Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Предисловие к русскому изданию

Книга Ф. Митчеля представляет собой обзор возникновения и истории танков в процессе войны 1914–1918 гг., причем танков английской армии. Французских, американских и немецких танков автор касается лишь вскользь.

Книга может до некоторой степени заменить собой книгу Дж. Фуллера «Танки в великой войне 1914–1918 гг.», изданную в русском переводе еще в 1923 г. Высшим военным редакционным советом и ставшую ныне почти библиографической редкостью.

Она может быть рекомендована для начинающих танкистов, с одной стороны, а с другой — для лиц, желающих ознакомиться с возникновением танкового дела вообще.

Для более зрелого танкиста она представляет некоторый интерес, заключающийся в ряде дополнительных данных, проливающих свет на отдельные моменты истории боевого применения танков и подготовки танковых войск во время самой войны.

Сравнительно легкий язык, которым написана книга, живость образов и документальность отдельных моментов делают ее легко усваиваемой и запоминающейся.

В области истории танков обращает на себя внимание тот материал, который собран автором в виде отдельных рассказов участников боев, официальных донесений, выдержек из современной событиям войны прессы и переписки отдельных лиц. Материалы этого рода позволяют лучше понять истинную обстановку возможных положений военного времени, чем голый пересказ своими словами любым автором тех или иных событий. Вчитываясь в отдельные детали приведенных Митчелем описаний, мы видим, как с некоторых этапов истории танковых боев приподнимается скрывавший их занавес.

Детализация некоторых тактических элементов на примерах боевой действительности также является положительной стороной этого труда.

В отношении методики подготовки танковых войск ряд приведенных автором описаний является весьма интересным и в нашей переводной печати встречается впервые.

Так, определенную ценность представляют собой отдельные места, где автор касается описаний методики обучения вождению танков. Обращает на себя внимание включение морального элемента в практику водительской подготовки; воздействие сложных положений танка на его водителя [4] приведены в двух-трех ярких примерах. Интерес представляет собой и момент отработки расчета поворота танка, с деквалификацией водителя в том случае, когда кормовая часть танка касалась при повороте окружающих предметов.

Огневая подготовка также не опущена Митчелем: хотя в довольно краткой, но все же содержательной форме он касается методологии выработки танкового стрелка. Крайне неудобное размещение стрелков в первичных образцах танков создавало им дополнительные трудности в огневой работе, которая и без того проводилась в трудных условиях. Совершенно неудовлетворительная амортизация подвески танков периода мировой войны требовала в ряде случаев или снижения скорости движения или полной остановки машины, лишь бы добиться прекращения качания оружия. Но следует с полной отчетливостью констатировать, что с самого начала разрешения танковых методов ведения огня англичане приняли, как правило, ведение огня с хода танка, а не с его остановки, хотя бы и короткой. Так они и готовили своих танковых стрелков еще в 1916 г.

В ряде эпизодов автор описывает переживания, которые испытывает экипаж танка в период своей практической службы на поле боя. Следует постоянно помнить, что здесь все время идет речь о положении танкистов в первых и наиболее конструктивно несовершенных танках. В современных нам танках положение резко изменилось к лучшему. И в самом деле, любой танкист может себе совершенно отчетливо представить положение экипажа, когда двигатель установлен в том же помещении, в котором находятся и сами люди, и ничем от них не отгорожен. Поэтому быстрое отравление личного состава, до длительных обморочных состояний включительно, в практике английского танкового корпуса не являлось редким исключением.

В данное время положение уже иное. Но не только отравление углекислым газом являлось бичом английских танкистов. Значительное проникание пороховых дымов, как результат орудийной и пулеметной стрельбы в закрытой коробке броневого корпуса танка, являлось тяжелой нагрузкой для физической выносливости личного состава. Здесь сказывалась слабость вентиляции в прежних танках, которая теперь усовершенствована в огромной степени. Засасывание воздуха извне через различные люки и отверстия внутрь танка наполняло помещение машины пылью, дымом и отравляющими газами. Помимо всего этого много физических страданий влекло за собой обстреливание танков пулеметным огнем противника, ибо от ударов пуль о броню мельчайшие осколки металла отделялись от внутренней поверхности брони и наносили более или менее серьезные поражения кожи и глаз. Такое явление было результатом недостаточной выработки сплава и термической обработки брони. Интересно отметить, что зачастую кондиционность брони английских танков была дефектной: некоторые листы броневого корпуса, полностью рассчитанного на сопротивление бронебойным пулям, все же пробивались таковыми и в ряде случаев или ранили или убивали отдельных лиц из экипажей танков.

Митчель неоднократно уделяет место значению танковых компасов, [5] обращению с ними как в процессе боевой подготовки, так и в бою. Следует отдать должное английским танкистам в том, что они действительно пытались всеми мерами обеспечить свои танки для работы как в ночных условиях, так и в дыму. Совершенно естественно, что прототипом танкового компаса явился компас морской, причем еще до момента конструктивной установки компаса в танке личный состав заранее обучался овладению работой при компасах. Остается сожалеть, что автор не дал достаточно исчерпывающих описаний конструкции первых и последующих систем танковых компасов и, в частности, их отстройки по отношению к металлу танка; об этом он указал лишь вскользь. По всем данным печати, в современных танковых компасах внесены значительные усовершенствования и в огромной степени снижены те недочеты показаний компасов, которые были присущи первым системам английских танковых компасов.

Очень часто автор возвращается к картографической подготовке личного состава английского танкового корпуса, о частности, к подготовке ж чтению и к практическому боевому применению документов аэрофотосъемки. Боевая действительность почти с первых шагов деятельности танков заставила их командный состав пользоваться картами и аэроснимками на каждом шагу. Топографическая дисциплина английских танкистов заслуживает быть особо отмеченной.

Общую обстановку оперативного порядка, в которой протекали танковые сражения и бои, Митчель описывает довольно примитивно и часто опускает упоминание о таких событиях, которые решительно влияли на .условия применения танков и на последствия их применения. Это следует отнести к одному из недостатков книги. Касаясь преимущественно чисто танковых вопросов, автор впадает в некоторую крайность, отрывая действия английского танкового корпуса от общей обстановки. Такой подход к истории танков неправилен и прежде всего в отношении самих же танков. Анализ хода отдельных сражений и целых операций мировой войны дает последовательную картину полной беспомощности армий союзников при всех попытках к наступлению, если в них не применялись танки. Сравнительные результаты оперативных последствий, пространственных достижений и убыли личного состава этих армий приводят к абсолютному выводу, что все активные начинания англо-французов парализовались противником в пределах 6 км (как наибольший размах). Дикие, невиданные потери в личном составе сопутствовали их армии вне танковых атак, что приводило их вооруженные силы на грань разложения и к утрате веры в свое командование. Следует постоянно помнить состояние французской армии на рубеже весны 1917 г.

Ценным материалом является перечисление тех военных хитростей к которым прибегали англичане для скрытия подготовляемых операций в целом и сосредоточения танков в частности. Демонстрации, проводимые на ложных направлениях, особые приемы и сноровки, предпринимаемые для введения противника в заблуждение, и т. д. представляют интерес практического порядка и на сегодняшний день. [6] Но как и многие английские и французские военные писатели, Митчель сплошь и рядом теряет чувство элементарной военной объективности, впадая в «патетический патриотизм», что производит впечатление недостаточной серьезности его труда. Примером является раздел, где он описывает победоносное движение англичан после сражения под Амьеном и до периода заключения перемирия. Здесь автор описывает события в том духе, будто бы англичане продолжали иметь дело с прежней германской армией, а не с армией, переходившей в своей солдатской массе на революционный путь и уже не желавшей отстаивать чуждые ей классовые интересы. Быть может и против своего желания, но официальная военная литература всех капиталистических стран повсеместно принуждена признать это основное положение. Наш читатель, естественно, сразу обнаружит в книге фальшивые утверждения.

Однако, одновременно Митчель не лишен критической мысли и, пожалуй, гражданской честности. На всем протяжении своего труда он энергично ведет атаку на военное министерство, а иногда делает выпады и против главного командования, обрушиваясь на близорукость, бюрократизм и недостаточную прогрессивность этих органов. В соответствии с темой своей книги, Митчель сводит свою критику только к рогаткам, которые ставились на пути развития танков. В ряде мест эта критика перерастает в сатиру.

В противоположность решающим военным сферам, он превозносит «штатских» деятелей и командный состав вспомогательных родов войск, которые по существу и явились основоположниками, затем — пионерами и, наконец, — двигающими силами механизированных войск; автор особо останавливается на борьбе, которую этот круг лиц принужден был вынести на своих плечах против реакционеров военного дела.

По своим воззрениям автор — совершенно открытый последователь Фуллера. В ряде мест своего труда он старается достаточно выпукло выявить роль и влияние Фуллера в деле строительства английских танковых сил и в деле разработки и руководства танковыми сражениями. В дальнейшем, когда Митчель переходит к проблемам будущей войны (правда на-коротке), он всецело повторяет те мысли, которые проповедует Фуллер. Нового он здесь ничего не дает.

Политическая физиономия автора крайне примитивна. Митчель является ординарным «патриотом» и сыном своего класса от начала до конца. Отношение к Фуллеру, который представляет собой прототип фашиста и одного из современных идеологов английского фашизма, ставит и самого Митчеля в категорию лиц с аналогичным «мировоззрением».

Нет нужды повсеместно расшифровывать детский лепет автора, когда он скатывается на рельсы политических суждений. Необходимо лишь иметь в виду его политическую физиономию. Впрочем немногочисленность тирад политического содержания спасает общее качество книги и делает ее вполне пригодной для практического употребления.

К. Степной [7]
Дальше