Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Организация марша и ведение встречного боя по взглядам и опыту Великой Отечественной войны

Стремление в годы Великой Отечественной войны быстро развить успех, нарастить усилия на нужном направлении, закрыть брешь в обороне или нанести поражение выдвигающимся резервам противника, быстро создать необходимую группировку сил и средств на нужном направлении к определенному времени или вывести войска из-под удара противника вынуждало наших командиров часто осуществлять передвижение войск различными способами.

Подразделениям приходилось совершать марши в сложной наземной и воздушной обстановке. Это требовало от командиров всех степеней тщательной подготовки и обеспечения маршей, быстрого и организованного их совершения в целях своевременного выхода в назначенный район или на указанный рубеж в полной боевой готовности к выполнению новых задач.

Особенно тщательно организовывались и всесторонне готовились марши в предвидении встречного боя.

Походный порядок строился в интересах быстрого развертывания для ведения встречного боя. Подразделения обычно еще до начала марша получали необходимые для боя средства усиления.

Тщательно изучались участки местности в районах возможного развертывания для встречного боя и детально отрабатывались варианты возможных действий при встрече с противником. Все это доводилось до исполнителей с таким расчетом, чтобы только по установленному сигналу для данного варианта все подразделения, не получая дополнительного приказа, немедленно переходили к действию по согласованному варианту.

Для достижения скрытности передвижения и сохранения личного состава от ударов авиации противника марши совершались преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, при этом особое внимание уделялось организации маскировки, противовоздушной и противотанковой обороне.

Величина суточного перехода в пешем порядке составляла 35–40 км при средней скорости 4–4,5 км/ч. На автомобилях [117] суточные переходы достигали 150–300 км при средней скорости около 25–30 км/ч.

Правда, в первые годы войны высоких средних скоростей достичь не удавалось из-за малой подвижности войсковой артиллерии, передвигавшейся или с помощью конной тяги, или с помощью тягачей, автомобилей, не обладавших ни высокой проходимостью, ни высокой средней скоростью.

Рота в годы Великой Отечественной войны на марше либо действовала в составе батальона, либо выполняла самостоятельные задачи, составляя головной, боковой, тыльный отряд (заставу) и передвигаясь на удалении 1,5–2 км от главных сил батальона (полка).

Для выполнения поставленной задачи рота получила на усиление до артиллерийской или минометной батареи, средства связи, конных разведчиков, саперов, химиков, а к концу войны танки или самоходно-артиллерийские установки.

Главной задачей роты, назначенной в походное охранение, было сковать главные силы противника с фронта и создать выгодные условия для вступления в бой батальона.

Опыт прошедшей войны показал, что в большинстве случаев, когда командиры во встречном бою быстро принимали решения, упреждали противника в развертывании, смело и решительно его атаковали, успех достигался с минимальными потерями.

Дальше