Авиация
После 1918 г. техническая эволюция военного самолета шла чрезвычайно быстро. Необходимо ясно представить себе разницу между техническими данными самолетов того периода и нашей эпохи, чтобы правильно понять и оценить опыт войны в Испании в отношении этого рода оружия.
Приведенные ниже цифры показывают техническое развитие бомбардировочного самолета :
1918 г. | 1936 г. | |
Скорость (в км/час) | 125 | 400 |
Подъем на 4 000 м (в минутах) | 50-55 | 10 |
Потолок (в м) | 4 000-5 000 | 10 000 |
Вес бомб (в кг) | 400-600 | 3 000 |
Радиус действия (в км) | 500 | 3 000-4 200 |
Вооружение | 3 пулемета | 3-5 спаренных пулеметов |
В таблице показаны рекорды 1918 г.
Таким образом, технические данные бомбардировочного самолета к 1936 г. улучшились в отношении основных данных:
скорости больше чем на | 220% |
подъема больше чем на | 350% |
потолка больше чем на | 100% |
бомбовой нагрузки больше чем на | 500% |
радиуса действия больше чем на | 600% |
вооружения больше чем на | 100-175% |
Развитие истребителя было не менее изумительным. С 1918 г. скорость его возросла со 180-200 до 485 км/час, потолок увеличился с 7000 до 12300 м, радиус действия увеличился с 250 до 800 км. Чтобы достигнуть высоты 5000 м, истребителю в 1918 г. нужно было 25-30 мин., в 1936 г. для этого требовалось лишь 6 мин. Самолет 1918 г. был вооружен одним или двумя пулеметами, в 1936-1937 гг. он имел больше четырех пулеметов или даже одну или две пушки и один или два пулемета. [17]
Самолет против самолета
При сравнении бомбардировщика и истребителя прежде всего обращает на себя внимание то, что с 1917 г. превосходство истребителя в скорости значительно уменьшилось. Это соотношение раньше составляло 152:100, а в настоящее время 118: 100.
Превосходство истребителя, которое когда-то было решающим в воздушной тактике, постепенно аннулировано современным бомбардировщиком. Это обстоятельство, нашедшее подтверждение на опыте войны в Испании, значительно уменьшило полезное действие истребителя. Нужно еще учесть, что оборонительное оружие бомбардировщика увеличилось численно по крайней мере в два раза, и в результате лучшего расположения действие его значительно возросло. Устранены мертвые углы, наличие которых прежде вызывало такие большие опасения экипажей тяжелых бомбардировщиков.
Современный бомбардировщик при любых условиях воздушного боя с истребителем не уступит ему, в отличие от того, что наблюдалось в конце мировой войны. Благодаря своей большой скорости, как абсолютной, так и относительной, лишь немного уступающей скорости истребителя, бомбардировщик с несравненно большим успехом, чем прежде, сможет уклониться от боя, если не захочет его принять.
Это радикальное изменение характеризуют следующие цифры. Во время мировой войны в 1918 г. на каждые 5 уничтоженных или выведенных из боя самолетов приходился самое большее один самолет, выведенный из боя или уничтоженный зенитными батареями. Не без оснований генерал Пажеси, исходя из этих цифр, создал свою знаменитую теорию «неловкого»{5}. В настоящее время положение почти диаметрально противоположно. Несмотря на еще не достаточное количество имеющихся у сторон зенитных батарей, число самолетов, сбитых с земли, значительно больше, чем число сбитых в воздушном бою. Это изменение соотношения объясняется, с одной стороны, улучшением качества зенитной артиллерии, с другой оно вызвано увеличением скорости современных самолетов, что все более и более уменьшает возможность нападения одного самолета на другой. [18]
Можно даже сказать, что на практике эти скорости часто делают нападение невозможным. Речь идет в данном случае о самом бое, безразлично, происходит ли он между бомбардировщиком и истребителем, или же между истребителями.
Опыт мировой войны, показавший, что в воздушном бою огонь пулеметов эффективен лишь на расстоянии 100 м, был снова подтвержден в Испании. При условии ведения огня самолетом не по направлению оси это расстояние еще более сокращается.
Самолет, летящий со скоростью 500 км/час, эти 100 м проходит в 0,7 сек. При полете двух самолетов навстречу один другому это время сокращается в два раза до 0,35 сек. Если два самолета летят в одном направлении или оно приблизительно совпадает, то это время увеличивается. Можно считать кругло, что 100 м полета самолета соответствует время в 1 сек., если не учитывать исключительных случаев, когда бомбардировщик может быть атакован совершенно неожиданно с очень небольшого расстояния или с тыла.
Воздушные бои в Испании показали (и это один из наиболее важных уроков, извлеченных из этой войны), что пулемет все больше и больше теряет свое значение оружия воздушного боя.
Пулемет на истребителе должен быть заменен автоматической пушкой. Как показал опыт, огонь этой пушки (обычно 20-мм) становится эффективным приблизительно с дистанции 800 м. Экипажи двух самолетов противников в условиях боя при встрече имеют в своем распоряжении приблизительно 3 сек. Этого времени может быть достаточно, принимая во внимание, что пушка стреляет не ядрами, а фугасными снарядами. В воине в Испании участвовало лишь несколько образцов самолетов, вооруженных пушками. Однако, общее мнение сводится к тому, что огонь этих самолетов, если им удавалось приблизиться к противнику, почти всегда давал хорошие результаты: обычно достаточно бывало одного выстрела, чтобы уничтожить самолет противника или, по меньшей мере, вызвать его немедленную посадку.
Из опыта гражданской войны в Испании для истребительной авиации можно извлечь следующий урок: пулемет в качестве основного вооружения истребителя представляется недостаточным ; он должен быть заменен автоматической пушкой калибром в 20 мм (или приблизительно [19] около этого). Такие стреляющие по направлению оси пушки могут быть дополнены пулеметами.
Следует заметить, что истребитель, вооруженный пушкой, может дать прекрасные результаты и при стрельбе по наземным целям (позиции пехоты, даже позиции артиллерии, а особенно транспорты войск и материальной части).
В заключение приведем мнение ген. Арманго по этому вопросу, совпадающее, за исключением нескольких второстепенных пунктов, с мнением автора этой книги (журнал «Ревю де де Монд», 15/VIII 1937 г.):
«Огонь бомбардировщиков и истребителей при современных скоростях самолетов, за исключением стрельбы по направлению оси, почти невозможен или, во всяком случае, крайне неточен. Скорость, равная скорости истребителя или приближающаяся к ней, хорошая управляемость, небольшой размер самого бомбардировщика и, главным образом, наличие вооружения по оси вот условия, которые защитят бомбардировщик от воздушного и наземного оружия. Самолеты Савойя, Капрони, Юнкерс, недостаточно защищенные, подтверждают это. Германский самолет Дорнье, недавно прибывший, является, наоборот, положительным доказательством приведенного заключения.
Нельзя, однако, утверждать apriori (основанием к этому служат германские, итальянские и французские бомбардировщики), что уже имеется такой же скоростной бомбардировщик, как лучший истребитель. Так как в отношении скорости бомбардировщик требует поддержки истребителя, то нужно полагать, что эти два самолета будут дополнять друг друга в наступлении. Это в течение продолжительного времени не учитывалось нами».
Германские и итальянские самолеты, применявшиеся в войне в Испании
Германский официальный еженедельник «Милитер Вохенблат» (№ 50, 1937 г.) открыто признает, что германские бомбардировщики 1933-1936 гг. (имеется в виду, главным образом, Юнкерс различных образцов) добились в Испании лишь второстепенных успехов.
Германские бомбардировщики уступают бомбардировщикам других армий, относящимся к одному и тому же году изготовления, и иногда значительно{6}. Правда, вполне [20] обоснованно подчеркиваются хорошие летные качества этих самолетов, предназначенных специально для ночных полетов и полетов в плохую погоду.
«Милитер Вохенблат» утверждает, что последние германские истребители («Хейнкель-51» и «Хеншель-123») показали себя с хорошей стороны и являются по меньшей мере равноценными по сравнению с современными истребителями других государств. Однако, по мнению германского эксперта и по единодушному утверждению нейтральных лиц, это верно лишь для высот ниже 4 000 м. Выше 4 000 м положительные свойства германских самолетов быстро теряются и все сильнее проявляется превосходство самолетов той же категории другого происхождения.
Германский специалист упустил одно важное обстоятельство: большие скорости германских и итальянских истребителей были достигнуты в ущерб прочности конструкции их. Почти каждая вынужденная посадка вызывала поломку самолетов этого типа. Особенно выявилась хрупкость этих образцов во время посадок (нормальных или вынужденных) вне аэродрома. Это должно быть отнесено к недостаткам конструкции. Посадки вне аэродрома почти без исключения приводят к аварии самолета и гибели его экипажа.
Типы самолетов обеих сторон, нашедшие применение в гражданской войне в Испании
На стороне ген. Франко:
Бомбардировщики:
«Капрони» (Италия){7} средний бомбардировщик, 280 км/час, 1 000 кг бомб.
«Савойя» (Италия) тяжелый бомбардировщик, 340 км/час, 2 000 кг бомб.
Трехмоторный «Юнкерс» (Германия).
«Дорнье ДО-17» (Германия), двухмоторный самолет, 1900 л. с. [21]
Истребители:
«Фиат» (Италия), 385 км/час.
«Арадо» (Германия), 360 км/час.
«Хейнкель НЕ-51» (Германия), 360 км/час.
«Хеншель Н-123» (Германия), 350 км/час.
«Мессершмидт ME-109» (Германия), 410 км/час, 950 л. с.
На стороне правительства применялись самолеты различных стран, по своим качествам превосходящие самолеты фашистов.
Возникает вследствие этого вопрос: почему воздушное оружие правительства, значительно превосходящее оружие противника, не смогло пока обеспечить своего господства в воздухе против, возможно, численно более сильного, но значительно более слабого с военной точки зрения противника?
Ответ на это дает рассмотрение боевых противовоздушных средств, которыми располагает Франко и которые заслуживают внимания со всех точек зрения. На этих средствах, представляющих собой почти исключительно новейшие германские пушки, мы остановимся несколько позже.
Действия авиации
В своем труде по этому вопросу ген. Арманго пишет{8}: «Авиация мятежников имела решающее значение в борьбе против плохо защищенных военных кораблей и в установлении беспрепятственного сообщения между Марокко и Испанией. Она показала пример действий против корпуса, производящего высадку. Барселонское командование поставило себе целью в августе 1936 г. овладеть островом Майорка, защищавшимся небольшим гарнизоном мятежников. Для этой цели им был выделен корпус в 8000 чел., хорошо вооруженных, но не имевших или почти не имевших истребительной авиации и зенитной артиллерии. Высадка не встретила затруднений, так как сопротивление наземных войск было сломлено. Успех казался обеспеченным. Но мятежники ввели в дело авиацию. Действия ее привели к поражению высадившихся войск и заставили их поспешно отступить (республиканцы все предусмотрели для обеспечения своего успеха, за исключением зенитных пушек).
Правительственной авиации также представился благоприятный случай для успешного вмешательства против массированного нападения танков, и она сыграла также крупную [22] роль в контратаке под Гвадалахарой, которая спасла Мадрид от окружения.
Действия авиации мятежников на Бискайском фронте показали мощь авиации и ее способность добиться решающего успеха в сражении в том случае, если ей не противодействует сильная авиация противника или его противовоздушная оборона. Первые молниеносные атаки были, бесспорно, в значительной степени обязаны своим успехом авиации. Авиация сделала возможным окончательный прорыв железного кольца под Бильбао. Но только на Мадридском фронте, где обе стороны имеют многочисленную и приблизительно равную авиацию, противовоздушная оборона нашла себе настоящее применение. Здесь авиация действует активно, как действенное оружие боя, на передовых линиях и против резервов, несмотря на то, что это связано с большими потерями для нее в обоих случаях. Речь идет о массированных действиях, о группе приблизительно в 100 самолетов, повторяющей свои операции по нескольку раз в день и сильно влияющей на ход наземного боя. Этот факт имеет очень большое значение: в то время как немцы подготавливают свою авиацию для массированного вмешательства в сухопутное сражение, в других странах, в том числе и во Франции, господствует мнение, что мощность наземного огня не позволит авиации осуществить это вмешательство в рамках сухопутного боя (правда, очень широких в настоящее время)».
Ген. Ниссель дополняет приведенное мнение следующим: «Авиация весьма эффективно вмешивалась в бой сухопутных войск. В частности, в условиях действий их в горах она эффективно бомбардировала такие объекты, обстрел которых не могла произвести наземная артиллерия из-за характера местности. Наоборот, бомбардировка авиацией городов, находившихся в тылу, хотя и вызывала иногда сильные потери, тем не менее не давала значительных результатов»{9}.
Эффективность воздушной бомбардировки
В наступательной и оборонительной войне и при проведении карательных экспедиций на долю авиации выпадает теперь самая крупная роль. В настоящее время это положение серьезно уже не оспаривается; мнения расходятся лишь в вопросе степени эффективности применения авиации: с [23] одной стороны, часто встречаются совершенно фантастические преувеличения, с другой нередко умаляется значение воздушных операций, в частности бомбардировки.
Такое расхождение во взглядах не представляется необъяснимым. Армия и флот имеют многовековые традиции. Если оставить в стороне влияние неожиданных технических изобретений, вносивших в свое время революцию в боевую деятельность армии, а также изменения, вызванные реорганизациями, то эволюция армии и флота была беспрерывной и органической; она проходила, если можно так выразиться, совершенно спокойно, направляемая всегда новым опытом войны.
Путь авиации был иным.
Тридцать пять лет тому назад самолет лишь начал прокладывать себе дорогу, и только спустя пять лет после этого в военных кругах начали осторожно и не без недоверия заниматься этим оружием. Двадцать пять лет тому назад началась мировая война. Мы не можем представить ее себе без авиации.
Эта война не только принесла признание самолета как первоклассного оружия, но она способствовала сильному его развитию: самолет 1918 г. почти ничего общего не имеет с самолетом 1914 г. Ни перемирие, ни мир не остановили дальнейшего развития этого оружия: отношение скорости бомбардировщика 1918 г. к скорости бомбардировщика 1936 г. выражается отношением 1 : 3,8; бомбовая нагрузка бомбардировщиков выражается соответственно отношением 1 : 6, радиус действия 1 : 8.
Пулемет 1936 г., полевая пушка 1936 г., ручная граната 1936 г. являются лишь развитием и усовершенствованием такого же оружия 1918 г.
Совершенно иначе обстоит дело в отношении самолетов. Самолет 1936 г. не представляет собой ни развития, ни усовершенствования самолета 1918 г. Это нечто совершенно новое, коренным образом отличающееся от прежнего типа.
Каковы же свойства этого нового самолета, отличающегося от прежних и, в частности, от самолета-бомбардировщика, бесспорно принадлежащего к самой сильной категории? Опыт абиссинской войны представляется односторонним, поскольку авиация действовала против не равно вооруженного противника, и потому он не может дать нам ценных уроков. В этом отношении гораздо большее значение имеет опыт гражданской войны в Испании. Этот опыт показал, что возможности самолета, повидимому, так же далеки [24] от утопических взглядов сторонников самостоятельной воздушной войны{10}, как и от строгих догм консерваторов, отводящих самолету лишь скромную роль второстепенного, вспомогательного оружия.
Гражданская война в Испании выявила огромные возможности современного самолета. Вместе с тем она в значительной степени подорвала теорию тотальной воздушной войны, значение которой оказалось сильно преувеличенным. Война в Испании на живых примерах показала, что даже перед лицом массированных и сосредоточенных воздушных атак моральное сопротивление населения (например, при бомбардировке Мадрида) значительно сильнее, чем обычно об этом думали до сих пор. Не только Мадрид, но и Герника дает нам в этом отношении ценный урок. Маленький цветущий город был разрушен в несколько десятков минут новейшими самолетами иностранного происхождения с помощью разрывных и зажигательных бомб. И все же дух основной массы населения не был сломлен.
Поэтому, если хотим избежать неправильных и рискованных выводов, мы не должны допустить ни недооценки, ни, особенно, переоценки в вопросе возможностей авиации. На большой период времени нужно считать совершенно нереальными утверждения таких фанатиков, как Геринг, о том, что война может быть закончена в несколько часов, или же предсказания германских и итальянских последователей ген. Дуэ, заявляющих, что войну можно закончить в несколько дней или несколько недель. Воздушная война в Испании показала, что окончательный исход ее будет решен наземными войсками, а не авиацией. Первенствующая роль остается за пехотой. Авиация, даже бомбардировочная, играет роль вспомогательного и подчиненного оружия. Конечно, авиация является чрезвычайно важным, эффективным и незаменимым, однако, только вспомогательным оружием.
Техника воздушной бомбардировки
В процессе многочисленных бомбардировок, имевших место в Испании, выявилось, что точность бомбометания, в частности по военным объектам, является весьма относительной. Это в равной степени можно сказать и об иностранных самолетах, экипажи которых были прекрасно [25] обучены. Даже снижаясь до высоты в 300 м, бомбардировщик не всегда мог достичь хороших результатов бомбометания. Это становится понятным, если принять во внимание, что быстрота атаки бомбардировщика возросла по сравнению с 1918 г. в круглых цифрах на 220%. Если самолет, летящий со скоростью 360 км/час, сбросит бомбу с высоты 30 м, то она упадет на расстоянии 247 м по горизонтальной линии. Другими словами, даже с небольшой высоты в 30 м бомба должна быть сброшена на расстоянии приблизительно 250 м до цели.
Если самолет опустился на высоту 10 м, бомба должна быть сброшена на расстоянии 145 м до цели. Определить наглаз это расстояние, быстро возрастающее по мере увеличения высоты самолета, даже в том случае, если бомбы будут сбрасываться серийно и если самолет имеет наилучшие приборы, трудно. Помимо этого, риск бомбардировки с такой высоты слишком велик, чтобы можно было хотя бы до некоторой степени оправдать его.
Эффективная бомбардировка специальных и небольших объектов может быть достигнута лишь способом бомбометания с пикирования. В этом случае самолет подходит к цели на большой высоте, потом пикирует на нее под углом до 60° с невыключенным мотором, бомба сбрасывается с очень небольшой высоты и сразу же после выхода из пике. Вследствие огромных скоростей (до 600 км/час и больше) трудно подбить самолет, даже из легкой скорострельной пушки или пулемета. При пикирующей бомбардировке самолет только несколько секунд находится в опасной зоне. Наконец, пикирующая бомбардировка почти всегда бывает внезапной.
Этот способ, применявшийся в некоторых случаях республиканскими летчиками, обычно имел успех. Правда, он требует наличия больших способностей у летчика. Насколько известно, самолеты ген. Франко не применяли до сих пор способа пикирующей бомбардировки. Повидимому, ни германские, ни итальянские самолеты не обладают достаточными данными, чтобы преодолеть трудности этого способа.
Обычная бомбардировка не имела успеха ни у одной из сторон или, по крайней мере, не достигала ожидаемых результатов, когда объекты ее были длиной меньше 500 или 600 м и шириной от 150 до 200 м. Бомбардировка мостов к югу и юго-западу от Мадрида или батарей, находившихся на позициях, давала почти полностью отрицательные результаты даже тогда, когда она производилась с высоты нескольких сот метров. [26]
Бомбардировка целей со значительной или очень большой площадью поверхности давала прекрасные результаты. Бомбардировщик доказал, что в таких случаях он, по меньшей мере, равноценен артиллерии, а часто и превосходит ее. Однако, более чем сомнительно, чтобы расчеты, произведенные на основании опыта во время методического разрушения Мадрида, соответствовали действительности. Согласно этим расчетам, чтобы разрушить площадь города в 10000 кв. м, потребовалось бы от 2 до 3 т взрывчатых веществ, что представляется явно недостаточным.
По разрушительному действию наиболее выгодными оказались средние бомбы, весом в 50 кг (заряд взрывчатых веществ их равен 23-26 кг). Более тяжелые, бомбы, помимо невозможности поднять большое количество их самолетом, далеко не оправдали возлагавшихся на них надежд. Эффективность действия бомбы не увеличивается пропорционально общему ее весу или заряду взрывчатых веществ в ней. Так, например, 50-кг бомба проникает в железобетон на 50 см, бомба в 100 кг пробивает железобетон только на 52 см, бомбы в 20 раз тяжелее 50-кг, в 1 000 кг, проникают в железобетон только на 1 м 8 см. Таким образом, 20 бомб, весом в 50 кг каждая (следовательно, общим весом в 1 000 кг), вызовут большее разрушение, чем одна бомба в 1 000 кг. Кроме того, одна бомба часто может не попасть в цель, тогда как при 20 бомбах шансы попадания несравненно больше. Наконец, следует помнить, что действие бомбы по ширине не возрастает даже приблизительно в тех пропорциях, в каких возрастает ее вес.
Опыт гражданской войны в Испании, особенно опыт, полученный на Мадридском участке фронта, подтверждает это.
Газовые или зажигательные бомбы, которые при взрыве вызывают температуру до 3000°, не нашли применения в республиканской армии. В армии генерала Франко ими пользовались в начале войны сравнительно редко, а затем стали применять их в большом количестве. Автор этой книги не располагает достоверными сведениями относительно результатов атак такого рода. [27]