5. План операций
Содержание и объем плана операций. План операций должен заключать в себе: план первоначальных операций и план всех вспомогательных к нему действий — создания операционного базиса, перевозок по сосредоточению, прикрытия развертывания и самого оперативного развертывания, а также план снабжения.
Как будет выяснено ниже, в разделе о группировке операций, конечная военная цель имеет программное, ориентирующее значение; но стремление заранее проработать весь путь до нее даже не в календарном, а в плановом порядке, поведет лишь к нагромождению предпосылок, предвзятостей, условностей; работа получит непременно характер утопии. Необходимо установить два периода предвидения: до столкновения с главными силами противника и после него; насколько возможна и требуется детальная проработка всего, что предшествует ожидаемому кризису, настолько же дальнейшее будущее военных действий представляется окутанным трудно проницаемой завесой; желательны известные работы статистического и оперативного характера, которые подготовили бы мышление высшего комсостава и генерального штаба к возможностям использовать победу или загладить поражение; однако, эти работы могут иметь лишь чисто теоретический характер. Последнее в особенности справедливо, если война складывается на сокрушение, и вооруженному столкновению с противником придается всерешающий характер. При войне, проектируемой на измор, область планового предвидения в некоторых областях расширяется, так как измор мы прежде всего определяем, как отказ в признании за главной операцией значения единственного и всерешающего средства; поэтому другие средства, действие которых может быть учтено заранее, при борьбе на измор могут помочь нам наметить в некоторых отношениях и ряд военных мероприятий, протягивающихся во времени далее ожидаемого первого столкновения.
Конечная военная цель связывает стратега в той же степени, как политика — его партийная программа. Стратег и политик, которые будут считаться только с конечным идеалом и не учтут реальностей сегодняшнего дня, окажутся в положении Крыловского метафизика. Внимание к ближайшим целям характеризует стратегию, как практическое искусство.
Степень изменчивости плана операций. План операций исходит из существующих данных о политическом и экономическом положении, из наших представлений о характере будущей войны, о вооруженных силах — неприятеля и наших, вероятного неприятельского развертывания, силы и начертания нашей железнодорожной сети, условий нашей мобилизации, существующей подготовки пограничного пространства. Вся работа по плану войны является рядом действий, определяющих исходные данные для составления плана операций. В то же время план операций ясно показывает, в чем заключаются дефекты нашей подготовки и в каких направлениях нужны усилия по ее усовершенствованию. Из анализа плана операций, таким образом, вытекают директивы для плана войны.
Работа по плану войны должна вестись в течение ряда лет в одном и том же направлении, чтобы дать осязаемые результаты. Между тем, предпосылками плана операций являются весьма изменчивые данные — политический момент, силы противника, взгляды неприятельских вождей и их планы, меняющаяся и у нас конъюнктура, например, неурожаи, или отвлекающая часть вооруженных сил борьба на каком-либо отдаленном или второстепенном театре; и эти изменчивые данные получают весьма различную оценку в зависимости от смены лиц, возглавляющих высшее командование. Естественно, что в силу этих условий оперативные планы, следующие из года в год, могут весьма различествовать, и даже одновременно могут и должны существовать, рядом с основным планом операций несколько вариантов к нему. Спрашивается, может ли служить гибкий и изменчивый план операций указкой, ориентирующей всю долголетнюю работу по подготовке?
Практика показывает, что может. Во-первых, значение данных военной географии эволюционирует необычайно медленно. Они подчиняют себе и постепенно растущую сеть путей сообщения. Минск, Молодечно, Борисов, Бобруйск, Орша, Смоленск, Витебск, Полоцк, Дрисса, Березина, Днепр, Двинна, Улла имели крупное значение на Белорусском театре в 1812 году и сохранили таковое же и по сейчас. Пути через Бельгию всегда являлись удобнейшими для вторжения во Францию. Татарские набеги из Крыма в XVI веке направлялись по водоразделу между Доном и Днепром — и то же направление избрал и Деникин для наступления на Москву в 1919 г. Каховка кормила Севастополь в 1855 году и служила важным исходным пунктом операции против Врангеля в 1920 г. За 183 года до М. В. Фрунзе Миних обошел Перекопские укрепления через Сиваш. Соотношение наших сил и противника изменяется обычно достаточно плавно. В большинстве случаев, план операций не составляется совершенно заново, а лишь освежается через 1-2 года, путем внесения известных поправок в предыдущую работу. Таким образом, этапы подготовки, достигнутые уже по плану войны, оказываются не бесполезно исполненной работой, а в том или другом объеме могут быть использованы и новым оперативным планом, поскольку он стоит на пути исторической преемственности.
Где задача заключается в сокрушении, и где развертываются главные силы, там оперативный план менее подвержен скачкообразным изменениям. После 1870 года на французском фронте немцы готовились вначале к развертыванию, преимущественно оборонительному, на р. Саар, а последние 15 лет перед войной — к наступлению через Бельгию, увеличив в 1905 году масштаб этого наступления. На русском фронте германцы предполагали развернуться то против Царева, то против Бобра, то в Силезии (небольшие силы). И всюду идеи развертывания оставляли следы в виде многих десятков выгрузочных платформ и другого оборудования. Эта работа распространилась на всю русскую границу и не пропала даром, позволив немцам совершать быстрые рокировки вдоль границы.
В России развертывание на Немане и в пределах Киевского военного округа было твердо установлено в течение 25 лет, предшествовавших мировой войне, и сильно изменялись лишь воззрения на задачи в пределах Варшавского военного округа. Конечно, переломы в высшем командовании болезненно сказывались на подготовке к войне. В России такой перелом произошел в 1904 году, с уходом генерала Куропаткина с поста военного министра. Когда в 1908 году было приступлено к продолжению прерванной русско-японской войной подготовки к борьбе с Германией, получился резкий сдвиг: масса войск была выведена из привислянских губерний во внутренние, многие крепости были разоружены, уничтожены были резервные бригады и т. д. Однако, в основе этого излома лежало стремление использовать выводы русско-японской войны и прежде всего более скромное суждение о достоинствах русских войск и командования.
Прежде всего, необходимо обеспечить устойчивость высшего военного командования и преемственность работы органа, ведущего работы над планом операций, — генерального штаба. Необходимо очень большое внимание и глубокая проработка стратегических вопросов, чтобы легкомысленно не бросаться из стороны в сторону. Необходимо руководство с отстоявшимися уже взглядами на военное искусство. Конечно, рутина, консерватизм, традиции представляют большую опасность при работе над планом операций (они сказались, например, в творчестве французского плана № 17). Утверждения, не имеющие под собой твердого основания, но постоянно повторяемые, обращаются с течением времени в какую-то святую истину, приобретают как бы абсолютную ценность, в особенности в тех случаях, когда содержание их составляет величайший секрет и к критике допускается лишь узкий кружок авгуров. Но мудрость, обеспечивающая известное постоянство поведения, понимание требований Эволюции, а не легкомысленная погоня за модами, и упорная работа совершенно необходимы. Революционная ломка оперативных воззрений опасна и убыточна.
Гибкость плана операции. Нельзя навязывать, по технически-оперативным основаниям, решения, которые в корне противоречили бы требованиям политики. План операций поэтому должен быть гибок — иметь достаточно вариантов, чтобы позволить сделать выбор между сокрушением н измором, между обороной и наступлением, между нанесением удара тому или другому государству враждебного нам союза, в зависимости от указаний политики.
Политическая цель войны будет окончательно формулирована ответственными деятелями лишь в последний момент перед объявлением войны, когда политическая обстановка окончательно определится. Только в зависимости от нее может быть точно установлена и конечная военная цель борьбы на вооруженном фронте. Однако, известные политические задачи войны с тем или другим противником можно предвидеть уже задолго; при работе над планом операций уже необходимо исходить из некоторой политической ориентировки. Эта ориентировка может быть достаточна, чтобы позволить поставить планами операций, по крайней мере, первую цель — ближайший этап, к достижению коего, с началом войны, прежде всего должны будут направиться наши оперативные усилия. Если имеющаяся ориентировка недостаточно точна, и нельзя выдвинуть единую первую цель, придется выдвинуть их две, а может быть, даже и больше и соответственно каждой из них разработать отдельный вариант плана операций. Так один вариант может иметь наступательную первую цель — движение в неприятельские пределы те важному рубежу, в готовности к атаке армий противника, собирающихся неподалеку от границы, а другой — оборонительную защиту одного из важнейших рубежей на своей пограничной территории.
Крайне важно установить мероприятия, подлежащие выполнению во всех случаях, и вынести их за скобки отдельных вариантов, дабы дать большую определенность подготовке к войне. Так, чрезвычайно желательно, чтобы мобилизация оставалась при всех вариантах плана операций одной и той же. Быть может, удастся сохранить при различных вариантах и намеченную организацию фронтов — с теми же командованием, границами, тылами и лишь с различным, в зависимости от вариантов, количеством армий или входящих в последние войск. Быть может, удастся разрешить одним и тем же образом вопросы прикрытия сосредоточения; однако, если имеются предположения о производстве кавалерийского набега с началом мобилизации (такие набеги играли крупную роль в русских планах первых годов XX века) или о захвате важного пункта на неприятельской территории (Льеж), иди о производстве налетов авиационными эскадрильями, то на случай принципиально избираемого оборонительного образа действий придется иметь другой вариант прикрытия сосредоточения. В самом сосредоточении весьма важно определить армии и корпуса, развертываемые при всех вариантах в одних и тех же районах. Относительно других корпусов, направляемых в зависимости от варианта в различные районы, быть может, удастся выдвинуть за скобки вариантов порядок погрузки их в поезда и первоначальное направление следования с тем, чтобы варианты начинались лишь после достижения головным эшелоном корпуса железнодорожного узла, который должен направить поток перевозок направо или налево.
Наибольшей гибкостью в мировую войну отличался план операций русского генерального штаба. Гибкость являлась особенно необходимой для русских, так как фронт развертывания их был чрезвычайно обширен, обстановка на их фронте могла сложиться совершенно различным образом в зависимости от того, направит ли Германия свои главные силы против Франции или против России. Планом развертывания 1912 года в первом случае — вариант А — намечалось сосредоточение главных сил (744 бтл.) против Австро-Венгрии и меньших (480 бтл.) против Германии, с явно выраженными наступательными задачами. Во втором случае — вариант Г — центр тяжести переносился против Восточной Пруссии (672 бтл. против Германии и 552 бтл. против Австро-Венгрии). Тогда как главная масса войск была твердо распределена по обоим фронтам, 4-я армия развертывалась в одном случае под Люблином, а в другом — в Риго-Шавельском районе; всего 192 бтл., 126 эск. и сот., 708 орудий — около 15% всей развертываемой массы, будучи направлены по одному или другому направлению, совершенно меняли варианты. Для удобства и сокращения перевозок некоторым изменениям подвергался и состав других армий. В течение первых дней войны работа шла совершенно одинаково по обоим вариантам, и только на восьмой день мобилизаций верховное командование должно было остановить свой выбор на варианте А или варианте Г.
Однако, в этом проекте стремление удовлетворить требования гибкости не имеет еще подчеркнутого характера. У нас является даже подозрение, не разрабатывался ли вариант Г исключительно для утешения французов, которые имели право требовать, по букве военной конвенции, направления нами массы в 900 тысяч человек против Германии. По крайней мере, гибкость такого же дипломатического порядка мы видим в германском плане операций, осуществленном в 1914 году: 5 хороших резервных дивизий, в целях скрытности именовавшихся эрзац-дивизиями, до 11 дня мобилизации оставались на русском фронте, а затем могли быть (и были) перевезены на французский фронт. Здесь заключался преднамеренный обман австрийцев; эти 5 дивизий, включенные в план большого обхода через Бельгию, в то же время входили в состав обещанных Австрии 13 — 14 активных дивизий, оставляемых в Восточной Пруссии якобы для наступления через р. Нарев к Седлецу.
Более подчеркнуты требования гибкости в русском проекте 1914 года. Прежде всего, 7 второочередных дивизий, мобилизуемых более долгое время и прибывающих в район развертывания после 26 дня мобилизации, не распределялись заблаговременно по армиям, а назначались непосредственно в распоряжение Верховного главнокомандующего. Нельзя не признать разумной эту меру. Действительно, с 20 дня мобилизации можно было ожидать развития энергичных боев на всех фронтах; через 1-2 недели после начала этих боев обстановка могла резко измениться; к чему же было связывать себя заблаговременно определенным назначением прибывающих подкреплений, когда железнодорожная сеть в районе развертывания позволяла направить их на любой участок нашего обширного фронта?
Вариантов А и Г в проекте 1914 года не было, зато были предусмотрены на северо-западном фронте гвард. и VIII корпуса, а на юго-западном — I, XVI, XXIV, XXV арм. и III кавк. корпуса — всего 7 корпусов, для которых разрабатывались различные варианты перевозок — или на Неман, или против Галиции. Можно утверждать, что русский генеральный штаб, неподвижно прикрепляя развертывание войск Виленского. Киевского, отчасти Московского и Одесского военных округов, оставлял за собой свободу распоряжения корпусами Петроградского, Казанского, и Кавказского военных округов. В руках Ставки оставалось также свободное маневрирование 168 бтл., первоначально задержанных для наблюдения за побережьем Балтийского и Черного морей, и 110 бтл., которые были подготовлены азиатскими округами к перевозкам в первую очередь и должны были прибыть на тыловую черту района развертывания в промежутке между 26 и 41 днями мобилизации.
В окончательном подсчете, 51,6% всех вооруженных сил представляли жесткий каркас (950 бтл.) оперативного развертывания по проекту 1914 г.; 12,2% представляла группа 7 корпусов, места коих на фротах могли меняться по заранее разработанным планам перевозок; 21,2% представляла группа войск — резерв главнокомандующего, которым он мог распорядиться по своему усмотрению в течение 5-й, 6-й, 7-недели с начала мобилизации (группа опаздывающих второочередных дивизий, наблюдающие побережье части, первый эшелон азиатских корпусов), и 15% составляли остальные русские силы — преимущественно второй азиатский Эшелон. Для эпохи 1914 г. мы должны признать громадный шаг в отношении гибкости, достигнутой этим проектом. В настоящее время мы предъявляем к гибкости развертывания еще большие требования. Многочисленные изменения, произведенные при действительном развертывании 1914 г. в плане 1912 года, свидетельствуют о том, что наша железнодорожная сеть, несмотря на свои крупные изъяны, все же позволяла без больших осложнений варьировать плановые предположения.
Несравненно хуже те же требования были удовлетворены в Австро-Венгрии; условия сосредоточения в двух противоположных направлениях — против Сербии, на юго-запад, к р. Саве, и против России, в Галиции, на северо-восток, были затруднительны. План развертывания предусматривал части лит. А, неподвижно закрепленные к русскому и сербскому фронтам, и части лит. Б. — IV, VII и оба чешских (VIII и XI) корпуса; корпуса лит. Б могли, по обстоятельствам, быть развернуты на русском или сербском фронтах. 28 июля было первым днем мобилизации против Сербии. Удар против Сербии австро-венгерский генеральный штаб стремился провести в стиле сокрушения. По лит. А предназначалось против Сербии три пограничных корпуса — XIII, XV и XVI; эти части усиливались 4 корпусами лит. Б, что доводило силы на сербском фронте до 19 пех. и 1 кав. дивизий. Так как чешские корпуса являлись не особенно надежными для борьбы против славян, то начальник австро-венгерского генерального штаба, генерал Конрад, решил усилить сербский фронт еще III корпусом и двумя дивизиями, взятыми из лит. А, т.е. дивизиями, по соображениям плана операций неподвижно фиксированными на русском фронте.
В ночь на 30 июля началась перевозка войск к Дунаю, но 4 железным дорогам. Для мобилизации Дунайской сети были широко позаимствованы личный и подвижной составы с других железнодорожных линий. Переброска против Сербии потребовала всего 2.064 воинских поездов по 50 вагонов (512 тысяч человек, 64 тысячи лошадей, 19,3 тысяч повозок, 2.000.000 пудов груза). Перевозка была в полном ходу; вследствие ряда недоразумений в Вене узнали о всеобщей мобилизации в России только утром 1 августа, через сутки после Берлина. Германский генеральный штаб, посредством телеграммы Вильгельма (31 июля 4 ч. 40 м. дня), потребовал, чтобы Австро-Венгрия выставила главные силы против России и не развлекалась походом в Сербию. Генерал Конрад захотел прервать. сосредоточение против Сербии и повернуть в Галицию поток перевозок корпусов лит. Б. и частей, заимствованных из лит. А с русского фронта. Однако, начальник военных сообщений, полковник Штрауб, доказывал невозможность изменить направление движения 2.000 поездов и принятия их в демобилизованной в железнодорожном отношении Галиции. Только одна кавалерийская дивизия (II) еще не начинала перевозки к Дунаю. Первую кав. дивизию, находившуюся уже в пути, полковник Штрауб согласился повернуть в Галицию. Остальные части, находившиеся в пути, были добросовестно довезены до Дуная, здесь высажены, и потом, во вторую очередь, перевезены в Галицию.
31 июля в Австро-Венгрии была объявлена общая мобилизация; однако, первым днем мобилизации было назначено лишь 4 августа; потребовалось затратить 4 дня на приведение в порядок условий общей мобилизации после смятения, произведенного частной мобилизаций против Сербии. Только в ночь на 6 августа началась перевозка против России, по 7 линиям в Галицию, всего 3.998 поездов; и лишь 6 августа Австро-Венгрия, до того безоружная, решилась объявить России войну (запоздание на 5 суток против Германии) и начать враждебные действия на границе. Начало перевозок корпусов, высаженных на Дунае (IV, VII корпуса, 20-я и 23-я дивизии), пришлось на 18 августа; к первой половине Галицийской битвы они, как известно, опоздали.
В общем, надо считать, что Австро-Венгрия поплатилась за попытку начать авантюру против Сербии, при недостаточной гибкости, запозданием в развертывании в Галиции для корпусов лит. А — в пять суток, для корпусов лит. Б — 7 суток. Если бы австрийцы действовали планомерно, они имели бы возможность начать галицийскую операцию на 5 дней раньше и удвоить силу заслона, выставленного против Киевского военного округа. Мы полагаем, что результатом этого было бы создание к 29 августа — моменту Самсоновской катастрофы — чрезвычайно сильного кризиса на линии Люблин-Холм и весьма вероятный отход русских армий от Вислы на средний Буг.
Польша, в случае войны на два фронта, также лишь с трудом может обеспечить себя каким-либо сроком для решения вопроса о том, куда ей наносить главный удар, так как направления сосредоточения у нее прямо противоположны. Германский фронт для нее несравненно важнее, чем русский, так как его пересекает втрое больше железнодорожных колей и близь него лежат важные в экономическом отношении районы. Наиболее невыгодный для Польши случай — вступления в войну с Россией, с вмешательством Германии после начала перевозок на восток.
Отсутствие гибкости в планах операций перед мировой войной объясняется отчасти и отрицательным отношением к понятиям стратегического и оперативного резервов со стороны всех генеральных штабов; в стратегический резерв обычно зачислялись только будущие еще формирования да части, долженствующие прибыть из другого материка (Сибирские корпуса, в Англии и Франции — колониальные дивизии). Все, что имелось под руками, стремились немедленно распределить по армиям, на фронты. Иное отношение к стратегическому резерву, необходимость чего мы будем мотивировать в дальнейшем, позволит придать первоначальным планам операций несравненно большую гибкость и избежать тех недоразумений, от которых так пострадало австро-венгерское развертывание в 1914 году.
Оперативное развертывание. Операции, которыми начнется война, ведутся таким же образом, как и последующие. Стратегический подход к ним тот же; поэтому, принципиальное их исследование мы относим к следующему разделу нашего труда, посвященному вопросу о комбинировании операций для достижения цели войны. Здесь нам приходится о них говорить лишь потому, что в зависимости от целей, поставленных для первоначальных операций, должна протекать вся подготовка к последним. Если фактически первые операции вытекают из состоявшегося развертывания, то, с точки зрения составления плана, развертывание вытекает из первых намеченных операций. Развертывание есть средство, подчиняющееся поставленной нами цели.
Одно и то же, в общих чертах, развертывание часто будет в силах отвечать постановке и наступательных и оборонительных целей; может потребоваться изменение группировки лишь в пределах армий, в крайнем, случае — в пределах фронта.
Однако, наличие некоторых колебаний между сокрушением и измором заставляет иметь разные варианты, так как географические объекты и вообще второстепенные районы при изморе заставят приковать к себе большие силы. Таким образом, намечаемая нами линия стратегического поведения скажется уже в плане развертывания.
Предусмотреть характер войны, сообразить наши силы и неприятельское сопротивление, задаться целями, которые отвечали бы имеющимся средствам и потому являлись бы достижимыми, но не упустить и драгоценного времени для реализации представляющихся возможностей, — таковы основные требования к разработке первоначальных операций.
Для всех организационных мероприятий чрезвычайно важен правильный выбор того рубежа, на котором намечен сбор подвозимых войск; этот рубеж, являясь исходным положением для наступления, в то же время должен давать выгоды для обороны, так как вначале на нем должны будут держаться войска прикрытия, а затем, в случае, если неприятель предупредит нас в сосредоточении на нем, быть может, явится необходимость вступить в бой одной частью армии для обеспечения сосредоточения другой. В том случае, если неприятель, по своей мобилизационной готовности и силе железных дорог, нас превосходит, этот рубеж должен быть достаточно удален от границы, чтобы дать нам выигрыш нужного времени. Наличность долговременных укреплений, сильная местная преграда, богатство приграничных районов являются основанием для того, чтобы избрать тот или иной рубеж близ границы, с возможно меньшей потерей территории. В виду возможности втянуться в районе развертывания в бои, чрезвычайно важные по своему объему и напряжению, весьма важно рассчитать самым точным образом время, необходимое неприятелю для мобилизации и сосредоточения, а также для марша из его района развертывания к нашему. Крайне желательно, чтобы к моменту столкновения мы располагали в районе развертывания достаточными силами для сопротивления. Наличие 1/3 части корпусов позади, на рельсах, не может служить доводом в пользу необходимости отнесения линии развертывания далее вглубь. Эта треть, при искусном ведении операции, явится в выигрышном положении оперативного резерва, который сумеет вступить в бой в решительную минуту, так как современные крупные столкновения затягиваются на много дней.
В случае большой неопределенности развертывания неприятеля возможно иметь вариант двух развертываний, обдуманный таким образом, чтобы в случае нужды можно было совершенно планомерно осадить станции; высадки в глубь страны на 2-4 перехода (Мольтке в 1870 г.).
Мы не боимся упрека в том, что значительно отклонились от учения Мольтке; 50 истекших лет и появление нового фактора — железнодорожного маневра, объясняют наши уклонения. Нам представляется отошедшей уже в прошлое известная мысль Мольтке: „первой задачей стратегии, является изготовка боевых средств, первое развертывание армий. При этом ей приходится учитывать многосторонние политические, географические и государственные соображения. Ошибка, допущенная в первоначальном сосредоточении армии, едва ли может быть исправлена в течение всей кампании. Но относящиеся к нему проекты могут быть обдуманы заранее и, при предпосылке своевременной мобилизации и организованности перевозок, должны безошибочно привести к намеченным результатам. Оперативное развертывание является ныне не первой задачей стратегии, железнодорожный маневр и наличие оперативного резерва могут исправить и ошибки развертывания; стратегическая работа ныне не сводится во время развертывания к автоматическому выполнению заготовленного в мирное время проекта, а заключается в энергичном регулировании развертывания согласно новых данных, получаемых о противнике; работа по оперативному развертыванию получает такой же нервный характер, как и по ведению операций.
Организация фронтов. Из наших представлений о предстоящих операциях вытекает определение необходимого для них количества сил и исходного положения, в которые они должны быть поставлены. Эти силы должны быть организованы в армии, занимающие известные участки. Несколько армий, ведущих совместную операцию или развертываемых на отдельном театре военных действий, образуют фронт. Если на отдельном театре военных действий возможно ограничиться силами, не превосходящими 6 армейских корпусов с несколькими кавалерийскими дивизиями, желательно создание на нем лишь отдельной армии.
Наметив фронт, план кампании должен охватить и его организацию: формирование его управления, определение его границ с соседними фронтами и с внутренним районом государства. Границы с соседями отнюдь не должны препятствовать размаху маневра, требуемого намеченной операцией. Тыловая граница будет проведена в зависимости от большей или меньшей вероятности наступательных и отступательных колебаний фронта. Если мы убеждены в том, что наступление будет развиваться, то выгоднее дать фронту меньшее пространство в глубину, что приведет к более близкому надвиганию всех тылов на передовые части; наоборот, если вероятно значительное отступление, то выгоднее углубить район фронта, чтобы позволить ему в достаточной степени эшелонировать тыловые учреждения. Более богатая и населенная местность позволяет ограничивать пределы фронта в глубину; при малонаселенной местности приходится увеличивать их, чтобы фронт получил достаточную жилую и нежилую площадь для расположения своих частей и учреждений. Многие из последних тесно связаны с железными дорогами, и для размещения их приходится использовать только населенные пункты близ железнодорожных станций.
Количество тыловых учреждений фронта и их размер не могут определяться по шаблону, в зависимости от численности бойцов; оно должно вытекать из размера требований, которые предъявляют к тыловым учреждениям фронта намеченные операции, а также из большей или меньшей легкости, быстроты и обеспеченности подачи на фронт всего необходимого из центра. Таким образом, нужны точные расчеты с существенной поправкой на связь с центром.
Иногда является тяготение к созданию фронтового тыла, как самодовлеющего могучего хозяйственного организма. Поскольку центр работает без перебоев, и железнодорожная связь с ними твердо обеспечена, всякое расширение хозяйственной деятельности фронта нам представляется нежелательным. С точки зрения требований экономики, фронтовый район желательно возможно ограничивать, так как вся его площадь выходит из пределов нормальной экономической жизни страны и тем увеличивает экономическую нагрузку внутренних областей. Что же касается хозяйственных достижений самого фронта, то они обыкновенно связываются с чрезмерной затратой мобилизованного человеческого материала, и вопрос об их экономической разумности может подниматься лишь в том случае, если фронт развивает свое хозяйство не на своей, а на оккупированной неприятельской территории.
Операционный базис. Силы фронта сосредоточиваются на избранном для развертываний рубеже, и здесь же обычно передовые части, прикрывающие сбор войск, стремятся задержать наступление противника. Этот рубеж, в сущности, является настоящей стратегической границей государства. В России в 1914 г. стратегическая граница, обращенная против Германии, образовывалась Неманом, Бобром, Вислой. Все то, что лежало к западу и к северу от указанного рубежа, представляло как бы передовое стратегическое поле; сколько-нибудь надежно государственная власть в этом районе с началом войны функционировать не могла; экономически район являлся достоянием того из противников, кого случайность маневрирования забрасывала в него; такие районы должны, если не предстоит переход в наступление, быть планомерно эвакуированы с началом мобилизации.
Часть фронтового района от указанного рубежа вплоть до его тыловой границы надо рассматривать, как оперативный базис. Этот оперативный базис желательно снабдить запасами, которые вместе с местными средствами обеспечивали бы сосредоточивающиеся войска в течение всего времени, пока железные дороги будут полным ходом работать по перевозке войск; сверх того, желательно наличие запасов, которые позволили бы без промедления приступить к первым операциям. Однако, в случае если запасы снаряжения вообще не имеются в достаточном размере, было бы ошибочно оголить от них центр и сосредоточить все на окраинах. Принцип эшелонирования запасов должен быть сохранен. Точно так же отсутствие долговременной фортификационной подготовки и недостаточная устойчивость нашего положения на каких-либо границах — могут привести к уменьшению хранящихся на оперативном базисе запасов.
Весьма желательно, чтобы оперативный базис в пределах фронта был нарезан таким образом, чтобы в отношении железнодорожной сети он представлял самостоятельное целое и имел, но крайней мере, одну или две рокировочные железнодорожные линии.
Перевозки по сосредоточению. В мировую войну перевозки по сосредоточению армий Германии потребовали 11.100 поездов. На составление последних потребовалось 165 тыс. крытых вагонов и 60 тыс. платформ; состав оборачивался в период развертывания 2-3 раза. По 13 магистралям на западный фронт в сутки проходило максимум 660 поездов, из них за Рейн — 550 поездов. По двухколейным магистралям в сутки пропускалось до 72 пар, по одноколейным 24 и даже 36 пар, через мост у Кельна со 2 по 18 августа было пропущено 2.150 поездов. В будущих войнах перевозки по сосредоточению едва ли будут так напряжены: в Германии 1914 г. первый эшелон мобилизации представлял 3.120.000 человек и 860.000 лошадей; ныне все европейские государства, включая и Францию, в первом эшелоне мобилизуют значительно меньшие силы. Таким образом, едва ли потребуется тот максимум в 30 тысяч вагонов, прибывающих в сутки в полосу развертывания, который был достигнут в 1914 г.
В советско-польскую войну сосредоточение производилось с огромной медленностью. В марте 1920 г. на Западный фронт поступило всего 83 воинских эшелона, а в апреле — 203 эшелона. Суточная работа железных дорог растягивалась на месяц.
В настоящее время мы наблюдаем постепенный рост железнодорожного движения в СССР. Суточная нормальная погрузка уже превышает 15 тысяч вагонов. Наши железные дороги далеко ушли уже от периода разрухи 1919-1920 г.г., когда на колею нельзя было рассчитывать более 4 пар (8 пар для двухколейной магистрали); при таком падении втрое провозоспособности железных дорог корпус, требующий для своей перевозки на удаление в 600 километров 120 поездов, мог сосредоточиться походным порядком так же скоро, как и при перевозке по одной колее; для армии, требующей 750 поездов, движение походным порядком на 1.000 километров потребовало бы двух месяцев времени без всякого форсирования движения, а перевозка по 3 колеям заняла бы 10 недель.
Мы смотрим оптимистически на ближайшие перспективы по сосредоточению, — конечно, при условии продолжения упорной работы над железнодорожным движением, — уже и потому, что перевозки по сосредоточению ныне не растут и теряют, в связи с общим ростом масштаба, свою грандиозность. К этим перевозкам имеется возможность подготовиться исподволь, выяснить требования, предъявляемые к каждой линии, учесть количество паровозов, телеграфистов, которых не будет хватать, и позаимствовать их в мобилизационный период с более свободных направлений. Задача первоначального сосредоточения и для железных дорог является несравненно более простой, чем последующих сосредоточений, когда, чтобы заполнить прорыв, или произвести удар на фланге неприятеля, потребуется железнодорожный маневр — внезапная переброска в кратчайший срок нескольких сотен поездов в направлении, вовсе не подготовленном заранее для перевозок. Если раньше стратег особенно ценил железнодорожные линии, идущие к границе, имея в виду форсировать развертывание, то теперь он считает, что эта задача, хорошо или сносно, будет разрешена, и большее внимание он склонен уделить железным дорогам, идущим параллельно границе, позволяющим рокироваться и широко использовать стратегические и оперативные резервы.
Техника современного сосредоточения определяется современными огромными протяжениями фронта развертывания и зависимостью боеспособности войск от исправного функционирования их тыла. Было бы неосторожно сразу создавать непрерывный фронт вдоль всей границы. Надо стремиться добиться скорейшей способности к бою и маневру на важнейших участках. Затянутые слабой завесой прикрытия, незанятые промежутки между ними не представляют особенной опасности в тот период, когда на рельсах позади находится значительная часть вооруженных сил, и когда в два-три дня несколько сот эшелонов могут быть выброшены на фланги против прорывающихся частей неприятеля.
Германия, располагавшая достаточными данными для того, чтобы открыть войну на французском фронте широким наступлением, твердо решившаяся проводить сокрушительный план Шлиффена, могла себе позволить еще в 1914 г. роскошь осуществления жесткого плана сосредоточения. После пополнения частей прикрытия, на второй и третий день мобилизации в район оперативного развертывания перебрасывался личный состав этапных хлебопекарен и "этапные эскадроны" — личный состав для Этапных транспортов, которые формировались на месть из обывательских подвод; таким образом, под завесой сильного прикрытия, район развертывания изготовлялся в снабженческом отношении к моменту начала перевозок войск, закончивших мобилизацию; это являлось важным так как с войсками следовали только полевые обозы, и дивизии и корпуса выбрасывались совершенно необорудованными в тыловом отношении. По одной магистрали перевозились одновременно части двух корпусов; в начале перевозок следовала преимущественно пехота, затем артиллерия, через некоторое время прибавлялась иногда перевозка соответственного резервного корпуса; только когда уже переброска всех войск была закончена, начиналась перевозка дивизионных и корпусных тылов, мобилизация коих требовала большего времени. Нормально перевозились вперемежку части четырех дивизий двух корпусов, что при высадке каждой дивизии на особой станции позволяло организовать работу погрузочных и высадочных станций не последовательно, а одновременно. Гибкость немецкого сосредоточения в 1870 г. выражалась в возможности осадить, в случае надобности, станции высадки на несколько переходов назад, к Рейну; в 1914 г. и этого не было; только 4 крупные железнодорожные рокировочные магистрали, пересекавшие поперек район развертывания, являлись могучим средством для перегруппировок в руках высшего командования.
После мировой войны ни в коем случае нельзя лишать дивизии и корпуса их тыловых учреждений, в особенности в период, когда армейский и фронтовый тыл еще не сконструировался. В эпоху Мольтке можно было еще принять упорный бой с носимым и возимым в частях запасом патронов и снарядов; в настоящее время нельзя. Высаженные в районе развертывания части должны быть не пришитыми к железнодорожным линиям, а иметь возможность маневрировать.
С точки зрения нашей концепции гибкой системы развертывания, с возможностью железнодорожного маневра, далеко не безразлично, будем ли мы по 4 магистралям, в течение 12 дней, подвозить 8 корпусов, или эти корпуса будут следовать в две очереди, через 6 дней одна за другой, или даже пара за парой заканчивать в 3 дня свое сосредоточение. В первом случае, во-первых, до самого конца мы не будем иметь вполне маневро-способных частей (корпуса Самсоновской армии так и не получили до своей гибели корпусных транспортов); во-вторых, без чрезвычайной организационной путаницы в течение всех 12 дней нельзя будет предпринять никакого железнодорожного маневра, так как перервать перевозку и направить хвосты корпусов на другое, сравнительно с их головами, направление, это — мероприятие, к которому крайность может заставить прибегнуть, но которое рекомендовать отнюдь нельзя. Между тем, во втором случае корпус, не связанный еще высадкой головных частей, легко бросить на новое направление, передать из одной армии в другую.
В целях упорядочения перевозок по сосредоточению, французы делили их в 1914 г. на две очереди: на 11-й день мобилизации был назначен 12-часовой перерыв, чтобы дать железным дорогам передышку и подогнать отставшие эшелоны, каких в действительности оказалось только 20 из общего числа 2.534 поездов первой очереди. Все полевые корпуса и часть резервных дивизий входили в первую очередь перевозок, тыловые и некоторые технические части — во вторую. Мы полагаем, что деление перевозок на несколько очередей следует сохранить, но каждая очередь перевозок должна представлять не только самостоятельную железнодорожную операцию, но и самостоятельное оперативное целое. Следующая очередь перевозок может быть исполнена уже по другому варианту, в соответствии с выясняющимися потребностями маневра.
Мы понимаем, что рекомендуемая нами эшелонная перевозка встречает целый ряд трудностей: сроки мобилизации для различных корпусов придется устанавливать различные; подача к одному пункту подвижного состава и посадка корпуса в течение 3 дней в одном районе — хлопотливее, сравнительно с рассосредоточением тех же действий. Очень трудно будет ускорить мобилизацию дивизионных корпусных тылов корпусов первого Эшелона. Станции высадки нас менее всего беспокоят, так как если район высадки будет достаточно обширен, с диаметром в 3 перехода, то особого оборудования для такой эшелонной перевозки может и не потребоваться. Однако, мы должны в корне изменить наши взгляды на перевозки по железным дорогам; в эпоху Мольтке на этот период смотрели как на момент беззащитности войск и стремились обеспечить его прикрытием, крепостями или отнесением развертывания вглубь; войска в вагонах являлись еще пассажирами, отдававшими себя на волю железнодорожного начальства, как путешественник, вступивший на палубу корабля, доверяется капитану; теперь же это не пассажиры, а оперативный резерв, а сама перевозка должна пониматься, как маневрирование на рельсах. Сотни железнодорожных поездов, это — оперативный маневренный порядок, и совершенно законно вмешательство стратегии в его построение, с целью обеспечить надлежащую его гибкость. Железнодорожная техника так шагнула ныне вперед по сравнению с 1870 годом, что, как нам представляется, вполне сумеет ответить этим новым предъявляемым к ней требованиям. В то же время, подготавливая таким путем перевозки по сосредоточению, железнодорожники подготовятся и к тем железнодорожным маневрам, которые потребуются от них неоднократно в продолжение самой войны.
Железнодорожные перевозки надо широко комбинировать с походными движениями. Если вначале армии развертываются не в виде сплошного фронта, а на отдельных участках, то станции высадки, в целях использования максимума железнодорожных линий, без особого ущерба могут быть избраны на более широком участке, выдающемся на 1 — 2 перехода за концы избранного фронта развертывания с тем, что сосредоточение будет достигнуто походным порядком с движением на фронт. Таков же нормальный прием железнодорожного маневра для образования "тарана".
Что наши представления о возможности железнодорожного маневра не относятся к области фантазии, а отвечают современным реальным возможностям, доказывает хотя бы пример русского развертывания в августе 1914 года, когда элементы железнодорожного маневра были представлены 9-й и 10-й русскими армиями. 9-я армия вначале должна была играть в районе Варшавы роль стратегического резерва, который, перейдя в наступление по левому берегу Вислы, мог бы помочь 1-й и 2-й армиям преодолеть преграду Нижней Вислы. При неудачном обороте дел на фронте 9-я армия, развернувшись к юго-западу от Люблина, рядом с 4-й армией, устранила основной дефект оперативного развертывания юго-западного фронта против Австро-Венгрии — крайнюю слабость правого крыла фронта на котором лежали самые ответственные наступательные задания. В общем, маневр 9-й армии явился весьма успешным. 10-я армия, после неудачного для нас оборота событий во 2-й армии, долженствовала развернуться между 1-й и 2-й армиями; правда, она опоздала и не успела выполнить своей роли; но это опоздание ее обусловливается различными дефектами исполнения, а также непониманием необходимости сдвинуть первую армию влево чтобы прикрыть высадку 10-й армии и обеспечить связь с ней. Неуспех маневра 10-й армии отнюдь не порочит идею железнодорожного маневра; напротив, из допущенных ошибок можно сделать ряд ценных оперативных выводов о методах производства такого маневра.
Несмотря на все расстройство железных дорог и медленную работу их в гражданскую войну, можно указать целый ряд успешных железнодорожных маневров при развертывании, например, в августе — сентябре 1919 года сосредоточение ударного кулака в XIII армии при переходе в решительное наступление против Деникина или сосредоточение при отражении наступления Юденича против Петрограда, и т. д.
Громадную выгоду представляло для Франции и Германии то обстоятельство, что их железные дороги были в значительной степени стандартного типа: 10 французских магистралей, служивших для перевозок по сосредоточению, все были подогнаны под пропуск 57 пар воинских поездов; в Германии двуколейные дороги пропускали 48 пар воинских поездов, одноколейные — 24 пары. Если железнодорожная сеть имеет такой стандартный тип, то перевод потока перевозок с одной двуколейной дороги на другую двуколейную или на 2 одноколейных становится очень простым, и возможности железнодорожного маневра увеличиваются в сильной степени. В России каждая железная дорога была на свой, совершенно особый, лад; военное ведомство заботилось лишь о том, чтобы добиться максимального успеха перевозок по твердо определенному развертыванию, к уничтожению заторов на каждой артерии развертывания; заботы об уравнении их не было, и сами военные требования вызывали разнобой: так, железная дорога Петербург-Варшава на различных участках должна была справляться с потоками сосредоточения различной мощности, и пропускная способность изменялась на ее протяжении пять раз, — от 30 до 65 пар воинских поездов. Такая однобокая подготовка железных дорог представляет крупнейшую опасность для успеха железнодорожного маневра, ослабляя возможности отступления от плановых перевозок и совершенно не соответствуя требованиям производства последующих перегруппировок. Выработка железнодорожного стандарта, хотя бы крайне широкого — 12, 24, 48, 60 пар воинских поездов, и подгонка под него существующей сети весьма усилила бы возможности железнодорожного маневра. Теперь же мы в отношении железных дорог, находимся в положении, напоминающем средние века, когда каждая пушка, каждое ружье имели свой особый калибр, каждая пика имела особую длину.
Мы будем считать подготовку железных дорог к развертыванию законченной в идейном отношении тогда, когда высшие железнодорожные специалисты, располагая данными о сроках мобилизационной готовности корпусов в местах их дислокации и тончайшим образом изучив все особенности сети, способны будут по совершенно импровизированному плану развертывания — в три часа составить обоснованный план перевозок и через три дня начать приводить последний в исполнение, с расчетом на возможность нескольких крупных изменений плана развертывания в течение самих перевозок. Те специалисты которым для этого надо исписать горы ведомостей и таблиц и требуются месяцы времени, не отвечают требованиям современной войны.
Прикрытие развертывания. Надо, разумеется, обращать существенное внимание на то, чтобы не поскользнуться на первых шагах ведения военных действий; если бы неприятель, ворвавшись в намеченный нами для развертывания район, скомпрометировал сосредоточение подвозимых войск и заставил разбросать высадки на различных станциях по различным направлениям, это явилось бы для нас крупной неудачей. Почин, голова явления всегда имели в военном искусстве особое значение. Но было бы ошибочно переоценивать это значение и признавать за головой явления самодовлеющую роль. Так поступают французы, связывающие все вопросы боя с вопросом об авангарде. В стратегии части, прикрывающие сосредоточение, выполняют в известных отношениях роль стратегического охранения; французы преувеличивают эту роль в такой степени, что существующую постоянную армию склонны называть даже "армией прикрытия", подразумевая, что на нее ложится роль стратегического авангарда, прикрывающего второй эшелон мобилизации.
Фронт, до момента окончания развертывания, будет находиться в состоянии кризиса; особенно сомнительным явится положение на границе в течение первой недели, когда в стране будет еще продолжаться мобилизация, а перевозки по сосредоточению коснутся только немногих частей (кавалерийские части, содержимые почти в составе военного времени, мобилизовались раньше в течение двух суток). В продолжение этой первой недели небольшие полумобилизованные части — какая-нибудь бригада на пограничный корпус — почти без запряженного обоза, усиленные лишь пограничной охраной, отделенные от ближайших соседей и от поддержки в тылу несколькими переходами, должны будут нести ответственную работу. Однако, такой кризис будет не только на вашей стороне границы, но и на неприятельской.
В том случае, если фронт развертывания лежит в большей близости от границы и местность представляет много ценных географических объектов, задача прикрытия становится непосильной для пограничных корпусов: является необходимость в использовании сил других корпусов, и получается как бы первый эшелон сосредоточения еще полумобилизованных частей. Во Франции, несмотря на короткое протяжение границы с Германией и густую дислокацию войск в приграничном районе, явилась необходимость направить около 385 поездов с частями прикрытия и вторую серию в 349 поездов с индивидуально призванными запасными для укомплектования войск прикрытия. Количество войск прикрытия достигло 5 корпусов и 10 кавалерийских дивизий. Перевозки по прикрытию начались за 2 дня до первого дня мобилизации и закончились утром второго дня мобилизации. По своему объему эти перевозки несколько превышали 10% всех перевозок по сосредоточению.
Весьма вероятно, что в будущую войну мы не встретим такого резкого' разделения — 15-дневного спокойного сбора войск по обе стороны границы, прерываемого лишь слабыми вторжениями конницы или изолированным нечаянным нападением (Льеж), и затем резкого встречного движения миллионных масс. Второстепенные цели, выдвигаемые вперед стратегией измора, заставят, быть может, начать войну с ряда второстепенных операций; можно предвидеть ряд горячих стычек и возможность крупной операции, развивающейся из постепенно усиливающейся поддержки прикрытия. Однако, на нашей западной границе далеко не всюду имеются достаточные географические ценности, наличность которых могла бы оправдать такую активность в период, предшествующий окончанию сосредоточения. Напротив, на многих участках местность по обе стороны границы так бедна, что, казалось бы, оправдывает и отступательный маневр частей прикрытия; продвижение на пару переходов во многих пунктах не дает ничего, кроме некоторых хлопот за свои сообщения.
Ошибочно рисовать себе разрешение задачи прикрытия, как установление какого-то кордона вдоль границы. Части прикрытия должны сосредоточиваться на важнейших направлениях; менее важные могут наблюдаться частями пограничной стражи и отдельными эскадронами. Было бы выгодно, если бы особенности населения в пограничной полосе благоприятствовали созданию там особой пограничной милиции, которая в районах своих селений препятствовала бы проникновению мелких неприятельских частей, несла бы охрану важнейших искусственных сооружений, а в случае неприятельского наступления уходила бы в подполье и являлась бы готовым кадром для организации в его тылу партизанских отрядов.
Необходимо, чтобы прикрытие располагалось не линейно, а захватывало достаточное пространство в глубину; нужны резервы. На важнейших узлах пограничного района необходимо иметь готовые составы, паровозы под парами и 2 — 3 роты с парой пушек для немедленного отправления навстречу прорвавшейся кавалерийской части неприятеля. Этот прием особенно важен для тех участков границы, которые достаточно густо изборождены рельсовыми путями; текущие параллельно границе реки, с железной дорогой по нашему берегу, также благоприятствуют его применению. Когда начнется поток перевозок, такие железнодорожные резервы явятся уже ненужными, и вообще все прикрытие может стянуться на фронты, так как роль резерва перейдет к находящимся на рельсах войскам.
Первое вторжение французов в Эльзас, в начале мировой войны, было отбито германскими войсками, перевозившимися для сосредоточения в Лотарингию; нанеся поражение французам, они сели в поезда и отправились далее по своему назначению.
Подвижные войска — кавалерия, самокатчики, броневые автомобили, бронепоезда, отдельные роты, посаженные на обывательские повозки, — особенно ценны при работе прикрытия. Если аэродромы мирного времени расположены на таком удалении, что авиация может поддержать прикрытие со своих мирных стоянок то, она должна сразу же выделить для этой цели достаточные силы. Во всяком случае, в районе сосредоточения потребуется открытие временных аэродромов. Противосамолетная артиллерия во всей пограничной полосе должна быть готовой к открытию огня. Особенно важна в первые дни энергичная работа отрядов истребителей. Первые схватки на воздухе будут самыми ожесточенными и надолго создадут известное соотношение и репутацию воздушных сил.
Работа прикрытия должна опираться на заранее подробно продуманный ее план. Группировка отдельных отрядов, их задачи, мобилизация существующих долговременных укреплений, план работ по устройству новых аэродромов, починка дорог, маскировка — все в деталях должно быть разработано пограничными корпусами, каждым для своего района. Все отдельные начальники должны быть ознакомлены со своими участками и подготовлены соответственными тактическими задачами, отчетными работами, военными играми, полевыми поездками к выпадающим на них обязанностям.
Особенного внимания заслуживает изучение вопросов связи в прикрытии, так как масштаб расстояний, при котором войскам придется работать, далеко превосходит обычные нормы. Широкое развитие сети постоянных телеграфных и телефонных проводов в районе развертывания значительно облегчит работу прикрытия. Но эта сеть принесет пользу лишь в том случае, если она будет заранее изучена, а ее пользование — обдумано.
Прикрытие с первого же дня должно приступить к укреплению своего фронта, используя, в мере возможности, рабочие силы населения. Позиция прикрытия, принципиально — это — та же позиция, на которой будет драться и сосредоточивающаяся армия, если придется обороняться. То, что удастся сделать в период до окончания развертывания, явится драгоценным остовом сопротивления. Часть этой позиции, может быть, уже в мирное время будет обеспечена бетонными сооружениями. Желательно, чтобы позиция находилась в небольшом переходе впереди станций высадок и работа последних, таким образом, могла беспрепятственно продолжаться и после подхода неприятеля к позиции. Работы по укреплению, конечно, должны быть организованы по принципу "всегда готов", чтобы войска прикрытия могли в любую минуту опереться на них.
Рабочие отряды могут успешно возводить укрепления лишь в том случае, если прикрытие выставит на некотором удалении впереди сторожевое охранение. Вначале, когда силы прикрытия незначительны, значительная часть их будет поглощена этим охранением позиций, строящихся на важнейших направлениях.
Вообще, с ростом укреплений, с постепенным расширением позиций, с прибытием новых частей, физиономия прикрытия будет все время меняться, и задачи и схема прикрытия должны быть продуманы по дням, в виде альбома тактических решений, на весь период мобилизации и развертывания.
Задачи прикрытия могут быть разрешены не только очерченным приемом обороны, но и наступательно; поиск должен направляться против важнейшего ближайшего узла путей или особенно важных искусственных сооружений. Если военные действия происходят в атмосфере острой классовой борьбы, надо продумать, не поставит ли в трудное положение наших сторонников за рубежом появление на короткое время наших войск и уход их, оставляющий жителей, выразивших им сочувствие и оказавших им помощь, на расправу их политическим противникам. В обстановке острого национального антагонизма такие набеги часто приводили к отрицательным результатам. Набег Гурко в 1877 году за Балканы вызвал массовую резню турками поднявшегося при его приближении болгарского населения. Два не серьезных вторжения французов в Эльзас, в августе 1914 года, также только скомпрометировали сочувствовавших французам эльзасцев.
По этим соображениям, а также по соображениям дипломатического порядка, разрыв дипломатических сношений и отдельные случаи перестрелки на границе не должны быть принимаемы частями прикрытия за разрешение на переход границы. Даже направление разъездов и полет аэропланов за рубеж должны иметь место лишь после принципиального телеграфного приказа высшего командования о начале враждебных действий; этот приказ может не совпасть по времени с объявлением войны; одиозность перехода границы часто выгодно не брать на себя.
Начальники в прикрытии должны быть ориентированы о порядке и месте прибытия подкреплений, расчет на которые часто позволит им проявить в бою крайнее упорство. Им необходимо также знать, какие дороги, мосты и сооружения им надлежит подготовить к взрыву, в каких случаях от разрушения путей надлежит отказаться, какие дороги должны быть отравлены. Эти указания являются отрывком из одного общего плана подготовки к разрушению, который должен иметься разработанным в каждом округе.
Если усиливающийся натиск неприятеля не дает оснований рассчитывать на успешное окончание развертывания в избранной полосе, то командующий фронтом не должен колебаться отдать приказ об уклонении на этом рубеже от решительных боев и отнесении развертывания в другой район. Отступательный вариант плана прикрытия должен предусмотреть этот маневр во всех его частях.
Идейная подготовка армии. Проведение в жизнь намеченного плана операций требует соответственной подготовки армии и комсостава. Германский генеральный штаб, стремясь к прорыву кольца крепостей, преградивших путь германским войскам во Франции, Бельгии и России, не ограничился введением тяжелой артиллерии и усилением технических частей, а издал также и устав для атаки крепостей, широко популяризировавший в армии идеи ускоренной атаки, шедшие в разрез с вековыми традициями военных инженеров, и широко поставил в войсках занятия по подготовке к атаке крепостей (познанские большие крепостные маневры 1907 г.). Высший комсостав и генеральный штаб целым рядом полевых поездок под крепостями тренировались на обсуждении вопросов атаки и обороны крепостей в широком масштабе.
Обязательным этапом тренировки по каждому плану операций являются отчетные работы корпусов и округов. Общая задача, вытекающая из плана операций, расчленяется на ряд оперативных и тактических задач для фронта, армий и корпусов; эти задачи предлагаются на разрешение по возможности тем самым инстанциям, которым предстоит их решать в жизни. В штабе округа, применяя, может быть, и коллективные методы обсуждения, эти задачи проверяют и обсуждают, им делается сводка, и в таком виде отчетная работа поступает к высшему командованию. План операций представляет ряд заданий; по отчетным работам высшее командование получает ясное представление о том, как фронты, армии и корпуса толкуют разрешение этих оперативных и тактических заданий; отчетные работы вскрывают различное оперативное понимание и позволяют высшему командованию, изучившему их, сознательно воздействовать на оперативную подготовку командования в желательном направлении. Частным же начальникам отчетные работы позволяют заранее ознакомиться с характером предстоящей им деятельности. Так, корпусной командир пограничного округа должен будет представить соображения о прикрытии, о передвижении войск с занимаемых им стоянок в другие пункты для занятия боевой группировки, о мерах по размещению войск, по их довольствию, по группировке всего тыла и т. д. Очевидно, штаб корпуса, однажды ответивший на эти вопросы в порядке теоретической подготовки, будет гораздо легче справляться с теми же вопросами в порядке практической деятельности.
Различные положения, являющиеся возможными вариантами к существующему плану операций, являются заданиями для полевых поездок и военных игр. Эти двусторонние упражнения важны и для выяснения слабых сторон наших оперативных предположений. Сторона, представляющая неприятеля, своей работой дает критику вашего плана прикладным методом. Поездки генерального штаба часто посвящаются поэтому таким положениям, розыгрыш которых мог бы дать указания относительно новых желательных принципиальных изменений в плане операций.
Типичной ошибкой русского руководства играми и поездками является стремление избегать скользких положений и разыгрывать только спокойные варианты, преимущественно с параллельным столкновением двух равносильных фронтов. Между тем, крайне желательно закалять мысль командного состава на обсуждении острых положений, требующих ярких решений. Положительно необходимо брать темой не только положения, вытекающие из гладкого течения предположенных операций, но и положения, близкие к катастрофическим, связанные с неустойкой на каких-либо особенно опасных направлениях. Стратегическая и оперативная мысль должна привыкнуть разрабатывать и такие положения, как окружение войск Шеффер-Бояделя под Лодзью или центра Х русской армии — под Августовым. Нужно готовиться не только к тихой хорошей погоде, но и к оперативным бурям.
План снабжения. Независимо от плана экономической мобилизации, плана, разрабатываемого в общегосударственном масштабе, военное ведомство должно иметь, на случай войны, свой план разрешения задач по снабжению вооруженных сил. Этот план должен пытаться заранее подсчитать все разнородные потребности войск в снабжении и указать намечаемые способы их удовлетворения. Независимо от программных экономических мероприятий, план военных операций всегда должен и сам быть связан с существующими материальными возможностями. Последние, в конечном счете, определяют и размер мобилизуемой массы, которая может быть разумно использована, и допустимую активность фронта. Нежелание учитывать их приводит к постройке оперативных воздушных замков или мобилизационных карточных домиков, к отрыву от мирного труда сотен тысяч граждан, которые без одежды и обуви будут скитаться по запасным частям, не получая никакого обучения. Количество ртов, наперекор снабжению, может быть увеличено; но количество бойцов — нет.
В зиму 1916-17 г.г. русская армия увеличилась на 1/3 и устанавливала постную пищу через два дня в третий. Вероятно, сила армии была бы больше без этого распухания, при условии сохранения всех скоромных дней в неделю. Генерал Франсуа, бывший лихой командир прусского корпуса, под влиянием постигшей Германию, из-за голодной блокады, катастрофы 1918 года, склонен даже все явления военной истории разбирать с точки зрения большей или меньшей удовлетворенности желудочных запросов и доказывает это на примере 1812 года, что, конечно, представляет уже увлечение.
План должен подсчитать имеющиеся материальные возможности; они заключаются в запасах, заблаговременно подготовленных в мирное время, в заказах, заранее данных промышленности, в товарах, имеющихся на рынке, заказах, которые будет возможно разместить в промышленности в момент дипломатического кризиса и первые дни войны. Общий план снабжения, очевидно, разобьется на отделы по различным специальностям снабжения; эти отделы должны быть гармонично спаяны между собой: между потребностями в аршинах сукна, в парах сапог, в количестве винтовок, патронов и снарядов существуют известные обязательные внутренние отношения, которые во многом зависят от характера будущей войны и к которым надо приблизиться в возможной степени. Так, перед мировой войной полагали, что один снаряд будет расходоваться на 500 патронов, но действительность скоро заставила перейти от отношения 1/500 к отношению 1/100.
Достаточно компетентные в обращении товаров на внутренних рынках лица смогут, в зависимости от урожая и предвидения потрясения на рынках, которые произведет война, предвидеть возможности закупок и требуемое для них время. Лица, хорошо знакомые с промышленностью и участвующие в разработке соображений по экономической мобилизации, могут оценить существующую мощность промышленности — какое количестно заказов и на какие сроки она может принять. Понятно, что, при существующем темпе роста экономической конъюнктуры СССР, план снабжения должен ежегодно пересматриваться заново.
Учет материального фонда, существующего для снабжения вооруженных сил, выразится в таблице, указывающей наличное количество запасов и постепенность поступления новых; хорошо выделить в одну графу количество, на которое возможно твердо рассчитывать, и количество, в заготовке которого возможно известное запоздание.
Конечно, план снабжения должен быть детально согласован не только с заготовительными возможностями, но и с условиями транспорта. Запасы от выпускающего их фабричного станка до поглощения их фронтом должны проделать длинный путь. В стране с такими большими расстояниями и таким слабым транспортом, как СССР, снабжение представляет большие трудности. Чтобы побороть их, необходимо располагать более крупными оборотными средствами снабжения. Перебоев снабжения в наших условиях удастся избежать лишь путем создания более сильных магазинов, чем имеются в других, небольших, изрезанных железными дорогами государствах. Если мы определим суточный расход снабжения всех родов, то у нас в магазинах, чтобы покрыть путь от фабрики до войсковой части на фронте, должно храниться большее число суточных дач. Конечно, по различным отделам снабжения эти оборотные средства будут неравно велики. Существует снабжение сезонное; существуют роды снабжения — например, продовольствие, поглощаемые на всех фронтах равномерно, в зависимости от числа бойцов и богатства театра действий; существует снабжение боевое, расход которого находится в тесной связи с активностью фронта; существует снабжение позиционное, и остановка фронта может предъявить сразу громадные требования на проволоку, большие лопаты, топоры, пилы и позиционное оборудование (цемент, железные балки, щиты, кирпич, железные печи, лампы и т. д.). Из различного характера снабжения вытекают и различные потребности эшелонирования его, централизации или децентрализации запасов и т. д.
Изучение всех этих вопросов покажет, какая сеть магазинов нужна, чтобы удовлетворить потребностям намеченных операций, какого рода снабжение и в какой пропорции должно быть в каждом магазине, до какого минимума должны быть доведены заготовляемые в мирное время запасы, в какой степени намеченная мобилизация и план операций напрягают ваши материальные ресурсы.
План снабжения должен стремиться к возможно меньшей степени загружения транспорта, в особенности в критические дни мобилизации и сосредочения, для чего магазины уже в мирное время должны быть сгруппированы там, где им надлежит быть в военное, мобилизационные запасы в максимальной степени приближены к пунктам их потребления (если полк второй очереди будет мобилизоваться в каких-либо казармах, то часть, занимающая эти казармы в мирное время, должна хранить снаряжение и для этого полка); оперативный базис должен быть частично обеспечен Запасами на время перевозок по сосредоточению.
При недостаточном внимании к заблаговременной подготовке запасов снабжения эффект перевозок по сосредоточению будет чрезвычайно ограничен — железные дороги будут уступать под перевозку войск все меньший процент общего числа пар поездов, пропустить которые они могут. Одного овса на миллион лошадей в течение одного месяца потребуется около 10 миллионов пудов; общий же подсчет транспорта для запасов, требуемых в течение первых двух месяцев войны в районе развертывания, даст, вероятно, много больше тысячи товарных поездов, вместо которых можно было бы иметь такое же число эшелонов с войсками; при чем прием и выгрузка эшелонов с войсками на станциях высадки — операция, несравненно менее хлопотливая, чем разгрузка эшелонов интендантскими, инженерными и артиллерийскими грузами. Наведение экономии на содержании базисных магазинов допустимо лишь в случае серьезного усиления железнодорожной сети. Часть грузов, конечно, при любых условиях придется перевозить после начала войны.
При дальнейших операциях, в случае исправной железнодорожной сети, выгоднее вовсе отказаться от базисных и промежуточных магазинов и иметь ограниченные запасы на колесах, железнодорожных поездах, которые направляются непосредственно в расходные магазины.
К началу мировой войны наша система представляла выгрузку подвозимых из внутренних областей государства продовольственных запасов в базисные склады и курсирование на театре войны двух серий поездов — между базисными и промежуточными складами и между последними и расходными складами. Так, на юго-западном фронте намечалось в 1914 году планомерное ежедневное курсирование 7 поездов из базисных магазинов в промежуточные и 10 поездов из промежуточных в расходные. Отказать в стройности этой схеме нельзя, но она вела к росту нестроевых и двум лишним выгрузкам и нагрузкам поездов, чего возможно избежать при большем доверии к работе глубокого тыла и меньшем устремлении фронтов жить своим совершенно обособленным хозяйством. Последняя система позволила как Франции, так и Германии произвести в течение мировой войны большие сокращения нестроевого элемента.
Важность плана снабжения заставляет требовать при его составлении участия лиц, руководящих составлением плана операций; с особенностями первого — возможностями и необходимостями — должны быть хорошо ознакомлены и высшее командование и его ответственные сотрудники. В составлении плана снабжения они должны играть не пассивную, а весьма активную роль. Действительно, все исходные данные для плана снабжения зависят от характера намеченных операций. Последние обусловливают сроки и размер потребностей в снабжении, а также условия транспортирования его от базы к действующим вооруженным силам.
Снабжение и регулировка военных действий. Характер и объем военных действий должен отвечать имеющемуся экономическому базису. Всякое наступательное предприятие связывается с известным расходом материальных средств; необходимо сообразовывать предприимчивость стратегии с наличием запасов военного снаряжения, в частности огнеприпасов, и с возможностью их пополнения. Затишье на фронте во Франции, начиная с ноября 1914 года, в значительной степени объясняется израсходованном как немцами, так и англо-французами имевшихся запасов снарядов. Наступление на Верден Фалькенгайна в 1916 году сигнализировало благополучие в германских складах, заполнившихся в течение спокойной зимы. Людендорф всегда смотрел на степень заполнения своих складов, как на барометр, соответственно которому он регулировал свою инициативу. Бедствие русской армии летом 1915 года объясняется недостаточным пониманием русскими начальниками необходимости соразмерять действия на фронте с возможностями тыла.
Мы должны ожидать, что будущая война коренным образом изменит свой характер вскоре после того, как стороны закончат свою экономическую мобилизацию и тыл изготовится удовлетворять потребности армии в военном снабжении более обильным образом; эта война, если не закончится в первые же месяцы, вероятно, как и мировая война, даст два различных образа стратегии и тактики; вначале — большая маневренность, более скупое расходование материальных средств и более живое проявление энергии войск; второй период будет знаменоваться технической массивностью, широким применением новых изобретений, материализацией военного искусства, потерей наступательного духа, разлагающими движениями, начинающимися в тылу и колеблющими выдержку фронта.
Экономика сумеет подчинить себе характер военных действий и наложить на них свою печать. Но стихийный процесс может иметь здесь катастрофические последствия, и получится несомненный выигрыш, если приспособление к экономическим условиям произойдет согласно директив сверху. С этой точки зрения, нельзя допускать стихийной материализации тактики. Вопрос, возникший у нас в связи с различением теоретической и "реальной" пехоты, является первым предупреждением.
Этот вопрос заслуживает тем большего внимания, что тактика материального состязания с врагом, при неравном отношении экономических сил, грозит не только истощением и разрушением тыла, но и надломом духа войск. Гражданская война представляет ряд маневренных образцов, ценных особенно в том отношении, что они часто представляют весьма интересное маневренное решение задач с минимальной затратой материальных средств.
Нормы расхода материальных средств, которые иногда пытаются запротоколить и бюрократизировать, в действительности чрезвычайно растяжимы и допускают огромные колебания. От семи патронов на ружье, выпущенных прусской пехотой за всю войну 1866 г., до 300 патронов на. человека, выпускавшихся в некоторых частях в один день в русско-японскую войну, один только шаг, а эффект, действительность ружейного огня в обоих случаях была приблизительно одинаковой. Аппетит автоматического оружия способен сжиматься еще больше, чем потребности человеческого желудка. В первом случае — машина, которая может помолчать, во втором — организм, который не может замереть ни на одни сутки. На войне несравненно больший % снаряжения теряется, умышленно оставляется на позициях, расходуется без нужды в бою, чем используется с толком в потребных случаях. Дисциплина, сознательность, твердость кадров, целесообразное руководство могут сделать чудеса в отношении уменьшения расхода снаряжения.
Важнее всего — изжить идеологию мотовства, мысль о победе, достающейся тому, кто может с большим пренебрежением относиться ко всякой затрате материальных средств. Отсутствие воли к победе сказывается прежде всего, в преувеличенных материальных требованиях войск. Так, летом 1915 года по мере того, как германская пехота выдыхалась при наступлении в Россию, она требовала все больше и больше снарядов для атаки русских позиций, хотя и знала, что удаляется все на большее расстояние от железных дорог, и подача снарядов становится труднее" И мы полагаем, что кризис в снаряжении, который пережила русская армия в 1915 году, был, прежде всего, кризисом политическим; ссылка на недостаток снаряжения часто маскируют кризис в сознании.