Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Заключение

В книге рассмотрены только некоторые примеры организации и ведения тактической разведки в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. В ней наряду с положительными, наиболее поучительными примерами даны и отрицательные. Изучение положительного опыта и недостатков позволит ярче увидеть то, что приводило к успеху или неудачам в разведке.

Приведенные примеры показывают, что условия и способы ведения разведки весьма разнообразны. В будущей войне разнообразие условий разведывательной деятельности войск будет еще большим. Это обусловливается прежде всего резкими изменениями характера боевых действий войск и развитием средств вооруженной борьбы.

Молодые офицеры, сержанты и солдаты могут успешно изучать опыт прошлого по литературе и рассказам участников Великой Отечественной войны. Однако при этом следует учитывать особенности условий ведения боевых действий в будущей войне и относиться к ним с позиций современности.

Ознакомление с приведенными в книге примерами может оказать помощь в подготовке разведчиков, обогатит их знания, расширит их кругозор, повысит теоретический уровень и практические навыки. Опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, необходимо настойчиво и систематически воспитывать у разведчиков высокие морально-политические и боевые качества в повседневной боевой и политической подготовке.

Как видно из приведенных примеров, разведка — это прежде всего область дерзаний. Чем больше при ее ведении проявляется инициативы, изобретательности, хитрости и находчивости, тем успешнее ее деятельность. [308]

Разведка не терпит шаблона. Каждый раз нужно действовать сообразно со сложившейся обстановкой.

Непременным условием успеха в разведке являются глубокие теоретические знания и практические навыки офицеров-разведчиков в организации и проведении всех разведывательных мероприятий. Опытный командир разведывательного органа в любой обстановке не растеряется, примет из многих возможных решений наиболее целесообразное и добьется успеха.

Боевой опыт показывает, что недостатки в деятельности разведывательных органов в ряде случаев являлись не только следствием ошибок командиров разведывательных подразделений, но и результатом неумелого руководства разведкой со стороны командиров и штабов частей и соединений.

В годы Великой Отечественной войны разведчики прославили себя ратными подвигами. Успех разведчиков приходил не сразу. Все добывалось трудом.

В современных условиях при обучении разведчиков, как и прежде, важно вовремя поощрять начинающего разведчика за его первую удачу, сколь бы мала она ни была. Это укрепит у него веру в собственные силы и приумножит их. В следующий раз он будет действовать более разумно, умело, инициативно. Уметь зажечь факел, освещающий путь к воинской доблести, — заслуга каждого командира-воспитателя.

Многолетний опыт разведывательной деятельности войск показывает, что в любой обстановке успех решения разведывательных задач в конечном счете зависит от людей, имеющих хорошую теоретическую подготовку, высокие морально-политические качества, беспредельно преданных своей Родине и горящих желанием выполнить свой благородный воинский долг.

У нас в армии любили и любят разведчиков. Лучшие из них за скромный, но почетный труд достойно поощряются командирами и начальниками. Любите свою специальность, товарищи разведчики, гордитесь ею, приобретайте теоретические знания, с честью несите знамя старшего поколения разведчиков и приумножайте их славу!

Уметь вести разведку должен не только разведчик, но и каждый солдат: ведь ему раньше всех приходится сталкиваться с врагом лицом к лицу. [309]

Таким образом, опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что умение организовать и вести активную, целеустремленную и непрерывную разведку в период подготовки и ведения боя, сокращение времени на добывание необходимых разведывательных сведений, быстрый анализ и своевременное использование этих сведений в интересах боя — важное качество командиров всех степеней. На всех полевых выходах они должны постоянно учиться сами и учить своих подчиненных ведению разведки. Девизом для каждого офицера, сержанта, солдата, как и в годы Великой Отечественной войны, должно быть — «без разведки — ни шагу». Это даст возможность предвидеть развитие боя и принимать в каждом конкретном случае правильное решение.

Примечания