Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава шестая.

Состояние средств железнодорожного, автомобильного и гужевого транспорта

Прочность цепи измеряется прочностью самого слабого звена. Сила армии определяется состоянием средств транспорта. Ни одна армия не может вести борьбу, если она [30] не будет полностью обеспечена продовольствием и боеприпасами. Противник может располагать самыми прекрасными путями сообщения в мире, но если средства транспорта не находятся на должной высоте, то поражение его неизбежно. Если средства транспорта противника не могут работать с напряжением, которого требует обстановка, то он может считать войну проигранной. С другой стороны, если его средства транспорта и пути сообщения в хорошем состоянии, то он сможет проводить частые наступательные операции. Неполадки в области транспорта, как и упадок политико-морального состояния войск, относятся к числу факторов, оказывающих самое губительное влияние на армию.

Сведения об общем состоянии транспорта имеют большую ценность для командования по двум причинам. Во-первых, зная состояние транспорта, можно определить, сколько войск и боеприпасов может перебросить противник, а также его наступательные возможности. Во-вторых, подобные сведения покажут командованию, как быстро противник может укрепить только что занятую территорию.

Наиболее показательным примером того, какое влияние на действия войск оказывает отсутствие сведений о средствах транспорта в тылу противника, является злосчастная русская кампания Наполеона (1812 г.), армия которого была разгромлена.

Сведения о средствах транспорта противника должны быть двух родов: сведения о средствах транспорта внутри страны и о средствах транспорта на фронте. Получение данных о транспорте внутри страны — дело нетрудное и не требует специальной подготовки от агента. Наблюдайте за железными дорогами в районе вашего местопребывания.

Если вы видите, что поезда проходят один за другим, причем каждый состоит из большого числа груженых товарных вагонов, то это значит, что данная железная дорога справляется с возложенными на нее задачами военного времени. Наоборот, если поездов мало или составы их невелики, то это значит, что дорога работает с напряжением и рано или поздно сорвет все перевозки. Длинные ряды порожняка на запасных путях, депо, забитые неисправными паровозами, отказ в перевозке частных грузов, прекращение пассажирского движения или же полное нарушение [31] расписания движения пассажирских поездов — все эти признаки говорят о плохом состоянии транспорта и убедительно указывают на его недостатки.

Эти же способы определения состояния железнодорожного транспорта применимы и к автомобильному транспорту.

Видя непрерывный поток грузовиков на дорогах, вы можете с полным основанием сообщить, что автомобильный транспорт находится в хорошем состоянии. Если работа железных дорог развалилась, то это не значит, что и состояние автомобильного транспорта не стоит на должной высоте. Внимательно отнеситесь к этой разнице. Если заметите, что тиражи полны неисправными грузовиками, то отсюда будет ясно, что в отношении автотранспорта не все благополучно. Поговорите с шоферами; их легко вызвать на разговоры о встречающихся им затруднениях.

В начале 1918 г. французская армия предъявила большой спрос на грузовики. Организациям, располагавшим грузовиками, пришлось лишиться своего автомобильного парка, чтобы удовлетворить требования фронта. Во Франции же перед каждым крупным наступлением для нужд фронта сосредоточивались всевозможные средства транспорта.

Если, по вашему мнению, средства транспорта скудны, сообщите об этом командованию, указав, на основании чего вы пришли к данному выводу. Это поможет командованию принять правильное решение.

Почти каждый может определить, истощена лошадь или нет. Одного взгляда на животное достаточно, чтобы сказать, получает ли оно достаточно корма, не переутомлено ли оно; имеется много красноречивых признаков, которые почти никогда не вводят в заблуждение. Не забывайте о повозках; качаются ли они при движении, скрипят ли под тяжестью грузов, много ли брошено повозок вдоль дороги. Ответ на эти вопросы окажет существенную помощь в заключении относительно состояния средств гужевого транспорта.

Сведения о средствах транспорта посылайте командованию при всяком удобном случае, так как их состояние не остается неизменным. Германия вела рискованную игру, рассчитывая на развал французских железных дорог в случае участия Соединенных Штатов Америки в войне; она утверждала, [32] что эти дороги никогда не выдержат добавочной нагрузки. Однако Соединенные Штаты Америки быстро доставили во Францию новые транспортные средства.

Когда речь идет о состоянии средств транспорта в прифронтовой полосе, вы должны полагаться на свою способность к дедукции. Работа здесь значительно труднее, чем внутри страны. Здесь требуется быстрота наблюдения и проверка ваших заключений с помощью опроса пленных.

Пленные охотно сообщают о таких вещах, как транспорт, особенно если речь зайдет о затруднениях, с которыми они встречались. Никогда, однако, не опрашивайте одного пленного в присутствии другого или так, чтобы другой мог его слышать. Беседуйте с каждым из них с глазу на глаз, потому что пленный будет охотно говорить только тогда, когда вы убедите его в том, что никто об этом не узнает.

Оказание помощи противнику или выдача военной тайны наказуется смертью. Не подвергайте этой опасности источник вашей информации.

Состояние железнодорожной и грунтовой сети путей сообщения противника

Информация о состоянии сети путей сообщения противника носит общий характер. Специальное задание вы получите, когда командованию потребуется узнать, с какой скоростью противник может перебрасывать свои войска.

Если сеть путей сообщения противника развита слабо, если мосты не пригодны для тяжелых грузов или дороги трудно проходимы, то противник испытывает большие трудности как при наступлении, так и при обороне. Некоторую помощь в сборе сведений о состоянии путей сообщения окажет авиаразведка, но она не в состоянии определить, является ли мост надежным или нет. Наблюдая за движением войск и прислушиваясь к разговорам солдат в лагерях и солдат-отпускников, вы получите много сведений.

Возможно, что вам придется перейти ночью через фронт противника, чтобы получить самим сведения о состоянии путей сообщения.

Ценные сведения могут дать пленные. Не представляя себе, что подобная информация может быть полезна противнику, они охотно расскажут о затруднениях, которые им [33] пришлось испытать при передвижениях. По вопросам, имеющим отношение к путям сообщения, пленных можно опрашивать открыто.

Дальше