Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Предисловие

Читатель, несомненно, обратил внимание на высказывания выдающихся личностей о значении военной хитрости в достижении победы и смог сделать однозначный вывод — она применялась во все времена. Как и все живое в природе, человек наделен способностью притворяться, изворачиваться, обманывать. Однако в отличие от богомола или хамелеона, он выстраивал свою хитрость в голове. «Хитрость, — находим мы в словаре В. Даля, — ... уменье, искусство, ... умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, уменье достигать своей цели, нередко обманом; лукавство, коварство». Обман же, по Далю, — «ложь, выдаваемая за истину; хитрость...».

В «Словаре русского языка» С. Ожегова говорится: «Хитрый... скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-нибудь»; понятие «обман» в этом словаре трактуется как «ложное представление о чем-нибудь, заблуждение». Другие словари и энциклопедии поясняют: «Обман... состоит в сообщении ложных сведений о положении дела или в извращении истинных фактов»; «обман — умышленное введение в заблуждение кого-либо путем сообщения ему заведомо ложных сведений или сокрытия от него действительности».

Следовательно, хитрость — это действия в целях обмана и получения определенной выгоды.

Вполне естественно, что хитрость испокон века обнаруживалась в любой сфере человеческой деятельности: в повседневной и деловой жизни, в экономике и политике, в быту и любви. В военной среде также находились люди, стремившиеся добиться победы в войне, битве с помощью хитрости. Со временем появилось понятие «военная хитрость». Ее сущностью является внезапность каких-либо военных действий, достигнутая скрытностью их подготовки и введением противника в заблуждение относительно этих действий. Следовательно, под военной [8] хитростью мы будем понимать теорию и практику скрытности и введения противника в заблуждение.

История военного искусства от древнейших времен до наших дней свидетельствует о том особом значении, которое имела военная хитрость в войнах всех времен и народов. Вооруженная борьба — это столкновение сторон, во главе войск стоят люди, и от их умения и опыта во многом зависят ход и исход военных действий. С этой точки зрения сражение на поле боя является и сражением умов. Говоря словами Сунь-цзы, «Все войны основаны на хитрости».

Хитрость в войне всегда расценивалась как рациональный и необходимый вид деятельности, так как она выступала как коэффициент силы, т.е. увеличивала силу или мощь удачливого хитреца. Отказ от использования хитрости в войне подрывал собственную силу. Поэтому, когда все другие элементы силы в войне были равны, хитрость позволяла экономичнее использовать свои возможности, достигая более быстрой победы с наименьшими затратами и жертвами. В случае неравенства соперников хитрость помогала более слабой стороне компенсировать количественное или другое отставание. По этой причине сторона, находившаяся в невыгодном положении, часто получала более мощный стимул к использованию хитрости в стратегии и тактике.

Выдающиеся полководцы побеждали, потому что при прочих равных условиях превосходили противника в гибкости ума и твердости воли, творчески использовали принципы военного искусства, умножая их эффективность в данной конкретной обстановке. По мере возможности они заставляли работать на себя даже неблагоприятные факторы, навязывали врагу свой план действий, наносили ему внезапные удары с самой неожиданной и наиболее чувствительной для него стороны. Они не считали решающим фактором успеха одну только силу — сама по себе она. еще не определяет характера и исхода борьбы. Ведь навязать свою волю, достичь победы меньшими силами над превосходящим противником возможно лишь тогда, когда творчески и умело используются достижения военного искусства, когда новые средства и приемы вооруженной борьбы надежно скрыты от противника и он введен в заблуждение относительно замыслов, наличия сил и готовности к действиям.

В несомненной важности военной хитрости для достижения успеха в бою, сражении или войне заключена, как нам представляется, актуальность проблемы и для сегодняшнего дня. [9]

Актуальность рассматриваемой темы вытекает также из той простой истины, что, к сожалению, хитрость — это творчество, искусство, а не точная наука или даже не ремесло. Бытует мнение, что одни военные или политическое лидеры имеют склонность к хитрости, а другие нет. В этой связи можно услышать, что нельзя обучить хитрости, как невозможно обучить кого-либо оригинальной живописи. Вполне возможно, что именно так и обстоит дело с обучением военной хитрости. Но никто не может утверждать, что нельзя научить человека отличать оригинальную живопись от подделки. Человек, как известно, очень часто оказывается в запутанных и двусмысленных ситуациях, выходить из которых, как правило, сложно и болезненно. Если это случается при нормальных обстоятельствах, то вероятность того, что он разрешит проблемы качественнее и быстрее, достаточно высока. Ну а в сложных условиях? Фильтруя информацию, личность должна выделить из нее то, что ей нужно и на что она способна, а если потребуется, то отделить зерна истины от плевел обмана. Как показал исторический опыт, со столь сложной задачей может справиться только человек, мозг которого подготовлен и натренирован в гибкости восприятия окружающей действительности. Стать такой личностью в военной области можно, если серьезно изучать историю военного искусства, ибо боевая практика, как правило, ограничена во времени.

Английский лорд Клингтон, посетив в 1799 году А. В. Суворова, писал одному из своих знакомых: «Сейчас выхожу я из ученнейшей военной академии, где были рассуждения о военном искусстве, о Ганнибале, Цезаре, замечания на ошибки Тюррена, принца Евгения, о нашем Мальбруке, о штыке и пр., и пр. Вы, верно, хотите знать, где эта академия и кто профессор? Угадайте... я обедал у Суворова». Суворов стал Суворовым, во многом потому, что знал о военном деле больше других.

В современных условиях армии ведущих государств мира стоят на пороге качественного скачка в применении военной хитрости. Он вызван в первую очередь разработкой и внедрением новейшей космической, авиационной, компьютерной и другой техники, многократно возросшими возможностями в передаче и приеме информации. Возможно, будущая хитрость потребует работы преимущественно специалистов по электронике и ЭВМ. Однако эффективность их работы по планированию военной хитрости на случай войны не может быть высокой без досконального знания богатейшего исторического опыта. [10]

Наконец, актуальность рассматриваемой проблемы определяется недостаточной ее разработанностью отечественными исследователями. Непосредственно о военной хитрости и смекалке писали Т. А. Дуброва, И. В. Крюков, Ф. И. Селиванов, В. Быковский, Б. В. Сергеев. В их работах рассматривались лишь боевые эпизоды из опыта Великой Отечественной войны или примеры из войн прошлого. Каких-либо теоретических обобщений не проводилось. Вместе с тем проблемы военной хитрости находили отражение в трудах по маскировке, оперативной маскировке и внезапности. В них довольно подробно излагались способы скрытности и обмана (дезинформации), т.е. как раз того, что составляет сердцевину военной хитрости.

Вопросы внезапности, а вместе с ними и применения военной хитрости для ее достижения, рассматривались также в периодических изданиях, в частности в «Военной мысли», «Военном вестнике» и «Военно-историческом журнале». В последнем не только описывались поучительные эпизоды, но и делалась попытка дать определение внезапности, скрытности, маскировки и оперативной маскировки, раскрыть способы достижения внезапности, приемы маскировки и т. д. Однако в подавляющем числе статей совершенно не анализировалась военная хитрость как категория военного искусства. Она как бы даже игнорировалась.

Значительно дальше отечественных ученых продвинулись их зарубежные коллеги. В США, Великобритании и других государствах исследования военной хитрости ведутся в трех направлениях. Во-первых, изучаются глубинные психологические основы хитрости вообще и военной хитрости в частности. Во-вторых, анализируется межвидовой обман в природе. В-третьих, исследуются многие случаи военной хитрости. На эту тему написано большое количество трудов. Для примера можно привести работу Шервин Рональда Дж. и Бартон Воли «Понимание стратегического введения противника в заблуждение: 93 случая».

Сам собой напрашивается вывод: хотя многие отечественные военные исследователи и затрагивали в своих трудах тему военной хитрости, однако популярные брошюры и статьи, иллюстрирующие отдельные примеры воинской смекалки, находчивости и военной хитрости, не могут удовлетворить возросший интерес военного читателя к этой проблеме. Чтобы в какой-то мере ликвидировать дисбаланс в исследованиях военной хитрости российскими и иностранными учеными, предпринимается [11] очередная попытка раскрыть проблему, но теперь уже более углубленно, с анализом современных взглядов на военную хитрость, с привлечением новых фактов и материалов, особенно по локальным войнам ушедшего столетия.

Зададимся вопросом: каковы же условия, способствующие развитию искусства хитрости? В первую очередь необходимо, чтобы человек-хитрец мог видеть события с точки зрения противника. Это требует, естественно, хорошего знания его культуры, языка, мышления, образа действий, традиций и т.п. Военный человек должен к тому же отлично знать все сильные и слабые стороны военной машины противника, а этого практически невозможно достичь без знания военной истории. Далее. Разрабатывая приманку или хитрую уловку, хитрец должен быть практичным и иметь богатое воображение, обладать гибким умом — умом, который работает, расчленяя увиденное или услышанное, а также идеи, концепции или «слова» на составляющие их компоненты, а затем комбинировать их самым различным образом. Он должен уметь преодолевать обычный образ мышления, шаблоны, отметать заготовки, навязываемые ему идеи. Такие качества человек, особенно военной профессии, не может получить с молоком матери. Он должен пройти школу военной службы, приобрести опыт и овладеть необходимыми знаниями, в том числе и военно-историческими.

На примерах из истории прошлых и современных войн каждый, кто заинтересован в достижении высот профессионализма, увидит, что умение применять военную хитрость зависит от уровня общих и военных знаний командиров и военачальников, их творческого мышления, от умения предвидеть ход событий и организовать действия своих войск, от знания противника и его средств борьбы, от умения искусно применять оружие, боевую технику, приемы и способы ведения боя, операции, учитывать место и время действий.

Вполне понятно, что накопленный столетиями опыт применения военной хитрости в войнах является исторической ценностью и требует внимательного изучения.

Предпринятое в данной работе исследование на материале войн прошлого позволяет определить значение военной хитрости для достижения победы.

Чтобы читатель получил четкое представление о развитии теории и практики военной хитрости от ее зарождения до настоящего времени, книга разбита на три главы. Первая глава называется «Истоки военной хитрости». В ней рассматривается [12] опыт применения военной хитрости в войнах древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Далее следуют главы «Накануне и в ходе Второй мировой войны» и «Локальные войны и конфликты», название которых говорит само за себя.

В книге делается попытка полнее раскрыть все стороны военной хитрости. Насколько это удалось — судить читателю. У автора нет претензии на бесспорность всех суждений, однако им поставлена проблема и сделана очередная попытка обратить на нее внимание, определить роль, место и значение военной хитрости в развивающемся военном искусстве, выявить особенности ее форм и способов. Назрела необходимость поднять богатейший исторический пласт солдатской находчивости и смекалки, обнародовать огромный опыт солдатских «хитростей» непосредственно в бою. Нужно продолжить исследование темы в этом направлении и делать все возможное, чтобы внедрить полученные результаты в боевую практику. На это указывает и этого требует опыт прошедшей и настоящей боевой действительности. [13]

Дальше