Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава V.

Штурмовой удар

1. Нанесение штурмового удара

Основным принципом штурмового удара является: дать внезапно, точно и в минимальное время максимум огня.

Осуществление этого принципа обеспечивает максимальное поражение противника при минимальных потерях штурмовиков. Это дает только энергичная, решительная и инициативная штурмовая атака, при строгом соблюдении всех установленных правил выполнения каждого элемента в отдельности и всей штурмовой атаки в целом (разведка на себя, организация и подготовка атаки, доразведывание и выход на цель, воздушный бой и подавление наземных средств ПВО и собственно [126] штурмовой удар). Кроме того, штурмовики все свои действия должны производить, строго сообразуя их с фактически сложившейся обстановкой к моменту нанесения удара.

Правильное решение командира части, конкретно поставленная и усвоенная всем летным составом боевая задача, внезапный и точный выход на цель, захват инициативы и подавление средств ПВО при непосредственном выходе над целью создают необходимые и благоприятные условия для нанесения мощного штурмового удара, но они еще не гарантируют максимально возможного боевого эффекта атаки (степени поражения цели). В конечном счете успех штурмовой атаки зависит от действий командиров подразделений и звеньев и всего летного состава в момент нанесения удара, а именно: насколько быстро они успеют разобраться и оценить сложившуюся обстановку; в какой мере они сумеют использовать благоприятные условия и данную боевую зарядку в весьма короткий период нанесения удара и, наконец, как они сумеют примениться к могущим создаться неблагоприятным условиям нанесения штурмового удара.

При атаке неподвижных целей от командиров подразделений требуется точное выполнение поставленной боевой задачи: удержать установленное место в боевом порядке, своевременно опознать с бреющего полета подлежащие атаке объекты, вывести точно на них свое подразделение и метко поразить цель, а от летного состава требуется выполнить задачу и ранее данные указания, следуя примеру своего командира, метко поражая цель. Однако, необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях и при атаке стационарно расположенных целей не все данные будут заранее известны; в пределах общей цели могут оказаться непредвиденные объекты, и к моменту нанесения штурмового удара обстановка может измениться, особенно в части прикрытия цели средствами ПВО и их огневой мощи. В данном случае командиры подразделений обязаны проявлять инициативу в пределах поставленной задачи и данной боевой зарядки, применяясь к фактически сложившейся обстановке, а летный состав — следовать примеру своих командиров. Однако, при атаке стационарных целей существенное изменение обстановки может встретиться сравнительно редко, и порядок поражения цели в большинстве случаев будет близким к расчетному. [127]

Успех и боевой эффект штурмового удара при атаке подвижных тактических объектов находится в прямой зависимости от следующих условий:

а) насколько данная боевая зарядка, установленный период замедления взрывателей, норма самолетов и общие указания, данные при постановке задачи на атаку, будут соответствовать конкретной обстановке в момент нанесения удара;

б) насколько подробно командиры, производившие доразведывание, смогут или успеют передать атакующей группе (хотя бы командирам подразделений и звеньев) последние данные о цели, уточнить задачу и принять соответствующий боевой порядок;

в) насколько противник сумеет или успеет использовать условия местности и в каком порядке фактически окажутся расположены объекты атаки;

г) количества средств ПВО, огневой мощи и расположения их;

д) насколько быстро командиры подразделений, подходя к цели на бреющем полете, сумеют разобраться и оценить обстановку, принять наиболее соответствующее конкретной обстановке решение и быстро осуществить его вместе с подчиненным им летным составом, рационально и полностью использовать данную боевую зарядку, проявляя разумную инициативу в пределах общей задачи, не мешая действовать остальным подразделениям или звеньям и предотвращал самопоражение штурмовиков.

Штурмовой удар наносится, как правило, одним заходом, с расчетом израсходовать всю боевую зарядку атакующей группы и поразить всю цель или, по крайней мере, основные объекты ее, от которых зависят боеспособность и дальнейшая деятельность данной цели. Необходимо иметь в виду, что развороты для последующих заходов на цель требуют значительного времени и при них теряется внезапность, а противник после неудачного, малоэффективного первого захода (удара) может оказаться достаточно устойчивым, принять меры к укрытию и самозащите и привести в действие против штурмовиков все свои огневые средства. Поэтому повторные заходы на цель допускаются лишь при удачной первой атаке и если объект атаки располагает слабыми средствами ПВО. [128]

Заход для атаки войск на походе, как правило, выгоднее совершать с тыла (с хвоста колонны) с расчетом поразить главные силы, ибо авангарды и охраняющие части всегда более рассредоточены и менее уязвимы.

Если первая атака произведена неудачно и у штурмовиков окажется не израсходованными более 30% боевой зарядки, а противник недостаточно потрясен и сохранил огневую мощь ПВО, то штурмовики обязаны выходить на запасную цель и атаковать ее оставшимися средствами поражения. В тех случаях, когда у штурмовиков окажется неизрасходованным по каким-либо причинам незначительное количество средств поражения, не превышающее 30% всей боевой зарядки, оставшиеся средства поражения должны быть использованы для атаки войск или тыловых органов, встречающихся по пути при возвращении на аэродром. Вся боевая зарядка должна быть безусловно использована для поражения противника, за исключением патронов, которые после атак основной или запасной цели оставляются в размере не менее 10% от боевого комплекта для ведения активной самообороны при уходе от цели и возвращении на аэродром.

При недостатке штурмовых сил или же при недостаточном успехе первого удара целесообразно производить повторные атаки, через неравномерные промежутки времени, с целью обеспечить внезапность каждой атаки. Многократными нападениями штурмовики держат цель под ударом длительное время, задерживают и отвлекают противника от выполнения им своей основной задачи, изматывают его, подавляют морально и тем усиливают степень поражения. Последовательными повторными штурмовыми атаками возможно достигнуть не только вывода данного объекта из строя на более или менее длительный период, но достигается и наиболее мощное поражение противника, а иногда и полное уничтожение атакуемой цели.

Во всех случаях, когда атакующая штурмовая группа (или часть ее) уже вступила в огневое соприкосновение с объектом атаки, никто из командиров и воздушных бойцов не имеет права уклоняться от боя, независимо от обстановки и огневой мощи ПВО, если даже преимущества окажутся на стороне противника. В данном случае командиры обязаны принимать все зависящие от них меры к сокращению времени нанесения [129] удара (увеличить скорость, избегать поворотов, зигзагов и т. д.) и энергично, в упор атаковать огневые точки ПВО впереди идущими звеньями, особенно сковывающей группой (если таковая выделена), для обеспечения нанесения удара сзади идущим звеньям или ударным группам. Уклонение от боя влечет за собой не только невыполнение штурмовиками поставленной им боевой задачи, но и увеличивает потери штурмовиков, ибо на развороты требуется значительное время, уменьшается горизонтальная скорость самолетов, и штурмовики вынуждены бездействовать в сфере действительного огня противника.

2. Штурмовая атака различных объектов

Ниже приводятся основные правила атаки главнейших объектов, подавляемых штурмовой авиацией. Не упомянутые, но могущие подвергаться штурмовому удару объекты атакуются аналогично с тем или иным основным объектом, примерно, однородным по своим тактико-техническим свойствам и размерам.

а) Атака пехоты. При атаке пехоты на походе на открытой или среднепересеченной местности надо ожидать, что она, в предвидении налета авиации, в большинстве случаев будет двигаться в расчлененных порядках по дороге или вне дорог; приданные же к ней артиллерия и боевой обоз, как правило, двигаются по дороге. При появлении штурмовиков пехота по возможности еще более рассредоточивается. Люди в зависимости от условий местности ложатся в канавы, ямы, борозды и т. д. или же забегают отдельными, как правило, взводными группами в лес, кустарник или под другие укрытия. В редких случаях, при некоторых условиях местности, пехота встретится в компактных колоннах на дороге.

В тех случаях, когда штурмовики при подходе к цели увидят рассредоточенные, мелкие группы пехоты на дороге и вне дороги, командир атакующего штурмового подразделения (части) подает команду (по радио или сигналами) командирам звеньев принять боевой порядок клина или змейки из звеньев в зависимости от ширины походного порядка пехоты, с учетом возможного рассыпания людей, и все впереди идущие звенья еще до выхода над целью с дальних дистанций [130] открывают огонь из пулеметных батарей. При выходе над целью ведущее звено проходит по центру, сбрасывая бомбы групповым способом по встречающимся на оси маршрута каждого звена группам людей, артиллерии или боевого обоза, а ведомые звенья — соответственно по сторонам. Если цель окажется узкой и длинной, то сзади идущие звенья принимают боевой порядок змейки из звеньев, с уступами по горизонтали и вертикали (с целью уменьшить глубину боевого порядка); по израсходовании боевой зарядки впереди идущими звеньями ведомые звенья продолжают атаку групп пехоты последовательными сериями и следят, чтобы какая-либо группа пехоты не осталась не покрытой бомбами. При наличии сковывающей группы звенья, выделенные для подавления огневых точек ПВО, идут по сторонам на уровне с ведущим звеном или опережая его на 50–100 м, и ведут огонь из пулеметных батарей по огневым точкам или группам людей, обстреливающим штурмовиков. Резкое изменение направления и перекрещивание курсов полета звеньев не допускается. Если ведущий не успеет подать соответствующих команд или сигналов, то ведомые звенья обязаны самостоятельно принимать наиболее целесообразный боевой порядок при данных условиях, увеличивая или уменьшая дистанции и интервалы соотвественно форме и размерам цели.

При атаке пехоты на походе в условиях пересеченной, лесисто-болотистой или горной местности следует ожидать встречи более сосредоточенных войск, двигающихся, как правило, по дорогам в походных колоннах. При появлении штурмовиков колонны принимают меры к рассредоточению.

Однако, в данных условиях местности штурмовики, как правило, подходят внезапно, и за короткий период времени подразделения успевают недалеко отбежать от дороги и остаются в пределах 60–100 м, что не превышает ширины строя звена, а на дороге остаются лишь артиллерия и боевой обоз.

Застигая пехоту в компактных походных колоннах, штурмовики принимают боевой порядок колонны или змейки из звеньев. Ведущие самолеты звеньев проходят по дороге, ведя пулеметный огонь и сбрасывая бомбы по группам, оставшимся на дороге, а ведомые — соответственно по сторонам. Если на дороге не осталось объектов или же все войска свернули в одну сторону от дороги, то ведущий уклоняется в соответствующую [131] сторону, с расчетом, чтобы все три самолета звена прошли над войсками. В зависимости от компактности колонны бомбометание производится последовательными сериями (звено за звеном) площадным или групповым способом, а при укрытии пехоты в лесу, как правило, площадным способом, вдоль дороги или по опушке леса, где укрылась пехота. Если при атаке узких и длинных походных колонн пехоты атакующая группа штурмовиков включает в себя более 5 звеньев, то при выходе на цель звенья выстраиваются в пеленг, выходят над целью последовательно по одному звену и, таким образом, покрывают бомбами всю колонну.

Пехота, расположенная на месте (в резерве, на биваке и т. д.), окажется, в большинстве случаев, хорошо укрытой, замаскированной и прикрытой средствами ПВО. Расположение ее к моменту нанесения штурмового удара не будет сколько-нибудь значительно разниться с данными разведки или доразведывания. Удар, как правило, наносится площадным способом, и штурмовики обязаны лишь выполнить указания, данные им при постановке задачи, действовать, используя различные демаскирующие признаки, и покрыть бомбами всю площадь, занимаемую пехотой по длине и ширине.

Наиболее уязвимой является пехота, застигнутая в пунктах сбора или скопления (посадка и высадка из железнодорожных эшелонов и автотранспорта, привал и т. п.). Штурмовики в данном случае принимают боевой порядок соответственно размерам цели, как правило, клин или змейку из звеньев, и покрывают каждую группу пехоты огнем из пулеметных батарей и бомбами площадным или групповым способом.

Примерные порядки атаки пехоты показаны на рис. 8, 9, 10, 12 и 13.

б) Атака конницы. Штурмовая атака конницы существенно не отличается от атаки пехоты. Конница на походе в момент нанесения штурмового удара способна рассредоточиться быстрее, чем пехота, но она менее способна применяться к местности. Лошади пугаются самолетов, идущих на бреющем полете, а тем более с пулеметной стрельбой, и нередко беспорядочно разбегаются во все стороны. Поэтому штурмовики при атаке конницы на походе должны принять, как правило, клин из звеньев с увеличенными интервалами, расстреливать рассыпавшуюся конницу из пулеметов и сбрасывать бомбы с увеличенными [132] интервалами серии, ибо при атаке конницы радиус надежного поражения бомбы значительно, по сравнению с пехотой, увеличивается. Такой же способ нанесения удара применяется при атаке конницы в районах сбора и скопления.

Конница, расположенная в лесу, в населенном пункте или под другими укрытиями, имеет больше демаскирующих признаков, чем пехота (коновязи, водопой и т. д.). Лошади у коновязей располагаются кучно, соответственно организационным подразделениям (взвод, эскадрон). Коновязи легче обнаруживаются с бреющего полета и более уязвимы, чем расположение [134] людей; поэтому штурмовики при атаке конницы в этих условиях принимают боевой порядок клина из звеньев, атакуют отдельными впереди идущими звеньями группы коновязей, а последующие огневые группы атакуют расположение людей, как правило, площадным способом.

Если штурмовики застигают табун лошадей на пастбище вблизи расположения конницы, то звенья, предназначенные для атаки групп коновязей, обязаны атаковать лошадей, а остальные звенья выходят на расположение людей. При случайном выходе штурмовиков на табун численностью не менее 50 лошадей, при следовании по маршруту или при атаке других целей, впереди идущие звенья обязаны, если на это было дано разрешение старшим начальником, атаковать лошадей пулеметным огнем.

в) Атака артиллерии. Для подавления артиллерии штурмовой удар должен быть рассчитан как на вывод из строя орудий, зарядных ящиков и тяговой силы (лошади, тягачи, тракторы, автомобили и т. д.), так и на поражение личного состава.

Артиллерия на походе, в составе общевойсковых боевых порядков или при движении отдельно, как правило, в большей степени связана с дорогами, чем пехота или конница. Батарея как организационное подразделение двигается достаточно сосредоточенно. Однако, в предвидении налета авиации или непосредственно в момент нанесения штурмового удара отдельные орудия и зарядные ящики могут свернуть с дороги и [135] рассредоточиться; личный состав может разбежаться по сторонам, оставляя материальную часть. При атаке артиллерии в сосредоточенных походных порядках штурмовики принимают боевой порядок звеньев, покрывающий по ширине походную колонну, с учетом возможного рассредоточения личного состава (звено в клину или змейке), шириной по фронту в зависимости от ширины цели (60–80 м) и сбрасывают бомбы по возможности с короткими интервалами серий, с целью усиления поражения. При атаке артиллерии в рассредоточенных походных порядках или в движении при перемене огневых позиций звенья штурмовиков последовательно проходят над каждым отдельным объектом или группой их и каждый самолет сбрасывает по 2–3 бомбы на отдельный объект, соответственно увеличивая количество бомб при расположении нескольких объектов (орудий, зарядных ящиков) группами, на близких дистанциях.

Батарея на огневой позиции (расположение материальной части и орудийного расчета) занимает площадь: по фронту около 100–150 м и в глубину — 40–80 м, что при выходе [136] штурмовиков на батарею с фланга не превышает длины надежно поражающей серии бомб на самолете и ширины боевого порядка звена в клину. Поэтому штурмовой удар по батарее на огневой позиции наносится площадным способом, из расчета одно звено на батарею.

Батареи на огневых позициях в блиндажах или в орудийных окопах трудно уязвимы с воздуха.

При нанесении штурмового удара по артиллерийской части, расположенной на стоянке или отдыхе, командиры подразделений и звеньев, используя демаскирующие признаки, обязаны атаковать объекты с таким расчетом, что поразить парк материальной части (орудия и зарядные ящики), расположение людей и отделений тяги (лошади, тракторы, тягачи), применяя в зависимости от расположения объектов групповой или площадной способ поражения.

Примерные порядки атаки штурмовиками артиллерии показаны на рис. 14, 15 и 16.

г) Атака моторизованных частей и автоколонн. При атаке моторизованных или других частей, перебрасываемых на автомобилях, штурмовой удар наносится с расчетом поразить как войска, так и машины. К моменту нанесения штурмового удара моторизованные части (автоколонны) могут оказаться в походных порядках, на машинах в движении или же на отдыхе, в районах посадки или высадки из машин, когда войска расположены отдельно от машин.

Автоколонна на походе при налете штурмовиков, как правило, прекращает движение, чтобы избежать столкновения машин и катастроф, могущих произойти от поражения машин на ходу. Люди соскакивают с машин и рассыпаются по команде, применяясь к местности, а машины остаются на дороге. Учитывая внезапность подхода штурмовиков к автоколонне (движение, шум автомашин, плохая связь в колонне), разбег людей в стороны обычно не превышает 60–100 м, т. е. не превышает нормальной ширины боевого порядка звена, а могут быть случаи, когда люди не успеют рассыпаться (нужно остановить машины, соскочить с них и укрыться от огня пулеметных батарей штурмовиков) или же отбегут на незначительное расстояние и залягут вокруг машин. Следовательно, автоколонна представляет длинную, но узкую (шириною примерно 50–100 м) цель, причем в зависимости от [138] дистанции между машинами в момент нанесения штурмового удара цель может оказаться сплошной или с разрывами (дистанции между машинами или группами машин).

При подходе к автоколонне на походе (желательно с головы колонны, против движения, с целью остановить головные машины и сократить дистанции между машинами и длину всей колонны) подразделения или огневые группы штурмовиков принимают боевой порядок: пеленга из звеньев, змейки или колонны, и действуют так же, как и при атаке пехотных колонн. Если дистанция между машинами и группами рассыпавшихся людей превышает диаметр надежного поражения применяемых бомб, то каждый самолет сбрасывает по каждой машине [139] и людям вокруг нее по 2–3 бомбы (звено дает 6–9 бомб) и переходит на следующую машину, а если дистанции окажутся равными или меньшими диаметра надежного поражения, то бомбы сбрасываются непрерывной серией. [140]

Атака моторизованных частей на стоянке и при посадке или высадке из машин, когда люди расположены отдельно от машин, производится на общих основаниях с пехотой, расположенной на месте, причем головные подразделения или огневые группы штурмовиков обязаны наносить удар по войскам, а сзади идущие — по автомашинам, применяя соответственно площадной или групповой способ поражения.

Примерные порядки атаки штурмовиками автоколонн показаны на рис. 17, 18 и 19.

д) Атака танков. При атаке танков необходимо учесть следующие, присущие им, характерные особенности:

1. Танки (бронемашины) имеют малые размеры и трудноуязвимую материальную часть, вследствие чего радиус надежного поражения бомб незначителен; поэтому требуется вокруг каждого танка густо покрыть бомбами такую площадь, из которой он за время действия замедлителя выйти не успеет; прямое попадание в танк бомбы с замедлителем существенного значения не имеет, потому что бомба брони не пробивает, а отскакивает, скатывается в сторону на несколько метров и взрывается по истечении периода замедления. При атаке танков на месте некоторые бомбы могут «подлезть» под них, или танк, двигаясь, может «налезть» на бомбу, и тогда, как правило, обеспечено полное разрушение танка.

2. Танки применяют рассредоточенные походные, предбоевые и боевые порядки, интервалы и дистанции между ними в большинстве случаев превышают диаметр надежного поражения бомб, а иногда также превышают размеры необходимой площади, покрываемой бомбами вокруг танка для надежного поражения его. Поэтому при нанесении штурмового удара целесообразно применять одиночный способ поражения, дабы одним и тем же количеством штурмовиков поразить большее количество танков, избегая излишнего расхода бомб на покрытие интервалов и дистанций между танками.

Применение группового или площадного способа поражения целесообразно, когда танки компактно расположены на стоянке или в пунктах погрузки и выгрузки из железнодорожных эшелонов и т. п.

3. В момент нанесения штурмового удара танки, как правило, движения не прекращают, а наоборот, могут ускорить [141] его, одновременно рассредоточиваясь. Поэтому необходимо применять самые короткие периоды замедления (конечно, с учетом безопасности для штурмовиков, сообразуясь с фактической скоростью самолетов, предельным разлетом осколков применяемых бомб и глубиной боевого порядка атакующей штурмовой группы) и наносить удар небольшими подразделениями в широком боевом порядке, эшелонируя штурмовые группы по времени.

4. Учитывая скольжение бомб, целесообразнее атаковать танки по направлению их движения.

5. Танки, двигаясь как по дороге, так и вне дорог, плохо применяются к местности и оставляют хорошо заметные с бреющего полета следы, поэтому их легко найти, если даже они в момент нанесения штурмового удара успеют зайти в опушку леса или в кустарник.

Быстроходность и способность двигаться вне дорог позволяют танкам, за период от постановки задачи штурмовикам и вылета их до момента удара и даже после доразведывания, значительно переместиться и изменить свое взаимное расположение. Поэтому штурмовики непосредственно при подходе к цели принимают широкий боевой порядок, чему наиболее соответствует клин или пеленг звеньев, так как такой боевой порядок штурмовиков обеспечивает возможность наносить удар группой, имея сравнительно короткий период замедления взрыва бомб. Но если танки окажутся сосредоточенными на незначительной площади по ширине и длине, то звенья, оставшиеся за пределами цели, при первом заходе бомб не сбрасывают, а заходят вторично на танки после разрывов бомб, сброшенных головными звеньями, и атакуют оставшиеся не пораженными танки.

Если атака танков в походной колонне производится последовательно, то штурмовики при выходе на цель принимают боевой порядок пеленга из звеньев (звенья в клину). Ведущее звено выходит на колонну, причем ведущий самолет звена проходит вертикально над танками, а ведомые в строю клина с интервалами 10–20 м и в зависимости от дистанций между отдельными танками сбрасывают бомбы: сплошной серией площадным способом, если дистанции между танками не превышают 50–60 м; прерывистой серией — групповым способом, если танки движутся группами и когда дистанции [143] между танками в каждой группе не превышают 50–60 м, а между группами танков дистанции превышают 60 м; каждый самолет сбрасывает серии по 3–4 бомбы на танк одиночным способом, если дистанции между отдельными танками превышают 50–60 м. Интервалы серий во всех случаях должны быть равными диаметру надежного поражения применяемых бомб, а если танки расположены сосредоточенно, с дистанциями, не превышающими 10–20 м, с целью усиления поражения интервалы серий следует соответственно сократить, доводя иногда до технически возможного минимума. Таким образом, вокруг каждого танка создается надежно поражаемая площадь, из которой он не успевает выйти за время действия замедлителей взрывателей ни при движении по прямой, ни при разворотах в любую сторону. Звено, сбросившее все бомбы, резко уходит от цели в сторону, обратную пеленгу, а его место занимает следующее звено, поражая танки в таком же порядке. При атаке танков, рассредоточенных на площади, атакующее подразделение или группа штурмовиков принимает боевой порядок клина или пеленга из звеньев, и каждое звено атакует танки перед собой, увеличивая или сокращая дистанции между звеньями, в зависимости от расположения танков, но не пересекая курсы полета и не мешая действовать другим звеньям. Способ поражения в данном случае применяется, так же как и при атаке танков в колонне, площадной, групповой или одиночный, в зависимости от фактического расположения танков и дистанций между ними. Если танки рассредоточены, но стоят на месте, то каждый самолет сбрасывает на танк только по 2 бомбы (или звено 6 бомб), что также обеспечивает его поражение. Однако, атака рассредоточенных [144] танков на месте, а тем более в движении, одиночными самолетами не гарантирует их поражения.

При атаке танков (как в движении, так и на месте) несколькими подразделениями или группами штурмовиков, а также отдельными звеньями, эшелонированными по времени, последующие группы или звенья атакуют танки, не покрытые бомбами предыдущих, определяя это по воронкам от разрывов бомб вокруг ранее пораженных танков и по другим признакам.

Атака танков, расположенных компактно на месте, производится площадным способом, с возможно короткими интервалами серий или сериями залпов (по 2 бомбы). Звенья, не успевшие сбросить по танкам свои бомбы при первом заходе из-за малоразмерности занимаемой танками площади или же в силу необходимости сократить глубину боевого порядка штурмовиков (короткие периоды замедления), обязаны произвести повторные заходы на цель после взрывов бомб, сброшенных при предыдущем заходе.

Примерные порядки атаки танков показаны на рис. 20, 21, 22 и 23.

е) Атака аэродромов. Атака постоянных (мирного времени) аэродромов производится по расчетам, произведенным перед вылетом на общих основаниях атаки стационарных объектов. [146]

На полевых аэродромах самолеты, личный состав, склады боеприпасов, горючего, технического имущества, походные мастерские и т. д. с целью маскировки и укрытия от воздушного нападения могут быть расположены различно, в зависимости от условии местности. Они, как правило, располагаются рассредоточенно и могут часто менять свое место.

Самолеты на земле представляют хрупкую, легко уязвимую цель, занимают большую площадь, их трудно замаскировать или укрыть в лесу, а поэтому они, как правило, располагаются рассредоточенно по организационным подразделениям авиачасти (по 6–10 самолетов). Самолеты могут быть рассредоточены также и внутри подразделения, но лишь в пределах, обеспечивающих управление, техническое обслуживание и боевое питание подразделения. Соответственно расположению самолетов и поблизости к ним располагаются также и органы боевого питания, а в летнее время и личный состав. Зимой личный состав может быть расположен в ближайшем населенном пункте или в специальных казармах, или в землянках в районе аэродрома. Однако, все эти объекты в период боевой деятельности аэродрома находятся в действии и, несмотря на различные способы маскировки, имеют целый ряд демаскирующих признаков, хорошо заметных с бреющего полета (дороги, тропинки, следы от костылей или лыж, маск-сети, палатки, постройки, навесы, землянки и т. д.).

Важнейшей задачей при атаке аэродромов является уничтожение самолетов, летного и технического состава. Поэтому первыми выходят на цель те группы штурмовиков, которые предназначены для поражения материальной части и личного состава. Независимо от имеющихся заранее общих разведывательных данных и данных специально организованной разведки аэродромов — «слежки» за воздушным противником (разведчики сопровождают и следят за посадкой самолетов противника при их возвращении), к моменту нанесения штурмового удара самолеты могут оказаться в основном в следующих положениях: 1) в местах стоянки на окраинах аэродрома обычно замаскированными; 2) около мест стоянки или на предварительном старте подготовленными к вылету или в процессе подготовки; 3) частично в воздухе и частично на земле; 4) все исправные в воздухе (вылетели по заданию или по воздушной тревоге), а неисправные на земле. [147]

При атаке аэродрома головное подразделение штурмовиков выходит и атакует самолеты, находящиеся на летном поле, а остальные подразделения (группы), используя демаскирующие признаки, выходят и атакуют самолеты и личный состав на укрытых местах стоянок. В тех случаях, когда на летном поле или предварительном старте окажется около 30 или более самолетов, а у известных вероятных мест стоянки явных признаков наличия самолетов нет, то все подразделения, предназначенные для поражения материальной части, выходят на обнаруженные самолеты, принимая боевой порядок соответственно площади, занимаемой самолетами и личным составом противника, и атакуют их, применяя площадной или групповой способ поражения; подразделения же, предназначенные для поражения складов и органов боевого питания, выходят и атакуют свои цели по назначению.

Если при подходе к аэродрому самолетов на летном поле не обнаружено, то все подразделения штурмовиков, предназначенные для поражения материальной части и личного состава, пользуясь демаскирующими признаками, атакуют самолеты и людей на местах стоянки, применяя площадной или групповой способ поражения, а за ними предназначенные для этого подразделения производят атаку складов и баз. Но если самолетов на местах стоянки не окажется, то все подразделения (группы) атакуют расположение личного состава, склады, базы и центры управления, с целью уничтожить обслуживающий персонал и боеприпасы и тем самым ослабить деятельность ВВС на определенный период и выиграть время.

В тех случаях, когда сведений об аэродроме противника недостаточно и нет гарантии в необходимый срок застигнуть и уничтожить самолеты противника на земле или уничтожить материальную базу, можно заставить противника перегруппироваться повреждением летного поля и этим выиграть время.

Повреждение летного поля производится площадным бомбардированием (или минированием). Однако, необходимо учесть, что повреждение летного поля лишь затрудняет, но не исключает возможности вылета самолетов, находящихся на земле, а самолеты, находящиеся в воздухе, могут сесть на запасном аэродроме. [148]

ж) Атака железнодорожных объектов. На штурмовую авиацию возлагаются задачи атаковать самые различные железнодорожные объекты, как то: железнодорожные узлы, станции, склады, сооружения, перегоны, поезда на ходу, железнодорожные мосты и т. д. Однако, с точки зрения нанесения штурмового удара среди них особо выделяются только железнодорожные перегоны, поезда на ходу и мосты. Именно эти объекты мало уязвимы при действиях со средних или больших высот. Атака остальных железнодорожных объектов производится на общих основаниях атаки стационарных заранее известных и легко обнаруживаемых с бреющего полета крупных объектов.

Атака железнодорожных перегонов. Для увеличения вероятности прямых попаданий в пути и исходя из того, что восстановление одного и того же количества повреждений (воронок), расположенных на большом участке дороги, занимает больше времени и прекращает движение на больший срок, чем при кучном их расположении, атака железнодорожных перегонов производится следующим способом: звено (звенья) подходит к атакуемому участку на бреющем полете, в строю пеленга; ведущий самолет выходит вертикально над дорогой и сбрасывает бомбы серией, с интервалами в несколько секунд (в зависимости от длины атакуемого участка и заданной степени поражения), чтобы покрыть бомбами большее расстояние; при этом бомбардир сбрасывает каждую бомбу только тогда, когда убедится, что самолет находится вертикально над дорогой. По сбрасывании всех бомб самолет уходит в сторону, обратную пеленгу, а его место занимают последовательно остальные самолеты, действующие таким же образом.

Если на атакуемом перегоне встречается воинский поезд, то штурмовики, подходя к нему, обязаны сократить интервалы серии бомб, особенно впереди и над поездом, с целью нанести большие повреждения пути и вызвать крушение поезда, ибо катастрофа, помимо прямого материального ущерба противнику, загромождает дорогу и прекращает движение на более длительный срок. Кроме того, штурмовики обязаны обстрелять встретившийся поезд из пулеметных батарей или турельных пулеметов, с целью поразить живую силу. Бомбардирование [149] железнодорожных мостов на атакуемых перегонах без особого на то задания не производится.

Атака воинских поездов на ходу. В тех случаях, когда штурмовикам поставлена задача уничтожить поезд на ходу (в том числе и бронепоезда), атакующая группа по расчету времени и данным доразведывания выходит в район ожидания в непосредственной близости к участку атаки. При появлении поезда ведущее звено выходит на поезд в строю кильватера (против хода или по ходу), открывает огонь из пулеметных батарей и сбрасывает бомбы с минимально короткими интервалами серий, обращая особое внимание на разрушение пути непосредственно впереди поезда, с целью вызвать катастрофу или остановить поезд. Непосредственно после взрыва бомб первого звена остальные звенья поочередно выходят на потерпевший крушение или остановившийся поезд и в строю кильватера или сомкнутой змейки сбрасывают бомбы серией залпов по 2 бомбы, с целью уничтожить материальную часть и перевозимый груз. Если в поезде окажется значительное количество живой силы и люди после крушения или остановки поезда рассыпаются, то они обстреливаются из пулеметных батарей еще и вторичным заходом, после разрывов бомб.

Атака железнодорожных мостов. Мосты являются наиболее трудноуязвимыми объектами, ввиду их прочности и стойкости и сравнительно малых размеров. Для уничтожения железнодорожного моста важно разрушить как ферму, так и устои. Для надежного разрушения фермы моста требуются специальные бомбы, зависающие на решетке фермы, так как обычные авиабомбы могут лишь случайно [150] остаться на полу между рельсами. Разрушение устоев моста требует мощного взрыва у их фундамента. Важные железнодорожные мосты обычно прикрыты сильными средствами ПВО, и при атаке их требуется крупная сковывающая группа штурмовиков (2–3 звена). Для атаки крупного моста выделяется 4 звена штурмовиков: два — для подавления ПВО, два других — для разрушения фермы и устоев. Звенья, предназначенные для разрушения фермы, проходят в колонне на бреющем полете вдоль моста и в зависимости от его длины сбрасывают бомбы залпом или серией залпов; каждое звено против отдельного устоя сбрасывает бомбы залпом. Если разрушение моста при первой атаке не достигнуто, высылается следующая группа штурмовиков, и повторные атаки производятся в таком же порядке.

Примерные порядки атаки железнодорожных перегонов, поездов на ходу и мостов показаны на рис. 24, 25 и 26.

з) Атака объектов морского флота. Атака легких кораблей морского флота у берегов и в момент высаживания морского десанта производится одиночным способом. Атакующая группа [151] штурмовиков на бреющем полете идет в строю клина, открывает огонь из пулеметных батарей с дальних дистанций, с целью поразить людей на палубах и подавить ПВО. Выходя над целью, каждое звено в сомкнутом строю клина или змейки проходит над отдельными кораблями и сбрасывает по каждому кораблю серию залпов по 2 бомбы, с расчетом прямого попадания в палубу.

Атака морского десанта проводится на общих основаниях атаки пехоты.

и) Атака различных стационарных объектов. Штурмовая атака стационарных объектов выполняется по произведенным перед вылетом расчетам и в заранее установленном порядке. Однако, выполняя указания, полученные при постановке задачи на атаку, командир и все воздушные бойцы обязаны проявлять инициативу и принимать все зависящие от них меры к усилению степени поражения цели посредством точного выхода над отдельными, наиболее важными объектами, избегая сбрасывания бомб на пустом пространстве (между отдельными объектами общей цели) и сокращая интервалы серии бомб при проходе над более важными объектами.

к) Атака органов войскового тыла, боевого питания и прочих объектов. Атака органов войскового тыла, боевого питания и прочих объектов производится по аналогии с атакой подвижных тактических или стационарных объектов, сходных с ними по размерам, форме и характеру; главное внимание обращается на уничтожение материальной части, боеприпасов и различных сооружений; попутно поражается также и живая сила.

Дальше