Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

12. Дезинформация противника и пропаганда как средство ведения войны

Военному командованию не безразлично, какие представления существуют у противника о будущей войне и, конечно, о наших замыслах. Ведь эти представления, как правило, служат отправным пунктом для всех его действий. Чтобы оказать нужное нам влияние на формирование этих представлений, командование проводит различные мероприятия по введению противника в заблуждение, и в частности использует для этого пропаганду. Как правило, первоочередной задачей таких мероприятий является сохранение в тайне собственных замыслов.

Предпосылкой эффективности мероприятий по введению противника в заблуждение и действенности пропаганды является то, что используемые при этом факты на фоне общей обстановки и особых обстоятельств должны представляться в высшей степени вероятными. Ниже будет рассказано о некоторых мероприятиях, проводившихся в годы минувшей войны с целью введения противника в заблуждение и для пропаганды.

Дезинформация противника. Первое такое мероприятие, проведенное германским верховным командованием, было направлено против Польши. Оно преследовало цель скрыть стратегическое сосредоточение и развертывание наших войск. Для этого в газетах писали, что германское командование намерено построить на востоке систему крупных оборонительных сооружений, подобную «Западному валу». Для такого строительства мог быть избран только район, расположенный вдоль границы с Польшей. С этой целью в приграничном районе были проведены сначала топографическая привязка и маркировка позиций на местности, а затем оборудование мест расквартирования войск и прокладка линий связи. После завершения подготовительных работ к границе было подтянуто много [130] дивизий, которые сразу же приступили к строительству полевых укреплений.

Через несколько недель на смену этим дивизиям, о чем также сообщалось в газетах, в приграничный район прибыло значительно большее число дивизий, а ранее находившиеся там войска снова были отправлены на территорию рейха. Поляки, с большим вниманием следившие за всеми передвижениями, после этой отправки войск вновь почувствовали себя в безопасности. Последовавшая затем третья, особенно мощная, волна означала уже сосредоточение войск. Таким образом, несмотря на большие передвижения, его удалось скрыть от поляков.

Для сохранения в тайне планов нападения на Россию и срока его начала были проведены обширные мероприятия по введению противника в заблуждение. От плана вторжения в Англию германское командование окончательно отказалось еще в октябре 1940 года. И тем не менее в последующее время проводились мероприятия военного характера с целью создать у противника впечатление, что такой план все еще существует. Эти мероприятия использовались для дезориентирования России. В мае 1941 года в зоне пролива Ла-Манш и в Норвегии было сосредоточено особенно большое количество кораблей, а также проведены крупные учения по переброске и высадке морских десантов и т. п. Кроме того, по линии контрразведки была пущена соответствующая информация, предназначенная для агентуры противника.

В июне 1941 года в газете «Фелькишер беобахтер» появилась статья Геббельса, в которой со скрытой угрозой говорилось о вторжении в Англию. Чтобы представить такое намерение более правдоподобным, распространение номера газеты с этой статьей вскоре после его выхода было незаметно, но так, чтобы он все же смог попасть в руки агентуры противника, прекращено. Перепечатка статьи другими газетами также была запрещена. Правдоподобность высказанных в статье замыслов подкреплялась шагами, предпринятыми против газеты. Проведенное мероприятие полностью достигло своей цели.

Весной 1943 года в России нами было проведено мероприятие с целью заставить противника начать для него неверные, а для нас выгодные действия. Перед образовавшейся под Орлом дугой, на которую русские всегда посматривали с опаской, примерно в 80 км от линии фронта, [131] в районе Тулы, располагалась 3-я танковая армия противника, состоявшая из трех корпусов и имевшая около 800 танков. После операции под Сталинградом, в конце января 1943 года, русские развернули на Дону — на участке фронта, обороняемом румынскими, венгерскими и итальянскими войсками, — наступление, в ходе которого добились больших успехов. Было ясно, что русское командование намерено использовать в этих боях и 3-ю танковую армию. Встала задача по возможности дольше удержать русских от осуществления такого замысла. С этой целью были проведены мероприятия, направленные на то, чтобы имитировать подход в район Орла наших крупных танковых сил. Большое, постоянно увеличивающееся число радиостанций (они вели переговоры в определенном порядке) перемещалось из глубины района боевых действий в направлении к линии фронта, в район Орла. Активная работа радиосредств сочеталась с усиленным движением по железным и шоссейным дорогам, причем за одну неделю было осуществлено столько перевозок, сколько в обычных условиях было в течение нескольких недель. Вскоре после этого в окопах оборонительных позиций начали показываться офицеры штабов танковых соединений, ведущие рекогносцировку, и небольшие группы людей, одетых в форму танковых войск. Кроме того, среди местного населения распространился слух о прибытии в города и села новых частей, о выселении жителей из населенных пунктов, предназначенных якобы для размещения прибывающих туда войск.

На фронте ведением интенсивного, часто немотивированного огня демонстрировалась нервозность. В воздухе барражировали истребители. Делалось и многое другое.

Эти мероприятия дали желаемый успех. Через несколько дней после их начала из радиопереговоров противника мы узнали, что русская танковая армия вышла на юг. Но через два дня она прервала свой марш и вернулась на прежние квартиры. Лишь спустя четыре-пять дней русское командование, казалось, поняло, что оно было введено в заблуждение. Танковая армия снова вышла на марш, на этот раз окончательно. Ее выход был задержан на десять дней, что для консолидации кризисной обстановки в районе Дона имело немаловажное значение.

Противник тоже проводил подобные мероприятия. В начале июня 1942 года началось немецкое наступление [132] на Сталинград. В конце мая из Англии поступили сведения о серьезной подготовке к высадке десанта на французское побережье пролива Ла-Манш. Эти сообщения были неоднократными и казались очень убедительными. Германское командование не рассчитывало на высадку десанта до 1943 года, тем не менее оно сначала остановило наступление на Сталинград, а затем направило во Францию одну танковую и две пехотные дивизии. Правда, осталось неясным, был ли это со стороны англичан запланированный ложный маневр или же сообщения находились в связи с действительной подготовкой операции, которую англичане провели в августе того же года в районе Дьеппа.

В первой половине сентября 1944 года русские безуспешно пытались ввести в заблуждение немецкое командование в Северной Лапландии. Едва началось русское наступление в полосе 19-го горнострелкового корпуса, оборонявшегося на побережье Ледовитого океана, как перед слабыми позициями охранения, выдвинутыми вперед, в заболоченный лес восточнее Лутто, была обнаружена работа русских радиостанций. Служба пеленгации определила: радиостанции находятся в районе, расположенном посредине между Мурманском и Лутто. Позывные сигналы, волны и особенности работы этих радиостанций были нам известны по другим участкам фронта, особенно южным. Судя по разветвленной сети радиосвязи, можно было предположить, что здесь сосредоточено несколько дивизий. При нормальных условиях местности такое сосредоточение сил заставило бы сделать вывод, что противник намерен нанести удар в направлении Ивало — населенного пункта, расположенного на развилке важных шоссейных дорог. Этот удар поставил бы под серьезную угрозу корпус, оборонявшийся на побережье Ледовитого океана.

Но сосредоточение столь крупных сил при крайне ограниченной проходимости местности восточнее этого района требовало более длительного времени. Поэтому появление такого большого количества радиостанций войск, еще недавно находившихся далеко от этого района, немецкому командованию показалось неестественным. Кроме того, не было обнаружено никаких дорог, которые шли бы от имитированного района сосредоточения через непроходимую местность к ближайшему шоссе, удаленному на 60–100 км. Да и вообще о нанесении удара силами нескольких [133] дивизий на этой местности не могло быть и речи. Мероприятия русских очень быстро были разгаданы как маневр ложный, имеющий целью ввести немецкое командование в заблуждение. Срочно проведенная воздушная разведка не дала каких-либо данных, свидетельствовавших о сосредоточении здесь войск, что, кстати сказать, в той сильно закрытой местности мало о чем говорило. Наземная разведка, ежедневно проходившая многие километры, докладывала, что этот район пуст. Армия не предприняла ни одного неверного шага.

Пропаганда. Мероприятия по дезинформации противника всегда требуют участия войск и штабов и часто проводятся исключительно ими. Мероприятия, проводимые для дезориентирования противника без участия войск, мы называем пропагандой.

Долгое время в центре немецкой пропаганды находился «Западный вал». Пропаганда этого «вала» началась перед операцией по захвату Судетской области Чехословакии (октябрь 1938 года) и сводилась к тому, чтобы представить оснащение и оборудование «Западного вала» намного современнее, а его военное значение намного значительнее, чем это было на самом деле. Особенно активной была эта пропаганда перед войной с Польшей. В то время для обороны «Западного вала» германское командование имело лишь пять кадровых и двадцать пять резервных дивизий.

Перед пропагандой стояла задача удержать западные державы, и прежде всего Францию, от вмешательства в войну, ибо это могло повлечь за собой серьезные последствия. Но генерал Гамелен, тогдашний начальник французского генерального штаба, заявил, когда речь зашла об оказании Польше обещанной помощи, что для наступления на «Западный вал» потребуется весь запас боеприпасов, имеющийся у французской армии. Таким образом, цель пропаганды была достигнута. Но и позднее в расчетах руководителей западных держав «Западный вал» играл намного большую роль, чем та, которую он имел в действительности.

Информационные бюро немецких газет стали сравнительно поздно использоваться для целей военной пропаганды. [134] Германское «Международное информационное бюро», которое до этого занималось исключительно политической и экономической информацией, только начиная с 1943 года стало использоваться и для военных целей, чтобы оказать воздействие на противника.

Так, например, помимо других репортажей это бюро давало сообщения о танковых боях на различных фронтах. В 1944 году американский танк «Шерман» расценивался германскими войсками как не очень боеспособный. Однако в информационных сообщениях он представлялся как особенно опасное оружие противника, а его боевые возможности всячески преувеличивались. Преследовалась одна цель: побудить американское руководство продолжать производство этой слабой машины. Времени до конца войны не хватило, чтобы определить, насколько эффективной оказалась эта пропаганда.

Другой пример. Когда в сентябре 1944 года на Западном фронте было принято решение о наступлении в Арденнах, авторы многочисленных газетных статей стали подробно писать о консолидации большого участка германского фронта на «Западном вале» и о непреодолимости Рейна как водной преграды. Чтобы скрыть наступательные замыслы, с достаточной убедительностью создавалась атмосфера явно оборонительных намерений на Западном фронте. Эта цель была достигнута: начавшееся в декабре наступление в Арденнах явилось для союзников полной неожиданностью. Перемещение и сосредоточение крупных сил они, возможно, заметили, но истолковали эти действия неправильно. Наступление создало опасную обстановку для союзников и имело бы очень серьезные последствия, если бы немцы располагали более мощными силами{8}.

Косвенного военного эффекта пропаганда может достигнуть и путем подрыва морального духа личного состава вооруженных сил и населения противника. Война, как указывал Клаузевиц, это область неизвестного. Дезинформация и пропаганда эту неизвестность увеличивают. [135]

Дальше