Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава четырнадцатая.

Проблема завоевания господства в воздухе и организация противовоздушной обороны государств в начале войны

Среди многих проблем стратегии и оперативного искусства периода минувшей войны центральное место на всем ее протяжении, особенно в начальный период, занимала проблема завоевания и удержания господства в воздухе. От того, как решалась эта проблема воюющими сторонами, непосредственно зависели ход и исход стратегических операций на сухопутных и морских театрах.

Высокая маневренность авиации, ее способность быстро проникать в воздушное пространство противника и эффективно поражать различные объекты на поле боя и в глубоком тылу заставляли воюющие государства проводить мероприятия по защите от ударов с воздуха своих вооруженных сил, населения, промышленных предприятий и коммуникаций. Постепенно такого рода мероприятия вылились в организацию и создание сложной системы противовоздушной обороны государств, которая превратилась в фактор оперативно-стратегического значения. Особую остроту вопросы организации и ведения противовоздушной обороны имели в начале войны.

1. Боевые действия ВВС по завоеванию господства в воздухе

В боевых действиях по завоеванию господства в воздухе в начале войны принимали активное участие различные виды вооруженных сил и рода войск — военно-воздушные силы, сухопутные войска, военно-морские силы, войска ПВО и воздушно-десантные войска. Однако главная роль в первоначальном ослаблении вражеских авиационных группировок и завоевании господства в воздухе принадлежала военно-воздушным силам — при ведении боевых действий на сухопутных театрах и военно-морским [327] силам, прежде всего авианосной авиации, — при ведении боевых действий в удаленных районах морского или океанского театра.

Государствам-агрессорам — фашистской Германии и империалистической Японии удавалось успешно решать проблему завоевания господства в воздухе уже в первых операциях. Причем в способах ее решения, использованных как тем, так и другим государством, было много общего. Так, во время нападения фашистской Германии на Польшу, а затем и на Францию и империалистической Японии — на США и их союзников основным способом разгрома противостоящих авиационных группировок были внезапные массированные удары авиации по постоянным местам базирования военно-воздушных сил противника. Фашистской Германией этот способ применялся в сочетании со стремительным наступлением сухопутных сил, а милитаристской Японией — военно-морских сил.

Способы завоевания господства в воздухе немецко-фашистской авиацией в начальных кампаниях в Европе. Внезапные массированные удары авиации по местам базирования вражеских ВВС и быстрый выход танковых и механизированных соединений в районы аэродромов противника были впервые использованы гитлеровским руководством как способ завоевания господства в воздухе в польской кампании. С началом войны 1-й и 4-й германские воздушные флоты подвергли массированным ударам аэродромы польских ВВС. Эти удары повторялись, так что за два первых дня войны основные силы польской авиации были разгромлены. Одновременно под воздействием немецко-фашистских ВВС оказались склады горючего, боеприпасов, командные пункты, узлы связи, некоторые предприятия авиационной промышленности Польши.

Перебазирование польской авиации началось с большим опозданием и осуществлялось под непрерывным воздействием противника. Кроме того, сам процесс перебазирования затянулся и, по существу, шел непрерывно в течение всей кампании. Это было связано с быстрым продвижением немецко-фашистских войск в глубь польской территории, в районы дислокации польской авиации. Авиационные части Польши почти все время вынуждались к перелетам на другие аэродромы. Положение польских военно-воздушных сил с каждым днем ухудшалось. Оно стало критическим, когда в ходе перебазирования польское командование потеряло управление своей авиацией. Это обстоятельство привело к падению активности ВВС Польши, хотя страна еще обладала значительным числом боевых самолетов.

Отдельные части и подразделения ВВС Польши, особенно истребительной авиации, неоднократно предпринимали ответные удары по врагу на земле и в воздухе. Но эти действия были разрозненными и при том неравенстве сил, которое сложилось [328] в воздушном пространстве, заканчивались, как правило, новыми значительными потерями польских ВВС.

Немецко-фашистские ВВС в течение двух дней захватили господство в воздухе и сохранили его за собой до завершения всей кампании против Польши. Стремительные наступательные действия немецко-фашистских подвижных соединений, захват ими аэродромов и оставшихся там самолетов, различного рода складов и предприятий авиационной промышленности неуклонно сокращали базу для восполнения потерь польской авиации и сводили к минимуму возможности для маневра даже ограниченными силами. В течение нескольких дней польское командование фактически лишилось своей авиации, и заключительный этап войны проходил в условиях полного господства в воздухе немецко-фашистских военно-воздушных сил.

Тот же способ завоевания господства в воздухе — нанесение внезапных массированных ударов авиации по аэродромам в сочетании со стремительными наступательными действиями сухопутных войск — был использован гитлеровским командованием и в начале войны с Францией, Бельгией и Голландией.

Для подавления французских ВВС нацистское военное руководство привлекло к операции свыше 3 000 боевых самолетов. 10 мая 1940 г., т. е. в первый день войны, они подвергли одновременному удару 72 аэродрома, расположенных в Бельгии, Голландии и Северной Франции, уничтожив на них сразу несколько сот самолетов{290}. Вслед за этим часть аэродромов в Голландии и Бельгии была захвачена парашютными десантами. Достигнутый успех в значительной мере обеспечивался тщательной разведкой французской сети аэродромов и системы ПВО за восьмимесячный период «странной войны».

11 мая, на второй день военных действий, в результате новых ударов по французским аэродромам было уничтожено на земле еще до 400, а 12 мая — около 200 самолетов{291}. В последующие дни из-за перебазирования ряда частей французских ВВС в глубь страны эффективность ударов немецко-фашистской авиации по аэродромам резко снизилась. В это время ВВС фашистской Германии осуществили несколько ударов по предприятиям авиационной промышленности противника и добились ее серьезной дезорганизации. 3 июня фашистские военно-воздушные силы, вскрыв новые районы дислокации французской авиационной группировки, возобновили удары по аэродромам. В этот день потери французов на земле составили свыше 500 самолетов, 4 июня — 200—250 и 5 июня — более 140 самолетов{292}.

Как и в Польше, во Франции во время переброски авиационных частей управление ими терялось, а немецко-фашистские сухопутные войска быстро продвигались вперед, захватывая [329] районы базирования авиации и оставшиеся там самолеты. Все это привело к тому, что французская авиация в течение короткого срока утратила свою боеспособность и как реальная сила была, по существу, выключена из боевых действий. Надежда же на помощь английских ВВС оказалась иллюзорной, так как Англия — союзник Франции, опасаясь ударов немецко-фашистской авиации, все наличные силы ВВС держала на Британских островах и использовала в собственных интересах. Это было одной из причин того, что немецко-фашистские ВВС имели полное господство в воздухе и удерживали его за собой вплоть до капитуляции Франции.

Таким образом, опыт германо-польской войны и вторжения гитлеровских войск во Францию показал, что в обеих кампаниях основным способом завоевания господства в воздухе были массированные удары ВВС агрессора по стационарным аэродромам. Эти удары дополнялись наступательными действиями сухопутных войск и выброской воздушных десантов. Воздушные бои в этих кампаниях для подавления вражеской воздушной мощи имели второстепенное значение.

Боевые действия ВВС воюющих сторон по завоеванию господства в воздухе в начале Великой Отечественной войны. При нападении Германии на Советский Союз характер применения немецко-фашистских ВВС мало чем отличался от их боевого использования в кампаниях против Польши, Бельгии, Голландии и Франции. И здесь первоначальной акцией немецко-фашистского воздушного флота были внезапные массированные удары по нашим аэродромам с целью нанести решительное поражение советской авиации еще на земле и устранить ее от участия в боевых действиях. Однако на советско-германском фронте немецко-фашистская авиация этой цели во всей ее полноте так и не достигла.

В первый день войны против СССР военно-воздушные силы фашистской Германии нанесли удар по большинству аэродромов, расположенных в приграничной полосе. Одновременному воздействию немецко-фашистской авиации подверглось около 65 процентов аэродромов четырех приграничных округов. На земле и в воздухе было уничтожено около 1 200 советских самолетов{293}.

Серьезный ущерб вражеская авиация причинила военно-воздушным силам Западного военного округа. Это было связано со скученным расположением авиационных частей и соединений округа и невысокой их боеготовностью. В других приграничных военных округах, командование которых рассредоточило авиационные части по полевым аэродромам еще до нападения противника, потери самолетов на земле были значительно меньшими. Например, общие потери ВВС Прибалтийского Особого [330] военного округа не превышали 9 процентов от первоначальной численности, ВВС Киевского Особого военного округа — 14 процентов{294}.

Меньше всего потерь, около 3 процентов, понесли ВВС Одесского военного округа{295}. Здесь авиация была заблаговременно приведена в полную боевую готовность и рассредоточена по полевым аэродромам. Большинство налетов авиации противника успешно отражалось или они приходились на аэродромы, где наших самолетов уже не было. Новые же районы дислокации ВВС Одесского военного округа вражеская разведка длительное время не могла установить.

Второй день войны принес резкое снижение потерь нашей авиации от воздушных ударов противника. Это явилось следствием ряда первоочередных защитных мер командования округов (франтов). Основными из них являлись: рассредоточение авиации по полевым аэродромам, повышение боеготовности частей и соединений, улучшение наблюдения, оповещения и связи, усиление противовоздушной обороны новых мест дислокации военно-воздушных сил. В течение 23 июня потери авиационных частей того же Западного фронта были в 12 раз меньше, чем в первый день войны{296}.

Несмотря на значительные потери, советская авиация в самые тяжелые первые две-три недели войны сохраняла способность к активным боевым действиям. Об этом красноречиво говорят потери немецко-фашистской авиации. С 22 июня по 19 июля они составили 1 284 самолета{297}.

В первые дни войны выявилась существенная разница в способах боевого применения немецкой и советской авиации. Если немецко-фашистские ВВС концентрировали главное внимание на подавлении нашей авиации преимущественно на земле, то советские ВВС сосредоточивали свои усилия главным образом на уничтожении вражеских самолетов в воздушных боях и сражениях. Из 1 200 самолетов, потерянных ВВС наших действующих фронтов 22 июня, 800 самолетов было уничтожено на аэродромах{298}. За этот же период из 822 самолетов, потерянных гитлеровскими ВВС на советско-германском фронте, 613 было сбито в воздушных боях{299}. Крайне тяжелая обстановка, сложившаяся в начале войны на важнейших направлениях, вынуждала советское командование использовать основные силы авиации в интересах сухопутных войск. Она вела разведку, добывая для них ценные сведения, осуществляла прикрытие ударных [331] группировок с воздуха, отражала удары авиации противника по войскам и объектам тыла, принимала активное участие в обеспечении контратак и контрударов своих войск, бомбила наступающие части и соединения противника, особенно его моторизованные и танковые колонны. И все это наши ВВС делали, преодолевая самое ожесточенное сопротивление вражеской авиации. В районе действий наземных войск — над полем боя и в ближайшей оперативной глубине — почти непрерывно возникали и велись ожесточенные воздушные бои и сражения. Для подавления гитлеровской авиации на ее аэродромах сил оставалось мало.

Однако это не означает, что советские ВВС не наносили ударов по местам базирования немецко-фашистской авиации. Еще 25 июня авиационные части Северного фронта, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов предприняли удар по аэродромам противника, расположенным на юге Финляндии и Карельском перешейке. Он оказался для противника внезапным. На аэродромах было уничтожено до 30 вражеских самолетов{300}.

Удары советских ВВС по аэродромам противника организовывались командованием на ряде фронтов. 3 июля директивой начальника Генерального штаба командующим Северо-Западным, Западным, Юго-Западным фронтами и командующему ВВС Красной Армии ставилась задача нанести внезапный массированный удар по авиации противника одновременно на 31 аэродроме. Однако метеоусловия не дали тогда возможности реализовать этот замысел в полной мере. Удар был нанесен лишь по некоторым аэродромам в тылу противника перед полосой действий Западного фронта.

Но уже 8 июля воздушным атакам подверглись 28 аэродромов врага, а с учетом действий дальнебомбардировочной авиации под удар наших ВВС попало 42 аэродрома, на которых было уничтожено и повреждено 40—50 самолетов{301}.

Советские Военно-Воздушные Силы, постепенно повышая свою активность, все чаще и чаще наносили удары по врагу в воздухе и на земле.

Решительные первоочередные меры советского командования для защиты авиации от ударов противника по местам ее базирования и рост активности наших Военно-Воздушных Сил привели к тому, что уже примерно с двадцатых чисел июля основным способом захвата и удержания господства в воздухе стали воздушные бои и сражения. Нарастание напряженности воздушных схваток свидетельствовало о том, что немецко-фашистские ВВС, несмотря на преимущество внезапного нападения, не смогли до конца выполнить свою главную задачу — [332] завоевать господство в воздухе и удерживать его так же прочно, как это им удавалось в первых военных кампаниях.

Способы завоевания японскими ВВС господства в воздухе в начальный период войны на Тихом океане. Так же, как и фашистская Германия, Япония приступила к осуществлению своих стратегических планов в бассейне Тихого океана с захвата господства в воздухе. И так же, как и гитлеровское руководство, японское командование избрало основным способом разгрома авиации своих противников внезапные массированные удары по стационарным аэродромам. Особенностью японского способа завоевания господства в воздухе явилось то, что эти удары наносили военно-морские силы, а если говорить точнее — авианосный флот. В оперативном плане ведения войны задачи военно-воздушных сил Японии были сформулированы следующим образом: «ВВС армии и флота в тесном взаимодействии наносят удары с воздуха по американским, английским и нидерландским авиационным базам в районе боевых действий сухопутных войск и военно-воздушных сил... ВВС начинают боевые действия на рассвете внезапным ударом по основным авиабазам союзников»{302}.

Как было намечено планом действий, японская авиация в первые же дни войны нанесла серию внезапных массированных ударов по аэродромам противника на всех решающих направлениях. В результате на Гавайях американские ВВС потеряли около 200 самолетов{303}, а на Филиппинах — половину тяжелых бомбардировщиков и свыше 1/3 истребителей{304}.

Столь же серьезный ущерб от первых ударов японских ВВС понесли и английские ВВС. 8 декабря японская авиация уничтожила на аэродромах северной части Малайи из 110 боевых английских самолетов 60{305}.

Внезапные массированные удары по аэродромам в первые дни войны обеспечили японской авиации захват господства в. воздухе в бассейне Тихого океана. Это явилось одной из важнейших предпосылок успешного развития операций японских вооруженных сил.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что государствам-агрессорам удавалось захватывать господство в воздухе в короткие сроки. Фактором первостепенного значения, обусловившим успешное решение этой важнейшей задачи, являлись достоверные сведения о базировании ВВС противников [333] и самом расположении самолетов на аэродромах. Эти сведения получали в свое распоряжение как немецко-фашистское, так и японское командование в результате тщательно организованной предварительной разведки — воздушной, агентурной и др. В то же время можно было заметить, что со стороны государств, которым грозила агрессия, не предпринималось достаточно эффективных мер к активному противодействию разведывательным мероприятиям агрессора. Даже после поражения Польши во Франции, например, явно недооценивались систематические разведывательные полеты немецко-фашистской авиации над ее территорией, а действия агентурной разведки решительно не пресекались.

Агрессивным государствам удалось детально вскрыть аэродромную сеть и боевой состав польской, французской и американской авиации, определить систему ПВО аэродромов, график летной работы частей и соединений, а также характер расположения самолетов, их количественный состав и качественное состояние.

Достоверные разведывательные данные в сочетании с широкой дезинформацией противников позволили как немецким, так и японским военно-воздушным силам нанести первые удары по неприятельским аэродромам без доразведки. Это явилось одной из важнейших предпосылок достижения внезапности нападения.

Вторым по важности фактором, обеспечившим фашистской Германии и империалистической Японии завоевание господства в воздухе, являлось массированное использование агрессором крупных сил и средств в первых ударах для разгрома вскрытых разведкой наиболее важных авиационных группировок противника.

При нападении на Польшу в первом ударе по аэродромам гитлеровское командование из 2 000 самолетов, предназначенных для обеспечения вторжения в эту страну, использовало 700. С началом войны против Франции в ударах по аэродромам из общего количества 3 000 приняло участие около 1 700 самолетов{306}. К нападению на Советский Союз фашистская Германия привлекла около 5 000 боевых самолетов, из них более половины предназначались для завоевания господства в воздухе{307}. Из 10 авианосцев, которыми располагала Япония, в момент удара по Пирл-Харбору было использовано 6{308}.

Важно отметить, что противник, располагая достоверными данными о базировании военно-воздушных сил, первые массированные удары обрушивал на аэродромы, на которых располагались [334] самолеты новейших конструкций. Поступая так, он добивался не только количественного, но и качественного превосходства над авиацией обороняющейся стороны.

Третьим фактором, обусловившим быстрый захват агрессором господства в воздухе, являлся удачный выбор времени воздушного нападения, а именно такого момента, когда боеготовность авиационных частей и соединений обычно снижалась. Агрессор осуществлял вторжение в воздушное пространство враждебной стороны чаще всего на рассвете, когда личный состав находился на отдыхе в гарнизонах, расположенных, как правило, вдали от аэродромов. Даже при условии своевременного оповещения авиационных гарнизонов об опасности налета вражеской авиации для подъема по тревоге, сбора и прибытия личного состава к самолетам требовалось известное время. Учитывая это, нападающий осуществлял удары по аэродромам одновременно с нанесением ударов по местам расположения личного состава, штабам и узлам связи.

Четвертый фактор, дававший агрессору серьезное преимущество в ведении боевых действий по завоеванию господства в воздухе, заключался в высоких темпах наступления танковых и моторизованных соединений. Используя результаты действий ВВС, они быстро прорывались в оперативную глубину противника и, продвигаясь вперед, захватывали или ставили под угрозу захвата многие аэродромы. Авиация оказывалась вынужденной перебазироваться в новые районы, не ведя при этом активных боевых действий. В этот период, как уже отмечалось, терялось управление авиационными частями. Таким образом, стремительно развивавшееся наступление подвижных соединений помогало и завоевывать, и, главное, удерживать господство в воздухе.

Эти четыре фактора создавали исключительно благоприятную обстановку для наступающей стороны. Она получала возможность незамедлительно вводить в сражения главные силы и добиваться достижения крупных стратегических результатов в самом начале войны. Завоеванием господства в воздухе авиация существенно облегчала действия сухопутных (военно-морских) сил, а те в свою очередь самым решительным образом способствовали его удержанию на более или менее продолжительный срок.

2. Противовоздушная оборона государств

Возможности ПВО по отражению массированных ударов с воздуха

Развитие и непрерывное совершенствование противовоздушной обороны происходило под влиянием научно-технического прогресса в военном деле, причем так, что между средствами нападения (самолеты) и защиты от них (средства ПВО) непрерывно [335] шло соревнование, в котором превосходство оставалось за средствами нападения. Это объяснялось тем, что преобразования в противовоздушной обороне начинались, как правило, уже после серьезных сдвигов в развитии самолетостроения, так что достигнуть равновесия между средствами нападения и средствами обороны было чрезвычайно трудно. Это и предопределило неравенство в возможностях боевого использования военно-воздушных сил и средств противовоздушной обороны государств к началу войны. Оно выражалось в том, что темпы и размах мероприятий по ПВО к началу войны обычно не соответствовали уровню, достигнутому в развитии военно-воздушных сил.

Правда, как только начались боевые действия, все воюющие государства спешно принимали меры для усиления ПВО, форсируя производство зенитных орудий, самолетов-истребителей, средств ВНОС и совершенствуя ее организационную структуру. Но остается фактом, что к началу войны сил и средств ПВО для надежного прикрытия территорий и группировок войск недоставало.

К тому же возможности противовоздушной обороны ограничивались несовершенством и слабой технической оснащенностью службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Базируясь на визуальные посты и проводные средства связи, служба ВНОС была не в состоянии обеспечить быструю передачу сигналов о появлении воздушных целей. Это вело к несвоевременному приведению системы ПВО в готовность для отражения массированных ударов вражеских ВВС.

Приходилось считаться и с тем, что наземные силы и средства ПВО (зенитные орудия, прожекторы и др.), будучи прикованными к защите определенных объектов и обладая малой подвижностью, имели возможность вести борьбу с вражеской авиацией лишь на ближних подступах к объектам или непосредственно над ними. Широкими маневренными возможностями обладала только истребительная авиация, которая могла перехватывать бомбардировщики противника на дальних подступах к обороняемому объекту. Но она была в состоянии это сделать лишь при условии обнаружения воздушного противника за относительно большой отрезок времени до появления его над объектом, а это было не под силу службе ВНОС. Использование маневренных возможностей истребительной авиации наталкивалось, таким образом, на несовершенство службы ВНОС. Правда, еще перед войной на вооружение ПВО некоторых стран начали поступать радиолокационные станции, серьезно улучшавшие техническую базу службы ВНОС. Но в начале войны их было еще слишком мало, и они пока не могли коренным образом преобразовать эту службу.

В распоряжении истребительной авиации было еще одно средство заблаговременного обнаружения воздушного противника [336] — патрулирование на вероятных маршрутах полетов вражеской авиации. Однако оно требовало чрезмерного расхода самолето-вылетов и к тому же не давало надежных гарантий обнаружения самолетов врага в нужное время.

Следовательно, ПВО воюющих государств в начале войны уступала по своим возможностям средствам воздушного нападения. Войска ПВО были в состоянии обеспечить защиту лишь самых важных объектов, да и то не в полной мере. Они могли нанести воздушному противнику некоторые потери, но были не в состоянии одновременно отразить его массированные удары по ряду городов, железнодорожных узлов, военно-морских баз, Надежно прикрыть группировки войск.

Опыт противовоздушной обороны Польши и Франции. Важнейшей задачей системы ПВО Польши и Франции в начале войны являлось отражение налетов немецко-фашистской авиации и сохранение живучести объектов, подвергшихся нападению. Однако опыт показал, что для ПВО этих государств подобная задача оказалась непосильной. Вторжение гитлеровских ВВС в воздушное пространство своих противников не встретило организованного сопротивления сил и средств ПВО. Им удалось почти беспрепятственно выйти к намеченным целям и поразить их без серьезных для себя потерь. Весьма слабое противодействие ПВО Польши и Франции воздушному противнику объяснялось тем, что ее главное средство — истребительная авиация в начале военных действий фактически была выведена из строя в результате первых массированных воздушных ударов по аэродромам.

К началу войны для противовоздушной обороны Польша могла использовать до 400{309}, а Франция 350—400 самолетов-истребителей{310}. В первый день нападения гитлеровских ВВС авиация Польши лишилась значительной части своих истребителей.

С 10 мая по 4 июня 1940 г. потери англо-французской авиации от воздушных ударов противника по аэродромам составили 1 600—1 700 самолетов{311}, в том числе было уничтожено и большинство истребителей. Для отражения массированных ударов немецко-фашистских ВВС командование союзников могло бы использовать до 150 английских истребителей, находившихся во Франции{312}. Но английское командование бросило эти силы на прикрытие эвакуации своего экспедиционного корпуса.

Польша и Франция не могли более или менее эффективно отражать массированные удары гитлеровской авиации и [337] потому, что в ПВО этих стран количество зенитной артиллерии не соответствовало масштабу и характеру этих ударов.

По оценке немецко-фашистского командования, накануне войны в системе ПВО Польши имелось 200 тяжелых и 200 легких зенитных орудий различного калибра{313}. В действительности же к началу войны Польша имела 4 зенитных полка, прикрывавших Варшаву, Краков, Вильно и Гродно, моторизованный дивизион и 2—3 отдельные батареи. Всего в системе ПВО Польши насчитывалось 40—50 батарей зенитных орудий, 2 батальона аэростатов заграждения и 2 прожекторные роты{314}.

Хотя Франция в 1939 г. располагала вполне современными 75-мм и 90-мм зенитными орудиями с хорошими приборами управления огнем, она имела всего лишь семь зенитных полков{315}. Положение осложнялось тем, что эта малочисленная зенитная артиллерия оказалась распыленной в организационном отношении. Одна часть ее находилась в подчинении командования полевых армий, другая была в ведении командования ПВО страны. Войсковая зенитная артиллерия объединялась в три бригады. Зенитная же артиллерия ПВО страны подразделялась на внутреннюю и береговую, но внутренней фактически не было. Она начинала формироваться лишь с объявлением мобилизации, поступая в распоряжение министра авиации. Береговая зенитная артиллерия находилась в ведении морского министра.

Вполне естественно, что при такой численности и таком распылении сил зенитной артиллерии возможности ПВО Франции по защите даже наиболее важных объектов были весьма ограниченными.

В целом противовоздушная оборона Польши и Франции оказалась не подготовленной к отражению первых, наиболее сильных ударов гитлеровской авиации и сохранению живучести подвергшихся воздушному нападению объектов.

Немецко-фашистские ВВС, завоевав господство в воздухе, обрушивали свои удары по намеченным объектам почти безнаказанно. Встречая очень слабое противодействие, гитлеровская авиация своими ударами сорвала оперативные перевозки польской армии, фактически парализовав работу железных дорог, неотступно преследовала отходившую польскую армию, дезорганизовала ее тыл. Еще в первый день войны она четыре раза бомбила столицу Польши Варшаву.

Когда основные зенитные силы и средства ПВО Франции были уничтожены или подавлены в приграничной зоне, где они располагались на глубине всего 15—20 км, оказалось, что [338] оставшихся орудий не хватает для надежной защиты даже Парижа.

Что касается ПВО США и ее союзников в бассейне Тихого океана, то она, как и противовоздушная оборона Польши и Франции, была слишком слабой, чтобы противостоять массированным ударам японской авианосной и базовой авиации. Здесь повторились, в сущности, те же по своему характеру события, которые сравнительно недавно разыгрались в Европе. Внезапно развязав военные действия, японская авиация причинила большой урон союзной истребительной авиации на земле. Фактически она вывела ее из строя. Части и подразделения союзной ПВО оказались не готовы к отражению массированных ударов воздушного противника. К тому же они были слабо укомплектованы боевой техникой и вооружением. Это помогло японской авиации захватить господство в воздухе и долго удерживать его, обеспечивая наземным и военно-морским силам достижение крупных результатов в боевых действиях.

Особенности действий войск ПВО Советского Союза. С началом войны первостепенной задачей войск ПВО явилось скорейшее развертывание своих частей и подразделений и приведение их в готовность к отражению массированных ударов немецко-фашистской авиации. Решение этих двух первоочередных задач, хотя и проходило в сложных условиях внезапно начавшейся войны, осуществлялось успешно. Зенитные артиллерийские части ПВО, дислоцировавшиеся в полосе глубиной 200—250 км от государственной границы, уже к утру 22 июня были развернуты по штатам мирного времени и расположились вблизи объектов обороны. Зенитные части и подразделения, находившиеся в более глубоком тылу, развертывались и приводились в боевую готовность несколько позже.

Дежурные батареи ПВО Москвы заняли положение боевой готовности к середине дня 22 июня. К вечеру того же дня на огневых позициях стояли еще 102 батареи из имевшихся 137{316}. Вся система ПВО Москвы была готова к отражению налетов авиации противника к утру 23 июня, т. е. через сутки после начала войны.

Однако в первые часы войны развернулись и были приведены в боевую готовность лишь части и подразделения, содержавшиеся по штатам мирного времени. Развертывание системы ПВО в соответствии с мобилизационным планом и приведение ее в состояние полной боевой готовности потребовало большего времени. Части ПВО объектов, расположенных в 500—600-километровой полосе вдоль западной границы, а также ПВО Москвы, Баку и других крупных центров страны были развернуты [339] и готовы к отражению воздушного противника к исходу второго дня войны.

Внезапное нападение немецко-фашистской авиации на города и объекты приграничной полосы поставило войска ПВО в тяжелые условия. Противнику в первые дни удалось нанести значительные потери нашей истребительной авиации. Вследствие этого в ряде случаев зенитной артиллерии приходилось отражать налеты вражеской авиации без поддержки наших истребителей.

Борьба зенитной артиллерии с вражеской авиацией осложнялась и тем, что многим ее частям в приграничной полосе невольно приходилось вступать в бои с наземными силами противника, т. е. на известное время отвлекаться от выполнения своих непосредственных задач.

Из-за нехватки самолетов-истребителей и несовершенства службы ВНОС часто складывалась такая ситуация, когда зенитная артиллерия, к тому же весьма немногочисленная, оставалась практически единственным надежным средством борьбы с вражеской авиацией.

Немецко-фашистские бомбардировщики в первые дни войны нередко прорывались к важным тыловым объектам и причиняли им значительный ущерб. Например, на южном стратегическом направлении, особенно в полосе Ковель, Черновицы, противник подверг интенсивным бомбардировкам все наши аэродромы и ряд крупных городов и железнодорожных узлов — Львов, Киев, Одессу, Шепетовку, Стрый, Самбор, Перемышль, Житомир, Коростень, Казатин, Броды, Новоград-Волынский и др.

Однако, несмотря на общую крайне неблагоприятную обстановку, складывавшуюся в первые дни войны, войска ПВО, особенно зенитная артиллерия, встречали воздушного противника с таким ожесточенным сопротивлением, которого он не знал ранее. 22 июня 1941 г. немецко-фашистские самолеты пытались нанести удар по железнодорожному узлу Ковель, который прикрывался 374-м зенитным дивизионом. При подходе к цели они были встречены точным огнем батарей этого дивизиона. Потеряв 4 бомбардировщика, противник вынужден был прекратить выполнение задания. За первые пять дней войны дивизион успешно отразил 10 групповых налетов и уничтожил 12 немецких самолетов{317}.

Зенитные артиллерийские части ПВО, обеспечивавшие защиту городов Стрый, Станислав, Тернополь и Перемышль, только за первые три дня войны сбили 30 фашистских самолетов{318}.

В первые же дни войны фашистская авиация предпринимала неоднократные попытки разрушить важнейшие мосты через реки [340] Днестр, Буг, Днепр, чтобы не допустить планомерного отхода наших войск. Так, 29 июня 1941 г. 50 самолетов противника пытались вывести из строя мост через Днестр в районе Бендер. И в последующие дни враг десятки раз пытался его уничтожить, но налеты на мост оказались безрезультатными. 383-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, прикрывавший мост, успешно отразил 32 крупных налета, уничтожил 15 вражеских самолетов и не допустил разрушения обороняемого объекта{319}. В результате самоотверженных действий войск ПВО основные мосты через крупные водные преграды были сохранены от разрушения вплоть до отхода наших частей из приграничных районов на тыловые рубежи.

С течением времени благодаря энергичным мерам Ставки Главного Командования, штабов объединений и соединений противовоздушная оборона объектов тыла страны и войск приобретала все более организованный характер.

Нараставшую силу противовоздушной обороны враг почувствовал еще в боях за Киев.

Для ПВО Киева были привлечены значительные силы и средства: более 300 зенитных орудий, 110 самолетов-истребителей, свыше 120 зенитных пулеметов, 96 зенитных прожекторов, 81 аэростат заграждения и около 300 постов ВНОС{320}. Чтобы обеспечить централизованное управление этими силами и средствами, был создан Киевский район ПВО в составе 3-й дивизии ПВО, 36-й истребительной авиационной дивизии и частей войсковой зенитной артиллерии{321}. Это позволило построить единую систему прикрытия города с воздуха. Об ее эффективности свидетельствует тот факт, что за первые два месяца войны войска Киевского района ПВО уничтожили 375 фашистских самолетов, из них 283 самолета было сбито огнем зенитной артиллерии{322}.

О силе сопротивления войск ПВО на другом направлении — западном — говорят славные боевые дела 7-й бригады ПВО, оборонявшей Минск. Этот город начиная с 23 июня неоднократно подвергался ожесточенным налетам авиации противника. За первые три дня боев бригада сбила 13 самолетов врага. В боях за Борисов, куда бригада отошла к 26 июня, она сбила еще 11 самолетов и уничтожила 9 вражеских танков. 7-я бригада ПВО принимала участие в Смоленской оборонительной операции, в боях под Вязьмой и на подступах к Москве, уничтожив за это время 165 немецких самолетов{323}. [341]

Наращивание усилий войск ПВО в борьбе с воздушным противником особенно проявилось в защите двух крупнейших центров нашей страны — Москвы и Ленинграда. По своему характеру и масштабам боевые действия войск ПВО, оборонявших Москву и Ленинград, представляли собой противовоздушные операции, в процессе ведения которых был сорван замысел гитлеровского командования стереть эти города с лица земли.

С июля по декабрь 1941 г. в районах действий войск ПВО, стоявших на защите Москвы и Ленинграда, было зафиксировано до 18 000 самолето-пролетов немецко-фашистской авиации. В боях с ней участвовали войска двух зон ПВО — Московской и Северной, которые имели в своем составе свыше 1 800 зенитных орудий и до 600—700 истребителей. За время этих боев было уничтожено свыше 1 700 самолетов противника{324}.

Таким образом, войска ПВО страны в начале войны, несмотря на исключительные трудности боевой обстановки, выдержали первые наиболее мощные удары авиации противника, обеспечив жизнедеятельность взятых под охрану объектов.

В борьбе с немецко-фашистской авиацией сложилось и окрепло взаимодействие частей ПВО страны и ПВО войск. Противовоздушные силы и средства фронтов и флотов, принимая участие в борьбе с вражеской авиацией, тем самым помогали частям ПВО страны в охране объектов, располагавшихся в глубоком тылу. В то же время войска ПВО страны, защищая эти объекты, оказывали содействие фронтам и флотам в проведении операций.

* * *

Противоборствующие стороны вступили во вторую мировую войну, имея ограниченные и недостаточно развитые средства ПВО, особенно средства ВНОС, тактико-технические возможности которых значительно уступали возможностям средств воздушного нападения. В первых операциях на Западе и в бассейне Тихого океана ПВО союзных стран не смогла отразить внезапные массированные удары авиации противника.

Противовоздушную оборону государств, подвергшихся агрессии, в самом начале войны серьезно ослабил фактический вывод из строя самолетов-истребителей, большая часть которых уничтожалась воздушным противником на земле.

В начале войны только ПВО Советского Союза, несмотря на общую тяжелую обстановку и значительные потери в силах [342] и средствах, сумела выдержать первые массированные удары вражеской авиации. Если на Западе и в бассейне Тихого океана еще в первые недели войны войска ПВО, по существу, прекратили организованное сопротивление, то на советско-германском фронте противовоздушная оборона, устояв под ударами противника, постепенно набирала силу, ее сопротивление приобретало более организованный характер.

Опыт начального периода показал, что даже в условиях общего господства авиации противника в воздухе имеется возможность перехватывать инициативу в ведении воздушной войны на отдельных направлениях и наносить по вражеской авиации довольно ощутимые удары. [343]

Заключение