (сосредоточенных ударов, эшелонированных действий и др.), улучшение тактического и оперативного взаимодействия с сухопутными войсками. С увеличением масштабов и размаха боевых действий авиации и улучшением способов применения авиационных соединений и объединений повышалась роль ВВС в наступательных операциях.

Оперативное искусство ВВС уделяло большое внимание вопросам применения авиации в оборонительных операциях. Опыт свидетельствует, что авиация в оборонительных операциях фронта была самым мобильным и дальнобойным средством борьбы. Она была способна в ограниченные сроки, не доступные для сухопутных войск, переносить усилия с одного направления на другое, оказывать своевременную поддержку общевойсковым армиям на любом участке обороны в пределах своего радиуса действия, парировать удары противника, где бы он их не наносил. В трудных условиях вынужденной обороны соединения фронтовой и дальней авиации помогали сухопутным войскам удерживать оборонительные рубежи, громили подходящие резервы, осуществляли поддержку войск контрударных группировок, чем повышали устойчивость, активность и непреодолимость обороны.

В предвоенный период наша теория оперативного искусства ВВС разработала детально лишь вопросы применения авиации в армейских операциях. Что касается фронтовых и тем более стратегический оборонительных операций, то эти вопросы изучены не были и решались [334] уже в ходе войны. Поэтому опыт авиационной поддержки и прикрытия войск фронта при борьбе за удержание тактической зоны обороны в грудных условиях воздушной и наземной обстановки, авиационного обеспечения фронтовых и армейских контрударов, которое осуществлялось на принципах поддержки войск в наступлении, борьбы с подходящими резервами противника на широком фронте и на большую глубину, планирования боевых действий воздушных армий по вариантам обороны, организации авиационной контрподготовки в виде массированных и сосредоточенных ударов бомбардировщиков и штурмовиков послужил основой для разработки теории оперативного применения авиации во фронтовых: оборонительных операциях и явился существенным вкладом в развитие оперативного искусства ВВС.

Одной из важнейших и наиболее сложных проблем, решаемых оперативным искусством ВВС, была борьба за господство в воздухе. Опыт показал, что борьба за господство в воздухе, как составная и неотъемлемая часть всей вооруженной борьбы, велась в широком стратегическом масштабе под общим руководством Ставки ВГК и была направлена прежде всего на разгром ударных сил авиации противника.

Завоевание господства в воздухе не было самоцелью. Оно достигалось прежде всего в интересах обеспечения свободы действий сухопутным войскам, силам флота и авиации в операциях по разгрому противодействующих группировок противника. В завоевании господства в воздухе были заинтересованы не только ВВС, но и другие виды Вооруженных Сил, а также тыл страны. От исхода решения этой задачи в значительной степени зависел успех Вооруженных Сил как в операциях, так и в войне в целом.

В ходе минувшей войны, как свидетельствует опыт, не было ни одной крупной наступательной операции, которая бы закончилась успешно без господства в воздухе. Господство в воздухе способствовало успешному ведению сухопутными войсками и флотом крупных операций с решительными целями и надежно обеспечивало тыл страны от ударов вражеской авиации.

Опыт войны подтвердил правильность наших предвоенных взглядов о том, что в борьбе за господство в воздухе должны участвовать (с учетом боевых [335] возможностей) все виды Вооруженных Сил. Однако главная роль в решении данной проблемы принадлежит Военно-Воздушным Силам. Основными объектами, по которым действовали воюющие стороны, являлись авиационные группировки противника, сосредоточенные на отдельных операционных и стратегических направлениях. Разгром и подавление авиационных группировок противника обеспечивали быстрое завоевание оперативного господства в воздухе, которое при соответствующих условиях достигалось в течение нескольких дней. Авиационная промышленность и учебные центры по подготовке летных кадров активному воздействию с воздуха не подвергались. Опыт показал, что для вывода из строя авиационных предприятий в условиях применения обычных средств поражения требовались огромные силы авиации, которых, как правило, не хватало. Кроме того, этим способом нельзя было в короткие сроки изменять соотношение авиационных сил на важнейших направлениях и быстро оказывать влияние на характер воздушной обстановки.

В ходе войны оперативное искусство ВВС обогатилось опытом применения разнообразных форм и способов борьбы за господство в воздухе. В довоенный период формы и способы борьбы за господство в воздухе разрабатывались лишь теоретически, в общей постановке. Во время же Великой Отечественной войны эти формы и способы получили большое развитие как в теоретическом плане, так и в практическом отношении.

Опыт при этом показал, что весьма эффективной формой борьбы за господство в воздухе являлись воздушные операции, которые при условии хорошей, скрытной подготовки позволяли в течение нескольких дней наносить серьезное поражение противостоящим авиационным группировкам врага и коренным образом изменять в свою пользу соотношение сил в воздухе. Великая Отечественная война дала поучительные примеры организации и осуществления воздушных операций больших масштабов, преследовавших решительные цели, с привлечением крупных сил фронтовой, дальней и морской авиации.

Анализ проведенных воздушных операций свидетельствует, что особенно высокая эффективность достигалась в первых двух-трех массированных ударах по авиационной группировке противника, если они наносились последовательно в максимально сжатые сроки. Последующие [336] удары, как учит опыт, были сопряжены с ожесточенным противодействием средств ПВО и не всегда себя оправдывали. Наиболее результативными были первые массированные удары по аэродромам, когда достигалась внезапность действий. С потерей внезапности эффективность ударов по аэродромам резко снижалась, а сопротивление противника возрастало, с чем нельзя не считаться в современных условиях при решении задач борьбы за господство в воздухе. Скрытность подготовки воздушных операций, тщательность планирования и организации боевых действий, тесное взаимодействие между авиационными объединениями и соединениями, надежное подавление средств ПВО, полнота и достоверность данных воздушной разведки о базировании вражеской авиации, боевой готовности ее частей и соединений, системе ПВО аэродромов — вот те факторы, которые обеспечивали высокую эффективность первого массированного удара по авиационной группировке противника и в целом воздушной операции.

Из опыта проведенных воздушных операций видно, что для нанесения первого массированного удара по аэродромам противника привлекалось наибольшее количество сил авиации. Этот удар, нацеленный на разгром главных сил ВВС противника и уничтожение объектов первостепенной важности, был самым мощным и наносился одновременно. Воздушные операции готовились в строгой тайне, с соблюдением всех мер скрытности и маскировки. Истребительная авиация была самым активным средством борьбы за господство в воздухе. Ей принадлежала решающая роль в уничтожении немецко-фашистской авиации. Основным достоинством воздушных боев и сражений, проводившихся истребителями, было то, что в них вместе с самолетами уничтожались, как правило, и летные экипажи противника, что оказывало большое влияние на ход и исход борьбы за господство в воздухе. Опыт показал, что наиболее ожесточенные воздушные бои развертывались в первые дни операции, когда борьба за оперативное господство в воздухе носила особенно большой размах.

В борьбе за господство в воздухе были найдены лучшие способы применения: истребительной авиации, которые соответствовали условиям обстановки и уровню развития авиационной техники. Для прикрытия войск и объектов тыла фронта специально выделялись истребительные [337] авиасоединения, которые получали определенные полосы или районы боевых действий. Управление истребителями, осуществлявшими борьбу за господство в воздухе над полем боя, было строго централизованным.

Из опыта видно, что действия истребительной авиации носили активный наступательный характер, что успех ее применения зависел от четкой организации взаимодействия между соединениями истребителей и другими силами и средствами ПВО, от состояния боевой готовности, надежного, гибкого управления, умелого сочетания различных способов боевых действий, широкого маневра, массированного применения сил истребителей на важнейших направлениях. Усилия истребителей фронтовой авиации направлялись на уничтожение авиации противника прежде всего над его территорией.

Опыт показал, что важнейшим условием завоевания оперативного господства в воздухе являлось количественное и качественное превосходство над авиацией противника. Однако, как свидетельствует анализ, этих факторов для победы в воздухе было еще недостаточно. Чтобы разгромить противостоящую группировку авиации врага, требовалась четкая организация борьбы с воздушным противником, умелый выбор (в зависимости от конкретной обстановки) форм и способов борьбы за господство в воздухе. Вместе с тем опыт учил, что, для того чтобы закрепить успех и прочно удерживать завоеванное господство в воздухе, нельзя ограничивать борьбу с вражеской авиацией только одним направлением или ТВД. Ее нужно было активно вести на всем стратегическом фронте, чтобы лишить противника возможности осуществлять маневр силами авиации по фронту и в глубину. Опыт подтвердил, что без подрыва базы воспроизводства авиационных сил противник имеет возможность восполнять потери и восстанавливать боевую мощь своих авиационных группировок. Поэтому, чтобы закрепить успех и обеспечить не только оперативное, но и стратегическое господство в воздухе, необходимо было наряду с уничтожением авиационных группировок вести боевые действия по разрушению и выводу из строя авиационной промышленности, источников горючего, центров подготовки летных кадров и других звеньев воздушной мощи противника.

В минувшей войне основные усилия фронтовой и дальней авиации были направлены на разгром группировок [338] противника в наступательных и оборонительных операциях, что отвечало условиям обстановки и характеру вооруженной борьбы. Наряду с этим советские ВВС (прежде всего авиация дальнего действия) частично привлекались для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач. Оперативное искусство ВВС обогатилось практикой организации и проведения воздушных операций по разрушению промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. Эти операция осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались сравнительно большим размахом и решительностью целей. Во время воздушных операций были отработаны организация и нанесение массированных и сосредоточенных ударов авиации днем и ночью по промышленным и железнодорожном объектам, способы преодоления сильной ПВО противника, мероприятия по обеспечению внезапности действий

В прошлой войне действия авиации по промышленным и административно-политическим центрам не оказали большого влияния на ход вооруженной борьбы, что объяснялось привлечением малых сил авиации для решения данной задачи, недостаточной дальнобойностью авиационных средств поражения и их относительно слабой разрушительной силой. Опыт организации и проведения воздушных операций по срыву оперативных перевозок и нарушению маневра резервами показывает, что для изоляции района стратегической операции от притока свежих войск противника требовались большие усилия авиации; решительные действия ВВС по коммуникациям днем и ночью во всей полосе маневра резервами; умелый выбор объектов удара, способов боевых действий и средств поражения; тщательная воздушная разведка; тесное взаимодействие участвующих в операции авиационных соединений и объединений; последовательный перенос их усилий на решение задач в зависимости от остроты обстановки, хода перевозок и темпов сосредоточения резервов.

В годы Великой Отечественной войны непрерывно совершенствовались способы организации и ведения воздушной разведки. Повышалась роль инструментальных методов воздушной разведки, увеличивалась глубина ведения воздушной разведки и объем решаемых ею задач, возрастали оперативность и достоверность разведки, а [339] вместе с тем повышалось ее значение в операциях. Важной тенденцией, четко наметившейся в минувшей войне, являлось возрастание роли воздушной разведки как в операциях, так и в войне в целом. Достоверность, оперативность, непрерывность — вот те требования, которые предъявлялись к воздушной разведке и которые в значительной, мере определяли успех боевых действий сухопутных войск, флота и авиации.

Оперативное искусство ВВС сделало большой шаг вперед и в вопросах управления авиацией. В ходе минувшей войны были найдены наиболее целесообразные формы руководства авиацией в стратегических и фронтовых операциях, успешно велись поиски путей повышения оперативности и скрытности управления авиационными объединениями, соединениями и частями. Переход к централизованному управлению авиацией в масштабе фронта, четкая координация усилий авиационных объединений и соединений в стратегических операциях через представителей Ставки ВГК по авиации, организация коалиционного руководства силами авиации нескольких стран в операциях, совершенствование системы авиационных пунктов управления, разработка способов применения радио и радиотехнических средств связи для управления боевыми действиями авиации — все это характеризует развитие оперативного искусства ВВС в области управления авиацией. Опыт убедительно свидетельствует, что без гибкого, непрерывного и устойчивого управления невозможны были успешные действия авиации в сложных условиях операций и войны в целом.

Оперативное искусство ВВС обогатилось опытом организации и осуществления тактического и оперативного взаимодействия авиации с сухопутными войсками в различных условиях обстановки. Четкое согласование усилий объединений и соединений сухопутных войск и авиации по месту, задачам, направлениям, рубежам, объектам и по времени достигалось детальным планированием вопросов взаимодействия, выделением оперативных групп и авиационных представителей в сухопутные войска, организацией устойчивой связи взаимодействия и надежной системы опознавания, оповещения и взаимной информации, обеспечивающей решение вопросов совместных боевых действий в короткие сроки. Оно благотворно сказывалось на ходе и исходе операций. [340]

В ходе минувшей войны впервые были разработаны способы взаимодействия между воздушными армиями фронтовой авиации, соединениями АДД, ВВС флота и истребительной авиацией ПВО страны при выполнении совместных боевых задач, а также получили дальнейшее развитие способы взаимодействия между авиационными соединениями внутри воздушной армии. Опыт минувшей войны показал, что хорошо организованное взаимодействие авиации с сухопутными войсками и другими силами и средствами, участвующими в операции, являлось залогом победы над противником.

Во время войны улучшалась организационная структура фронтовой и дальней авиации, что было обусловлено количественным и качественным ростом авиационной техники, изменениями в характере вооруженной борьбы, развитием взглядов на боевое применение ВВС и другими факторами. В составе ВВС были созданы воздушные армии — оперативные объединения фронтовой авиации, которые наиболее полно отвечали условиям маневренной вооруженной борьбы. Были сформированы авиационные корпуса, улучшена оргструктура авиационных дивизий, полков, эскадрилий и звеньев. Непрерывно развивалась организационно-штатная структура соединений, частей и подразделений АДД.

Одной из важнейших задач, успешно решенных оперативным искусством ВВС в ходе минувшей войны, была проблема создания и применения авиационных резервов. Война доказала возрастающее значение авиационных оперативных резервов.

Большой скачок в развитии оперативного искусства ВВС, происшедший в период Великой Отечественной войны, — явление закономерное. Он был обусловлен количественным и качественным развитием советской авиации, высокими морально-боевыми качествами летного состава и командных кадров ВВС, своевременным обобщением и умелым использованием боевого опыта, быстрым прогрессом советской военно-авиационной мысли, бурным развитием в целом нашего военного искусства — стратегии, оперативного искусства и тактики, мудрым руководством Коммунистической партии Советского Союза, которая по заветам В. И. Ленина укрепляла боевую мощь Военно-Воздушных Сил, неиссякаемой жизненной силой [341]советского государственного и общественного строя, мощью социалистической экономики.

В ходе Великой Отечественной войны благодаря неослабному вниманию партии и правительства и самоотверженному труду конструкторов, инженеров, техников, рабочих и всего советского народа неуклонно увеличивалось и улучшалось количество самолетов и другой авиационной техники, а вместе с тем повышались боевые возможности наших ВВС. Был успешно решен и вопрос подготовки авиационных кадров, которые показали в боях высокое боевое мастерство, хорошие организаторские способности, массовый героизм и отвагу. Партия воспитала и вырастила большую плеяду выдающихся авиационных полководцев и военачальников, умело руководивших боевыми действиями ВВС и внесших большой вклад в развитие оперативного искусства ВВС.

Советские Военно-Воздушные Силы, одержав в тяжелых боях и сражениях выдающуюся победу над сильным и очень опытным воздушным противником, закончили войну еще более окрепшими и боеспособными. Они накопили огромный опыт и бдительно охраняют воздушные рубежи нашей Родины.

В послевоенный период происшедшие коренные изменения в средствах вооруженной борьбы и авиационной технике обусловили новый качественный скачок в развитии оперативного искусства советских Военно-Воздушных Сил. Немало поучительного дает нам опыт Великой Отечественной войны. Уроки и выводы, вытекающие из опыта боевых действий советской авиации в этот период, тщательный анализ наших неудач в первые дни войны и промахов, допущенных в предвоенной подготовке ВВС, служат делу укрепления советских Военно-Воздушных Сил, способствуют повышению их боевой готовности и боеспособности.

В целом опыт боевых действий советской авиации позволяет глубже познать и грамотнее решать современные вопросы оперативного искусства ВВС.

Примечания