Возникновение и развитие танков
Танки и противотанковая оборона
Танки как новое средство борьбы впервые появились на полях сражений в сентябре 1916 г. Созданию такого боевого средства предшествовал длительный период.
В 1769 г. Кюньо, установив паровой двигатель на колесных повозках, передвигающихся по безрельсовым дорогам, создал таким образом первый паровой автомобиль (самодвижущаяся повозка). Одновременно независимо от Кюньо паровой автомобиль был сконструирован и русским изобретателем-самоучкой Л. Шамшуренковым.
Паровой автомобиль, признанный в системе хозяйства некоторых государств (особенно в Англии) как транспортное средство, в XIX в. используется и на полях сражений.
В 1883 г. Ленуар изобрел двигатель внутреннего сгорания, который и был установлен на существовавших автомобилях вместо парового двигателя. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали относительно быстро вытеснять автомобили с паровыми двигателями и так же быстро и в большом количестве внедряться в систему хозяйства стран Западной Европы и США. Так, в 1910 г. в этих странах насчитывалось уже около 400 тыс. автомобилей, а к началу мировой войны до 2 500 тыс.
Одновременно автомобили начали проникать и в состав вооруженных сил государств Европы и Америки, вначале только для транспортировки различных видов снабжения, а позднее, в мировую войну, и для оперативных перевозок войск.
Так, например, в 1914 г., во время сражений на р. Марне, французы перебросили на автомобилях пехотную дивизию из района Парижа на левый фланг армии, а в 1918 г., во время последнего наступления немцев, таким же образом перебросили на р. Эн 33 пехотных дивизии и 46 артиллерийских частей.
Идея бронирования и вооружения автомобиля стала энергично осуществляться для борьбы с автоматическим огнестрельным оружием, прочно внедрившимся после русско-японской войны в боевые порядки пехоты и конницы. [4]
Таким образом, уже в начале мировой войны 1914–1918 гг. большинство воюющих армий имело в своем составе отдельные бронеавтомобильные взводы и роты для обеспечения действий пехоты и конницы.
Особенно широко и успешно были применены бронеавтомобили в Красной Армии в годы гражданской войны при защите Царицына, Петрограда, в войне с белополяками и т. д.
Однако большая зависимость бронеавтомобилей от наличия и состояния дорог ограничивала возможность их применения.
Между тем еще задолго до начала мировой войны в США была реализована идея применения гусеничного движителя для повышения подвижности автомобиля. Идея построения гусеницы принадлежит Эджворту (1770 г.).
На основе существовавшего бронированного автомобиля и уже применявшегося в системе хозяйства США гусеничного трактора военными конструкторами, работавшими над повышением подвижности бронеавтомобиля, еще до начала мировой войны были предложены проекты прототипа современного танка (один в 1903 г. Левассером, а другой в 1911 г. Бурстынь).
Танк оригинальной конструкции был спроектирован и построен также и русским инженером Лебеденко.
Появление танков в период мировой войны было естественным следствием позиционных форм борьбы.
Маневренный характер действий сторон в первые месяцы войны к началу 1915 г. сменился борьбой в позиционных условиях. Все это произошло главным образом вследствие возросшей к этому времени силы огня пулемета, искусно примененного к местности и прикрытого препятствиями. Обороняющаяся сторона создала по существу укрепленную полосу, преодоление которой не представлялось возможным, тем более что наступающая пехота впоследствии лишалась помощи артиллерии.
В этих условиях наступающая пехота под воздействием огня обороняющегося вынуждена была останавливаться и окапываться, что и повело к стабилизации фронта и к еще большему усилению его инженерными сооружениями.
Попытки выйти из этой скованности путем количественного и качественного усиления наступающей пехоты артиллерией, с одновременным увеличением времени на артиллерийскую подготовку от одного дня до нескольких десятков дней, приводило лишь к потере внезапности. Наступление в лучшем случае завершалось продвижением на сотни метров.
В результате, месяцами подготовляемое наступление с многодневной артиллерийской подготовкой в большинстве случаев заканчивалось колоссальными потерями людей и огромным расходом снарядов с весьма незначительным тактическим успехом. Так, первое сражение под Верденом, в феврале 1916 г., подготовлялось немцами свыше полутора месяцев; сосредоточено было 1 225 орудий; израсходовано 14,5 млн. снарядов, а продвинулись немцы лишь на 3 км. Обе стороны потеряли при этом 1 720 тыс. человек. Сражение на р. Сомме, в июле 1917 г., подготовлялось англо-французами [5] 4 месяца; было сосредоточено 3 933 орудия; потери англо-французов 739 тыс. человек, а продвижение весьма незначительно.
В этих условиях со всей очевидностью возникла необходимость создать новое средство, обеспечивающее наступающей пехоте успех в борьбе с пулеметами на критической для нее дистанции. К тому времени уровень техники и развитие промышленности создали предпосылки к производству такого боевого средства.
Таким средством был признан танк{1} (самодвижущаяся бронированная и вооруженная повозка с гусеничным движителем), проекты которого появились еще задолго до мировой войны.
Первые 49 танков (марки I), внезапно введенные в бой англичанами в сентябре 1916 г. на р. Сомме (Франция), несмотря на неблагоприятные условия местности и погоды, все же содействовали успеху пехоты. Правда, успех этот имел местное значение, но пехота понесла уже меньшие потери. При этом пехота за 3 часа боя овладела 5-километровой глубиной укрепленной полосы немцев, за которую без танков англичане дрались больше месяца.
Большое сражение с участием 378 танков (марки IV) состоялось у Камбре 20 ноября 1917 г. В этом сражении англичане учли все условия, обеспечивающие успех: местность благоприятствовала применению танков; была соблюдена внезапность (атака последовала без артиллерийской подготовки); танки действовали в массе на направлении главного удара; было предусмотрено материально-техническое обеспечение танков.
В результате, за 12 часов боя был прорван фронт сильнейшей укрепленной позиции «Гинденбург», протяжением 13 км и на 9 км в глубину. Взято в плен 8 тыс. немцев и захвачено 100 орудий.
Характерной особенностью этого сражения является еще и то, что в нем впервые предусматривалось применение танков для более глубокого удара по резервам немцев, вне огневой связи с пехотой.
Однако танки, вначале технически далеко не совершенные, как новое средство борьбы не всюду и не всеми применялись в боях и сражениях мировой войны. Причиной слабого внедрения танков в боевые порядки пехоты во многом являлся консерватизм командования воюющих сторон, тогда как промышленность Англии и Франции и особенно США, переведенная на военное производство, могла выполнить заказы генеральных штабов на танки в требуемом количестве.
Только последний год войны, когда ни одно значительное сражение на Западном фронте не проходило без участия танков, определил место танков как одного из необходимых боевых средств.
К концу войны английский танковый корпус состоял уже из 16 танковых батальонов, объединенных в 5 бригад, а французский из 27 батальонов легких танков и 6 тяжелых.
Всего за время войны англичанами было построено свыше 2 500 танков, а французами 4 330. По плану на 1919 г. Англия [6] предполагала построить 3 000 танков, США 23 365, Германия 1000, Италия 100. В общем на 1919 г. предусматривалось построить до 30 000 танков, но в связи с окончанием войны заказы на танки не были выполнены.
К концу войны 1914–1918 гг. генеральные штабы армий большинства стран, изучая опыт применения танков, стали приходить к выводу о возможности использовать танки не только для прорыва переднего края и действий в ближайшей (батальонной) глубине обороны противника, но и для сопровождения пехоты на более значительную глубину с целью овладения тыловой полосой обороняющегося соединения.
Кроме того, опыт применения танков показал возможность использования их для развития тактического прорыва фронта укрепленной полосы противника до размеров оперативного масштаба.
Это намечалось осуществить вводом в образовавшийся прорыв заранее подготовленной значительной массы танков с целью уничтожения оперативных резервов противника. Больше того, появилась возможность применять танки для обхода открытых или слабо обеспеченных флангов обороняющегося противника и даже выхода на его тылы. Такой маневр танков совместно с наступающими с фронта частями создавал благоприятные условия для окружения обороняющегося противника.
Наконец, пришли к выводу о возможности применять танки совместно с кавалерийскими соединениями и соединениями, моторизованной пехоты для выполнения самостоятельных оперативных задач в маневренных условиях войны (срыв сосредоточения и развертывания армий противника в первоначальный период войны, обеспечение флангов армии и т. д.).
Таким образом, опыт мировой войны показал, что танки можно применять в составе боевых порядков общевойсковых соединений и для самостоятельных действий.
Такое широкое использование танков заставило создать новые типы боевых машин и улучшить их боевые свойства.
Было создано четыре основных типа танков: три для совместных действий с общевойсковыми соединениями (малый, легкий и тяжелый танки) и один для самостоятельных действий (легкий танк с большим радиусом действия и большой скоростью движения).
Вопрос неуязвимости решался соответственно каждому типу этих машин: для малого танка малым габаритом и относительно большой скоростью движения; для легкого танка (сопровождения пехоты) толщиной брони и способностью преодолевать препятствия обычного полевого типа; для легкого танка, применяемого для самостоятельных действий, высокой скоростью движения и, наконец, для тяжелого толщиной и качеством брони, а также способностью преодолевать более значительные, чем полевые, препятствия.
Возможности применения танков, естественно, отразились и на формах их организационного объединения. Были оставлены сформированные еще во время войны 1914–1918 гг. отдельные танковые [7] батальоны (малых, легких и тяжелых танков), иногда сводимые в бригады по три однотипных батальона в каждой. Эти танковые батальоны или бригады предназначались для количественного и качественного усиления общевойсковых соединений. Для выполнения самостоятельных задач были созданы танковые соединения (англичанами в 1927 г. «броневое соединение»), имевшие в своем составе два-три танковых батальона, моторизованный стрелково-пулеметный (или пулеметный) батальон, одну-три механизированные или моторизованные батареи легкой артиллерии, батальоны разведки, связи и боевого обеспечения, а также ремонтно-восстановительный и автотранспортный батальоны. Эти организационные формы с некоторыми изменениями (отдельные танковые полки, мощные мотомехдивизии) по существу сохранились и до настоящего времени.
Наша Рабоче-Крестьянская Красная Армия в первое время героической борьбы с интервентами и белогвардейцами танков не имела, и первые танковые части были сформированы из захваченных у белых 100 танков.
По окончании гражданской войны, в 1920 г., трудящиеся Страны Советов, охваченные энтузиазмом строительства своего государства и его вооруженных сил, создали свои легкие танки, известные под названием «русский Рено» (вооружение танка 37-мм пушка или пулемет; толщина брони до 16 мм; средняя скорость до 8 км/час).
В дальнейшем началось проектирование различных типов машин, а с осуществлением первой сталинской пятилетки была создана могущественная база для танкостроения.
«...из страны слабой и не подготовленной к обороне Советский Союз превратился в страну могучую в смысле обороноспособности, В страну, готовую ко всяким случайностям, в страну, способную производить в массовом масштабе все современные орудия обороны и снабдить ими свою армию в случае нападения извне» (Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 375).
Ныне, на основе двух блестяще осуществленных сталинских пятилеток и столь же успешно осуществляемого третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, Рабоче-Крестьянская Красная Армия, оснащенная всеми видами техники, в том числе и танками, является в полном смысле слова сильнейшей механизированной современной армией мира.
Народный комиссар обороны маршал Советского Союза товарищ Ворошилов в своем докладе на внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета так охарактеризовал техническое оснащение Красной Армии:
«Сравнивая прогресс боевой техники Красной Армии и Военно-Морского Флота за девять лет, мы получаем следующую картину:По танкам было в 1930 г. 100%, ныне мне даже неловко называть цифру, поэтому я не проценты назову, а скажу, [8] во сколько раз произошло увеличение, мы имеем танков в 43 раза больше. (Бурные, продолжительные аплодисменты. Возглас из зала: «Да здравствует партия Ленина Сталина! Ура, товарищи!» Бурные аплодисменты.)
По самолетам в 1930 году 100%, теперь 656%, т.е. рост в 6,5 раза.
По артиллерии тяжелой, средней и легкой было 100% в 1930 году, ныне 692%, или почти в 7 раз больше.
Мелкокалиберной противотанковой и танковой артиллерии против 100% в 1930 году ныне мы имеем больше в 70 раз. (Аплодисменты.)
Пулеметов ручных и станковых вместо 100% в 1930 г. имеем сейчас 539%, или почти в 5,5 раза больше.
Механических лошадиных сил на одного бойца в 1930 г. при той численности мы имели 3,07. В настоящее время при увеличении Численности, как я уже сказал, больше, чем в 3,5 раза, мы имеем полных 13 лошадиных сил на одного бойца. (Аплодисменты.)
В своей речи, посвященной ХХ-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота, товарищ Ворошилов сказал:
«К данному моменту мы имеем довольно приличные в количественном и качественном отношений мотомеханизированные и танковые войска.Личный состав этих войск в отношении знания своей техники и выносливости на всех учениях и маневрах неизменно показывает себя достойным вверенного им этого мощного оружия. Доблестные танкисты владеют своими танками превосходно, нередко прямо художественно, знают и любят свое дело...»
С появлением на полях сражений танков возникли средства, способы и меры борьбы с ними, т. е. возникла противотанковая оборона (ПТО).
Уже в сражении при Камбре (ноябрь 1917 г.) с участием большого количества танков немцы построили в своей укрепленной полосе противотанковые рвы и несколько рядов; при этом рвы были шириной в 5 м, т.е. как раз такого размера, который не преодолевался бесхвостыми танками марки IV.
После удачного применения против танков отдельных орудий полевой артиллерии под Камбре немцы стали систематически и организованно использовать их во всех последующих сражениях. Обычным стало также применять огонь пулеметов по щелям танков. Позднее к этим способам и средствам борьбы против танков прибавилось применение связок ручных гранат, подбрасываемых под гусеницы. Далее, к лету 1918 г., против танков были применены 13-мм ружья с бронебойными пулями.
Конечно, вся эта противотанковая оборона в своем объеме и организации далеко отстает от того, что имеется в этой области [9] сейчас, но в то время она, безусловно, соответствовала качеству применявшихся танков.
Танки во время мировой войны 1914–1918 гг. были и до настоящего времени остались неизменным средством сопровождения пехоты. Больше того, стала осуществляться идея создания танковых соединений для выполнения самостоятельных задач. С послевоенным возрастанием значения танков в системе вооруженных сил государств исключительное значение стала приобретать противотанковая оборона.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия, насыщенная в достаточном количестве высококачественными танками, располагает и могущественными средствами противотанковой обороны.
Применяемые в противотанковой обороне все виды препятствий и средства подразделяются на естественные (рельеф, водные пространства, насаждения и т. д.), искусственные, создаваемые в результате инженерного усиления местности и разрушения сооружений (устройство рвов, эскарпов, баррикад, дефиле, заболачивание местности, порча мостов и т. д.), и огневые (противотанковые орудия, орудия полевой артиллерии, минометы, пулеметы, огнеметы, мины, танки, авиабомбы и т. д.).
Каждое из указанных видов и средств противотанковой обороны имеет свою тактическую ценность.
Первые (естественные препятствия) выгодны в смысле экономии сил, средств и времени, но они не всегда имеются на желаемом фронте или направлении и не всегда бывают необходимой протяженности (по фронту и в глубину).
Вторые (искусственные препятствия) требуют для их устройства значительных сил, средств и времени.
Третьи (огневые средства) отличаются подвижностью, наибольшим воздействием на противника и постоянной готовностью к бою.
Однако наибольшую эффективность противотанковая оборона приобретает при умелом сочетании всех перечисленных средств.
В целях наибольшей сопротивляемости пехота (конница), как правило, эшелонирует противотанковые средства в глубину своих боевых и походных порядков, насыщая ими в первую, очередь подразделения, части, расположенные или движущиеся на наиболее танкоопасном направлении.
Кроме того, из подвижных (самоходных) противотанковых орудий, а иногда и танков создается резерв, усиливаемый саперными и химическими подразделениями. Основные задачи этого резерва: усиление, в случае необходимости, противотанковой сопротивляемости первых эшелонов боевых порядков пехоты (конницы); борьба с прорвавшимися танками противника на подступах к своей артиллерии с целью ее сохранения и тем самым создания условия непрерывности ее огневого воздействия на противника и, наконец, борьба с танками противника, прорвавшимися ко вторым эшелонам или резерву.
Преодоление танками различного рода противотанковых препятствий возможно всегда при условии установления разведкой местонахождения препятствий и определения их характера и размеров. [10]
Основные свойства танковых войск
Бронеавтомобиль и танк в своей технической основе одна и та же бронированная самодвижущаяся повозка, но с разными движителями, которые, по существу, и определяют условия их применения.
В настоящее время, с появлением колесно-гусеничного танка и такого же бронеавтомобиля, как бы стирается грань между этими боевыми машинами; однако для танка основным движителем остается гусеничный, а для бронеавтомобиля колесный.
Широко распространенное понятие «автобронетанковые войска» охватывает подвижные войсковые соединения, части и подразделения, основным средством борьбы которых являются танки или бронеавтомобили. Отсюда войсковые соединения, части и подразделения, имеющие основой вооружения танки или бронеавтомобили, соответственно называются танковыми или автоброневыми.
Таким образом, понятие автобронетанковые войска объединяет танковые и автоброневые войска.
Механизированные войска понятие, обобщающее все подвижные войсковые организации, которые используют механический способ передвижения не только для подхода к полю боя, но и в самом бою. Поэтому это понятие охватывает не только автоброневые и танковые войсковые организации, как одну из разновидностей механизированных войск, но и артиллерийские (самоходная артиллерия), бронепоездные и т. д.
Подразделения, части и соединения войск, использующие колесные или гусеничные машины с механическим двигателем только для передвижения, но ведущие бой вне машин, называются моторизованными.
Так, например, стрелковая рота, батальон, полк, дивизия, использующие штатный колесный или гусеничный транспорт для передвижения, являются моторизованными.
Подразделения и части артиллерии, в которых орудия возятся механическими тягачами (колесными или гусеничными), также являются моторизованными.
Следует иметь в виду, что понятия «моторизация», «механизация» или «мотомеханизация» часто применяются, и совершенно правильно, когда имеется в виду оснащение армии моторами или различными механизмами.
За основу классификации средств борьбы принимается признак, определяющий их способность выполнять те или иные боевые задачи.
Необходимость классификации современных боевых машин (танков и бронеавтомобилей) возникает в силу большого разнообразия их типов и различного их использования. В начальный период мировой войны, когда танки были однообразны по своей конструкции, за основу классификации был принят их размер. Позднее, с увеличением числа танков различных конструкций, а следовательно и типов, стали использовать иные [11] признаки, например вес танка (легкий танк, средний, тяжелый и т.д.), а затем боевое предназначение (танк-разведчик, танк-истребитель, танк прорыва и т.д.) и даже скорость его движения (быстроходный танк).
В настоящее время за основу классификации боевых машин принят их вес, являющийся собирательный признаком, вскрывающим их ударную силу (масса), подвижность (большой вес большой мощности мотор, большая длина), неуязвимость (большой или малый вес определяет толщину брони), вооруженность (малый вес малое орудие пулемет, большой вес большое орудие пушка) и т.д.
Но один вес боевой машины еще не дает полного представления о ее возможностях. Поэтому возникает необходимость к этому признаку присоединить другой, определяющий и огневую силу танка или бронеавтомобиля.
В настоящее время боевые машины танковых войск классифицируются так.
Танки:
1) малый танк, пулеметный весом до 5 т, вооруженный только пулеметами (один или два);
2) легкий танк, пушечный весом до 15 т, имеющий на вооружении одну малокалиберную пушку и пулемет или пулеметы;
3) средний танк, пушечный весом до 30 т, имеющий на вооружении пушку крупного калибра и пулеметы;
4) тяжелый танк, многопушечный весом свыше 30т, имеющий на вооружении несколько орудий (два пять) разных калибров и пулеметы;
5) специальные танки (обеспечивающие в основном действия боевых машин): артиллерийские, саперные, мостовые, штабные, радио, снабжения, десантные.
Бронеавтомобили:
1) легкий бронеавтомобиль, пулеметный весом до 7 т, вооруженный одним или двумя пулеметами;
2) тяжелый бронеавтомобиль, пушечный весом до 12 т, вооруженный одной малокалиберной пушкой (20–57-мм) и пулеметами.
На каждый из приведенных типов танков возлагаются задачи в соответствии с задачами войск, на вооружении которых они состоят.
Малый танк (может быть плавающим) по большей части предназначается для ведения разведки от общевойсковых частей и соединений и используется для формирования танковых или усиления общевойсковых разведывательных подразделений.
Малый танк используется также как средство связи и для транспортировки противотанковых орудий.
В подвижных формах боя малые танки могут применяться и для усиления пехоты и конницы. Не исключена возможность применения их в наступлении на остановившегося и перешедшего к обороне противника (кроме позиционных условий), но только после [12] прорыва переднего края оборонительной полосы и под прикрытием легких пушечных танков. Применение малых танков возможно и в различных формах обороны, а также при форсировании рек.
Легкий танк по своим боевым свойствам является основным средством танкового усиления пехоты (конницы) во всех видах общевойскового боя. Он же состоит на вооружении самостоятельных танковых соединений и танковых частей общевойсковых соединений (пехоты и конницы). Используется этот танк и для формирования разведывательных подразделений и частей самостоятельных танковых соединений.
На шасси легкого танка монтируются полевые орудия, предназначенные для сопровождения атаки танков, а также и другие специальные вспомогательные машины (саперные, радио и т. д.).
Средний и тяжелый танки применяются в составе общевойсковых соединений для прорыва сильно укрепленной оборонительной полосы и атаки укрепленных районов противника. Формируемые из них танковые соединения предназначаются только для качественного усиления пехоты при выполнении ею указанных выше задач.
Легкие и тяжелые бронеавтомобили применяются как средство борьбы и боевого обеспечения (разведка) в благоприятной для их действий обстановке.
В танковых частях и соединениях из бронеавтомобилей формируются разведывательные подразделения и части.
Танковые войска обладают следующими характерными свойствами:
1) высокой подвижностью;
2) мощным огнем с места, с коротких остановок и с хода;
3) большой ударной силой, приобретаемой за счет движения и веса;
4) неуязвимостью для обычного ружейно-пулеметного огня и осколков снарядов легкой артиллерии.
Подвижность танковых войск понятие оперативно-тактическое, определяющее их способность, двигаясь к объектам атаки по дорогам и вне дорог, преодолевать препятствия, не прикрытые и прикрытые огнем противника.
Подвижность танковых войск приобретается за счет мощности гусеничного движителя, мощности мотора и запаса горючего, которыми располагают находящиеся на их вооружении боевые машины.
Высокая подвижность танковых войск в наибольшей степени обеспечивает их успешное взаимодействие с пехотой (конницей).
Техническими признаками подвижности танковых войск являются их способность преодолевать препятствия, скорость движения, радиус действия. Одним из этих признаков скоростью движения измеряется самая подвижность.
Подвижность танковых войск может быть подразделена на тактическую и оперативную. [13]
Подвижность, проявляемая танковыми войсками на поле боя, называется тактической.
Степень тактической подвижности танковых войск зависит не только от высоких конструктивных данных боевых машин, но и от огня поддерживающей артиллерии, которая обеспечивает им (подавлением противотанковых орудий и иных огневых средств противника) преодоление препятствий и сближение с объектами атаки, а также от темпа продвижения пехоты.
Подвижность, проявляемая танковыми войсками в операции, называется оперативной.
Скорость движения танковых войск понятие техническое, определяемое расстоянием, проходимым подразделением, частью или соединением в единицу времени. Для удобства расчетов различают маршевую и боевую скорости.
Маршевая скорость скорость движения танковых войск в походных порядках. Средняя маршевая скорость определяется состоянием маршрута, погоды, а также временем суток и года.
Боевая скорость скорость движения танковых войск в предбоевых и боевых порядках.
Максимальной скоростью движения называется скорость, допускаемая техническими возможностями данной боевой машины при всех благоприятных условиях дороги, погоды, времени суток и года.
Мощный огонь танков определяется их способностью с ближних дистанций поражать артиллерийским и пулеметным огнем с места, при остановке движения и с хода любые цели.
Как правило, выход танковых подразделений или частей к объектам атаки обеспечивается огнем сопровождающей или поддерживающей их артиллерии.
Действительный артиллерийский огонь танков ведется с дистанции от 1,2 км и ближе по танкам, бронеавтомобилям, противотанковым орудиям, артиллерийским батареям и другим крупным целям противника.
Пулеметный огонь танков ведется по крупным живым целям (войсковая колонна и пр.) с дистанции от 600 м, а по отдельным огневым точкам и небольшим группам войск противника от 400 м и ближе.
Огонь, как правило, ведется:
1) с остановок продолжительностью 30–45 сек. для производства трех-четырех выстрелов из пушки;
2) с коротких остановок продолжительностью 4–6 сек. для производства одного выстрела из пушки или 1–2 очередей из пулемета;
3) с хода; при этом лучшие результаты достигаются на скоростях, не превышающих 12 км/час.
Стрельба с места ведется при обороне, при борьбе с танками и артиллерией противника.
Большая ударная сила танковых войск определяется их способностью уничтожать открыто расположенную живую силу [14] противника, его пулеметы и противотанковые орудия, а также полностью или частично разрушать разного рода противопехотные и противотанковые препятствия.
Эти два свойства мощный огонь на ближних дистанциях и большая ударная сила в своем сочетании обеспечивают танковым подразделениям возможность одновременно использовать огонь и силу удара.
Неуязвимость танковых войск для обычного ружейно-пулеметного огня и осколков снарядов легкой артиллерии достигается за счет толщины и качества брони, формы корпуса боевых машин, а также за счет их большой подвижности.
Для полноты представления о боевых свойствах танковых войск следует иметь в виду и характерные отрицательные свойства, неблагоприятно отражающиеся на их боевой деятельности.
К ним относятся:
1) трудность управления из-за разобщенности командира и подчиненных, командира и штаба, находящихся в разных боевых машинах, и т. п.;
2) уязвимость для огня скорострельных, с большой пробивной способностью и хорошо маскирующихся противотанковых орудий, для прямого попадания снарядов орудий полевой артиллерии и действия специальных противотанковых мин;
3) трудность маскировки на поле боя вследствие больших размеров боевых машин, шума моторов и лязга гусениц;
4) трудность материально-технического обеспечения.
Боевые свойства танковых войск определяют их как активное, резко наступательное средство борьбы.
Основное назначение танковых войск сводится к непрерывному и всемерному содействию пехоте (коннице) в быстрейшем выполнении ею боевых задач с наименьшими потерями.
Танковые войска способствуют повышению темпа продвижения пехоты (конницы) на поле боя. Они являются могущественным средством в борьбе с танками противника, атакующими походные и боевые порядки пехоты (конницы); они же являются одним из средств одновременного подавления походных и боевых порядков противника.
Боевые свойства танковых войск позволяют им выполнять следующие задачи:
1) во взаимодействии с авиацией и конницей (моторизованной пехотой) срывать сосредоточение и развертывание войск противника;
2) прикрывать сосредоточение и развертывание своих войск;
3) выходить на открытый фланг противника и атаковывать его резервы во взаимодействии с авиацией и общевойсковыми соединениями (частями) и этим способствовать скорейшему окружению и уничтожению противника;
4) активными действиями обеспечивать открытый фланг общевойскового соединения (части); [15]
5) во взаимодействии со всеми родами войск, особенно с пехотой (конницей) и артиллерией, способствовать прорыву фронта обороны противника и в последующем развитию этого прорыва из тактического в оперативный;
6) уничтожать противника (перед передним краем оборонительной полосы), изготовившегося к атаке или прорвавшего фронт обороны;
7) преследовать отходящего противника атаками его во фланг и тыл;
8) контратаками и действиями из засад обеспечивать отрыв своих войск от противника и планомерный их отход;
9) обеспечивать действия общевойсковых соединений и частей разведкой противника;
10) отдельными подразделениями нести службу связи между общевойсковыми соединениями и частями.
Большую часть этих задач танковые войска решают в тесном огневом взаимодействии с частями и подразделениями пехоты (конницы); остальные самостоятельно, но в обязательной связи с основным замыслом общевойсковых соединений.
Основным видом действий танковых войск в бою, независимо от их форм и условий возникновения, является наступление, атака того или иного объекта, обязательно обеспечиваемая организованным огнем артиллерии, своей или поддерживающей.
Подход танковых частей и соединений к объекту атаки и последующая атака его должны поддерживаться авиацией.
Организация. Танковые войска, в соответствии с возлагаемыми на них задачами, либо входят в штатный состав общевойсковых частей или соединений, либо представляют собой самостоятельные организации.
Танковые подразделения и части, входящие организационно в состав общевойсковых частей и соединений, называются войсковыми; составляющие самостоятельные организации самостоятельными.
Боевое применение танковых войск
Выше было указано, что противотанковая оборона является одним из важнейших видов обеспечения современного боя. Поэтому танковые войска, учитывая в своей боевой деятельности противотанковую сопротивляемость противника, должны, в свою очередь, максимально использовать мероприятия, парализующие его противотанковую оборону.
Такими мероприятиями являются:
1) выбор местности, благоприятной для действий танков;
2) массированное применение танков на направлении главного удара;
3) обеспечение внезапности;
4) одновременная атака объекта на широком фронте;[16]
5) обеспечение взаимодействия танков с другими родами войск и согласование их действий с действиями соседних частей, действующих на других направлениях;
6) материально-техническое обеспечение танковых войск.
Выбор местности. Правильный выбор направления или полосы для движения танков в атаку является решающим фактором.
Однако следует иметь в виду, что не всегда будут естественные танкодоступные направления или полосы, если они и будут, то противник всегда преградит их искусственными и огневыми противотанковыми средствами. Лучшим выходом из этого положения является тщательное изучение местности системы противотанковой обороны противника, а также принятие необходимых мер по огневому и инженерному обеспечению атаки танков.
Если же на направлении главного удара, где намечается попользовать основную массу танков, местность окажется танконедоступной (естественно или искусственно) и если сил, средств и времени недостаточно, чтобы обеспечить танкам преодоление препятствий, то бывает целесообразно использовать танки на соседних танкодоступных направлениях или применить их после того, как в противотанковой обороне противника будут проделаны проходы.
Во всех случаях необходимо обеспечить преодоление танковыми войсками местности на всю глубину оборонительной полосы. Это обеспечение будет выражаться в оснащении их средствами повышения проходимости, в подготовке местности (подрыв противотанковых препятствий, устройство колонных путей и т. п.), в постановке дымовых завес для прикрытия танков при преодолении препятствий и в сопровождении их огнем артиллерии.
Забота общевойскового командира об успешном преодолении местности танковыми войсками ни в какой мере не освобождает танковых командиров от производства тщательной разведки направлений своих действий (разведорганами, лично, аэрофотосъемкой) и изыскания способов и приемов преодоления труднодоступной местности.
Тренировка танковых войск в преодолении труднодоступной местности в мирное время значительно облегчит эту задачу в условиях боевой действительности.
Массированное применение танков. Необходимость массированного применения танковых войск на направлении главного удара вызывается:
1) глубиной современных походных и боевых порядков;
2) возросшей противотанковой сопротивляемостью войск противника, независимо от их положения и действии;
3) уязвимостью танков для огня современных скорострельных противотанковых орудий;
4) стремлением к одновременному подавлению походных и боевых порядков противника в подвижных формах боя.
Одновременно следует иметь в виду, что изложенному положению ни в какой мере не противоречит применение танков небольшими [17] группами, например в разведке, в охранении, на второстепенном направлении и во всех случаях, когда противник не имеет сильной и организованной обороны и значительного насыщения артиллерией.
Внезапность. Внезапность является одним из решающих факторов, определяющих успешность действия танковых войск.
Внезапность действует ошеломляюще и способствует захвату инициативы и уменьшению потерь. В соответствии с этим командиры (общевойсковые и танковые) должны принимать все зависящие от них меры к обеспечению внезапности применения танков.
К этим мероприятиям относятся:
1) высокая дисциплина всего личного состава, обеспечивающая сохранение в тайне места расположения танковых войск и производимых ими перемещений;
2) использование естественных масок (леса, рощи, населенные пункты, обратные склоны и т. п.), способов и приемов искусственной маскировки (глушение шума моторов полетами авиации или огнем артиллерии, дымопуск, имитация шума моторов на ложных направлениях движения или атаки, уничтожение следов гусениц и т. п.);
3) прикрытие расположения и направления действий танковых войск сильной ПВО и авиацией;
4) запрещение радиостанциям работать на передачу до столкновения с противником;
5) установление времени атаки на рассвете или под прикрытием дымовых завес;
6) применение различных приемов атак, засад;
7) широкое использование различного рода обманных действий.
Одновременность атаки. Под одновременной атакой на широком фронте следует понимать одновременный выход первыми эшелонами танков к объекту атаки на данном направлении или в данной полосе.
Одновременность выхода в атаку на широком фронте дает наименьшие потери, наибольшее воздействие на противника и наибольшую обеспеченность флангов.
Одновременность атаки достигается установлением рубежей во времени и в пространстве.
Ширина фронта атаки, естественно, не может быть беспредельной, и ее размеры в каждом отдельном случае будут определяться некоторыми условиями, как например:
1) количеством предназначенных для атаки танков;
2) шириной полосы танкодоступной местности, где будет совершаться атака или где необходимо содействие и сопровождение пехоты (конницы);
3) величиной и положением объекта атаки;
4) огневыми возможностями выделенной для поддержки атаки артиллерии;
5) удобством управления, когда непосредственное визуальное наблюдение подчиненных командиров за движением машины старшего [18] командира и его сигналами будет определять размеры ширины фронта;
6) необходимостью маневра в процессе атаки;
7) возможностью взаимной огневой поддержки между эшелонами боевого порядка атакующей танковой части;
8) дистанциями и интервалами, обеспечивающими от возможного поражения одновременно одним снарядом двух машин.
В среднем ширина фронта атаки танкового батальона равна 1 000–1 500 м при интервалах между машинами в 30–50 м.
Взаимодействие. Взаимодействие танковых войск с пехотой (конницей), артиллерией, авиацией и другими средствами борьбы является исключительно важным и решающим фактором, определяющим не только успешные действия их, но порой и результат самого боя.
Общевойсковой командир в целях безотказности взаимодействия во все периоды боя, отлично зная боевые свойства танковых войск, должен сообщить танковому командиру основную идею и план своих действий, четко поставить ближайшую задачу и ориентировочно дальнейшую.
Трудность организации взаимодействия в современном бою настоятельно требует знания танковым командиром не только основной идеи, но и плана предстоящих действий общевойскового соединения (части), чтобы быстро восстанавливать часто нарушаемое в бою взаимодействие.
Общевойсковой штаб на основе отличного знания материально-технических возможностей танков, организуя по решению своего командира взаимодействие, обязан всемерно заботиться об их боевом и материально-техническом обеспечении.
Практически взаимодействие достигается правильным расчетом времени и пространства важнейших элементов взаимодействия.
Трудность наблюдения из боевых машин и низкая слышимость в них обязывают общевойсковой штаб устанавливать для взаимодействия простейшие, короткие, ясно наблюдаемые и всеми понимаемые зрительные и звуковые сигналы.
Материально-техническое обеспечение. Успешность действия танковых войск в большей мере, чем какого-либо другого наземного рода войск, зависит от материально-технического обеспечения. Поэтому общевойсковой командир обязан учитывать возможную степень технического напряжения материальной части, физическое состояние экипажей, условия всех видов питания и восстановления боевых машин.