Расположение и связь воздушных сил
Необходимость для авиации иметь аэродромы достаточно удобные и достаточно емкие ставит ее перед трудностями, иногда очень значительными.
Далеко не всегда можно найти в районе расположения штабов площадки, удовлетворяющие нужным техническим требованиям. Большое же удаление авиационных частей от штабов командования требует большого расхода средств связи и времени на ее проведение. В подавляющем большинстве случаев отсутствие согласованности в действиях земных и воздушных сил обусловливается трудностью установить своевременно связь между авиационными штабами и штабами земными с одной стороны и между разбросанными аэродромами различных родов авиации с другой стороны.
Трудность эта заключается в том, что радиосвязью в ее настоящем развитии можно пользоваться лишь с довольно существенными ограничениями, а для установления надежной проволочной связи требуются очень большие средства. Разберемся в этом вопросе и отдадим, себе отчет в том, что представляет собой аэродромная сеть в пределах, допустим, трехкорпусной армии.
Аэродромы делятся на основные, передовые, тыловые и ложные. Ложные аэродромы в данном случае нас конечно не интересуют.
На основном аэродроме располагается весь земной хвост части или соединения.
С передового аэродрома авиационная часть ведет боевую работу, если удаление основного аэродрома от штаба командования слишком велико. В этом случае вся оперативная часть авиационного соединения должна быть расположена на передовом аэродроме. Само собой разумеется, что у передового аэродрома должна быть связь как со штабом командования, так и с основным аэродромом. [99]
Тыловые аэродромы выбираются позади основных на случай отхода своих войск, чтобы авиация могла безболезненно перелететь в заранее условленное и подготовленное место и не прерывать вследствие отхода боевой работы.
Кроме того, если возможно, при штабах корпусов и дивизий выбираются площадки для спуска, на которых летчики садятся, если требуется личный доклад командованию, если нужно лично получить задание и если нужно доставить донесение, которое не может быть передано при помощи проволоки или по радио (например доставить фотографическое донесение).
Площадки для спуска необязательно должны иметь проволочную связь со штабом. При спуске самолета достаточно выслать на площадку мотоцикл или автомобиль для доставки экипажа в штаб.
Мы рассмотрим главным образом расположение и связь лишь основных аэродромов.
Аэродромная сеть в зависимости от оперативного управления авиационными частями и от их боевого назначения подразделяется на две зоны: зону аэродромов войсковой авиации, выдвинутых вперед к общевойсковым штабам, и зону аэродромов армейской авиации, отстоящих на большей глубине от линии соприкосновения.
Зона аэродромов войсковой авиации охватывает собой полосу, передний край которой удален от линии соприкосновения с противником на 12–15 км, а задний край на 35–40 км от этой линии. Обычно основные аэродромы частей войсковой авиации располагаются на глубине 1–1 ½ переходов от противника, а передовые аэродромы и посадочные площадки выдвигаются вперед по возможности ближе к месту стоянки штабов корпусов и дивизий.
Зона же аэродромов армейской авиации, перекрывая передним своим краем зону аэродромов войсковой авиации, имеет тыловую границу в удалении 2–2 ½ переходов от противника.
При развитии авиации и выполнении того расчета, о котором мы говорим дальше, аэродромная зона армии будет иметь значительно большую глубину (до 150 км).
Из частей и соединений армейской авиации (разведывательной, истребительной, штурмовой и бомбардировочной) наиболее удаленными от противника обычно бывают соединения бомбардировочной авиации, требующие наиболее хорошо приспособленных и оборудованных аэродромов и наиболее сложного технического питания.
В зависимости от условий театра военных действий и хода операций зоны расположения аэродромов уплотняются или растягиваются. Наибольшее удаление основных аэродромов войсковой авиации не должно превышать 2 переходов от противника.
Если мы примем, что основные аэродромы войсковой авиации расположены в одном переходе от противника, а задний край зоны аэродромов армейской авиации проходит в удалении 3 переходов от противника, то вся аэродромная зона разместится в полосе глубиной в 50–60 км.
Наиболее близкими к общевойсковым штабам будут аэродромы войсковой авиации. Затем, следуют аэродромы штурмовой авиации, работающей обычно в тактической связи с корпусами и дивизиями. [100] Далее в тылу расположатся аэродромы армейской разведывательной и бомбардировочной авиации. Истребители, в которых нуждаются все другие роды авиации, займут срединное положение между войсковой авиацией с одной стороны и армейской разведывательной и бомбардировочной авиацией с другой стороны, примерно на одном уровне с штурмовиками.
Примерное расположение аэродромов показано на рис. 12.
Как видно из этой схемы, при наличии в армии трех корпусных отрядов, одной разведывательной эскадрильи, одной штурмовой, одной бомбардировочной и одной истребительной бригад потребуется свыше 300 км провода для внешней связи аэродромов. Сюда не входит связь внутренняя между эскадрильями бригад штурмовой, истребительной и бомбардировочной. В случае, если эти бригады располагаются по-эскадрильно на трех аэродромах, связь с главным аэродромом, на котором находится командование бригады, осуществляется средствами бригады, если удаление аэродромов эскадрильи от главного аэродрома бригады не превышает 15 км. Если же удаление это будет больше, потребуется придача бригадам дополнительных средств связи, выделяемых армейским командованием.
Наличие проволочный связи (рис. 12) необходимо для осуществления как взаимодействия воздушных сил с земными войсками, так и взаимодействия отдельных родов авиации между собой. А это взаимодействие по двум линиям, по линии земной и по линии воздушной, как мы старались показать в предыдущем изложении, совершенно необходимо для получения наибольшего результата от боевой работы авиации. Такая связь предусматривает следующее. Основные аэродромы корпусных отрядов должны иметь прямую связь со своими штабами корпусов как для получения распоряжений, так и для передачи донесений. В случае, если основной аэродром корпусного отряда будет слишком удален от штаба корпуса, необходимо будет выдвинуть вперед к штабу корпуса передовой аэродром. В этом случае связь между штабом корпуса и передовым аэродромом конечно обязательна. Дальше к основному аэродрому связь пойдет через передовой аэродром.
Связь корпусных отрядов по фронту может осуществляться через штабы корпусов. Эта связь необходима, чтобы пользоваться данными разведки соседа и таким образом экономить свою разведку на флангах.
Далее, корпусные отряды должны обязательно иметь связь с основным аэродромом армейской разведывательной эскадрильи, так как они должны постоянно получать данные армейской воздушной разведки, которые будут наводить корпусную воздушную разведку на обнаруженные армейской разведкой объекты, двигающиеся в пределы данного корпуса.
Затем совершенно необходима связь корпусных отрядов с аэродромом истребителей, так как истребители обеспечивают воздушную разведку корпусов. Кроме того эта связь необходима для обмена разведывательными данными по воздушной линии работы.
Связь корпусных отрядов с аэродромом штурмовиков также необходима, так как штурмовики как правило действуют в тактической [101] связи с войсками и им совершенно необходимы данные разведки, добываемые войсковыми авиационными отрядами.
Если штурмовики и истребители выкидывают вперед к штабам АГ (авиационные группы) и организуют передовой аэродром в расположении того или иного корпуса, ясно, что должна быть организована и прямая связь этого передового аэродрома со штабом корпуса. В крайнем случае возможно, чтобы аэродром корпусного отряда служил передовым аэродромом для истребителей и штурмовиков. Возможно, что роль передового аэродрома для бригады (истребительной или штурмовой) будет играть основной аэродром одной из эскадрилий этой бригады, выдвинутый вперед. Тогда этот аэродром должен будет иметь прямую связь с штабом корпуса.
Основные (главные) аэродромы штурмовиков и истребителей должны иметь связь с аэродромом армейской разведывательной эскадрильи, так как штурмовики получают от этой эскадрильи разведывательные данные о противнике, а истребители могут быть нужны армейским разведчикам для обеспечения их работы.
Кроме того разведывательная эскадрилья должна иметь связь с главным аэродромом бомбардировщиков, чтобы была возможность сообщать им свои данные разведки. Эта связь может итти через штаб начальника воздушных сил армии, а аэродром бомбардировочной авиации должен быть связан с истребителями для возможности осуществлять полеты смешанных соединений и с штурмовиками, когда при бомбардировании какого-либо пункта штурмовики будут обеспечивать бомбардирование борьбой с средствами ПВО этого пункта. Само собой разумеется, что для получения распоряжений и передачи донесений главные аэродромы боевой авиации и основной аэродром армейской разведывательной эскадрильи должны быть связаны со штабом начальника воздушных сил армии.
Необходимо помнить, что авиационные части и соединения имеют провод только для организации внутренней связи. Вся внешняя связь авиационных частей и соединений устраивается армейскими и корпусными средствами. Из опыта мы знаем, что этих средств всегда нехватает. Еще в позиционной войне возможно организовать такую связь полностью. В маневренной же войне все неудачи в организации взаимодействия как по земной, так и по воздушной линии, которые мы наблюдали и у нас и на Западе, всегда являлись прямым следствием недостатков связи. Мы видим, что вопрос этот достаточно труден, но если он не будет разрешен удовлетворительно, воздушным силам не смогут предъявляться полноценные требования.
В организации связи могут сыграть большую роль линии государственной и железнодорожной связи. Для этого необходимо, чтобы соответствующие провода были забронированы за авиацией и числились в ее монопольном владении.
При недостатке связи большую роль могут сыграть авиэтки. Но они должны быть двухместными, чтобы можно было держать связь с помощью оперативных работников штабов.
Сам собой напрашивается вопрос о замене или по крайней мере о дополнении проволочной связи связью по радио. [103]
Радио является в настоящее время мощным средством связи, широчайшим образом используемым как в мирное, так и в военное время. Но использование радио в военное время сопряжено с опасностью перехвата противником радиопередач. Радио служит не только целям связи, но и целям разведки. Эта сторона дела должна привлечь к себе особо острое внимание. Необходимо отдать себе ясный отчет в тех условиях, при которых протекает его использование, чтобы не делать ошибок, дающих в руки противника ценнейшие разведывательные данные.
Во время мировой и особенно гражданской войн ряд существеннейших разведывательных данных получался при помощи радиоразведки. В настоящее время в связи с чрезвычайным послевоенным развитием радиодела мы встретимся с широко развитой и хорошо поставленной радиоразведкой противника и потому никакие, даже самые казалось бы несущественные меры предосторожности не будут излишними. Неудобство радиосвязи заключается в том, что радиостанция посылает свои волны по всем направлениям. Поэтому волны эти могут улавливаться противником со всех направлений в пределах радиуса действия данной передающей радиостанции. Это грозит двойной опасностью:
во-первых противнику может стать известным содержание передачи;
во-вторых противник может определить место, с которого выполняется передача.
Содержание передачи по радио будет известно противнику; если передача идет открытым текстом. Следовательно передачи по радио необходимо шифровать, а шифрование и расшифровывание требуют времени.
Но и зашифрованная передача может быть вскрыта противником. Даже при сложном надежном шифре содержание передачи может стать известным противнику, если при передаче допускается недисциплинированность, если например передающий, когда его не поняли, расшифровывает одно два слова или группу слов и дает таким образом в руки противника значение нескольких условных знаков, пользуясь которыми он установит значение шифра, применяя современные, достаточно совершенные способы расшифровывания. Но в этой плоскости борьба с противником возможна. Всякий шифр конечно рано или поздно будет вскрыт. Но дело в том, насколько скоро это будет сделано. Если радиопередача расшифровывается противником, когда значение ее уже устарело, то это неопасно. Частая смена при этом шифров дает нужную гарантию тайны передач.
Но гораздо большую опасность сейчас представляет возможность для противника устанавливать с помощью радиогониометрических станций место, с которого осуществляется передача.
Для определения места, с которого осуществляется радиопередача, достаточно двух радиогониометрических станций, устанавливающих направление, с которого идет передача, и засекающих место стояния передающей радиостанции. Более точным является применение для целей засечки места передачи трех радиогониометрических станций. [104]
Абсолютно точных данных при такой засечке передачи конечно получить нельзя, но все же точность засечки совершенно достаточна, чтобы, пользуясь картой и дополнительной воздушной разведкой с фотографированием, установить это место.
Ошибки при засечке могут быть следующие.
Как видно нз схемы (рис. 13), ошибки радиогониометрических станций могут встречаться в различных комбинациях. Вследствие этих различных комбинаций ошибок передающая радиостанция может оказаться или в так называемом треугольнике ошибок или вне этого треугольника, но невдалеке от него. Так как радиостанции, обслуживающие различные командные инстанции и различные роды войск, работают на различных волнах, то радиоразведке удается сплошь и рядом путем систематического определения мест передачи и пользуясь различными другими показателями (дальность, слышимость, тон, позывные), установить расположение различных штабов. Уже установление сети штабов дает противнику указание и на возможное расположение аэродромов. А если и аэродром пользуется в свою очередь постоянно радиопередачей, то это значительно облегчит работу разведывательной авиации противника, которая будет иметь задачей проверить данные радиогониометрических станций.
В позиционной войне и вообще при длительном стабилизированном положении радиоразведка будет значительно облегчена. В маневренной же войне чем ниже штаб, тем чаще он меняет свое место и следовательно тем труднее будет определить его место. Но высокие штабы более неподвижные будут определены. Что же касается аэродромов, то они, даже если авиация двигается вслед за войсками, меняют свои места как правило реже своих общевойсковых штабов и потому являются объектами для дополнительной воздушной разведки более постоянными.
Уже исследование двухверстной карты дает ряд данных о возможном расположении аэродромов, особенно в местности неудобной в аэродромном отношении. Исследование же карты на основании данных радиогониометрических станций суживает круг поисков районом, лежащим или в пределах треугольника ошибок или расположенным вблизи него. Так как мест для расположения аэродромов вообще говоря не очень много, то направить в место, определенное радиоразведкой, дополнительную воздушную разведку будет нетрудно, а фотографирование места, оцененного в данном районе, как удобного для аэродрома, даст для службы дешифрирования аэроснимков точные данные о расположении аэродрома, несмотря на принятые на аэродроме меры маскировки. А за разведчиком необходимо придет бомбардировщик, так как в задачу бомбардировочной авиации, как мы видели, входит борьба за превосходство в воздухе путем бомбардирования аэродромов противника.
Вынесение радиостанции с аэродрома и установление с ней проволочной связи может помочь лишь в том случае, если в районе расположения авиачасти имеются площадки, пригодные для устройства ложных аэродромов. Если же таких ложных аэродромов по [105] условиям местности устроить нельзя, то вынесение радиостанции с аэродрома делу не поможет.
Равным образом при помощи фотографирования, выполняющегося по данным радиоразведки, будут открыты и сами штабы.
При таких условиях бомбардировочная авиация противника будет иметь две благодарные задачи:
а) разрушать штабы, а вместе с ними связь и управление;
б) разрушать аэродромы.
Таким образом, даже при сокрытии с помощью надежного шифра содержания радиопередач, все же одно указание о месте расположения штабов и аэродромов может иметь чрезвычайно тягостные последствия в виде нарушения системы управления и вывода из строя значительной части воздушных сил.
Использование радио на аэродромах представляет несомненную опасность. Не бояться того, что авиация противника сможет причинить нам вредоносные действия, пользуясь радиогониометрическими станциями для определения мест расположения наших аэродромов, можно было бы лишь в том случае, если бы нами было завоевано абсолютное господство в воздухе и противник был настолько стеснен в своей работе, что и не помышлял бы появляться в нашем расположении. Такое положение встречается чрезвычайно редко, тем более, что с развитием в настоящее время ночных полетов нужно ожидать оживленной ночной работы авиации, особенно авиации бомбардировочной.
Не следует ли из этого, что от радио на аэродромах нужно отказаться совсем? На этот вопрос следует ответить отрицательно: нет, не нужно, но нужно принять соответствующие меры, которые облегчили бы положение.
Здесь повидимому могло бы быть два решения вопроса: или ограничение дальности действия аэродромных радиостанций, посылающих волны по всем направлениям, или ограничение самих направлений передачи, т, е. переход к радиостанциям с направленным действием.
Посмотрим, каковы были бы условия для ограничения дальности действия радиостанций.
В основу требований, предъявляемых радиостанциям, должны лечь условия расположения аэродромов.
С точки зрения дальности действия не может быть одного стандарта радиостанции для аэродромов всех родов авиации.
Из соображений, принимающихся во внимание при размещении аэродромов, ясно, на каком радиусе действия могла бы работать радиостанция каждого из них. Стандарт радиостанции можно была бы допустить лишь при условии возможности иметь переменный радиус действия радиостанции с тем, чтобы увеличивать или уменьшать его в зависимости от расстояния до противника.
Как видно из схемы (рис. 14), авиационные отряды войсковой авиации, работающие с основных аэродромов, должны были бы пользоваться радиостанциями с радиусом действия не больше чем в 20 км. Передовые аэродромы войсковой авиации, выбирающиеся вблизи штабов командования, могли бы обходиться совсем [107] без радиостанций, так как их всегда легко связать со штабами и командными пунктами проволокой, причем эта проволочная связь будет достаточно безопасна, так как удаление ее от линии соприкосновения земных войск в достаточной мере гарантирует разговоры от подслушивания противником через землю.
При радиусе действия радиостанции в 20 км основные аэродромы будут в относительной безопасности от перехвата смысла радиопередач. Такой радиус действия для армейской авиации означал бы невозможность отрываться от войсковой авиации больше чем на 20 км для сохранения двухсторонней связи. Более удаленное расположение армейской авиации позволит конечно ей пользоваться радиостанциями с большим радиусом действия, но в этом случае связь с корпусными отрядами будет односторонней, сверху вниз, так как аэродромы армейской авиации выйдут за пределы радиуса действия радиостанций корпусных отрядов. Безопасность будет куплена таким образом ценой ограничения связи. В некоторых случаях это ограничение радиосвязи не будет играть существенной роли. Остановимся на этом вопросе (рис. 14).
1. Связь аэродромов войсковых с аэродромом армейской авиации может быть односторонней, сверху вниз, так как корпусная авиация нуждается в данных армейской разведки, как об этом мы говорили выше, а армейская разведывательная эскадрилья в данных разведки корпусных отрядов не нуждается. Данные корпусной разведки пойдут вверх в донесениях корпусов в общем порядке. При таких условиях аэродром армейской разведывательной эскадрильи может находиться за пределами радиуса действия радиостанции аэродрома корпусного отряда.
2. Связь отрядов войсковой авиации с бомбардировочной авиацией, пока эта последняя находится в распоряжении армии, не нужна, так как армейские бомбардировщики как правило пользуются данными армейской разведывательной авиации и в разведке корпусных отрядов не нуждаются.
3. Штурмовики должны вводиться быстро в дело, и между ними, штабом корпуса и корпусным авиационным отрядом должна быть взаимная связь. Поэтому аэродромы штурмовиков, приданных корпусу, не должны располагаться за пределами радиуса действия радиостанции корпусных аэродромов. При работе штурмовиков из армии они должны быть в радиосвязи с аэродромом армейской разведывательной эскадрильи, причем связь эта может быть односторонней, от армейских разведчиков к штурмовикам.
4. Истребители, в которых нуждаются все, должны быть в двухсторонней радиосвязи со всеми другими родами авиации. Занимая среднее положение, радиостанции истребителей могут пользоваться радиостанциями с радиусом действия от 30 до 50 км.
Ввиду возможности сжимания и расширения аэродромной сети по условиям обстановки необходимо было бы иметь радиостанции армейской авиации с переменным радиусом действия в пределах от 25 до 75 км. Кроме того могли бы быть полезны и радиостанции с более далеким действием специально для целей дезинформации противника. [109]
Мы видим, что с точки зрения сокрытия смысла передачи уменьшение радиуса действия радиостанций могло бы быть полезным. Но второй вопрос, вопрос о воспрепятствовании противнику определять место передачи уменьшением радиуса действия радиостанций, повидимому не разрешается.
Дело в том, что радиус действия радиостанций мы исчисляем по наилучшей слышимости, а не по абсолютной дальности действия. Можно не понимать передачи и все же иметь возможность пеленгировать передающую радиостанцию, а с этим мы опять упираемся в вопрос определения места передачи. Ясно, что мы должны обратиться ко второму пути, т. е. к радиостанциям направленного действия. Как увидим и этот путь не дает полного разрешения вопроса, хотя и облегчает несколько положение.
Передача, направленная в сторону противника, не гарантирована от перехвата в силу во-первых, дальности ее действия за пределами наилучшей слышимости и в силу того во-вторых, что луч направленной передачи имеет некоторую ширину, к сожалению повидимому достаточно не изученную. В силу этого даже при использовании направленной передачи донесения и оперативные приказы будут не в одинаковом положении.
Для земных войск обычно донесения будут в лучшем положении, чем приказы, так как донесения идут снизу вверх в сторону от противника, а приказы идут сверху вниз в сторону противника.
Для авиации мы будем иметь положение обратное тому, которое имеет место у земных войск.
Воздушные силы, работающие с земными войсками, располагаются в большинстве случаев позади штабов, от которых получают распоряжения. При таких условиях оперативные приказы от земного командования к авиации идут по направлению от противника, а донесения с аэродромов к командованию по направлению к противнику. Отсюда ясно, что в авиации дело с направленной передачей для оперативных приказов обстоит лучше, чем для донесений. Направленная передача таким образом дает возможность пользоваться радиосвязью в ряде случаев. Применительно к схеме расположения аэродромов (рис. 14), являющейся конечно лишь частным случаем, мы будем иметь следующие возможности безопасной передачи:
а) оперативные приказы и всякие вообще распоряжения, сводки, информации от дивизий и корпусов к войсковой авиации;
б) то же самое от дивизий и корпусов к боевой авиации, приданной дивизиям и корпусам;
в) двухсторонняя полная связь между истребителями и штурмовиками;
г) сообщения войсковой авиации штурмовикам;
д) заявки войсковой авиации истребителям;
е) донесения армейской авиации в штарм;
ж) распоряжения штарма бомбардировочной авиации.
Эта же схема при направленной передаче стесняет:
а) донесения с аэродромов войсковой авиации штабам корпусов и дивизий; [110]
б) донесения штабам корпусов и дивизий с аэродромов боевой авиации;
в) разведывательные сводки, направляемые от армейской разведывательной авиации в общевойсковые штабы и на аэродромы войсковой авиации;
г) ответы истребителей на заявки войсковой авиации;
д) требования охранения, направляемые истребителям от бомбардировочной и армейской разведывательной авиации;
е) распоряжения, направляемые из штарма армейской разведывательной, штурмовой и истребительной авиации;
ж) донесения бомбардировочной авиации в штарм.
Приведенная схема является лишь частным случаем. В действительности мы сплошь и рядом столкнемся с совершенно другой схемой, которая предоставит для использования радио совершенно другие возможности. Но метод решения ясен из приведенного примера. Отсюда следует, что в каждом данном случае при всякой перемене в расположении аэродромов начальник связи должен проанализировать расположение аэродромов и на основании анализа схемы их расположения дать соответствующую инструкцию неиспользованию радиосети.
Взаимное расположение аэродромов, как мы только что сказали, может быть чрезвычайно различно. Оно определит, что и кому может передаваться по радио. Но кроме того играет роль и общая конфигурация фронта, которая может или стеснить или облегчить положение. С этой точки зрения возможны следующие основные случаи (рис. 15).
Первый случай, когда линия соприкосновения земных войск прямая. В этом случае возможна безопасная передача в пределах задних 180°, начиная от диаметра, параллельного линии соприкосновения.
Второй случай, когда линия соприкосновения образует вдавленность в наше расположение. Как видно из рисунка, этот случай выгоднее, чем предыдущий, так как сфера безопасного действия радио увеличивается.
Третий случай, когда линия соприкосновения образует выпуклость в сторону противника. Как видно из рисунка, этот случай наиболее неблагоприятный, так как сфера безопасного действия радио значительно уменьшается.
Начальник связи должен принимать во внимание и эту сторону вопроса, тем более, что общая конфигурация фронта отразится и на связи аэродромной штабной сети. Ширина луча направленной передачи должна быть при этом учтена.
Само собой разумеется, что радиостанции, вызываемые какой-либо другой радиостанцией, должны быть ограничены в квитанциях, чтобы не обнаружить места своего расположения. Так например при передаче по радио с самолета, находящегося в расположении противника, аэродромная радиостанция ни в коем случае не должна отвечать на вызовы.
Возможность для противника путем радиопеленгации определять расположение аэродромов предъявляет требования особой осторожности [112] еще в одном виде работы радио. Постоянной, систематической работы радиостанций требует служба погоды с ее ежедневной передачей метеосводок. Предсказания погоды, основанные на наблюдениях за ветром, температурой, облачностью и атмосферным давлением по всей стране, передаются в сводках на действующие аэродромы. Это передача сверху вниз. Эти передачи могут слушаться аэродромными радиостанциями без всякой опасности, если они не будут давать квитанций, могущих быть засеченными. В свою очередь аэродромные метеостанции передают вверх свои ежедневные наблюдения, принимающиеся во внимание службой погоды. Эти передачи будут представлять несомненную опасность для аэродромов, если аэродромные радиостанции не будут иметь направленного действия.
Из этого краткого анализа радиосвязи для обслуживания авиации мы видим, что к этому виду связи нужно относиться с чрезвычайной осторожностью. Если есть хоть малейшее сомнение в безопасности передачи, она не должна иметь места.
Радиостанции, посылающие свои волны в расположение противника, могут применяться только для дезинформации противника. Они могут также применяться для «радиозасад». Если противнику дается преднамеренно возможность определить место стояния радиостанции, положим у ложного аэродрома, и если он организует бомбардирование этого аэродрома, он может встретить подготовленное заранее сопротивление истребителей. Для организации такой засады само собой разумеется необходима четкая работа постов воздушного наблюдения, находящихся в линии соприкосновения и связанных напрямую с аэродромом истребителей.
Мы проанализировали вопрос связи в авиации лишь в одном положении. Если мы представим себе ряд последовательных операций, который потребует передвижения всей системы аэродромов вперед, то расчеты соответственно увеличатся. Мы видим, что вопрос связи в авиации является вопросом чрезвычайно сложным. Повторяем, что все неполадки во взаимодействии авиации с земными войсками и во взаимодействии различных родов авиации друг с другом, как показывает опыт, проистекают главным образом из-за прорывов на фронте связи. Командование должно уделять этому вопросу особо острое внимание для получения от авиации полноценной работы. [113]