Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Список иллюстраций

1. Броненосец «Сюрвейан» (Surrveillante), спущенный на воду в 1864 году, типа «Фландр». Во многом очень схожий с «Глуар», он был одним из броненосцев первого поколения с деревянным корпусом и вооружением на батарейной палубе, спроектированных Дюпюи де Ломом.

2. Броненосец «Сюффрен» (Suffren) (1870). Корабль с забронированными поясом и батареей (belt-and-battery ship), спроектированный Дюпюи де Ломом. На его верхней палубе, прямо над бронированной батареей, пушки которой могли вести огонь лишь на борт, были установлены по два барбета на борт.

3. Броненосцы береговой обороны типа «Кербер» (Cerbere) в Шербуре, 1875 год. Слева направо: «Кербер» (1868), «Белье» (Belier) (1870), и «Тигр» (Tigre) (1871). Эти потомки «Торо» несли пушку во вращающейся башне и имели мощный таран.

4. Германский корабль береговой обороны «Байерн» (Bayern), спущенный на воду в 1878. Этот Ausfallkorvette был частью новой германской оборонительной системы. Из шести его пушек четыре могли вести огонь прямо по носу.

5. Два корабля, построенных по программе 1872 года, стоящие у причальной стенки Брестского арсенала: броненосец «Редутабль» (1876) и броненосец береговой обороны «Темпет» (1876). Основное вооружение «Редутабля» было установлено в расположенной в центре корпуса бронированной батарее и установленных выше барбетах. Вооружение «Темпета» было установлено в его единственной башне.

6. Броненосец-стационер «Баярд» (1880), который во время франко-китайской войны 1884-85 годов был флагманским кораблем адмирала Курбэ. Его основное вооружение из четырех тяжелых пушек размещалось в барбетах: два перед мостиком побортно, и еще два — в диаметральной плоскости, позади трубы.

7. Крейсер первого ранга «Турвиль» в иностранном порту в 1880-е. Он был создан для требовавших высокой скорости действий на торговых путях, но обеспечение его действий было бы очень накладным.

8. Крейсер второго ранга «Лаперуз» (1877) в Алжире в 1886 году. Типичный французский крейсер 1870-х: мощное вооружение из пятнадцати 5.5-дюймовых пушек, относительно малая скорость и деревянный корпус.

9. Члены экипажа торпедного авизо «Д'Ибервиль» (D'Iberville) (1893) за своими обычными занятиями на борту корабля. Присутствуют механик, рулевой, сигнальщик, артиллеристы и палубные матросы. Мостик авизо располагался между двумя дымовыми трубами.

10. Брестская верфь начала 1880-х годов. Транспорт «Таж» (Tage), спущенный на воду в 1847 году в качестве линейного корабля проходит сквозь поворотный мост. Блокшивы и служебные корабли на переднем плане — типичны для верфей тех лет. Среди них видны три миноносца: большой No. 27 и два малых миноносца Торникрофта типа No. 8.

11. Броненосец «Нептюн» (1887). Систершип «Маженты» он был также перегружен благодаря огромной надстройке и массивным мачтам с боевыми марсами. В итоге, в 1890-х года в отношении этих кораблей было предпринято парламентское расследование.

12. Бронепалубный крейсер «Юнеби» (Unebi) (1886), построенный в Гавре для Японии. Нес четыре 9.4-дюймовые пушки (в сравнении с двумя 10-дюймовыми пушками крейсеров, купленных у Армстронга). Однако его гибель по неизвестным причинам на пути в Японию негативно сказалась на репутации французских кораблестроителей.

13. Европа — южные воды

14. Первый из шедевров Бенедетто Брина — итальянский броненосец «Дуилио», спущенный на воду в 1876 году. Броня этого необычно большого и быстроходного корабля была сосредоточена в прикрывающей основания труб и башен цитадели.

15. Башенные 100-тонные 17.7-дюймовые дульнозарядные пушки «Дуилио». Возле башни можно разглядеть выступающие над палубой бронированные гласисы, через которые осуществлялось заряжание пушек.

16. Барбетные 100-тонные 17-дюймовые казнозарядные пушки итальянского броненосца «Лепанто». На этом броненосце — и на его систершипе «Италия» — четыре таких орудия на двух поворотных установках размещались в гигантском барбете в центре корпуса.

17. Французский ответ на «Дуилио»: броненосец «Амираль Дюперре», спущенный на воду в 1879 году. Помимо узкого пояса вдоль ватерлинии, забронированы были только барбеты четырех тяжелых пушек.

18. Броненосец «Формидабль» (1885). Батарея 5.5-дм пушек была вскоре усилена , как видно на фотографии, четырьмя 6.4-дм пушками в спонсонах. Эти пушки были призваны усилить носовой и кормовой огонь, сочтенный — из-за размещения тяжелых пушек в диаметральной плоскости — слишком слабым.

19. Броненосец береговой обороны «Фюрьо» (1883). Его первоначальный проект практически повторял «Темпет», он затем корабль был полностью перепроектирован — став барбетным кораблем с двумя 13.4-дм пушками в оконечностях

20. Броненосец береговой обороны «Рекэн» (1885) в своем первоначальном виде. Этот, и три других броненосца типа «Индомптабль» несли по два 16.5-дм пушки — самые крупнокалиберные пушки из всех, которые когда-либо устанавливались на французских броненосцах и линкорах.

21. Броненосец «Ош» (1886). Видно, что на полном ходу его низкие борта в носу и корме захлестываются волнами. Фотография изображает корабль таким, каким он был после переделки 1894 года — когда с него была снята одна боевая мачта и часть надстроек.

22. Британский броненосец «Бенбоу» (Benbow) (1885) типа «Адмирал». Хорошо видно одно из двух 16.25-дм орудий. Бортовая броня была представлена лишь узким поясом, прикрывающим центральную часть корабля.

23. Крейсер первого ранга «Найад» (Naiade) (1881) Этот корабль — один из пятерки, включавшей в себя «Дюбордье» (Dubordieu) и «Капитэн Люка» (Capitaine Lucas) (от постройки которого было решено отказаться), начатой в конце 1870-х годов. Корабли этой пятерки имели деревянные корпуса и малую скорость, но не имели брони. Боевая ценность их была ненамного больше, чем у пароходофрегатов 1850-х.

24. Бронепалубный крейсер первого ранга «Сфакс» (Sfax) (1884). Существенно превосходил крейсера типа «Найад», поскольку имел стальной корпус, броневую палубу и высокую скорость. Стал первым французским крейсером нового типа после «Турвиля».

25. Бронепалубный крейсер первого ранга «Сесиль» (Cecille) (1888) Фотография изображает его стоящим в Виллефранше — вместе с броненосцем «Курбэ», одним из двух «улучшенных «Редутаблей», постройка которых была начата в середине 1870-х.

26. «Паровой миноносец», вероятно — миноносец №4, построенный в 1875 для французского флота британской фирмой «Ярроу». Нес примитивную шестовую мину.

26а. Крейсер-разведчик «Милан» (Milan) (1884) в Алжире. Он должен был в первую очередь развивать высокую скорость, и его основное вооружение состояло из 4-дюймовых пушек, одну из которых можно разглядеть на баке.

27. Минный крейсер «Вотур» (Vautour) (1889), типа «Кондор». Был вооружен пятью торпедными аппаратами, установленными следующим образом: два в носу, по одному на борт — позади якорных клюзов, еще два — в середине корпуса, позади спонсонов, и еще один — в корме.

28. Миноносец №63 (1883). Успешные испытания этого корабля — равно как и однотипного с ним №64 в шторм в Средиземном море сделали «33-метровый миноносец» тем «автономным миноносцем» который, по мнению Jeune Ecole должен был положить конец царствованию броненосцев.

29. Германский миноносный корабль (авизо) «Цитен» (1876), ставший прототипом торпедных авизо и канонерок многих флотов. Был вооружен двумя подводными торпедными аппаратами — одним в носу, одним в корме.

30. Крейсер третьего класса «Вольта» (Volta) (1867) в китайских водах, во время, или вскоре после кампании Курбэ. На заднем плане — канонерка «Випер» (Vipere), правее — миноносец №45 или №46.

31. Британский крейсер с броневым поясом «Орландо» (1886). Он — и шесть его систершипов — хотя и были на момент вступления в строй вполне современными кораблями, тем не менее сохранили бывший отличительным признаком броненосцев-стационеров вышедший из моды узкий но толстый броневой пояс.

32. Бронепалубный крейсер первого ранга «Исли» (Isly) (1891) — один из трех больших крейсеров, построенных по предложенной Обом программе строительства крейсеров и миноносцев.

33. Два Давида и Голиаф: миноносцы №101 и №102 (1887) 35-метровго типа возле броненосца «Марсо», стоящего на стапеле в ожидании спуска на воду. №102 спустя два года перевернулся в море, продемонстрировав таким образом серьезный недостаток этого типа миноносцев.

34. Bateau-cannon «Габриэль Шармэ» (1886). Спроектированный для поддержки миноносцев, он нес 5.5-дюймовую пушку — однако вести точный огонь из этого орудия, установленного на корпусе миноносца, оказалось невозможно.

35. Один из первых французских миноносцев для открытого моря «Ураган» (Ouragan) (1887). Заметно превосходящий по размерам обычные миноносцы, он также имел большее количество торпедных аппаратов, некоторые из которых видны на фото.

36. Миноносец №132 (1890). Один из первых миноносцев удачного семейства, начавшегося с №126, ставшего образцом для будущих кораблей для defences mobiles.

37. Броненосец береговой обороны «Вальми». Сочтенный сторонниками Jeune Ecole за анахронизм, он, по иронии судьбы, был прямым потомком задуманного Обом броненосного корабля-матки для миноносцев.

38. Официальные чертежи броненосца береговой обороны «Бувинэ» (1892) концепция этого броненосца устарела так же, как и концепция «полу-однотипного» с ним «Вальми», но благодаря поднятому полубаку он значительно лучше проявил себя во время службы. Вместо двух 13.4-дюймовок «Вальми» он нес две 12-дюймовки.

39. Заложенный в 1892 году британский броненосец «Резолюшн» (Resolution) типа «Ройял Соверен» (Royal Sovereign). На фотографии ясно видны двухорудийные барбетные установки 13.5-дюймовых пушек в носу и корме, и размещенная вдоль борта батарея 6-дюймовых пушек. Это размещение артиллерии вскоре стало стандартным.

40. Британский бронепалубный крейсер второго ранга «Терпсихор» (Terpsichore) (1890) типа «Аполло». Он был одним из тридцати трех крейсеров, построенных по Акту о морской обороне 1889 для защиты британской торговли от французских рейдеров, базирующихся в Бресте.

41. Броненосец «Бреннус», спущенный на воду в 1891 году — в своем первоначальном виде. Первый французский броненосец, имевший защиту от фугасных снарядов, он был сильно перегружен, и перед тем, как его принял флот, с него была снята кормовая боевая мачта и часть надстроек.

42. Броненосец «Карно». Отличительной чертой этого — и четырех схожих с ним броненосцев, задуманных как ответ на «Ройял Соверен», были ромбическое расположение орудий главного калибра и большой завал бортов высокого, относительно незащищенного корпуса.

43. Официальные чертежи броненосца «Бувэ» (1896), последнего из пятерки «Карно». Имевший водоизмещение 12200 тонн он нес две 12-дюймовки в оконечностях, и две 10.8-дюймовки побортно. Защита его состояла из узкого пояса вдоль ватерлинии.

44. Броненосный крейсер «Шанзи» (Chanzy) (1894) типа «Шарнэ» (Charner) находящийся в достройке в Бордо вместе с двумя миноносцами из группы №192-№194. «Шанзи» имел много общего с первым броненосным крейсером «Дюпюи де Лом» (1890), уменьшенной версией которого он и являлся.

45. Два быстроходных миноносца — «Шевалье» (1893), и на заднем плане — шедевр Нормана — 31-узловой «Форбан».

46. Броненосец «Жорегиберри». Спуск на воду этого броненосца — одного из пяти, заложенных в период с 1890 по 1892 год — во время русского визита в Тулон поспособствовал началу Средиземноморской паники в Англии.

47. Крейсер третьего класса «Труд» (Troude) (1888). Один из шести малых крейсеров, заказанных Обом. Предполагалось что эти корабли, базирующиеся в Средиземном море, будут представлять угрозу английскому судоходству. На заднем плане — мачты броненосца «Ош».

48. Торпедный авизо «Леже» (Leger) (1891). Подобно своим английским современникам, торпедным канонеркам «Шарпшутер», корабли этого типа создавались для борьбы с миноносцами — и продемонстрировали как плохую мореходность, так и не слишком высокую скорость.

49. Корабль-матка «Фудр» (1895). Крайнее выражение одержимости французов миноносцами. Корабль имел корпус крейсера — чтобы иметь возможность действовать вместе с флотом — и мощные краны для спуска и подъема специально построенных миноносцев.

49a. Торговые маршруты и угольные станции

50. Бронепалубный крейсер первого ранга «Д'Антркасто» (D'Entrecasteaux) (1896). Один из немногих крейсеров, построенных в 1890-х годах для службы на дальних станциях.

51. Современный чертеж «Д'Антркасто». Этот 8000-тонный крейсер развивал скорость 19 узлов, нес вооружение из двух 9.4-дюймовых и двенадцати 5.5-дюймовых пушек, и был защищен 3.3-дюймовой броневой палубой.

52. Британский броненосец «Ганнибал» (Hannibal) (1896) типа «Маджестик». Девять броненосцев этого типа восстановили непререкаемость английского превосходства на море.

53. Броненосец «Голуа» (Gaulois) (1896). Построив корабли этого типа, Франция перешла к размещению артиллерии главного калибра, ставшему стандартным во всем мире после постройки «Ройял Соверена». Тем не менее, французские броненосцы все еще сильно уступали по водоизмещению своим английским соперникам.

54. Официальные чертежи броненосца «Шарлемань» (Charlemagne) (1895), одного из трех броненосцев типа «Голуа». Его артиллерия главного калибра — четыре 12-дюймовые пушки в двух двухорудийных башнях — была существенно мощнее чем у его предшественника — «Бувэ», но из-за 11275-тонного водоизмещения усилить его бронирование оказалось невозможно.

55. Истребитель торговли «Шаторено» (спущен на воду в 1898 году) в Ла Сейне. По мысли создателей он должен был на большом расстоянии сходить за океанский лайнер.

56. Современный чертеж «Шаторено». Половину длины этого 8000-тонного крейсера занимали машины и котлы, должные обеспечить ему 23-узловую скорость. Вооружение его, однако, состояло лишь из двух 6.4-дюймовых и шести 5.5-дюймовых пушек, толщина броневой палубы достигала 2.4 дюймов.

57. Большой броненосный крейсер «Жанна д'Арк» (1899). Превышавший по водоизмещению и цене многие броненосцы, он стал первым из девятнадцати броненосных крейсеров разных типов, постройку которых французы начали с 1895 по 1905 год.

58. Чертежи бронепалубного крейсера второго класса «Жюрьен де ля Гравьер» (1899), выполненные Эмилем Бертэном и одобренные морским министром 9 ноября 1896 года. Корабль предназначался для стационерной службы, но имел скорость достаточную для того, чтобы быть опасным истребителем торговли.

59. Броненосный крейсер типа «Монкальм» (1900) на ходовых испытаниях. Он был построен — в соответствии с идеями адмирала Фурнье — для несения службы в европейских водах.

60. Официальные чертежи броненосного крейсера «Гейдон» (Gueydon) типа «Монкальм». Его командир в 1906 году заявил, что его вооружение из двух 7.6-дюймовых и восьми 6.4-дюймовых пушек недостаточно для его водоизмещения. Крейсер развивал скорость 21 узел и нес 5.9-дюймовый броневой пояс.

61. Британский броненосец «Вэндженс» (Vengeance) (1899). Находясь во время Фашодского кризиса на стапеле, этот броненосец типа «Канопус» подкреплял уверенность британцев в их превосходстве на море.

62. Контрминоносец «Рапьер» (Rapier) (1901). Подобно первому французскому контрминоносцу «Дюрандаль» он нес смешанное вооружение — пушки против миноносцев, и торпеды против броненосцев.

63. Гибралтарский пролив

64. Броненосный крейсер «Клебер» (Kleber) (1902). Этот корабль, построенный по программе строительства броненосных крейсеров 1897-98 годов, и два его систершипа были последними крейсерами, построенными специально для службы на дальних станциях.

65. Официальные чертежи броненосного крейсера «Клебер» (1902). Этот уменьшенный вариант «Гейдона», спроектированный для стационерной службы, имел водоизмещение 7600 тонн, развивал скорость 21 узел и нес 3.9-дюймовый броневой пояс. Восемь 6.4-дюймовых пушек были установлены в четырех двухорудийных башнях.

66. Броненосец «Патри» (спущен на воду в 1903). Проектируя этот, и пять остальных броненосцев Программы 1900 Бертэн пошел на заметное увеличение водоизмещения — и создал корабли, ничуть не уступающие британским соперникам.

67. Официальные чертежи броненосца «Жюстис», одного из последних кораблей Программы 1900. Он и три других однотипных с ним броненосца были почти что копиями броненосцев типа «Патри» — не считая изменений в артиллерии среднего калибра.

68. Броненосный крейсер «Виктор Гюго» (Victor Hugo) (1904) типа «Жюль Ферри». Один из первых трех броненосных крейсеров, построенных по Программе 1900, он представлял собой увеличенную версию «Монкальма» — с удвоенным вооружением и некоторым увеличением скорости.

69. Официальные чертежи броненосного крейсера «Леон Гамбетта» типа «Жюль Ферри» (1901) Он нес вооружение из четырех 7.6-дюймовых и шестнадцати 6.4-дюймовых пушек — вдвое более мощное, чем «Гейдон», и имел водоизмещение 12350 тонн. Толщина пояса была увеличена до 6.7 дюймов, а проектная скорость составила 22 узла.

70. Французские базы в европейских водах, 1902

71. Мореходный миноносец «Рафаль» (Rafale) (1901) — один из последних построенных французами перед тем, как Программа 1900 и развитие контрминоносцев не прекратили постройку кораблей этого класса, и низвели их до уровня кораблей береговой обороны.

72. Торпедный авизо «Дагю» (Dague) типа «Бомб», один из многих полуэкспериментальных кораблей 1880-х, ставших совершенно бесполезными к 1900. В середине 1890-х при попытке возродить предложенный Шармэ bateau-canon однотипный с ним «Драгонн» был вооружен мортирой.

73. Броненосец береговой обороны «Рекэн» (Requin) (1885) после модернизации, проходившей с 1898 по 1901 год. Этот, и несколько других броненосцев закладки 1870-80-х годов получили новые пушки и котлы, что заметно повысило их шансы на борьбу с старыми британскими броненосцами.

74. Подводная лодка «Жимнот» (1888) на полном ходу. Исследования, проведенные с этой крохотной субмариной обеспечили французам первенство как в строительстве, так и в теории применения подводных лодок.


Содержание