Действия авиации при форсировании реки
Наличие воздушных сил чрезвычайно осложняет борьбу на реках, прибавляя к чисто земным действиям еще и действия с воздуха, направленные по земным и водным целям, и действия в воздухе, направленные против воздушного противника.
При таких условиях очевидно, что сторона, добившаяся превосходства в воздухе, будет иметь ощутительное преимущество, предоставляемое как более полной разведкой, так и более мощными боевыми действиями.
Форсирование реки при современном развитии авиации будет сопровождаться интенсивной борьбой в воздухе. Борьба эта заостряется конечно постольку, поскольку заостряется общее положение вследствие наличия водной преграды, которую нельзя скрыть. Эту борьбу надо организовать так, чтобы войска могли использовать преимущества, которые могут быть получены при успешных действиях авиации. Действия авиации должны быть планомерны; они должны быть составной частью единого воздушно-земного плана форсирования реки.
Поскольку действия эти будут направлены на обслуживание войск и на содействие им, дело решается правильной постановкой воздушным силам задач. Задачи эти вытекают из данных обстановки, и потому постановка их особой трудности не представляет. Но действия [230] авиации не односторонни. Противодействие противника в воздухе и стремление его в свою очередь использовать авиацию в своих целях создают сложную воздушную обстановку, в которой земной командир, как единый руководитель всей воздушно-земной операции, должен уметь разобраться. Он должен в этом случае, как и всегда, организовать не только действия на земле, но и борьбу в воздухе.
Рассмотрим более подробно действия авиации.
Разведка. Разведка направляется оперативными соображениями. Участок реки для переправы определяется в первую очередь поставленной войскам задачей. Таким образом свобода в выборе места для переправы ограничивается в своих пределах задачей, вытекающей из оперативных соображений высшего командования.
Первой задачей воздушной разведки будет определить, где находятся войска противника; находятся ли они вдали от реки и на каком удалении. Удаление это определит то время, которым будут располагать наши войска для организации переправы без помехи со стороны земного противника. В этом случае переправа подвергается лишь угрозе нападения с воздуха. Если противник уже занимает тот берег, разведка приобретает более детальный характер.
Прежде всего необходимо определить, к какой обороне активной или пассивной приготовится противник, т. е. сохраняет ли он свободу маневра на нашем берегу, владея мостами и имея предмостные укрепления, или нет. Если противник изготовился к активной обороне, может быть два случая: или наступающая сторона идет на предмостное укрепление и сбивает противника здесь, или она форсирует реку между плацдармами, приготовленными противником на нашем берегу. Воздушная разведка по реке в обе стороны во всяком случае должна быть выкинута на такую дальность, с которой владение противником переправами может влиять на нашу переправу. Задача эта как правило выполняется армейской разведывательной авиацией, но может быть по условиям обстановки поручена и авиации корпуса. Дальность этой разведки по реке от намеченного для переправы участка определяется соображениями о времени предположенной переправы. Если например переправа будет выполняться в течение трех суток, то и разведка должна быть выкинута в обе стороны на три перехода.
Дальность этой разведки по реке может быть сокращена только в том случае, если в обе стороны выдвинуты достаточно сильные заслоны, обеспечивающие переправляющиеся войска от флангового удара на своем берегу, или если мы прочно владеем всем берегом на нашей стороне и противник, не располагая мостами, вынужден обороняться пассивно.
Итак, первой задачей воздушной разведки будет определить, имеются ли на реке мосты постоянные или временные. Мосты эти должны быть сфотографированы. Целость постоянных мостов должна быть подтверждена фотоснимком. Равным образом должны быть сфотографированы предмостные укрепления. Если переправляющиеся войска должны будут иметь с ними дело, фотоснимки должны быть им [231] сообщены. Если эти предмостные укрепления находятся на фланговых плацдармах, фотоснимки должны быть сообщены войскам, обеспечивающим переправу с флангов. Места имеющихся на реке мостов должны быть определены с точностью и уничтожены бомбардировочной авиацией.
Противник, если он занимает тот берег и не имеет мостов на реке, может вернуть себе свободу маневра на нашем берегу, подготовив в свою очередь переправу. Поэтому задачей фоторазведки далее будет установить, нет ли признаков готовящейся переправы противником. Излучины реки, обращенные в сторону противника, впадающие с его стороны в реку притоки, подходящие к реке овраги, берег реки за островами, вообще все удобные места для подготовки переправы, для сосредоточения переправочного имущества и строительных материалов должны быть обследованы с возможной степенью детальности при помощи фотоаппарата.
Но если мы и занимаем прочно наш берег и противник вынуждается таким образом к пассивной обороне, не имея свободы на нашем берегу, он все же может осуществить удар во фланг переправляющимся войскам, пользуясь своей речной флотилией. Поэтому и при пассивной обороне противника разведка реки в обе стороны от намеченной переправы должна вестись с целью обнаружения речных флотилий противника. Дальность этой разведки определяется также предположенным временем переправы и скоростью движения флотилии. История знает пример вмешательства в дело трех дивизионов мониторов, находившихся от места переправы в 65 км (действия Дунайской флотилии австрийцев при переправе румын у Рахово, восточнее Рущука в октябре 1916 г., поспевшей к переправе из Беленского канала, находившегося в 65 км от Рахово). Поиски флотилий противника должны отличаться особой тщательностью. Обнаружение флотилии, прижимающейся, хотя бы и рассредоточенно, к берегам, не представляет особых трудностей, так как скрыть суда на воде невозможно. Но суда могут быть замаскированы так, чтобы для наблюдателя сверху было скрыто их военное назначение. Поэтому все обнаруженные в разведке суда должны быть сфотографированы. Особо ценными будут фотоснимки перспективные, которые дадут профиль судов и, главное, их оснастку. При маскировке судов необходимо фотографирование производить в крупном масштабе (небольшая высота, большое фокусное расстояние), чтобы возможно было определить типы судов: канонерские лодки, пловучие батареи, катера, заградители, тральщики, пароходы, транспорта, базы гидросамолетов, баржи для подъема аэростатов.
Равным образом фоторазведка должна определить минные заграждения противника, которые он может установить на подступах к переправе нашей флотилии, так как и наша флотилия с большой долей вероятности также будет обнаружена его воздушной разведкой.
Далее обследованию нужно подвергнуть реку. Поверхность реки не есть величина постоянная; она постоянно меняется в зависимости от времени года и атмосферных условий. В силу этого картографический материал в отношении рек всегда недостаточно точен. [232]
Только маршрутная аэрофотосъемка реки с точностью установит свойства ее с точки зрения переправы. Фотоснимок дает ясное представление о появившихся при спаде воды мелях, об островах и их растительном покрове, позволяющем укрываться за ним, о растительном покрове на той стороне реки, позволяющем противнику расположить укрыто средства обороны, и о растительном покрове, оврагах, притоках, балках на этом берегу, позволяющих выполнить укрыто сбор переправочных средств и строительного материала для стороны, форсирующей реку. Особое значение фоторазведка будет иметь при наличии на реке плавней с их вечноизменчивым характером. Низкая вода и сухое лето могут сделать их проходимыми, и тогда проложенные в них тропинки будут ценной данной для командования, особенно когда плавни находятся на стороне, занятой противником.
Исследование естественной организации местности должно быть еще дополнено перспективной съемкой пространства, по которому придется двигаться первому переправляющемуся эшелону до первого рубежа. Эти снимки дадут переправившимся в первую очередь силам ясное представление о местности, которую нельзя разведать предварительно средствами земной разведки. Эти перспективные снимки для первого эшелона, который всегда находится в самых тяжелых условиях, желательно распространить до взводов включительно. Время для размножения и изучения этих снимков должно быть предусмотрено. Не менее важным может быть фотографическое исследование естественной организации местности на своем берегу для сверки с картой имеющихся укрытий. Заявка на фоторазведку с этой целью должна быть сделана инженером, руководящим переправой. Поверка маскировки выполняется на общих основаниях.
Вместе с исследованием естественной организации местности идет исследование искусственной организации местности и группировки сил противника. Фоторазведка должна установить пулеметные позиции противника на берегу. При наличии густого растительного покрова это в большинстве случаев будет невозможно. Во всяком случае фотоснимки с этой целью должны быть сделаны в крупном масштабе. Такие же снимки крупного масштаба должны определить и наблюдательные пункты противника, устроенные на берегу, и организацию линии охранения.
Снимки эти должны быть сообщены артиллерии и пулеметам, имеющим назначением подготовку переправы огнем по тому берегу.
Далее фотосъемкой должна быть определена вторая линия обороны и места расположения артиллерийских позиций противника.
Вследствие сравнительной легкости маскировки артиллерийских позиций современными маскировочными средствами фотоснимки должны подвергаться самому тщательному дешифрирований опытных сотрудников фотограмметрической части штаба. Время на это должно быть предусмотрено. Возможно, что плановая съемка с средних высот даст лишь намеки, которые придется уточнять с помощью длиннофокусных фотоаппаратов.
Особое внимание при фотосъемке должно быть обращено на дорожную систему района, прилегающего к месту переправы. Ввиду [233] того что современная техника привязана к дорогам, они приведут фотографическое исследование к месту расположения маневренной группы противника. Эта маневренная группа, в состав которой могут входить: артиллерийский резерв на колесах, конница с конной артиллерией, пехота на авто и подводах, броневики и быстроходные танки может быть открыта в большинстве случаев только при помощи фоторазведки. Фотоснимки с артиллерийскими позициями и особенно с маневренной группой противника должны быть сообщены артиллерии и штурмовикам.
Весь фотографический материал, полученный аэрофотосъемкой, должен быть обработан и полученные данные должны быть нанесены на карту крупного масштаба, которая, кроме перечисленных объектов, должна дать еще данные о наличии на том берегу местных предметов, облегчающих войскам после переправы устройство предмостной полосы. Плановая фотосъемка дополнит также данные карты о наличии или отсутствии на той стороне препятствий для удобного развертывания. Леса и водные пространства, имеющиеся в расположении противника, должны быть сверены с картой.
Фотографическая разведка с ее принудительными направлениями полетов, определяемыми земными объектами, встретит несомненно огневое противодействие с земли. Особую опасность для самолетов, летающих низко, представляет огонь пулеметов. Поэтому при необходимости детализировать данные фотосъемки с помощью фотоснимков крупного масштаба необходимо прибегать или к бронированным самолетам для фотосъемки фотоаппаратом с небольшим фокусным расстоянием или выполнять съемку фотоаппаратами с очень большим фокусным расстоянием.
Содействие артиллерии и наблюдение за полем боя. Разведка в интересах артиллерии очерчена выше. Дальнейшее содействие артиллерии со стороны авиации находится в стесненных условиях.
Предварительная пристрелка целей при помощи самолетов требует во-первых достаточного времени. Кроме того она является признаком демаскирующим. Она возможна, как и в позиционной войне, только при наличии достаточного времени и нужна на широком фронте одновременно, чтобы не обнаружить места переправы.
Как правило артиллерия в маневренной войне будет стрелять без предварительной пристрелки с помощью самолетов. В целях маскировки полезно пристрелку производить на демонстративных переправах, а в месте действительной переправы ограничиться исчисленной стрельбой. При этом нужно считаться с дополнительным нарядом самолетов как на демонстративную пристрелку, так и на охранение этих самолетов истребителями.
Кроме того артиллерии в месте переправы не может быть оказано содействие корректированием или контролем при стрельбе ночью и в предрассветном тумане. Для стрельбы артиллерии в этих условиях особо важное значение будет иметь проведенная предварительно фотографическая разведка целей с точным определением их местонахождения, так как артиллерии придется пользоваться данными исчисленной стрельбы. [234]
Артиллерия при стрельбе днем будет особо нуждаться в содействии летчиков, во-первых при форсировании реки с низкого берега, когда противник занимает берег высокий, во-вторых, когда река широка, и в третьих, когда наблюдение с земли стеснено дымовой завесой, поднятой для сокрытия переправы. В этих случаях только наблюдение с воздуха может помочь стрельбе артиллерии. Контроль исчисленной стрельбы будет возможен лишь по целям, заранее обнаруженным и неподвижным. Для стрельбы по целям подвижным которые будут появляться во время боя, необходимо предусмотреть батареи в положении наблюдения. Особо важно, чтобы летчик-наблюдатель смог вызвать заградительный огонь по дорогам, к которым может быть привязана мото-механизированная маневренная группа противника. Летчику-наблюдателю условия работы должны быть облегчены до возможного предела. Для этого дороги должны иметь номера и должны быть разделены на участки А, Б, В и т. д. Для вызова огня летчик-наблюдатель, в зависимости от положения цели, передает например: дорога № 2Б, и артиллерия сразу открывает по этому участку дороги огонь. Для быстрого направления с помощью самолета огня этих батарей в положении наблюдения по цели, появившейся вне дороги, необходимо, чтобы и летчик-наблюдатель и эти батареи договорились о вспомогательных точках, от которых перенос огня будет осуществляться летчиком-наблюдателем.
Итак содействие артиллерии со стороны авиации выразится в фоторазведке, в контроле стрельбы и в обслуживании батарей в положении наблюдения.
Работа самолетов наблюдения в интересах переправившихся войск ведется на общих основаниях. Необходимо только предусмотреть, чтобы с первым же эшелоном был отправлен пост воздушной связи и чтобы пехота была снабжена сигнальными полотнищами, которыми она могла бы указывать самолету свое положение на достигнутом рубеже (жалонирование).
Время работы самолетов в интересах артиллерии и переправившегося эшелона определяется временем переправы. Если переправа первого эшелона выполнена ночью, то с рассветом самолеты артиллерии и пехоты должны быть уже над расположением противника, чтобы всемерно облегчить особо трудные первые шаги первого эшелона при движении его к выбранному рубежу. Войсковая авиация может еще облегчить положение переправившихся войск, выполняя задачи по связи с оставленным берегом (подхватывание кошкой донесений, направляемых командованию на оставленный берег, доставка с оставленного берега переправившимся войскам голубей, сбрасывание переправившимся войскам вымпелов с распоряжениями и с информациями командования, например об успехе или неуспехе переправ в других местах) и задачи по транспорту со сбрасыванием патронов, продовольствия и т. п.
Для содействия артиллерии может быть использован также и привязной аэростат. Он должен быть подведен к месту переправы скрытно и пополнение его газом должно быть произведено в ночь, на которую назначена переправа. Возможен и перенос его к месту работы ночью на тройниках в наполненном состоянии. В этом случае [235] заранее должна быть произведена разведка дороги. Условия его работы при наличии в воздухе истребителей противника очень тяжелы. Для использования самолетов с целью корректирования стрельбы пловучих батарей необходимо преду смотреть приемную радиостанцию для флотилии. Для облегчения работы нужно заранее знать, с какой позиции будет стрелять флотилия.
Боевые действия по земным целям и флотилии. Боевые действия с воздуха по неподвижным и подвижным целям штурмовые, и по неподвижным целям бомбардировочные, могут в сильной степени облегчить переправившимся войскам успешное продвижение вперед. Особо важное значение приобретают эти действия, когда артиллерия стеснена в своей работе.
Бомбардировочные прицельные действия авиации требуют подходящих неподвижных целей. Такими целями будут главным образом железнодорожные станции в случае обнаружения переброски противником войск по железной дороге. Они выполняются на основаниях, изложенных выше. Бомбардировочная авиация может быть также использована для бомбардирования обнаруженной флотилии противника. Эта цель для прицельного бомбардирования представляет большие трудности, но трудности не непреодолимые. Расположенные расстредоточенно речные суда, размеры коих обычно не превосходят 65x10 м, не выходят за пределы нормального рассеивания бомб и потому представляют собой цель неудобную. Но как показывает опыт китайской войны, искусные экипажи справляются с такими целями.
Большее значение имеют штурмовые действия авиации. Их целями будут: 1) речная флотилия противника, 2) артиллерия его на открытых позициях, 3) подходящие и подъезжающие резервы.
Речная флотилия, стоящая на месте и подвергающаяся атаке самолетов после предварительной разведки, равно как обнаруженная фоторазведкой артиллерия, стоящая на открытых позициях, особых трудностей для штурмовой авиации не представляют, так как в отношении этих целей, как целей неподвижных, время атаки может быть выбрано без особой торопливости. Другое дело подводимые и особенно быстро подвозимые резервы. Штурмовой авиации в этом случае приходится действовать накоротке, что сводит на-нет значение предварительной разведки этих целей, так как время между разведкой и претворением ее в боевые действия при небольших удалениях целей будет чрезвычайно ограниченно.
Штурмовиками на основании данных карты и проведенной общей воздушной разведки должна быть произведена еще и разведка «на себя», чтобы получить данные для оценки местности с точки зрения выполнения штурмовых действий. Особое внимание должны привлечь к себе узкие места, находящиеся в расположении противника. При обнаружении воздушной разведкой места расположения подвижного резерва противника штурмовики должны оценить с своей точки зрения дороги, идущие отсюда в направлении движения наших войск. Мосты, гати узкие проходы между ериками должны быть отмечены. При наличии таких узких мест значительно облегчаются [236] ночные действия штурмовиков, могущих эшелонированными во времени действиями запереть для движения противника эти узости в течение ночи, когда переправившиеся войска будут в наиболее трудном положении.
Днем, равным образом, действия штурмовиков стеснены тем, что пользоваться предварительной разведкой в большинстве случаев, в силу небольшого удаления целей, возможности не будет и придется соединять разведку с боевыми действиями. Действия штурмовой авиации, раз они выполняются без предварительной разведки, обнаруживающей, данную цель, должны быть растянуты во времени, чтобы была поймана какая-нибудь цель. Только крупные силы штурмовиков смогут осуществить такое постоянное нахождение в воздухе. Штурмовики в таких условиях работы будут нуждаться в охранении истребителями. Поэтому, согласно со своим планом действий, командование должно определить главные моменты, когда и над какими дорогами штурмовики должны быть в воздухе, чтобы запереть эту дорогу для всякого возможного движения. Наиболее нужным моментом действий штурмовиков будет время с рассветом после выполненной ночью переправы, так как это непосредственно следующее за переправой время наиболее тягостно для переправившихся войск.
При ограниченных средствах и в зависимости от расчета на действительность своего артиллерийского огня при подавлении артиллерийского огня противника командование должно выбрать цели для штурмовиков. Этих целей две: артиллерия противника и его резервы. Наиболее важное значение будет иметь недопущение к полю боя резервов противника.
Борьба с авиацией противника. Противник, располагающий авиацией, будет в свою очередь выполнять разведку и боевые действия с воздуха по нашим войскам и по переправе.
Если наши войска находятся еще в удалении от берега, противник будет стараться установить направление движения их, так как это направление уже определит район, в котором можно ожидать переправы. Поэтому всегда выгоден подход к реке на широком фронте, так как в этом случае авиация не дает противнику данных о намеченном для переправы районе. Определив намеченный для переправы участок реки, авиация противника будет выполнять здесь детальную фотографическую разведку (излучины в нашу сторону, притоки, острова, места для укрытого расположения понтонов и т. п.). Противник будет пристреливать артиллерию, будет искать нашу флотилию.
Эти действия противника должны вызвать противодействие наших истребителей. Истребители, как мы уже неоднократно говорили, не могут быть единственным средством борьбы с неприятельской разведкой и наблюдением. Борьба за превосходство в воздухе ведется всеми средствами. Но особо важное значение в подготовке переправы имеет маскировка, ночные движения и ночные работы. Ночь до сего времени является лучшим средством скрыть свои намерения, несмотря на успехи, достигнутые в ночных полетах. [237]
Но скрывать переправу можно только до момента начала переправы, который неминуемо будет определен органами наблюдения противника. С момента начала переправы особую опасность для переправляющегося представляют боевые действия авиации противника, хотя бы переправа началась и ночью. Целью для мощных фугасных бомб авиации противника будет река с понтонами и для осколочных бомб и ОВ войска, собранные для посадки на этом берегу, и войска, высадившиеся на том берегу. Применение осветительных средств с самолетов дает в этом случае прекрасный результат. Днем к этим целям прибавляются еще цели: наводимый или наведенный мост, войска, подходящие к нему, и первый высадившийся эшелон на той стороне. Мост представляет для авиации цель узкую и неподвижную, в которую можно бросать бомбы с помощью прицела. Это значит, что по мосту возможны не только штурмовые, но и бомбардировочные действия. В самый мост попасть с большой высоты трудно. Практическая данная, приведенная нами выше, позволяет все же рассчитывать при удаче на 3% попадания, но, так как перед мостом будет скопление войск, они будут представлять собой хорошую цель, если не разобьются на мелкие партии для перехода через мост. Наиболее благоприятным для нападающей авиации противника и наиболее трудным для переправляющихся войск будет случай, когда наведен один мост и если перед мостом нет укрытых мест.
В случаях благоприятных для войск, т. е. когда они имеют перед переправой укрытые места, из которых могут отправляться мелкими партиями, есть и своя неблагоприятная сторона, так как укрытия могут служить и незаметному подходу штурмовиков для атаки войск на выходах у них. Поэтому на выходах из укрытых мест должно быть организовано воздушное наблюдение.
Кроме того необходимо учитывать, что авиация противника будет стремиться к задержке войск не только прямым нападением на них, но и предварительным заражением ОВ узких мест. Поэтому в узких местах, на выходах из укрытий и на подходах к переправе должна быть организована химическая разведка и на путях к переправе должны быть расставлены средства для дегазации.
Основную опасность для переправы представляют именно штурмовые действия. Поэтому к переправе должны быть сосредоточены все возможные огневые средства.
При переправах через реки могут быть полезны дымовые завесы. Но с дымовыми завесами нужно обращаться с осторожностью, так как они сами по себе являются признаком демаскирующим. Для ночи необходимо пользоваться темным дымом.
Дымовые завесы необходимо устраивать на достаточно широком участке реки во-первых, а во-вторых необходимо устраивать ложные дымовые завесы. Дымовая завеса, поднятая против наблюдения противника с земли, может быть неглубокой, она может быть, так сказать, забором, мешающим видеть, что делается за ним. Дымовая же завеса, предусматривающая сокрытие войск от наблюдения сверху, должна быть такой глубины, чтобы голова и хвост колонны не высовывались из нее. Наличие у реки леса, из которого можно отправлять [238] на переправу войска, соответственно сократит глубину дымовой завесы. При пользовании дымовой завесой необходимо соблюдать следующее. Если дымовая завеса покрывает мост, наведенный на прямом продолжении дороги, она не воспрепятствует бомбардированию по нему, так как входящие в дымовую завесу и выходящие из нее дорога и река, представляя собой «прямоугольные координаты», обнаруживают мост своим пересечением. Поэтому необходимо в дымовой завесе наводить мост, делая колено. Летчики будут тогда бомбить продолжение дороги в дымовой завесе, а мост будет в стороне от этого продолжения дороги.
Ночью в условиях переправы истребители не смогут оказать противодействия неприятельской авиации, так как хотя к переправе и могут быть поданы прожектора, но атаковать переправу летчики будут на бреющих полетах, что исключает для истребителей возможность ночного боя.
Днем противодействие истребителями должно быть организовано по крайней мере на двух высотах. Задачами истребителей будут: 1) охранение против разведчиков противника, над двигающимися к переправе войсками, если это движение по условиям обстановки должно совершиться днем и по открытой местности; 2) обеспечение своей разведки; 3) охранение места переправы от налетов бомбардировочной авиации противника; 4) обеспечение работы своей штурмовой авиации при длительных эшелонированных ее действиях по определенным дорогам в расположении противника.
Встречный характер борьбы в воздухе и в этом случае ясен отсюда. Этими задачами обеспечения работы своей авиации и препятствования работе авиадии противника определяются и здесь, как всегда, действия истребителей. Успешное выполнение обеих этих задач требует крупных сил истребительной авиации. Поэтому все приемы работы авиации должны выбираться так, чтобы был достигнут максимум экономии в расходе истребителей, особенно в подготовительный период, чтобы не измотать их к моменту самой переправы. Так например разведку лучше производить на принципе неожиданности, чем на принципе силы, боевые действия с воздуха по земле лучше выполнять на небольшой высоте бронированными самолетами, что в значительной степени затруднит истребителей противника как в обнаружении, так и в атаке их и ведении воздушного боя. Кроме того необходимо предусматривать, как и всегда, что введение до начала переправы крупных сил авиации является признаком демаскирующим. Работа авиации до переправы не должна превышать нормальной работы. Демонстративное усиление работы авиации за счет добавочного напряжения работы экипажей на других участках реки может быть целесообразно как и при прорыве укрепленного фронта.
Лучшим средством для преобладания в воздухе будет планомерно организованная борьба с авиацией противника, что требует, как мы говорили, выделения специальной контравиационной группы.
Расчета здесь мы не приводим, так как метод расчета достаточно нами выявлен в предыдущих главах. [239]