Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава VIII.

Походное движение (марш)

Общие положения

Передвижение танковых войск совершается либо своим ходом (походным порядком), либо путем перевозок да железным дорогам, автотранспортом и по водным путям.

Установление способа передвижения танковых войск зависит прежде всего от цели передвижения. Естественно, что при предстоящем участии танков в бою избирается такой способ передвижения (один или в сочетании с другими), который в данной обстановке дает наибольшую эффективность: своевременность прибытия к полю боя в полном составе и готовности, сохранение сил личного состава, сбережение материальной части машин.

Передвижение походным порядком с соблюдением соответствующих мер боевого и материально-технического обеспечения по степени постоянной готовности к бою является для танковых войск единственным способом передвижения на поле боя и при подходе к нему. При этом танковая часть или соединение за одни сутки проходит в среднем 80–100 км, затрачивая 8 часов на движение и 2 часа на привалы, сохраняя способность к ведению боя, а за трое суток — до 400 км с последующим (если позволяет обстановка) перерывом для отдыха личного состава и приведения в порядок материальной части.

Среднесуточная скорость передвижения походным порядком части или соединения средних (тяжелых) танков равна 60–80 км.

Такая скорость передвижения походным порядком обеспечивает возможность перемещения целых танковых соединений из глубины на фронт и рокировки их из района одной армии в район другой в течение одних суток. Способность танковых войск передвигаться своим ходом с указанной выше скоростью делает их в условиях фронтовой операции независимыми от транспортных средств (автомобильного, железнодорожного и водного) и допускает возможность сосредоточения их в необходимом количестве на решающем направлении фронта в течение времени, отводимого на подготовку наступательной операции.

Танковые части (реже соединения) могут транспортироваться на автомобилях соответствующего тоннажа или на прицепных платформах [202] специальной конструкции, перемещаемых с помощью колесных или гусеничных тягачей.

Это будет иметь место тогда, когда моторесурсы танковых частей ограничены, а времени на их восстановление перед боем нет, когда количество танков на данном фронте ограничено, а потребности в них возникает последовательно на разных направлениях. Перевозка автотранспортом возможна при наличии в районе фронта сети хороших дорог и рентабельна на расстоянии не менее 150 км; подразделения же могут транспортироваться и на меньшие расстояния.

Перевозка танковых войск на автомобилях, тракторах с прицепом, по железным дорогам и по водным путям имеет свои и положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, при перевозке танковых войск сохраняются силы личного состава и материальная часть машин, а также выгадывается время. С другой стороны, при перевозке требуются дополнительные средства боевого обеспечения (особенно от авиации противника), а само движение совершается по-эшелонно и только по направлениям, пригодным для данного вида транспорта, и, самое главное, перевозимые части и соединения находятся в состоянии наименьшей готовности к боевым действиям.

При всех передвижениях танковых войск, особенно при подходе их к полю боя, следует составлять эшелоны исходя не только из соображений эксплоатационного порядка, но, самое главное, в соответствии с той задачей, для выполнения которой и совершается передвижение. При этом следует избегать дробления танковых подразделений и частей (конечно, за исключением случаев, когда это необходимо в целях боевого обеспечения самого движения).

Всякое передвижение танковых войск, каким бы способом оно ни совершалась, должно быть обеспечено мерами предохранения от внезапного нападения противника и, особенно, его авиации. Также должны быть приняты меры, обеспечивающие непрерывность движения.

При походном движении большое значение приобретает служба материально-технического обеспечения (организация своевременного питания и отдыха личного состава, ремонт материальной части машин и питание эксплоатационными материалами).

Марш танкового соединения (части)

Походное движение танковых войск может совершаться как в предвидении встречного боя, так и вне вероятной встречи с противником; в обоих случаях в составе походного порядка общевойскового соединения или отдельно.

Танковые войска могут совершать марш:

1) Перед фронтом своих войск:

а) группой танковых соединений совместно с моторизованными общевойсковыми или крупными кавалерийскими соединениями и авиацией для срыва сосредоточения значительных сил противника [203] или для обеспечения сосредоточения своих войск на отдельных направлениях в первоначальный период войны;

б) танковой частью общевойскового или танкового соединения в условиях возможной встречи с противником с целью внезапного разгрома его головных эшелонов в походных колоннах;

в) танковой частью или соединением при фронтальном преследовании общевойсковым или танковым соединением отходящего противника для уничтожения прикрывающих его частей.

2) В тылу своих войск:

а) для выхода в район сосредоточения с целью последующего применения в составе боевых порядков общевойсковых соединений или с целью ввода в прорыв оборонительной полосы противника;

б) танковой частью или соединением из резерва для разгрома противника, прорвавшегося через оборонительную полосу общевойскового соединения;

в) для отвода на отдых.

3) На флангах своих войск:

а) танковой частью или соединением в предвидении общевойскового или танкового встречного боя для внезапного разгрома подходящих с фронта или одного из флангов головных эшелонов походного порядка противника;

б) танковой частью или соединением для обеспечения отхода общевойскового или танкового соединения (или группы танковых соединений) от параллельного преследования.

4) На флангах противника:

а) танковой частью или соединением с целью выхода на тылы для уничтожения резервов противника, упорно обороняющегося с фронта;

б) для параллельного преследования отходящего противника.

5) В оперативном тылу противника:

группой танковых соединений совместно с моторизованными общевойсковыми соединениями или крупными кавалерийскими соединениями и авиацией, введенными в оборонительное расположение противника или с фланга его расположения для уничтожения подходящих оперативных резервов противника.

При организации и проведении марша танковых войск необходимо создавать такие условия, которые обеспечили бы сохранение сил и бодрости личного состава, экономию моторесурсов, высокую подвижность и скрытность движения. Все это обеспечивает наибольшую готовность танков к бою и внезапность их нападения на противника.

Поэтому при организации марша танковых войск необходимо:

1) установить походный порядок, соответствующий предстоящей задаче (встречному бою, сосредоточению для боя или следованию на отдых);

2) обеспечить тактическую самостоятельность отдельных колонн, удобства и быстроту их развертывания в сторону встречи с противником, особенно при движении в походном порядке общевойскового соединения; [204]

3) добиться скрытности и быстроты движения, обеспечивающих внезапность атаки противника в состоянии наименьшей его готовности к бою;

4) установить гибкое, удобное и простое по форме управление самим походным порядком;

5) сохранять силы личного состава, сберегать материальную часть машин и экономно расходовать моторесурсы и эксплоатационные материалы.

Выполнение каждого из этих требований при организации марша танковых войск достигается рядом практических мероприятий.

Соответствие походного порядка предстоящей задаче обеспечивается:

1) целеустремленным распределением сил и средств по колоннам и в колоннах;

2) установлением минимально необходимого числа колонн в походном порядке соединения;

3) формой самого походного порядка.

При организации марша в предвидении встречного боя направление главного удара, выявленное в результате оценки обстановки, является решающим в распределении сил и средств по колоннам и в колоннах танкового соединения.

Направление главного удара определяется наличием кратчайшего танкодоступного и скрытного маршрута, выводящего в район, удобный для внезапного применения наибольшей массы танков по основной группировке противника. Отсюда количество сил и средств на главном направлении будет всегда большим, чем на второстепенном направлении полосы марша. Кроме того, колонна главных сил танкового соединения должна состоять главным образом из танков. Мотопехота следует обычно в колонне сковывающего направления.

В колонне танки должны следовать впереди мотопехоты. На марше ночью и при плохой видимости, наоборот, впереди следует мотопехота.

Группировка сил и средств походного порядка танкового соединения, следующего в район сосредоточения, не будет столь выраженной, как на марше в предвидении встречного боя. В первом случае возможно распределение сил и средств поровну на всех маршрутах (конечно, не в ущерб готовности к бою), ибо основной задачей является скорейшее прибытие в район сосредоточения в состоянии, обеспечивающем немедленное вступление в бой.

При организации походного движения танкового соединения, следующего на отдых, необходимо исходить из создания наибольших удобств личному составу и облегчения движения (подбор машин по степени их изношенности, типу движителя и т.д.). В этом случае совершение марша возможно и по-эшелонно со значительными дистанциями между ними.

Естественным следствием распределения сил и средств танкового соединения по маршрутам будет организация колонн. Число колонн в составе походного порядка танкового соединения является несомненным выражением идеи выполнения предстоящей задачи. [205]

Походный порядок танкового соединения с большим числом колонн, выражающий идею скорейшего сближения с противником, большую готовность к бою и стремление к быстрейшему выходу в район сосредоточения, а также выход на фланг и в тыл противника, весьма затрудняет управление по фронту. В то же время движение танкового соединения в одной колонне, позволяющее наращивать усилия из глубины, несмотря на удобство управления, требует много времени на развертывание для боя (40–50 минут).

Отсюда марш танкового соединения в предвидении встречного боя с подвижным противником в составе одной колонны следует признать нецелесообразным, так как это может привести к потере времени на развертывание, а следовательно, и к потере преимуществ. В этих же условиях марш с большим числом незначительных по силе колонн, следующих на широком фронте, может вызвать потерю времени для их сосредоточения на решающем направлении и может подвергнуть их опасности разгрома по частям.

Одновременно следует иметь в виду, что в большинстве случаев число колонн в составе походного порядка танкового соединения будет устанавливаться в зависимости от наличия дорог и возможности движения колонными путями. При этом могут создаться условия, когда танковое соединение будет совершать марш в одной колонне. Совершая марш в одной колонне в предвидении встречного боя, следует еще при подходе к рубежу вероятной встречи с противником учитывать возможность использования рокадных дорог или ответвлений, а также и местность для вывода вторых, а иногда и третьих эшелонов на уровень головы первого, с тем чтобы обрушиться на противника наибольшей массой танков.

Практически установлено, что наиболее целесообразным является марш танкового соединения в предвидении встречного боя двумя колоннами (рис. 24). На открытой местности, допускающей рокировку колонн к любому из флангов или к центру, возможно движение и в трех колониях. Танковая часть, как правило, совершает марш в одной колонне (рис. 25).

Соответствие походного порядка танкового соединения предстоящей задаче обеспечивается и формой самого порядка. Колонны могут следовать уступом, когда есть возможность по условиям обстановки выиграть у встречного противника фланг, или на одной линии — для нанесения фронтального удара. Подвижность танкового соединения допускает возможность видоизменения форм порядка в зависимости от требований обстановки на любом рубеже.

Тактическая самостоятельность отдельных колонн, удобство и быстрота их развертывания достигаются:

1) выделением в состав колонн средств усиления (артиллерии, инженерных и химических подразделений), боевого обеспечения (разведывательные части, подразделения ПВО и ПХО), а также материального и технического обеспечения;

2) установлением наименьшей глубины колонн; [206]

3) установлением интервалов между колоннами, допускающих развертывание каждой из них в любом направлении и не нарушающих условий взаимной помощи;

4) установлением строго необходимых по характеру маршрута дистанций между отдельными машинами и между эшелонами колонны.

Под тактической самостоятельностью колонны следует понимать такую группировку в ней сил и средств, которая определяет место колонны в боевом порядке предстоящего столкновения с противником и в то же время допускает возможность выполнения ею [207] самостоятельных задач. Это достигается предусмотренным еще в период организации марша выделением в состав каждой колонны в зависимости от ее значимости достаточных сил и средств для удара и сковывания противника, а также средств боевого и материально-технического обеспечения.

При распределении сил и средств боевого и материально-технического обеспечения следует руководствоваться общими для этого положениями, согласно которым эти средства распределяются из расчета обслуживания всего походного порядка и каждой колонны в отдельности.

Саперные и химические подразделения и подразделения регулирования для обеспечения непрерывности движения соединения (части) следуют большей частью в составе ООД. Некоторое количество сапер и химиков оставляется и в составе колонн для оказания помощи при преодолении препятствий и, особенно, при нападении противника с воздуха. Подразделения ПВО используются для прикрытия дефиле и тяжелых участков маршрута, замедляющих в значительной степени скорость движения.

Увеличение глубины колонны, а в целом и всего походного порядка соединения на марше, возникает вследствие неравномерности движения машин в составе колонн, наличия препятствий и неровностей пути на маршруте.

Сохранение установленной глубины колонны и, следовательно, всего походного порядка достигается правильным назначением дистанций, натренированностью водительского состава в вождении машин в колоннах в полевых условиях и использованием объездов на труднопроходимых участках пути.

Глубина колонны определяется суммой протяженности эшелонов и дистанций между ними. Величина дистанций устанавливается в зависимости от состояния: маршрута, погоды, времени года и суток.

При движении в нормальных условиях дистанции между машинами в среднем равны 40 м, между батальонами (эшелонами) — ½-1 км. На пыльных дорогах дистанции между машинами следует увеличивать.

Полоса движения танкового соединения в среднем равна 4–6 км; при этом в полосе марша по должно быть препятствий (рек, болот и т. п.), исключающих возможность взаимодействия между колоннами, особенно при подходе к рубежам вероятной встречи с противником.

Скрытность и быстрота движения обеспечиваются:

1) всесторонним и тщательным изучением полосы предстоящего марша (выбор и подготовка маршрутов, установление исходного, регулирующих рубежей и рубежей развертывания, а также районов привалов);

2) правильным расчетом протяженности маршрутов, средней скорости движения, общей продолжительности марша и времени прохождения исходного и регулирующих рубежей, выхода в районы привалов и в район сосредоточения (или к рубежу вероятной встречи с противником). [208]

Изучение полосы предстоящего марша танкового соединения или маршрута танковой части происходит с момента получения распоряжения или приказа на марш и до окончания марша. При этом в зависимости от цели марша и времени, предоставляемого на его организацию, применяются различные способы и средства. Если предстоящий марш имеет целью сосредоточение или отвод танкового соединения (части) на отдых и времени на организацию марша достаточно, то полоса (маршрут) изучается по военно-географическим описаниям и картам данной местности, по данным высших штабов и штабов вблизи расположенных соединений и опросом местных жителей. При ограниченном времени на организацию марша изучение полосы (маршрута) осуществляется с помощью карты с последующим уточнением пути при помощи высылаемых вперед ООД.

Если марш совершается в предвидении встречи с противником и имеется достаточно времени на организацию марша, то изучение полосы (маршрута) проводится теми же способами и средствами, как указано выше. При ограниченном времени вся подготовительная работа сведется к изучению полосы (маршрута) по карте, а в ходе марша данные о местности будут уточняться органами разведки.

При выборе маршрутов по дорогам и вне дорог необходимо учитывать их доступность для движения данного количества и типа гусеничных и колесных машин, наибольшую скрытность движения днем и максимально возможную маршевую скорость, т.е. все то, что дает возможность танковым войскам достигнуть внезапности, столь необходимой в условиях встречного боя.

Кроме того, следует избегать труднопроходимых преград, не допускать перекрещивания и далее частичного совпадения маршрутов. Целесообразней иногда удлинить маршрут обходным движением, чем ставить колонны перед необходимостью длительных остановок.

Скрытность движения достигается целым рядом способов и приемов маскировки и обманных действий. Леса, рощи, высокий кустарник, населенные пункты на пути следования являются средствами естественной маскировки. В качестве искусственной маскировки и обманных действий можно применять дым, поднимать пыль летом на не используемых для марша дорогах (к грузовым машинам привязывают сзади деревья кроной книзу), обозначать зимой с помощью тракторов ложные следы, зажигать ночью время от времени фары отдельно двигающейся по ложному направлению машины и т. д.

Следует иметь в виду, что естественная маска вдоль всего маршрута — явление редкое; в большинстве случаев естественнее маски расположены на значительном расстоянии одна от другой. Если применение в промежутках между масками каких-либо способов искусственной маскировки не представляется возможным, то движение колонны следует производить бросками по-эшелонно от одной маски к другой, не нарушая общего расчета марша.

Стремление к выбору маршрута по доступной и в то же время [209] скрытной местности может привести к частым обходным движениям, удлиняющим маршрут. Удлинение маршрута должно восполняться увеличенной по сравнению с заданной скоростью движения колонн, ибо потери во времени, особенно на марше в предвидении встречного боя, не могут быть возмещены достижением удобств и скрытности движения.

Полоса местности для марша должна допускать возможность маневра сил и средств внутри колонны (при переходе от дневного марша к ночному и наоборот) и между колоннами (при переходе от большого числа маршрутов к меньшему и наоборот в результате разрушения авиацией противника (переправы на одном из маршрутов или для ускорения движения и т.п.).

Подготовка маршрутов для марша осуществляется ООД, организуемыми в танковом соединении за счет специальных подразделений, а в танковой части за счет сил и средств общевойскового соединения.

Исходный рубеж для начала движения танкового соединения представляет собой линию исходных пунктов на маршруте каждой колонны. Исходный рубеж всегда устанавливается в некотором удалении от района расположения в направлении движения на дистанцию, превышающую глубину каждой колонны, с тем чтобы при подходе к своему исходному пункту колонна была уже вытянута. Различным удалением исходного пункта для каждой колонны от района их расположения, при условии одновременного прохождения пунктов колоннами, возможно придать походному порядку любую форму — уступную или в линию.

Рубежи регулирования движения колонн танкового соединения по своему назначению представляют собой то же, что и исходные рубежи. Расстояние между рубежами регулирования в 15–20 км обусловливается необходимостью сокращения колонн, растягивающихся за 1–1,5 часа, движения, а также отрегулирования движения самих колонн.

Рубежи регулирования на марше в предвидении встречного боя назначаются обычно до рубежей вероятного развертывания для боя и могут совпадать с районами привалов.

При следовании танкового соединения (части) в составе походного порядка общевойскового соединения рубежами регулирования будут служить уравнительные рубежи, назначаемые общевойсковым командиром для выравнивания общевойсковых колонн и устранения разницы и скоростях движения общевойсковых и танковых колонн.

Районы привалов выбираются на местности, укрытой с воздуха и обеспеченной с флангов и тыла танконедоступными преградами, но открытой в сторону движения. С целью предоставления отдыха личному составу и для технического осмотра машин через каждые 2–3 часа движения в зависимости от условий марша назначаются малые привалы продолжительностью 30–40 минут. Первый малый привал назначается через 30–40 минут после начала движения. Рубежи развертывания выбираются на местности, обеспечивающей [210] быстроту развертывания наибольшей массы танков и внезапное применение их для атаки основной или ближайшей группировки противника.

Протяженность маршрутов определяется измерением на карте участков пути с 10% надбавкой от общей протяженности на неровности рельефа, повороты и изгибы маршрута.

Средняя скорость движения танковой колонны, состоящей из одного танкового батальона:

по шоссе или улучшенному большаку — 14–20 км/час

по полевой дороге со значительными подъемами — 12–14 км/час

Средняя скорость движения танковой колонны, состоящей из двух и больше танковых батальонов:

по шоссе или улучшенному большаку — 12–16 км/час

по полевой дороге со значительными подъемами — 10–12 км/час

По плохим дорогам, колонным путям и при движении ночью скорость марша снижается.

Броски в течение одного часа могут совершаться по хорошим дорогам или по хорошему участку местности со скоростью 25–40 км/час.

Нормальный суточный переход танкового соединения равен в среднем 80–100 км (8 часов движения и 2 часа на привалы); форсированный суточный переход 130–150 км (10–12 часов движения и 3–4 часа на привалы).

Пределом маршевого напряжения танкового соединения следует считать расстояние в 300–400 км, которое может быть пройдено в 3–4 нормальных или 2 форсированных и 1 нормальный переход.

После столь напряженного марша танковым частям и соединениям необходимо не менее двух суток для приведения в порядок машин и восстановления сил личного состава.

Суточный переход танковой части (соединения), следующей в составе походного порядка общевойскового соединения, равняется суточному переходу последнего.

Удобство и гибкость управления походным порядком достигаются:

1) знанием всем личным составом задачи марша и всем командным составом принятого решения;

2) своевременной информацией о противнике, своих войсках и местности;

3) определением способов и приемов маневра походного порядка;

4) установлением места на марше командира соединения, штаба и командиров частей;

5) определением способов и средств связи, а также сигналов;

6) простотой документации.

Знание задачи совершаемого марша (всем личным составом, а принятого решения — всем командным составом и связанная с этим постоянная информация командиров частей о противнике, местности и своих войсках, по существу, являются обязательными и общими во всех случаях боевой деятельности войск. Но в танковых войсках, особенно совершающих марш в предвидении встречного [211] боя с подвижным противником, они приобретают особое значение. Это объясняется высокой подвижностью танков, разобщенностью командиров от штабов и самих командиров штаба, а также трудностью наблюдения из танка.

Все приведенные выше: возможные случаи маневра на марше осуществляются танковым соединением в весьма ограниченное время, иногда даже без приказа и распоряжения, а лишь по простому сигналу или движению машины командира. Поэтому, чтобы уяснить цель маневра, командир части или командир штаба должны знать не только задачу марша или решение, принятое командиром соединения, но и данные обстановки, вызвавшие маневр. Информация командиров частей, штабов и даже подразделений о новых данных обстановки должна быть постоянной, непрерывной и полной.

Назначаемые рубежи развертывания для боя в значительной степени облегчают управление танковым соединением при переходе его от походного порядка в боевой. Для этого еще при организации марша, в процессе оценки обстановки, устанавливается наиболее выгодный по условиям местности боевой порядок соединения на том или ином рубеже. Устанавливаемые порядки сообщаются командирам частей под каким-либо номером или буквой и для выполнения обозначаются простейшим сигналом (обычно по радио).

Командир танкового соединения и его штаб, как правило, находятся в голове колонны главных сил и следуют под прикрытием охраняющих подразделений. Командиры частей и их штабы следуют в голове своих частей. Такое размещение командиров и штабов обеспечивает удобство управления походным порядком соединения и каждой колонны.

На марше, даже в предвидении встречного столкновения с противником, до рубежа развертывания командиры частей (подразделений) могут находиться совместно с командиром соединения (части). Это обеспечивает быстроту информации об обстановке и создает удобства в непосредственной постановке задач, но в то же время при внезапном нападении подвижного противника создаст опасность возможного вступления частей в бой без своего командира.

При пересеченном характере местности, когда личное общение с командиром соединения затруднено, связано с потерей времени и опасностью внезапного нападения противника, командиры частей следуют в голове своих колонн.

Таким образом, место командиров танковых частей на марше и предвидении встречного боя будет каждый раз определяться степенью подвижности противника и характером местности. Поэтому на протяжении всего марша на одних его участках командиры частей могут следовать с командиром соединения, на других — при своих частях, имея при командире соединения своих делегатов связи.

Основными средствами и способами связи на марше танкового соединения (части) являются: машины связи, личное общение [212] и подготовленная (но до завязки боя не действующая) радиосеть. Для связи внутри колонн могут быть применены флажки. С разведывательными органами связь осуществляется до радио и с помощью самолетов.

Вся документация, связанная с организацией марша и его управлением, в танковом соединении должна быть упрощена до возможной степени, но не во вред ясности. Еще в большей степени это относится к танковой части.

Решение командира танкового соединения на марш при наличии времени оформляется письменным приказом (в большей части в форме таблицы), а расчет марша изображается графически; при ограниченном времени в соединении, а в танковой части всегда командир отдает устный приказ, а расчет марша изображается непосредственно на карте. Все необходимые распоряжения по обеспечению марша также по большей части отдаются устно, но с записями в рабочих полевых книжках командиров штаба. При наличии времени приказ по тылу отдается в письменном виде.

План разведки составляется во всех случаях. Карта кодируется. Для письменной документации и радиосигналов подготавливается переговорная таблица, обеспечивающая скрытность управления.

Решению командира всегда предшествуют предварительные распоряжения. Возникающие в процессе марша новые задачи или изменения к основной даются в частных устных приказах с ориентировкой на местности или графическим изображением идеи на карте исполнителя или делегата.

Сбережение сил личного состава, сохранение материальной части и своевременность материально-технического снабжения обеспечиваются:

1) своевременным отдыхом и питанием экипажей машин;

2) тщательным расчетом потребности в предметах снабжения;

3) выбором кратчайших маршрутов, имеющих наименьшее число подъемов, поворотов, труднопреодолимых препятствий и обладающих грунтом средней твердости;

4) высокой подготовкой водительского состава и отличным состоянием материальной части;

5) соответствующим эшелонированием ремонтно-восстановительных средств и источников питания горюче-смазочными материалами, боеприпасами и продовольствием.

Ночной марш

Марш танкового соединения (части) ночью или в условиях ограниченной видимости (туман, низкая облачность) является одним из труднейших способов передвижения. С другой стороны, ночной марш обеспечивает наибольшую скрытность движения (подход к противнику или уход от него) и внезапность действий. Следует, однако, иметь в виду, что современные средства наблюдения и освещения дают возможность авиации вести разведку и ночью и в условиях ограниченной видимости. [213]

Эти возможности современной техники требуют, чтобы ночной марш танковых войск совершался с соблюдением мер тщательной маскировки и в условиях исключительно высокой организованности и дисциплины движения.

Марш танков ночью осложняется:

1) трудностью ориентировки на местности при движении и действиях вне дорог;

2) ограниченной возможностью двигаться по колонным путям;

3) необходимостью усиленного обеспечения колонн от внезапного нападения противника, а также своевременного обнаружения организованных им засад, заграждений и разрушений;

4) большой затратой времени на отыскание обходов при устройстве противником заграждений или разрушений участков дорог, мостов и переправ;

5) трудностями развертывания в боевой порядок и ведения атаки, особенно при неожиданном столкновении с противником;

6) сложностью управления походным порядком, особенно при движении несколькими колоннами, из-за ограниченных возможностей применения средств и способов связи в условиях ночи;

7) утомлением личного состава, особенно механиков-водителей, в силу большого физического напряжения;

8) трудностями материально-технического обеспечения.

Средняя скорость движения ночью в зависимости от состояния маршрута, времени года и погоды уменьшается по сравнению со скоростью движения днем примерно на одну четверть.

Трудности, возникающие в процессе марша, могут всегда быть доведены до минимума, если они будут учтены, оценены и ослаблены организованными мероприятиями с началом марша, а если есть возможность, то и задолго до его начала.

Ночной марш, совершаемый с целью сосредоточения в каком-либо районе или для отвода на отдых под прикрытием своих войск, должен быть обеспечен соответствующими мерами беспрепятственного движения. Это достигается высылкой ООД накануне днем или за 3–4 часа до наступления темноты. Если же светлого времени на подготовку нет, то ООД высылается по крайней мере за два часа до начала марша. В первом случае высылка ООД обусловливается необходимостью засветло произвести разведку всего маршрута (при длине маршрута не свыше 80 км и скорости движения разведки 15–20 км/час) и подготовить при помощи сапер хотя бы половину его, а во втором случае — необходимостью разведать и подготовить маршрут до района первого привала.

При совершении ночного марша в предвидении встречного столкновении с противником моторизованная пехота с противотанковыми орудиями должна следовать в первых эшелонах, прикрывая собой танковые эшелоны; разведывательные и охраняющие подразделения также насыщаются мотопехотой.

Необходимость такого мероприятия очевидна. Пехота, обладая возможностью лучше наблюдать и ориентироваться, а в силу этого лучше вести ночной бой, при встрече с противником создает условия, исключающие внезапность нападения на следующие за нею [214] танки. Являясь в этом случае основой быстро создаваемого боевого порядка, пехота обеспечивает возможность наилучшего применения танков либо для ведения огня с места, либо для удара своей массой по открытой живой силе противника. Пехота, входящая в разведывательные и охраняющие органы, может своевременно обнаружить на маршрутах заграждения и разрушения, скорее отыскать для них обходные и удобные пути, а также осуществить осмотр населенных пунктов, рощ, кустарников и т. п.

Если по расчетам времени встреча с противником возможна на рассвете, то на последнем привале до наступления рассвета колонны перестраиваются, как для движения днем.

При наличии достаточного времени на организацию ночного марша в предвидении встречи с противником разведка маршрутов и всей полосы производится засветло авиацией. Основные задачи воздушной разведки в этом случае будут те же, что и днем: установление расположения или движения основной группировки противника, наличия и месторасположения заграждений, состояния маршрутов, особенно наличия мостов на них, вскрытие подготавливаемых противником засад вдоль маршрутов в лесах, дефиле, населенных пунктах и т.д. Визуальная разведка летчика, дополненная фотографической съемкой основных объектов, могущих задержать или, больше того, исключить движение на некоторых участках маршрутов (заграждения, разрушенные мосты, плотины и т. д.), в значительной степени обеспечит беспрепятственное движение танков ночью.

Органы наземной разведки высылаются засветло (при наличии времени) с таким расчетом, чтобы проверить и уточнить данные авиаразведки о противнике и местности на возможно большей протяженности маршрута, но без опасности потерять связь с танковым соединением. За органами разведки непосредственно следуют ООД, которые под их прикрытием устраняют препятствия, стремясь быть не замеченными разведкой противника, чтобы своими работами не вскрыть ночного марша танкового соединения.

Работы по устранению препятствий и провешиванию маршрутов должны вестись с таким расчетом, чтобы движение танкового соединения не задерживалось.

Разведывательные органы ночью и в условиях плохой видимости высылаются на дистанцию 15–20 км (двух часов движения).

При распределении сил и средств на разведку, службу обеспечения движения, а также на охранение ночного марша необходимо оставлять резерв в размерах больших, чем при совершении марша днем, ввиду невозможности предусмотреть могущие быть неожиданности.

Совершая ночной марш, необходимо учитывать продолжительность ночи, чтобы за ночь не только пройти заданное расстояние, но и успеть закончить сосредоточение и маскировку его.

Маскировка движения танков ночью так же обязательна, как и днем. Кроме способов и средств маскировки, применяемых днем, ночью движение совершается с потушенными или затемненными синей тканью фарами. Задние сигнальные лампочки следует иметь [215] либо синего цвета, либо уменьшенной силы. В исключительных случаях допускается движение с горящими пониженным светом фарами только головной машины колонны.

При движении без света или с пониженным освещением принимается ряд мер, обеспечивающих правильность и безопасность движения. Так, в голове колонн ставятся машины с наиболее опытными механиками-водителями, хорошо изучившими маршрут по карте крупного масштаба, по фотоснимкам, а иногда и непосредственным участием в разведке при подготовке маршрутов.

Во избежание возможных наездов машин, а также и для ориентировки обычно на корме каждого танка наклеивается лист белой бумаги.

С целью уменьшения глубины колонн и устранения возможного отставания машин дистанции между машинами, подразделениями и частями уменьшаются по сравнению с устанавливаемыми днем. Так, между машинами дистанции устанавливаются в 25–30 м, между взводами — до 50 м, между ротами — до 100 м и между частями — до 200 м.

Удаление органов охранения также уменьшается и в зависимости от характера местности составляет 2,5–4 км. Такое удаление охраняющих органов вызывается ограниченной видимостью и необходимостью оказать им своевременную помощь из колонны.

Кроме мер непосредственного охранения, в колоннах назначаются дежурные подразделения из танков и пехоты для оказания помощи органам охранения и для отражения внезапного нападения непосредственно на колонну небольших подвижных груш противника, могущих прорваться через линию походного охранения.

Связь на марше организуется способами и средствами, применяемыми и днем. При этом широко применяются световые сигналы.

Места командиров и штабов на марше ночью те же, что и днем, но командиры частей всегда находятся при своих частях.

Для отдыха личного состава и технического осмотра машин, а также для подтягивания отстающих через каждые 1,5–2 часа движения делаются остановки на 20–30 минут.

Работа ремонтно-восстановительных подразделений по оказанию содействия отставшим по различным причинам машинам выполняется в районах или пунктах, где можно безопасно применять искусственное освещение.

При встрече с противником на марше танковое соединение (часть) надет бой в основном огнем с места и атаками вдоль дорог для удара по колоннам противника. При движении несколькими колоннами в районах вероятной встречи с противником следует учитывать наличие рокадных путей для взаимной поддержки колонн.

Танки на марше стрелкового (кавалерийского) корпуса

Наличие танковых войск в составе походного порядка стрелкового корпуса не является исключением, причем их количественное и качественное выражение будет переменным. В одних случаях [216] в состав походного порядка корпуса войдут только части легких танков дивизий (на марше в предвидении встречного столкновения с противником на второстепенном направлении). В других кроме указанных танковых частей, корпус может быть усилен одним-двумя батальонами или даже целым танковым соединением (на марше в предвидении встречного боя на главном направлении). Корпус может также быть усилен еще и средними танками (при совершении марша в район сосредоточения для последующего наступления на противника, перешедшего к обороне на заранее подготовленном рубеже). Наконец, корпус может совершать марш совместно с группой танковых соединений (на заходящем фланге армии в предвидении встречного столкновения).

Если стрелковому корпусу не приданы танки, командир корпуса может за счет танковой части одной из дивизий, следующих в труднодоступной полосе местности, создать резерв. В данном случае резерв, может быть применен при завязке боя для усиления танков одной из дивизий, следующих на главном направлении для обеспечения флангов и тыла походного порядка корпуса.

При усилении корпуса танками командир корпуса будет вести их в походном порядке отдельной колонной, при этом они будут использованы для совместных действий с дивизиями на главном направлении, для создания резерва и для самостоятельных действий по вторым эшелонам или отдельной колонне походного порядка.

Командир корпуса распределяет приданные танки лишь в условиях, исключающих их одновременное применение, например при ведении встречного боя с противником на местности, не допускающей по своему характеру применения всей массы танков на одном направлении. Танки распределяются не обязательно равномерно и не между всеми дивизиями.

Во всех случаях совершения марша стрелковым корпусом танковым частям необходимо по возможности (а соединениям обязательно) предоставлять самостоятельные маршруты по дорогам (танковому соединению — две дороги). Это требование вызывается необходимостью наилучшим образом организовать взаимодействие общевойсковых колонн с танками.

Место следования танков на марше стрелкового корпуса будет зависеть от вида и цели марша (рис. 26).

При наступательном марше в предвидении встречного боя:

танковые части дивизий на охватывающем фланге данной дивизии;

приданные танковые части (соединение) — на одном из флангов корпуса на направлении главного удара.

При фланговом марше:

танковая часть дивизии, ближайшей к противнику, — на открытом фланге дивизии;

танковые части остальных дивизий — одни впереди, другие сзади колонн для обеспечения от обходов подвижными группами противника головы и хвоста походного порядка корпуса; [218]

приданные танковые части (соединение) — на открытом фланге корпуса.

При отступательном марше:

танковые чисти дивизий — в арьергардах;

приданные танковые части (соединение) — на фланге, угрожаемом параллельным преследованием со стороны противника.

При угрозе параллельного преследования на обоих флангах приданные танки распределяются между фланговыми дивизиями для усиления танковых частей дивизий, следующих со стороны открытых флангов. Танки центральной дивизии следуют в арьергарде.

На марше корпуса ночью танки следуют между колоннами.

Танки на марше стрелковой дивизии (полка)

Стреловая дивизия (полк), усиленная на марше в предвидении встречного боя танками имеет возможность применять их и как средство удара для уничтожения противника и как средство противотанковой борьбы.

Трудность в организации марша общевойсковой колонны совместно с танками заключается в необходимости сочетания их скоростей движения. Разные скорости движения танковой части и колонн пехоты в походном порядке стрелковой дивизии должны в целях взаимодействия так сочетаться, чтобы исключалась возможность значительного отрыва танков от пехоты. В то же время танковая часть должна находиться в постоянной готовности использовать свою наибольшую скорость и выйти для атаки противника на любом направлении и в отрыве от своих колонн, если только этому благоприятствует или к этому вынуждает обстановка (возможность разгрома неразвернувшейся колонны противника или необходимость отражения внезапной атаки подвижным противником).

Указанные требования могут быть выполнены при условии:

1) если в период организации марша будут предусмотрены уравнительные рубежи, соразмеряющие движение танковой части и общевойсковых колонн;

2) если в полосе марша стрелковой дивизии будет для движения танковой части выделен самостоятельный маршрут, параллельный движению общевойсковых колош.

Высокая подвижность и постоянная боевая готовность танков при их сосредоточенном следовании на марше дают им возможность одновременно и в кратчайший срок (менее одного часа) выйти в любом направлении для атаки противника.

Распределение танков по колоннам и эшелонам походного порядка дивизии с одной только целью увеличить противотанковую сопротивляемость этих колонн и эшелонов нецелесообразно, так как это неизбежно приведет к потере времени и к последовательному вводу в бой танков небольшими подразделениями, а отсюда и к ослаблению силы удара по противнику.

Танки могут быть распределены между колоннами походного порядка при следовании стрелковой дивизии по пересеченной местности [219], в горах и лесах, а также зимой, когда затрудняется возможность оказания колоннами своевременной взаимной помощи.

При следовании дивизии по одной дороге танки могут быть распределены и между эшелонами колонны, т. е. между авангардом и колонной главных сил.

Танки могут быть включены в состав передового отряда, если это вызывается условиями обстановки (например для захвата и длительного удержания важного рубежа).

Если местность в полосе марша дивизии исключает возможность поддержки танками авангарда, то возможно включение в его состав танковых подразделений.

Место танков в походном порядке стрелковой дивизии не играет такой решающей роли, как место артиллерии. Тем не менее наиболее целесообразно, чтобы у рубежей вероятной встречи с противником танки находились на уровне головы колонны главных сил, так как в этом положении они имеют возможность в зависимости от обстановки обеспечить колонну главных сил или своевременно поддержать авангард.

Танки могут следовать и впереди походного порядка дивизии, если последующий рубеж достаточно прочно обеспечен передовым отрядом. Если же указанного условия нет, то танки, следующие впереди походного порядка дивизии, должны находиться в таком удалении от колонн, которое обеспечивало бы своевременный подход пехоты для закрепления успеха, достигнутого танками в разгроме колоны противника.

На марше ночью, а также днем (при фланговом марше стрелковой дивизии в составе корпуса) танки дивизии могут следовать в хвосте колонны походного порядка.

Если походный порядок стрелковой дивизии состоит из нескольких колонн, то танки следует вести на направлении предполагаемого главного удара (рис. 27). При наличии в походном порядке открытого фланга или недостаточно обеспеченного соседом танки следует вести на этом фланге. Если главная группировка походного порядка создана на фланге, противоположном угрожаемому, то танки следует вести на угрожаемом фланге, однако в готовности переместить их по заранее намеченным рокадным путям на направление главной группировки при подходе последней к рубежу вероятной встречи с противником (рис. 28).

При совершении марша ночью и в лесу танки целесообразно вести между колоннами дивизии.

Вид марша также оказывает влияние на место танков в походном порядке дивизии:

при наступательном марше танки следуют на уровне головы колонны главных сил и на внешнем их фланге;

при фланговом марше — между боковым авангардом и колонной главных сил, примерно на уровне ее середины, а иногда впереди или в тылу походного порядка стрелковой дивизии, следующей в составе стрелкового корпуса;

при отступательном марше — на уровне хвоста колонны главных сил и на внешнем ее фланге. [220]

Положения, определяющие назначение, роль и место танков на марше стрелковой дивизии, применимы и при следовании танков в походном порядке стрелкового полка, самостоятельно совершающего марш.

Стрелковый полк, совершая марш в предвидении встречного боя, не всегда будет находиться вне походного порядка стрелковой дивизии. Случаи самостоятельного марша стрелкового полка в предвидении встречного боя могут иметь место в условиях, исключающих возможность применения на данном направлении более одного полка (например лесисто-болотистая или горно-лесистая местность и т. д.).

Стрелковый полк, следуя в составе походного порядка дивизии, может находиться как в авангарде, так и на главном или на второстепенном направлениях. В зависимости от того, совершает ли стрелковый полк марш самостоятельно или в составе походного порядка дивизии, а также в зависимости от его места в походном порядке дивизии определяется взаимодействие танков и полка на марше.

Усиление танками стрелкового полка, совершающего марш самостоятельно, будет зависеть:

1) от общего количества танков, находящихся в распоряжении командира дивизии;

2) от характера местности и направления, в котором полк будет совершать марш в предвидении встречного боя;

3) от силы вероятного противника.

Усиливать стрелковый полк, самостоятельно совершающий марш в предвидении встречного боя, менее чем одной танковой ротой не следует, так как танковая рота совместно с артиллерией обеспечивает [221] полку уничтожение во встречном бою передовых частей противника. В дальнейшем, при развертывании главных сил полка и приданной ему артиллерии с целью разгрома главных сил противника, танковая рота, примененная на направлении главного удара и обладающая возможностями последовательно уничтожить 20–30 огневых точек, составит среднюю норму, необходимую для насыщения стрелкового батальона первого эшелона ударной группировки боевого порядка стрелкового полка.

Танковая рота, приданная стрелковому полку, в силу своей подвижности является достаточно сильным средством и для преследования противника, начинающего отход в результате неудачного для него встречного столкновения.

При переходе стрелкового полка к обороне в результате неблагоприятно сложившейся во встречном бою обстановки танковая рота составит среднепринятую норму усиления ударной группы боевого порядка обороняющегося полка.

Таким образом, танковая рота обеспечивает выполнение стрелковым полком всех возможных задач во встречном бою и является тем наименьшим танковым подразделением, которым следует усиливать стрелковый полк, совершающий марш в предвидении встречного боя.

Усиление стрелкового полка двумя-тремя танковыми ротами будет иметь место в том случае, когда ожидается встреча с противником, не развертывающимся непосредственно из колонн, и передвигающимся от рубежа к рубежу, находясь в боевом порядке.

Более чем двумя-тремя танковыми ротами стрелковый полк обычно не насыщается, так как подобное усиление полка танками считается более чем достаточным, даже при наступлении на противника, заранее перешедшего к обороне.

Возможность и степень усиления танками стрелкового полка, следующего в составе походного порядка дивизии, зависит от места полка в этом порядке. Поэтому на усиление танками дивизии могут в большой степени рассчитывать лишь авангардный полк и полк главной группировки походного порядка стрелковой дивизии. При наличии открытого или слабо обеспеченного фланга дивизии не исключается, однако, возможность усиления танками стрелкового полка, двигающегося в походном порядке дивизии на второстепенном направлении.

Во всех приведенных случаях, как на марше, так и во встречном бою, танки дивизии будут лишь взаимодействовать со стрелковыми полками.

Танки будут подчинены командирам стрелковых полков только при условии достаточного их количества (более одного танкового батальона) в распоряжении командира дивизии и при следовании дивизии по пересеченной местности.

Штаб стрелковой дивизии (полка), разрабатывая мероприятия по боевому обеспечению марша в предвидении встречного боя, должен предусмотреть также обеспечение и танков, следующих в походном порядке, поскольку имеющиеся у них для этой цели силы и средства весьма ограничены. [222]

Общевойсковой штаб должен:

1) дать наиболее полные данные о маршруте движения танков и выделить в распоряжение танкового командира необходимое количество сапер;

2) обеспечить одновременность получения данных о противнике командирам дивизии (полка) и танковым командиром, особенно данных о танках и о противотанковых средствах противника;

3) построить систему охранения таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения танков, сведя расход их собственных сил и средств на непосредственное охранение до минимума;

4) включить танковую часть в общую систему оповещения, связи и организуемой АЗО, а также обеспечить средствами дегазации.

Штаб стрелковой дивизии (полка), разрабатывая план взаимодействия на марше в предвидении встречного боя, должен хотя бы ориентировочно организовать взаимодействие танков с авангардом, главными силами и артиллерией по намеченным рубежам вероятной встречи с противником, установив соответствующие сигналы взаимодействия.

Для успешного управления танками на марше в предвидении встречного боя общевойсковой командир должен сообщить танковому командиру не только задачу дивизии (полка), но и план (расчет) предстоящего марша и ориентировочную наметку развертывания на рубежах возможной встречи с противником. Танковому командиру части должны также быть известны уравнительные рубежи, способы связи и сигналы управления, а также место общевойскового командира.

В отношении материально-технического обеспечения танков общевойсковой штаб должен указать танковому командиру пути подвоза я эвакуации, а также источники питания всеми видами довольствия.

Походный порядок танкового батальона, движущегося отдельной колонной, строится следующим образом: впереди под прикрытием непосредственного охранения следуют машины командования, штаба и связи и затем машины рот в порядке их нумерации. ГЭП следует в хвосте колонны.

Боевое обеспечение

Мероприятия по боевому обеспечению марша танкового батальона, следующего (даже отдельной колонной и по самостоятельному маршруту) в составе походного порядка стрелковой дивизии, в большей своей части организуются за счет сил и средств последнего. Однако штаб танкового батальона принимает меры непосредственного боевого обеспечения, к которым относятся разведка охранение, ПВО, ПХО и ПТО.

Разведка

Так как дальняя разведка противника осуществляется силами и средствами стрелковой дивизии, то штаб танкового батальона организует [223] и ведет лишь ближнюю разведку как с помощью органов своего непосредственного охранения, так и наблюдением подразделений из боевых машин. Для специальной разведки противника (установление типа машин противника и системы его противотанковых орудий), а также для разведки маршрута и рубежей, выгодных для действия танков, штаб танкового батальона высылает в ядро основного разведывательного органа стрелковой дивизии (полка) своего командира со средствами связи. Разведка пути следования, помимо получения данных о нем от общевойскового штаба, организуется и штабом танкового батальона.

Охранение

Кроме мероприятий по охранению, предпринимаемых общевойсковым штабам в полосе его походного движения, танковый батальон обеспечивает себя также и непосредственным охранением, выделяя для этого из состава линейных подразделений дозоры (по 2–3 танка), которые следуют в голове, на флангах и за колонной на дистанции 1–2 км. Охранение обеспечивается и непосредственным наблюдением из танков в заранее намеченных секторах для каждого подразделения походного порядка батальона.

Противовоздушная оборона

Меры по противовоздушной обороне танкового батальона на марше своими силами и средствами заключаются в выборе путей для движения и пунктов остановок (на уравнительных рубежах), прикрытых естественной маской с воздуха; в организации активной борьбы со снижающимися самолетами противника при помощи зенитных пулеметов; в организации сети наблюдения, оповещения и связи в пределах плана общевойскового штаба; в применении увеличенных дистанций между машинами и подразделениями в случаях непосредственного нападения на колонну самолетов противника.

Противохимическая оборона

При поливке танковой колонны ОВ с воздуха личный состав обеспечивается наличием на боевых машинах бронированного корпуса (на колесных машинах брезентового покрытия — тента) и применением противогазов. Зараженные ОВ полосы и участки местности небольшой протяженности проходятся колонной танков без остановок при закрытых люках и надетых противогазах.

Дегазация материальной части машин производится на ближайшей остановке в укрытых районах.

Кроме мер по ПХО, принятых в масштабе общевойскового соединения, штаб танкового батальона организует: химическую разведку маршрута следования батальона, которая производится экипажами боевых машин и химиками, выделяемыми общевойсковым штабом в состав разведки пути; сеть наблюдения, оповещения и связи по плану общевойскового штаба; дегазационные пункты (за счет средств и сил стрелковой дивизии) для оказания помощи газоотравленным и обмывки материальной части машин. [225]

Противотанковая оборона

Танки являются важнейшими средствами в системе ПТО всего походного движения дивизии, но вместе с тем танковый батальон принимает также и ряд мер, не только обеспечивающих его от внезапного нападения бронетанковых войск противника, но и дающих возможность вести с ними борьбу в наилучших для себя условиях.

К этим мероприятиям относятся: организация сети наблюдения оповещения и связи; назначение дежурных подразделений в колонне, постоянно готовых к немедленному открытию огня.

Служба обеспечения движения

Штаб танкового батальона, помимо целого ряда мероприятий, предпринимаемых общевойсковым штабом для наилучшего выполнения марша всем походным порядком, организует службу обеспечения движения по своему маршруту. Служба обеспечения движения, сводящаяся в основном к созданию для танкового батальона условий беспрерывного и быстрого движения, имеет конкретные задачи, а именно: обеспечить быстрейшее построение колонны для марша; подготовить маршрут в инженерном отношении; отрегулировать маршрут; обеспечить техническую помощь отстающим машинам; развести подразделения в кратчайший срок по окончании марша в пункты, заранее предназначенные для их расположения.

Управление

Марш танков, следующих в составе походного порядка стрелковой дивизии (полка) в предвидении встречного боя, организуют и управляют им как общевойсковой командир, так и танковый.

Участие общевойскового командира в организации и управлении маршем танков осуществляется:

В период организации марша:

1) чёткой постановкой задачи танковому командиру на марш (маршрут, время, уравнительные рубежи);

2) одновременной информацией его о плане (расчете) марша стрелковой дивизии (полка) и об ориентировочной наметке развертывания на рубежах возможной встречи с противником (здесь же указывается и взаимодействие);

3) установлением связи;

4) указанием местопребывания общевойскового командира.

В процессе марша:

1) своевременной информацией об обстановке;

2) регулированием движения танков по времени и намеченным рубежам;

3) своевременной постановкой задач, возникающих в процессе марша;

4) постановкой задачи на развертывание для атаки противника.

Организация и управление маршем танков осуществляются: [225]

В период организации марша:

1) постановкой задачи подразделениям на марш (маршрут, время, порядок построения, время прохождения исходного пункта, привалы, скорость движения);

2) принятием мер боевого и материально-технического обеспечения;

3) организацией связи внутри части;

4) указанием места своего пребывания.

В процессе марша:

1) своевременным получением данных обстановки;

2) регулированием движения танков, в зависимости от движения общевойсковых колонн;

3) своевременным развертыванием для атаки.

Связь танкового командира с общевойсковым командиром и внутри танковой части обеспечивается при помощи машин связи и делегатов.

Танковый командир в условиях, исключающих возможность внезапного нападения противника, может находиться и при общевойсковом командире; во всех остальных случаях его место — при части.

Материально-техническое обеспечение танковой части на марше в предвидении встречного боя заключается главным образом в следующем:

1) в организации ремонтно-восстановительной службы по оказанию неотложной технической помощи машинам, выбывшим из колонны по различным причинам;

2) в пополнении эксплоатационными материалами, особенно при большой протяженности марша и при тяжелом пути.

Первая обязанность осуществляется подразделениями замыкания (1–2 легкие мастерские, 1–2 тягача и машина с ходовыми запасными частями), следующими в хвосте колонны.

Вторая — выделяемыми из ГЭП цистернами с горюче-смазочными материалами для дозаправки машин, главным образом во время остановок у уравнительных рубежей.

Если силы и средства подразделений замыкания окажутся недостаточными для восстановления выбывших из строя машин, данные машины при помощи тягачей отводятся на заранее намеченный в укрытом районе СПАМ, где и производится ремонт. Восстановленные машины своим ходом следуют для присоединения к своей колонне.

Для обеспечения непрерывности снабжения танковой части на марше всеми видами довольствия (особенно горюче-смазочными материалами) и обеспечения ремонтно-восстановительных работ парковое подразделение танковой части делится на эшелоны: ГЭП, следующий непосредственно за колонной, и ТЭП, следующий в 12–15 км от него. [226]

Дальше