Предисловие
Книга Чарльза Росселя представляет собой запись лекций, прочитанных зимой 1924 г. в Нью-Йорке на курсах офицеров запаса армии США.
Россель знакомит своих слушателей и читателей с техникой и методами агентурной работы, т. е. только с одним средством оперативно-тактической разведки и контрразведки во время войны. Все прочие многочисленные средства этих видов разведки он обошел полным молчанием.
По-видимому, такая суженная постановка вопросов разведки и контрразведки перед офицерами запаса вызвана тем, что по укоренившимся в американском генеральном штабе взглядам руководителями и работниками аппарата различных органов (официальных и нелегальных) разведки и контрразведки могут быть только офицеры генерального штаба и отдельные высококвалифицированные специалисты. Они получают основательную разведывательную подготовку в академии генерального штаба и зачисляются в так называемый «резерв офицеров военной разведки», продолжая службу в армии на общевойсковых должностях.
За время состояния в резерве разведки они обязаны окончить 140-часовые заочные курсы разведки, а затем 60-часовые заочные курсы усовершенствования. Успешное окончание этих курсов учитывается при производстве в следующий чин. [4]
Кроме заочных курсов разведки, при 2-м (разведывательном) отделе генерального штаба существуют периодические курсы разведки для лиц, зачисленных «в резерв офицеров военной разведки». На курсах одновременно проходят обучение 20-25 особо отобранных офицеров. После окончания теоретического курса эти офицеры привлекаются к практической работе разведывательного отдела генерального штаба как в центре, так и на местах.
Характерно, что американцы, учитывая усложнившиеся задачи органов разведывательной службы, привлекают к работе все большее и большее количество высококвалифицированных специалистов (экономисты, химики, криптографы и т, д.). Так, например, в июне 1916 г. разведывательный отдел генерального штаба состоял из 1 офицера и 1 гражданского сотрудника, в июне 1917 г. из 12 офицеров и 22 гражданских сотрудников, а в ноябре 1918 г. существовало уже разведывательное управление, которое имело 228 офицеров и 1090 гражданских сотрудников. В 1926 г. в разведывательном отделе генерального штаба было 25 офицеров и 51 гражданский сотрудник.
Из постановки в лекциях Росселя вопросов разведки и контрразведки можно сделать следующие выводы.
В качестве агентов непосредственных исполнителей разных разведывательных задач оперативно-тактической разведывательной службы американцы считают нужным привлекать рядовых армейских офицеров, не имеющих высшего военного образования. Однако из самого выпуска этих лекций видно, кроме того, стремление ознакомить офицерскую массу с техникой и методами работы агентуры, чтобы эти офицеры, на каких бы должностях они ни были, могли оказывать услуги контрразведывательной службе.
Автор собрал обширный фактический материал о работе разведки и контрразведки, главным образом, из периода [5] мировой войны. Изложен этот материал, к сожалению, не систематично и разбросанно.
В книге имеется немало курьезных выводов и положений, а также недоказанных и необоснованных утверждений. В частности, бросаются в глаза назойливые призывы остерегаться женщин. Автор несколько раз пытается обосновать свою «женобоязнь» в агентуре.
Много внимания автор уделяет одному из источников разведывательных данных пленным. Это понятно, ибо американская оперативно-тактическая разведывательная служба во время мировой войны сумела использовать этот источник сведений с большим успехом. Так, например, за время с 1 апреля по 11 ноября 1918 г. американская оперативно-тактическая разведывательная служба получила всего 7 099 правильных и своевременных сведений о противнике, из них:
от пленных | 5781 | или 82% |
из документов противника | 439 | 6% |
Из осмотра убитых | 443 | 6% |
из осмотра снаряжения противника | 67 | 1% |
из других источников | 360 | 5% |
Германские оперативные приказы и прочие оперативные документы попадали в американские разведывательные сводки через 28 дней после их подписания германским верховным командованием, приказы армейского командования через 27 дней, приказы корпусного командования через 20 дней и приказы дивизионного, командования через 15 дней.
Россель дает советы, какими способами заставить пленных говорить правду. Он предлагает изолировать их в отдельном помещении, выдерживать на голодном пайке и т. д.
Рекомендуется также агентурный опрос пленных.
Как видим, приемы опроса по существу варварские, что, впрочем, свойственно всем капиталистическим государствам. [6]
Интерес этой книги для командиров РККА (а для командиров-разведчиков особенно), заключается, во-первых, в том обширном фактическом материале по технике и методике работы разведки и контрразведки американской армии, который в ней собран, и, во-вторых, в том, что изложенные автором взгляды на тот или иной вопрос работы разведки и контрразведки являются если не официальными, то, во всяком случае официозными. [7]