Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава шестая.

Основные факторы, обусловившие развитие советского оперативного искусства ВВС в Великой Отечественной войне

Количественный рост и качественное улучшение авиационной техники

Советская военная наука исходит из общего закона зависимости форм и способов ведения войны и военных действий от способа производства. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот, — писал Ф. Энгельс. — Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения»{142}.

Этот закон всецело относится и к оперативному искусству Военно-Воздушных Сил как составной части советского оперативного искусства. Именно социалистическая экономика, передовой советский общественный и государственный строй, мудрое руководство Коммунистической партии обусловили быстрый количественный и качественный рост авиационной техники, высокий морально-боевой дух летно-технического состава и командных кадров, создание и умелое применение авиационных резервов, неуклонное совершенствование организационной структуры частей и соединений ВВС, быстрый прогресс советской военно-авиационной мысли и посредством этих факторов обеспечили развитие оперативного искусства ВВС в годы минувшей войны. Кроме того, на развитие оперативного искусства ВВС оказывали влияние характер вооруженной борьбы и специфика действий авиации противника на советско-германском фронте.

Эти факторы уже частично рассмотрены при анализе отдельных вопросов оперативного искусства ВВС. В данном разделе мы постараемся показать, как каждый из этих факторов оказывал влияние на развитие форм [302] оперативного применения ВВС и способов боевых действий авиации.

Одной из главных причин развития оперативного искусства ВВС являлись количественный рост и качественное улучшение самолетов и другой авиационной техники.

В результате количественного роста советских ВВС изменялось соотношение сил в воздухе. Уже к началу второго периода войны было ликвидировано численное превосходство авиации противника в самолетах. В дальнейшем наши ВВС обеспечили себе численный перевес над немецко-фашистской авиацией.

В ходе войны увеличивался удельный вес ударной авиации. Если в начале войны на долю бомбардировщиков и штурмовиков фронтовой авиации действующей армии приходилось 41,2% всего самолетного парка, то 1 января 1943 г. — 60, 8%, включая самолеты По-2. Бомбовый залп фронтовой авиации только за первый период войны возрос в 2 раза.

Количественный и качественный рост самолетов и другой авиационной техники обусловил изменения в характере боевых действий авиации.

Увеличились масштабы боевых действий авиации. Возрастало воздействие ВВС на противника, повышалась их роль в операциях. Если в 1941–1942 гг. фронтовая и дальняя авиация совершала в среднем ежемесячно примерно 48 тыс. боевых вылетов, то в 1943 г. — 56,4 тыс., в 1944 г. — 68,2 тыс., а в 1945 г. — 139,5 тыс. боевых вылетов. Рост масштаба боевых: действий ВВС будет еще более убедительным, если сравнить боевые вылеты в отдельных, наиболее крупных операциях. В битве под Сталинградом, например, советские ВВС производили ежесуточно в среднем около 500 боевых вылетов, в битве под Курском — 2600, а в Берлинской операции — 4157.

С ростом боевых возможностей советские ВВС стали применять более решительные формы борьбы за господство в воздухе. Для уничтожения авиации противника кроме повседневных боевых действий в рамках наступательных и оборонительных операций они стали практиковать специальные воздушные операции, которые, отличались большим размахом. В 1943–1944 гг. был проведен ряд воздушных операций по промышленным и административно-политическим центрам, по дезорганизации [303] коммуникаций н нарушению маневра оперативных резервов противника.

С количественным и качественным ростом ВВС связано зарождение авиационного наступления как новой формы применения авиации в наступательных операциях. Внедрение радио для управления авиацией, выделение специальных радиостанций для наведения штурмовиков и бомбардировщиков на наземные цели, создание специальной радиосети наведения — все это облегчало организацию тесного взаимодействия авиации с сухопутными войсками на поле боя, позволяло приблизить действия авиационных соединений к своим наступавшим войскам.

С увеличением боевого состава воздушных армий повышалась плотность бомбовых ударов во время авиационной подготовки атаки (в операциях 1943 г. — 20–33 тонны бомб; на 1 кв. км площади цели, в 1944 г. — 60–70 тонн, в 1945 г. — 100 тонн и более). Для авиационной поддержки (сопровождения) наступающих войск стали привлекаться крупные силы штурмовиков и бомбардировщиков, которые подавляли и уничтожали объекты противника как на поле боя — в непосредственной близости от своих атакующих войск, так и в глубине обороны. Воздушные армии стали практиковать не только эшелонированные действия небольшими подразделениями самолетов и сосредоточенные удары полковыми и дивизионными группами, но и массированные удары, в которых участвовало по нескольку авиационных соединений одновременно. Улучшение самолетов, вооружения и авиационного оборудования повлекло за собой большие изменения в тактике действий родов авиации. Тактические же успехи в конечном итоге приводили к оперативным результатам. С оснащением истребительной авиации самолетами Як-1, Як-7б, Ла-5, а затем Як-3, Ла-7 и др., которые отличались высокими скоростями полета и скороподъемностью, советские летчики стали широко применять вертикальный маневр. Воздушный бой принял наступательный характер. Преимущество в скорости обеспечивало стремительность атаки, давало возможность истребителям настигать уходящего противника, навязывать ему бой, сохранять за собой инициативу в воздухе. Имея превосходство в скороподъемности, наши летчики получили возможность занимать выгодное положение для атаки и осуществлять перехват воздушных целей,. идущих на большей высоте. [304]

Благодаря применению крупнокалиберных пулеметов и пушек увеличивались мощность и эффективность самолетного вооружения.

Внедрение радио для управления самолетами в воздухе и применение более скоростных самолетов обусловили эшелонирование боевых порядков истребителей по высотам, по фронту и в глубину. Боевые порядки приняли более маневренный характер. Все это улучшило поиск и перехват воздушного противника.

Боевые возможности авиации возрастали также по мере увеличения грузоподъемности, дальности и продолжительности полета самолетов. С ростом дальности полета бомбардировщиков фронтовой и дальней авиации (у Пе-2 — с 770 до 1200 км, Пе-8 (ТБ-7) — до 5 тыс. км, Ту-2 — до 2250 км) появилась возможность наносить удары по более глубоким объектам; осуществлять оперативный маневр частей и соединений ВВС, не меняя базирования; привлекать для действий авиационные силы с удаленных аэродромов. Благодаря повышению грузоподъемности самолетов Пе-2, Ту-2 и др. возросла мощь бомбовых ударов. С увеличением продолжительности полета истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков экипажи стали делать больше заходов на цель, более длительное время подвергать атакам объекты противника.

По мере улучшения самолетов-бомбардировщиков, их прицельных устройств и совершенствования выучки летного состава повышалась меткость ударов, внедрялись более эффективные способы бомбометания. В 1941 г. применялось только бомбометание с горизонтального полёта. В конце 1942 г. стало практиковаться бомбометание с пикирования, которое в 1943 г. составляло 39%, а в 1945 г. — 49%. Благодаря этому улучшалась точность поражения целей. В 1943 г. число попаданий в условно взятую цель размером 200X200 м составляло 64%, т. е. почти в 2 раза больше, нежели в 1941 г.

Укрепление морального духа советских авиаторов

Победа советских ВВС в Великой Отечественной войне, быстрый прогресс в развитии их оперативного искусства обусловливались не только количеством и качеством авиационных средств борьбы, но и высокими морально-боевыми качествами летно-технического состава и [305] командных кадров. Боеготовность и боеспособность авиационных частей и соединений, эффективность применения боевой техники — все это находилось в прямой зависимости от морально-боевого состояния, навыков и творческой инициативы авиаторов.

Высокий морально-боевой дух советских летчиков как один из важнейших факторов могущества ВВС не пришел стихийно, самотеком. Он. был обусловлен нашим социалистическим общественным и государственным строем, социально-политическим и идейным единством советского народа, справедливым характером Великой Отечественной войны, животворным советским патриотизмом, огромной идейно-теоретической, организационной и агитационно-пропагандистской работой нашей Коммунистической партии.

Осуществляя техническое перевооружение авиации, заботясь о подготовке квалифицированных кадров, наша партия проводила огромную работу по воспитанию у личного состава ВВС высоких морально-боевых качеств, которые в условиях справедливой войны против фашистской Германии порождали у советских летчиков массовый героизм и находили отражение в решительности применения авиации и в активных формах и способах боевых действий авиационных частей, соединений и объединений.

Идейная убежденность, коммунистическая сознательность, вера в правое Дело, ответственность за судьбу социалистической Родины, советский патриотизм являлись неисчерпаемым источником стойкости и упорства в бою, а также могучим стимулом для творческого решения советскими авиаторами вопросов тактики родов авиации и оперативного искусства ВВС. Они обусловили целеустремленность и решительность боевых действий советской авиации против фашистских оккупантов.

В результате инициативы и творчества наших летчиков, изучения и обобщения боевого опыта совершенствовались приемы и способы боевых действий истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации. Летчики с высоким уровнем подготовки не довольствовались достигнутым. Они в каждом бою стремились лучше использовать боевые возможности своей авиационной техники, найти более эффективные способы победы над воздушным противником. И каждая удача в этом направлении сразу же становилась достоянием летного состава частей. [306]

Творческими поисками офицеров и генералов ВВС Ленинградского фронта и 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО еще в начале 1942 г. была разработана стройная система управления и наведения истребительной авиации на воздушного противника с помощью радиосредств. Впоследствии этот опыт стал достоянием всех соединений и объединений ВВС. В контрнаступлении под Сталинградом командование и штаб ВВС Красной Армии, офицеры и генералы 8, 16 и 17-й воздушных армий успешно решили проблему организации и осуществления воздушной блокады окруженной группировки противника. В воздушных боях под Москвой, Сталинградом, на Кубани и в битве под Курском усилиями летного состава и авиационных командиров всех степеней получили дальнейшее развитие теория и практика борьбы за господство в воздухе. В контрнаступлении под Курском советские авиаторы впервые разработали и применили на практике способы авиационной поддержки и прикрытия танковых армий, действовавших как подвижные группы фронтов. И так от операции к операции усилиями авиаторов на базе развития авиационной техники развивались и совершенствовались оперативное, искусство ВВС и тактика родов авиации.

Высокие морально-боевые качества советских авиаторов формировались в процессе идейно-политического воспитания и воинского обучения. Они обеспечивались огромной и многогранной партийно-политической работой, которая отличалась целеустремленностью, гибкостью, разнообразием форм и методов, высокой действенностью и велась тем активнее, чем сложнее и напряженнее была боевая обстановка на фронте.

В грозной обстановке войны политорганы и партийные организации ВВС прививали личному составу авиационных частей и соединений любовь к социалистической Родине и Коммунистической партии, ненависть к фашистским захватчикам, высокую дисциплинированность на земле и в воздухе, беспрекословность выполнения боевых приказов, твердость и несокрушимость в бою. Исключительно большое внимание уделялось изучению, обобщению и популяризации боевого опыта, пропаганде военных и военно-технических знаний, повышению боевого мастерства. Умение выделить самое ценное в инициативе летчиков и командного состава, разглядеть ростки нового, [307] рождающегося в их боевой практике, учить массы на передовом опыте — вот главное, чем. руководствовались политорганы и партийные организации частей, соединений и объединений ВВС в решении вопросов развития тактики родов авиации и оперативного искусства Военно-Воздушных Сил. Каждый удачный бой или сражение, каждая новинка в тактике и оперативном искусстве немедленно делались достоянием летного состава и командных кадров. Для обмена опытом в авиационных частях и соединениях систематически проводились совещания по различным вопросам боевого применения авиации, организовывались летно-тактические конференции.

В печати, беседах и докладах широко освещались тактические приемы, применявшиеся воздушным противником, анализировались летно-тактические данные немецких самолетов, показывались слабые и сильные стороны противника. Благодаря этому изо дня в день росло боевое мастерство авиаторов, множились ряды снайперов воздушного боя, увеличивалось число мастеров бомбовых и штурмовых ударов.

Важное значение придавалось воспитанию советских авиаторов на боевых и революционных традициях советского народа. Популяризация героических подвигов, пропаганда храбрости, мужества, отваги советских летчиков занимали видное место в деятельности политорганов и партийных организаций.

В центре внимания политорганов и партийных организаций находилась работа по обеспечению выполнения боевых задач. Перед началом операций проводились партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались вопросы о предстоящих боевых действиях и о передовой роли коммунистов и комсомольцев в бою. В авиационные части направлялись опытные офицеры и генералы штаба и политотдела соединений для оказания конкретной помощи и контроля за ходом партийно-политической работы. Важная роль отводилась повышению бдительности на земле и в воздухе, борьбе с благодушием, своевременному поощрению отличившихся в боях, заботе о нуждах воинов-авиаторов, быстрому восстановлению поврежденной авиационной техники, техническому обеспечению боевых действий, выдвижению и расстановке кадров. Многие авиаторы начинали войну командирами звеньев, эскадрилий и полков, а закончили ее командирами прославленных [308] авиационных дивизий и корпусов (А. Н. Витрук, С. Г. Гетьман, И. С. Полбин, С. Д. Прутков и др.).

В годы войны талантливыми руководителями партийно-политической работы в ВВС показали себя члены Военного совета Военно-Воздушных Сил Красной Армии П. С. Степанов и Н. С. Шиманов, заместители командующих воздушными армиями по политчасти В. И. Алексеев, Н. П. Бабак, Ф. Ф. Веров, А. И. Вихорев, А. С. Виноградов, А. Ф. Выволокин, А. П. Грубич, Г. Г. Гурьянов, А. А. Иванов, И. Г. Литвиненко, С. Н. Ромазанов, А. Г. Ры-тов, И. И. Сергеев, В. И. Смирнов, М. И. Сулимов, М. Н. Сухачев, В. Н. Толмачев. Большую работу по воспитанию авиаторов проделали заместители командиров авиационных соединений и частей по политической части.

Цементирующей силой, придававшей частям ВВС стойкость и упорство в боях, являлись партийные и комсомольские организации, которые, пользуясь непререкаемым авторитетом у личного состава, непрерывно пополнялись лучшими летчиками, штурманами, техниками и другими авиаторами, отличившимися в боях. Рост численности партийных организаций ВВС демонстрировал неразрывную связь партии с массами. Вместе с комсомольцами члены партии составляли от 65 до 85% личного состава авиачастей. Партийно-комсомольская прослойка среди летчиков и штурманов достигала более 90%. Коммунисты и комсомольцы являлись надежной опорой командования как при выполнении боевых задач, так и в организации воспитательной работы среди воинов-авиаторов.

Таким образом, высокий моральный дух советских авиаторов как один из решающих факторов развития теории и практики боевого применения авиации обеспечивался хорошо организованной партийно-политической работой. Великая Отечественная война полностью подтвердила ленинское положение о руководящей роли партии как жизненно важном условии могущества Советских Вооруженных Сил и их составной части — ВВС. Коммунистическая партия не только осуществляла воспитательную работу, но и охватывала своим руководящим влиянием все стороны деятельности Военно-Воздушных Сил.

Подготовка авиационных кадров и создание резервов ВВС

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание подготовке кадров для ВВС. [309] В предвоенные годы кроме существовавшей еще с 1922 г. Военно-инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского были созданы две новые авиационные академии: в 1940 г. — Военно-воздушная академия командного и штурманского состава (ныне ВВА им. Ю. А. Гагарина) и в 1941 г. — Ленинградская военно-инженерная авиационная академия, которой впоследствии было присвоено имя А. Ф. Можайского. Параллельно с этим увеличивалось количество авиашкол и училищ, совершенствовалась и улучшалась система подготовки летных и технических кадров, расширялся контингент слушателей и курсантов вузов ВВС.

Осуществленные партией мероприятия принесли свои плоды. Рост летных и технических кадров обеспечил увеличение численности ВВС и формирование новых авиационных частей и соединений в предвоенный период.

С началом войны в связи с боевыми потерями и созданием новых авиационных соединений и частей потребность в авиационных кадрах еще более возросла. Поэтому штатный контингент слушателей и курсантов был значительно увеличен. Сокращены сроки учебы в академиях и летных училищах до одного года. Создана широкая сеть курсов усовершенствования. Для массового и ускоренного переучивания летно-технического состава на новые типы самолетов и формирования маршевых авиачастей, подлежащих отправке на фронт, были созданы запасные авиаполки.

Все это позволило резко увеличить темпы подготовки летного и технического состава. Только за первые полтора года войны вузы ВВС подготовили около 90 тыс. человек, в том числе 41224 человека летного состава{143}. В последующие годы войны интенсивность подготовки летных и технических кадров не снижалась, а увеличивалась.

Одновременно с увеличением количества улучшалось качество подготовки авиационных кадров советских ВВС, Хотя учебные заведения и запасные авиаполки ВВС работали в трудных условиях. По сравнению с 1941 г. налет на подготовку одного летчика увеличился в 1944 г. более чем в 4 раза, а количество самолето-вылетов на обучение боевому применению возросло в 2,5 раза. [310]

В соответствии с приказом Наркома обороны СССР от 16 октября 1942 г. в школах, запасных и учебно-тренировочных авиаполках истребительной авиации стал тщательно отрабатываться высший пилотаж. В училищах стали больше уделять внимания обучению бомбометанию с пикирования на самолетах Пе-2 и поражению целей на штурмовиках Ил-2 с бреющего полета. Была развернута подготовка экипажей фронтовой и дальней авиации к боевым действиям ночью.

В 1943–1944 гг. были значительно увеличены сроки обучения в академиях и летно-технических училищах и школах. Например, в Военно-воздушной академии командного и штурманского состава на подготовку слушателя командного факультета устанавливался срок два года и семь месяцев и штурманского факультета — три года и семь месяцев.

Массовая подготовка кадров летного и технического состава обеспечила не только восполнение потерь, но и обусловила рост численности советских ВВС.

Одной из важнейших проблем, стоявших перед оперативным искусством ВВС в годы войны, была проблема создания и умелого применения авиационных резервов.

Советские ВВС вступили в войну, не имея, по сути дела, авиационных соединений резерва ВГК. Между тем потребность в них возникла с первых же дней военных действий. В условиях, когда немецко-фашистская авиация безраздельно господствовала в воздухе, а на фронте быстро и резко менялась обстановка, авиационные резервы нужны были для усиления ВВС фронтов на важнейших направлениях, для парирования мощных ударов фашистской авиации, для замены потерявших боеспособность авиационных соединений, создания авиационных группировок на вновь образующихся направлениях стратегического фронта и решения других непредвиденных задач.

Правда, известным резервом советских ВВС являлись авиационные силы внутренних военных округов, которые частично использовались для восполнения потерь авиации действующей армии. Однако этих сил было недостаточно. К тому же они не обладали нужной маневренностью и мобильностью, иногда требуя дополнительной реорганизации перед отправкой на фронт. Вот почему сразу же начались поиски наилучших форм создания и применения резервных соединений ВВС. [311]

Согласно приказу Наркома обороны от 21 июля 1941 г. летом 1941 г. стали формироваться резервные авиационные группы (РАГи) смешанного состава, которые имели по 4–5 авиационных полков и насчитывали по 80–100 самолетов каждая. Всего до конца сентября 1941 г. было создано шесть, таких авиационных групп. Общее управление боевыми действиями резервных авиагрупп осуществляло командование ВВС Красной Армии.

Резервные авиационные группы использовались для наращивания сил авиации на важнейших участках фронта. Так, резервная авиагруппа № 1 привлекалась в конце августа — начале сентября 1941 г. для участия в воздушной операции по разгрому 2-й танковой группы противника. Резервные авиационные группы № 2 и 3 действовали под Ленинградом и на Волховском фронте. Резервная группа № 4 выполняла боевые задачи на Юго-Западном фронте, № 5 — на Южном и № 6 — на Брянском фронтах.

Кроме штатных резервных авиагрупп осенью 1941 г. создавались временные авиационные группы из частей фронтовой и дальней авиации (группы Петрова, Кравченко и др.), успешно применявшиеся в битве под Москвой. Летчики этих групп активно участвовали в разгроме войск и авиации противника и завоевании оперативного господства в воздухе на московском направлении.

Подготовка к решительным наступательным действиям Красной Армии требовала создания большего количества авиационных резервов. В марте — апреле 1942 г. было сформировано 10 ударных авиагрупп по 100 самолетов каждая. Последние являлись средством Верховного Главнокомандования и предназначались как для решения самостоятельных задач, так и для усиления фронтовой авиации на важнейших направлениях.

Резервные и ударные авиационные группы сыграли определенную роль в боевых действиях Красной Армии в первый год Великой Отечественной войны. Однако они были все же малочисленными и недостаточно мощными, поэтому не могли решать крупные оперативные задачи. Для создания же более мощных авиационных резервов сил и средств тогда не хватало.

С ростом производства самолетов и качественным их улучшением, с расширением выпуска авиационных кадров [312] и приобретением боевого опыта была успешно решена проблема организации крупных авиационных резервов Ставки ВГК. В июне 1942 г. были сформированы 1-я бомбардировочная, а также 1-я и 2-я истребительные авиационные армии. Боевые возможности этих армий по сравнению с резервным и ударными авиагруппами значительно увеличились. Они могли существенно влиять на ход военных действий в воздухе на том или ином участке фронта. Однако эти армии долго не просуществовали.

Во-первых, опыт показал, что при сравнительно небольшом количестве частей (6–8 авиаполков) авиационные армии имели громоздкие органы управления. Во-вторых, наличие в составе фронта нескольких авиационных объединений (воздушная армия, бомбардировочная и истребительная авиационные армии) затрудняло их управление и организацию взаимодействия со стороны командующего фронтом. Вот почему в сентябре 1942 г. вместо авиационных армий началось создание авиационных корпусов резерва Ставки ВГК. Каждый корпус имел две-три дивизии трехполкового состава. Корпуса были как однородного, так и смешанного состава. В течение 1942 г. было создано девять авиакорпусов РВГК, которые стали применяться на важнейших стратегических направлениях.

В директиве командующего ВВС Красной Армии от 29 марта 1943 г. указывалось: «Авиационные корпуса Резерва Главного Командования использовать на направлениях главных ударов и ни в коем случае не допускать распыления их для одновременного поражения большого числа объектов и на выполнение многочисленных задач». Следовательно, к исходу первого периода войны поиски лучших форм организационной структуры резервных авиационных соединений, увенчались успехом. Были созданы маневренные, мобильные в мощные по своей ударной силе авиационные корпуса резерва Ставки ВГК.

Всего с осени 1942 г. до конца 1944 г. было сформировано 30 авиационных корпусов фронтовой авиации. Если в ноябре 1942 г. удельный вес самолетного парка резервных авиакорпусов составлял 32%, то 1 января 1945 г. — 43%. Авиационные корпуса резерва Ставки. ВГК использовались на важнейших стратегических направлениях. Ими усиливались воздушные армии фронтов на период [313] проведения крупнейших операций, в результате чего обеспечивалось численное превосходство над авиацией противника.

Маневр авиационными резервами производился по-разному. До лета 1944 г., когда авиационных резервов еще было немного, межфронтовой маневр авиационными корпусами. РВГК осуществлялся в рамках нескольких стратегических направлений. Например, бомбардировочные, штурмовые и истребительные авиакорпуса, участвовавшие в Крымской операции, были затем перебазированы для участия в Белорусской и Львовско-Сандомирской операциях. С лета же 1944 г. и до конца войны маневр осуществлялся, как правило, в рамках одного стратегического направления (из одного фронта в другой). Некоторые авиационные корпуса находились в составе одних и тех же воздушных армий в нескольких подряд проводившихся операциях (зимняя кампания 1945 г. — 16,2 и 4-я воздушные армии),

Благодаря наличию крупных авиационных резервов, которые отличались большой ударной силой и высокой маневренностью, Ставка ВГК могла быстро Массировать силы авиации на важнейших стратегических направлениях и оказывать решительное влияние на ход борьбы за господство в воздухе и развитие операций сухопутных войск.

Совершенствование организационной структуры соединений и объединений ВВС

На организацию и ведение боевых действий авиации большое влияние оказывала организационная структура авиационных объединений, соединений, частей и подразделений. По мере совершенствования штатной организации авиационных подразделений, частей и соединений улучшались условия для их применения в боях и операциях.

Перед началом Великой Отечественной войны советские ВВС делились на фронтовую авиацию, предназначавшуюся для совместных боевых действий с сухопутными войсками; дальнебомбардировочную авиацию Главного Командования, которая должна была решать как самостоятельные задачи, так и действовать совместно с другими видами Вооруженных Сил, и войсковую авиацию (отдельные эскадрильи), находившуюся в распоряжении командиров стрелковых (механизированных и [314] кавалерийских) корпусов и предназначавшуюся для корректирования артиллерийского огня, ведения воздушной разведки и выполнения задач по связи.

Фронтовая авиация делилась на две группы: на армейскую авиацию, которая во всех отношениях, в том числе и организационном, подчинялась командующим общевойсковыми армиями, и фронтовую группу авиации, руководство которой осуществлял командующий войсками фронта через командующего ВВС фронта. Обычно общевойсковая армия имела одну, а иногда и две смешанные авиадивизии, которые состояли из двух-трех бомбардировочных, двух истребительных и одного-двух штурмовых авиаполков. Во фронтовую группу авиации входили одна-две ближнебомбардировочные, три — пять истребительных и одна-две смешанные авиадивизии, предназначавшиеся для выполнения задач в тактическом и оперативном взаимодействии с сухопутными войсками.

Опыт летне-осенней кампании 1941 г. и зимней кампании 1941/42 г. показал, что организационное выделение армейской авиации, т. е. предоставление каждой общевойсковой армии по одной-две авиадивизии, приводит к распылению усилий ВВС, исключает централизованное управление и массированное применение авиации в масштабе фронта. Вот почему в мае 1942 г. организационная структура фронтовой авиации подверглась коренной перестройке. Все авиационные части и соединения, действовавшие в составе общевойсковых армий и фронта, были сведены в одно оперативное объединение — воздушную армию, которая подчинялась командующему войсками фронта. Всего в системе фронтовой авиации было сформировано семнадцать воздушных армий.

Новая организационная структура фронтовой авиации позволяла централизованно управлять всеми силами авиации фронта, широко маневрировать авиационными соединениями, использовать их там, где требовала обстановка. Воздушная армия постоянного состава не имела. Ее численность определялась возможностями страны в производстве авиационной техники и подготовке летно-технических кадров, а также той ролью, которая ей отводилась в операциях.

Наряду с совершенствованием организационной структуры авиационных объединений улучшалась оргструктура соединений, частей и подразделений фронтовой авиации. [315]

Большие изменения произошли и в оргструктуре дальней бомбардировочной авиации.

Дальняя бомбардировочная авиация Главного Командования накануне войны состояла из авиационных корпусов и отдельных авиадивизий. Дальнебомбардировочные авиационные корпуса имели по две дивизии, в дивизиях было по три-четыре авиаполка, насчитывавших по 61 самолету каждый.

В июле — августе 1941 г. в организационной структуре ДБА произошли существенные изменения, которые были вызваны главным образом тяжелыми потерями, понесенными в самолетном парке. Авиационные корпуса были расформированы. С этого времени ДВА организационно состояла из отдельных дальнебомбардировочных дивизий.

5 марта 1942 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны ДБА была реорганизована в авиацию дальнего действия (АДД) и подчинена Ставке ВГК. Реорганизация преследовала цель создать мощную группировку авиации, которую предполагалось использовать для нанесения ударов по объектам оперативного и стратегического тыла противника.

Однако сложившаяся на фронтах Великой Отечественной войны обстановка по-прежнему требовала концентрации всех ударных сил авиации на разгром группировок войск и авиации противника в тактической и оперативной глубине. И советское командование, как и прежде, вынуждено было почти все силы АДД привлекать для выполнения задач в тактическом и оперативном взаимодействии с сухопутными войсками. Удары же по объектам глубокого тыла не получили широкого применения. Они наносились эпизодически и сравнительно малыми силами.

В декабре 1944 г. АДД была преобразована в 18-ю воздушную армию дальней авиации и передана в непосредственное подчинение командующему ВВС Красной Армии. Ее организационная структура была приведена в соответствие с характером выполняемых задач. В заключительных операциях Великой Отечественной войны 18 ВА ДА активно участвовала в боевых действиях совместно с воздушными армиями фронтовой авиации и сыграла важную роль в разгроме крупных группировок противника. С ростом производства самолетов менялась оргструктура частей, соединений АДД. В мае 1943 г. были сфор-20* 315мированы авиакорпуса АДД, которые сначала имели по две, а затем по четыре авиационные дивизии.

Таким образом, организационные формы фронтовой и дальнебомбардировочной авиации непрерывно изменялись. В ходе войны была найдена наиболее приемлемая оргструктура авиационных объединений, соединений, частей и подразделений, которая отвечала уровню развития авиационной техники, характеру вооруженной борьбы и взглядам на применение ВВС в тот период.

Обобщение боевого опыта и развитие военно-авиационной мысли

Оперативное искусство ВВС не могло бы успешно развиваться без своевременного и глубокого изучения и обобщения опыта боевых действий авиации, а также без учета взглядов и выводов, сформулированных нашей военно-авиационной мыслью. В отличие от теории оперативного искусства ВВС, которая является системой руководящих идей и совокупностью знаний, уже получивших подтверждение на боевой практике, военно-авиационная мысль выдвигала и обсуждала положения, которые нуждались еще в проверке. В процессе широких дискуссий, в которых участвовали не только видные авиационные деятели, ученые и военачальники, но и профессорско-преподавательский состав академий и училищ, тысячи смелых новаторов — передовых летчиков, штурманов, офицеров штабов, командиров всех степеней, высказывались как верные, так и спорные и даже неправильные мысли.

Понятно, что не все выводы и теоретические взгляды, выдвигаемые на страницах газет и журналов, оправдывались на опыте действий ВВС и приобретали силу официально принятой теории. Тем не менее в споре познавалась истина, уточнялись и развивались сложные проблемы теории оперативного искусства Военно-Воздушных Сил и тактики родов авиации.

Военно-авиационная мысль анализировала опыт боевого применения авиации в крупнейших операциях Великой Отечественной войны. исследовала новую авиационную технику и ее боевые возможности, изучала положительные и отрицательные стороны организационной структуры ВВС. Вместе с тем на основе научного предвидения она разрабатывала и совершенно новые вопросы теории, выдвигаемые требованиями вооруженной борьбы и [317] изменившимися условиями обстановки. По некоторым вопросам военно-авиационная мысль опережала теорию и практику оперативного и тактического применения авиации.

В первые месяцы войны, как известно, наиболее актуальными вопросами боевых действий ВВС являлись: борьба с мотомеханизированными войсками противника, которые быстро продвигались в глубь советской территории; борьба с бомбардировочной авиацией врага, подвергавшей непрерывным налетам войска и тыловые объекты; пути обеспечения тесного тактического и оперативного взаимодействия авиации с сухопутными войсками; организация рассредоточенного базирования авиационных частей; применение авиации во фронтовых и стратегических оборонительных операциях в трудных условиях отступления войск Красной Армии. К решению именно этих проблем. активно подключилась наша военно-авиационная мысль.

На страницах журнала «Вестник Воздушного Флота» был опубликован тогда ряд статей (авторы — генерал Д. Грендаль, полковники Б. Агеев, И. Селиванов, подполковник С. Гетьман и др.), в которых на конкретных примерах фронтовой действительности анализировалась эффективность различных способов боевых действий бомбардировщиков и штурмовиков по уничтожению войск и танков противника на поле боя и при борьбе с мотомеханизированными колоннами на дорогах и в местах скопления; давались рекомендации по применению средств поражения (фугасных и осколочных бомб, зажигательных средств, пулеметно-пушечного огня); делались поиски путей улучшения взаимодействия авиации с обороняющимися войсками; предлагались методы маскировки аэродромов и рассредоточенного базирования авиации.

В 1941–1942 гг., когда немецкая авиация безраздельно господствовала в воздухе, детально обсуждалась проблема борьбы с воздушным противником. Офицеры и генералы на основе опыта боевых действий ВВС, полученного летом 1941 г., в битве под Москвой и летне-осенней кампании 1942 г., анализировали в периодической печати формы и способы борьбы за господство в воздухе, вскрывали сильные и слабые стороны воздушного противника, Искали пути завоевания оперативного господства в воздухе (авторами статей по этим вопросам выступали генералы С. Красовский и Д. Кондратюк, майоры Л. Голидзе, Н. Кузнецов и др.). Тщательный анализ опыта [318] борьбы за господство в воздухе помогал устранять недочеты, имевшие место в борьбе; с вражеской авиацией, и выбирать наиболее рациональные способы решения данной задачи в условиях, когда ВВС Германии обладали количественным и качественным перевесом в силах.

Второй и третий периоды Великой Отечественной войны ознаменовались новыми успехами в развитии военно-авиационной мысли. В контрнаступлении под Сталинградом, воздушном сражении на Кубани, битвах под Курском и за Днепр и в другие крупнейших операциях 1943–1945 гг. советские ВВС получили новый ценный опыт боевых действий. При этом особого внимания заслуживали организация и проведение воздушных операций по уничтожению авиации противника; поддержка сухопутных войск при прорыве сильной обороны, окружении и уничтожении крупных группировок противника; авиационное обеспечение танковых армий и корпусов при вводе в сражение и развитии успеха; борьба с резервами на широком фронте; нанесшие массированных ударов и др. Кроме того, переход Красной Армии от обороны к широким наступательным действиям, изменение характера вооруженной борьбы на советско-германском фронте, количественный и качественный рост самолетного парка, совершенствование средств управления — все это требовало от нашей военно-авиационной мысли дальнейшей разработки вопросов оперативного применения ВВС.

Естественно, что решить эту задачу самотеком, стихийно, без надлежащих организационных мероприятий было невозможно. Вот почему (в соответствии с директивой Генерального штаба от 9 ноября 1942 г. и приказом Народного комиссара обороны от 11 декабря 1942 г.) во всех фронтах и армиях были введены штатные должности старших помощников начальника оперативного отдела по изучению опыта войны. Им вменялось в обязанность организовывать сбор и обобщать материалы о боевых действиях своих войск, все новые данные немедленно доводить до частей и соединений. В это же время в штабах ВВС Красной Армии и АДД были созданы отделы, а в штабах воздушных армий — отделения по изучению опыта боевых действий ВВС. В авиационных соединениях для этой цели выделялись соответствующие офицеры.

Отдел по изучению опыта войны штаба ВВС Красной Армии начиная с апреля 1943 г. регулярно публиковал [319] информационные листки, в которых обобщался опыт боевых действий авиации в отдельных операциях Великой Отечественной войны. Одновременно вопросы боевого применения авиации обсуждались на страницах сборников материалов по изучению опыта войны, которые начали издаваться Генеральным штабом Красной Армии с июля 1942 г., а также в журнале «Вестник Воздушного Флота». Авторами опубликованных статей по актуальным проблемам оперативного искусства ВВС являлись генералы Н. Журавлев, М. Громов, М. Косых, П. Ионов, полковники А. Васильев, М. Кожевников, В. Лозовой-Шевченко, Е. Чалик, подполковники И. Березовой, Г. Пшеняник, майоры Н. Остроумов, Н. Щепанков и многие другие.

Широкое распространение в годы войны получили научные конференции и летно-тактические учения. Правда, в первом периоде войны такие мероприятия проводились редко. Во втором и третьем периодах, особенно во время оперативных пауз и затишья на фронте, они практиковались во всех воздушных армиях и авиационных соединениях.

Большую работу по организации военно-научных конференций, на которых обобщался опыт оперативного применения авиации, проделали начальник оперативного управления ВВС Красной Армии генерал Н. А. Журавлев, начальники штабов воздушных армий генералы Н. П. Абрамов, А. Н. Алексеев, И. М. Белов, П. И. Брайко, Н.. П. Дагаев, Н. М. Корсаков, Ф. И. Качев, Н. В. Перминов, А. С. Пронин, А. А. Саковнин, Б. Ф. Свешников, Н. Г. Селезнев, С. П. Синяков, В. В. Стороженко, К. И. Тельнов, А. З. Устинов, начальники оперативных отделов воздушных армий и начальники штабов авиационных соединений.

Существенный вклад в развитие военно-авиационной мысли внес профессорско-преподавательский состав военно-воздушных академий. Так, в Академии командно-штурманского состава полковником Н. Горячевым было выполнено ценное исследование по вопросу авиационной поддержки наступающих войск. Полковник А. Плешаков написал труд «Авиационное преследование отходящего противника». Полковник В. Юнгмейстер написал монографию «Штурмовые действия ВВС», которая была потом положена в основу «Инструкции по применению штурмовой авиации», изданной штабом ВВС. По актуальным [320] вопросам самолетовождения были опубликованы исследования полковника Н. Кудривцева, подполковников В. Поляка, Б. Ратца и военинженера 1 ранга Р. Куницкого.

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны наша военно-авиационная мысль быстро развивалась, что благотворно сказывалось та развитии оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации.

Влияние характера вооруженной борьбы на развитие оперативного искусства ВВС

Развитие оперативного искусства ВВС обусловливалось характером вооруженной 5оръбы, а также особенностями боевых действий воздушного противника на советско-германском фронте. В зависимости от политических и стратегических целей каждого периода войны, стратегической обстановки, сложившейся на советско-германском фронте, условий боевых действий задач, решаемых Советскими Вооруженными Силами, характера проводимых операций, численности ВВС противника и специфики их действий оперативному искусству ВВС приходилось решать разные проблемы.

Первый период Великой Отечественной войны для нашей страны и ее Вооруженных Сил был самым трудным периодом войны. Он характеризовался ожесточенными сражениями Красной Армии, в которых преследовалась цель сорвать план «молниеносной войны» фашистской Германии против СССР и создать условия для коренного перелома в вооруженной борьбе на советско-германском фронте. Военные действия в этом периоде носили в основном оборонительный характер. Исключение составляло зимнее наступление Красной Армии 1941/42 г., в котором было нанесено первое крупное поражение немецкому вермахту во второй мировой войне.

В ходе первого периода войны, который продолжался 17 месяцев, были полностью ликвидированы временные преимущества врага, связанные с внезапностью нападения и предварительной отмобилизованностью германской промышленности и армии. В права вступили постоянно действующие факторы, определившие ход и исход войны. Советский народ под руководством Коммунистической партии перестроил экономику на военный лад, значительно увеличил выпуск военной техники, ликвидировал [321] численный перевес противника в танках, самолетах и другом вооружении.

Боевые действия советских ВВС в первом периоде войны велись в сложных условиях наземной и воздушной обстановки. Авиация противника располагала подавляющим численным превосходством и обладала стратегическим господством в воздухе.

Перед оперативным искусством ВВС стояли тогда проблемы: найти лучшие пути использования ограниченных сил советской авиации в стратегических и фронтовых оборонительных операциях, чтобы оказать максимальную поддержку обороняющимся войскам, разработать и применить наиболее эффективные формы и способы борьбы с вражеской авиацией, перестроить организационную структуру авиационных частей, соединений и объединений, чтобы она отвечала условиям вооруженной борьбы и уровню развития авиационной техники. В ходе зимней кампании 1941/42 г. оперативное искусство ВВС успешно решило задачу завоевания оперативного господства в воздухе на московском направлении при наличии стратегического господства в воздухе вражеской авиации. В операциях зимней кампании советские ВВС получили некоторый опыт поддержки и прикрытия войск в наступлении, опыт высадки и выброски тактических и оперативных воздушных десантов.

За первый период войны соединения и объединения фронтовой и дальней авиации произвели 858 тыс. боевых самолето-вылетов и сбросили на противника до 170 тыс. тонн бомб. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено более 15700 самолетов противника{144}.

Второй период Великой Отечественной войны был периодом коренного перелома в ходе войны, периодом великих побед Красной Армии и тяжелых поражений войск и авиации фашистской Германии. Он начался с 19 ноября 1942 г. и продолжался по декабрь 1943 г.

Советские Вооруженные Силы, захватив стратегическую инициативу, развернули решительные наступательные действия на юго-западном направлении советско-германского фронта и разгромили крупнейшие группировки врага. Началось массовое изгнание врага из пределов [322] СССР. Красная Армия: разгромила свыше 200 вражеских дивизий и продвинулась с боями на запад от 500 до 1300 км, освободив от оккупантов две трети захваченной ими советской территории.

Советские ВВС, нанеся тяжелое поражение авиации противника, летом 1943 г. окончательно и бесповоротно завоевали стратегическое господство в воздухе. По сравнению с первым периодом войны масштаб боевых действий советской авиации и ее роль в проводившихся стратегических и фронтовых операциях значительно возросли. По количеству самолетов фронтовая авиация увеличилась в 1,7 раза.

Новый характер вооруженной борьбы на советско-германском фронте выдвинул новые задачи перед оперативным искусством ВВС. И эти задачи были успешно решены. В операциях второго периода войны зарождается и успешно развивается авиационное наступление как новая форма оперативного применения авиации в наступательных операциях. Успешно решалась проблема авиационной поддержки и прикрытия танковых армий и корпусов, которые использовались как подвижные группы фронтов и армий.

Борьба за господство в воздухе приняла более решительный характер, ее масштабы намного увеличились. Совершенствовались формы и способы борьбы с авиацией противника. Советские ВВС провели ряд воздушных операций по уничтожению авиации противника, которые отличались большим размахом и высокой эффективностью. Борьба за господства в воздухе носила ожесточенный характер, изобиловала многочисленными воздушными боями и сражениями (особенно на Кубани и в битве под Курском) и закончилась крупной победой советской авиации. Наша авиация приобрела ценный опыт в оборонительных операциях, которые проводились в благоприятной для нас обстановке и носили преднамеренный характер.

На выполнение боевых задач наша авиация совершила во втором периоде войны 796 тыс. самолето-вылетов{145}.

Третий период войны против фашистской Германии и ее союзников в Европе начался с 1944 г. и продолжался до 9 мая 1945 г. Он характеризовался разгромом крупных [323] Группировок противника, завершением освобождения советской территории от фашистских оккупантов, оказанием помощи народам Европы в избавлении от фашистского рабства, окончательным разгромом врага и его полной капитуляцией.

В операциях третьего периода войны оперативному искусству ВВС пришлось решать проблемы боевых действий авиации при прорыве сухопутными войсками укреп-районов (на Карельском перешейке и в Восточной Пруссии). Был получен большой опыт поддержки и прикрытия танковых армий и конно-механизированных групп, которые использовались для развития успеха на большую глубину и окружения крупных группировок противника. Советские ВВС обогатились практикой организации маневра авиационных соединений и объединений с одного участка советско-германского фронта на другой, осуществления аэродромного маневра вслед за стремительно наступавшими сухопутными войсками. Соединения АДД получили опыт организации и проведения воздушных операций по промышленным и административно-политическим объектам противника. Оперативное искусство ВВС обогатилось опытом применения фронтовой и дальней авиации в операциях на приморском направлении, нанесения массированных ударов авиации не только днем, но и ночью, организации и ведения боевых действий ВВС при овладении городами-крепостями.

В операциях третьего периода войны против фашистской Германии и ее союзников в Европе наша фронтовая и дальняя авиация произвели 1 470 тыс. боевых самолето-вылетов и сбросили на врага 286326 тонн бомб{146}.

В Дальневосточной кампании, которая началась 8 августа и закончилась 2 сентября 1945 г., Советские Вооруженные Силы в совершенно новых условиях, на новом ТВД быстро разгромили Квантунскую армию и войска марионеток Японии, что привело к полной капитуляции империалистической Японии — главного в то время агрессора на Востоке. Эта капитуляция знаменовала собой окончание Великой Отечественной и всей второй мировой войны. [324]

Своеобразие Дальневосточного театра (горно-лесистая и пустынная местность, сложные метеорологические условия, огромная территория, приморское направление) и его большая удаленность от центральных районов страны, наличие у противника сильной обороны (укрепрайонов), переход войск Красной Армии в наступление сразу же после объявление войны, организация наступательных операций по отдельным, подчас изолированным направлениям, исключительно маневренный и динамичный характер военных действий, высокие темпы наступления — все это повлияло на специфику действий ВВС.

Оперативному искусству ВВС пришлось решать проблемы применения авиации в новых условиях Дальневосточного ТВД. С целью усиления ВВС дальневосточных фронтов были переброшены с Западного театра управление 7-й воздушной армии и многие авиационные соединения и части, имевшие опыт боевых действий в подобных условиях. Советские ВВС широко привлекались для действий по коммуникациям противника (затрачено 13% всех самолето-вылетов), что парализовало маневр резервов. Подучен опыт высадки воздушных десантов, которые решали задачи по приему капитуляции гарнизонов противника и захвата важных объектов в тылу врага. Важную роль играла авиация осуществляя поддержку общевойсковых и танковых арий при прорыве ими обороны и развитии успеха на большую глубину. Советская авиация нашла широкое применение для доставки по воздуху танковым соединениям, действовавшим в отрыве от баз снабжения, горючего, продовольствия и боеприпасов.

В операциях Дальневосточной кампании советская авиация совершила на выполнение всех боевых задач более 22 тыс. самолето-вылетов{147}.

Выводы

1. Советское оперативное искусство ВВС развивалось под воздействием многих факторов, которые находились между собой во взаимной связи и взаимозависимости. Среди них одним из главных был количественный и качественный рост самолетов и другой авиационной техники.

Опыт показывает: [325]

— С ростом авиационных средств борьбы и улучшением их качества увеличивались оперативные возможности авиационных объединений и соединений, повышалась роль ВВС в операциях, расширялся круг задач авиации, менялись формы оперативного применения ВВС и способы боевых действий авиации. В свою очередь оперативное искусство ВВС и тактика родов авиации оказывали влияние на развитие авиационной техники и средств борьбы. Они выдвигали требования перед конструкторскими организациями и промышленностью о совершенствовании и создании новых, более эффективных и разрушительных образцов авиационной техники, улучшении самолетов, моторов, вооружения, расширении производства и т. д. Таким образом, развитие авиационной техники и оперативного искусства ВВС находились в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости;

— нельзя списывать со счетов устаревшие самолеты, которые с успехом использовались в ночных условиях. Практика применения самолетов По-2, СБ, Р-5 и др., себя полностью оправдала. Советские летчики на устаревших самолетах причиняли противнику ночью большой урон, хотя сами несли незначительные потери. Если на один потерянный самолет-штурмовик Ил-2 приходилось 62 самолето-вылета, дневной бомбардировщик Пе-2 или Ту-2–96 самолето-вылетов, истребитель — 123 самолето-вылета, то на один потерянный По-2 и Р-5–767 самолето-вылетов. Изготовление легких ночных бомбардировщиков, обучение на них летного состава, эксплуатация подобных самолетов (оборудование и размеры аэродромов, количество обслуживающего технического персонала, расход горючего, ремонт и т. п.) обходились государству намного дешевле, чем самолеты Пе-2 и Ту-2. Если же учесть высокую интенсивность (боевое напряжение) легкомоторных бомбардировщиков, гораздо меньшую зависимость их от метеорологических условий и времени года, то вывод о рентабельности применения устаревших самолетов станет еще более очевиден.

На самолетах По-2, например, наши летчики производили по 4–5, а иногда и больше самолето-вылетов в сутки. При этом полеты совершались не только в хорошую погоду, но и в сложных метеорологических условиях. Ночные интенсивные действия легкомоторной авиации изматывали противника, причиняли его войскам [326] большой урон и способствовали достижению целей операций. Командование сухопутных войск высоко оценивало удары бомбардировщиков По-2, СБ, Р-5.

2. Непрерывное укрепление и улучшение морально-боевых качеств авиаторов явилось одним из основных условий победы советских ВВС над авиацией фашистской Германии и важнейшим фактором развития оперативного искусства ВВС.

Любовь к социалистической Родине и Коммунистической партии, советский патриотизм и глубокая вера в справедливость целей Великой Отечественной войны воодушевляли наших летчиков на героические подвиги, порождали у них широкую инициативу, наступательный порыв, решительность, боевое творчество. Моральный фактор оказывал большое влияние на характер применения авиации.

Опыт учит, что подготовить авиаторов к успешному решению сложных боевых задач можно только при хорошо налаженной воспитательной работе. Следует всегда помнить указание В. И. Ленина о том, что моральная сила превратится в материальную только при условии великолепной организации, при активной, целеустремленной и постоянно проводимой партийно-политической работе, которая цементирует Вооруженные Силы, скрепляет их в единый боевой организм и направляет всю волю и энергию воинов на достижение победы{148}.

Воспитание высоких морально-боевых качеств советских авиаторов находилось в центре внимания всех командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций и достигалось в процессе повседневной партийно-политической работы. Если в годы войны зародилось и успешно применялось авиационное наступление, быстро совершенствовались формы и способы борьбы за господство в воздухе, находились и эффективно использовались рациональные способы управления и взаимодействия, быстро улучшались организационные формы ВВС, то все это объяснялось не только количественным и качественным ростом авиационной техники, но и высокими морально-боевыми качествами советских авиаторов. Решая тактические и оперативные задачи, [327] они искали и находили наиболее приемлемые формы и способы применения авиации.

3. Одной из важнейших проблем, решенных оперативным искусством ВВС в ходе прошлой войны, была проблема создания и применения авиационных резервов. Наличие резервных авиационных соединений позволяло быстро сосредоточивать и вводить в сражение на главных направлениях крупные силы авиации, гибко реагировать на изменения наземной и воздушной обстановки, создавать в нужный момент на важнейших участках фронта превосходство над воздушным противником.

Опыт показал, что без мощных авиационных резервов и умелого их использования невозможно было рассчитывать на успех действий в воздухе.

4. Организационная структура ВВС, совершенствуясь под воздействием количественного и качественного роста авиации, боевого опыта, развития военно-авиационной мысли, изменения характера борьбы на фронте и других факторов, оказывала, в свою очередь, большое влияние на теорию и практику оперативного применения Военно-Воздушных Сил.

Созданные в мае 1942 г. воздушные армии оказались наилучшей формой оперативных объединений ВВС, которые обеспечивали гибкость и оперативность управления боевыми действиями авиационных соединений, облегчали массирование усилий авиации на главных направлениях и сосредоточение их на выполнении наиболее важных задач, способствовали завоеванию господства в воздухе, организации авиационного наступления в наступательных операциях фронта и выполнению других оперативно-тактических задач. Практика боевых действий оправдала целесообразность реорганизации смешанных авиационных дивизий в однородные, создание авиационных корпусов резерва Ставки ВГК, улучшение штатной структуры авиационных полков и подразделений.

Опыт учит: чтобы оргструктура была не сдерживающим, а ускоряющим фактором в развитии оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации, она должна быстро менять свои формы по мере совершенствования авиационной техники и средств поражения, изменения характера вооруженной борьбы и других факторов.

5. Советская военно-авиационная мысль оказывала большое влияние на развитие оперативного искусства [328] ВВС. Обобщение боевого опыта, широкое обсуждение вопросов применения авиации в трудах и периодической печати, на научных конференциях и совещаниях способствовали разработке проблем оперативного искусства ВВС, помогали лучше решать задачи боевой и оперативной подготовки авиационных соединений и объединений.

6. Характер вооруженной борьбы на советско-германском фронте оказывал большое влияние на развитие оперативного искусства ВВС. Опыт показывает:

— с изменением характера вооруженной борьбы менялись задачи авиации, формы оперативного применения ВВС, способы и масштаба их действий;

— командование постоянно учитывало сильные и слабые стороны врага, выбирало в зависимости от конкретной обстановки, сложившейся на земле и в воздухе, наиболее целесообразные формы и способы борьбы за господство в воздухе, способы авиационной поддержки сухопутных войск в наступательных и оборонительных операциях и выполнения других боевых задач;

— при разработке теории боевого применения ВВС недопустимы как переоценка, так и недооценка противника. В. И. Ленин учил, что «самое опасное в войне... — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне...»{149}. [329]

Дальше