Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Третий период.

Первая попытка неограниченной подводной войны (октябрь 1915 г. — апрель 1916 г.)

1. Распределение подлодок по театрам морской войны к концу сентября 1915 г.

Этот период характеризуется ожесточенной борьбой внутри травящих классов Германии по вопросам подводной войны, отсутствием единого общего плана подводной войны на всех морских театрах и попытками перейти от метода ведения подводном войны по призовому праву к использованию подлодок против военных кораблей и к методу неограниченной подводной торговой войны.

На каждом театре войны преследовались различные цели и в соответствии с этим применялись различные методы.

К концу сентября 1915 г. в строю находились в Северном море — 10 лодок, во Фландрии — 15, в Балтийском море — 5 лодок (Курляндская подводная флотилия); в Средиземном море (Пола — Каттаро) — 9 лодок (из них UB-1, UB-15 в июле были переданы австрийскому флоту), в Константинополе — 5 лодок.

Таким образом, в строю находились всего 44 лодки.

Кроме них 5 больших лодок (от U-66 до U-70), строившихся для Австрии, и 3 малых лодки находились в резерве Все они были причислены к школе подводного плавания, которую обслуживали 4 первых подлодки: U-1 до U-4 и U-16, причисленная к школе 15 октября.

Кроме того, в постройке находитесь 55 больших лодок и 94 малых. Лодки малого типа в этот период больше не закладывались.

Все большие подлодки (U-23,U-25 и U-26), находившиеся в Балтийском море, являющемся в данный период второстепенным театром, были отозваны. Состояние других подлодок не позволяло их использовать в Северном море, и поэтому они были оставлены в Балтике. [86]

2. Попытки применения подлодок против боевых кораблей

В Северном море, с прекращением подводной торговой войны у западных берегов Англии и в Канале, по приказу кайзера от 18 сентября, было решено использовать подлодки исключительно против военных кораблей. Командный состав лодок усиленно практиковался в стрельбе торпедами с дальних дистанций.

Однако, из чисто военного применения подлодок ничего не вышло. Многочисленные походы подлодок с целью атаки только военных судов и ожидание последних у выходов из баз было почти безрезультатно. В течение зимних месяцев большая часть таких походов прерывалась дурной погодой. Потомка горизонтальных рулей и порча механизмов во время дежурств лодок у неприятельских баз, не считаясь с погодой, были обычным явлением.

Зато в этот период была организована правильная метеорологическая служба и налажено предсказание погоды для подлодок, которые в свою очередь давали ценные сведения метеослужбе о своих наблюдениях за погодой.

Опыт показал, что больших результатов лодки достигали только тогда, когда они посылались в определенные районы с предписанием атаковать каждый корабль, который попадется на их пути. Когда же подлодкам заранее предназначался определенный объект для нападения, результат от похода был незначительный.

Если такое положение крайне ограничивало возможности подлодок в их деятельности, то для подводных заградителей эти возможности еще оставались. За последние месяцы 1915 г. у берегов Англии велась интенсивная минная война. Чтобы использовать для этой цели торпедные лодки, они частично снабжались особыми минами, которые выпускались из торпедных аппаратов.

Одновременно в Боркуме производились опыты беспузырной торпедной стрельбы, которые дали положительные результаты.

Радиосвязь и радиопеленгование также получили дальнейшее развитие. Радиостанции в Боркуме и Листе были настолько усовершенствованы, что лодки при подходе к Гельголандской бухте могли радиопеленгованием определять свое место Это имело особенно важное значение в дальнейшем при попытках англичан совершенно заградить бухту.

В ноябре были испробованы приборы подводной сигнализации, которыми был оборудован один эсминец, причисленный к 3-й флотилии подлодок. Производилось также испытание сигнализации между подлодками в подводном положении и с надводными кораблями. Подводная сигнализация вскоре стала незаменимым средством связи при учебных погружениях подлодок. Разрабатывались и вводились новые опознательные сигналы (туманный столб, выпускаемый ни поверхность воды); испытывались зажигательные [87] бомбы для уничтожения пароходов с лесом; протраливался новый фарватер к западу от Эмса (длиной 55 миль, шириной 2 мили), которым эмские подлодки затем пользовались в течение целого года без помех со стороны противника. До этого они были вынуждены ходить вдоль Ютландского побережья.

Фактически в течение данного периода подводная торговая война не прекращалась ни в Северном море, ни во Фландрии.

Ввиду успешного развития подводной торговой войны в Средиземном море с посылкой туда 4 больших подлодок морской генеральный штаб, опасаясь переброски сюда англичанами противолодочных средств, решил послать одну лодку (U-24) к западному побережью Англии с инструкцией: не топить нейтральных и пассажирских пароходов. Несмотря на ограничительную инструкцию и плохую погоду, U-24 имела все-таки успех, потопив около 15 тыс. тоннажа.

Одной из функций подлодок в Северном море за этот период была подготовка, содействие и обеспечение походов вспомогательных крейсеров. Так, U-20 в ноябре обследовала район к северу от Шотландии с целью обеспечения похода вспомогательного крейсера Мёве для постановки минного заграждения.

Та же лодка в январе 1916 г. сопровождала пароход, отправленный для доставки в восточную Африку оружия, снаряжения и продовольствия. Хотя шторм и помешал дальнейшему движению подлодки, пароход все же благополучно миновал английские дозоры в Северном море и успешно выполнил свою задачу.

Новая лодка U-70 сопровождала вспомогательный крейсер Грейф, погибший 29 февраля 1916 г. в бою с английским вспомогательным крейсером Алькантара.

3. Операции фландрских подводных заградителей

Фландрские подводные заградители UC не прерывали своих операций, нанося потери неприятельской морской торговле и воинским перевозкам через Канал.

Походы малых фландрских лодок приобрели характер смелых набегов, и фландрский театр сделался отличной боевой школой подводного плавания.

«Приходилось искренне удивляться — говорит Гайер, — из каких опасных положений почти всегда выходили невредимыми маленькие, быстро погружающиеся лодки, управляемые надежными командирами». И это вдвойне заслуживало внимания, так как именно эти лодки встречали наибольшие препятствия и опасности со стороны многочисленных сторожевых кораблей, минных и сетевых заграждений, а также и со стороны навигационных условий. Фландрский район по справедливости являлся наиболее опасным для подлодок. Ко всем опасностям прибавилась еще новая, все более увеличивающаяся угроза подлодкам со стороны самолетов. [88]

Все же в результате деятельности шести самых примитивных заградителей: UC-1, UC-3, UC-5,UC-6, UC-7 и UC-9,в октябре 1915 г. бы то потоплено 20 тыс. т. Заградители UC ставили мины в устье Темзы, у Гарвича, Дувра, Кале, Гавра, Булони.

Для усиления борьбы с воинскими перевозками в Канале приказом от 21 ноября было разрешено топить без предупреждения все суда под неприятельским флагом в районе Дюнкирхен — Гавр. Однако, при таком ограниченном районе при частых злоупотреблениях судов противника нейтральным флагом успех германских лодок был незначителен.

В феврале 1916 г. во фландрские базы прибыли заказанные еще в апреле 1915 г. лодки типа UB-II (от UB-18 до UB-47) водоизмещением 260 т, имевшие два носовых 50-см торпедных аппарата, две запасные торпеды, надводную скорость в 9 узлов и подводную в 5,8 узла. По сравнению со 147-т UB-I это был значительно улучшенный тип малых лодок.

На минах, поставленных в феврале 1916 г. подлодкой UC-7 на подходе к Гарвичу, погиб флагманский крейсер Тирвита Аретьюса.

Общий результат деятельности 7 малых лодок в феврале выразился в потоплении 46 200 т.

4. Переход к усиленной подводной войне

После отданного 11 февраля 1916 г. распоряжения считать все вооруженные торговые суда за военные и приказа 24 февраля о возобновлении торговой подводной войны, у западных берегов Англии начался постепенный переход к усиленной подводной войне в Северном море и у фландрского побережья по системе: в военной зоне уничтожать неприятельские торговые суда без предупреждения, а транспорты с войсками и вооруженные пароходы уничтожать повсюду.

Тактический прием германских подлодок состоят теперь в том, что они, приближаясь к пароходу в подводном положении или под прикрытием непрерывного артиллерийского огня, заставляли оставшуюся на пароходе артиллерийскую прислугу открывать огонь и тем выдавать себя. С успехом практиковались предварительные походы молодых командиров подлодок с опытными командирами. Были использованы также и «военные лоцманы». Тщательная подготовка и испытание лодок перед походам считались необходимым условием. Вследствие этого потери подлодок в этом периоде были незначительны — в среднем одна лодка в месяц.

За март 1916 г. фландрскими лодками потоплено 84486 т, а за апрель — 46 686 г. Причина снижения потопленного тоннажа помимо возрастания противолодочных средств заключалась в трениях с Америкой, вызванных потоплением в Канале подлодкой UB-29 пассажирского парохода Сэссекс, что и вызвало приказ от 24 апреля о превращении торговой подводной войны. [89]

5. Операции подлодок в Средиземном море

С сентября 1915 г. центр тяжести подводной войны начал все более перемещаться в Средиземное море. За этот месяц там было потоплено около 50 тыс. т. К концу сентября кроме U-21 в Средиземное море пришли еще 4 больших подлодки: U-34, U-35, U-39 и U-33. Потери тоннажа в октябре возросли до 75 тыс. т.

В конце октября в Средиземное море была отправлена U-38 под командой Валентинера. На пути от Гибралтара к Мальте U-38 потопила 2 войсковых транспорта, 11 пароходов и 1 парусник.

В результате успешных действий больших подлодок в ноябре потоплено 176 393 т судов, в числе которых были войсковые транспорты, грузовые пароходы и вспомогательные крейсера.

Этот период совпал с напряженным положением в Дарданеллах, эвакуацией остатков сербской армии и, следовательно, с усиленными перевозками. Работа подлодок в этот период в Средиземном море была сравнительно легкой, трения с нейтральными странами отсутствовали, все суда были неприятельскими, пароходы слабо вооружены, охрана путей не организована и противолодочные средства недостаточны (исключая район Дарданелл и Салоник, а с конца 1915 г. и Отрантского пролива, где была организована охрана из миноносцев и рыбачьих пароходов).

В ноябре подлодка UB-14 потопила в Мраморном море английскую лодку E-20. На поставленном UC-14 минном заграждении у Валлоны погибли 2 итальянских вспомогательных крейсера и целый ряд других судов.

В декабре подлодками U-34, U-38 и U-39 было потоплено около 80 тыс. т.

В этом месяце подлодки были привлечены к транспортной работе по перевозке военных припасов и турецких эмиссаров. Это нанесло значительный ущерб торговой подводной войне.

За январь 1916 г. лодками было потоплено около 55 тыс. т. В этом месяце вышла из длительного ремонта U-21, потопившая в феврале одной торпедой французский крейсер Акираль Шарне, подобно тому, как она потопила Патфайндер, Триумф и Маджестик. U-35 потопила французский вспомогательный крейсер и английскую канонерку.

В марте результаты деятельности подлодок были сравнительно невелики; беспрерывная боевая работа и пребывание в море потребовали отправки их поочереди для ремонта в Полу. Недостаточное оборудование австрийских ремонтных баз затягивало стоянку лодок в базах на продолжительные сроки, что было равносильно временной приостановке подводной войны и в Средиземном море.

Невзирая на успехи немцев на восточном и южном фронтах, положение на сухопутных фронтах требовало от Германии напряжения [90] всех сил, чтобы добиться какого-либо крупного успеха, могущего предотвратить опасность затяжки позиционной войны.

Положение внутри страны как в отношении сырья и продовольствия, так и в отношении пополнения громадных потерь в людях и материальной части становилось угрожающим.

Ведение войны на главном западном фронте, для усиления мощи которого Антанта воспользовалась годом передышки, стало еще труднее, чем год назад.

По инициативе армейского командования, 30 декабря 1915 г. и 5 января 1916 г. состоялись важные совещания с морским командованием. Начальник германского генерального штаба Фалькенгайн считал, что наступил подходящий момент для возобновления торговой подводной войны. Свою поддержку канцлера осенью 1915 г. он объяснял опасением, что подводная война затруднит выступление Болгарии.

6. Меморандум Хольцендорфа и возобновление неограниченной подводной войны

7 января 1916 г. начальник морского генерального штаба Хольцендорф представил доклад, в котором высказывалось предположение, что при неограниченной подводной войне удастся сломить сопротивление Англии в течение полугода и закончить войну к осени 1916 г.; в противном случае утрачивается надежда на приемлемый для Германии мир.

Эти предположения обосновывались опытом прошедшего период подводной войны и заключались в следующих расчетах:

«а) С начала подводной войны в 1915 г. до октября этого года в районе военных действий на каждую лодку приходилось уничтожение 1,2 пароходов в день, или в среднем 4085 т, причем суда менее 1 тыс. т в расчет не принимались. Поэтому можно с уверенностью предположить, что и в дальнейшем на лодку в день придется не менее 4 тыс. т. Считая, что в течение месяца лодками будут заняты в море лишь 4 позиции, хотя это число, благодаря значительному приросту подлодок в 1915 г., является ниже возможного, в результате получается уничтожение 16 тыс. т в сутки или 480 тыс. т в месяц.

б) В Средиземном море за вторую половину 1915 г. в среднем уничтожалось ежемесячно 125 тыс. т. Принимая во внимание незначительное уменьшение мореплавания и увеличение в течение лета 1916 г. числа позиций, можно считать, что и в будущем по меньшей мере будет уничтожаться такое же количество тоннажа, т. е. 125 тыс. т.

в) Тоннаж, уничтожаемый минными заграждениями, равняется в среднем 26 640 т в месяц. Такая же цифра может быть принята и для дальнейшего.

Исходя из этого, расчет на общее уничтожение сводится к 631 640 т в месяц. В течение же полугодия Англия потеряла [91] бы 3789840 г. Влияние такой потери на условия транспорта и жизни безусловно окажется в значительной степени.

Общий тоннаж английского торгового флота в начале войны был равен около 20 млн. т. Половина его была реализована для военных целей. Нужды населения должны были покрывать 10 млн т. Из повышения цен, наблюдавшегося через несколько недель после начала подводной войны, можно заключить, насколько это отзовется на потребности в тоннаже, если треть его надолго исчезнет».

Другой доклад германского морского генерального штаба от 21 февраля содержал мнения многих экономических экспертов, которые все сходились на том, что немедленное начало неограниченной подводной войны представляет единственный и последний шанс для Германии на благоприятный исход войны.

В результате этих докладов и совещания 24 февраля 1916 г. последовал приказ о возобновлении подводной войны против морской торговли, однако, под воздействием канцлера было разрешено топить без предупреждения лишь транспорты с войсками и вооруженные торговые пароходы. Пассажирские пароходы топить не разрешалось, даже если бы на ник и были пушки.

7. Совещание 4 марта 1916 г.

Попытка германской армии решить исход войны на западном фронте штурмом Вердена, начатым 21 февраля, потерпела неудачу.

На совещании в Главной квартире 4 марта с участием канцлера Фалькенгайта и начальника морского генерального штаба Хольцендорфа (Тирпиц приглашен не был), генеральный штаб признал положение тяжелым, так как позиционная война давала мало надежды на успех, главным образом из-за ухудшающегося экономического положения Германии. Признавалось, что неприятельские державы в состоянии вести войну на истощение гораздо дольше, чем Германия, лишенная всякого подвоза. Настоятельная необходимость произвести давление на Англию проявлялась все с большею ясностью. При таких обстоятельствах и генеральный штаб пришел к заключению, что лишь неограниченная подводная война сможет облегчить положение. В результате была принята следующая резолюция, представленная на утверждение кайзеру:

«Неограниченная подводная война против Англии, единственно могущая обеспечить полный успех, является по военным соображениям с 1 апреля неизбежной. До этого времени канцлеру надлежит, с целью обеспечения нам свободы действий, использовать все политические и дипломатические меры, чтобы дать Америке возможность уяснить себе чаше положение. До этого продолжать подводную войну согласно с распоряжениями, отданными до 1 марта». Это значило, что подводную войну, объявленную 24 февраля 1916 г., приходится вести в соответствие с теми же противоречивыми приказами 1915 г., стеснявшими применение подводного [92] оружия и в то же время дающими повод для обвинения в неправомерности действий подлодок.

В связи с этим царило огромное возбуждение во флоте. Кайзер должен был ехать в Вильгельмсхафен успокаивать умы. В речи, произнесенной в Вильгельмсхафене 6 марта, си высказался против предложения Фалькенгайна о необходимости неограниченной подводной войны против всех встреченных в районе блокады судов, включая и нейтральных, а 8 марта уведомил Вильсона, что Германии готова прекратить подводную войну против торговли, если Англия снимет запрет со ввоза необходимых припасов.

Но Америка отказалась от воздействия на Англию.

Тирпиц, вокруг которого группировалась военная партии, не будучи допущен на совещание, подал в отставку и впоследствии был замещен адмиралом Капелле. Последний же получил назначение с условием — по всем морским вопросам, связанным с политикой, достигать соглашения с канцлером.

8. Потопление парохода Сэссекс и прекращение торговой подводной войны в Северном море

В конце марта произошло событие, почти на год приостановившее подводную торговую войну. 24 марта в Канале UB-29 потопила шедший из Фолкстона в Дьепп французский пассажирский пароход Сэссекс, на котором находилось 300 пассажиров, в том числе американские граждане. На запрос Америки, морской генеральный штаб, еще не получивший донесения с подлодки, дат ответ, что гибель Сэссекса не является следствием атаки подлодки, а произошла, вероятно, от других причин. Однако, англичанами при помощи водолазов была установлена действительная причина гибели парохода.

В результате 20 апреля в Берлине была получена американская нота, составленная в весьма резкой форме и грозившая разрывом дипломатических отношений, если германское правительство не откажется or своих методов ведения подводной войны.

Это был уже ультиматум. Вильсон — президент США, между прочим, потребовал наказании командира подлодки, но фландрское начальство последнего не сочло возможным это сделать, так как командир лодки поступил согласно инструкции. Согласно его донесению, пароход был выкрашен под цвет военного корабля и имел на борту много английских солдат. Тогда кайзер лично наложил на него взыскание.

В связи с американской нотой командующему флотом было дано распоряжение по радио — «отныне вести подводную войну, строго придерживаясь призового права».

Это распоряжение застало командующего Флотом открытого моря во время обстрела Лоустофта (24 апреля). Получив распоряжение, [93] он выдвинул со своей стороны два предложения: либо вести неограниченную подводную войну у берегов Англии, либо вовсе прекратить подводную торговую войну. Кайзер принял последнее решение, которое и было передано морскому генеральному штабу 30 апреля. Этим решением Англия была избавлена от величайшей из опасностей, угрожавших ей за последние 200 лет ее существования.

Этим закончился третий период подводной войны. Следующий период — период совместной деятельности подлодок с военными судами — продолжался до февраля 1917 г., когда германское правительство приняло решение о беспощадной подводной войне, но при гораздо более невыгодных условиях.

9. Результаты третьего периода

Попытка применения подводных лодок в Северном море исключительно против военных кораблей, предпринятая после отказа от торговой подводной войны, не имела успеха.

Тяжелая боевая деятельность подлодок в зимних условиях, не поддержанная и не связанная с выступлениями надводного флота, оказалась безрезультатной.

Наряду с этим боевая деятельность подлодок на путях сообщения противника в Средиземном море дала положительный результат.

Успешный ход подводной кампании в Средиземном море был следствием того, что здесь не было нейтральных судов, а были лишь неприятельские, и лодки не были стеснены в своей работе различными ограничениями, как в Северном море, и, наконец, здесь почти не было противолодочных средств.

Противолодочные средства вообще были слишком слабы для борьбы с подлодками при неограниченной подводной войне и были еще далеки от того развития, которого они достигли спустя год.

Количество же подводных лодок после зимнего ремонта к 1 марта 1916 г. значительно увеличилось по сравнению с тем, какое имелось при объявлении подводной блокады, в строю находилось 25 больших лодок и 43 малых и в постройке, почти готовых, 52 больших и 89 малых лодок. Большие лодки, принадлежавшие к новейшему типу, прошли боевые испытания и имели команды с большим боевым стажем. Строящиеся подлодки должны были вступать в строй ежемесячно по 8–11 штук.

При этом следует отметить, что, несмотря на увеличивающееся количество подлодок, отвлечение их для решения различных второстепенных задач и недостаточность ремонтных средств снижали размер потопленного тоннажа.

Сопоставление бесплодности усилий лодок в Северном море, стесненных ограничениями, с возможностями их при неограниченной подводной войне, подтвержденными успешными операциями в Средиземное море, давало материал для обострения борьбы [94] между сторонниками и противниками неограниченной подводной войны.

Военные и экономические затруднения в связи с усиливающейся блокадой и неудачей под Верденом, стремление закончить войну до осени 1916 г., на что давали надежду расчеты морского генерального штаба, склонили Фалькенгайна к признанию необходимости неограниченной подводной войны.

Но попытка начать усиленную подводную войну была пресечена угрожающей нотой Америки (после потопления Сэссекса ), и германское правительство отступило. [95]

Дальше