Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава 4.

Борьба за превосходство в воздухе

Об определении понятия превосходства в воздухе в различных наставлениях мы говорили во введении. В этих наставлениях различных стран отражен горький опыт войны. Но вопрос о господстве продолжает ставиться в настоящее время в достаточно уродливой форме. Поэтому мы вкратце коснемся его еще раз, приняв во внимание наши конкретные условия.

Понятие господства пересажено в воздушные силы из морского флота с совершенно недостаточным основанием. Если в морском флоте мы имеем военноисторические примеры генеральных морских сражений с уничтожением морской мощи одного из противников, то воздушные силы таких генеральных сражений не знают. Таким образом исторически понятие господства в воздухе оправдано быть не может. Для аналогии же с морским флотом достаточных оснований не имеется. И в самом морском флоте в отношении понятия господства на морях заклинился, как чрезвычайно неудобная данная, опыт мировой войны, не приведший стороны к генеральному морскому сражению. Мы не будем конечно касаться причин, привязавших морские флоты Германии и Англии к своим берегам, у которых оба эти флота и занимались господством. Укажем только, что хотя авиация во время мировой войны отнюдь не держалась своих аэродромов, а проникла чрезвычайно далеко в расположение противника, все же ни о каком генеральном воздушном сражении и речи быть не могло.

Самых рьяных поборников идеи господства в воздухе — французов — опыт войны привел к утверждению, что «воздушный флот не уничтожается в воздушном сражении»{29}. Этот вывод мы должны считать достаточно основательным.

Действительно, в морском флоте сроки постройки кораблей длительны. Сторона, рискнувшая вступить в бой и потерявшая линейный корабль, продолжающий, несмотря на грозные предостережения с воздуха, оставаться «становым хребтом» морского флота, не может рассчитывать скоро заменить его, как бы ни были велики усилия для уменьшения сроков постройки. Поэтому для морского флота выгоднее стремиться к уничтожению кораблей противника в море, чем итти бомбардировать его верфи. К тому же для этого последнего предприятия гораздо лучше приспособлены самолеты. Совершенно другая картина в авиации. Производство самолетов чрезвычайно быстро. Потери в воздушных силах, организованных нормально, восстанавливаются чрезвычайно скоро. Вспомним о том количестве самолетов, которое было построено в процессе империалистической воины 1914–1918 г.

Темп пополнения авиации гораздо ближе к темпу пополнения пехоты, артиллерии и конницы, чем к темпу пополнения морского флота. Одного этого соображения было бы достаточно, чтобы не прибегать к плохо поставленной проблеме о господстве в воздухе. В морском флоте средства разрушения сильнее верфей, на которых [91] строятся морские суда, ибо одним хорошо направленным снарядом может быть пущена ко дну двухлетняя работа тысяч людей. В авиации средства разрушения слабее завода, легко пополняющего убыль самолетов на фронте. Для достижения длительного господства в воздухе было бы необходимо сбить самолеты противника, находящиеся в воздухе, уничтожить самолеты противника, находящиеся на аэродромах, и причинить непоправимые разрушения производственным авиационным центрам. Вряд ли все эти действия можно свести к генеральному воздушному сражению. Подобно тому как земные войска, выполняя ряд операций, совершенно не имеют задачей уничтожить всю пехоту, всю артиллерию, всю конницу противника, а постепенно решая ряд конкретных задач, приближаются к конечному результату, к выигрышу войны, так и воздушные силы, выполняя ряд конкретных задач, приближаются к этому же конечному результату. Мы поэтому по пути с земными войсками.

Абсолютное господство в воздухе вообще недостижимо. Превосходство же временное и местное возможно. Но было бы предрассудком думать, что превосходство в воздухе достигается силами одной авиации. В достижении этого превосходства участвуют как воздушные, так и земные силы, причем последние не только обороняются, но и нападают. Борьба за превосходство в воздухе ведется всегда в двух направлениях. С одной стороны — это обеспечение работы своей неистребительной авиации и воздухоплавания, с другой стороны — это противодействие работе авиации и воздухоплавания противника. Превосходство в воздухе состоит не в том, чтобы летать много, а в том, чтобы летать с большим толком, чем летает противник, а этот «толк», как мы говорили выше, определяется тем, насколько воздушные силы предоставляют возможность своим войскам и препятствуют войскам противника использовать результаты боевой работы в воздухе и с воздуха. Прекратить вообще полеты противника невозможно, так как вырыть в воздухе окопы и заплести воздух проволокой невозможно. Да это и ненужно. Необходимо не допускать противника выполнять задачи, которые могут быть вредоносны для наших земных и воздушных сил и средств, и обеспечить выполнение наших воздушных действий, которые могут быть в нужное время и в нужном месте вредоносны для противника. Поэтому действия против самолетов противника, находящихся в воздухе, и действия против его самолетов, находящихся на земле, должны приурочиваться с одной стороны к действиям наших земных войск и с другой стороны к действиям наших воздушных сил.

Борьба за превосходство в воздухе ведется всей совокупностью имеющихся в распоряжении средств против всех средств противника. Этими средствами являются:

а) истребительная авиация,

б) штурмовая авиация,

в) бомбардировочная авиация,

г) зенитная артиллерия,

д) зенитные пулеметы,

е) ружейный огонь,

ж) огонь дальнобойной полевой артиллерии, [92]

з) конница и моторизованные части,

и) партизаны,

к) наступление земных войск.

Кроме того немаловажную роль играют: маскировка, дешифрирование аэроснимков и воздушные заграждения.

Перечисленными средствами в той или иной мере выполняются:

а) боевые действия против самолетов противника, находящихся в воздухе;

б) боевые действия против его аэродромов;

в) боевые действия против его аэростатов;

г) боевые действия против его средств противовоздушной обороны.

Само собой разумеется, что для приведения в действие всех этих средств необходима хорошо поставленная разведка воздушного противника.

Проанализируем роль каждого из этих средств в борьбе за превосходство в воздухе, чтобы выяснить тот воздушный отвес, который будет иметь место как в действиях воздушных сил, так и в действиях земных войск в едином воздушно-земном сражении, рамки которого авиация расширяет в значительной степени.

Истребительная авиация. Она имеет своим специальным назначением уничтожение самолетов противника, находящихся в воздухе, и его аэростатов, как поднятых в воздух, так и находящихся на биваке.

Уничтожение самолетов противника не носит независимого характера. Оно приурочивается к действиям с одной стороны нашей неистребительной авиации и с другой стороны к действиям земных войск.

Обеспечивая свои разведывательные самолеты и бомбардировочные группы, истребители сопровождают их в расположении противника и имеют дело с истребителями противника, препятствующими нашим разведчикам и бомбардировочным самолетам выполнять их задачи.

Наоборот, охраняя свое расположение, истребители имеют главной задачей атаку неистребительной авиации противника. В случае, если разведчики и бомбардировщики противника идут в наше расположение в сопровождении истребителей, наши истребители путем победы над истребителями противника должны все же добраться до его неистребительных самолетов, так как иначе задача охранения выполнена не будет. Над полем боя, где истребители противника будут почти всегда охранять свои самолеты наблюдения, борьба с истребителями противника будет правилом. Но отвлеченные борьбой с истребителями противника, наши истребители предоставят возможность самолетам наблюдения противника и его аэростатам выполнить их задачи. Поэтому необходимо предусматривать два эшелона истребителей. Один специально для борьбы с истребителями противника и другой специально для борьбы с системой наблюдения противника, раскинутой в воздухе.

Особенно жесткие условия должны быть предъявлены истребителям, назначенным для борьбы с неприятельскими самолетами наблюдения [93] над полем боя. Связанный в своей работе земной обстановкой истребитель попадает в следующее противоречие. С точки зрения тактики воздушного боя истребитель должен атаковать неожиданно. Для этого он выжидает удобного момента и выжидает его иной раз чрезвычайно длительно. Во время мировой войны сплошь и рядом истребитель тратил до часу и больше времени, чтобы выбрать момент, когда например летчик-наблюдатель артиллерийского самолета отвлечется от наблюдения за небом, отдавая свое внимание наблюдению за разрывами на земле. Это возможно было в длительные спокойные подготовительные периоды позиционной войны. В маневренной войне такое ожидание возможности атаки недопустимо, ибо за час времени артиллерийский самолет, корректируя огонь артиллерии, уничтожит как правило три цели, например три батареи. Сбитый самолет противника при таких условиях не окупит того вреда, который будет им нанесен. Отсюда следует, что при расчете наряда нужно исходить не из атаки один на один, а из атаки звеньями.

Обеспечение своих неистребительных самолетов истребителями является всегда обеспечением прямым. Оно может быть полным и частичным. Полным обеспечение может быть лишь в том случае, если задачи разведчиков и бомбардировщиков не выходят за пределы радиуса действия истребителя. Обеспечение самолетов, проникающих за пределы поля боя, осуществляется путем конвоирования. Обеспечение же своих самолетов над полем боя осуществляется занятием неба над полем боя в крупных силах. Так как такое занятие неба не может быть непрерывным, оно приурочивается к тем моментам, когда войсковому командованию наиболее нужны данные наблюдения.

Частичным обеспечение будет в том случае, когда разведчики и бомбардировочные группы выполняют задачи, выходящие за пределы радиуса действия истребителей. В этом случае конвоирование осуществляется для того, чтобы протолкнуть силой разведчиков и бомбардировщиков в расположение противника и затем обеспечить им возвращение через линию соприкосновения путем встречи их на заранее условленном маршруте.

Сопровождение осуществляется группами истребителей, идущих над обеспечиваемыми самолетами на двух высотах.

Занятие неба над полем боя осуществляется патрулями, распределенными как правило на трех высотах. Количество истребителей зависит от силы неприятельской истребительной авиации. Тут норм не может быть дано.

Если не принимать во внимание истребителей противника, то в патрулировании над полем боя трехсамолетное звено (в одном ярусе) может с успехом работать на 12 км по фронту.

Охранение войск на походе и оборона пунктов требуют большего расхода истребителей. Поэтому истребители не могут быть единственным средством охранения и обороны. Войска никогда не могут быть избавлены от необходимости принимать свои меры по расчленению, маскировке и организации огня. Патрулирование над войсками имеет своей главной задачей борьбу с разведчиками противника. [94] Успешным выполнением этой задачи достигается двойная цель: во-первых сохраняется оперативная тайна передвижения войск и во-вторых противником не получаются данные для атак колонн с воздуха.

Расход самолетов в патрулировании зависит от того, насколько удалены марширующие войска от противника, так как это удаление связано с высотой, на которой летают его разведчики.

Войсковая разведка противника, выполняющаяся на высотах примерно не больше 2 000 м, потребует охранения наших войск трехсамолетными патрулями на двух высотах, а армейская разведка противника, выполняющаяся с фотоаппаратом на высотах до 4 000 м и выше, потребует охранения войск трехсамолетными патрулями на трех высотах.

В задачу истребителей в борьбе за превосходство в воздухе входит также атака привязных аэростатов. Эту же задачу будет выполнять и истребительная авиация противника. При таких условиях необходимо также еще и охранять свои привязные аэростаты. Привязные аэростаты при длительном нахождении в поднятом положении являются легкой добычей истребителей противника, так как охранять их истребителями все время невозможно. Поэтому аэростаты должны усвоить себе в настоящее время другую тактику. Они, так же как и авиация наблюдения за полем боя, должны будут подниматься в воздух лишь на то время, в течение которого небо занято своими истребителями.

Штурмовая авиация в борьбе за превосходство в воздухе действует по аэродромам, по бивакам аэростатов и по средствам ПВО противника.

Применяя как правило мелкокалиберные осколочные бомбы, штурмовая авиация при нападениях на аэродромы имеет задачей главным образом поразить осколками самолеты противника. Она может также портить летное поле воронками и поливать аэродромы противника отравляющими веществами.

Притянутые к земле аэростаты противника на биваке представляют хорошую цель для низко атакующих штурмовиков, особенно потому, что место бивака аэростата может быть определено с точностью. Специально организованная фотографическая разведка биваков аэростатов дает в руки штурмовикам точные данные.

Для борьбы со средствами ПВО противника штурмовая авиация применяется, когда эти средства настолько сильны, что препятствуют бомбардировочной авиации выполнять ее задачи. Действуя по зенитным батареям, прожекторам и звукоулавливателям противника, штурмовая авиация применяет осколочные бомбы, ОВ, пулеметный обстрел и дымовые завесы.

Действуя по аэродромам противника, штурмовая авиация выполняет две задачи. С одной стороны это будет обеспечение работы своей авиации в расположении противника. В этом случае штурмовики атакуют аэродромы истребителей противника.

С другой стороны это будет обеспечение своих войск против работы авиации противника в нашем расположении. В этом случае штурмовики атакуют аэродромы, разведчиков, штурмовиков и бомбардировщиков противника. [95]

Это обеспечение работы своей авиации и своих земных войск будет всегда косвенным. Ввиду разбросанности аэродромов противника и невозможности всех их уничтожить это обеспечение всегда является неполным.

Поэтому оно наиболее действительно, когда является дополнением к прямому обеспечению истребителями. Вследствие этого действия по аэродромам не независимы, а связаны с действиями истребителей и приурочиваются поэтому с одной стороны к работе своей разведывательной и бомбардировочной авиации и с другой стороны к передвижениям своих войск.

Само собой разумеется, что уничтожение аэростатов противника тоже приурочивается к времени земного боя. Штурмовики в борьбе с аэростатами дополняют работу своих истребителей и артиллерии. Аэростат на ночь и вообще после выполнения своей задачи отводится на бивак за пределы досягаемости артиллерийского огня. Здесь он и настигается штурмовиками.

Если удастся сохранить свои аэростаты и уничтожить во время боя аэростаты противника, земные войска пользуются ощутимым превосходством своего воздушного наблюдения, особенно в интересах артиллерии.

Действия по средствам ПВО тоже не имеют независимого характера, ибо если они выполняются, то только для обеспечения бомбардирования по обороняемым пунктам. Это обеспечение всегда прямое и в большинстве случаев частичное.

Бомбардировочная авиация в борьбе за превосходство в воздухе действует главным образом по аэродромам противника на тех же основаниях, что и штурмовая авиация.

Для атаки аэродромов она пользуется фугасными бомбами, взрывающими летное поле аэродома, и зажигательными бомбами, сжигающими населенные пункты, в которых располагается личный состав авиационных частей противника. Соединение действий бомбардировочной авиации, бомбардирующей аэродром, с действиями штурмовой авиации, поражающей средства ПВО аэродромов, и с истребителями, сбивающими поднимающиеся самолеты противника и охраняющими бомбардировщиков от атак истребителей, дает наиболее полный результат. Это чисто воздушная операция, но выполняется она в оперативной связи с действиями воздушных и земных сил, также как и действия по аэродромам штурмовиков.

Зенитная артиллерия, пулеметы и ружейный огонь направляются только против самолетов, находящихся в воздухе. Огонь зенитной артиллерии действителен только против самолетов, находящихся на высоте в 1000 м и выше. В последнее время сделаны крупные успехи в стрельбе по самолетам, летающим и ниже. Но во всяком случае зенитные батареи могут безнаказанно атаковаться штурмовиками с небольших высот, на которых они неуязвимы огнем зенитной артиллерии. Это обязывает к организации охранения зенитных батарей пулеметами, огонь которых в свою очередь полезно поддерживать огнем ружейным.

Таким образом все эти виды огня должны действовать согласованно. На обороне пунктов ружейный огонь как правило не применяется, [96] но при ПВО войск взаимодействие всех трех видов огня необходимо.

Ввиду того что на обороне пунктов и в охранении войск деятельное участие принимают истребители, необходимо, чтобы зенитный огонь был согласован и с действиями истребителей. Это достигается разграничением огня с земли и действий истребителей по времени, по районам или по высотам и применением разрывов в небе в качестве целеуказания с земли истребителям, находящимся в воздухе.

Дальнобойная полевая артиллерия в борьбе за превосходство в воздухе действует:

а) по передовым аэродромам и посадочным площадкам авиации противника;

б) по зенитным батареям противника, расположенным вблизи линии соприкосновения;

в) по привязным аэростатам противника.

В позиционной войне и вообще при стабилизированном положении, когда в распоряжении имеется достаточно времени, артиллерия для обстрела аэродромов, площадок и позиций зенитной артиллерии может пользоваться данными хорошо проведенной фотографической разведки, для чего потребуется специальный наряд разведчиков с соответствующим обеспечением их. Эти цели должны быть нанесены на карты крупного масштаба и занумерованы, чтобы лишь указанием номера цели можно было вызвать огонь артиллерии по ним.

В маневренной войне, когда время спрессовано, указание этих целей и корректирование по ним огня будет производиться в процессе боя самолетами наблюдения. Выполнение этой задачи сопряжено с дополнительным нарядом самолетов наблюдения.

Стрельба по привязным аэростатам противника, находящимся в воздухе, выполняется без участия самолетов наблюдения и возможна только при хорошо организованном боковом наблюдении с земли, оценивающем значение шкалы по дальности.

Ясно, что применение артиллерии в борьбе за превосходство в воздухе не имеет независимого характера, а всецело увязывается с земным боем.

Конница и моторизованные части в борьбе за превосходство в воздухе действуют по аэродромам противника.

Набеги конницы и моторизованных частей со специальной задачей уничтожения аэродромов противника могут быть целесообразны только в том случае, когда для этого нет в распоряжении авиации, а авиация противника наносит существенный вред. При наличии же авиации, способной действовать по аэродромам противника, такие набеги на аэродромы противника могут выполняться как задача попутная. Прокладка пути рейда конницы через аэродромы противника будет иметь значение и для самой конницы, так как злейшим ее врагом в рейде является авиация противника. При нападении на аэродром необходимо предусмотреть достаточно надежную порчу самолетов противника. Лучшим средством для этого будет не рубка самолетов, а сжигание их или взрыв динамитных шашек в моторах.

Действия конницы и моторизованных частей не имеют независимого характера, а связываются с действиями земных войск. [97]

Партизаны налетами на аэродромы также могут оказать помощь в борьбе за превосходство в воздухе. Но их действия гораздо труднее связать с действиями земных или воздушных сил на фронте, так как обычно малочисленность партизанских отрядов и большая подвижность их не дают в большинстве случаев возможности поддерживать с ними связь даже при помощи самолетов.

Наступление войск на фронте с захватом и удержанием территории противника отражается довольно решительно на воздушной обстановке. Во-первых в самом процессе наступления аэродромы противника опрокидываются. Это особенно ощутительно, если наступление ведется в местности, в которой противник стеснен в аэродромных условиях. Во-вторых захват и удержание территории противника увеличивают дальность полетов для него до жизненных центров страны наступающего. Так во время мировой войны захват французской территории обусловил для немцев возможность бомбардировать столицы Франции и Англии и невозможность для французов и англичан бомбардировать Берлин.

С современным развитием воздушных сил становится небезразличным место, в котором наносится удар живым силам противника на земле, так как удары противника с воздуха по нашим жизненным тылам могут ослаблять упругость своих войск, дерущихся на фронте, во-первых, и цена достигнутой нами победы при наших разрушенных жизненных центрах соответственно увеличивается во-вторых.

В некоторых условиях, чему уже есть примеры, возможно осуществление наступления земных войск не с целью удержания территории, а с целью дать возможность бомбардировочной авиации выполнить нужное бомбардирование по пункту, выходящему за пределы ее радиуса действия. Такие случаи редки и возможны пока лишь на малокультурных театрах.

Немаловажную роль в борьбе за превосходство в воздухе играют также и такие пассивные средства, как маскировка, дешифрирование фотоснимков и воздушные заграждения.

Искусно проводимая маскировка увеличивает работу неприятельской авиации, делая часть полетов ее бесплодной, и заставляет разведчиков противника летать ниже в зоне пулеметного и ружейного огня, т. е. подвергаться реальной угрозе быть сбитыми.

Искусное дешифрирование фотоснимков, наоборот, дает более полные данные разведки и уменьшает расход, разведчиков, а следовательно наряд на обеспечение разведки.

Воздушные заграждения ставят препятствия ночным налетам противника на тыловые пункты и тем самым уменьшают эффективность работы его авиации. Так во время мировой войны воздушные заграждения, установленные вокруг Венеции, сразу прекратили налеты бомбардировщиков противника на этот город.

Из краткого анализа материального содержания понятия превосходства в воздухе мы видим, что оно получается не в результате удара или сражения, а в результате системы, имеющей сложный и длительный характер. Эта система воздушной борьбы есть часть системы земной борьбы. При этом необходимо отметить, что вследствие [98] большого радиуса действий современных самолетов, позволяющего выносить действия авиации далеко в расположение противника и упреждать столкновение на земном фронте мощными воздушными действиями еще в подготовительные периоды, система воздушных военных действий имеет более непрерывный характер, чем система военных действий на земле. Оперативные паузы на земле не прекращают военных действий в воздухе. Воздушные силы расширяют операции во времени, так же как и в пространстве. Это не значит, что они отрываются от нее. Но это в свою очередь не значит, что воздушные силы вообще неспособны к независимым действиям. Они возможны и необходимы сейчас в некоторых условиях обстановки и будут возможны и необходимы в будущем все в более растущем масштабе. Но путь к независимым воздушным силам идет не мимо полей сражения, а через них.

О средствах, необходимых для ведения беспощадной воздушной войны, мы скажем дальше.

Дальше