Основы применения штурмовой авиации в бою и операции
1. Основы оперативно-тактического использования штурмовой авиации
Назначение и оперативно-тактическое использование того или иного рода боевой авиации определяются боевой ее мощью и тактико-техническими свойствами вооружения.
Основная особенность штурмовой авиации заключается в том, что она способна эффективно подавлять тактические объекты (войска и технические средства борьбы), значительно менее уязвимые другими родами боевой авиации. Поэтому штурмовая авиация является основным средством подавления этих объектов с воздуха, но она может наносить мощные удары также и по различным другим объектам, особенно по целям малого размера (ж.-д. полотно, мосты, поезда, корабли и т. д.), уязвимость которых при действиях с высоты резко падает.
Однако, необходимо учесть, что штурмовая авиация способна наносить мощный и решающий удар лишь по целям и объектам, расположенным открыто и массированно, а штурмовые действия по рассредоточенным и укрытым боевым порядкам войск и огневым их точкам мало эффективны. Штурмовая авиация также не может вести непрерывный, методический и продолжительной огонь по всей системе расположения войск противника или даже по ограниченному его участку. Поэтому применение штурмовой авиации в пределах досягаемости огневыми средствами наземных войск (т. е. в пределах поля боя) и по объектам, уже принявшим боевой порядок или ведущим бой, как правило, нецелесообразно. Это по существу приводит к замене штурмовиками огневых средств наземных войск, без достижения необходимого боевого эффекта и при крупных потерях штурмовиков. Применение штурмовиков в пределах поля боя допускается лишь в исключительных условиях обстановки для оказания содействия наземным войскам в критические моменты [64] боя и когда хотя бы кратковременный перевес на данном участке и подавление отдельных объектов могут существенно повлиять на ход или исход боя.
Наиболее мощный боевой эффект достигается при использовании штурмовой авиации для подавления объектов, влияющих или могущих повлиять на ход и исход боя или операции, но еще не принявших боевых порядков и не введенных в бой (на походе, в резерве, на биваке, на отдыхе и т. д.). Такие объекты обычно встречаются за пределами поля боя, когда воздействие на них огневыми средствами других родов войск невозможно по месту и времени. При таком использовании штурмовой авиации достигается удар по всей тактической и оперативной глубине противника. Глубокие удары с воздуха, в тактической или оперативной связи с действиями наземных войск, истощают боевые средства противника, затрудняют или даже исключают возможность сосредоточивать и наращивать силы для противодействия нашим ударным группировкам и препятствуют накапливанию сил противника на участках и в районах, где это невыгодно по оперативному замыслу нашего командования. При данных условиях штурмовики не заменяют, а дополняют огневые средства наземных войск. Многократными и последовательными штурмовыми ударами, хотя и по отдельным объектам, но по единому, целеустремленному плану, можно достигнуть известной систематичности (методичности) огня штурмовой авиации. В этих условиях штурмовая авиация становится более самостоятельной боевой силой, способной планомерно выполнять ответственные боевые задачи в интересах боя или операции, проводимых общими усилиями всех родов войск. Известной систематичности штурмовых ударов можно достичь только при массировании штурмовой авиации на данном участке (направлении) в руках начальника, направляющего усилия штурмовиков туда, откуда грозит опасность, и для подавления объектов, имеющих важнейшее значение в данной конкретной обстановке. Если же штурмовая авиация распыляется и переподчиняется многочисленным начальникам, то она будет наносить отдельные мало согласованные и не целеустремленные удары. Кроме того, при действиях мелкими частями еще более осложняются и без того сложные базирование и боевое питание, связь и управление штурмовой авиацией. [65]
В зависимости от наличия штурмовых сил и средств и от боевой обстановки штурмовая авиация также может быть использована при ведении самостоятельных воздушных операций в пределах радиуса действия состоящих на вооружении штурмовых самолетов.
Наиболее мощные удары и решающий успех в современном бою достигаются взаимодействием различных родов войск и огневых средств. Различаются два основных вида взаимодействия авиации с наземными войсками, или различных родов авиации между собой: а) тактическое взаимодействие и б) оперативное взаимодействие.
Тактическое взаимодействие различных родов войск достигается такой организацией их боевой деятельности, когда войска могут подавлять различные по характеру и расположению объекты, одновременно или же в разное время, но в рамках общего плана боя, для достижения усилиями общевойскового соединения единой конечной цели. Оно может осуществляться войсками, находящимися в подчинении командиров корпусов, и средствами, находящимися в непосредственном подчинении командования армии (подчинение одному начальнику не обязательно).
При тактическом взаимодействии штурмовой авиации с наземными войсками, как это явствует из изложенных выше боевых свойств и основ боевого применения штурмовиков, достигается наиболее мощный боевой эффект.
Оперативное взаимодействие отличается от тактического большей свободой в выборе отдельных точек удара по времени и месту, большей глубиной действий в масштабе и в интересах операции в целом.
Авиация, а также и другие роды войск, находящиеся в непосредственном подчинении командования армии, могут применяться и в оперативном и в тактическом взаимодействии с корпусами или дивизиями.
Штурмовая авиация сохраняется, как правило, в непосредственном распоряжении командования армии. В зависимости от обстановки командование армии применяет ее в интересах боя или операции в целом.
При распределении и расстановке штурмовых сил и постановке им боевых задач командованию необходимо учитывать следующие основные положения: [66]
1. Существенного или решающего влияния на ход и исход боя или операции можно достигнуть только массированным применением штурмовиков.
2. Для истощения боевой мощи противника и окончательного разгрома его в большинстве случаев выгоднее нанести решающий удар по меньшему количеству основных объектов, чем слабый удар по многочисленным, но имеющим второстепенное значение целям. Кроме того, чем мощнее штурмовой удар и сильнее степень поражения объекта атаки, тем меньше уязвимость штурмовиков и меньше потери их.
3. Противник производит свои действия, создает укрепления и опорные пункты, располагает резервы, сосредоточивает ударные группировки или подтягивает подкрепления и свежие силы и организует боевое питание (тыл) независимо от границ и полос действия наших войсковых соединений. Поэтому в пределах сравнительно узкой полосы (например, в полосе действий стрелкового корпуса, особенно при наступлении его на обороняющегося противника) не всегда возможно полное и эффективное использование штурмовой авиации, ибо противник может наращивать свои силы, обходить фланги или выходить в тыл нашим частям с любого направления.
4. Применение штурмовиков мелкими частями или подразделениями по многочисленным и мелким объектам в большинстве случаев приводит к распылению сил и средств, изматывает летный состав, не достигая существенного боевого эффекта. Малочисленным штурмовым группам трудно захватить инициативу в бою, подавить огневую мощь ПВО противника и одновременно нанести нужное поражение объекту атаки. Кроме того, не всегда штурмовой удар может быть приурочен к наиболее выгодным условиям по месту и времени, ибо малочисленные силы могут оказаться израсходованными или доведенными до предельной нормы их боевой работы, и между атаками одних и тех же экипажей потребуется значительный перерыв во времени.
Сосредоточение штурмовой авиации в распоряжение армейского командования не исключает, а, в зависимости от обстановки, предусматривает постановку задач и действия штурмовиков на определенный период в интересах того или иного общевойскового соединения, входящего в состав армии. Для обеспечения наиболее тесного и плодотворного взаимодействия [67] командиры войсковых соединений, которым по приказу командарма содействуют штурмовики, и командиры штурмовых частей обязаны согласовать свои действия.
Заблаговременно или в процессе боя, по мере выяснения или изменения обстановки, командиры войсковых соединений обращаются к начальнику, которому подчинены штурмовики, с просьбой оказать им ту или иную поддержку штурмовыми действиями. А если оказание необходимой поддержки не выходит за пределы общей задачи, поставленной войскам и штурмовикам, то они обращаются непосредственно к командиру содействующих штурмовиков, а последний принимает все зависящие от него меры к лучшему выполнению поставленных задач.
При наличии достаточных штурмовых сил распоряжением командования армии некоторые штурмовые части могут придаваться для тактического взаимодействия с наземными войсками во временное оперативное подчинение командирам корпусов, действующих на ответственных направлениях армии, или же командирам мото-механизированных частей кавалерийских соединений, предназначенных для использования успеха после прорыва фронта, совершающих рейд или брошенных для ликвидации противника, рейдирующего в нашем тылу.
С точки зрения техники выполнения штурмовых действий, изучения объектов атаки и местности района действий распределение задач между авиаобъединениями и отдельными частями выгоднее, так как объекты атаки в ближнем и более глубоком тылу по своему характеру обычно будут разные, вследствие чего потребуются различные средства поражения и способы атаки. Поэтому для действий в интересах боя или операции целесообразно выделять отдельные штурмовые части хотя бы на определенный период в ближнем и более глубоком тылу.
Учитывая напряженность и сложность штурмовых действий, командование предусматривает использование штурмовой авиации, исходя из следующих норм боевой работы штурмовиков:
а) Нормальная боевая нагрузка одна атака в сутки. Общая продолжительность нахождения штурмовиков в воздухе не должна превышать 3 час., в том числе над территорией противника не более 2 часов. [68]
б) Напряженная боевая работа 2–3 атаки в сутки; общая продолжительность полетов может быть доведена до 5–6 час., из которых над территорией противника до 4 час.
в) В особых условиях обстановки и преимущественно при действиях над своей территорией, когда части противника (мото-мехчасти, конница, авиа и морские десанты) ворвались в наш тыл, норма боевой работы штурмовиков может быть доведена до 4–5 атак в сутки. Однако, пребывание в воздухе не должно превышать 6–7 час.
г) Средняя норма боевой работы штурмовиков в декаду 8–10 вылетов, в месяц до 20 вылетов.
д) Промежуток времени на земле между первым и вторым вылетами (одних и тех же экипажей в одни сутки) должен быть не менее 1–2 час., для технического осмотра материальной части, боевой зарядки самолетов, а также постановки и изучения летным составом новой задачи. Промежуток между вторым и третьим вылетами на земле должен составлять не менее 4–6 час., так как летному составу должен быть предоставлен отдых.
Примечания. 1. Доразведывание цели производится сверх норм боевой работы, установленных в пп. «а» и «б».2. В случаях, предусмотренных в п. «в», нормы подготовки к следующему вылету и отдыха летного состава, установленные в п. «д», могут быть доведены до практически возможного минимума.
3. Сокращение времени пребывания на земле между первым и вторым вылетами (п. «д») допускается лишь при подготовке отдельных самолетов или мелких подразделений (например, вылетающих на доразведывание), но при условии, что для осмотра и зарядки их выделен усиленный наряд технического состава и не за счет качества подготовки.
Мощность штурмовых ударов должна достигаться за счет рационального использования штурмовых сил, но не за счет перегрузки летного состава или ослабления технической подготовки материальной части.
Необходимо учесть, что измотанный летный состав на бреющем полете может стать жертвой, не нанося противнику никакого или почти никакого ущерба, а отказ материальной части на бреющем полете и вынужденная посадка над своей территорией означают, как правило, поломку или аварию самолета, не исключая возможности катастрофы, а над территорией противника это приводит к потере самолета и экипажа. [69]
Бодрость воздушных бойцов при выполнении боевых задач имеет очень важное значение. Материальная часть перед каждым полетом должна быть тщательно и в установленном порядке просмотрена. Ослабление технического осмотра и подготовки материальной части не допускается ни при каких условиях, тем более что в бою машины могут получить пробоины и повреждения, иногда трудно обнаруживаемые при поверхностном осмотре.
Элемент времени вообще и сроки боевой готовности штурмовиков, в частности, имеют весьма важное значение для своевременного подавления штурмовиками подвижных тактических объектов. Срок боевой готовности штурмовиков, т. е. время от момента получения конкретной задачи на атаку до вылета, должно быть минимальным и устанавливается специальными инструкциями или приказами, исходя из технических свойств и конструктивных особенностей состоящей на вооружении материальной части и из возможных вариантов боевой задачи, с учетом подготовки и степени натренированности личного состава.
С целью сокращения сроков боевой готовности штурмовиков, самолеты после каждого полета должны быть сразу же подготовлены к следующему вылету, независимо от того, назначен или еще не назначен следующий вылет. Тогда при получении следующей задачи на атаку остается лишь произвести боевую зарядку, усвоить новую задачу и подготовиться к ее выполнению.
2. Особенности базирования и службы тыла штурмовой авиации
Базирование и служба тыла штурмовой авиации организуются и производятся в основном на общих основаниях с другими родами легкой боевой авиации в ВВС РККА, но при этом обязательно учитываются особенности боевой службы и оперативно-тактического использования штурмовиков, ибо расположение, техническое обслуживание и боевое питание штурмовой авиации предъявляют службе тыла специальные и весьма сложные требования.
Условия расположения и организации тыла должны обеспечить штурмовой авиации: большое количество разнообразных [70] и комбинированных боевых комплектов огнеприпасов; минимально короткие сроки боевой готовности штурмовых частей; многократные боевые вылеты в течение короткого периода времени; надежность и безотказность в работе материальной части и вооружения; надежность и безотказность действия связи внутри штурмовой части, с другими частями и родами ВВС, а также штабами общевойсковых соединений и частей, которым содействуют или придаются штурмовики; возможность более частого перебазирования штурмовых частей и подразделений без ущерба для управления и их боевой работы.
Разнотипность средств поражения чрезвычайно осложняет работу тыла и боевое питание штурмовой авиации, требуя всегда наличия установленного количества боевых комплектов каждого типа средств поражения, так как не всегда возможно заблаговременно и точно предусмотреть, какие именно и в каком количестве потребуются огнеприпасы. В каждом отдельном случае это зависит от сложившейся обстановки. Отсутствие же какого-либо типа огнеприпасов может исключить возможность или значительно снизить степень поражения того или иного объекта. Боевая работа штурмовиков, как правило, не будет распределяться равномерно по периодам боя и этапам операции. В некоторых случаях может даже непредвиденно потребоваться крайнее напряжение боевой работы штурмовиков за счет ослабления работы в последующие периоды. Отсюда необходимо иметь при каждой штурмовой части большое количество различных огнеприпасов, требующих большого количества транспортных средств и обслуживающего персонала.
Доведение разнотипности боеприпасов штурмовой авиации до возможного минимума является важнейшей обязанностью командования всех степеней, но, однако, не в ущерб боевой мощи штурмовиков. Сокращение разнотипности боеприпасов возможно только при наличии на вооружении достаточно универсальных средств поражения, т. е. достаточно эффективно поражающих не только отдельные объекты, но и одновременно целый ряд объектов, примерно однородных по своим тактико-техническим свойствам.
Универсальность боевой зарядки упрощает и облегчает работу тыла, сокращает сроки боевой готовности штурмовиков, [71] обеспечивает максимальное количество боевых вылетов в короткий срок и уменьшает необходимое количество боевых комплектов огнеприпасов. Однако, даже при объединении объектов атаки в четыре группы по их однородности (см. выше) требуется иметь для каждой штурмовой части необходимое количество боевых комплектов огнеприпасов трех основных типов: 1) для поражения живой силы и технических средств борьбы с легкоуязвимой материальной частью; 2) для поражения технических средств борьбы с бронированной и прочной материальной частью и 3) для разрушения различных сооружений, требующих, главным образом, бомб фугасного или фугасно-осколочного действия. Кроме того, для поражения объектов, отнесенных к четвертой группе, в каждом отдельном случае требуется специальная боевая зарядка.
Расположение и устройство аэродромов штурмовой авиации, помимо общих требований, как то: скрытность, маскировка и организация ПВО, должны обеспечить такое расположение и обслуживание материальной части на них, при которых производство боевой зарядки и вылет части возможны в минимально короткие сроки. Скоротечность штурмовых действий, разнотипность и производство комбинированной боевой зарядки требуют образцовой четкости в работе как самой части по подготовке самолетов к вылету, так и всех органов тыла, ее обслуживающих.
В условиях боевой обстановки при вылете штурмовой части допускается исключение из общих правил аэродромной службы, и распоряжением командира части взлет может производиться без выруливания на старт, прямо перед собой, независимо от направления ветра, но с непременным установлением строгой очередности вылета звеньев или подразделений, номеруя их в каждом отдельном случае в порядке вылета и требуя от всего летного состава исключительного внимания. При таком порядке вылета достигается сокращение срока стартовой готовности и времени вылета, а также маскировка от воздушного противника. Для соблюдения мер безопасности ни одно очередное звено или подразделение не имеет права взлетать до тех пор, пока ранее взлетевшее не вышло за пределы аэродрома, а если какое-либо очередное звено или подразделение не может вылететь по техническим причинам, то командир его обязан четко подать заранее установленный [72] сигнал, после чего вылетает следующее очередное звено или подразделение; звено же, уступившее свою очередь, взлетает последним. Тренировка штурмовиков во взлете без выруливания на старт и независимо от направления ветра должна систематически проводиться также и в мирное время. При базировании на одном аэродроме нескольких авиачастей означенная тренировка или боевые вылеты штурмовиков в каждом отдельном случае регламентируются старшим авианачальником.
Учитывая сложность обслуживания и боевого питания штурмовой авиации, короткие сроки боевой готовности штурмовиков и необходимость частых вылетов в кратчайшие сроки, базирование на одном аэродроме более одной штурмовой части в условиях боевой обстановки нежелательно и, в случае возможности, этого следует избегать даже при наличии аэродромов достаточно больших размеров.
В зависимости от обстановки и условий местности передовые аэродромные узлы{2} штурмовиков располагаются по возможности ближе к линии боевого соприкосновения, т. е. в пределах 30–60 км от нее. Это обеспечивает наиболее тесную связь их со штабами общевойсковых соединений, которым содействуют или приданы штурмовики, и личное общение командования и штабных командиров. Кроме того, близость оперативных аэродромов к линии фронта сокращает расстояние пролета над своей территорией и время нахождения штурмовиков в воздухе при выполнении боевых задач, одновременно увеличивая радиус действия штурмовиков. На бреющем полете штурмовикам не требуется расстояния над своей территорией для набора высоты.
В тех случаях, когда отдельные штурмовые части придаются общевойсковым соединениям на короткий период времени для непосредственного огневого взаимодействия, они могут быть переброшены на передовые посадочные площадки, или на аэродромы войсковой авиации в непосредственной близости к войсковым штабам, для обеспечения более тесной связи с ними. [73]
В перерывы между напряженной работой части штурмовой авиации могут отводиться в более глубокий тыл (до 200–250 км), чтобы лишить легкую авиацию противника возможности вскрывать группировку нашей авиации и предохранить ее от ударов с воздуха.
Безотказность и надежность материальной части штурмовой авиации имеет исключительно важное значение для боевой работы штурмовиков; эти качества должны обеспечиваться отборностыо материальной части и особо тщательным техническим ее обслуживанием. Для обеспечения надежности работы авиадвигателей в боевой обстановке они используются в штурмовой авиации, как правило, не свыше чем на 80% от установленного общего технического срока службы данного типа мотора.
3. Главнейшие задачи, возлагаемые на штурмовую авиацию в бою и операции
Боевые задачи должны ставиться штурмовой авиации всегда целеустремленно, т. е. в соответствии с общей задачей, выполняемой общевойсковым соединением, которому приданы штурмовики. Этим определяется тот или иной вид взаимодействия штурмовиков с другими родами войск или ВВС. Поставленные задачи всегда должны соответствовать силам, средствам и боевым свойствам штурмовиков, и только тогда можно требовать от штурмовиков полной ответственности за выполнение возложенных на них боевых задач. Задачи штурмовикам ставятся конкретно, по месту и времени, и обязательно устанавливается, какие результаты должны быть достигнуты. Необходимая степень поражения атакуемой цели устанавливается или в процентах, или в количественном исчислении, например: вывести из строя не менее 30% личного состава атакуемой пехоты; уничтожить не менее 20–30 танков и т. д. Если обстановка не позволяет установить степень поражения цели в конкретных, цифровых величинах, то обязательно указывается, что должно быть достигнуто в результате атаки, например: уничтожить такой-то объект; задержать движение на такое-то время; не допускать такого-то противника к определенному рубежу или району; парализовать деятельность ж.-д. участка на такой-то срок и т. д. Получив [74] такие указания, командиры авиационных соединений или штурмовых частей должны определить: какой именно степени поражения данного объекта необходимо достигнуть, чтобы выполнить поставленную задачу: в соответствии с этим назначаются силы и средства и летному составу ставится конкретная задача на атаку.
Штурмовой авиации ставятся только активные боевые задачи, связанные непосредственно с уничтожением или поражением противника. Использование штурмовой авиации для выполнения различных вспомогательных задач не по своему прямому назначению и не связанных с нанесением штурмового удара (например, задачи войсковой авиации) не допускается.
Основными задачами штурмовой авиации при использовании ее в интересах современного боя являются:
В наступательном бою:
а) В период подготовки к наступлению:
1) Подавление ВВС противника на его аэродромах.
2) Подавление и задержка подтягиваемых свежих сил противника.
3) Разгром обнаруженных резервов и скоплений войск.
4) Нарушение работы коммуникаций и органов боевого питания и управления.
б) В период прорыва укрепленной полосы противника:
1) Подавление ближних резервов (пехота, мехчасти и т. д.), органов боевого питания, связи и управления с целью изолировать полосу нашего наступления от подхода и ввода в действие резервов и свежих сил противника. Это не позволяет противнику наращивать силы сопротивления и создавать группировки для контрнаступления, а, следовательно, не позволяет ослаблять и истощать наши наступающие части. В этот период наносятся последовательные штурмовые удары по объектам, расположенным в ближайшем тылу противника, но, как правило, за пределами досягаемости огневых средств наших наземных войск. Эти объекты могут в ближайшее время повлиять на ход боя, но если они подавляются штурмовиками, то штурмовые удары дополняют огонь нашей артиллерии, как бы перенося его на всю тактическую глубину обороны противника, и тем самым способствуют продвижению [75] наших танков за пределы непосредственной артиллерийской поддержки и т. д.
2) В исключительных условиях обстановки на штурмовиков может быть возложено непосредственное содействие продвижению танков в пределах поля боя. В данном случае основным объектом удара штурмовиков является артиллерия; штурмовикам может быть также поставлена задача не давать противнику выводить артиллерию на противотанковые позиции (стрельба артиллерии по танкам с основных позиций затруднена или не всегда применима по месту и времени).
в) При действиях в глубине оборонительной полосы противника:
1) Изолирование участка прорыва от подтягивания более глубоких резервов и свежих сил противника (пехотных, конных, мото-мех. и т. д.), могущих ударить во фланг и тыл нашим наступающим частям.
2) Нарушение подвоза боеприпасов.
г) При использовании успеха и преследовании:
1) Атака отходящих частей противника (особенно на переправах и дефиле) с целью нарушить планомерный отход их на тыловые позиции.
2) Поражение и задержка частей противника, противодействующих нашим механизированным, моторизованным и конным частям, брошенным в прорыв для использования и развития успеха.
3) Изолирование полосы наступления от группировок противника, подтягиваемых для удара во фланги и тыл нашим наступающим частям.
В оборонительном бою:
1) Нанесение ударов и срыв сосредоточения ударных группировок противника, подготавливающегося к наступлению.
2) Постановка заграждений (минирование и пр.) на путях подвоза и в районах сосредоточения.
3) Отсечение резервов и эшелонов развития успеха наступающего противника (поражение, заграждения и т. д.).
4) Поражение и разгром прорвавшихся в наш тыл мото-мех и конных частей противника.
5. Подавление авиадесантов противника. [76]
Во встречном бою:
1) Поражение и задержка походных порядков противника.
2) Постановка заграждений с целью выиграть время и обеспечить захват нашими войсками наиболее выгодных рубежей.
3) Содействие нашим передовым частям в опрокидывании авангарда противника с целью заставить его преждевременно развернуться в невыгодных для него условиях.
4) Поражение главных сил противника, препятствование введению их в действие, чтобы обеспечить захват инициативы своим войскам и переход их в наступление.
При использовании в интересах операции:
1) Подавление ВВС на аэродромах и базах для обеспечения превосходства в воздухе.
2) Содействие рейдирующим конным соединениям путем изоляции полосы рейда от подтягиваемых противником частей для противодействия рейду.
3) Борьба с железнодорожными перевозками противника посредством разрушения: железнодорожных перегонов, мостов, станций, узлов, подвижного состава, связи, различных сооружений, складов, скопившихся на станциях-узлах воинских эшелонов, поездов с военными грузами, погружающихся или высаживающихся войск, разгром станций снабжения и подтягиваемых бронепоездов.
4) Подавление глубоких оперативных резервов противника.
5) Подавление системы ПВО крупных пунктов противника (при взаимодействии с бомбардировочной авиацией).
6) Разрушение и уничтожение различных складов и прочих объектов в армейском тылу противника.
7) Противодействие высадке морских и воздушных десантов и борьба с высадившимися десантами.
Перечисленные выше главнейшие задачи, разумеется, не исчерпывают всех задач, которые могут быть возложены на штурмовую авиацию в интересах боя или операции, но тем не менее они являются основными; из их числа командование избирает главные задачи в зависимости от конкретной оперативной обстановки. [77]
4. Постановка задач штурмовой авиации общевойсковым командованием и высшими авианачальниками
В соответствии с оперативным замыслом и планом операции командование армии ставит штурмовой авиации общую задачу на определенный период (на ближайший этап операции) и расчленяет ее на частные задачи.
Общая задача штурмовой авиации должна предусматривать:
1. Основные, подлежащие подавлению штурмовой авиацией объекты, наличие которых установлено или которые могут появиться в данном районе в процесce боя.
2. Район или ответственную полосу действий штурмовиков.
3. Порядок и способ увязки штурмовых действий с действиями наземных войск и других родов ВВС, с указанием лиц, ответственных за согласование действий.
4. Среднюю норму боевой работы на данный период.
5. Общую норму расхода технического ресурса{3}, отводимого на планируемый период, порядок и сроки его восстановления.
При постановке штурмовой авиации общей задачи не всегда представится возможным указать конкретные объекты действий, а тем более место и точное время атаки их, за исключением объектов, заранее известных и расположенных стационарно. Однако, учитывая насыщенность тыла (особенно ближнего) множеством различных объектов и во избежание распыления штурмовых сил, командование при постановке общей задачи, на основе имеющихся данных о противнике и своего решения, указывает, какие именно объекты по характеру и значимости их должны в тот или иной период подавляться штурмовой авиацией (пехота, конница, мехчасти, автоколонны, органы боевого питания, аэродромы, железнодорожные объекты и т. д.).
В зависимости от того, применяется ли штурмовая авиация в зоне тактических действий (т. е. в интересах боя и для непосредственного содействия какому-либо общевойсковому соединению) или же в армейском тылу в интересах операции в целом, при постановке штурмовой авиации общей задачи назначаются районы или полосы, в пределах которых и в [78] установленное время командир штурмовой части ответственен за подавление указанных ему основных объектов.
Заблаговременное назначение ограниченных районов или полос позволяет организовать целеустремленную разведку, наблюдение за объектами атаки и изучение местности частями, которым предстоит производить штурмовые действия. Глубина таких полос определяется расположением войсковых и ближних армейских резервов и тыла, что равняется обычно 40–60 км за пределами досягаемости артиллерийского огня (поля боя); ширина полосы по фронту должна охватывать обеспечиваемый участок, прикрывать фланги основной (ударной) группировки от рокадного подтягивания резервов противника с соседних участков, не не должна превышать 30–40 км для одного авиасоединения.
Такие глубина и ширина полосы штурмовых действий обеспечивают своевременное обнаружение и подавление тактических объектов, могущих быть введенными в действие немедленно или в течение 2–3 часов (учитывая автопереброски, быстрое передвижение мехчастей и конницы).
При использовании штурмовой авиации в армейском тылу указываются или конкретные объекты действий, если они заранее известны и расположены стационарно (например, участки железных дорог), или же назначаются районы для наблюдения и подавления подвижных объектов (ВВС противника, автоколонн, глубоких резервов и т. п.).
В тех случаях, когда штурмовая авиация находится в распоряжении командования армий, но применяется в тактической зоне для непосредственного содействия войсковым соединениям, при постановке штурмовикам общей задачи предусматривается подразделение задач по периодам боя с указанием, какому общевойсковому соединению в основном содействуют штурмовики и на подавлении каких объектов должно быть сосредоточено главное внимание штурмовиков (например, мехчасти, корпусные резервы и т. д.), исходя из того, какие из них могут быть быстро введены в действие и существенно повлиять на изменение обстановки; при этом учитываются предварительные заявки командиров войсковых соединений на содействие им штурмовиков. Кроме того, для облегчения выполнения задачи наземным войскам может быть предусмотрено и заблаговременное подавление тех или иных объектов. [79]
При согласовании действий командир войскового соединения информирует командира штурмовиков о своем решении и замысле, предъявляя вытекающие отсюда требования на применение штурмовиков в тот или иной период боя по месту и времени. Может быть также предусмотрено применение штурмовых действий в пределах поля боя в условиях исключительно напряженной обстановки и на случай появления открытых объектов, подавление которых средствами наземных войск в данный момент затруднено или невозможно, но которые могут оказать существенное влияние на обстановку (например, батареи на неукрепленных огневых позициях, препятствующие продвижению наших танков, подтягиваемые или выдвигаемые мехчасти противника и т. д.). Если авиачасти вооружены малоуязвимыми, бронированными самолетами, то применение их на поле боя может быть более широким.
Норма боевой работы штурмовиков на тот или иной период устанавливается, исходя из фактической потребности, но обязательно с учетом реальной возможности и материальной обеспеченности, без чрезмерной перегрузки летного состава. Доведение технического ресурса до минимальной нормы допускается лишь в исключительных условиях обстановки с тем, что это повлечет восстановление технического ресурса всей части одновременно.
На основе плана операции и поставленной штурмовикам общей задачи командование армии, по мере выяснения или изменения обстановки в процессе боевых действий, уточняет, конкретизирует задачи и направляет штурмовые действия соответственно обстановке и своему замыслу, не стесняя инициативы командира штурмовиков. В случае надобности могут ставиться также отдельные конкретные задачи, ранее планом не предусмотренные, когда по сложившейся обстановке в интересах операции или боя требуется срочное подавление того или иного объекта. Установленная ориентировочная норма боевой работы штурмовиков по этапам операции или периодам боя в тот или иной период, в зависимости от конкретной обстановки, увеличивается или снижается, но не должна превышать установленной средней нагрузки и общей нормы расхода технического ресурса.
При переподчинении отдельных штурмовых частей командирам войсковых соединений для непосредственного взаимодействия [80] с войсками, командование армии указывает, на какой период (ориентировочно) придаются штурмовики, а также районы или полосы действий штурмовой авиации, оставленной в распоряжении армии. Командование устанавливает также норму расхода технического ресурса на весь период переподчинения.
При наличии известного количества малоуязвимых, бронированных самолетов, таковые в первую очередь придаются стрелковым корпусам.
Командиры войсковых соединений, которым придана штурмовая авиация, ставят ей задачу в соответствии с планом боя и исходя из общих положений, изложенных выше («Основы оперативно-тактического использования»), устанавливая норму боевой работы штурмовиков по периодам боя, в пределах разрешенного для расхода технического ресурса. При использовании штурмовиков за пределами поля боя, ответственные полосы действий их устанавливаются в зависимости от выполняемой задачи и полосы действий войскового соединения и от наличия приданных штурмовых сил и районов или полос действий армейской штурмовой авиации. Применение штурмовой авиации в пределах поля боя допускается также лишь в исключительных условиях обстановки и, как правило, только по открытым целям.
Командиры, ставящие штурмовикам задачу на действия по объектам, ведущим бой, или же на взаимодействие с нашими частями в тылу противника (мото-мехчасти, конница), должны иметь в виду, что штурмовики могут нанести лишь ограниченное количество отдельных ударов, а эти удары могут дать боевой эффект и повлиять на общий успех боя только тогда, когда они будут нанесены в нужное время и по наиболее важным для данной обстановки объектам, сравнительно легко поражаемым штурмовиками.
Своевременность штурмового удара по объектам в пределах поля боя, или вообще при непосредственном огневом взаимодействии с войсками, имеет весьма важное, а в некоторых случаях даже решающее значение. Поэтому применение штурмовиков в данных условиях должно быть заблаговременно предусмотрено, а выделенные для этого штурмовые силы должны быть заранее нацелены на определенные [81] объекты или ограниченные районы и иметь уже готовой соответствующую боевую зарядку.
При быстро меняющейся в динамике боя обстановке штурмовой удар заранее нацеленными штурмовиками и при безотказно действующей связи может быть нанесен в наикратчайший срок только тогда, если они уже заблаговременно посылаются в воздух, поблизости к месту атаки (в район ожидания), а командир атакующей группы (подразделения) с высоты 1 000–2 000 м наблюдает за ходом боя и объектами, предназначенными для подавления. В этом случае командир атакующей группы может получить задачу на атаку по радио от старшего общевойскового начальника или от командира войсковой части (мехчасти), с которой штурмовики непосредственно взаимодействуют, но независимо от этого командиру штурмовой группы должна быть предоставлена достаточно широкая инициатива в определении времени и места атаки. Получив задачу на атаку или определив наиболее выгодный момент ее, если даже не последовало распоряжения войскового командования, наблюдающий за полем боя командир штурмовой группы, переходя на бреющий полет, выходит в район ожидания или вызывает группу по радио себе навстречу, докладывая в это время по радио общевойсковому начальнику о принятом решении; при встрече с группой командир становится ведущим и ведет ее в атаку. Однако, даже и при данном способе атаки, от момента получения задачи или принятия решения на атаку до момента удара проходит редко меньше 15–20 мин., а иногда и больше, в зависимости от отдаленности района ожидания и условий местности. За это время на поле боя могут произойти значительные изменения в обстановке, а в некоторых случаях штурмовой удар может потерять свое значение.
Частичное подавление того или иного объекта, введенного уже в действие (ведущего бой), может быть достигнуто также и действиями штурмовиков или бомбардировщиков с высот 1000–1500 м. Задачей им может ставиться: выйти в район поля боя в намеченное по плану время, наблюдать за ходом боя и в решающий момент (или по приказанию общевойскового начальника) бомбардировать объекты, препятствующие или угрожающие нашим войскам (мехчастям). В данном случае нанесение удара возможно в наикратчайший срок, потому [82] что наблюдающему не требуется переходить на бреющий полет и выходить на цель, применяясь к местности, а атакующая группа может находиться в непосредственной близости или даже над полем боя. Но боевой эффект при действиях по отдельным тактическим объектам со средних высот незначителен и при подобных действиях часто потребуется специальное прикрытие истребителями, чтобы воздушный противник не мог помешать при наблюдении и бомбардировании.
При наличии у штурмовиков легкой, маневренной и прочной материальной части, допускающей крутое пикирование с боевой нагрузкой, им могут ставиться задачи на подавление отдельных тактических объектов на поле боя, посредством бомбардирования с пикированием, с высоты 1 000–1 500 м и под углами, близкими к 90° (80–90°).
При пикировании под углами менее 60° точность попадания бомб не только не увеличивается, но даже уменьшается по сравнению с горизонтальным полетом. Огонь из пулеметов с высоты 1000–2000 м достаточно прицелен при пикировании под углами 45° и выше.
Пикирования над полем боя ниже 1 000 м следует избегать, так как, пикируя, самолеты уменьшают или совершенно теряют горизонтальную скорость, а после пикирования самолеты вынуждены набирать высоту в зоне действительного пулеметного и ружейного огня, что увеличивает уязвимость их наземными средствами ПВО. Задачи на пикирование ниже 1 000 м могут ставиться только особо скоростным и маневренным самолетам.
Применение штурмовой авиации в пределах поля боя, кроме сравнительно слабого боевого эффекта, связано также и с большими, неопределенными периодами нахождения штурмовиков в воздухе, в ожидании момента атаки, который зависит от хода боя и изменения обстановки на земле.
В исключительных случаях для штурмовых действий над полем боя может привлекаться также и истребительная авиация.
Получив от высшего командования задачи штурмовой авиации по этапам операции и периодам боя, командир штурмовиков оценивает обстановку с точки зрения штурмовых действий, принимает решение и составляет план боевых действий соединения на весь установленный период. Исходными [83] данными для принятия решения и составления плана боевых действий штурмовой авиации являются:
а) общая боевая задача, поставленная высшим командованием, и предварительные заявки командиров войсковых соединений или других родов ВВС на содействие штурмовиков;
б) наличие и степень подготовки личного состава;
в) наличие и техническое состояние материальной части;
г) наличие боеприпасов, технического имущества и состояние органов боевого питания;
д) установленная норма боевой работы и расход технического ресурса.
На основе боевых расчетов и своего решения командир конкретизирует боевую задачу, поставленную высшим командованием, и в плане боевых действий соединения предусматривает:
1. Сколько звенье-вылетов может дать часть за планируемый период, исходя из наличия сил и средств, установленной нормы боевой работы и расхода технического ресурса, с учетом (ориентировочно) возможной убыли по техническим причинам и потерь в бою.
2. Норму боевой работы по этапам операции или периодам боя.
3. План разведки в интересах штурмовых действий и сколько на это потребуется звенье-вылетов.
4. Ответственные и дополнительные полосы или районы штурмовых действий соединения и основные объекты атаки.
5. Сколько звенье-вылетов предназначается для подавления каждого из основных объектов и степень их поражения.
6. Сколько звенье-вылетов отводится на подавление целей, не предвиденных, но могущих оказать серьезное влияние на обстановку, и сколько на оборону аэроузла от нападения наземных войск противника.
7. Распределение сил и средств штурмовых частей по полосам и объектам подавления, по этапам или периодам действий.
8. Каких и сколько потребуется боеприпасов и когда и куда они должны быть доставлены.
9. План и порядок перебросок частей, если это предусмотрено или может потребоваться в процессе боевых действий, [84] или же если аэроузел будет обнаружен противником и подвергнут нападению с воздуха или с земли.
10. Порядок и сроки восстановления технического ресурса и пополнения боеприпасами, материальной частью и личным составом.
Если по произведенным при составлении плана боевым расчетам поставленная высшим командованием боевая задача окажется непосильной, то командир штурмовиков обязан немедленно доложить об этом начальнику, поставившему ему эту задачу, и получить от него указания: снизить ли заданную степень поражения, уменьшить ли количество объектов атаки или же увеличить норму боевой работы. А если это обнаружится в процессе боевых действий, при быстро меняющейся обстановке, то командир штурмовой авиации принимает решение по своему усмотрению и доносит о нем по команде, не приостанавливая действий.
Для постановки конкретных боевых задач частям и обеспечения изучения ими местности и объектов атаки командир авиационного соединения организует систематическую разведку в интересах штурмовых действий. Районы и объекты разведки даются в соответствии с предназначенным использованием данной части.
План боевых действий доводится до командиров, специалистов и органов боевого питания для общей ориентировки, планирования и расстановки своих сил и средств. Однако, в процессе боевых действий, на основе общего плана и руководствуясь дополнительными указаниями высшего командования, данными обстановки и разведки на себя, командир авиасоединения конкретно руководит боевой работой штурмовых частей, ставит конкретные задачи отдельными приказами и личными приказаниями, направляя штурмовые действия в соответствии с обстановкой, замыслом командования и своим решением.
Для детального изучения местности и объектов действий части заблаговременно нацеливаются на определенные районы, полосы и объекты постановкой им задач по разведке на себя, распределением объектов атаки и предварительными распоряжениями.
Исходя из разнообразия и разнохарактерности тактических объектов, требующих различных средств поражения и способов [85] атаки, командир авиационного соединения, с целью облегчения штурмовых действий и повышения степени поражения объектов атаки, предусматривает (по возможности) применение каждой штурмовой части для подавления однородных или приблизительно однородных по своему характеру объектов, хотя бы на непродолжительные периоды.
При постановке конкретных задач штурмовым частям командир авиационного соединения, в зависимости от обстановки и характера объекта атаки, предусматривает:
1) срок боевой готовности;
2) объект атаки;
3) цель действий и степень поражения объекта (задержать движение противника на данном месте и в данное время, не допустить подхода туда-то, расстроить или рассеять походные либо боевые порядки, подавить на определенное время, разрушить, уничтожить те или иные объекты);
4) место атаки;
5) время атаки;
6) районы и периоды перехода линии фронта (по согласованию их с общевойсковым командованием) при выходе на цель и возвращении после атаки;
7) меры обеспечения наземными войсками перехода линии фронта и атаки объекта штурмовиками (последнее при непосредственном огневом взаимодействии);
8) меры косвенного или прямого обеспечения штурмовых действий истребителями (в случае надобности в этом);
9) указания по связи и о порядке представления донесений.
При атаке особо важных объектов или в условиях напряженной обстановки командир штурмовой части при постановке конкретных задач частям, кроме изложенного выше, может указать также и боевую зарядку, период замедления разрыва бомб, состав сил и боевой порядок, способ перехода линии фронта, способ нанесения штурмового удара. Это обеспечивает наиболее централизованное управление и надежное выполнение поставленных задач.
При постановке задач штурмовым частям на подавление определенных заранее известных объектов (преимущественно неподвижных) или же когда нанесение удара целиком зависит от непосредственного наблюдения с воздуха и данных доразведываний цели (преимущественно при непосредственном [86] огневом взаимодействии с наземными войсками или другими родами ВВС), командир авиационного соединения может ограничиться постановкой общей задачи, а командир штурмовой части, на основе своего решения, выполняет ее самостоятельно, получая указания или согласуя действия с командирами войсковых частей, с которыми он взаимодействует.
Учитывая быстро меняющуюся обстановку, огневую мощь ПВО объекта атаки, сложность ориентировки на бреющем полете, возможные случаи неудачного выхода на цель и т. п., командир авиационного соединения при постановке штурмовым частям конкретных задач обязан поставить также 1–2 запасных цели. Запасные цели избираются по возможности из числа однородных с основными для достижения наиболее полного боевого эффекта. Они должны быть связаны с хорошо заметными с бреющего полета ориентирами, но в непосредственной близости к основной цели, а если это невозможно, то в радиусе до 30–60 км.
Управление и руководство боевыми действиями штурмовых частей возможно только при наличии надежных, безотказно действующих средств связи. Поэтому командир авиационного соединения обязан принимать все зависящие от него меры для организации надежной и четко действующей связи внутри соединения, соединения с частями, с войсковыми штабами и с другими частями ВВС, самолетов с землей и между самолетами в воздухе. [87]