Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава 2.

Наблюдение за полем боя

Вопросы наблюдения за полем боя мы не можем считать достаточно проработанными. Есть ряд вопросов, связанных с наблюдением за полем боя, недостаточно ясных с точки зрения их практического значения.

Во-первых неясна сама терминология.

Во время мировой войны работа самолета над полем боя например в интересах пехоты была отнесена к связи; не было точного разграничения работы самолета пехоты и самолета командования; на практике самолету пехоты приходилось выполнять и задачи целеуказания для артиллерии; служба самолетов артиллерии выделялась [60] в особый вид работы и т. д. Нет четкости в определении понятия наблюдения за полем боя и сейчас. В настоящее время есть склонность вообще упразднить понятие самолета пехоты, повидимому не совсем основательная, так как хотя самолет наблюдения за полем боя связывается например с командирами батальонов и полков, но ведь под понятием командования мы обычно понимаем командование дивизии и корпуса, а батальоны и полки считаем именно пехотой.

Так как деление понятий самодовлеющего значения не имеет, а предусматривает чисто практические удобства при постановке заданий, то наиболее целесообразным было бы подразделить наблюдение за полем боя на следующие виды работы:

а) наблюдение в интересах пехоты (или спешенной конницы) с приданными ей танками;

б) наблюдение в интересах артиллерии;

в) наблюдение в интересах командования (дивизии и корпуса).

Наиболее трудной работой самолета является работа над полем боя в интересах пехоты, так как работа его протекает над расположением противника среди многочисленных своих и неприятельских траекторий на небольшой высоте (от 400 до 600 м) и носит при этом длительный характер.

Пехота в бою нуждается во-первых в данных о противнике. Но на поле боя противник настолько рассредоточен, что определение его передовой линии в большинстве случаев будет невозможно. Самолет может наблюдать лишь за движением ближних резервов противника, особенно наблюдать за обратными скатами и скрытыми подступами, наблюдать за скоплениями его пехоты, за появляющимися танками и броневиками и за противотанковыми орудиями, стоящими обычно открыто в поле. О всех обнаруженных угрозах пехоте и танкам он должен сообщать им. Сообщение это может выполняться тремя способами: или при помощи пикирования с пулеметным огнем на то место, где обнаружен противник, или с помощью радио, или с помощью вымпела. Эти способы имеют свои достоинства и недостатки.

Пикирование с пулеметным огнем видно всем, не только командирам, но и самой пехоте первой линии; оно деморализует скопление противника перед атакой, но при этом остается неясным, что же обнаружено самолетом — пехота или танки.

Передача по радио возможна только в том случае, если радиостанции имеются у командиров полков и батальонов и сами они будут слушать на заданной волне все время, пока самолет будет в воздухе. Передача с самолета может приниматься сразу несколькими пунктами, но ее слышат только командиры, а не сама пехота.

Передача запиской в вымпеле длительна и передается только на один пункт, преимущественно на пост связи командира полка.

Затем пехота заинтересована в указании, что на данном участке противника нет или он очень слаб. Самолет может в этом случае приглашать пехоту продвигаться вперед. Указание об этом может быть передано также по радио или вымпелом, но не пикированием, [61] которое уже имеет свое определенное значение. Оптическим средством указания может служить ракета условного цвета, обозначающая: «в направлении моего полета противника нет». Эту ракету нельзя путать с ракетой, которой требуется жалонирование своей пехоты. Указание, что противника нет, так же как и обозначение его передовой линии, будет возможно только в исключительных случаях, например когда на местности нет никаких масок, но есть только непросматриваемые пехотой обратные скаты.

Мы описали две задачи наблюдения за полем боя в интересах пехоты, обращенные вперед. Кроме этих задач, обращенных вперед, есть еще задачи, обращенные назад.

Победоносная пехота, продвигающаяся на поле боя, теряет связь со своим тылом. Обычно теряется связь между батальонами и полками и с артиллерией. Это и вызывает две основных задачи, обращенных назад.

Пехота, продвинувшаяся вперед, должна иметь возможность дать знать артиллерии о своем положении, чтобы избежать поражения своими снарядами, — случай, слишком часто наблюдавшийся во время мировой войны. Кроме того пехота, ушедшая вперед, нуждается в своевременной поддержке, чтобы не быть отброшенной контратакой противника. Она должна иметь возможность сообщить назад о своем положении.

Итак на самолет, работающий в интересах пехоты, возлагается задача не только наблюдения за противником, но и наблюдение за своими войсками. Вместе с тем, как мы говорили выше, определение передовой линии пехоты противника возможно лишь в исключительных случаях. Но если нельзя заставить противника обнаруживать себя, то свою пехоту можно заставить обозначать свою передовую линию и места командных пунктов. Это приводит нас к вопросу жалонирования, который отнюдь нельзя считать разрешенным практически, так как добиться, чтобы пехота жалонировала себя в бою, задача чрезвычайно трудная, хотя это жалонирование она и выполняет в своих интересах.

Жалонирование (обозначение себя полотнищами на открытой местности и ракетами в местности, покрытой кустарником или лесом) может выполняться или по требованию самолета или по инициативе самой пехоты. Добиться жалонирования по требованию с самолета всегда труднее.

Самолет, вылетающий для наблюдения за полем боя, должен быть конечно информирован в обстановке, но пустота современного поля боя совершенно не позволяет ему ориентироваться на нем сколько-нибудет детально. Если пехота не помогает ему в этом, то он в лучшем случае, когда артиллерия обеих сторон стреляет, может уяснить себе район поля боя по вспышкам батарей с той и другой стороны, но пехоту он не увидит. Поэтому ему для получения исходных данных в работе нужно потребовать от своей пехоты жалонирования. Условный сигнал для этого — ракета цвета данного дня (не путать с цветом ракеты, приглашающей продвигаться вперед), обозначающая: «я — самолет такой-то дивизии, покажите себя». По этому сигналу пехота передовой линии выкладывает свои полотнища. [62]

Это первое жалонирование чрезвычайно важно для самолета, так как оно дает ему возможность приступать к задачам, лежащим впереди, во-первых и дает ему точку зрения на то, где примерно нужно будет искать сигналы батальонов, во-вторых. Это жалонирование передовой линии по требованию с самолета может не сопровождаться объяснениями с командных пунктов, так как самолету для начала его работы достаточно знания, где находится эта передовая линия своей пехоты.

В дальнейшем пехота должна жалонировать по своей собственной инициативе. Тут уже будет недостаточно одного жалонирования передовой линии, так как при помощи своих индивидуальных полотнищ пехота не сможет объяснить причину своего жалонирования. Поэтому объяснить жалонирование пехоты должны посты связи командных пунктов (батальонов).

При помощи семафорной связи с постов воздушной связи может быть передано чрезвычайно много обозначений (до 500), но дешифровать их в самолете во время боя будет затруднительно. Поэтому основные сигналы должны быть известны летчику-наблюдателю наизусть.

Согласно французским требованиям пехота должна выполнять по своей инициативе жалонирование автоматически в следующих случаях:

а) по овладении каким-либо объектом;

б) когда она остановлена сопротивлением, которого не может преодолеть своими силами;

в) когда по ней бьет своя артиллерия.

Т. е. пехота должна выполнять жалонирование всякий раз, когда для нее важно дать знать артиллерии непосредственной поддержки о своем точном положении. В связи с этим объяснения причины жалонирования постами, находящимися на командных пунктах батальонов, предусматриваются следующие:

а) овладели объектом;

б) требуем заградительного огня;

в) увеличьте прицел, наша артиллерия бьет в нас;

г) мы готовы к атаке;

д) хотим двигаться вперед, увеличьте прицел;

е) требуем огня для подготовки атаки;

ж) не можем продвигаться — поддержите нас.

Независимо от этих сигналов, которые должны быть известны исполнителям наизусть, можно передавать и ряд других сигналов: «пришлите патронов», «мы обойдены?», «мы прорваны», «выполните разведку в таком-то направлении» и другие сигналы, предусмотренные нашим наставлением постам воздушного наблюдения и связи.

При таком взаимодействии самолета с пехотой последняя могла бы быть избавлена от неожиданностей на поле боя, но нельзя забывать, что пехота жалонирует в бою во-первых с чрезвычайной неохотой, а во-вторых, что если она жалонирует, то зачастую при перебежках оставляет развернутые полотнища на земле, вводящие в заблуждение воздушного наблюдателя. [63]

Поляки, так же как и французы, придают очень большое значение жалонированию пехоты. Их пехота жалонирует при помощи нашитой на фалды мундира белой подкладки. Таким образом при перебежках пехота ничего не оставляет на месте. Требования их к пехоте относительно жалонирования чрезвычайно жестки. § 70 ч. VIII их полевого устава говорит по этому поводу следующее: «...Артиллерия может допускать, что каждая пехотная часть, необозначившая своего положения, является неприятельской. В случае ошибки или в случае стрельбы своей артиллерии по своим частям ответственность за несогласованность между пехотой и артиллерией в первую очередь несет начальник той пехотной части. которая не обозначила своего положения».

Такова работа самолета наблюдения за полем боя в интересах пехоты. Обратимся к работе самолета в интересах артиллерии.

Наблюдение за полем боя в интересах артиллерии разработано у нас значительно лучше, чем наблюдение в интересах пехоты и командования. Но и тут есть не вполне доработанные вопросы, вытекающие из тактических свойств материальной части самолетных радиостанций.

Техника уже ответила на требования тактики и дала самолетную приемно-передающую радиостанцию достаточно удовлетворительную, но не для всех случаев. Рассмотрим этот вопрос.

Если мы например рвем фронт противника на участке в 5 км, нам надо подавить артиллерию противника примерно на 15 км по фронту, чтобы гарантировать себя от фланкирующего огня противника. Допустим, что при таких условиях нам придется для подавления только артиллерийского огня противника откорректировать 60 батарей. Если один самолет может взять на себя за один полет 4 батареи, то потребуется одновременная работа 15 самолетов на фронте в 15 км.

Современная самолетная радиостанция обеспечивает возможность такого насыщения фронта артиллерийскими самолетами, но необходимо всегда помнить, что не всякая радиостанция может позволить дать в воздух нужное количество самолетов во-первых и во-вторых, что обязанностью начальника связи будет установить распределение волн в воздухе таким образом, чтобы работающие на данном участке фронта самолеты не мешали с одной стороны друг другу на участке данного соединения, а с другой стороны самолетам соединения соседа. Эта последняя сторона вопроса, не поднимающаяся обычно в мирное время вследствие относительно небольшого размаха маневров, имеет чрезвычайно важное значение в военное время, особенно на важных направлениях, на которых сосредоточивается техника до предела насыщения ею данного участка фронта.

При распределении волн самолетно-передающих радиостанций конечно необходимо предусматривать волны не только для самолетов, работающих в интересах артиллерии, но и для самолетов, работающих в интересах пехоты и в интересах командования.

Если корпус ударной армии действует на фронте в 5 км, это значит, что он может рассчитывать на одновременную работу 5 самолетов [64] наблюдения при условии, что соседние корпуса тоже пользуются воздушным наблюдением. Такова норма и французских наставлений. Но при этом норма количества самолетов для наблюдения в интересах пехоты — 1 самолет на дивизию. Если в первую линию будут введены 2 дивизии, то уже 2 волны будут заняты. Если еще 1 волна будет предоставлена для самолета командования, то будут заняты 3 волны и для самолетов, работающих в интересах артиллерии, останутся лишь 2 волны. Этого конечно мало.

Если же корпус действует на широком фронте, например в 15 км, то он может пользоваться всеми 15 волнами. Получается противоречие, так как наиболее интенсивная работа самолётов в интересах артиллерии будет нужна именно при узком фронте на ударном направлении. Но тут нужно принять во внимание, что одновременная работа возможна конечно не только на 15 км по фронту; она возможна и на 5 км, но за счет работы радиостанций в воздухе у соседей. Это значит, что при таком количестве волн и такой дальности действия самолетной радиостанции необходимо будет массировать работу самолетов наблюдения в ударном корпусе. Увеличение количества одновременно работающих в воздухе самолетов может быть получено за счет понижения мощности и следовательно за счет дальности действия радиостанций. Если уменьшить дальность действия радиостанции до 7 ½ км, что является совершенно достаточным для самолета наблюдения, работающего на фронте корпуса в 5 км, то количество одновременно работающих в воздухе самолетов может быть увеличено вдвое.

Итак с точки зрения радиотехники перед нами вопросы: а) в какой мере возможно дальнейшее увеличение количества одновременно работающих в воздухе самолетов и б) в какой мере возможно увеличение количества одновременно работающих в воздухе самолетов за счет переменного радиуса действия наличных радиостанций.

С точки зрения тактики всегда будет вопрос: в какой мере в данной операции может быть использовано воздушное наблюдение за нолем боя применительно к наличным средствам. Это значит, что тактик, как всегда, должен будет оценивать и радиообстановку.

В оценку этой радиообстановки войдет:

а) оценка имеющихся радиостанций со стороны их свойств;

б) оценка ширины фронта, на котором необходимо вести наблюдение за полем боя;

в) оценка количества одновременных задач на данном участке фронта;

г) решение о массировании задач наблюдения в данном месте за счет сокращения работы самолетных радиостанций на других участках фронта.

Эта оценка радиообстановки влечет за собой и другие решения.

Одной из основ применения авиации является экономия, требующая, чтобы она не применялась для выполнения тех задач, которые с успехом могут быть решены другими средствами. Испытывая недостаток в радиоволнах для задач наблюдения за полем боя, мы должны вспомнить о средствах, которые могут заменить в наблюдении [65] за полем боя авиацию. Это будут земные наблюдательные пункты во-первых и привязные аэростаты во-вторых. А применение этих средств на ряду с авиацией влечет за собой необходимость оценивать местность с точки зрения ее просматриваемости и в зависимости от этого поручать: а) наблюдение в интересах артиллерии за местностью открытой — земным наблюдательным пунктам, б) наблюдение за полузакрытой местностью — привязным аэростатам и в) наблюдение за местностью закрытой — авиации.

Итак наш анализ работы самолетов наблюдения приводит к следующим выводам:

а) предел насыщения авиацией наблюдения поля боя зависит кроме других причин и от свойств радиостанций;

б) стандарт радиостанций не избавляет от оценки обстановки в каждом данном случае с точки зрения той роли, которую авиация может играть в данной операции;

в) современное состояние радиодела не позволяет ликвидировать привязное воздухоплавание;

г) увеличение количества самолетов наблюдения за полем боя возможно при применении оптических средств связи и при применении вымпелов;

д) дальнейшее развитие самолетных радиостанций с точки зрения увеличения одновременно действующих в воздухе самолетов совершенно необходимо.

Обратимся к работе самолета по наблюдению за полем боя в интересах командования.

Мы вправе отделить задачи, выполняемые в интересах командования, от задач, выполняемых в интересах пехоты, так как задачи эти не перекрывают друг друга.

Донесения, получаемые командованием во время боя, не всегда логичны, так как они всегда разновременны. Командование периодически нуждается, если можно так выразиться, в момент льном разрезе обстановки, складывающейся на всем фронте борьбы его соединения. Поэтому быстрый обзор поля боя с оценкой обстановки в данный момент является для него весьма существенным. Само собой разумеется, что такая задача оценки обстановки в данный момент на поле боя может быть решена только лицом, отлично разбирающимся в задачах ведущего бой соединения. Таким лицом является сам комдив и комкор, и его личное наблюдение за полем боя с самолета не исключено в будущей войне, хотя этот случай и не будет конечно правилом. Во всяком случае правилом будет, чтобы старший начальник в будущей войне не чувствовал себя «гостем» на самолете.

В составе авиационной части могут быть летчики-наблюдатели, способные к такой задаче, но они должны быть в таком случае полностью ориентированы в обстановке. Зачастую для выполнения этой задачи необходимо будет посылать и оперативного работника штаба, который само собой разумеется должен быть достаточно натренирован в полетах.

Кроме этой общей задачи для командования представляет интерес выполнение некоторых частных задач. Такими задачами являются: [66]

1. Поверка передовой линии пехоты в бою. Задача эта связана требованием жалонирования пехоты в интересах командования.

2. Наблюдение за резервами противника с целью определить начало их движения. Задача эта связана с применением штурмовиков, имеющихся в распоряжении командования.

3. Наблюдение во время боя за тылом противника с целью определения намерения его отходить. Выполнение этой задачи может быть особенно существенно в случае, когда противник уже начинает теснить наши войска, но вынужден начать отход под влиянием нашего успеха на другом направлении и несмотря на свой успех на фронте начинает подготовку отхода движением обозов назад. Задача эта связана с применением штурмовых действий авиации для создания пробок на путях отхода противника и с применением конницы и моточастей для преследования.

4. Наблюдение в позиционной войне и вообще при обороне за признаками, указывающими на намерение противника наступать.

5. Наблюдение при обороне за действительностью мер маскировки расположения своих войск.

Как видим, работа по наблюдению резко делится на три группы работы, почему и является целесообразным деление наблюдения за полем боя на наблюдение:

а) в интересах пехоты;

б) в интересах артиллерии;

в) в интересах командования.

Работа самолета наблюдения, как видим, чрезвычайно тесно связана с постами воздушного наблюдения и связи. Поэтому необходимо сказать несколько слов об условиях работы с постом воздушной связи, которые, как показывает практика, упускаются из вида, но которые влияют на способы работы.

Выбор места для поста связи и наблюдения должен предусматривать не только интересы войск и командования, но также и интересы самого самолета.

С точки зрения своей безопасности самолету выгоднее всего сбрасывать вымпел или поднимать пакет кошкой в направлении против ветра, так как в случае остановки мотора летчику придется сделать вынужденную посадку. Это значит, что с подветренной стороны у поста воздушной связи должно быть место, удобное для посадки самолета.

С точки зрения интересов войск и командования в районе расположения поста воздушной связи не должно быть леса, кустарников, несжатых хлебов, розыск вымпела в которых или очень труден или совершенно невозможен.

Такие площадки не всегда будут в непосредственной близости к командным пунктам, и прямая проволочная связь с ними должна быть предусмотрена. По существу пост воздушного наблюдения и связи должен считаться одной из неотъемлемых составных частей командного пункта.

Из техники работы самолета наблюдения с постами связи следует также, что нецелесообразно применять сбрасывание вымпела и «кошку» в работе с постами батальонов, ввиду их слишком большой [67] близости к линии соприкосновения с противником. Здесь нужны будут в качестве основных средств связи оптические сигналы и передача по радио.

Войсковая авиация при работе над полем боя равным образом нуждается в обеспечении, как мы говорили выше. А это приводит начальника авиации армии к необходимости иметь связь с корпусами, если в корпуса не передана истребительная авиация, и начальника авиации корпуса при наличии в корпусе боевой авиации иметь связь с дивизиями, получать от них заявки на охранение, знать условия работы и задачи войсковой авиации и устанавливать в зависимости от обстановки время полетов, в течение которого истребители патрулируют в воздухе, с целью обеспечить выполнение задач войсковой авиации. А это в свою очередь вносит некоторые поправки в систему управления: при наличии сильного противодействия истребителей в воздухе войсковое командование, не располагающее истребителями, ставит своей авиации задачи по месту и объектам, а высшая командная инстанция, располагающая истребителями, регулирует время выполнения этих задач. При достаточном количестве истребителей необходима передача их в корпус для непосредственного обеспечения войсковой авиации над полем боя.

Бомбардировочная и истребительная авиация выполняют конечно не только задачи с чисто воздушным отвесом, но и задачи в интересах чисто земных. Такими задачами для бомбардировочной (и штурмовой) авиации являются налеты на цели неподвижные и действия по войскам, а для истребителей — патрулирование над путями следования своих войск с целью охранения их от воздушной разведки противника. А это значит, что командованию сплошь и рядом придется решать вопрос, какую задачу из возможных для выполнения лучше выбрать, — задачу, которая должна обеспечить от срыва выполняемые в интересах войск действия авиации, или задачу, которая должна обеспечить от срыва те или иные действия самих войск, а в этом определении важного в данный момент и заключается искусство применения средств, имеющихся в распоряжении.

Дальше